б) Топография. Не подлежит сомнению, что нынешний город Иерусалим выстроен на подземных развалинах древнего, посему некоторые части оного можно определить только гадательно. Несомненно, однако, что много сделано для топографии древнего Иерусалима, вследствие новейших обширных раскопок и открытий. Тождество Иерусалима с Салемом, царем которого во дни Авраама был Мельхиседек ( Быт. 14:18 ), не вполне достоверно. Быть может, сей последний, скорее, был Салим ( Ин. 3:28 ). Иоппия (Яффа, Яфа) – весьма древний, приморский порт. Он достался в удел колену Данову ( Нав. 19:46 ). Сюда привозили с Ливанских гор кедровый лес, для постройки храма Соломона ( 2Пар. 2:16 ) и, впоследствии, для возобновления оного ( 1Ездр. 3:7 ). Отсюда отплыл пр. Иона, когда бежал в Фарсис. Здесь ап. Петр воскресил Тавифу, имел чудесное видение и принял, посланных от Корнилия. Яффа, или Иоппия, часто упоминается в истории Маккавейских войн. Кадес, или Кадес-Варни – на границе земли Обетованной, близ горы Сеир. Это был самый северный пункт, которого достигли Израильтяне, прежде, чем были осуждены на 40-летнее странствование. По окончании странствования, Израильтяне возвратились сюда по пути в землю Ханаанскую, и, может быть, временами заходили сюда в течение последующего времени. Местоположение его, вообще, полагают близ Айн-эль-Вей-бех, в 31 миле от Мертвого моря. Капернаум (Тель-Гум) – город, близ Галилейского моря, служивший Римской колонией. Он был центром учреждений, для сбора податей и местного управления Галилеи, почему, и имел свой отряд военной стражи ( Мф. 8:5 ) с сотниками равно, как и другими представителями гражданской Римской власти и многими мытарями, или сборщиками податей ( Мк. 2:15 ). Жившие здесь Иудеи, составляли бедную колонию и, по недостатку средств, не в состоянии были выстроить для себя синагогу ( Лк. 7:5 ). После своего удаления из Назарета, Господь поселился в Капернауме, который Он и называет Своим городом. Он нередко учил в Капернаумской синагоге ( Мф. 9:1 ). Здесь, некогда, Левий сидел у мытницы, для сбора податей и пригласил однажды Господа и, вместе с Ним, многих мытарей на вечерю. Здесь Господь совершил много чудес, как, например, исцелил смертельно больного сына царедворца ( Ин. 4:47 ), исцелил сухорукого, слугу сотника ( Мф. 8:5 ), воскресил умершую дочь Иаира. Весьма вероятно, здесь же Он обратил к себе Марию Магдалину, уроженку селения Магдалы; проповедовал о хлебе жизни ( Ин. 6:59 ), предсказал падение Капернаума, за его порочность, и указал на сходство его положения в саду царей с положением Содома в саду Господнем ( Быт. 13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

становятся олицетворением человеческих рас — белой, желтой и черной, — или трех частей света — Европы, Азии, Африки; эта идея, возможная только для Нового времени, все же связана с исконным взглядом на В. как представителей всего языческого человечества, а также с еще более древним архетипом тройственного деления рода человеческого. Имена В. в раннехристианской литературе варьируются (у Оригена — Авимелех, Охозат, Фикол, в сирийской традиции — Гормизд, Яздегерд, Пероз, и др.); на средневековом Западе и затем повсеместно получают распространение имена — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Слагаются легенды о позднейшей жизни В.: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Их предполагаемые останки были предметом поклонения в КЕльнском соборе. Дары В. обычно истолковывались так: ладаном почитают Божество, золотом платят подать царю, миррой (которой умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа. ВОСКРЕСЕНИЕ И и с у с а Χ ρ и с τ а (греч. νστασις, лат. Resurrecm)o), в христианском вероучении возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал Свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Мф. 16:21; 17:23; 20:19). Этот срок, символически соотнесенный с ветхозаветным прототипом — трехдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Мф. 12:40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток — примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. е. оживание тела Христа и Его выход из заваленной камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Не менее значимое применение получают в полемике с Иудеем и такой элемент мироздания как астрология и космология, применяемые как для доказательства