Иоанн же совершенство церкви видит в ее «делах». В очах Божьих состояние церкви в Сардах отнюдь не свидетельствует о ее совершенстве. Христианам не просто чего-то недостает, но они, будучи «близкими к смерти» – а именно так описано их религиозное состояние, – должны радикально покаяться, то есть обратиться. Поэтому церкви направлено настоятельное требование: «Бодрствуй!» Здесь бодрствование означает жизнь, а сон означает смерть. Церковь должна проснуться и бодрствовать, ибо приближается Судья. Это напоминает высказывания раннехристианской эсхатологической традиции ( Мф.24:43–44 ; Мк.13:35 ; Лк.12:39–40 ; 1Фес.5:6 ; Рим.13:11–12 ; 1Пет.5:8 ). Из той же традиции происходит образ «татя» (вора, грабителя) как символа внезапности: «Я найду на тебя, как тать» ( Откр.3:3 ). Итак «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти!» Очевидно, этот призыв направлен к тем добросовестным членам церкви, которые должны заботиться о том, чтобы утверждены были и «прочие», то есть те, которые, кажется, вот-вот умрут. Но представлено все это во втором лице – «ты», то есть распоряжения отдаются «Ангелу церкви», как бы ответственному за нее. В стихе Откр.3:3 говорится о том, в какой форме должно происходить пробуждение и бодрствование. Церковь должна вспомнить свое начало: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (ср. также Откр.2:5 ). Ведь есть опасность потерять первоначально принятые спасительные дары Благовестил («что ты принял и слышал»). Этими принятыми дарами христиане были взяты в общение с Христом. Именно их следует держаться («хранить»). Но это возможно только через обновление жизни, то есть через покаяние. Речь идет, судя по общему смыслу, о соблюдении однажды принятых норм христианской нравственности. Если христиане не обратятся, Христос их застанет врасплох, «как тать», ибо они не знают, в какой час Он придет. Оттого и необходимо бодрствование, которое убережет от внезапного эсхатологического наказания. Однако не все так плохо в Сардийской церкви. В ней есть проблески света: те люди, которые живут согласно воспринятому некогда спасительному дару.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

а) Промысл Божий обнимает всю вселенную и нашу землю со всеми ее силами и законами, — весь строй и порядок мировой жизни. Откровение учит, что Бог, как Творец, есть Господь неба и земли (Мф 11, 25), верховный Царь и Владыка вселенной. В руце Божией еси концы земли и высоты гор Того суть (Пс 94, 3–4; сн. 92, 1; 95, 10). Поэтому все во вселенной совершается по определениям воли Божией, как воли ее верховного Царя и Владыки. Тебе, Господи, величество и сила, — исповедует царь Давид, — яко Ты всеми, яже на небеси и на земли, владычествуеши… Ты над всеми начальстеуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар 29, 11–12). Он творит все, угодное Ему на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс 134, 6; ср. 113, 11–12). Отсюда, — происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, солнце Свое сияет…, и дождить на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45), сено сельное, суще днесь… одевает (6, 30), указывает путь для молнии громоносной (Иов 28, 26; 38, 25, 35), изводит ветры от сокровищ своих (Пс 134, 7) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла ο человеке, — служат целям нравственного мироправления Божия. Поэтому не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и и град, снег, голоть, дух бурен творят слово Его (Пс 148, 8; сн. Сир 39, 36). Он творит ангелы Своя духи (ветры) и слуги Своя пламень огненный (Пс 103, 4). Господь одожди на Содом и Гоморр жупел (серу) и огнь от Господа с небесе, которыми были истреблены эти города (Быт 19, 4–25). