Ибо прежде Честного Креста Он и алкал, как о Нем говорится ( Мф. 4, 2 ), и утомлялся от пути ( Ин. 4, 6 ) и огорчался ( Мф. 26, 38 ), наконец претерпел ради нас и самую смерть на древе. Но ныне Его уже не знаем находящимся в таких состояниях. Однажды умерши, Он «уже не умирает» ( Рим. 6, 9 ). Ибо нетленен Христос: Он есть жизнь по естеству и жизни податель, так как и произошел от жизни Отца. 4. После же неожиданно совершившегося над прокаженною рукою Бог и третьим знамением утверждает их. Ибо сказал опять: «если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше» ( Исх. 4, 9 ). Смотри опять, как предуведено неверие иудеев. Всегда они выжидают и медлительны к разумению и нелегко восприимчивы к истине. Они не поверили вочеловечению и чудесам, совершенным во время земной жизни Христа. Поздно и с трудом поверили они только последнему знамению, да и то не все, а лишь «по избранию благодати, сохранился остаток», – как пишет блаженный Павел ( Рим. 11, 5 ). Какое же это последнее знамение? – Смерть на древе и связанное со смертью и вскоре следовавшее за нею Воскресение Христа. А что в знамение сынам Израилевым дана Спасителева смерть и самое великое и досточудное таинство воскресения из мертвых, это может быть ясно из самих слов Спасителя. Ибо приступили некогда фарисеи, после совершения Им бесчисленных знамений, и с скрытою насмешкою говорили: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 38–40 ). Но Не трудно видеть и то, что смерть Еммануила приобрела многих не только из иудеев, но и из язычников. Ибо Он говорил опять, в одном случае: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12, 32 ); в другом же случае: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Перед нами три группы злословящих. Во-первых, это случайные свидетели казни – проходящие мимо люди. Во-вторых, первосвященники и старейшины (у Матфея также и книжники), которые не хотят разойтись по домам, пока не увидят развязку драмы. В-третьих, это разбойники, повешенные вместе с Иисусом: сами будучи пригвождены к кресту, испытывая столь же тяжкие мучения, они тем не менее находят в себе силы поносить Его. Все три группы объединены ненавистью к Распятому, и каждый участник драмы считает необходимым присоединить свой голос к хору злословящих и насмехающихся. Обвинения, которые звучат из уст прохожих, повторяют слова лжесвидетелей на суде против Иисуса: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три Дня создать его ( Мф.26:61 ). Выше уже упоминалось о том, что в синоптических Евангелиях отсутствуют какие бы то ни было основания для такого обвинения, однако в Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его ( Ин.2:19 ). Эти слова, согласно Иоанну, были сказаны в самом начале общественного служения Иисуса, однако они надолго запомнились иудеям. Именно они стали главным основанием для объявления Иисуса виновным в богохульстве. Слова спаси Себя Самого могут напомнить о диалоге Иисуса с иудеями в Назарете: Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме... Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве ( Лк.4:23–24 ). Иисус совершил множество чудес, которые, однако, не убедили скептиков в том, что Он – Сын Божий. При этом они неоднократно приступали к Нему с одной и той же просьбой: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение ( Мф.12:38 ); Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? ( Ин.6:30 ). Всякий раз Иисус отвечал отказом. А однажды в ответ на подобную просьбу Он предсказал Свою смерть: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Свое трехдневное пребывание во гробе и Воскресение предвестия Он тогда, когда книжники и фарисеи требовали от Него показать им какое-либо знамение. Тогда [и] ответствовал Он оным коварным людям сими пророческими словесами: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:38–40 ). И еще в другой раз, когда те [же] злоехидные очевидцы бесчисленных Христовых чудес требовали какого-то особого знамения, Он снова повторил им повествование об Ионе как прообразе Своей тридневной смерти и Воскресения ( Мф.16:1,4 ). Своих учеников неоднократно извещал Он, что пострадает от вождей и первосвященников, что убьют они Его и что в третий день Он воскреснет. Все это [предсказывал Он] по порядку не раз и не два. Когда проходили они чрез Галилею... Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились ( Мк.9:30,31 ; Мф.17:22–23 ). И паки в другой раз предвозвестил Он им, что иудеи предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет. Но они (Апостолы) ничего из этого не поняли ( Лк.18:32–34 ). Так говорил Он им обычно после какого-нибудь Своего прославления: после Преображения или некоего чудесного исцеления. Да послужит это и нам уроком, дабы не гордились мы и не хвалились, но помнили и размышляли о последнем часе. Впрочем, немощное человеческое естество с трудом принимает даже столь дивное и ясное назидание. Однажды когда вещал Он ученикам о своих грядущих страданиях и о смерти, пришла же им мысль: кто бы из них был больше? ( Лк.9:46 ). А Он как раз намеренно и говорит о Своих страданиях и смерти всегда после какого-либо Своего торжества, чтобы научить их смирению, и скромности, и страху Божию. О Боже, как немощны были и те, кто стоял так близко к Источнику вселенской и небесной славы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В те времена иудеи делали гробы в пещерах, которых множество на Святой Земле. Тело заворачивалось в саван и клалось в пещеру, вход в которую закладывали одним большим камнем или замуровывали кирпичами. По прошествии нескольких лет иудеи заходили в пещеру и собирали оставшиеся кости, натирали их маслом и вином, клали в специальный гроб – оссуарий и оставляли в том же месте, закрыв заново доступ в пещеру, уже навсегда… В случае со Христом Его друзья и ученики могли рассчитывать увидеть гроб только через год или два. Но вера в Иисуса Христа влекла женщин к этому месту. И только ради них, по свидетельству Златоуста, Ангел Господень и отвалил огромный камень от Гроба Господня. Ведь Христос Сам сказал о Своем Воскресении следующие слова: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). Опережая истолкование, скажу, что была одна сверхъестественная ночь и один чудесный и сверхъестественный день. Первая ночь наступила сверхъестественным образом посреди дня. Сказано: «и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» ( Лк.23:45 ). Следующие ночи: с пятницы на субботу и с субботы на день Воскресения. Сверхъестественный день – это когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, прошел через плащаницу, не повредив и не развернув ее, прошел через камень, приваленный ко гробу, не повредив печатей синедриона. Нечто подобное было и в Сионской горнице: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» ( Ин.20:19 ) – то есть прошел дверями затворенными. Обычные два дня – это сама страстная пятница, ибо Он умер до наступления вечера, это и суббота. Таким образом мы и имеем «три дня и три ночи». И далее мы читаем: Мф.28:2 . «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный стих: «По воскресении приходит Ангел. Для чего же приходит он и отваливает камень? Для жен, которые увидели его тогда в гробе. Они видят, что в гробе нет тела, и потому должны были поверить воскресению Его» 601 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но не об одном только блаженстве субботнего покоя говорит нам камень пред дверями гроба Господня; он содержит еще одну великую и славную весть, именно он пророчествует о славном чуде воскресения. Первосвященники и фарисеи говорили правителю: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну». Спаситель, действительно, не раз говорил об этом своим врагам. Так, однажды, когда они пожелали видеть от Него знамение и просили Его об этом, Он ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 39–40 ). И в другой раз, после очищения храма, отвечая на вопрос иудеев: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2, 19 ). Своим ученикам Спаситель еще чаще и еще яснее говорил, что Он чрез три дня воскреснет из мертвых. Но ученики под влиянием тяжелой и безотрадной печали забыли Его слова. Зато враги Господа хорошо помнили их и тщательно сохраняли их в сердце своем. На суде они воспользовались словами Господа о храме, чтобы обвинить Его в святотатстве. В минуты жесточайших страданий на кресте они насмехались над этими словами Его ( Мф. 26, 61; 27, 40 ). Теперь перед правителем страны они выставляют себя в таком виде, как будто совершенно не верят указанным словам. Но чудеса, совершившиеся в час смерти Иисусовой, слишком резко запечатлелись в их памяти, чтобы их можно было забыть. Слова, которые они некогда слышали, все настойчивее и грознее звучали в их сердце. Муки совести не оставляли их. Они предчувствовали воскресение, хотя и тщательно старались отогнать от себя всякую мысль о возможности подобного чуда. Поэтому они просят правителя: «Прикажи охранять гроб до третьего дня», и когда Пилат с высокомерною пренебрежительностью и равнодушием ответил: «Имеете стражу: пойдите, охраняйте, как знаете». Они идут, приставляют стражу к гробу и запечатывают камень, чтобы Властителя жизни заключить в Его могиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

