Сразу следует оговориться, что Танах не имеет в себе тех книг, которые в православных изданиях Ветхого Завета именуются «неканоническими». Соотношение же наименований, порядка и рубрикации остальных текстов можно увидеть в следующей таблице. Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Торá (Закон) Берешит (В начале) Шмот (Имена) Ва-йикра (И воззвал) Бе-мидбар (В пустыне) Дварим (Слова) Второзаконие Невиим (Пророки) Ранние пророки Иехошуа бин Нун (Иисус сын Навина) Книга Иисуса Навина Шофти " м (Судьи) I u II Книги судей Сефер Шмуэль (Книга Самуила) I u II Книги Царств Сефер млахим (Книга Царей) III u IV Книги Царств Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Поздние пророки Иешаяху (Исайя) Книга пророка Исайи Ирмеяху (Иеремия) Книга пророка Иеремии Иехезкель (Иезекииль) Книга пророка Иезекииля Хошеа (Осия) Книга пророка Осии Иоэль (Иоиль) Книга пророка Иоиля Амос (Амос) Книга пророка Амоса Овадий (Авдий) Книга пророка Авдия Иона (Иона) Книга пророка Ионы Михá (Михей) Книга пророка Михея Нахум (Наум) Книга пророка Наума Хаваккук (Аввакум) Книга пророка Аввакума Цфания (Софония) Книга пророка Софонии Хаггай (Аггей) Книга пророка Аггея Зхария (Захария) Книга пророка Захарии Мал’ахи (Малахия) Книга пророка Малахии Ктувим (Писания) Тхиллим (Славословия) Псалтирь Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона Иов (Иов) Книга Иова Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Тхиллим (Славословия) Псалтирь Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона Иов (Иов) Книга Иова Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона Рут (Руфь) Книга Руфи Эйха («Как!») Плач Иеремии Кохелет («Собирающий») Книга Екклезиаста или Проповедника Эстер (Эсфирь) Книга Есфири Даниэль (Даниил) Книга пророка Даниила Эзра (Ездра) Первая книга Ездры Нехемья (Неемия) Книга Неемии Диврей ха-ямим (Книга хроник) I u II I u II книги Паралипоменон Последний период – Вторая Геулла – представляет собой краткую формулу эсхатологических чаяний еврейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Третья книга Еноха». Сохранились от книги только фрагменты, но зато на древнееврейском языке. «Заветы двенадцати патриархов». Каждый из двенадцати сыновей Иакова увещевает воздерживаться от определенного порока. Рувим – от разврата, Симеон – от зависти и т.д. Левий рассказывает, при этом, еще о семи небесах. Книга возникла, возможно, в среде иессеев, может даже и в Кумранской общине. «Повесть о Соломоне». Повестей о Соломоне существует много. Датировать их сложно. Интерес к Соломону вызывался строительством им храма в Иерусалиме и его необычайной мудростью. Ему приписывалась магическая, нечеловеческая сила знания. Очень силен демонологический момент в повествовании о Соломоне. «18 псалмов Соломона». Существует мнение, что эти псалмы, в общем-то, похожие на псалмы Давида, были составлены фарисеями в 60–30 гг. до Р.Х. В псалмах отражено взятие Иерусалима римским полководцем Помпеем. В Древней церкви эти псалмы считались, иногда, даже каноническими и были присоединены к Септуагинте. «Книга юбилеев». Книга разделена на 50 юбилеев и пересказывает священную историю книг Бытия и Исхода до 14 главы. Законнический стиль характеризует книгу. Составлена ок. 100 г. до Р.Х. «Иосиф и Асенефа». Считается, что повесть возникла перед иудейским восстанием в 115–117 гг. Ветхозаветные Апокалипсисы. Кроме книги Еноха, есть еще целый ряд апокрифических Апокалипсисов. К ним относится, собственно, и «Третья книга Ездры». Известны «Апокалипсис Авраама», «Апокалипсис Софонии», «Апокалипсис Ездры», «Апокалипсис Варуха», «Апокалипсис Ильи». Все эти Апокалипсисы содержат таинственные видения иного мира и образные символические картины человеческой земной истории. Указанные книги вовсе не исчерпывают все множество древнееврейской апокрифической литературы, в которой к стержню древнего Предания причудливо приметаны различные легенды, мифы и сказания. 