Примечания: 27. Аф. Синт., III,186.  Правило 18. Едино и тоежде служение молитв долженствует быти всегда, и на девятом часе и на вечерни. (Лаод. 15, 59; карф. 103). Были некоторые лица, которые по своей суетности сами составляли молитвы и читали их на вечерни, оправдываясь тем, что этим они выражают только чувство своей набожности и нисколько не умаляют достоинства молитв, определенных для чтения на девятом часе (ν τας ννταις). Отцы собора определяют, что вполне достаточно существующих молитв и для вечерни и для девятого часа и потому никто не имеет права составлять новых молитв и читать их в церкви (карф. 103) Примечания: 28. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,187.  Правило 19. Подобает, во первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся: когда же и сии приищут под руку, и отидут, тогда совершати молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполните. Посем уже мир подавати, и когда пресвитеры дадут мир епископу, тогда и мирянам взаимно мир подавати, и тако совершати святое преношение. И единым токмо освященным позволено входитт в олтарь, и тамо приобщатися. (Трул. 69; лаод. 44). В данном правиле излагается чин древней литургии, подобный тому, который был изложен в Ап. постановлениях и который был заменен впоследствии литургиями Василия Великого и Иоанна Златоустого. Относительно находящегося в конце правила воспрещения входити кому бы то ни было, кроме духовных лиц, в св. алтарь, см. толкование 69 правила трулльского собора.  Правило 20. Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников. (Ап. 15, 39; I всел. 15, 18; трул. 7, 16; антиох. 5). См. толкования 18 правила I всел. собора и 7 правила трулльского собора.  Правило 21. Иподиаконам не подобает быти на месте диаконов, и касатися священных сосудов. (Трул. 4, 6, 15; лаод. 20, 22, 24, 25, 43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Правило 20. 6 правило св. Григория Нисскаго отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великаго на пятнадцать лет; 20-е же правило анкирскаго собора предписывает оканчивать епитимию после седьмаго года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимии, если при этом будет довольствоваться, после девятаго часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимии, установленнаго отцами. (Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36. 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле упоминаются епитимии для прелюбодеев трех степеней: семилетние, пятнадцатилетние и восемнадцатилетние. Иоанн же Постник все это сокращает до трех лет, под условием ежедневных телесных подвигов. Самым правильным наказанием мы считаем наказание, предписанное св. Григорием Нисским, имея в виду святость брака, оскверняемую прелюбодеянием как мужа, так и жены. Правило 21. В священнический чин не может, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора, вступить тот, чья жена уличена была в прелюбодеянии. Таковый или должен отпустить жену, уличенную в прелюбодеянии после хиротонии своего мужа, или же сам должен отречься от священства. (Ап. 18; Трул. 3, 6, 13, 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27). Ссылка в настоящем правиле на 8-е правило Неокесарийского Собора совершенно правильна. В толковании этого последнего правила мы говорили между прочим и о жене священника, изменившей своему мужу. Правило 22. 98 правило Трулльскаго собора осуждает, как прелюбодея, всякаго, кто женится на девице, обрученной с другим. (Трул. 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Настоящее правило включено М. Властарем, как было упомянуто, в число правил Иоанна Постника. О значении обручения, как препятствия к браку, мы достаточно говорили в толковании 98-го правила Трулльского Собора. Правило 23. Согласно 72 правилу Трулльскаго собора, брак между православным и женою еретическою, и наоборот, почитается не твердым и должен быть расторгнут, как незаконное сожитие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности. Церковь также не разрешает венчать следующих лиц: а) уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти; б) находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства ( Трул. 54 , Вас. Вел. 87 , указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года); в) находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно; браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея (там же); г) находящихся между собой в тех видах свойства, на которые указано в Трул. 54 : «отец и сын с матерью и дочерью, или отец и сын с девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»; предусмотренные решениями Святейшего Синода (XVIII-XX вв.) запреты на вступление в брак при иных видах свойства применяются по усмотрению епархиального архиерея; д) состоящих в духовном родстве: восприемника с им воспринятой во Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым (указ Святейшего Синода от 19 января 1810 года); восприемника с матерью воспринятого, а также восприемницу с отцом воспринятой ( Трул. 53 , указы Святейшего Синода от 19 января 1810 года, от 19 апреля 1873 года и от 31 октября 1875 года). е) ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения; ж) состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин; з) монашествующих; и) не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством; к) признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством, хотя в исключительных случаях епархиальный архиерей может принять решение о возможности вступления таких пар в церковный брак;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-kano...