У сторонников буквального понимания этой книги есть очень сильный аргумент: Христос говорил, что Иона провел три дня во чреве китовом, и ссылался на это как на факт ( Мф.12:40 ). Но можно вспомнить и другой пример из той же самой главы. Христос говорит фарисеям: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» ( Мф.12:3–4 ). Он ссылается на историю, рассказанную в 21-й главе 1-й книги Царств: Давид, спасаясь от Саула, пришел к первосвященнику Ахимелеху и рассказал ему, что царь якобы отправил его выполнять срочное задание. Под этим предлогом Давид попросил у священника пищи, и тот согласился дать ему священные «хлебы предложения». Судя по рассказу книги Царств, Давид был совсем один. То есть на самом деле никаких «бывших с ним» не существовало, им просто неоткуда было взяться, а Христос ссылается здесь не на реальную историю, а на гипотетическую ситуацию: первосвященник, полагая, что с Давидом должен следовать целый отряд, дал разрешение воинам этого отряда есть священные хлебы при условии, что они ритуально чисты. Христос ссылается на это разрешение как на прецедент, потому что Ему важна в данном случае не фактическая точность рассказа Давида (ее как раз и не было), а сама позиция Ахимелеха: оказывается, в определенных ситуациях можно и даже нужно нарушать законы о ритуальной чистоте и святости. Фундаменталисты видят в любом указании на подобные неточности текста подрыв авторитета Священного Писания. При этом они допускают возможную порчу текста в ходе его переписывания (так можно объяснить часть расхождений между библейскими книгами), но изначальный текст, по их мнению, был полностью свободен от ошибок, в том числе и в плане естественнонаучных и исторических фактов. Следовательно, для наиболее последовательных фундаменталистов любые научные данные, противоречащие библейскому тексту, должны быть отвергнуты. Надо ли напоминать, что в свое время именно такие аргументы приводились против теории вращения Земли вокруг Солнца – ведь в Библии во многих местах ясно утверждается, что это Солнце вращается вокруг Земли!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

И все-таки, почему же схождение Благодатного огня хотя и открывается многим, но в какой-то степени остается сокровенным, так что кажется, что не хватает еще чего-то для самой сокрушительной аргументации? Вспомним, с чем связано это удивительное схождение и что предшествовало ему. Мы говорим о Благодатном огне как о знамении Воскресения Господа. Но Воскресению предшествовали крестные муки, позорная казнь, отсутствие видимой славы и земного величия. Само Воскресение Христа явлено было не Каиафе или Пилату, но тем, кто с искренним сердцем жаждал Спасителя. Господь оставляет возможность для личной веры, внутреннего самоопределения, усилия души. Господь никого не подкупает Своим чудом: верить или не верить – наш личный выбор. Вообще всякое подлинное чудо никогда не рассматривалось в Православии как красочное зрелище, намеренно поражающее взор любопытных зевак. Лично мне известны многие примеры чудесной помощи людям в самых тяжелых, критических жизненных ситуациях. И ни у одного такого человека не возникло желания прославить самого себя за счет принятой от Бога помощи. Сам Христос отверг предложение искусителя чудесно явить Себя миру, сойдя по воздуху с крыла храма (см.: Мф. 4: 5–6). Многие люди специально искали от Господа чудес, но Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). Знамение Ионы пророка – знамение Воскресения, Господь реально воскрес, и многие Его видели, но все-таки Сам Он сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Чудо схождения Благодатного огня – реальное чудо, но не такое, чтобы кто-то насильно был им обращен. В этой связи напрасно думать, что даруемое Богом чудо будет принято человеком, отвергающим Бога. Они так и будут говорить, что здесь есть что-то земное: зажигалка ли то или мощное электромагнитное излучение, эффект плацебо или самовнушение. Странно другое, то, что люди, считающие себя верующими, готовы легко расстаться с явным Божественным даром, согревающим православных христиан в почти всеобщей атмосфере холодного цинизма и скептицизма.