8.3. Талмуд Талмуд – основная после Св. Писания вероучительная книга иудаизма. Иудейская синагога считает Талмуд записью устной Торы, т.е. священного Предания, идущего от Моисея. Слово (Талмуд) в переводе с еврейского означает «законченное, завершенное учение». Талмуд есть изучение Торы, состоящее не столько в освоении практического исполнения заповедей, сколько в проникновении в анализ всевозможных элементов творения Божия и выявлении их сущностных связей. Запись Талмуда (устной Торы) велась в вв. по Р.Х. При равви Гамалииле Старшем, в 30 г. по Р.Х., началась запись Талмуда [Мишны]. Как христиане, мы можем предположить такую причину, почему, именно, в это время осуществилась запись Предания иудеями. Предание шло до воплощения Слова. Далее, оно благодатно и свободно пребывало в Церкви Христа. Дом Израиля остался пуст ( Мф. 23:38 ). У иудеев, лишившихся благодати Христа-Мессии, что выразилось и внешне в разрушении храма, и рассеянии среди всех народов, просто не было другого пути, как зафиксировать свое Предание и жить в разборе и изучении его, ожидая лучших времен своего избавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пророки и учители еврейского народа при жизни своей проповедовали людям о Боге и учили людей истинной вере. Но чтобы люди и после их смерти помнили их наставления и всегда могли научиться истинной вере в Бога, пророки, по повелению Божию, записали свои наставления и поучения в книги. В этих книгах пророки написали, как люди жили и как Господь научил их истинной вере. Чтобы пророки могли в своих книгах записать все правильно, им при написании книг помогал Дух Божий. Потому их книги называются священными книгами. Первые пять книг написаны Моисеем и называются так: 1) Бытие (описана история от сотворения мира до смерти Иакова), 2) Исход (история еврейского народа от рождения Моисея до дарования евреям закона на горе Синайской), 3) Левит (о богослужении и праздниках еврейских), 4) Числа (исчисление народа еврейского и сорокалетнее странствование евреев в пустыне), 5) Второзаконие (повторение закона Божия и смерть Моисея). Дальше священные книги следуют такие: 6) книга Иисуса Навина (описывается завоевание под начальством Иисуса Навина земли Ханаанской и разделение ее между евреями), 7) книга Судей (описывается жизнь еврейского народа под управлением судей), 8) книга Руфь (описывается история Руфи), 9) 1-я книга Царств (описывается история еврейского народа от Самуила до смерти царя Саула), 10) 2-я книга Царств (описывается царствование Давида), 11) 3-я и 12) 4-я книги Царств (описывается история еврейского народа от Соломона до падения царства Иудейского), 13) 1-я и 14) 2-я книги Паралипоменон (добавление к книгам Царств), 15) книга Ездры (описывается возвращение евреев из плена вавилонского в построение храма), 16) книга Неемии (описывается построение города Иерусалима после плена вавилонского), 17) книга Есфирь (описывается спасение еврейского народа от опасности во время плена), 18) книга Иова (описывается история и страдания Иова), 19) Псалтирь (содержатся псалмы Давида ), 20) книга Притчей царя Соломона, 21) книга Екклезиаста или Проповедника (того же царя Соломона), 22) книга Песни песней Соломона, 23) книга пророка Исаии, 24) книга пророка Иеремии, 25) книга пророка Иезекииля, 26) книга пророка Даниила, 27) книга пророка Осин, 28) книга пророка Иоиля, 29) книга пророка Амоса, 30) книга пророка Авдия, 31) книга пророка Ионы, 32) книга пророка Михея, 33) книга пророка Наума, 34) книга пророка Аввакума, 35) книга пророка Софонии, 36) книга пророка Аггея, 37) книга пророка Захарии, 38) книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

