В кон. XIX в. в РПЦ возникла дискуссия о расширении литургических функций Д. (см.: Заозерский. 1892; Муретов. 1893), не имевшая практических последствий, а на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. обсуждался вопрос о создании особого чина погребения Д. (Д. отпевают по чину мирян или (иеродиаконов) монашествующих, но не по чину священников); проект соответствующего чина подготовил Б. А. Тураев , но Собор отложил решение этого вопроса на будущее. В XX в. известны мн., в т. ч. успешные, попытки возродить нелитургические, т. е. социальное и адм., служения Д. (см.: Кремлевский. 1907; Florovsky G. The Problem of Diaconate in the Orthodox Church//The Diaconate Now. 1968. P. 81-98), но в общепринятую норму их результаты не вошли. Православное каноническое право о Д. Уже в 1 Тим 3. 8-13 указываются качества, необходимые для того, чтобы стать Д.: помимо веры, нравственной чистоты и воздержанности от кандидатов требуется безбрачие или единобрачие (среди раннехрист. источников женатые Д. упом., напр., сщмч. Иринеем Лионским: Iren. Adv. haer. I 13. 5; о детях Д. говорится в Didasc. Apost. 3. 4). Рукополагаемый во Д. не должен быть неофитом (1 Тим 3. 6; Апост. 80; I Всел. 2; ср.: Сардик. 10; Карф. 36(45)). Как и др. священно- и церковнослужители, Д. поставляются только из числа крещеных и миропомазанных мужчин. Минимальный возраст кандидата в Д. определяется 25 годами (Novell. Just. 123. 13; Трул. 14; Карф. 16(22), 25(34)), хотя известны примеры хиротонии во Д. в более раннем возрасте (напр., 20-летнем - Niceph. Callist. Hist. eccl. III 29). Если на Востоке Д. разрешалось вступать в брак до принятия сана (Const. Ap. VI 17. 1; Анкир. 10; Трул. 6; Socr. Schol. Hist. eccl. I 11; Sozom. Hist. eccl. XI 23), то на Западе с IV в. на них стал распространяться целибат (33-е прав. Эльвирского Собора; ср.: Карф. 4, 25(34)), что подверглось осуждению со стороны отцов Трулльского Собора (Трул. 13). Подчиненное положение Д. (Ап. 39) выражалось в запрете присваивать себе честь, равную чести епископов и пресвитеров или выше, чем у них (I Всел. 18; Лаодик. 20; Трул. 7; Hieron. Ep. 146. 2); исключение было возможно только для Д., делегированных представлять своего епископа,- им дозволялось занимать место выше пресвитерского,-а также, согласно Матфею Властарю, для хартофилакса.

http://pravenc.ru/text/171911.html

274 В толковании Зонары на 27-е пр. Трул. соб. читаем: «... человек зрит на лице, а Бог на сердце». – Толкование на 3-е пр. соб. в хр. св. Софии начинается словами: «Никогда в жизни не было недостатка во зле; значит, справедливо и непогрешительно мнение мудреца, который сказал, что злых больше». Установивши в первом толковании на 98-е пр. Трул. соб. различие между обручением и простым сговором (δεσμο), Зонара во втором толковании дополняет сказанное в первом перечислением Причин, по которым может быть уничтожено обручение. – Дополнательное толкование к ю-му пр., Петра Александр, имеет, как мы уже говорили, следующее заглавие: πεξγησις φερομνη κατ το Μοοζλωνος πασα. 275 Апост. пр. 27-е, 34-е, 36-е, 41-е, 43-е, 44-е, 47-е, 49-е, 52-е, 54-е, 58-е, 63-е, 65-е, 70-е, 75-е, 80-е; 1-го всел. 2-е, 18-е; 4-го всел. 2-е, 3-е, 4-е, 11-е, 15-е, 18-е, 26-е; Трул. 12-е, 19-е, 27-е, 32-е, 58-е, 60-е, 64-е, 74-е, 75-е, 76-е, 77-е, 82-е, 84-е, 88-е, 89-е, 96-е, 98-е, (второе толкование), 102-е; 7-го всел. 2-е, 22; Анкир 3-е; Неокес. 14-е; Гангр. 1-е, 2-е, 3-е, 11-е, 13-е, 14-е, 15-е, 17-е; Лаод. 12-е, 15-е, 33-е, 36-е, 53-е; Карф. 5-е, 15-е (15-е–18-е), 16-е (19-е–23-е), 18-е (в рус. переводе это правило не имеет обозначения), 27-е (36-е), 31-е (40-е), 36-е (45-е), 45-е (55-е), 59-е (70-е), 101-e (114-е), 102-е (115-е), 112-е (125-е и 126-е), 114-е (128-е); в хр. св. Апост. 2-е; в храме св. Софии 3-е; Дионис. Алекс. 3-е; Афанас. Алекс. к Аммуну; св. Василия Вел. 2-е, 7-е, 24-е, 32-е, 34-е, 45-е, 77-е. 276 Так в толковании на 18-е Апост. пр., запрещающее желающим вступить в клир сочетаться браком с некоторыми лицами, Зонара пишет: «И у иудеев ветхим законом запрещено было священникам их вступать в брак с блудницами, или с пленными, или с рабами и с такими женщинами, которые приобретают средства к жизни содержанием корчемниц или постоялых домов, а равно и с разведенными от мужей. Если же для них было так постановлено законом, то тем более для имеющих священнодействовать по евангелию. Ибо вот, говорит, церкви более есть зде.» – Толкование на 17-е пр. 1-го всел. соб. начинается следующими словами: «Давать взаймы за проценты запретил всем и ветхий закон, ибо говорит: да не даси брату твоему в лихву сребра твоего ( Втор. 23:19 ). А если так узаконил менее совершенный (закон); то тем паче совершеннейший и духовнейший. Ибо се ценнее боле есть зде». – Ссылки на Ветхий Завет мы встречаем также в толкованиях Зонары на 44-е Ап. пр.; 65-е Трул.; 3-е Дионис. Алекс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

