Стих 8. Закон царский, то же, что выше 1:25: Закон совершен свободы. Это собственно Евангелие, Закон Христов. Он называется совершенным, как ведущий к совершенству; Законом свободы, потому что требует от человека свободной деятельности и освобождает от ига обрядового Закона (Гал. 5:1) и от рабства греху (Ин. 8:32,34); царским, как самым главным в ряду Законом. Если по связи мыслей разуметь здесь только одну заповедь о любви к ближнему, то и тогда мысль Апостола будет совершенно верна, потому что заповедь о любви есть сокращение целого Закона (Мф. 22:39-40).     Стих 10. Иже весь Закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен. Тесная связь всех частных заповедей обширного Закона с заповедью о любви к ближнему делает сразу понятным то, почему нарушитель одной запо­веди становится виновным в нарушении всего Закона: он нарушил заповедь о любви к ближнему.    Далее, по той же тесной связи этой заповеди с заповедью о любви к Богу, не любящий ближняго оказывается нарушителем заповеди и о любви к Богу (Ср. 1 Ин. 4:20).     Стих 12. Законом свободным имущии суд прияти. По какому Закону человек живёт и располагает свою деятельность, по тому и судиться будет. А так как Закон Христов есть Закон свободы, то и Христиане будут судиться только за те дела, который они совершали свободно, не по принуждению и неведению, вопреки своему желанию. И далее, так как Христианский Закон есть вместе и Закон люб­ви, то Христиане и судимы будут главным образом за нарушение Закона любви.     Стих 13. И хвалится милость на суде. Лучшим проявлением любви к ближнему Апостол, следуя указанием Спасителя (Лк. 10:37), считает милость, и потому в ней полагает исполнение Закона и следовательно средство к достижению оправдания на суде. Милостивые помилованы будут (Мф. 5:7; 25:34—35 и далее). Поэтому милость (милостивый) не боится суда; она выше суда (в Русском «милость превозносится над судом»)­над милостивыми нет суда. Выражение относится одинаково и к судье, и к подсудимому.     Стих 14. Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; еда может вера спасти его? Апостол Павел мыслит верою оправдатися челове­ку без дел Закона (Рим. 3:28; Гал. 2:16) и в пример такого оправдания верою приводит того же Авраама, которого Апостол Иаков представляет оправданным делами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

няются ответить, где в Писании запрещается крестить младенцев, так равно и сам миссионер не может указать места с прямою заповедью их крестить. Этим только и объясняется, что для доказательства необходимости крещения младенцев автор на 67 стр. привлекает Деян.10:43, 26, 18 и Рим.3:24 , где речь только о вере оправдывающей; Деян.2:38 и Мк. 16:16 , где не говорится прямо о крещении именно младенцев, а только верующих, – и Ин.3:18–8:21 и 9:41, где речь об осуждении тех неверов, что слышали слово о Христе и сознательно не уверовали. Для той же цели на 72 стр. объявляется греховным рождение „от хотения плоти ( Ин.1:13 ) во время страстных движений в крови родителей“ (между тем у евангелиста прямо не дано такой мысли и для сектантов это совсем неубедительно), – как выражение греховности детей считается то, что они „сердятся (курсив автора) даже“ (в таком виде, без дальнейших пояснений, это доказательство греховности детей встречается с „гневайтесь и не согрешайте“ Ефес.4:26 , ср. Пс.4:5 и с „гневом“ Христа Мк.1:41 , т. е. с гневом как безгрешным проявлением человеческого естества). Приношение детей ко Христу уравнивается с крещением, как таинством оправдывающей или возрождающей веры (стр. 75). Чисто внешний обряд обрезания детей в Ветхом Завете, как внешний знак принадлежности к народу избранному и завета плоти, служить библейским доказательством необходимости крещения детей, как таинства спасающей и возрождающей веры (стр. 76, Катехизис, стр. 34–35). О плоти на 84 стр. говорится: „по природе своей люди все родятся плотскими (курсив автора). А „плоть“, на языке Свящ. Писания, означает греховное начало (курсив автора) в человеке, средоточие всех дурных (курсив автора) его свойств“. А Ин.1:14 „и Слово плоть бысть“? А