Об этом говорят также несколько соборных и отеческих правил. Специально об этом мы говорили в толковании 61-го Ап. правила. Правило 8. Дети, рожденныя от наложниц, или от второбрачных, или же от троебрачных, если окажутся достойными священства, могут быть рукополагаемы. (Трул. 33). Качества кандидата священства не обусловливаются сословным происхождением данного лица, а касаются его самого, а именно: он должен быть безупречным и на его имени не должно быть и тени подозрения в чем-либо предосудительном. Трулльское 33-е правило предписывает, что при выборе кандидатов священства должно быть обращаемо внимание на их личные качества, а не на происхождение. Имея в виду это общее каноническое предписание, и настоящее (8) правило св. Никифора гласит, что ничто не мешает лицам, происшедшим от незаконного брака, стать священниками, равно тоже и лицам, происшедшим от второбрачных и троебрачных родителей, если только таковые лица достойны священства, и если удовлетворяют всем прочим условиям, которые от них требуются Примечания 18. См. по этому вопросу 62 канонический ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку в Аф. Синт., IIV,494, а также статью А.С. Павлова: " Могут ли незаконнорожденные быть поставлены на священнослужительские места? " (Церк. Ведомости, 1889, стр.226 и сл). Правило 9. Больному, которому угрожает смерть, надлежит давать св. причастие и после вкушения им пищи. (Трул. 29; Карф. 41). Трулльский Собор в своем 29-м правиле предписывает давать св. причастие только натощак. От исполнения этого общего предписания св. Никифор, настоящим (9) своим правилом, освобождает только лиц, которым угрожает смерть, дабы таковые не лишились " последнего и нужнейшего напутствия " , по выражению 13-го правила I Всел. Собора. Правило 10. По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам. (I Всел. 20; Трул. 90; Петра Алекс. 15; Василия Вел. 91). Правило 11. Тот не согрешит, кто принесет одну просфору за троих, или возжет одну свечу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

(Лаод. 30). Трулльский собор повторяет этим правилом предписание 30-го правила Лаодикийского Собора. В толковании этого лаодикийского правила мы говорим об этом неприличии (серб. скаредности). Присовокупляется здесь соответствующее наказание, которому подвергались ослушники этого предписания: клирики (ε ο ε) извержению, а миряне (ε ε ο) отлучению; тому же наказанию подвергаются и монахи (), согласно толкованию этого правила Зонарою. Интересно, как в этом трулльском правиле различаются лица церковного организма или члены церкви, а именно: священнослужители (εο), клирики (ο), монахи () и миряне (ο). Первые, т.е. священнослужители и клирики, составляют клир (ο); вторые, монахи, отличаются в правилах (IV Всел. 2; Трул. 81; VII Всел. 5, 9, 13 и т.д.) от членов клира; третьи, т.е. миряне, отличаются, в свою очередь, и от клира и от монахов. Это - основное каноническое подразделение членов Христовой церкви. Первые составляют отдельную группу (, ordo) и называются общим именем клирики (Ап. 18, 51; I Всел. 17; Трул. 5 и т.д.); они внесены вοο (Ап. 15) и составляют οο εο (Ап. 51). Подразделяются же на получивших посвящение в алтаре (εο ου ο) чрез хиротонию и на получивших посвящение вне алтаря (εο ου ο) посредством хиротесии. В первую группу, т.е. посвященных чрез хиротонию, входят: епископы, пресвитеры и диаконы, и называются общим именем священнослужителей (εο, εο); в другую группу входят: иподиакон, чтецы и певцы (Ап. 69), а также привратники (υο, υο, Трул. 4) и заклинатели (ο, ο, Ант. 10, Лаод. 26) и называются или просто клирики, как в этом правиле, или же церковнослужители (υ). Монахи (, οο) составляют, в свою очередь, отдельную группу в церкви, и отличаются от мирян своими обетами, а от клира отличаются тем, что не посвящены ни в одну из иерархических степеней. А коль скоро посвящены в какую-либо из этих степеней (IV Всел. 6), тогда уже включаются вοο и принадлежат к клиру. Миряне (ο) подразделяются на полноправных членов церкви и тогда называются ο, и оглашенных (οεο), приготовляющихся к вступлению в число членов церкви (I Всел. 14). Правило 78. Готовящимся ко крещению надлежит обучатися вере, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Монашество до того сократилось числом «через разные случаи,» что Св. Синод выразил опасение, как бы оно вообще не прекратилось в России. В царствование императрицы Елизаветы прежние ограничения относительно поступления в монашество были прекращены. Поступление в монашество. Монашество