790 См. Сардик. соб. кан. 10., перво-втор. кан. 17 и толкование Вальсамона на этот последний канон (Аф. Синт., II, 702–704). Каноны не определяют в точности, сколько времени должно пройти между одной и другой степенью рукоположения, а просто, говорят: ν κστ τγματι τν νενομισμνо ν χρνον ποπληρν (кан. 17 перво-втор. соб. Аф. Синт., II, 701); οξει δ κστου τγματος βαθμς οκ λαχστου δηλοντι χρνου μκος (10 кан. Сардик. соб., Аф. Синт. III, 256). Но за норму надо принимать постановление о годах, которые должны иметь посвящаемые в различные степени. Карф. соб. 16 канон предписывает в чтецы посвящать известное лицо по достижении им зрелого возраста, в иподиаконы – в 20 лет (15 пр. Трул. соб.) в диаконы – в 25 лет (Трул. соб. пр. 14), в пресвитеры – в 30 лет (Трул. соб. 14., Неокес. 11). Поэтому можно считать нормою времени, которое должно пройти между одной и другой степенью, пять лет, хотя церковь всегда обращала больше внимания на духовные качества посвящаемого, нежели на года его, и мы знаем, что, напр., в епископскую степень бывали посвящаемы всего в несколько дней лица прямо из мирян: св. Амвросий Медиоланский , Нектарий Константинопольский, Фотий и друг. 791 См 7 кан. Феофила Алекс. и толкование Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., IV, 347). Григорий Назианзин более всего обвиняет Максима Константинопольского за то, что он был рукоположен во епископы не в церкви перед народом, а в одном доме, служившем помещением для увеселений ( χοραλου λυπρν οκητριον. Сагт. de vita sua). Также говорит и Сократ (Церк. ист. 4, 29) об Урсине, который хотел отнять у Дамаса первосвященнический престол в Риме, что он был рукоположен незаконно οκ ν κκλησ λλ’ ν ποκρ τπ τς βασιλικς κα πικαλουμνης Σικνης. Мысль 7 кан. Феофила Алекс., что народ должен засвидетельствовать свое признание известного лица достойным той иерархической степени, в которую его поставляют, выражена и в Постановлениях Апостольских (кн. VIII, гл. 4. Pitra, I, 49–50), а затем в нынешнем чине рукоположения, когда, после клира, певчие, вместо присутствующего народа, возглашают: ξιος, достоин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

стр. 741) или инсинуации на счет моей политической неблагонадежности (стр. 743). Подобные полемические приемы профессора ХХ-го века могут быть объяснимы только крайним переутомлением и способны вызвать не желание к ученому состязанию, а лишь сожаление к недугующему противнику. 3 Так именно понималось это правило большинством членов Предсоборного присутствия, к которому примкнул и г. Глубоковский. 5 “Настоящее правило (34-е Апост.) повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии, т.е. архиереев митрополии прочие епископы почитали главою”. 6 Пользуемся случаем представить следующий прекрасный славянский перевод правила: «Епископам каждого языка ведети подобает первого в них суща и имети его яко главу и ничтоже больше чесо деяти кроме его разума тая же самая каждого елика своей парохии належит и сущим над нею весям. Но ниже той кроме всех разума до творит что: сице бо единомышление будет и прославится Бог Христом в Святом Духу». Перевод принадлежит митрополиту Досифею Соговскому. Лучшая редакция принадлежит Библиотеке Киевософ. Собора. 63. Сведения о жизни Досифея–в книге Преосвящ. Арсения, Еписк. Псковского: Изследования и монографии по истории Молдавской церкви, стр. 52–56. СПБ. 1904. 8 Трул. соб. 1-ое правило: π Κοπριανο το γενομvοv ρχιεπισκπον τς φρων χρας. Трул. соб. прав. 30-е: ν τας βαρναρικας κκλησαις. Трул. соб. прав. 32 и 33, говоря об Армянской церкви выражаются так: до сведения нашего дошло, что в армянской стране ν τ τν ρμενων χρ. Трульск. соб. правило 55 выражается о римской церкви так: „поскольку мы увидали, что обитающее в граде Рим ν τ Ρομαων πλευ во св. четыредесятницу в субботы ея постятся... угодно да и в Римской цер­кви πι τ Ρωμαων κκλησ соблюдается правило... 9 IV Всел. прав. 17: τος πολιτικος κα δημοσοες τυποις τν εκκλησιαστικν παροικιν τξις κολουθετω [Распреление церковных приходов да последует гражданскому и земскому (?) порядку]. 