Адам и Ева до грехопадения? – В Деян.2:38–39 под τεκνοις автор разумеет именно младенцев, а не потомков вообще (стр. 83). Тоже надо сказать о 2Ин.2 . А в 1Ин.2:13 : „я написал вам, дети (соб. детки – παιδια), потому что вы познали Отца“ разве Апостол „написал“ младенцам, не умеющим не только читать, но даже и говорить? и разве Апостол мог о младенцах сказать: „вы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Классификация Стэнли. По словам Стэнли 47 , харизмы распадаются на два класса: 1) харизмы исцелений, в точности соответствующие описанию чудес, совершенных апостолами Петром и Иоанном ( Деян. 3:1–10; 5:12–16; 9:33–42 ), и обстоятельствам, на какие намекает апостол Иаков 5:14–15 ; также ев. Марк 16:18; 2 ) харизмы учения, которые перечисляются у апостола под названиями: «пророки», «учители», «знание», «мудрость». В Деян. апостольских эти последние дары могут только подразумеваться в многочисленных речах, произнесенных апостолами. Но в Матф. 10:20 , Иоан. 16:13 , также в Рим. 12:6–8 , Ефес. 4:7,11 , 1Петр. 4:10–11 ; 1Кор. 7:40 об этих дарах говорится ясно. Из этой классификация не видно, к какому классу следует отнести, напр., «дары вспоможения» и «управления». Они, конечно, не могут быть отнесены к указанному Стэнли второму классу дух. дарований. Классификация Годэ. Годэ распределяет дары, упомянутые в 1Кор. 12:8 и след., на два класса: два первые («слово мудрости» и «слово знания») суть просветительные, а семь последующих (вера, дары исцелений, действия сил, пророчество, различения духов, роды языков, истолкование языков) происходят от сообщения (чудесной) силы, другими словами – от действии Св. Духа на человеческую волю 48 . Но такое распределение едва ли может считаться верным, потому что во втором ряду поставлены пророчество и различения духов, т.е. такие дары, происхождение которых не может быть объяснено в собственном смысле действием Св. Духа только на человеческую волю. Чувствуя это затруднение, Годэ замечает, что пророчество есть дар, в котором действует воля. Оно есть чудо в форме речи 49 , а о различении духов умалчивает. Подобные объяснения едва ли могут считаться удовлетворительными. Классификации Бенгеля, Мейера и Эдвардса. Соединяем эти классификации потому, что они основываются одна на другой, и последующие из этих классификаций представляются, так сказать, только расширением предшествующих. Эдвардс называет классификации Бенгеля и Мейера «наиболее вероятными». В основание своего разделения харизм Бенгель и Мейер принимают различие между словами «другой» (τερος) и «иной» (λλος); первым словом обозначается родовое различие или различие по роду; второе служить для обозначения видов. Классификация Бенгеля изложена им в толковании 12:8–10 и занимает всего несколько строк. Здесь, говорить Бенгель, указываются апостолом «три рода, ср. 13:8; и между ними словом λλω (оному) апостол мягко обозначает виды, каждый из них подчиняя роду. Так к в главе 15:39,40,41 словом «иной» отличаются виды, а «другой» – роды. Непеременно слово «иной» прилагается для отличения родов, а «другой» – для обозначения видов в Евр. 11:35 . Пророчество лучше относить ко второму роду, чем к первому, потому что во втором излагается то, что более имеет значения для внешних, для неверующих, чем то, что в первом роде, имеющее значение для верующих» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Но еще удивительнее особенное отношение, в каком стоит Марк к Матфею и Луке. Найдено, что во всем Евангелии Марка только 24 стиха принадлежат Марку; все же остальное находится то у одного, то у другого евангелиста или у обоих вместе. Ср. Мк.1:35–39 с Лк.4:42–44 ; Мк.1:45 с Лк.5:15 ; Мк.6:14–29 с Мф.14:12 и т.