(Ап. 34, 37, 74, 75; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 19, 21; трул. 8; антиох. 14, 15, 20; лаод. 40; сердик. 4; карф. 128, 129, 130; двукр. 18; Феофила алекс. 9). Относительно этого правила см. толкование 6 правила II всел. собора; еще подробнее говорят об этом: 128, 129 и 130 правила настоящего собора. Примечания: 18. Прав. 7 карф. собора 390 г.  Правило 9(9). Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 13; карф. 23, 106). См. толкования 11 и 12 Ап. правил и 5 правила I всел. собора, так же как и др. параллельных правил. Примечания: 19. Прав. 7 карф. собора 390 г.  Правило 10(10). Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшие надмением некиим и гордостью, должным быти возмнит отдельно приносити Богу святые дары, или умыслит воздвигнути иной олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковый да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер, противу епископа своего возгордись, сотворити раскол: да будет анафема (Ап. 31; II всел. 6; III всел.3; IV всел. 18; трул. 31, 34; гангр. 6; сердик. 14; антиох. 5; карф. 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Примечания: Смотри толкование к правилу 11(11) 20.Первая половина 8 прав. карф. собора 390 г.  Правило 11(11). Аще который пресвитер в своем поведении осужден будет: таковый должен соседним епископам возвестити, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он с своим епископом. Аще же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения с своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесет Богу святое приношение: таковый да будет признаваемо находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливые жалобы на епископа (Ап. 31; I всел. 5; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 4, 5, 6; гангр. 6; карф. 10, 29, 107; двукр. 13, 14, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Правило 3. Аще кто учит раба, под предлогом благочестия, презирати господина, уклонятися от служения, и не с усердием и всякою честью служити господину своему: да будет под клятвою. (Ап. 82; IV всел. 4; трул. 85; карф. 64, 82; Василия Вел. 40, 42). Это правило касается того времени, когда еще существовало рабство, и служит подтверждением постановления 82 Ап. правила.  Правило 4. Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою. (Ап. 5; I всел. 3; трул. 13, 48; гангр, 1, 9, 10; карф. 4). Уча о необходимости уклоняться от брака и считая его грехом, евстафиане еще должны были считать его грешным делом у духовных лиц, и если такое грешное лице, как женатый священник, служило литургию, то такая литургия, по мнению евстафиан, не была свята, как не была свята принесенная им жертва, и поэтому от такого священника не следовало принимать св. причастия. О законности священнического брака мы достаточно говорили в толкованиях 5 Ап. правила и 13 правила трулльского собора, - а данное правило гангрского собора осуждает как евстафиан, так и вообще всех, не признающих священнического брака законным делом Примечания 2. Ср. архим. Иоанн, упом. соч., I,376, прим.428.  Правило 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающие в нем собрания: да будет под клятвою. (Трул. 80; гангр. 20; сердик. 11). На основании буквально понимаемых слов Св. Писания, что молиться Богу можно на всяком месте (1Тим.2:8), евстафиане учили, что не нужно храмов и службы в них совершаемой, - против этого и издано данное правило. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.  Правило 6. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. (Ап. 81, 47; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 2, 5; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36. 