Прежде всего нужно заметить, что по отношению к чисто-религиозным благам, данным церкви для внутреннего освящения и усовершения человека, нет никакого преимущества лиц духовных перед эти блага в равной мере открыты всем верующим во Христа, всем действительным членам церкви. Всё различие между иерархией и в этой чисто-религиозной сфере состоит только в том, что последние суть только причастники духовных благ, тогда как первая, по Божественному установлению, является вместе с тем и раздаятельницею их. Впрочем, и здесь допускается одно важное исключение, именно: безусловная необходимость крещения для спасения всех и каждого вызвала в церкви правило, по которому, в случаях крайней нужды, когда на лицо нет священника, всякий даже лицо женского пола (например, повивальная бабка) может совершать действительным образом крещение, если только этот акт будет совершен, как он —176— совершается в самой церкви, то есть через троекратное погружение с произнесением известной формулы при каждом погружении. Акт крещения, таким образом совершенный, уже не повторяется (Номок. при Требн., ст. 202). Вообще, различие между священными и несвященными лицами с безусловной необходимостью выступает только в сфере публичного богослужения (крещение же имеет значение акта частного): здесь запрещается не только совершать какие-либо священнодействия (трул. пр. 58, лаод. 26) но и входить внутрь алтаря, по крайней мере – главными (царскими) дверями (трул. 69), или прикасаться к престолу и к священным вещам и сосудам, находящимся на нем (лаод. 21). В других же сферах церковной жизни, в сфере церковного учения и управления, отношения между иерархией и по началам православного церковного права, определяются в следующих положениях: 1) Право официального учительства в церкви принадлежит, конечно, только иерархическим лицам (трул. 64). Но это не значит, что не имеют никакого голоса в делах веры, как учит католическая церковь ; напротив, так как религиозная вера есть достояние всех верующих, а не одной только иерархии, то отсюда следует, что не только в праве, но и обязаны отвергать учение, несогласное с догматами церкви, хотя бы оно проповедовалось кем-либо из духовно-иерархических лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главная задача К.- приложение неизменных и вечных непогрешимых основ христианского нравственного учения и экклезиологических догматов, содержащихся либо прямо, либо implicite в их текстах, к изменяющейся церковной жизни. Поэтому во всяком каноне можно обнаружить, с одной стороны, укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой - обусловленность исторически конкретной ситуацией, обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и впосл. могли измениться. Т. о., в основе всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и букв. смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни. К. отмене не подлежат, но это не значит, что правовые нормы, установленные в них, абсолютно неизменны. Уместную гибкость в подходе к нормам К. можно обнаружить в текстах самих правил. Так, Ап. 37 предусматривает, чтобы епископы каждой области собирались на Собор 2 раза в год, а в Трул. 8 отцы Собора, ссылаясь на набеги варваров и иные случайные препятствия, вводят новую норму - созывать Соборы 1 раз в год. Это не означает, что Трул. 8 отменило Ап. 37, ибо созыв Собора дважды в год по-прежнему рассматривается как желательное установление, но ввиду возникших затруднений вводится новый порядок. Невозможно и утверждать, что каноническая норма соблюдается только в одном из этих случаев, что более позднее (или более раннее) правило обладает бóльшим каноническим авторитетом. Когда в связи с укрупнением Поместных Церквей и образованием Патриархатов Соборы стали созываться еще реже, это также не было отступлением от канонической нормы, ибо главное и неизменное экклезиологическое основание Ап. 37 и Трул. 8 заключается в самом принципе соборности, а конкретная периодичность в созыве Соборов может, если руководствоваться примером отцов Трулльского Собора, устанавливаться с учетом обстоятельств времени, к-рые неизбежно изменяются. Канон может оказаться неприменимым в связи с исчезновением того церковного института, к-рый им регулируется. Так, Халкид. 15 определяет возрастной ценз для поставления в диакониссы - 40 лет. С исчезновением чина диаконисс правило, естественно, перестало применяться по своему букв. смыслу. Тем не менее оно осталось в каноническом корпусе. И более того, оно содержит некий экклезиологический принцип, к-рый не утратил практического значения в связи с исчезновением института. Напр., оно может служить отправной точкой в рассуждении церковной власти об установлении возрастной границы для назначения женщин на к.-л. церковные должности.