открыто для христиан обоего пола и любого мирского состояния. «Грядущего ко мне, – говорит спаситель, – не изгоню вон» ( Иоан. 6:37 ). Так как монашеская жизнь представляет собой жизнь покаяния, то искренно обращающемуся к ней никакой прежний образ жизни не препятствует принять монашество (Трул. 43). Для того, чтобы монашеские обеты были действительными, необходимо: а) полное их понимание и осознание всей их важности, свободное волеизъявление и твердая решимость исполнять их. Поэтому, от поступающих в монашество закон требует такого возраста, когда в человеке предполагается полное раскрытие разума и свободной воли (Вас. Вел. 18; Трул. 40). Василий Великий позволил принимать от дев, посвящающих себя Богу, обет девственности только по достижении ими не менее 16 или 17-летнего возраста; но Трулльский Собор нашел возможным допускать к монашеству даже 10-ти летних, предоставив, впрочем, усмотрению начальства монастыря продление срока испытания такого лица перед его пострижением (там же). По нашим законам, желающие постричься в монахи должны быть: мужчины не менее 30-ти лет, а женщины не менее 40 лет от роду (Св. З. IX, 344). Вдовые священнослужители и лица, получившие богословское образование, могут быть приняты в монашество, с разрешения Св. Синода, и в более раннем возрасте (25 лет). Возраст принимаемых в монастырь для послушания и приготовления к монашеству не определяется. Для того, чтобы желающий монашеской жизни давал ее обеты не опрометчиво, а обдуманно и с твердой решимостью, и чтобы испытать такую решимость и искренность его намерения, правила Церкви повелевают подвергнуть его предварительному испытанию (искусу), для которого назначается трехлетний срок. Этот срок позволено сокращать для подвергшихся тяжелой болезни или для тех, кто и в мирском состоянии вел жизнь, подобную монашеской. Пострижение таких благочестивых лиц разрешено после шестимесячного искуса (Трул. 40; Двукр. 5). У нас от положенного искуса могут быть освобождены те же лица, для которых сделано исключение из правила, определяющего возраст для пострижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Так, в толковании на 44-е пр. Трул. соб.: «Монах, обличенный в любодеянии, или поемлющий жену в общение брака и сожитие, да подлежит по правилам епитимии блудодействующих» Зонара, приведя содержание других правил, говорящих о том же самом (16 пр 4-го всел. соб.; 19 пр. Анкирского соб. и 60 пр. св. Василия Вел.), несогласных с настоящим правилом, пишет: «... я думаю, что это (44-е Трул.) правило должно иметь большую силу, как позднейшее прочих. – В толковании на 10-е пр. Анкир. соб. 295 , указавши на несогласие этого правила с 26-м Апост. пр. и 6-м пр. Трул. соб., дозволяющими диаконам вступать в брак только до рукоположения, а не после, замечает: «... и так, поскольку сии правила, очевидно, противны одно другому, то должно иметь силу правило 6-го соб., как позднейшее и согласное с Апостольским» 296 . – В толковании на 1-е пр. Неокес. соб.: «Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина. Аще же блуд или прелюбодейство сотворит: да будет совсем изгнан от общения церковного, и низведен в разряд кающихся» читаем: «... А Василий В. в 32-м пр. говорит буквально следующее: «те из клира, которые согрешили грехом смертным, со степени своего низводятся, но не лишаются причастия купно с мирянами. Ибо не отмстиши за едино дважды» ( Наум. 1:9 ). Тоже самое, что Василий Вел., постановляет и Карфагенский собор в своем 27-м (36-м) правиле. Но я думаю, что правила Василия Вел. и Карф. соб. более имеют силы, как позднейшие и как согласующиеся с Апостол. правилом, которое говорит, что посвященные, обличенные в любодеянии, извергаются от священного чина, но не отлучаются от общения церковного». – 20-е пр. Карф. соб. гласит: «чтецов, приходящих с совершенный возраст, должно побуждать или по вступление с супружество, или к обету целомудрия». Зонара по поводу этого постановления замечает: «чтобы чтецы, достигающие совершенного возраста, то есть до 14 года, были побуждаемы или вступить с брак, или дать обет безбрачия, я не знаю, соблюдалось ли в Африке; а в прочих церквах не соблюдается; да думаю что никогда не соблюдалось, потому что противоречит 26-му Апостольскому правилу, которое определяет, что чтецы и певцы могут вступать в брак и после вступления в клир и не определяет им времени для брака и не требует, чтобы они давали обет воздержания».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

