278 Установивши в первом толковании на 98-е пр. Трул. соб. различие между обручением и простым сговором (δεσμο), Зонара во втором толковании дополняет сказанное в первом перечислением причин, по которым может быть уничтожено обручение. – Дополнительное толкование к 10-му пр., Петра Александр. имеет, как мы уже говорили, следующее заглавие: πεξγησις φερομνη κατ το Μουζλωνος πασα. 279 Таковы исторические заметки, содержащиеся в предисловиях к правилам соборов: всел. 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, так наз. 6-го (Трул.), 7-го; поместных – Анкир., Неокес., Гангр., Антиох., Сардик., Карф., Констант. в хр. св. Апост. Такие же заметки находим в толковании на 5-е пр. 2-го всел.. соб. (все толкование на это правило состоит в изложении краткой истории Сардикийского собора), а также в толкованиях на 1-е и 6-е пр. Ефес. соб. (в толкованиях на эти правила Зонара говорит о событиях, следовавших за Ефесским собором). 280 В древности, – говорит Зонара в толковании на 5-е Апост. пр., – позволялось разводиться сожительствующим (супругам) и без вины, когда бы ни захотели, но Господь, как написано в евангелиях, отвергнул сие. В 87 пр. Трул. соб. Зонара повторяет тоже самое, дополнив более подробными сведениями о браке у евреев и об учении Христа о разводе. В названном 5-м Апост. пр. упоминаются жены епископов; разъясняя его, Зонара указывает на изменившийся в церкви порядок и на самое время, когда это изменение произошло. «Правило, – говорит он, – упоминает об епископах, имеющих жен, потому что тогда епископы беспрепятственно жили в законном супружестве с женами. Собор Трулльский, называемый 6-ой, запретил это в 12-м своем правиле». 281 Был древний обычай, по приобщении божественных тайн, учреждать общие трапезы, на которых предлагалась пища и питие, причем нужное для сего доставляли богатые и приглашали беднейших. Об этом упоминает и великий Павел в послании к коринфянам». О том же предмете и почти теми же словами сказано в толковании на 11-е пр. Гангр соб. 282 О принявших христианство , но еще не крестившихся, Зонара говорит в пояснение 12-го пр. Анкир. соб., которое, подобно многим другим, стало непонятно при изменившихся условиях церковной жизни: «В древности, многие принимали проповедь и веровали во Христа, но крещение отлагали. Почему и Григорий Богослов , и Василий Великий написали слова, побуждающие ко святому крещению. Таким образом во времена гонений было много таких, которые были христианами, но еще не были крещены».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

289 Апост. пр. 20-е, 39-е, 60-е, 73-е, 76-е, 82-е; 2-го всел. соб. 6-е; 4-го всел. 12-е, 17-е, 18-е; Трул. 21-е; 7-го всел. 8-е; Сардик. 17-е; Карф. 5-е, 16-е (19-е —23—е), 56-е (67-е); св. Василия Вел. 13-е, 18-е, 27-е, 33-е, 72-е, 74-е. 290 3-го всел. соб. пр. 8-е; 4-го всел. 22-е; Трул. 12-е, 24-е, 25-е, 26-е, 29-е, 30-е, 34-е, 40-е, 49-е, 54-е; 7-го всел. 3-е, 1-е; в хр. св. Ап. 9-е, 10-е, 12-е; св. Василия Вел. 3-е, 12-е, 54-е. 291 Трул. соб. пр. 67-е; 7-го всел. 5-е; Петра Александр, 11-е: св. Василия Вел. 29-е; Григ. Нис. 1-е. 293 Правило это читается так: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах». 294 Правило это читается так: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах». 295 10-е пр. Анкир. соб. читается так: «Поставляемые во диаконов, аще при самом поставлении засвидетельствовали, и объявили, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении, поскольку сие позволено было им от Епископа. Аще же которые, умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитбы, после вступили в брак; таковым престати от диаконского служения». 297 Так, напр., в толковании на 31-е Апост. пр: «Аще который пресвитер, презрев собственного Епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом Епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен яко любоначальный...» читаем: «...А Гангрского собора 6-е пр. тех, которые, без ведома своего епископа, не в кафолической церкви, а особо устрояют собрания, подвергает и анафеме. Подобно и 10-е пр. Карфагенского собора». Таким образом, вопрос о том, какому из указанных правил должно быть отдано предпочтение, остается открытым. В толковании на 20-е пр. Анкир. соб.: «Аще чия жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал: таковым надлежит в седмь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим» совершенно не упоминает о 58-м пр. св. Василия Вел., в котором последний говорит: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых Таин ...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58. Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила. Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ο ο, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed. Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.). Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