17 Παροικα от παρ и οκος собственно значит временное проживание вне дома, на чужой земле,или стороне, отсюда παροιχα – странник (advena) и пресельник (colonus).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Относительно этого правила см. толкование 6 правила II всел. собора; еще подробнее говорят об этом: 128, 129 и 130 правила настоящего собора. Примечания: 18. Прав. 7 карф. собора 390 г. Правило 9(9). Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (Ап. 11, 12, 13, 32, 33; I всел. 5; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41, 42; сердик. 13; карф. 23, 106). См. толкования 11 и 12 Ап. правил и 5 правила I всел. собора, так же как и др. параллельных правил. Примечания: 19. Прав. 7 карф. собора 390 г. Правило 10(10). Аще который пресвитер, от своего епископа осужденный, вознесшие надмением некиим и гордостью, должным быти возмнит отдельно приносити Богу святые дары, или умыслит воздвигнути иной олтарь, вопреки церковной вере и уставу: таковый да не будет оставлен без наказания. Собор рек: аще который пресвитер, противу епископа своего возгордись, сотворити раскол: да будет анафема (Ап. 31; II всел. 6; III всел.3; IV всел. 18; трул. 31, 34; гангр. 6; сердик. 14; антиох. 5; карф. 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1). Примечания: Смотри толкование к правилу 11(11) 20.Первая половина 8 прав. карф. собора 390 г. Правило 11(11). Аще который пресвитер в своем поведении осужден будет: таковый должен соседним епископам возвестити, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он с своим епископом. Аще же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения с своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесет Богу святое приношение: таковый да будет признаваемо находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливые жалобы на епископа (Ап. 31; I всел. 5; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 4, 5, 6; гангр. 6; карф. 10, 29, 107; двукр. 13, 14, 15). Относительно двух этих (10 и 11) правил см. толкования 31 Ап. правила, 6 правила гангрского и 4 правила антиохийского соборов. По поводу того, что говорится в 11 правиле этого собора, относительно того, что осужденный своим епископом пресвитер должен заявить об этом соседним епископам, чтобы с их помощью по возможности освободиться от обвинения, архимандрит Иоанн замечает, что в древнее время общим правилом было - все подобные дела до официального суда передавать обычно суду посредствующему, составленному по договору из избранных лиц, которые старались и нередко успевали примирить враждующие стороны, и только, в случае неудачи со стороны посредствующего суда, дело передавалось на формальное исследование и суд соборов областных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Примечания 81. По учению древнеримского права, " раб - совершенно бесправен, не только по jus civile, но и по jus gentium, ибо рабство относится не только к тому праву, но также и к jus gentium. Раб не считается лицем (человеком), рабство удаляет человека из круга правомощных существ, оно делает его вещью, на подобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина " . Puchta, Cursus der Institutionen. Leipzig, 1857. II,432. Cp. и упом. соч. Troplong, De l " influence etc., p.149 и сл. Правило 41. Во вдовстве имеющая власть в самой себе, может сочетаться неповинно, аще нет никого, различающего сие сожитие. Ибо апостол рек: аще умрет муж, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе (Рим.7:2; 1Кор.7:39). (Ап. 17; I всел. 8; трул. 3, 87; анкир. 19; неокес. 