http://pravenc.ru/text/1470259.html

трул. собора). 511 Патриархом константинопольским Мефодием (842–846) определено было воссоединение с церковью падших, смотря по возрасту и обстоятельствам падения, следующим образом. Если возвращаются в церковь люди, в детстве взятые в плен неверными и отрекшиеся от веры из страха, или неведения и непонимания, то над ними, в течение семи дней, священник читает очистительные молитвы, на восьмой день омывает их, опоясывает полотенцем и помазывает миром, как это делается с крещаемыми. Люди, отрекшиеся от веры в зрелом возрасте, но быв вынуждены к тому муками, постятся восемьдесят дней (две четыредесятницы) с коленопреклонениями и молитвами, а перед истечением этого срока, в течение семи дней, над ними читаются очистительные молитвы, и затем с ними поступается также, как с предыдущими. Люди, отрекшиеся от веры в зрелом возрасте и не по принуждению, а добровольно, держат двухлетний пост, воздерживаясь от мяса, сыра, яиц и вина; при этом, если они крепки здоровьем, делают на каждый день 100 поклонов и 200 раз произносят: „Господи помилуй“. За восемь дней до истечения срока над ними читаются очистительные молитвы и т. д. Pitra, II, 362–363. 512 Трул. 61 и лаод. 36. Подвергаются церковному покаянию те, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простых людей и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков, а равно собор отлучает и так называемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Вожаки медведей у греков обвешивали тело животного лентами и снурками, и, вместе с клочками медвежьей шерсти, продавали их женщинам, как предохранительные средства от болезней и лихого глаза. Гаданием о счастии и о судьбе занимались так называемые математики и астрологи. Облакогонителями назывались предвещатели по виду облаков. Обаятелями назы вались призыватели бесов на пользу или на вред людям: См. проф. Павлов, Номокан. при больш. требн. 2 изд. стр. 123–155. Кроме того, Василий Великий в 65 пр. говорит о приготовлении зловредных снадобий. Западные соборы вооружаются против гадания и предсказывания будущего по полету птиц, по испражнениям животных, по мозгу их, по огню, добываемому посредством трения дерева и т. п. См. об этом Stäudlin, III, 373 и сл. Начальники волхвов рассматриваются, как стоящие вне христианства. Григ. нисск. 3, трул. 61. См. также Суворов, К вопросу о западном влиянии на древне-русское право, 1893, стр. 93–97.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

(Василия Вел. 34, 56, 58, 63, 74). Как видно из настоящего правила, духовник должен сохранять тайну открытого ему греха и самых тяжких преступников. Единственно, почему посторонние могут заключать о том, что совесть данного лица обременена грехом, это - отлучение от св. причастия и удаление из церкви вместе с оглашенными, но то, в чем оно преступило закон, остается и должно оставаться для посторонних тайной. Правило 30. С мирянином, исповедавшим по собственному произволению грехи, духовник должен обращаться с полным вниманием. (I Всел. 12; Василия Вел. 74; Трул. 102). Это - мудрое каноническое предписание. Миряне, в исполнении церковных заповедей и вообще нравственных предписаний, не связаны теми законами, которые связывают членов клира; исполнение же этих заповедей и нравственных предписаний зависит от их доброй воли, а потому церковь должна отнестись с полным вниманием к мирянам, когда они приходят в церковь сказать, что тяготит их совесть, и искать у нее духовного утешения. По настоящему вопросу особенно важны предписания 12-го правила I Вселенского Собора и 74-го правила Василия Великого, и в частности, 102-го правила Трулльского Собора. Правило 31. С дозволения епископа, и пресвитер может совершить (чин) ставропигии. (Ап. 31; IV Всел. 18; Трул. 31). Под ставропигией (υοο) нужно разуметь здесь водружение креста при закладке церкви, каковой чин может совершить и священник, " егоже архиерей благоволит послати " - как сказано в Б. требнике (гл. 105). Правило 32. Лихоимцам не следует давать причастие, или вкушать с ними пищу, пока остаются упорными в своем беззаконии. (Ап. 44; I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6); Что лихоимство всегда строго осуждалось церковью, об этом говорят многочисленные правила соборные и отеческие (см. параллельные правила). Как строго смотрела восточная церковь и в IX веке на это преступление даже у мирян, уличенных в лихоимстве, показывает настоящее правило св. Никифора, предписывающее, чтобы верные с лихоимцами не имели никакого общения, даже в частной жизни. Правило 33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