(Ап. 37; I всел. 6; II всел. 2; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; лаод. 40; карф. 18, 73). Это правило повторяет постановление 37 Ап. правила, присовокупляя к нему лишь то, о чем уже упоминалось в нескольких правилах этого собора, а именно, что полным епархиальным собором считается только тот, который созван подлежащим митрополитом. Относительно прочаго см. толкования 37 Ап. правила и 5 правила I вселенского собора. Правило 21. Епископ от единого предела да не приходит в другой, ни по самовольному вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов: но да пребывает в церкви, которую приял от Бога в жребий себе в начале, и да не приходит из нее, по изреченному уже о сем прежде определению. (Ап. 14; I всел. 15; IV всел. 5; трул. 20; антиох. 16; сердик. 1, 2, 17; карф. 48). См. толкования 14 Ап. правила и 15 правила I вселенского собора. Правило 22. Епископ да не приходит во иной град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненные другому епископу, разве токмо по соизволению епископа тоя страны. Аще же кто дерзнет на сие: то рукоположение да будет недействительно, и он да подлежит епитимии от собора. (Ап. 35; I всел. 15; II всел. 2; III всел. 8; IV всел. 5; трул. 17; анк. 13; сердик. 3, 15; карф. 48, 54). См. толкование 35 Ап. правила. Правило 23. Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни: аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного, по кончине преставльшегося. (Ап. 1, 30, 76; I всел. 4; VII всел. 3; карф. 22, 49). См. толкование 76 Ап. правила. Правило 24. Доброе дело есть, да церковное стяжание сохраняется для церкви со всяким тщанием и благою совестью, и с верою во всевидца и судию Бога: и распоряжати оным с рассуждением и властью приличествует епископу, которому вверены все люди и души собирающихся в церковь. Да будет же явно принадлежащее церкви, и открыто окружающим его пресвитерам и диаконам, так чтобы они знали, и не оставались в неведении о том, что собственно принадлежит церкви, и ничто от них не было сокрыто. И тако, аще случится епископу преставитися от жития сего, при очевидности принадлежащего церкви, и оно не будет расточено и утрачено, и собственность епископа не будет потревожена под предлогом принадлежащих церкви вещей. Ибо праведно есть и угодно пред Богом и человеками, чтобы собственность епископа предоставляема была кому он восхощет, а достояние церкви ей сохраняемо было, и чтобы как церковь не терпела ущерба, так и епископ, под предлогом достояния церковного, не был лишаем своея собственности, или же, чтобы близкие к нему не

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

17. Точно также епископы должны были подвергаться дисциплинарной ответственности и за принятие вообще всех путешествующих христиан без мирных грамот (ант. 7). 742 Карфаг. 40. В прав. 3 Кирилла александр. (Ср. послание III всел. соб. к соб. памфилийскому об Евстафие), не одобряется также и отречение от должности, „ибо аще достойны служити, да пребывают в сем, аще же недостойны, да удаляются от служения не отречением, а паче осуждением по делам; но двукр. 16 допускает отречение. 748 Вас. В. 90; Геннад. окруж. посл.; халкид. 2; трул. 22; VII всел. 5 и 19; Тарасия посл. к Адриану. 751 Трул. 101. В древней церкви, как и в период вселенских соборов, Св. Дары преподаваемы были народу в руки, причем многие, из побуждений суетности более, чем из сознания о нечистоте своих рук, делали дорогие вместилища, в которые и принимали от священнослужителей Св. Дары (Иоанн, II, 502–503). 759 Тимоф. алекс. 11. Ср. Никифора пр. 153. В правилах Никифора говорится еще: о совершении литургии без антиминса (98), о совершении литургии после прикосновения к трупу (158), о совершении литургии без теплоты (32), о пролитии Св. Даров (175), как о должностных преступлениях против церковной дисциплины. 