д. Как произошло это? Независимо от действий Св. Духа, под влиянием Которого писали все евангелисты, это легко объясняется существованием устного первоначального Евангелия, из которого евангелисты почерпали материалы для своих писаний. Иисус Христос дал Своим апостолам повеление – идти по всему миру и учить все народы, и проповедь этих самовидцев и служителей Слова, слушателей Его учения и очевидцев Его дел, составляла первоначальное устное Евангелие. Вера первоначально распространялась посредством живого слова; поэтому апостол и говорит: вера от слышания ( Рим.10:17 ), и потому христианское наставление называется проповедью, или словом слышания – выражения, указывающие на устное наставление. Главное содержание этой проповеди, естественно, было историческое: чудесное рождение Господа, Его общественная жизнь и служение, Его учение и чудеса, Его страдания и смерть и особенно Его воскресение передавали просто, чтобы этим доказать, что Иисус из Назарета есть обещанный Мессия, Искупитель мира, Сын Божий. Легко могло произойти, что при этой устной передаче евангельской истории очень скоро образовалось некоторое согласие и однообразие в сообщении и изображении отдельных событий, так же, как и в общем историческом порядке. Рассказывали почти всегда одни и те же события, и прежде всего всегда речи Христовы; речи Иисуса Христа передавали всегда в одинаковой форме уже по тому одному, что у иудеев был обычай – изречения своих учителей сохранять буквально и что сохранить буквально в памяти даже длинные речи Господа было тем легче, так как они большею частью предлагались в форме притчей и отрывочных изречений. Притом первые повествователи этих событий все почти люди простые, невысокого образования; да и теперь еще можно замечать, что человек простой, рассказывая несколько раз одно и то же, выражается в одних и тех же формах, далее когда несколько таких людей рассказывают об одном и том же, то все почти употребляют одинаковые формы и выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

(:36,42). «Для этого именно» – не точно. Замещение должностей не от Феодорита зависело, и подготовлять к этому молодых людей он не имел возможности. Опасность, которая предстояла Феодоту и Филиппу, была в другом роде: невидимому Исокасий хотел пристроить этих молодых людей на места в Антиохии, а родственники их требовали, чтобы они сами взялись за сельское хозяйство в своих имениях. Феодорит просит Исокасия взять назад свою неудобную милость. (:46). «В сорок миль». Чит.: в 1600 римских миль=3499,9 километров с ребром в 40 римских миль. Промерка по карте (Киперта) этого района в его естественных границах дает площадь близкую к квадрату (со сторонами в 41,3, 35,1, 39,3, 45,4 рим. миль)=3561,8 кв. километр. – Понятно само собой, что в прошении об облегчении податей Феодорит не считал удобным много распространяться о плодоносии Кирестики и отметил только ее невыгодную сторону. Между тем, вот что пишет Ньюман [р. 318. ср. (32,11)] о Кирестике: «Это страна (it was and is) с богатой глинистой почвой, мягкой как чернозем в огороде; трудно встретить даже камень в ней; и плодородна она в высшей степени (of the first fertility). Три реки возвышают ее плодоносие, и, если бы не гнет варварского правительства, эта страна – по рассказам путешественников – могла бы одна производить хлеб в количестве достаточном для всей Сирии». (:37), Ер. 7Σακκ. говорит не о недостатке хлеба. Феодорит посылает софисту Аерию местного вина превосходнейшего качества; а чтобы Аерий не вздумал завидовать гражданам Кира, которые пьют такое роскошное вино, Феодорит приложил и хлеб: пусть софист устыдится, видя, какой хлеб едят на его родине, и пришлет туда хорошего хлебопека, ρτων δημιουργν. (37,56). Так как первый индикт в это время начинался с 1 сентября 432 и 447 гг., то и не видно, чтобы генеральные ревизии в это время приурочивались именно к первому индикту. (:38). Не видно, чтобы Авраам присвоил себе церковное поле; он что-то отнял у каких-то других лиц (τ συληθντα – τος διχημνους). (:41,76). Еще Тилльмон заметил, что новелла Феодосия II (tit.