(4085) И когда Иисус, претерпев Крестную смерть за людей, воскрес, Он явился как Господь, Христос и Священник, поставленный вовек [ср. Деян 2, 36 ; Евр 5, 6; 7, 17–21 ], и излил на учеников Своих Духа, обетованного Отцом [ср. Деян 2, 33 ]. С тех пор Церковь , наделенная дарами своего Основателя и верно хранящая Его заповеди любви, смирения и самоотвержения, принимает миссию: возвещать и устроять Царство Христово и Божие во всех народах, и становится она ростком и началом этого Царства на земле. Между тем, постепенно возрастая, она томится по завершению Царства и всеми силами надеется и желает сочетаться во славе со своим Царем. [Об образах Церкви] (510/3, 4086) 6. Как в Ветхом Завете Откровение о Царстве часто передается в прообразах, так и ныне глубочайшая сущность Церкви познается нами через различные образы, и образы эти, взятые либо из пастушеской и земледельческой жизни, либо из строительства, а также из жизни семейной и брачной, уже предначертаны в книгах Пророков. (4087) В самом деле, Церковь есть Двор Овчий, единственная и необходимая дверь которого – Христос (ср. Ин 10, 1–10 ), Она также стадо, Пастырем которого предвозвестил Себя Сам Бог (ср. Ис 40, 11 ; Иез 34 , 11сл.), овец которого, даже если управляют ими пастыри – люди, непрестанно водит и питает Сам Христос, Пастырь Добрый и Пастыреначальник (ср. Ин 10, 11 ; 1Пет 5, 4 ), положивший жизнь Свою за овец (ср. Ин 10, 11–15 ). Церковь – нива, или поле Божие (ср. 1Кор 3, 9 ). На этой ниве растет древняя маслина, святым корнем которой были Патриархи и в которой (4088) совершилось и совершится примирение иудеев и язычников (ср. Рим 11, 13–26 ). Церковь была насаждена небесным Виноградарем ( Мф 21, 33–43 и пар.; ср. Ис 5 , 1сл.) как избранный виноградник. Христос – истинная виноградная лоза, дающая жизнь и плодовитость ветвям, то есть нам, через Церковь, пребывающим в Нем, и без Него мы не можем делать ничего (ср. Ин 15, 1–5 ). (4089) Еще чаще Церковь называется строением Божиим (ср. 1Кор 3, 9 ). Сам Господь сравнил Себя с камнем, отвергнутым строителями, но сделавшимся главою угла (ср. Мф 21, 42 и пар.; ср. Деян 4, 11 ; 1Пет 2, 7 ; Пс 118 (117), 22). На этом основании Церковь воздвигается Апостолами (ср. 1Кор 3, 11 ) и от Него получает прочность и сплоченость. И это строение удостаивается различных наименований: Дом Божий (ср. 1Тим 3, 15 ), в котором обитает Его семья, Жилище Бога в Духе (ср. Еф 2, 19 – 22 ), «скиния Бога с человеками» (ср. Откр 21, 3 ), но прежде всего – Храм Святой, который представляется в виде каменных святилищ, прославляется Святыми Отцами, а в богослужении не без основания сравнивается со Святым Градом, Новым Иерусалимом 245 . В нем мы еще здесь, на земле, устрояемся как живые камни (ср. 1Петр 2, 5 ). Иоанн созерцает этот Святой Град, при обновлении мира сходящий от Бога с неба, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр 21 , 1сл).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Тринадцать книг Соборников. 2407. Книга Зерцало, на харатье. 2409 335 –2412. Пять книг Пролог, ветхи. 2413–2414. Две книги Уставов. 2415–2419. Пятеры Псалмы Давидовы, один на харатье. 2420–2424. Пять книг Апостольского Деяния толковых. 2425. Книга Правила. 2426. Книга Торжественик. 2427. Книга Феодор Едесский с приписью. 2428–2433. Шесть книг Исака Сирина. 2434–2439. Шесть книг Иоанна Лествичника . 2440–2442. Три книги Иосафа Царевича. 2443. Книга Иоанна Дамаскина . 2444. Книга Григория беседовника. 2445. Книга Афанасий Александрийский . 2446. Книга Златоструй. 2447. Книга Иев Авсидийский. 2448. Книга Савва Сербский. 2449. Книга Симеон новый Богослов . 2450. Книга Зерцало. 2451. Книга Соборник писан тростию. 2452. Книга Пчела. 2453. Книга Беседы Евангельские. 2454–2486. Тридцать три книги Соборников. 2487. Книга Криница. 2488. Книга Временник. 2489. Книга Псалтырь толковая. 2490. Книга Чудотворца Мартинияна. 2491. Книга Полууставы на харатье. 2492–2502. Одиннадцать книг Соборников. 