хронологических вычислений Якова, так и в качестве самостоятельного элемента. Использование даже самых поверхностных представлений о макрокосмосе помогает Сиверосо объяснить еще один фрагмент Евангелия: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12, 40). Иудей парирует: если, как утверждает Сиверосо, Христос был распят в 9 час пятницы и воскрес в первый час воскресенья, он пробыл под землей не 72 часа (что составляет три дня и три ночи), а всего 40. В ответ Сиверосо излагает концепцию рукотворных и природных дней. Длина природного дня не фиксирована, она зависит от приближения или удаления Солнца от Земли. Приняв за основу день рукотворный (12 часов день и 12 часов ночь), Сиверосо доказывает свою правоту с помощью теории о шарообразности Земли и гипотезы о существовании антиподов. Когда у нас наступает день, пишет он, у антиподов наступает ночь, и наоборот. Таким образом, если Земля – шар, в масштабах всей планеты Христос провел в ее чреве три дня и три ночи. Другие комментаторы этого фрагмента, такие как Августин и Николай Лирский объясняли этот фрагмент тем, что Евангелист применяет здесь синекдоху. Признавая т.н. этиологический аспект астрологии, по мнению Якова, безусловно легитимной для иудеев, Сиверосо выстраивает еще одну антитетическую пару: Солнце – Сатурн. Здесь он руководствуется представлением о Сатурне как звезде иудеев (упомянутым еще бл. Августином). Поскольку сфера и орбита Сатурна находятся дальше от Земли, чем сфера и орбита Солнца, то во время т. н. конъюнкции планет Сатурн присоединяется к Солнцу, и во время этого соединения его свет (что для иудеев, очевидно, и является формальным признаком для почитания этой планеты) становится по своим масштабом сравнимым со светом Луны во время полнолуния. Сиверосо наглядно демонстрирует, что это явление возможно лишь благодаря Солнцу. Почитатели Сатурна, более древние (или altiores, более высокие) в законе (как и Сатурн, расположенный дальше всех планет от Земли), также медленны в постижении Христа, как и движение Сатурна. В другом отрывке Сатурн отождествляется с Синагогой. В первый час воскресного дня, когда Солнце находится над землей, Сатурн находится под ней, вот почему Синагога, по словам Сиверосо, уделяет внимание исключительно земному.

http://bogoslov.ru/article/1940070

Этим оканчивается книга пророка Ионы. Предание, сохранившееся у Ефрема Сирина , прибавляет, что когда, по прошествии 40 дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, Ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божьей и прощения, вышли из города к пророку, на руках внесли его в Ниневию и дали ему, нашедшему успокоение в исправлении Ниневитян и благодарном их чувстве, дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. И так, случилось противное ожиданиям пророка, который теперь увидел, что и язычники сохранили еще в себе чувство благоговения к Богу, могут ценить добро и жить в дружбе с Евреями, и что путем религиозного просвещения возможно с ними сближение, и они могут вместе с Евреями войти в царство Мессии, не отнимая его у последних. Действительность истории Ионы Действительность истории Ионы некоторыми из толкователей, как языческих, так и христианских, подвергалась сомнению. Находили, напр., невероятным, чтобы Иона мог прожить три дня в чреве кита. Притом у язычников был миф о Геркулесе, который будто в полном вооружении бросился в пасть морского чудовища, чтобы освободить Гезиону, дочь Лаомедонта, пробыл там несколько дней и затем вышел, невредим, распоровши чрево этого чудовища. Но скорее можно думать, что этот миф составился на основании истории Ионы, как более древний. Конечно, это пребывание в чреве кита есть чудо, чрезвычайное дело Божие, непонятное для человеческого разума; но мало ли чудес знает история, и их не может отрицать здравый разум?! Все домостроительство нашего спасения, не есть ли одно величайшее чудо! Но это–не притча и не аллегория, ибо об этом было бы сказано в самой книге или в других местах писания, да в притче и не нужно было бы упоминать о месте, разных обстоятельствах и подробностях, какие здесь указания. Действительность истории Ионы подтверждается свидетельствами новозаветных писателей. Спаситель сравнивает Свое тридневное воскресение с тридневным пребыванием Ионы в чреве китовом ( Мф. 12, 14 ); кроме того, обличая фарисеев за