Это правило касается того времени, когда еще существовало рабство, и служит подтверждением постановления 82 Ап. правила. Правило 4. Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою. (Ап. 5; I всел. 3; трул. 13, 48; гангр, 1, 9, 10; карф. 4). Уча о необходимости уклоняться от брака и считая его грехом, евстафиане еще должны были считать его грешным делом у духовных лиц, и если такое грешное лице, как женатый священник, служило литургию, то такая литургия, по мнению евстафиан, не была свята, как не была свята принесенная им жертва, и поэтому от такого священника не следовало принимать св. причастия. О законности священнического брака мы достаточно говорили в толкованиях 5 Ап. правила и 13 правила трулльского собора, - а данное правило гангрского собора осуждает как евстафиан, так и вообще всех, не признающих священнического брака законным делом Примечания 2. Ср. архим. Иоанн, упом. соч., I,376, прим.428. Правило 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающие в нем собрания: да будет под клятвою. (Трул. 80; гангр. 20; сердик. 11). На основании буквально понимаемых слов Св. Писания, что молиться Богу можно на всяком месте (1Тим.2:8), евстафиане учили, что не нужно храмов и службы в них совершаемой, - против этого и издано данное правило. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Правило 6. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. (Ап. 81, 47; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 2, 5; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Отрицая значение православного Божьего храма (ο οο ο εο, гангр. 5) и считая себя избранными и святыми, евстафиане сами собирали свои религиозные собрания, сами совершали в них свои службы (οε) по своим извращеннным понятиям ο служении Богу, Думая, что на этих собраниях они именно и совершают то, что должна бы была совершать церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1318...

(I Всел. 12; IV Всел. 16; Трул. 102; Анкир. 5; Василия Вел. 74). Правило 4. Действие на сердце нечистых помыслов, если грех еще не содеян, не подвергается епитимии. Правило 20. 6(4) правило Григория нисского отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великого на пятнадцать лет; 20е правило анкирского собора предписывает оканчивать епитимию после седьмого года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимий, если при этом будет довольствоваться, после девятого часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимий, установленного отцами. (Ап. 48; Трул. 87,93,98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36, 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). Правила святого Никифора Исповедника Правило 2. Второбрачного не следует венчать, но следует наказать отлучением от пречистого таинства на два года, троебрачных же – на пять лет. Правило 30. С мирянином, исповедавшим по собственному произволению грехи, духовник должен обращаться с полным вниманием. (I Всел. 12; Василия Вел. 74; Трул. 102). Правило 39. Без надобности, или без принуждения, не следует путешествовать в воскресные дни. Правило 45. Если в каком либо месте нельзя будет найти священника, то некрещенных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин. (Ап. 49, 50). Правила Николая, патриарха Константинопольского. Правило 11. Вопрос. Нужно ли подлежащих лиц подвергать епитимий по Каноникону Постника? Ответ. Означенный Каноникон, своим чрезмерным снисхождением, многих погубил; а посему те, которые знают, что добро и от добра удаляются, да исправляются. Каноникон Постника вошел во всеобщее употребление в восточной церкви и на основании этого Каноникона главным образом составлен Номоканон при нашем Большом требнике. «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского, т.2 М: Отчий дом, 2001, стр. 339, 394–395, 410, 438, 446–447, 488, 547, 556, 575, 588, 592, 594, 610. Послесловие

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

1. Замечательны анафемы, провозглашенные гангрским собором против евстефиянской ереси, которая проявлялась в разных превратных взглядах на жизнь, именно: в порицании брака и гнушении женами, совокупляющимися с своими мужьями (пр. 1, 9, 10, 14), в осуждении употребления мяса (пр. 2), в научении раба презирать господина (пр. 3), в непринятии причащения от пресвитера, состоящего в браке (пр. 4), в пренебрежении к дому Божиему и к бывающим в нем собраниям (пр. 5), в составлении собраний вне церкви без воли епископа (пр. 6), в принятии кем либо и в принесении кому либо без воли епископа церковных плодоприношений (т. е. фимиама, хлеба и вина и других вещей на потребности церковного богослужения, на содержание клира, на бедных, призреваемых церковью, пр. 7 и 8, см. Иоанн, I, 378), в презрении к вечерям любви и к принимающим участие в них (пр. 11), в приписании суровой одежде силы, якобы сообщающей человеку особую праведность и в презрении к тем, кто с благоговением носит шелковые одеяния (пр. 12), в принятии на себя женщинами мужского одеяния ради мнимого подвижничества (пр. 13), или в острижении волос ради таковой же цели (пр. 17), в нерадении родителей о детях и детей о родителях ради мнимого подвижничества (пр. 15 и 16), в соблюдении поста в день воскресный (пр. 18), или напротив в нарушении поста, установленного церковью (пр. 19), наконец в осуждении собраний в честь мучеников и совершаемых в них служений (пр. 20). Ср. анафемы толедского собора в Испании 447 г. (у Гефеле, II, 307–308) против присциллианистов, которые, также как и евстафияне, принадлежали к манихейству. Кроме запрещения употреблять в пищу кровь (трул. 67, направл. против римск. церк.), воспрещается несоблюдение поста в известные времена и дни. Так воспрещается употребление яиц и сыра в субботы и воскресные дни четыредесятницы (трул. 56), прервание поста в четверток страстной седмицы (лаод. 50), прекращение поста раньше полуночи великой субботы (трул. 89), совершение браков и празднование дней рождения в четыредесятницу (лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