2503. Книга Феодор Едесский. 2504. Книга Летописец. 2505. Половина Псалтыри толковый. Из Переславля Рязанского Спасского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 2506–2507. Две книги Иоанна Списателя Лествицы, одна в десть, а другая в полдесть, обе письменные. 2508–2509. Две книги Исака Сирина, в десть, ветхи. 2510. Книга Симеона Нового Богослова , письменная, в полдесть. 2511. Книга Триодь Цветная, письменная, на харатье, в десть. 2512. Книга Евангелие толковое, Лука да Иоанн Богослов, письменное, в десть. 2513. Книга Пролог, на полгода, письменный, в десть. 2514–2515. Два Пролога, один с Сентября, а другой с Марта, письменные, в десть. 2516. Книга Пролог, три месяца с Сентября, письменный, в полдесть. 2517. Соборник, письменный, в десть. 2518. Книга Василия Нового, письменная, в четверть. Тихвина монастыря. Выписано из отписных книг 142 года. 2519. Евангелие толковое, Иоанна Богослова, вседневное, в десть. 2520. Другое Евангелие Луки Евангелиста. 2521–2522. Третье Матфея да Марка, в одном переплете, все три письменные, в десть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом. Часть пророков (25) упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Иакова]. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср. Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср. Моисея] и Харуна [ср. Аарона]. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср. Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср. Иисуса] и Ильяса [ср. Илию]. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йасаа [ср. Елисея], Йунуса [ср. Иону] и Лута [ср. Лота]. Всех их Мы превознесли над мирами» (VI 83-86). В Коране упоминаются также Адам (III 33), Худ (VII 65), Салих (XI 61), Шуайб (XI 84), Идрис и Зулькифль (XXI 85), Мухаммад (XXX 40). Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (II 253). Пророк Мухаммад, с т. зр. мусульман, превосходит всех остальных пророков. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. В ислам. теологии пророки разделяются на 3 группы. К великим пророкам (улюль-азм) относятся Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и Иса. Посланники (расуль; мн. ч. русуль) - это пророки, к-рые приносят новое свящ. писание и новый закон. Пророк (набий; мн. ч. анабийя) означает «приносящий известие», но в отличие от посланников пророки не приносят новое учение, а помогают общине понять то, что сообщил посланник. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. люди, джинны или ангелы.

http://pravenc.ru/text/674977.html

47) Навпактскаго Иоанна к Оропскому митрополиту кир Афанасию, книга 9. 48) «Собор»: против Векка учиненный Собор, который был при Андронике III Палеологе, книга 10, его же начало: «бяше убо случившееся не зело давно». 49) Послание святогорцев к Михаилу-царю, его же начало: «державнейший и Богом венчанный ...» 50) Повесть о убиенных отцев во св. Горе, книга 10, ея же начало: «Михаила, перваго Палеологов». 51) Нила на латинов обличительныя главы, книга 12, лист 100 и книга 9. 52) Хризолога перечень тех же главизн, книга 3, лист 118.53) Того ж Нила Кавасила книжица перечневая на латинов, еже есть шестое на десятое (60) слово в 1С книг, еже начало: «иже в богословии догматов», и книга 9, лист 789. 54) Варлаама о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 405 и книга 7. 55) Того ж о соединении, книга 9. 56) Безъименно некоего к Димитрию Кидони и протчие к тому свидетельства, книга 3. 57) Панарета обличение на Фому о чистительном огне, книга 2, лист, 167.58) Максима Плануда некоторым главы, книга 2, лист 159. 59) Того ж книга о платоническом речении и потом на латинов о исхождевнии Святаго Духа. 60) Матвея Властаря, его ж начало: «ныне Церковь Христова», книга 9 и книга 10, лист 721. 61) Нила Дамила о исхождении Святаго Духа, книга 9 и 10. 