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Стих 8. Закон царский, то же, что выше Иак.1:25 : Закон совершен свободы. Это собственно Евангелие, Закон Христов. Он называется совершенным, как ведущий к совершенству; Законом свободы, потому что требует от человека свободной деятельности и освобождает от ига обрядового Закона ( Гал.5:1 ) и от рабства греху ( Ин.8:32,34 ); царским, как самым главным в ряду Законом. Если по связи мыслей разуметь здесь только одну заповедь о любви к ближнему, то и тогда мысль апостола будет совершенно верна, потому что заповедь о любви есть сокращение целого Закона ( Мф.22:39–40 ). Стих 10. Иже весь Закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен. Тесная связь всех частных заповедей обширного Закона с заповедью о любви к ближнему делает сразу понятным то, почему нарушитель одной заповеди становится виновным в нарушении всего Закона: он нарушил заповедь о любви к ближнему. Далее, по той же тесной связи этой заповеди с заповедью о любви к Богу, не любящий ближнего оказывается нарушителем заповеди и о любви к Богу (Ср. 1Ин.4:20 ). Стих 12. Законом свободным имущии суд прияти. По какому Закону человек живёт и располагает свой деятельность, по тому и судиться будет. А так как Закон Христов есть Закон свободы, то и христиане будут судиться только за те дела, который они совершали свободно, не по принуждению и неведению, вопреки своему желанию. И далее, так как христианский Закон есть вместе и Закон любви, то христиане и судимы будут главным образом за нарушение Закона любви. Стих 13. И хвалится милость на суде. Лучшим проявлением любви к ближнему апостол, следуя указанием Спасителя ( Лк.10:37 ), считает милость, и потому в ней полагает исполнение Закона и следовательно средство к достижению оправдания на суде. Милостивые помилованы будут ( Мф.5:7; 25:34–35 и далее). Поэтому милость (милостивый) не боится суда; она выше суда (в русском «милость превозносится над судом»)­над милостивыми нет суда. Выражение относится одинаково и к судье, и к подсудимому. Стих 14. Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; еда может вера спасти его? Апостол Павел мыслит верою оправдатися человеку без дел Закона ( Рим.3:28 ; Гал.2:16 ) и в пример такого оправдания верой приводит того же Авраама, которого апостол Иаков представляет оправданным делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

После короткого, как правило, периода первой, призывающей, благодати христианин вступает в новую эпоху своей духовной жизни. «Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (см.: Рим. 8: 35–39), тогда наступает период испытаний» . Об этом страшно и думать, не то что писать; однако в жизни христианина рано или поздно наступает этот период. Почему? И… за что ? Отец Софроний пытается дать ответ на этот непростой вопрос: «Господь страдал за всех нас. Его страдания воистину покрывают все болезни истории нашей по падении Адама. Чтобы познать как должно Христа, и нам самим необходимо включиться в Его страдания и переживать все, если возможно, как и Он Сам. Так, и только так познается Христос Истина; то есть бытийно, не отвлеченно, не чрез психологическую или умственную веру, не преложившуюся в жизненный акт» . Дары первоначальной призывающей благодати отнимаются у человека как «неправедное богатство», не принадлежащее ему, непричастное его греховной природе. Отец Софроний пишет, что «стяжать сию Любовь [Божию] есть конечная цель христианского подвига. Достижение сей цели связано с долгим и трудным путем. Но испытать посещение Божие в великой силе возможно по дару Свыше в какие-то моменты, когда душа в порыве раскаяния в грехах становится восприимчивою к сходящему на нее от Бога Свету. Однако эти первые посещения еще не суть навеки стяженное состояние спасенных. Это еще только “неправедное богатство”, которое может быть отнято за неверность. Сохранить же сию благодать, пребыть верным всему, чему она нас научила, невозможно без глубокого плача годами (см.: Лк. 16: 9–12)» . Опыт первой благодати «есть только некоторое предвкушение обетованного обожения, — снова пишет отец Софроний, — опыт, как вдохновляющий нас призыв на подвиг, а не уже завершенный акт обожения. Сей дар благодати обогащает нас познанием о том, что Бог приготовил любящим Его (ср.: 1 Кор. 2: 9), но он, дар, еще не является вполне стяжанием нашим и может быть отнят как “неправедное богатство”… Но познание остается как память в душе» [iv] . Эта память в период богооставленности будет давать христианину силы жить и вообще не отчаяться до конца.