нераскаянность, Спаситель указал на раскаяние Ниневитян от проповеди Иониной ( Мф. 12, 41 ; Лук. 11, 32 ). Таким образом, два главные момента в истории Ионы Спаситель подтвердил, как исторические факты. Из свидетельств ветхозаветных о достоверности истории Ионы замечательно свидетельство книги Товита (14,3–8). Прообразовательное значение Ионы Прообразовательное значение Ионы пророка подтверждается свидетельством новозаветных писателей. Пребывание Ионы в чреве кита прообразовало пребывание Сына Божия в сердце земли; проповедь Ионы язычникам прообразовала всемирную проповедь Мессии; раскаяние Ниневитян прообразовало раскаяние и обращение к Богу язычников. Так как это раскаяние прообразовало духовное новозаветное оживление, то книга пророка Ионы читается в церкви в великую субботу, когда прославляется воскресение Христово и всеобщее через него спасение. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Песнь 8 Ирмос: В се существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все века Того, Кого прославляют воинства Небесные и трепещут Херувимы и Серафимы. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С оревновав Озии, ты носишь в себе, душа, вдвойне его проказу, так как о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь. Брось то, чем ты владеешь, и прибегай к покаянию (4 Цар. 15: 5; 2 Пар. 26: 19). Т ы слышала, душа, о покаявшихся Богу в «рубище и пепле» ниневитянах; им ты не подражала, но оказалась невежественнейшею всех согрешивших до и после закона (Ион. 3: 5). Т ы слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшем к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни – и спасешься (Иер. 38: 6). П редвидя обращение ниневитян, Иона бежал в Фарсис, ибо, как пророк, он знал милосердие Божие и к тому же пламенел ревностию, дабы не оболгалось пророчество (Ион. 1: 3). Т ы, душа, слышала, как Даниил во рве заградил уста зверей, узнала, как бывшие с Азариею отроки верою угасили разжженный пламень печи (Дан. 14: 31; 3: 24). Я всех привел тебе, душа, в пример из Ветхого Завета; подражай богоугодным деяниям праведных, а грехов людей порочных – избегай. Слава, Троичен: Б езначальный Отче, Собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, Безначальное Слово Отца, Животворящий и Созидающий Дух – Единая Троица, помилуй меня. И ныне, Богородичен: П речистая! Мысленная багряница, плоть Эммануила, соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу. Песнь 9 Ирмос: Р ождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Х ристос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы, он (диавол) возвел на гору, чтобы во мгновение видеть все царства мира; бойся, душа, сего дела, трезвись и ежечасно молись Богу (Мф. 4: 3–9). П устыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов Светильник, вопиял, проповедуя покаяние; а Ирод бесчинствовал с Иродиадою; озирай, душа, как бы тебе не запутаться в беззаконных сетях, возлюби же покаяние (Песн. 2: 12; Ис. 40: 3; Мф. 3: 8; 14: 3; Мк. 6: 17; Лк. 3: 19–20).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Ввиду этого, ошибочно было бы видеть причину того, что так много поколений родятся и умирают, не слыша евангельской проповеди, и не участвуя в полноте даров Благодати Св. Духа, в отвержении их Богом по одной Его безусловной воле. Здесь тайна проявления Божественной премудрости, о чем сказал Апостол: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и неисследовани путие Его» ( Рим. 11:33 ). Понятие о вере, как субъективном начале освящения человека Таким образом освящающая Благодать, как мы видим и по учению Откровения и Церкви не только не исключает собою личное участие со стороны человека в деле его освящения, а напротив, необходимо предполагает и требует этого участия. Какое же именно требуется здесь со стороны человека участие и в каких формах или видах оно может и должно выражаться и осуществляться? Это участие, как оно изображается в Писании, по своему существу есть вера. Вера признается даром или делом Божиим, потому что ей вспомоществует Сам Бог ( Ин. 6,43 , Фил. 1,29 ; Еф. 1,8 , 1Кор. 12,3 ), но в то же время везде изображается и как лично – свободное дело самого человека, точно также вполне зависящее от него, как и неверие. Поэтому она всегда требуется от него как необходимое условие и признак его свободного участия на всем пути его освящения и