62) Анчела Григория о исхождении Святаго Духа, и на опресноки, и о Святых Тайнах, яко невосприяша святые царства небеснаго, ниже грешницы муки вечныя, книга 9, лист 64 и 768. 63) Монаха Кирилла на опресноки, книга 6, лист 105. 64) Исповедание Нила, иеромонаха Траханиота, книга 4. 65) Послание Мартина-папы, его ж начало: «преясные государи», книга 4. 66) Латинов противоречей и греков на то разрешение, книга 9 – виршами. 67) Мефодия, патриарха Цареградскаго, о опресноках. 68) Исповедание кир Иосифа, архиепископа Констан-тинопольскаго, книга 2, лист 302. 69) Германа исповедание истинное сущие веры, книга 9. Книги, изданные на соборище, иже во Флоренции. 70) Схолария надгробное казание на погребение Ефесского Марка, книга 9 и 2, лист 268. 71) Мануила, великаго ритора, о Марке Ефесском и о Флоренском соборище, и против Емиста и Виссариона, и обличение на нечестивыя их писания, книга 1, лист 112 и книга 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

" Я дверь, читаем мы здесь слова Христовы о Себе, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет... Я даю жизнь вечную, и не погибнут овцы Мои вовек» (ср. Ин.10:7, 9, 28 ). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (ср. Ин.15:4–6 ). " Бог, свидетельствуют и апостолы, определил нас к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, чтобы мы – бодрствуем или спим – жили вместе с Ним» (ср. 1Сол.5:9–10 ). «Он – посетитель 16 душ наших» (ср. 1Пет.2:25 ). «Дом Его – мы, если только упование и дерзновение , которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (ср. Евр.3:6 ). «Благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» (ср. Ин.1:17 ), и мы «Им укрепляемся в благодати» (ср. 2Тим.2:1 ), «будучи укоренены и утверждены в Нем» ( Кол.2:7 ). Мы – «письмо Христово, написанное Духом Бога живаго на плотяных скрижалях сердца» (ср. 2Кор.3:3 ), и " званы к Иисусу Христу» (ср. Рим.1:6 ) «облечься в Него» (ср. Рим.13:14 ). «Бог облагодатствовал нас в Возлюбленном» (ср. Еф.1:6 ). «В Нем мы сделались наследниками» (ср. Еф.1:11 ). «В Нем имеем полноту» (ср. Кол.2:10 ) и «искупление» (ср. Рим.3:24 ). С каждого человека греховное «покрывало снимается Христом» (ср. 2Кор.3:14 ), и как «закон духа жизни во Христе Иисусе « ( Рим.8:2 ), так и «слава Божия – в Лице Иисуса Христа » (ср. 2Кор.4:6 ). Судя по этому библейскому учению, « Церковь на земле есть во все времена продолжающий жить Христос», учащий нас жить и действовать любовию и Собою нас осиявающий в Отчем Духе. Его силою и по Его образу преображается в церковных недрах всякий христианин без исчезания собственной личности, но с сознательным и свободным предаванием себя «Христову вседействию». И Христос вседействует в душе по желанию, исканию и любовному восприятию Его вседействия. Выходит, будто душа сама действует, тогда как ««не без Него делает» ( Ин.15:5 ), ибо без Него таких дел никто и делать не может». Божественно наполняя Собою весь мир, Господь Спаситель Своим вездесущием неотлучен ни от какого места вселенной. Потому христиане по вере в Его соприсутствие и вследствие получения от Него явно ощущаемой благодати Святого Духа говорят с Ним молитвенно как с неизменно живым. Он – «Восток востоков», или богоозаренных благодатию человеческих природ. Его сокрытие из сердца вследствие какого-либо греха сразу заметно христианину, и тот делает все зависящее, чтобы возвратить в дом своей души Источника благодати и любви, если только не вознерадит о спасении. Раздел II

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