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле упоминаются епитимии для прелюбодеев трех степеней: семилетние, пятнадцатилетние и восемнадцатилетние. Иоанн же Постник все это сокращает до трех лет, под условием ежедневных телесных подвигов. Самым правильным наказанием мы считаем наказание, предписанное св. Григорием Нисским , имея в виду святость брака, оскверняемую прелюбодеянием как мужа, так и жены. Правило 21. В священнический чин не может, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора, вступить тот, чья жена уличена была в прелюбодеянии. Таковый или должен отпустить жену, уличенную в прелюбодеянии после хиротонии своего мужа, или же сам должен отречься от священства. (Ап. 18; Трул. 3, 6, 13, 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27). Ссылка в настоящем правиле на 8-е правило Неокесарийского Собора совершенно правильна. В толковании этого последнего правила мы говорили между прочим и о жене священника, изменившей своему мужу. Правило 22. 98 правило Трулльскаго собора осуждает, как прелюбодея, всякаго, кто женится на девице, обрученной с другим. (Трул. 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Настоящее правило включено М. Властарем , как было упомянуто, в число правил Иоанна Постника . О значении обручения, как препятствия к браку, мы достаточно говорили в толковании 98-го правила Трулльского Собора. Правило 23. Согласно 72 правилу Трулльскаго собора, брак между православным и женою еретическою, и наоборот, почитается не твердым и должен быть расторгнут, как незаконное сожитие. Если они желают все же оставаться в таковом браке, то подлежат отлучению от причастия. (IV Всел. 14; Трул. 72; Лаод. 10, 31; Карф. 21). И это правило тоже включено М. Властарем в число правил св. Иоанна Постника . В этом (23) правиле приведено начало 72-го правила Трулльского Собора, воспрещающее брак между православными и иноверными лицами, и предписывающее, чтобы таковой брак, если случайно заключен, был расторгнут. Но в указанном трулльском правиле упомянута и возможность так называемого смешанного брака (matrimonium mixtum) между православными и неправославными лицами; о чем, как равно и о норме, имеющей быть соблюдаемой при заключении смешанных браков, мы говорили в толковании 72-го трулльского правила, – это имеет и ныне юридическое значение. Правило 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ибо Церковь Христова не сомневается, судя по дошедшим до нее известиям, что как скоро вы решились противостоять опасным новизнам Рима, то вы будете с нею согласны во всем, при посредничестве Священного Писания, истиннейшего судии... Мы с величайшим тщанием и любовью озаботимся о снабжении вас духовными пастырями и попечителями душ ваших, которые будут пасти вас словом истины и примером жизни не нанесут вам скорби». См. Чешское торжество... С.8. Митрополит Дорофей. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//Журнал Московской Патриархии. 1967. 9. С. 58. (далее ЖМП). См. в частности, Шкаровский М.В. Русская церковная эмиграция в Праге. я http://www.bogoslov.ru/text/302753.html#_edn12 ЖМП. 1951. 12. С. 3. Митрополит Дорофей. История Церкви. Прага, 1966. С. 826. Машинопись. См. также I Всел. 6; Трул. 25 и все параллельные правила, приведенные при 9 правиле IV Всел. Собора. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т. 1. СПб. 1912. С.372-373. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.2. Спб. 1912. С.264-266. См. также Ап. 58; Трул. 19; Сердик. 11; Лаод. 19; Карф. 47, 71, 123, 124. Там же. С. 265-266. Архиепископ Петр (Люилье). Правила четырех вселенских соборов. М., 2006. С. 266-275. См. также: Ап. 35; II Всел. 2; Трул. 20, 39; Антиох. 9, 13, 22; Сардик. 3, 11. Правила св. Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. М, 1876. С. 400. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп.Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С.307-308. Правила Православиой Церкви... Т.1. С. 393-394. Dagron G. Naissance d’une capitale et ses institutions de 330 a 451. Paris, 1974. P. 478. Acta Conciliorum Oecumenicorum/ed. Schwartz E. Lipsiae, 1954. T. II. I. 3 P. 99. См. также: Ап. 34; I Всел. 6; II Всел. 2, 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; Трул. 37; Антиох. 9. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима еп. Истрийско-Далматинского. Т.1. Спб. 1911. С. 524-525. Болгарская православная Церковь//Православная Энциклопедия.