спасения. Без этого немыслим истинный христианин, немыслимо возникновение и развитие в нем духовно-благодатной жизни. Так Сам Иисус Христос по поводу исповедания Петром веры в Него, как Сына Бога Живаго, сказал, что это открыли ему, не плоть и кровь, а Его Отец, Сущий на небесах» ( Мф. 16:16–17 ); но в то же время Он совершенно ясно такую веру в других признавал, при Божественном содействии, и их собственным делом, вполне зависящим от их личной свободы. (Иначе Он не начал бы Свое Обращение к Петру: «Блажен еси Симоне вар Иона»…» ( Мф. 16:17 ). На вопрос иудеев: что нам делать, чтобы мы могли творить дела Божия. Он так отвечал: «се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Отец» ( Ин. 6:28–29 ). Он указал им такое дело, которое они сами действительно могут совершить, если только поистине решились творить дела Божий. Христос учил, что Он сошел с небес не для того, чтобы творить Свою волю, а волю пославшего Его Отца, и что воля пославшего Его Отца в том именно заключается («да всяк видят Сына и верует в Него, имать живот вечный» ( Ин. 6:38–40 ). Эту истину Он усилил произнесением приговора о тех, которые не уверовали в Него и Пославшего Его: «аще не бых пришел и глаголал им, греха не была имеем, ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем» (И. 15,22). Если же по слову Спасителя, так тяжко были виновны те, которые, видев Его, не уверовали в Него, то понятно, что такое ожесточенное неверие зависело только от них самих. От них же самих зависело, подобно другим, уверовать в Него, чего они, однако, не захотели сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

< >< назад > Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его? Так или иначе, всю историю мироздания и всю священную историю знает один Господь Иисус Христос, и Он указывает на чудо Ионы как на прообраз Своей смерти и Воскресения: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф: 12:39-40). То есть, самое чудесное в истории Ионы – то, как проглотил его кит, – есть образ Христовой смерти и Воскресения, а «чрево китово» есть аллегория ада – места, лишенного света, в которое Господь, умерев, сошел душой, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших. И, прославляя Христа воскресшего, Церковь утверждает, что Он «из чрева адова избавил нас». И совершенно бессмысленно рассуждать о том, мог или нет кит проглотить Иону (с точки зрения его, кита, физиологии), или о том, какие именно китообразные обитали три тысячи лет тому назад (время, когда жил пророк) в Средиземном море (именно по нему из Иоппии (Яффы) в испанскую Киликию увозит корабль бегущего от Бога Иону). Согласно еврейскому тексту, Иону проглатывает «даг гадол» – «большая рыба», чудище морское, которое греческий, а за ним славянский и русский тексты передают словом «кит», обозначающим самое большое из обитающих в море существ. Все другие события, происходящие в книге, совершенно обыкновенны: море бушует, растение вырастает, червь подтачивает его корень – в общем, обычное дело. Только за всем этим автор Книги видит действие Бога: это Бог повелевает ветру устроить на море волнение, это Бог повелевает киту сначала проглотить выброшенного за борт Иону, а затем выплюнуть его на сушу. И это Бог повелевает большому растению вырасти, а затем даже червю Бог повелевает подточить его корень. (Особенно поэтичен церковно-славянский перевод. В нем за ночь вырастает не просто «великое растение», а «тыква», а тот, кто ее точит, не просто червь, а «червь утренний»). И все это происходит чтобы Иона сначалаотправился в Ниневию возвестить ее гибель и разрушение, а затем, когда покаявшийся город был помилован, через скорбь об иссохшем растении Иона вразумился, что Господь жалеет и милует человека…