http://pravoslavie.ru/30099.html

Как примирить эти две точки зрения? Какова была изначальная вера Церкви? Что говорят нам восточнохристианские источники на тему сошествия во ад? Представляется важным подробно остановиться на этих вопросах. Ни в одном из канонических Евангелий о сошествии Христа во ад прямо не говорится. Однако в Евангелии от Матфея, в рассказе о крестной смерти Спасителя, упоминается, что гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф. 27:52–53 ). В том же Евангелии приведены слова Христа о тридневном пребывании Спасителя во чреве земли: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). В христианской традиции история пророка Ионы будет рассматриваться как прообраз сошествия Христа во ад. Вера в то, что после Своей смерти на кресте Иисус Христос сходил в бездны ада, ясно выражена в Деяниях апостольских, где приведена речь апостола Петра, произнесенная после сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (см.: Деян. 2:22–24, 29–32 ). Однако наиболее важным новозаветным текстом, прямо говорящим о схождении Христа во ад, является Первое послание святого апостола Петра, где эта тема раскрывается в контексте учения о крещении. Здесь апостол говорит не только о пребывании Христа в адской «темнице», но и о Его проповеди находившимся там душам: «Христос, чтобы привести вас к Богу, однажды пострадал за грехи (ваши), Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает воскресением Иисуса Христа... ( 1Пет. 3:18–21 )» В том же Первом послании Петра читаем: ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ). Приведенные слова легли в основу учения о том, что Христос пострадал за «неправедных», и проповедь Его в аду коснулась в том числе и тех, о ком в Ветхом Завете сказано, что все мысли и помышления сердца их были зло в о всякое время ( Быт 6, 6 ). Некогда подвергнутые суду «по человеку плотию», осужденные и погубленные Богом, Который, по выражению Библии, раскаялся в том, что их создал ( Быт 6, 6 ), эти люди не погибли окончательно: сойдя во ад, Христос дает им еще один шанс на спасение, проповедуя им Евангелие Царствия, дабы они ожили «по Богу духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К. Мне кажется, что столь странное событие как бы в тени указывает на нечто такое. Пока сотворенный по образу Божию человек был как бы лелеем в недре Божием и еще не попрал данной ему заповеди, до тех пор он, окруженный охранением и любовью Бога, пребывал чист, свят и не знал омертвения в смерти. Когда же он вышел из-под покрова и любви Божией чрез уклонение к худому, то очевидно оказался оскверненным, гнусным и заболевшим мертвенною нечистотою. Но когда Бог и Отец опять принял нас в Себя во Христе, облек Божественною благодатью и имеет нас как бы в недрах чрез усыновление, то мы, вместе с нечистотою отбросивши мертвенность, происшедшую от древнего проклятия, возвышаемся в первоначальное состояние; ибо написано о руке Моисея, что она была восстановлена «и вот, она опять стала такою же» ( Исх. 4, 7 ). П. Ты сказал весьма прилично. К. А третье затем знамение весьма ясно и открыто гласит нам о таинстве Христа; потому что так сказал еще Бог Моисею: «Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше» ( Исх.4, 8–9 ). Ибо последним знамением для мира соделалась смерть Христа и очищение водою и кровью с присоединением, без сомнения, и святого тела, которое обозначается сушею; о том же, что кровь и вода истекла нам из святых ребр, когда они прободены были копием, я не стану и говорить, потому что это весьма хорошо всем известно. Но и то, что смерть Спасителя названа знамением, ясно можно узнать из Священных Писаний. Весьма дерзкие фарисеи, хотя уже много совершено было чудес, как будто ни одного не было, приступили ко Христу со словами: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» ( Мф.12, 38 ). Он же отвечал им: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи;» ( Мф. 12, 39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» Поскольку вы, говорит, смотря на одну только плоть, думаете, что Я простой человек, один из вам подобных, а Божеское достоинство и соединенная с ним слава нисколько не входит в ваш ум, то очевиднейшим для вас знамением того, что Я – истинный Бог от Бога и Свет от Света, послужит всеужасная ваша и беззаконнейшая дерзость, то есть крест и смерть (Моей) плоти на нем. Ведь как скоро вы увидите неисполнившеюся цель своего злоумышления и сокрушенною сеть смерти, ибо Я восстану из мертвых, – тогда даже невольно и по необходимости уже согласитесь наконец с обращенными к вам Моими словами и должны будете признать, что Я – Истинный Бог по природе. И это потому, что Я окажусь выше смерти и тления и, как Жизнь по природе, восставлю Мой храм ( Ин.2:19–21 ). Но если владычествовать над смертью и презирать сети тления подобает только Богу по природе и никому другому из существующего, то разве не должен оказаться Я, без всякого противоречия и вне всякого сомнения, по этому самому могущим все побеждать и беспрепятственно? Итак, Спаситель сказал, что Его собственный Крест будет знамением для иудеев и очевиднейшим доказательством того, что Он есть Бог по природе. Ясно высказывающим это ты можешь видеть Его и в некотором другом случае. Так как чрез Него совершилось бесчисленное множество чудотворений, то фарисеи приступили однажды к нему с словами: «Учитель! желаем от Тебя знамение видеть» ( Мф.12:38 ). Он же, поскольку видел их замыслы и знал их дурные намерения, говорит: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка: ибо как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Слышишь, как иудеям, требовавшим знамения в доказательство того, что Он есть истинный Бог, хотя говорили это и с целью искушения, – не будет показано, говорит, им другого знамения, кроме знамения Ионы пророка, то есть тридневной смерти и воскресения из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010