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп — Быт 3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытии царства славы — Рим 8, 19–22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Потом пророк порицает тех, которые из-за личных своекорыстных целей слушают слова пророчества, но неисполняют их. Когда иполнятся слова пророка, тогда они увидят, что среди их есть пророк ( Иез.33:30–33 ). Пастыри (цари) израилевы будут наказаны, потому что они не пасут народ, но своекорыстно собирают его и губят, за это они будут лишены своего сана ( Иез.34:1–10 ), Господь Сам некогда возмет свое стадо, соберет рассеяных и приведет к Доброму пастырю в их землю; Он отделит худых овец от добрых и последних оградит от первых ( Иез.34:17–21 ). Наконец, господь восставит пастырем Израиля раба своего Давида, и Израиль будет при нем жить в мире и счастии ( Иез.34:22–31 ). В противоположность счастливому состоянию земли израильской, тогда на земле эдомской будет тяготеть вечное проклятие, потому что эдомляне во время бедствий Израиля обнаружили к нему свою вечную, смертельную ненависть, вторгались в израильскую землю и порицали Господа. За это им будет воздано. Идумея обратится в пустыню, между тем как Израиль воскреснет ( Иез.35:1–15 ). Торжествующая радость врагов народа Божия о погибели его и вторжения их в наследие народа Божия получит свой конец, ибо Израиль снова получает во владение свое наследие и это наследие будет благословенно ( Иез.36:1–12 ), особенно многочисленностью жителей ( Иез.36:13–15 ). Так как Израиль осквернил свою землю своими грехами, то за это будет исторгнут из нее; но чтобы язычники не бесчестили имени Господня, увидевши как Он исторгает свой народ, то Он снова возвратит его, очистивши его наперед и обновивши. Тогда израильтяне снова будут Его народом, и Он их Богом, благословляющим их ( Иез.36:16–31 ср. Рим.2:24 ). Воспоминая о своих тяжелых грехах, они все это признают незаслуженною милостью, именно что Господь, разрушивши народ, снова воссозидает его и снова населяет опустелые города ( Иез.36:32–39 ). Наконец, Господь показывает пророку в видении поле полное костей. Пред взором пророка, кости эти соединяются по своим составам и оживают; так и дом Израилев воскреснет от смерти к жизни, чтобы возвратиться в свое наследие ( Иез.37:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Нам и сейчас порой хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на молитву. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через рассматривание природных катаклизмов (ср.: Рим. 1: 20), пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываясь в мироточивые иконы, желаем на себе ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам. Но хотя мы можем приблизиться к Святой Земле, где ступала нога Спасителя, мы не можем увидеть Христа своими глазами и вложить в Его раны свои руки. Христос не является нам в телесном облике, через апостольских преемников не творятся чудеса. Как можем мы умножить веру, как нам не колебаться? Чтобы не колебаться в вере, апостол Павел предлагает такие средства: терпеть и стоять в вере (см.: Евр. 10: 35–39), стремиться к единству веры и познания Сына Божия (см.: Еф. 4: 13). Это единство веры и знания раскрывается для нас в Божественной литургии. Каждый раз за литургией в Символе веры мы едиными устами исповедуем знание о Сыне Божием, каждый раз в конце литургии мы поем «Видехом Свет истинный», исповедуя обретение истинной веры. Мы видим Его Кровь, истекшую из ребр в чашу святой Евхаристии, мы прикасаемся к Его Телу, вкушаем Его плоть, становясь причастниками Божеского естества. Мы слышим евангельское слово, возвращающее нас во времена апостолов. Литургия, богослужение восьмого дня, преодолевает время, она позволяет нам увидеть чудо преложения Святых Даров и прикоснуться ко Христу. Опыт причастия за литургией оставляет в стороне слово «вера». Переживая опыт Богообщения, мы не спрашиваем себя каждую секунду: верую ли я сейчас? Когда мы плывем по волнам литургии, мы с Богом пребываем и Бог пребывает в нас. Но когда мы выходим из храма, когда состояние Богообщения прекращается – тогда нам нужна вера. Это и есть область веры Фомы – мгновение, когда человек понимает, что видения Христа уже нет, но уверенность в Нем еще здесь. Поэтому «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Эти слова Христос обращает не к Фоме, а к нам. Мы не видим Бога, но жажда знаний о Нем нас к Нему притягивает. Мы Бога не слышим, но всматриваемся вокруг: не совершил ли Он того, что мы у него просили. Он – необъятен, непостижим, непознаваем, но мы, как Авраам, можем довериться тому, что Бог Своим обетованиям будет верен.