IVBc. 8 Об обязательном подчинении территориальному епископу «богаделен, монастырей и храмов мученических». IVBc. 23 О том, что клирики и монашествующие, без дозволения епископа пребывающие в Константинополе и производящие смятения, должны быть изгоняемы из города. Антиох. 4 О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине. Антиох. 6 О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор. Антиох. 7 О запрете принимать пресвитеров, и диаконов, или и епископов без представительной грамоты того епископа, от которого они приняли рукоположение. Антиох. 8 О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы. Антиох. 11 Клирик, приходящий к царю без повеления своего митрополита, должен быть лишен и общения и сана. Антиох. 22 О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа. Антиох. 24 О том, что епископ должен сделать опись своего имущества и сделать его известным, а также имущества церковного, и это должны знать пресвитеры и диаконы, дабы по кончине его собственное имущество было употреблено по его воле. Сард. 6 Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места. Сард. 10 О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника. Трул. 14 Об установлении канонического возраста посвящения в пресвитеры – 30 лет, диаконы – 25 лет, диакониссы – не ранее 40 лет. Трул. 17 О необходимости клирикам для перехода в другую епархию иметь отпускную грамоту от своего епископа. Трул. 18 О необходимости клирикам, по уважительной причине оставившим свои церкви, возвратиться после прекращения этих причин.

http://azbyka.ru/pravo/subject/klir/

Периодевты, занимавшие особую службу в церкви, существовали уже в первые времена христианства. Это были высшие пресвитеры, состоявшие при городских епископах и от их имени объезжавшие (περιοδεουσι) в известное время церкви меныпих месте и сел данной епархии, отдавая своему епископу отчет о состоянии этих церквей. С течением времени, когда епархиальное управление церквами достигло полного устройства, служба периодевтов утрачивает значение и самостоятельность и сами они были заменены другими лицами, ныне главным образом окружными протопресвитерами (у сербов) или благочинными (у русских) Издав такое постановление о периодевтах, данное лаодикийское правило предписываете относительно епископов, находившихся в то время в местечках и селах, что таковые ничего не могут делать без разрешения (νευ γνμης) подлежащего городского епископа, так же, как и пресвитеры (Ап. 39). Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58.  Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила.  Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ιδιωτικος ψαλμος, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6; Никифора 36). Настоящим правилом подтверждается церковная норма доникейских времен, согласно которой во священники не может быть принят тот, кто повинен в тяжком грехе, служащем на соблазн миру. Об этом говорят также несколько соборных и отеческих правил. Специально об этом мы говорили в толковании 61-го Ап. правила. Правило 8. Дети, рожденные от наложниц, или от второбрачных, или же от троебрачных, если окажутся достойными священства, могут быть рукополагаемы. (Трул. 33). Качества кандидата священства не обусловливаются сословным происхождением данного лица, а касаются его самого, а именно: он должен быть безупречным и на его имени не должно быть и тени подозрения в чем-либо предосудительном. Трулльское 33-е правило предписывает, что при выборе кандидатов священства должно быть обращаемо внимание на их личные качества, а не на происхождение. Имея в виду это общее каноническое предписание, и настоящее (8) правило св. Никифора гласит, что ничто не мешает лицам, происшедшим от незаконного брака, стать священниками, равно тоже и лицам, происшедшим от второбрачных и троебрачных родителей, если только таковые лица достойны священства, и если удовлетворяют всем прочим условиям, которые от них требуются 10 . Правило 9. Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. причастие и после вкушения им пищи. (Трул. 29; Карф. 41). Трулльский Собор в своем 29-м правиле предписывает давать св. причастие только натощак. От исполнения этого общего предписания св. Никифор, настоящим (9) своим правилом, освобождает только лиц, которым угрожает смерть, дабы таковые не лишились «последнего и нужнейшего напутствия», по выражению 13-го правила I Всел. Собора. Правило 10. По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам. (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91). Правило 11. Тот не согрешит, кто принесет одну просфору за троих, или возжет одну свечу. Как видно, существовал обычай, согласно которому на жертвенник приносилось за каждое лицо, желавшее быть помянутым на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010