(Ап. 31; IV Всел. 18; Трул. 31). Под ставропигией (σταυροπηγιον) нужно разуметь здесь водружение креста при закладке церкви, каковой чин может совершить и священник, " егоже архиерей благоволит послати " - как сказано в Б. требнике (гл. 105).  Правило 32. Лихоимцам не следует давать причастие, или вкушать с ними пищу, пока остаются упорными в своем беззаконии. (Ап. 44; I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6); Что лихоимство всегда строго осуждалось церковью, об этом говорят многочисленные правила соборные и отеческие (см. параллельные правила). Как строго смотрела восточная церковь и в IX веке на это преступление даже у мирян, уличенных в лихоимстве, показывает настоящее правило св. Никифора, предписывающее, чтобы верные с лихоимцами не имели никакого общения, даже в частной жизни.  Правило 33. Монахи должны поститься в среду и пяток сырной седмицы, после же окончания преждеосвященной литургии могут есть сыр, где бы ни находились, в опровержение учения Иакова и ереси тетрадитов. О тетрадитах была речь в толковании 7-го правила II Вселенского Собора. Под последователями учения Иакова разумеются иаковиты (яковиты), каковым именем называются монофиситы: копты и армяне. А что, наряду с тетрадитами, и армяне-яковиты превратно судили о сыре, - говорит нам 56-е трулльское правило.  Правило 34. От того, кто, имея наложницу, не желает отпустить ея, или не просит благословения священника для удержания ея, не должно принимать приношений в церковь, ибо он оскорбляет божественные законы своими презренными делами. (Ап. 17; Трул. 3; Василия Вел. 3). До второй половины IX века сожительство (concubinatus) еще было терпимо в Византийской империи. И лишь тогда Василий Македонянин издал предписание, по которому никто не мог иметь наложницы, а должен был или обвенчаться с нею, или отпустить ее Из этого (34) правила можно было бы заключить, что и церковь в начале IX века терпела еще сожительство и требовала только, чтобы данное лицо обращалось к священнику за молитвой и благословением на продолжение сожительства с таковою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6 правило св. Григория Нисскаго отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великаго на пятнадцать лет; 20-е же правило анкирскаго собора предписывает оканчивать епитимию после седьмаго года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимии, если при этом будет довольствоваться, после девятаго часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимии, установленнаго отцами. (Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36. 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле упоминаются епитимии для прелюбодеев трех степеней: семилетние, пятнадцатилетние и восемнадцатилетние. Иоанн же Постник все это сокращает до трех лет, под условием ежедневных телесных подвигов. Самым правильным наказанием мы считаем наказание, предписанное св. Григорием Нисским, имея в виду святость брака, оскверняемую прелюбодеянием как мужа, так и жены.  Правило 21. В священнический чин не может, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора, вступить тот, чья жена уличена была в прелюбодеянии. Таковый или должен отпустить жену, уличенную в прелюбодеянии после хиротонии своего мужа, или же сам должен отречься от священства. (Ап. 18; Трул. 3, 6, 13, 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27). Ссылка в настоящем правиле на 8-е правило Неокесарийского Собора совершенно правильна. В толковании этого последнего правила мы говорили между прочим и о жене священника, изменившей своему мужу.  Правило 22. 98 правило Трулльскаго собора осуждает, как прелюбодея, всякаго, кто женится на девице, обрученной с другим. (Трул. 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69). Настоящее правило включено М. Властарем, как было упомянуто, в число правил Иоанна Постника. О значении обручения, как препятствия к браку, мы достаточно говорили в толковании 98-го правила Трулльского Собора.  Правило 23. Согласно 72 правилу Трулльскаго собора, брак между православным и женою еретическою, и наоборот, почитается не твердым и должен быть расторгнут, как незаконное сожитие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечания: 8. Ср. Трул. 11, 77; Лаод. 24, 27, 42; толков. Вальсамона 77 пр. Трул. и Зонары 42 пр. Лаод. в Аф. Синт., II, 485 и III, 210. 9. Новая Скрижаль, III, 1 и сл. 10. См. мое; " Прав. црквено право " , стр.291, прим. 2 [ср. рус. пер., стр.261 прим. 1 и 2]. 