760 Но в правилах Никифора содержится масса дисциплинарных предписаний относительно монастырской жизни. См. напр. пр. 47–65, 202–221 и друг. В силу этих канонов воспрещаются, с назначением определенного наказания, как общие преступления, напр. блуд, так и разные нарушения монашеской дисциплины – сонливость, объедение, неуместный смех и т. п. См. там же епитимийные правила Феодора Студита в XCIX томе Патрологии Миня, Ser. gr. 766 VII всел. 18. Ср. трул. 47: „ни жена в мужеском монастыре, ни муж в женском да не спит.“ VII всел. 20 воспрещает даже разговор монаха с монахиней наедине. 772 Халкид. 7 приравнивает монахов, оставляющих монашество, к клирикам, слагающим с себя сан, подвергая анафеме тех н других. Ср. прав. 91 патр. Никифора. 774 В северной Африке, как видно из 42 пр. карфаг., введена была опись церковного имущества, но в описи или инвентари вносились лишь недвижимые имения церквей и разные принадлежности церковного богослужения, а не денежные суммы, и кроме того из восточных канонов не видно, чтобы на востоке введены были эти описи так же рано, как в северной Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

(Ап. 48; трул. 87, 93; анкир. 20; карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 35, 48, 58; Тимофея алекс. 15). См., между прочим, толкование 48 Ап. правила. В настоящем правиле св. Василий упоминает о давнишнем предписании ( , наших отцев), согласно которым семилетней епитимии подвергался каждый, кто, оставив законную жену, берет себе другую, причем св. Василий подвергает такового, на основании слов Господа (Мф.19:9), пятнадцатилетней епитимии, как прелюбодея. Правило 78. Тот же устав да соблюдается и о взявших в сожитие две сестры, хотя бы то было и в разныя времена. (Ап. 19; трул. 26, 54; неокес. 2; Василия Вел. 23, 87; Феофила алекс. 5). Правило 79. Вознеистовствовавший на свою мачеху подлежит томужде правилу, как и неистовствовавший на свою сестру. (Василия Вел. 67, 75). Человека, совершившего блудодеяние со своей мачехой, Василий Великий приравнивает к тому, кто впал в блуд со своей сестрой, или к убийце, и подвергает его двадцатилетней епитимии. Правило 80. О многобрачие отцы умолчали, как о деле скотском и совершенно чуждом роду человеческому. Нам же сей грех представляется тягчайшим блуда. Посему благоразсудно будет подвергати таковых епитимии по правилам, то есть, да будут едино лето плачущими, три лета припадающими, и потом могут быти приняты. (Ап. 48; трул. 87; неокес. 3; Василия Вел. 4, 9, 50, 77). Многоженством (ου) правило называет не только то, когда кто-либо имеет в одно и то же время много жен, а и то, когда кто-либо много раз женится. Согласно правилам, только первый брак считается святым и Богом благословенным; за второй брак известное лице подлежит каноническому наказанию, третий же брак считается уже нечистотою (υ) в церкви и может быть только терпим, ибо он все же лучше, чем разнузданное блудодеяние (Василия Вел. 4, 50). Всякий дальнейший брак называется уже многоженством и Василий Великий обозначает оный как дело скотское (ε, belluinam rem), а не человеческое, и считает грехом большим, чем блуд. Многоженство, т.е. всякий брак после третьего, Василий великий казнит четырехлетней епитимией. Впрочем, нельзя думать, что эти четыре года - вся епитимия, предписанная за многоженство. Согласно толкованию Зонары, из этих четырех лет первый год грешники оставались на первой ступени покаяния (υ), в остальные же три года должны были стоять с οοε и, после молитвы об оглашенных, выходить из храма; выдержавши четырехлетнюю епитимью, они только тогда могли быть допущены к стоянию в храме вместе с верными (υ), то есть, на четвертой ступени покаяния, и на этой ступени должны были оставаться столько времени, сколько заблагорассудит их епископ, принимая во внимание их искренность и усердие в покаянии, и только после этого могут быть удостоены св. причастия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