http://pravoslavie.ru/61440.html

Веруяй в Мя, якоже рече Писание ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ), реки от чрева его истекут воды живы ( Ин. 7:37–38 ). А в этих словах Спасителя под водою разумеются благодатные дары Св. Духа: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его, говорит св. Иоанн (7:39). В таком же, конечно, смысле нужно понимать и рассматриваемые слова пророка, разумея под водою благодатные дары Св. Духа, (подобно тому, как выше – 12:3, 35:6–7), а под вином и туком – духовную пищу, простую, но приятную и самую питательную, именно евангельское учение, 78 это словесное и нелестное млеко, которое по апостолу возращает питающихся им во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Отсюда – купить без серебра, есть и пить воду, вино и тук – значит – получить благодатные дары Св. Духа, усвоить евангельское учение и употреблять их себе во спасение даром, единственно по милости Божией и по вере в искупительные заслуги Иисуса Христа (ср. Рим. 3:24–25 ). 2–3 ст. Раскрывая предыдущую мысль, пророк указывает средство к достижению того, к чему он призывает стремиться, и самое побуждение к этому: таковым средством служит послушание воле Божией, возвещаемой устами пророков, а побуждением – получение великих благ и в частности вечных милостей, обещанных царю Давиду. «Для чего вам (живя в плену) отвешивать (вскую цените) серебро за то, что в сущности не есть хлеб (не в хлебы), и трудовое свое (труд ваш) отдавать за то, что не насыщает (не в сытость) вас» (2 а ст.). Этими словами пророк прежде всего указывает на то, что евреи, находясь в плену, все необходимое для своего существования получали за деньги, а у кого их не было, те за свое пропитание платили трудом или работою. Но и за деньги и труд поработители их часто отпускали им то, что нельзя даже назвать хлебом, ибо не насыщало голодающих. Затем указывая средство к избавлению от нужд и скорбей плена и побуждение к этому, пророк говорит: «Послушайте Меня (пророк говорит от лица Божия) и вы (вместо этого) получите (снесте) блага и душа ваша будет наслаждаться ими (2 b ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Христовам значи: живети Христом и у Христу, свете божанске заповести; зато и примите ову заповест као спасоносну благовест: „живите Бога на свако и у сваком добром делу будите плодни“ ( Кол.1:10 ). И благовест на благовест: „како примисте Христа Исуса онако живите у ( Кол.2:6 ). тиме што ходи као што Господ Христос ходио ( 1Ин.2:6 ). из чудесног и чудотворног и животворног Свог Господ Христос обитава у нама кроз овакву нашу богочовечанску а ову и према и према ми заповести (ср. Ин.15:10 ; Ин.17:26 ; 1Ин.5:3 ; Ин.14:23 ; 1Ин.2:3 ; 1Ин.3:24 ; 1Ин.5:3 ; 2Ин.1:6 ). Покажи ту свету, ту како? – Христа ради у свима подвизима за Господа и за а кроз и за себе: – дуго трпи“ ( 1Кор.13:4 ). Покажи – добротом, – пуна доброте“ ( 1Кор.13:4 ); покажи тиме што си потпуно искоренио завист из душе, – не завиди“ ( 1Кор.13:4 ); покажи тиме што си убио сваку гордост у срцу свом, – се не надима“ ( 1Кор.13:4 ); покажи не ништа што не – не чини што не ( 1Кор.13:5 ); покажи не ништа све као што оно уствари и – не тражи ( 1Кор.13:5 ); покажи тиме што се срдити, – се не срди“ ( 1Кор.13:5 ); покажи тиме што мислити зло, и о злу, – не мисли зло“ ( 1Кор.13:5 ); покажи тиме што се радовати неправди, а се истини, – се не неправди, а се истини“ ( 1Кор.13:6 ); покажи тиме што благодушно сносити све што те – све сноси“ ( 1Кор.13:7 ); покажи тиме што веровати све, – све и – се свему нада“; и – све трпи“; а сврх свега покажи да од сваке смрти, од сваког греха, од сваког покажи да од свега на свету, и и – никад не ни у овом ни у оном свету не и то зато што сва од Бога, сва води к Богу, сва живи Богом: Вечном Истином, Вечном Правдом, Вечним Животом. Она – сва се излива у срца наша Духом Светим; она нас Господа Христа; она нас увек држи у са Светим Духом, а кроз и са свима и тварима; она чини те све у нама и нама од Оца кроз Сина. у Духу Светом (ср. Рим.5:5 ; 1Кор.13:13 ): све у и за све и сва, а за чудесног и Господа Христа, и кроз и за све и сва. Онда, онда, онда – „ко нас раставити од ли или туга? или или глад? или или страх? или мач? као што написано: „За тебе нас вас дан, држе нас као овце су за Али у свему томе Оним нас заволео (δι το γαπσαντος μς=Оним нас 58 насигурно знам да ни смрт, ни живот, ни ни поглаварства, ни силе, ни ни ни висина, ни дубина, ни друга каква твар може нас од у Христу Исусу Господу нашем“ ( Рим.8:35–39 ; ср. 1Кор.15:54–57 ; 2Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010