http://pravoslavie.ru/53419.html

Григ.Неок. 12 О 4х степенях покаяния: “плакания”, “послушания”, “припадания” и “стояния с верными”. Петра 8 О том, что следует считать верными тех, кто пали, но затем взяли подвиг исповедания веры. Петра 11 О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих. Петра 13 О том, что оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие. Петра 15 О том, что надлежит поститься в среду и пятницу и воспрещении коленопреклонений в день воскресный. Гангр. 15 Об анафеме тем, кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к вере, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них. Гангр. 16 Об анафеме под предлогом благочестия удаляющимся из мира и оставляющих своих родителей без попечения.Тем не менее, правоверие нужно ставить выше почтения к ним. Антиох. 2 Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся. Антиох. 6 О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор. Тимоф. 16 О возможности причащения для случайно проглотивших воду во время евхаристического поста. Сард. 6 Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места. Сард. 10 О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника. Трул. 42 Об обходящих города под видом монахов-пустынников (принимать в монастырь или изгонять). Трул. 51 О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян. Трул. 54 О запрете браков лиц, состоящих в 4й степенях кровного родства и бок. двухродн. свойства. Трул. 90 О запрете коленопреклонений от вечернего входа субб. до вечернего входа в воскресенье. Вас. 14 Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.

http://azbyka.ru/pravo/subject/miryanin/

После Трулльского Собора Кафолическая Церковь при присоединении инославных к Православию руководствуется Трул. 95. В отношении инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, в наст. время существует такая практика: католиков, если они миропомазаны, присоединяют к правосл. Церкви с нач. XVIII в. по 3-му чину; старокатолики, англикане, протестанты и старообрядцы принимаются по 2-му чину; сектанты крайнего толка - адвентисты , иеговисты , мормоны , хлысты , молокане , духоборцы , субботники , а также недавно появившиеся адепты «Богородичного центра» присоединяются к правосл. Церкви, как и нехристиане, через крещение. Е. именуется всякое ложное учение, отвергнутое Церковью,- в этом смысле Трул. 95 упоминает Е. Нестория, Евтихия и Диоскора, несмотря на то что это же правило предусматривает приходящих из церквей, где учения Нестория, Евтихия и Диоскора принимаются, присоединять через покаяние - свт. Василий Великий подобный чиноприем предусматривал для самочинников. Однако нужно исходить не из неустойчивой терминологии правил, а из их реального содержания, и в случае с правилами о присоединении отступников - из чиноприема; в отношении норм, содержащихся в этих правилах, расходящихся в терминологии, нет противоречий. Различие в терминах сохраняется и в совр. богословской лит-ре, так что иногда спор относительно квалификации той или иной инославной церкви с т. зр. меры ее удаления от православия - еретическая она или раскольническая - представляет собой лишь «спор о словах». Напр., на вопрос, являются ли лютеране раскольниками или еретиками, при опоре на правила корректным будет такой ответ: поскольку приходящие от лютеран присоединяются по 2-му чину, через миропомазание, то по терминологии Вас. Вел. 1 они - раскольники; по терминологии I Всел. 7 или Трул. 95 лютеране являются приверженцами Е., поскольку в этих правилах Е. именуется всякое отвергнутое Кафолической Церковью учение, даже если, как это следует из Трул. 95, приходящие из церкви, приверженной этому учению, принимаются через покаяние - чиноприем, к-рый свт. Василий Великий предусматривал для самочинников. Поскольку разная терминология принадлежит авторитетным источникам, подобное различие, очевидно, неизбежно; важно только, чтобы придерживающиеся разной терминологии сознавали терминологический характер расхождений. Это не исключает, разумеется, возможности действительно содержательного спора, когда стоит вопрос не о том, как квалифицировать то или иное новое религ. сообщество, а об уместности присоединения приходящих из него в правосл. Церковь по тому или иному чину.