Примечания: 55. Dionys. Агеор., De eccles. hierarch. II,2 [Migne, s.g., t.3, col.393-4]. Gregor Nazianz., or.40 [Migne, s.g., t.36, col.360 и сл.]. 56. Cp. Augustini Sermo ad Neophitos [Migne, s.1., t.40, col.1203 и сл.] 57. Аф. Синт., III,212-213 Правило 46. Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам. (I всел. 2, 14; трул. 78, 96; лаод. 19, 45). В тексте этого правила сказано только εοο (quinta hebdomadis feria), мы же перевели это в пятый день " каждой " седмицы, желая следовать греческим комментаторам Вальсамону и Зонаре, в толкованиях которых есть слова ε εοο что мы считаем совершенно правильным; в силу этого нельзя согласиться с Аристином, который говорит, что под словами εοο нужно подразумевать только Великий четверг: εοο " ε Мы считаем толкование упомянутых комментаторов совершенно правильным, так как известно, что катехизация оглашенных проходила вполне систематически, причем последние должны были периодически отдавать отчет епископу о своих познаниях в вере. Кроме того, церковь должна была увериться в постоянстве оглашенных, желающих принять христианскую веру только по твердому убеждению, а эту уверенность она, как замечает в толковании этого правила Зонара, могла приобрести тем, что таковые в течении всего времени оглашения каждый четверг отдавали отчет епископу или пресвитеру в том, что пройдено ими за неделю из христианского учения, - для того, чтобы кто-либо, не вполне утвержденный в вере, не принял крещения и не был бы посвящен в нашу тайну ( " οου). Примечания: 58. Толкование 78 трулльск. правила. Аф. Синт, II,486. 59. Аф. Синт., II,486. Ср. примечание Беверегия в. sivePandectae, II, Annot., p.197. Правило 47. В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко божественного дара сподобилися. (I всел. 2, 14; трул. 78, 96; неокес. 12; лаод. 19, 45, 46; карф. 45). Если заболеет кто-либо из оглашенных до истечения прописанного для оглашении времени (I всел. 14; лаод. 46), то правило разрешает окрестить его, требуя однако, что, в случае своего выздоровления, он должен после крещения продолжить изучение христианского учения для того, чтобы понять, какого божественного дара он удостоился (ε ε). Правило 48. Подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия. (III всел. 7; трул. 95).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

(Ап. 81, 47; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 2, 5; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Отрицая значение православного Божьего храма (τον οκον τοδ θεο, гангр. 5) и считая себя избранными и святыми, евстафиане сами собирали свои религиозные собрания, сами совершали в них свои службы (κκλησιζοντες) по своим извращеннным понятиям ο служении Богу, Думая, что на этих собраниях они именно и совершают то, что должна бы была совершать церковь. На этих сборищах евстафиане имели и своих пресвитеров, которые непременно должны были быть неженатыми или разошедшимися со своими женами, вследствие гнушения браком вообще, а священническим в особенности (гангр. 1, 4); но пресвитеры эти, как таковые, не были законны (лжесвященники, Ап. 47), следовательно, незаконно совершали свою службу, не имея на то соизволения надлежащего православного епископа (Ап. 31 и парад. правила). Подобное совершение церковной службы отдельно и независимо от высшей законной церковной власти (ιδα, κατ " Ιδαν κκλησιζοι) называется в правилах παρασυναγωγ (самочинное сборище, Василия Вел. 1), - против этого и издано настоящее правило.  Правило 7. Аще кто церковные плодоприношения приимати, или раздавали вне церкви хощет, без воли епископа или того, кому поручены таковые, и не по воле его творити хощет: да будет под клятвою. (Ап. 4, 38, 41; IV всел. 26; трул. 35; VII всел. 11, 12; анкир. 15; гангр. 8; антиох. 24, 25; карф. 26, 33; двукр. 7; Феофила алекс. 10; Кирилла алекс. 2). Примечания: Смотри толкование к правилу 8  Правило 8. Аще кто дает, или приемлет плодоприношения мимо епископа, или поставленного управляти благотворениями: и дающий, и приемлющие, да будет под клятвою. (Ап. 4, 38, 39, 41; IV всел. 26; трул. 25; VII всел. 11, 12; анкир. 15; гангр. 7; антиох. 24, 25; карф. 26, 33; двукр. 7; Феофила алекс. 10; Кирилла алекс. 2). Оба правила (7 и 8) воспроизводят и подтверждают постановления Ап. правил (4, 38, 39 и 41) о том, что нельзя распоряжаться церковным имуществом без епископского разрешения, и осуждают евстафиан, поступавших противно этому предписанию. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1318...