11. Аф. Синт., II, 5. Правило 3. Аще кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи, или мед, или млеко, или вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторые животные, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых класов, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священнаго чина. Да не будет же позволено приносити к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святаго приношения. (Ап. 4; Трул. 28, 32, 57, 99; Карф. 57). В первые времена христианства все приходящие в церковь приносили туда, по предписанию апостольскому (1Кор.16:2), разные приношения из пищи и питья. Одна часть этих приношений, идущая на содержание священнослужителей, отбиралась и сохранялась в особом месте, где потом разделяема была между священниками и другими служителями церкви; другая часть освящалась на святом жертвеннике, как приношение Богу. Следуя примеру ветхозаветной церкви, в которой для жертвоприношений приносились различные плоды и животные, некоторые христиане, особенно перешедшие из иудейства, ввели в обычай приносить для жертвы без различия, как природные продукты, так и продукты собственного производства Для устранения подобного обычая, правило предписывает не приносить в храм ничего, кроме того, что нам заповедал Сам Иисус Христос, а именно - хлеб и вино (Мф.26:26-28; Лк.22:17-20). Все приношения, упомянутые в этом правиле и других сходных с ним, подразделяются, согласно самому правилу, на три разряда: к первому принадлежат елей и фимиам, ко второму молодые колосья и виноград, и к третьему все остальное. Что касается елея и ладана, правило разрешает свободное приношение их в храм во всякое время, для постоянного употребления их при церковном богослужении. Употребление елея для лампад и фимиама для каждения ведет свое начало с первых дней существования Христовой церкви и потому правило признает его не только дозволенным, но и законным. Относительно молодых колосьев и винограда правило допускает принесение их в церковь, но только в известное время, а именно при созревании первых хлебных злаков и винограда, когда верным разрешается приносить их в храм для благословения священником Все остальные приношения, как повелевает правило, не должны быть приносимы в церковь, но отсылаются в дом епископа или пресвитера, как это видно из 4 Ап. правила. Предписания этого правила очень строги и нарушение их епископом или пресвитером влечет за собою извержение их из священного сана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

(Ап. 5, 51; Трул. 13; Гангр. 4, 9, 10, 14). Как известно, этот собор был созван против последователей Евстафия, епископа севастийского, проповедывавших противоевангельский аскетизм, вследствие чего и все правила этого собора осуждают в отдельности каждый пункт этого учения, предавая каждого его последователя анафеме, т. е. немедленному и окончательному отлучению от церкви. Правило 13. Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенной женской одежды облечется в мужскую: да будет под клятвою. (Трул.62). Евстафиане не делали различия между мужчинами и женщинами, но признавали все равными. Для внешнего проявления этого они рекомендовали своим женщинам ради мнимого подвижничества носить вместо женского мужское одеяние. Отцы гангрского собора осудили такой взгляд на основании учения церкви о том, что это есть грех перед Богом и было осуждено еще ветхозаветным Св. Писанием: «Да не будет утварь мужеска на жене, ни да облачится муж в ризу женску: яко мерзость есть Господеви Богу твоему всяк творяй сие (Второзаконие 22, 5).» Вальсамон замечает следующее: Отцы правильно прибавили: ради мнимого подвижничества; ибо сделавшая что-либо подобное не по лицемерию и обману, но по истине и по образу истинного и чистого подвижничества не только не должна подлежать за это анафеме, но и должна быть признана достойную похвалы. Ибо многие жены совершили весь путь подвижничества в мужском одеянии и достигли высоты спасения как св. Мелания, св. Евгения и другие». В недавней русской истории таким примером может служить св. бл. Ксения Петербургская (прим. сост.). Правила святого поместного собора Лаодикийского. Правило 2. Впадающих в различные согрешения и пребывающих в молитве, исповедании и покаянии и от злых дел совершенно обращающихся, после того как по мере согрешения дано им время покаяния ради милосердия и благости Божией, вводити в общение. (Ап. 52; Всел. 12; Трул. 43, 102; Анкир. 2; Неокес. 3; 1 Василия Вел. 74). Так как нет греха, который превысил бы милосердие Божие, то данное правило, так же, как и 52 Ап. правило, предписывает принять и удостоить св. причащения каждого искренне кающегося и оставляющего свой грех, притом, по словам Вальсамона, в толковании данного правила, не столько ради усердия грешника в его покаянии, сколько ради милосердия и благости Божьей.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