25) Изложение претя пред царем Алексеем Комниным с епископом Медиоланским Глосоланом (?) и обличительные два слова Евстратия Никейскаго, книга 9, лист 96 и книга 6, лист 65. 26) Прение монаха Иоанна Фурна с Медиоланским епископом Петром, книга 9, лист 162. 27) Евфимия Зигабена , книга 6, лист 104. 28) Никиты Сеиды Иконийскаго о Святом Дусе, книга 9, лист 700.29) Никиты, патрикея Ца-реградскаго, о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 131, да первая книга, лист 131. 30) Греческаго самодержца Мануила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа, книга 6, лист 189. 31) Николая, епископа Медонскаго, слова два о Святом Дусе и два ж слова на опресноки, и единое, как возможе на нас латинник, книга 9, лист 320 и 727. 32) Феодора Курополата Смирнянина на опресноки, книга 9, лист 759; книга 6. Иоанна, патриарха Антиохийскаго, на опресноки. 33) Николая Музалона к царю Алексею, книга 6, лист 81; да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 34) Георгия Великаго Логофета Акриполитенина два слова о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 258. 35) Николая Идрунскаго, 9 книга, лист 87 и 592. 36) Без имяни некоего безглавное слово, книга 9, лист 321. 37) Германа, иже в Никеи, Константинопольскаго патриарха, послание к Григорию IX, папе Римскому, книга 9. 38) Того ж папы к нему ж, Герману, отповедь, книга 9. 39) Того ж исповедание веры, его ж начало: «страдавшими», книга 9.40) Мефодия, патриарха Цареградскаго, иже в Никее, на опресноки. 41) Льва, архиепископа Болгарийскаго, три послания, книга 9, лист 640. 42) Льва, митрополита Маркианопольскаго, на опресноки, книга 9. лист 721. 43) Без имени некоего списания, его же начало: «иже в сборнике лежащем проклятии», книга 9, лист 777. 44) Иоанна, митрополита Клавдиопольскаго, на опресноки, книга 6, лист 68 и книга 9, лист 605.45) Безъименнаго некоего на опресноки, его же начало: «от Сиона глаголет пророческое слово изъити слову», книга 9, лист 753. 46) Митрополита Керкильскаго Василия послание к папе Римскому, книга 9, лист 603.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

С. 20). Как уже указывалось в пред. прим., Георгий Синкелл также указывал на авторство Африкана этой датировки (Syncellus 20. 8–13). 166 В Септуагинте ( Быт. 6:2 ): υο сыны (хотя рукопись Аг дает «ангелы»). Ветхозаветные апокрифы «Книга Еноха» и «Книга Юбилеев» также содержат рассказы об ангелах: сыны неба (1 Енох. II. 6), ангелы Господни (Книга Юбилеев. V initium) стали жить с дочерьми смертных. Об ангелах Бога, взявших в жены земных женщин, пишет Филон, указывая, что там, где другие философы называют демонов, Моисей имел обыкновение говорит об ангелах (De gigantibus 6). 169 В Книге Бытие говорится, что сыновья Божии, которые полюбили дочерей человеческих, имели тела. Многие из христианских авторов, и среди прочих Августин, отметили это. Равно и Petavius ad Epiphanium haer. 64, п. 21, Salianus n. 1, 42, и др. (Ducangii nota 5). Дюканж, вероятно, писал о трактате «О граде Божием к Марцеллину» (De Civitate Dei. 15. 23). 170 Ср. слова из «Хронографии» Иоанна Малалы: «И еврейские священнослужители так истолковали еврейские сочинения Моисея: «Сыновья Бога увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали себе в жены, какую кто избрал, и стали входить к ним, как выражается Моисей, и породили себе сыновей, и стали жить на земле в те времена гиганты, издревле славные люди». И было две тысячи сто двадцать два года от Адама до того времени, когда ангелы, сыны Сифа, возжелали женщин, или вернее, дочерей людей из рода Каина» (Mal. I. V). Согласно Синкеллу, хронист Африкан предлагал две трактовки, по одной, если в Септуагинте дано выражение «ангелы Бога», бестелесные существа спустились на землю, научили людей безнравственности и тем побудили Бога уничтожить мир людей в потопе, по другой, если даны слова «сыны Бога», то они относятся к потомкам Сифа, чьи запретные сношения с дочерьми людей (Каина) заставили Бога наказать их (Sync. 19. 25–31). 171 В синодальном переводе: Тогда начали призывать имя Господа (Бога). Септуагинта дает глагол λπισεν «он надеялся», в этом случае перевод следующий: Он надеялся призвать имя Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010