нисск. пр. 5. Вас. В. пр. 35), волшебство (лаод. 36), блуд (Вас. В. 69. Феофил. алекс. 3, 5, 6), самооскопление и оскопление других (I всел. 1; двукр. 8.). В 9 пр. I всел. высказан общий принцип недопущения в клир всех впадших в тяжкие грехи. См. Hefele, 1, 412. Ср. пр. патр. Никифора 92 и 94 о блуде и краже. 702 3 пр. I всел. воспрещается епископу, пресвитеру, дьякону и вообще всем состоящим в клире иметь в доме у себя женщину, кроме матери, сестры, тетки и тех лиц, которые чужды всякого подозрения. Ср. Вас. В. 88; трул. 5. Для отклонения возможных подозрений, воспрещается клирикам ходить в дома вдов н девиц (карфаг. 47) и обедать наедине с женщинами (VII вс. 22). 704 Трул. 12 и 18. Жена лица, выбранного в епископы, должна была, по общему согласию с мужем, (так как, в случае несогласия жены, муж должен был отклонить выбор), поступить в монастырь, отдаленный от кафедры будущего епископа. Напротив, воздержание от супружеского сожития, как общая обязанность всех клириков, установившееся на западе, было отвергнуто на I вс. соб., хотя в канонах его об этом не говорится. Против запитого безбрачия направлено 13 пр. трулльского собора, между тем как в признанных им же самим канонах карфагенских (4, 31 и 81), безбрачие предписывается как обязанность всех духовных лиц, за исключением низших степеней. 706 Карфаг. 18; лаод. 54; трул. 24. В случае появления в домах, куда приглашены духовные лица, актеров и музыкантов, два последние правила предписывают лицам духовным встать и уйти из этих домов. 711 См. отв. 18 Вальсамона Марку александр. об обязанности дьяконов относительно принятия Евхаристии. 714 Собор. 879 г. в церк. св. Соф. пр. 2: „Хотя до ныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиереийства, и таковые действия оставляемы были без внимания; но сей святый вселенский собор (собор 879 г., равно как двукратный 861 г., смотрели на себя как на вселенские соборы, ср. двукр. 12 и Вальсамона 30 ответ Марку александрийскому, Σνταγμα IV, 471) ограничивая такое недосмотрение и возвращая сие, вне порядка допущенное, действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иной архиерейского сана, восхощет снити в монашеское житие, и стати на место покаяния, таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Комментируя 95-е пр. Трул. соб., Аристин говорит, что Манихеи, Валентиниане и Маркониты, наравне с Севирианами, принимаются в церковь , давши рукописания предать анафеме свою ересь 245 . Но такое толкование правила является ошибочным. Обращаясь к полному тексту этого правила, мы читаем: «...Такожде (мы крестим) и Манихеев, Валентиниан, Марконитов и им подобных еретиков» 246 . Да и сам Аристин в толковании на 1-е пр. св. Василия Вел. относительно способа принятия этих еретиков в церковь говорит тоже самое, что сказано в полном тексте 95-го пр. Трул. соб., в разрез со сказанным в толковании на Синопсис этого правила. Указавши в чем со стоит ересь Манихеев, Валентиниан и Марконитов, он заканчивает свое толкование на 1-е пр. св. Василия Вел. следующими словами: «Итак все эти (еретики), если оставят свою ересь и обратятся к непорочной вере, крестятся, потому что их крещение отвергается нами» 247 . А вот правильное толкование 95-го пр. Трул. соб. арх. Иоанна: «Трульский собор, – говорит он, – дополняет прежние постановления определением, как принимать надобно было Манихеев, Валентиниан, Маркионитов, Несториан, Евтихиан и др., им подобных. Первые три секты имели происхождение языческое и совершенно, но отвергали самые основания христианства; потому и принимать их в Церковь правила повелевали не иначе, как язычников…» 248 Комментируя 15-е пр. Лаодик. соб., Аристин дает весьма неудачное значение слову διφθρα (собств. кожа), думая, что оно употреблено здесь для обозначения священной одежды – фелони. Вот толкование Аристина в этом месте: ... μ λλως ψλλειν π’ μβωνος, ε μ μετ διφθρας, τοι φελωνου 249 . Более удовлетворительное значение этому слову дают другие толкователи Зонара и Вальсамон, полагая, что διφθρα в данном случае обозначает книгу, написанную на коже (пергаменте); с ними согласен и новейший толкователь канонического кодекса уже упомянутый нами арх. Иоанн 250 . Если бы Аристин, комментируя Синопсис этого правила, обратил внимание на то обстоятельство, что в полном тексте правила перед словом διφθρα стоит предлог π 251 , то он, конечно, не дал бы слову διφθρα указанного значения (что, наоборот, легко могло случиться, когда пред его глазами был Синопсис, где это правило сокращено так: «Ε μ μετ διφθρας, οδες μβωνζεται». 252 Употребленный здесь предлог μετ, вероятно, и послужил npuчuhoq истолкования слова διφθρα в значении фелонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010