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Если же один из супругов, живших ранее вне веры и Церкви, обращался в Православие, такой брак предписывалось сохранить согласно указанию св. ап. Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор 7. 14; Трул. 72). Детей, родившихся от смешанного брака, следовало крестить в правосл. церкви (Халк. 14; CJ I 5. 18. 8; см.: Нарбеков. 1899. С. 452-456). Согласно каноническому праву, из церковнослужителей могли вступать в брак после рукоположения только чтецы (анагносты) и поющие на клиросе (псалты) (Апост. 26; Трул. 6, 12, 13; Неокес. 1; Карф. 20, 34(25) - прочие (диаконы и священники) имели право жениться лишь до рукоположения (Трул. 6). В Зап. Церкви постепенно был введен целибат, прежде всего для епископов. На Карфагенском Соборе (419) епископам предписывалось воздержание от своих жен (Карф. 34(25): «И да будут яко не имеющие их»). В юстиниановой новелле 6. 1. 3 содержится иное предписание: кандидат в епископы должен быть либо неженатым, либо женатым на женщине «от ее девичества». Вопросы семейной жизни духовенства подробно регламентировал Трулльский (Пято-Шестой Вселенский) Собор 691-692 гг., оказавший затем значительное влияние на имперское законодательство о браке (напр., в «Эклоге») ( Τρωινος. 1992. Σ. 28-29); на этом Соборе был определен целибат для епископата (Трул. 12, 48). Клирикам запрещалось также вступать в брак с иноверцами или еретиками, если только последние не пообещают перейти в Православие (Халк. 14; Лаод. 10; Карф. 21). Новелла Юстиниана 137. 10, а за ней и «Частная пространная Эклога» (Ecloga privata aucta, II 16, 19), возникшая предположительно между 829 и 870 гг. в Юж. Италии, предусматривают уход в мон-рь как причину расторжения брака, заключенного либо по устному, либо по письменному соглашению ( Schoell, Kroll. Novellae. P. 650; Zachari ä v. Lingenthal. 1865. S. 13, 14; ср.: Медведев. 1989. С. 226). Христианизация частного права происходила не только на содержательном, но и на формальном уровне, проявляясь, напр., в использовании Свящ. Писания в правовых текстах.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В толковании на 79-е пр. Трул. соб., запрещающее приготовлять в день, следующий за праздником Рождества Христова, хлебное печение и передавать его друг другу, как бы в честь болезней рождения Пресвятой Девы Марии, Вальсамон замечает: «...Вследствие сего (запрещения) благодатью Христовою с того времени в сем царствующем граде никто не дерзал делать ничего такого; но после неизреченного Рождества Христа и Бога нашего все верные божественными псалмопениями и церковным песнопением празднуют рождение Пресвятою Девою». Правила св. всел. соб., стр. 696. См. также толкования на правила Трул. 72-е; 7-го всел. 13-е; Анкир. 7-е: Лаодик. 15-е; в хр. св. Апост. 8-е, 15-е и др. 426 Апост. 3-е, 51-е, 60-е; 1-го всел. 15-е; 2-го всел. 3-е; Халкид. 4-е, 16-е; Трул. 7-е и мн. др. 427 Так, в толковании на 33-е пр. св. Василия Вел. Вальсамон пишет: «... А о том, наказывать, или нет, тех женщин, которые повергают своих младенцев при входах в божественные храмы, несколько раз возбуждаем был вопрос в собраниях синода, и было решено, чтобы таковые подвергались наказанию, как убийцы, хотя бы младенцы и были кем-либо сохранены в живых». Правила св. Отец, с толков., стр. 274. См. также толкования на правила Апост. 14-е; Трул. 84-е; Анкир. 3-е, 12-е и др. 429 Правило это гласит: «Никто из Епископов, или пресвитеров, или диаконов, прегодая пречистое причастие, да не требует от причащающегося за такое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаема, и мы не за денги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно прегодавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому прегодает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства». 432 Правило это читается так: «Последуя каноническим постановлениям Отец, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о прегоданном им таинстве, должно без всякого недоумения крестити их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010