http://pravoslavie.ru/52516.html

Но еще удивительнее особенное отношение, в каком стоит Марк к Матфею и Луке. Найдено, что во всем Евангелии Марка только 24 стиха принадлежат Марку; все же остальное находится то у одного, то у другого евангелиста или у обоих вместе. Ср. Мк.1:35—39 с Лк.4:42—44; Мк.1с Лк.5:15; Мк.6:14—29 с Мф.14и т.д.    Как произошло это? Независимо от действий Св.Духа, под влиянием Которого писали все евангелисты, это легко объясняется существованием устного первоначального Евангелия, из которого евангелисты почерпали материалы для своих писаний.    Иисус Христос дал Своим апостолам повеление — идти по всему миру и учить все народы, и проповедь этих самовидцев и служителей Слова, слушателей Его учения и очевидцев Его дел, составляла первоначальное уст­ное Евангелие. Вера первоначально распространялась посредством живого слова; поэтому апостол и говорит: вера от слышания (Рим.10:17), и потому христианское наставление называется проповедью, или словом слышания — выражения, указывающие на устное наставление. Главное содержание этой проповеди, естественно, было историческое: чудесное рождение Госпо­да, Его общественная жизнь и служение, Его учение и чудеса, Его страда­ния и смерть и особенно Его воскресение передавали просто, чтобы этим доказать, что Иисус из Назарета есть обещанный Мессия, Искупитель мира, Сын Божий. Легко могло произойти, что при этой устной передаче евангельской истории очень скоро образовалось некоторое согласие и однообразие в сообщении и изображении отдельных событий, так же, как и в общем историческом порядке. Рассказывали почти всегда одни и те же события, и прежде всего всегда речи Христовы; речи Иисуса Христа передавали всегда в одинаковой форме уже по тому одному, что у иудеев был обычай — изречения своих учителей сохранять буквально и что со­хранить буквально в памяти даже длинные речи Господа было тем легче, так как они большею частью предлагались в форме притчей и отрывоч­ных изречений. Притом первые повествователи этих событий все почти люди простые, невысокого образования; да и теперь еще можно замечать, что человек простой, рассказывая несколько раз одно и то же, выражает­ся в одних и тех же формах, далее когда несколько таких людей рассказывают об одном и том же, то все почти употребляют одинаковые формы и выражения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ч. II. С. 500–501. 105.Исполнять все веления духовной власти, не противные догматам – долг наш 285 . Пишешь, что скорбите за нововведенное правило и думаете не ходить на правило и отказаться читать ... Ведь, вы не можете этого уничтожить, а станете противиться, сочтут бунтовщицами. Если бы это была какая ересь и нарушалось правоверие, то надобно было и стать против сего, а как это дело среднее и не нарушает догматов веры, то и можете иногда ходить, а иногда нет; а отказываться от чтения правила, если действительно затруднительно, то можно со смирением просить уволить. Помни слово мудрого Гамалиила: если дело это не от Бога, то оно разорится, а «аще от Бога, то да не како и богоборцы обрящетеся» (ср.: Деян. 5:39 ). Ч. II. С. 512. 106.