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Когда мы на сие ищем свидетельства, то дает нам оное сам Господь Иисус во Евангелии, говоря: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи; тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мф. 12, 40). Разбирая повествование об Ионе, находим в нем весьма ощутительное сходство, Иисус послан был проповедовать покаяние; и Иона для того же был послан. Но сей бегал, не предвидя будущего: а Иисус добровольно приходит проповедовать спасительное покаяние. Иона спал, в корабле и храпел во время морской бури; а Иисус когда спал, по смотрению Божественному, волновалось море для того, чтобы после познана была сила спящего. Тому говорили: что ты храплеши? Востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог (Иона 1, 6); а здесь говорят Владыке: Господи! спаси ны (Мф. 8, 25). Там сказали: моли Бога твоего: а здесь, спаси. Тот говорить: возмите мя и вверзите в море: и утолится море от вас (Иона 1, 12), а здесь сам Иисус запрети ветром и морю, и бысть тишина велия (Мф. 8, 26). И тот брошен был во чрево кита; а сей добровольно сошел туда, где мысленный оный кит смерти сошел добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенных ею, как писано: от руки адовы, избавлю я, и от смерти искуплю я (Ос. 13, 14). 18. Так как коснулись мы сего предмета, рассмотрим что неудобнее: человеку ли погребенному восстать из земли, или остаться несогнившим человеку находящемуся во чреве Кита, в столь сильном жару животного? Кто не знает из людей, что чрева столь сильный имеют в себе жар, что и кости съеденные согнивают в них? Как же Иона, находясь во чреве китове три дни, не согнил? Когда у всех людей такова природа, что не дыша воздухом, они не могут жить; как же он в продолжение трех дней, не дыша воздухом, оставался жив? Иудеи, ответствуя на сие, говорят: Ионе во аде колеблемому снизошла сила Божия; так ужели Господь, Который ниспославши силу, даровал жизнь рабу Своему, сам Себе не может даровать ее? Если верно то, верно и сие; если же то невероятно, и сие невероятно. А для меня то и другое равно верно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

2) И помолися Иона ко Господу Богу своему от чрева китова. С евр.: «И молился Иона Иегове, Богу своему, из чрева рыбы, и говорил». 3)И рече: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. С евр.: «Из тесноты моей воззвал я к Иегове, и Он ответствовал мне, из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал глас мой». Итак, Иона поглощен был большою рыбою. Находясь во чреве ее, он, по действию Божию, остался цел и невредим; но находился в скорби, тесноте и страхе, как бы в аду, т. е. в могиле, душа его как бы скончавалась ( Ион. 2:8 ). Впрочем, пророк не теряет присутствия духа, не отчаивается, не ропщет; напротив того – возносит мольбу ко Господу о спасении и более благодарит, чем просит. Так велика была вера св. Ионы! Слова услыша мя показывают, что молитва была написана уже по избавлении, что, находясь во внутренности рыбы, пророк молился духом, а уже после мерною речью изобразил, как молился, какими мыслями и чувствами тогда полна была душа его, о чем молил, что говорил внутренно в уме своем. «Чревом адовым, – говорит блаж. Феодорит, – пророк назвал чрево китово, потому что и зверь (т. е. кит) был смертоносен, и пророк, по самому естеству дела, был уже мертвец, оставался же в живых по единой благодати. А при том, как образ Владыки Христа, бывшего в сердце земли три дня и три нощи ( Мф. 12:40 ), справедливо говорит о себе Иона, что был во чреве адовом». Проще: чрево рыбы называется адовым по сравнению с адом 31 , или могилою. Как в могиле темно и страшно находиться живому человеку, так темно и страшно было Ионе во чреве рыбы. Услышал еси глас мой, т. е. внял моей молитве во чреве рыбы, помог мне, сохранил невредимым, спас от погибели. 4)Отверг мя еси во глубины сердца морскаго, и реки обыдоша мя: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. С евр.: «Ты поверг меня в пучину, в сердце морей, и струящаяся вода окружила меня, все волны Твои и валы Твои надо мною ходили. И я сказал...» Отвергл мя еси во глубину сердца морского 32 , т. е. Ты, Господи, поверг меня в глубочайшую внутренность моря, ибо что сердце у животного, то внутренность, или глубина, моря, где любят жить киты или большие рыбы. Эта черта события была также прообразовательною, ибо и Господь находился в сердце земли, т. е. в аду, который, по представлению евреев, находится в центре земли. «Как сердце в животном, – говорит блаж. Иероним, – так ад представляется внутри земли». Реки обыдоша мя, т. е. воды окружили меня, ибо реками называются воды. По бл. Феодориту, под реками разумеются «приражения волн»; под высотами разумеются валы. Итак, смысл здесь такой: Ты, Господи, поверг меня в самую глубину моря, воды окружали меня, все валы и волны прошли надо мной, подверг всем ужасам во чреве китовом, в глубинах моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010