курс. церк. законов. Иоанна т. 2-й стр. 452). Тот же Собор запретил в новомесячии зажигать пред домами костры и скакать чрез эти костры (Трул. Соб. пр. 65). Язычники в новомесячии возжигали костры пред домами для отогнания от них злых духов; чрез эти пылающие костры перескакивали мужчины и женщины, чтобы и себя очистить от влияния злых духов; и это продолжалось чрез всю ночь на первый день месяца, с разными притом играми, гаданиями и пр.; наутро с песнями и плясками отправлялись к рекам и, почерпнув воды, с разными чарами окропляли ей свои дома. Такие обычаи долго держались и во времена христианские в быту простого народа. Для отвращения от таких суеверий и соединенной с ними порчи нравов, в Греческой Церкви установлено было в первые числа месяцев совершать водоосвящение и окроплять освященной водою дома (Толков. Вальсамона на 65 пр. Соб. Трул., см. также Опыт. курса церковн. законов, архиман. Иоанн. т. 2-й стр. 455–6). К суеверным языческим обычаям правила относят и разные виды волхвования, как то: волшебство – мнимое предсказание будущего посредством чар, призывания нечистых сил и пр.; лечение болезней посредством мяса или шерсти некоторых животных с наговорами; гадание о будущем по облакам, их виду и цвету; обаяние посредством призвания демонов, даже имен некоторых святых, пения мирских или священных песней; предвещания о судьбе человека по дням и часам его рождения, употребление предохранительных ила целительных талисманов и т. п. (Трул. Соб. пр. 61). Все виды языческого волхвования были нетерпимы в христианстве сколько по нечистым, противным вере, понятиям невежества и суеверия, с нами соединенного, столько же и по нравственному злому влиянию их на души христианские и по вредным для общества действиям их (Анк. Соб. пр. 24; Васил. Велик. пр. 72, 83 и др.). Замечательно, что церковь обращает внимавшие и на самые, по-видимому, простыв и безвредные обыкновения в народе, но которые, соединяясь с неправильными мнениями или с неведением христианских истин, могут повреждать православное исповедание веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

(Дионисия Алекс. 2; Тимофея Алекс. 7).  Правило 39. Без надобности, или без принуждения, не следует путешествовать в воскресные дни. Это и шесть следующих правил (до 45) взяты из другого сборника канонических предписаний св. Никифора.  Правило 40. Не следует признавать апокалипсис Павла, равно и книги, называемыя: вронтологией, селинодромией или каландологией, ибо все это нечисто. (Ап. 60; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59). Среди многих новозаветных апокрифов был и Апокалипсис Павла. Он составлен был в более поздние времена, притом на основании слов ап. Павла во втором послании к Коринфянам (12:1 и сл.): прииду бо в видения и откровения Господня. Вронтология - это книга, трактовавшая о громе, селинодромия - о луне, а каландология - о событиях будущего года. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.  Правило 41. Не следует признавать апокалипсис Ездры и Зосимы, двух описаний мученичества св. Георгия и св. мучеников Кирика и Иулитты, и книгу Марка и Диадоха, ибо все это отвергнуто и не достойно принятия. (Ап. 60; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59).  Правило 42. Не следует работать в течение всей светлой седмицы, ни петь в субботу светлой седмицы " Непорочны " (Пс.118) и не праздновать четвертка. (Трул. 66; Лаод. 29; Феофила Алекс. 1). Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.  Правило 43. Кто бьет и намеренно убьет своего отца, подлежит наказанию убийцы - тридцатипятилетней епитимии. (Ап. 65; Анкир. 22; Василия Вел. 43, 56; Григория Нисск. 5). В правилах не упоминается специально о преступлении убийства собственного отца (πατροκτονα). За таковое преступление виновник, согласно римскому праву, завязываем был вместе с живою змеею или собакой в мешок, и бросаем был в море или реку Церковное законодательство не имело, таким образом, и нужды издавать какие-либо свои особые предписания об этом; в случае же, если бы отцеубийца искал покровительства церкви (jus asyli), и если бы церковь принуждена была судить его, согласно предписаниям настоящего правила св. Никифора, то виновник наказывался тогда отлучением на тридцать пять лет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010