Бояться смерти, как ужаса, из-за грехов не должно, ибо есть покаяние 19 1 3 / x 36 (внесены боковины) 289 . Не бойся смерти, как какого ужаса: «аще живем, аще умираем, Господни есмы» ( Рим. 14:8 ), а что мы грешны, то на это есть покаяние. Христос пришел грешников спасти, мы должны чувствовать свою греховность и никак не полагаться на свое исправление или заслуги; но, осудив себя достойными быть наказания, представим заслуги Спасителя нашего, вземшего всего мира грехи, – то и нас помилует ради Своего милосердия, а не ради наших заслуг. Сколько видим примеров спасенных грешников чрез покаяние, и это должно нас приводить к любви Божией и смирению. Ч. II. С. 517–518. 19 2 7 / III 35 (внесен текст) Часть III. Письма к монашествующим. Москва, 1862 3 107.Помешают в молитве, можно не докончить 6 . Вы спрашиваете о четочном правиле, когда помешает кто докончить, то будто бы опять снова начинать? Это излишнее, а продолжать и доканчивать. Что нам за великое браться? Ну, немного не докончили, Вам помешали, докончить немного и быть мирным, а ежели начать вновь, родится ропот, не исполните – смущение. Ч. III. С. 13. 108.Правило заменять смирением 7 . В теперешнее ваше суетное время, если случится не исполнить правило, то не смущайтесь, а заменяйте смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Путь Господень таков: Он являет Себя человеку, нелестно кающемуся, и человек воспринимает Его Любовь во Свете нетварном вневременным образом. Мы повторяем все то же слово — Любовь, но в нем онтологически совокуплены и мудрость надмирная, и величие беспредельное с свойственным ему безмерным смирением, и красота всепобеждающая, и мир глубокий. Посещая человека, Бог тем самым делает его причастником Своего Бытия, неописуемого земным словом. Нас объемлет одно желание: познанную Божественную любовь стяжать так, чтобы она стала нашей натурой, неотъемлемой в вечности. Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (ср. Рим. 8: 35-39), тогда наступает период испытаний, правда тяжких, но без которых остались бы недоведомыми глубины тварного и нетварного образов Бытия. “Жестоко” сие испытание: невидимый меч отрезает тебя от возлюбленного Бога, от Его невечернего Света. Человек бывает поражен во всех планах своего существа. Ему совсем непонятно: где причина того, казавшийся в молитве, подобной Гефсиманской, уже окончательным “союз любви” сменился адом богооставленности. Ответ на сие недоумение находим в 12-й главе послания к Евреям, особенно в стихах 26-29. Но прежде и после всего мы имеем “пример” в Самом Христе: на Голгофе, пригвожденный ко кресту, Он вопрошал Отца: “для чего Ты Меня оставил?”, и вслед за сим: “совершилось! И, преклонив главу, предал дух” (Мф. 27, 46; Ин. 19, 30). Итак для нас открылась Тайна Любви Божией: полнота истощания предваряет полноту совершенства. Любовь, пламя которой брошено Христом в Душу человека, имеет удивительное свойство: она поведет его по никому другому недоступным безднам и высотам; даст ему перебороть всякое страдание и даже смерть; бросит его множество раз в неописуемую беспредельность, — где он будет “один”, томясь снова увидеть Свет возлюбленного Бога. Таков процесс очищения нашей природы, зараженной люциферическим ядом. Путь Христа ведет от относительного, вечно колеблющегося рода бывания к безотносительному, непоколебимому Царству. Духу человека свойственно быть беспокойным в условиях отрезанности от совершенной любви Отчей — последствия падения. Образ Бога — человек — ищет святого, непреложного, абсолютного Блага. И кто сможет описать любовь к Нему? Где обретаются слова, могущие показать хотя бы тень того горя, которое испытывает душа от разлуки с Богом?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010