3, 7; лаод. 1; Василия Вел. 4, 12, 22, 30, 53, 87). Вдова, не зависящая от старших, родителей или опекунов, которые могли бы иметь над нею какие бы то ни было права, может без всяких препятствий вступить во второй брак. Это и предписывает св. Василий в настоящем своем правиле, причем это предписание он основывает на божественном праве (Рим.7:2; 1Кор.7:39). Впрочем, предписание это, в связи с предписаниями других правил, имеет и свои ограничения, а именно: 1) вступая во второй брак, вдова должна подвергнуться епитимии, предписанной для второбрачных (Василия Вел. прав. 4), и 2) вступить в брак она должна с лицем, имеющим право, согласно правилам и законам для вступления в законный брак, но православная вдова, напр., не может выйти замуж за неправославного (трул. 72; лаод. 31; карф. 21), и кроме того, по толкованию Вальсамоном настоящего правила, не может выйти замуж за человека, не достойного ее происхождения С канонической точки зрения, это относится к браку с лицем, не свободным или не занимающимся честным трудом (трул. 51, 62; карф. 45, 63; Василия Вел. 42, 53); с точки же зрения гражданского права относится к так называемому морганатическому браку. Так называется брак, заключенный между лицами, принадлежащими к различным общественным сословиям, в котором муж и жена, равно и дети, не пользуются всеми семейными и наследственными правами, которые иначе могли бы иметь при нормальных обычных условиях заключения брака. На этот брак еще в древнеримском праве смотрели неблагоприятно, однако он был терпим, как он был терпим и впоследствии во все времена У немцев морганатический брак (matrimonium ad morganaticam) назван так потому, что в нем жена со своими детьми должна была довольствоваться той частью имущества мужа, которое получила в дар после первой брачной ночи (Morgengabe, donum matutinale) Такой брак, если он заключен был с соблюдением канонических предписаний, церковь считала законным и вполне приравнивала к прочим правильно заключенным бракам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

(Лаод. 30). Трулльский собор повторяет этим правилом предписание 30-го правила Лаодикийского Собора. В толковании этого лаодикийского правила мы говорим об этом неприличии (серб. скаредности). Присовокупляется здесь соответствующее наказание, которому подвергались ослушники этого предписания: клирики (ε κληρικος εη) извержению, а миряне (ε δε λακος) отлучению; тому же наказанию подвергаются и монахи (σκητα), согласно толкованию этого правила Зонарою. Интересно, как в этом трулльском правиле различаются лица церковного организма или члены церкви, а именно: священнослужители (ιερατικο), клирики (κληρικο), монахи (σκητα) и миряне (λακο). Первые, т.е. священнослужители и клирики, составляют клир (κλρος); вторые, монахи, отличаются в правилах (IV Всел. 2; Трул. 81; VII Всел. 5, 9, 13 и т.д.) от членов клира; третьи, т.е. миряне, отличаются, в свою очередь, и от клира и от монахов. Это - основное каноническое подразделение членов Христовой церкви. Первые составляют отдельную группу (τξις, ordo) и называются общим именем клирики (Ап. 18, 51; I Всел. 17; Трул. 5 и т.д.); они внесены вκατλογον των κληρικν (Ап. 15) и составляют κατλογον ερατικον (Ап. 51). Подразделяются же на получивших посвящение в алтаре (εντος του βματος) чрез хиротонию и на получивших посвящение вне алтаря (εκτος του βματος) посредством хиротесии. В первую группу, т.е. посвященных чрез хиротонию, входят: епископы, пресвитеры и диаконы, и называются общим именем священнослужителей (ιερατικο, ιερωμνοι); в другую группу входят: иподиакон, чтецы и певцы (Ап. 69), а также привратники (πυλωρο, θυρωρο, Трул. 4) и заклинатели (ξορκιστα, φορκιστα, Ант. 10, Лаод. 26) и называются или просто клирики, как в этом правиле, или же церковнослужители (υπηρται). Монахи (σκητα, μοναχο) составляют, в свою очередь, отдельную группу в церкви, и отличаются от мирян своими обетами, а от клира отличаются тем, что не посвящены ни в одну из иерархических степеней. А коль скоро посвящены в какую-либо из этих степеней (IV Всел. 6), тогда уже включаются вκατλογον των κληρικν и принадлежат к клиру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иоанна толкование 87-го трул. правила (упом. соч., II,488-489). О современном судопроизводстве в брачных делах см. мое " Прав. црквено право " , стр.484-490 серб. изд., стр.668-681; ср. рус. пер., стр.634-645]. Правило 88. Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Марк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. (Ап. 73; Трул. 74, 76, 97). Цель этого, как и 76-го правила этого собора, - предохранить от профанации св. храм и все, что вокруг храма и что святым почитается; осмелившийся ввести в ограду святого храма (ο εο ο) животное подвергается извержению, если он клирик, и отлучению, если мирянин. Воспрещение это трулльские отцы, однако, обусловливают любовью к ближнему и, напоминая, что в Св. Писании сказано против ревнителей субботы фарисеев, что не человек субботы ради, а суббота человека ради (Мк.2:27), допускают, что животное может быть введено в ограду храма, когда вследствие непогоды явится необходимость в этом и когда этим сохраняется жизнь человека от смерти. Правило 89. Верным дни спасительнаго страдания, в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращати пост в средние часы нощи по великой субботе: поелику божественные евангелисты Матфей и Лука, первый речениями: в вечер субботный (Мф.28:1), а вторый речениями: зело рано (Лк.24:1), изображают нам глубокую нощь. (Ап. 51, 53, 66; IV Всел. 16; Трул. 13, 55; Анкир. 14; Гангр. 18, 21; Лаод. 29, 49, 51). О том, когда нужно заканчивать пост Великой (Страстной) субботы, говорит подробно Дионисий Александрийский в своем послании епископу Василиду, другими словами - в своем 1-м правиле, и это правило Дионисия вкратце повторяет здесь Трулльский Собор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

(Ап. 25; трул. 94; Василия Вел. 10, 17, 29, 64). Десятилетнюю епитимью Василий Великий в своем 64 правиле предписал для всякого, кто нарушит клятву; в настоящем же правиле он полагает разницу между теми, которые это сделали по принуждению, и теми, которые нарушили клятву без всякого принуждения, причем для первых предписывает шестилетнюю, а для вторых - одиннадцатилетнюю епитимью.  Правило 83. Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изъискания чародейств и ради очищения, да подлежать правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся. (Трул. 61, 65; анкир. 24; лаод. 36; Василия Вел. 65, 72). Согласно настоящему правилу, те, которые верят чародеям, имеют быть подвергнуты шестилетней епитимии, а согласно 65 правилу того же св. отца - двадцатилетней епитимии подлежать те, которые сами занимаются волшебством.  Правило 84. Все же сие пишем ради того, да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния. Аще же которые непреодолимо держатся своих нравов, и лучше хотят служити удовольствиям плоти, нежели Господу, и не приемлют жития по евангелию: то нет у нас с ними ничего общаго. Ибо мы, в народе непокоривом и пререкающем, научены слышати сие: спасая спасай свою душу (Быт.19:17). (I всел. 12; трул. 102; Василия Вел. 3, 74, 85; Григория нисск. 4, 5). В своем 74 правиле Василий Великий предоставляет епископам право сокращать срок епитимий тем, которые искренно каются; в настоящем же правиле предписывает не освобождать от епитимии тех, которые не обнаруживают плодов чистого покаяния, а оставлять их под епитимией и далее, даже более того - таковых закоренелых грешников оставлять на произвол судьбы, ибо, имея постоянно с ними дело, можно подвергнуть опасности спасение собственной души (Быт.19:17).  Правило 85. И так да не попустим себе погибнути с таковыми, но убоявшись тяжкаго суда, и имея пред очами страшный день воздаяния Господня, да не восхощем погибнути купно с чужими грехами. Ибо аще не научили нас страшныя судьбы Господни, и толикие удары не привели нас в чувство того, яко за беззаконие наше оставил нас Господь, и предал в руки варваров, и яко народ отведен в плен неприятелями и предан рассеянию, понеже на таковыя дела дерзали носящие имя Христово: аще не познаша, ниже уразумеша, яко за сие пришел на нас гнев Божий, то что нам общаго с ними? Но и днем и нощию, и всенародно и наедине, мы должны засвидетельствовати им истину: но да не попустим себе увлеченным быти их беззакониями, наипаче же да молимся, дабы приобрести их, и извлещи из сети лукаваго. Аще же сего не возможем: то потщимся, по крайней мере, свои души спасти от вечнаго осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010