Он изгнал торговцев из храма: Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Иисус отвечает вопросом на вопрос: Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они уклоняются от ответа. Тогда Иисус отвечает: И Я вам не скажу, какою властью это делаю ( Мф.21:23–27 ; ср. Мк.11:27–33 ; Лк.20:1–8 ). Таким образом, у синоптиков первосвященники и старейшины оспаривают власть Иисуса поступать так, как Он поступил в храме. У Иоанна же иудеи требуют знамения, которое подтвердило бы правоту Иисуса. В то же время Матфей свидетельствует о том, что одним из обвинений против Иисуса на суде у Каиафы было следующее: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его ( Мф.26:61 ). У Марка это же обвинение приведено в следующей редакции: Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный ( Мк.14:58 ). Разница в формулировках может объясняться тем, что свидетелей было два ( Мф.26:60 ) или несколько ( Мк.14:57 ). То же обвинение, согласно Матфею и Марку, звучало, когда Иисус был распят и проходившие мимо злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста ( Мф.27:39–40 ; Мк.15:29–30 ). Читая Евангелия от Матфея и Марка без учета сказанного у Иоанна, можно было бы предположить, что Иисус никогда не произносил слов, которые были инкриминированы Ему на суде, тем более что показания тех, кто ссылался на эти слова, названы в обоих Евангелиях лжесвидетельствами. Только Евангелие от Иоанна проливает свет на событие, которое легло в основу этих показаний. Это же Евангелие содержит объяснение слов, на тот момент не понятых ни иудеями, к которым они были обращены, ни учениками Иисуса: Он говорил о храме тела Своего. Иисус многократно предсказывал Свою смерть, в том числе в ответ на требование иудеев показать им знамение: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). В устах Иисуса «три дня» имели пророческий смысл, символизируя Его смерть и трехдневное воскресение 116 . В храме Иерусалимском, отвечая на вопрос, каким знамением Иисус сможет доказать, что имеет власть так Себя вести, Он говорит о трех днях. Вполне естественно, что пророчество остается непонятым. Лишь после Его смерти и воскресения ученики вспомнят о том, что Он произносил эти слова, и поймут их истинный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Без такой, физически тождественной, преемственности между прежним и воскрешённым телом никакого значения для апологетики Воскресение не имеет. Если Христос не воскресал в физически том же самом теле, которое положили во гроб, такое воскресение ничего не доказывает относительно Его утверждений о Своей божественности ( Ин. 8:58; 10:30 ). Воскресение только при том условии подтверждает, что Иисус – Бог, если Он воскрес в полностью том же самом теле, в котором был распят. Истинность христианства прямо обусловлена телесным воскресением Христа. О Воскресении в качестве доказательства Своей божественности Иисус неоднократно говорил на протяжении Своего земного служения ( Мф. 12:38–40 ; Ин. 2:19–22; 10:18 ). В одном из текстов Он указывает на Воскресение как уникальное свидетельство того, что Он – Бог. Иисус сказал о «роде лукавом», просившем у Него «знамения»: «знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:39–40 ). Кроме того, что Иисус указывал на Своё воскресение в качестве доказательства Своей божественности, апостолы считали Его явления после Воскресения «верными доказательствами» ( Деян. 1:3 ). Проповедуя божественность Иисуса, они постоянно опираются на факт Его телесного воскресения в качестве основы для своих доводов (ср. Деян. 2:22–36; 4:2, 10; 13:32–41; 17:1–4, 22–31 ). Как заключает Павел, Бог подал «удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых» ( Деян. 17:31 ). На физическую тождественность тела Христа до Воскресения и после него неоднократно указывают в своей проповеди апостолы. В первой же проповеди Петра сказано, что иудеи «взяли [Христа] и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» ( Деян. 2:23–24 ; курсив Н. Г.). Пётр продолжает: «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян. 2:31–32 ; курсив Н. Г.). Павел не менее определённо указывает на физическую тождественность того тела, которое положили во гроб, и того тела, которое было воскрешено. Он говорит: «сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мёртвых» ( Деян. 2:23–24 ; курсив Н. Г.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мф.12:39 .  Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; (Ср. Лк.11:29 ). «Род лукавый» лучше бы перевести «злой, полный зла». Прелюбодейным называется этот род Спасителем потому, что вообще в Ветхом Завете уклонение от истинной религии и истинного богопочтения считалось прелюбодеянием ( Иер.3:8–9, 5:7, 13:27 ; Иез.16 ). Но, с другой стороны, это выражение можно, кажется, поставить в связь и с другими выражениями Спасителя о Содоме и Гоморре ( Мф.11:22–24 ) и понимать изреченное так, что современное Христу поколение было развратно. Оба явления, идолопоклонство и половой разврат, часто поставляются в связь одно с другим и понятны из наших сведений о языческой жизни. Этому поколению не будет дано теперь знамения. Морисон думает, что здесь чрезвычайно сжатое выражение, в которое намеренно внесен элемент неопределенности и таинственности. Полнее содержание этой речи Спасителя можно изложить так: «Никакого знамения, ради удовлетворения любопытства, вовсе не будет дано этому поколению. Знамение не принесет ни ему, ни кому бы то ни было никакой пользы. Ненависть злого поколения ко Мне не прекратится. Оно отвергнет Меня. Однако оно не сделает напрасной Мою миссию. Когда оно предаст Меня смерти, Я дам ему знамение гораздо более удивительное, чем те любопытные вещи, которых оно ожидает от Меня. Я дам ему знамение Ионы пророка». Спаситель хочет дать иудеям знамение не небесное, а земное, и притом знамение в сердце земли. Это, однако, не значило, что Христос до совершения этого знамения не будет творить никаких чудес и никаких знамений. Они не казались знамениями неверовавшим в Него иудеям. Указываемое знамение будет дано специально им и вообще всем неверующим. Мф.12:40 .  ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Ср. Лк.11:30 ). Речь здесь, очевидно, образная. Вопрос может возникать только о том, почему здесь Спаситель говорил образами, а не выразился просто: Сын Человеческий будет погребен и останется в земле три дня и три ночи. Но подобные же образы употребляются и в других местах (см. Ин.2:19, 3:14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во-первых, Иисус предрекал, что тот же самый храм, храм Его тела, который будет разрушен, будет воздвигнут вновь. Он сказал: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2:19 ; курсив Н. Г.). Слово «его» показывает, что воскрешённое тело и тело, разрушенное смертью, – одно и то же. Во-вторых, такая тождественность подразумевается выразительным сравнением смерти и воскресения Иисуса с историей Ионы, побывавшего во чреве кита ( Мф. 12:39; 16:4 ). Иисус сказал: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ; курсив Н. Г.). Очевидно, в обоих случаях через три дня и три ночи физическое тело остаётся тем же самым. Точно так же, убеждённость в неразрывной преемственности между телом Иисуса до и после Воскресения у Павла, обратившегося в христианство фарисея, явно свидетельствует, что он верил в физическую природу воскрешённого тела. В-третьих, Павел также говорит: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:53 ). Примечательно, что Павел не утверждает, будто бы наше тленное тело будет заменено его нетленным аналогом. Наоборот, наше физическое тело, которое сейчас тленно, должно «облечься» таким дополнительным качеством, как нетление. Если похоронено материальное тело, а воскресает нематериальное, оно не может быть тем же самым телом. Но в данном тексте Павел подтверждает полную идентичность тела до воскресения и после него. В-четвёртых, проповедь Павла в Антиохии указывает на эту же идентичность тела, которое было распято на кресте, телу, которое было воскрешено из мёртвых. Павел говорил: «Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мёртвых» ( Деян. 13:29–30 ; курсив Н. Г.). И наконец, тесная связь между смертью и Воскресением указывает на полную тождественность воскрешённого тела. Павел считает первостепенно важным, что «Христос умер за грехи наши [...] что Он погребён был, и что воскрес в третий день» ( 1Кор. 15:3,4 ). В другом месте Павел говорит, что «воскрес из мёртвых» именно Тот, Кто был погребён ( Рим. 6:3–5 ; ср. ; Кол. 2:12 ). Следует отметить, что «Павел, как бывший фарисей, не мог бы употреблять такие традиционные обороты, не осознавая, что они предназначены для описания именно воскресения мёртвого тела» (Gundry, 176).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Примечания. 14 Ср.: Мф. 9:32–34 . 20 Здесь словосочетание перстом Божиим перекликается с Исх. 8:19 (ср.: Пс. 8:4 ) и означает то же, что и «Духом Божиим» ( Мф. 12:28 ). 24 Безводные места считались, по представлениям иудеев, обычной средой обитания бесов, которые все же предпочитали селиться в человеческих телах. 11:29–32 Знамение Ионы (см.: Мф. 12:38–42 ). В этом отрывке Иисус отвечает на требование из стиха 16. Народ жаждал чудес, подтверждающих слова Иисуса, но Он не желал заставлять людей поверить Своему благовестию, внушив им трепет проявлением Своей силы. Напротив, Он хотел Своими делами показать иудеям характер Своего Отца, Судьи и Спасителя. Поэтому Он категорически отказался дать какое–либо знамение (ср.: Мк. 8:11,12 ), кроме знамения Ионы пророка. Иными словами, иудеи получат только такое знамение, каким некогда стал для Древней Ниневии пророк Иона. В высказывании о царице Южной (ср.: 3Цар. 10:1–10 , где она названа царицей Савского [Сабейского] царства на юго–западе Аравии) подчеркивается, что она (язычница, женщина) станет свидетельствовать против иудеев, современников Иисуса, потому что сама приложила массу усилий, чтобы услышать царя Соломона, а нынешние иудеи не желают прислушаться к тому, что им говорит Тот, Кто гораздо более велик, нежели Соломон. Подобно этому, древние ниневитяне покаялись после проповеди пророка Ионы, а нынешние иудеи не желают внимать учению Иисуса. Как мы видим, само учение Христа – это и есть «знамение Ионы». Глубокий смысл сокрыт в данных словах Христа. Использование будущего времени в стихе 30 и то, как евангелист Матфей ( Мф. 12:39,40 ) описывает воскресение Христа, проводя параллель с избавлением Ионы, позволяет предположить, что в этом отрывке Иисус подразумевает Свое воскресение и последующее второе пришествие. 11:33–36 Свет и тьма (см.: Мф. 5:15; 6:22,23 ). Стих 33 (который повторяет 8:16), возможно, предостерегает слушателей и не велит утаивать от других полученный ими свет ( Мф. 5:15 ), или же содержит намек на Израиль, который получил свет от Бога и сокрыл его от остальных (ср.: 52). Но, вероятней всего, эти слова о свете относятся к свету учения Иисуса Христа, от которого отказывались иудеи. В стихе 34 око означает сознательную волю человека, его дух, воспринимающий мир, как глаз воспринимает свет. Здоровые глаза позволяют человеку увидеть свет, а больные глаза вынуждают человека оставаться в темноте. Нужно иметь здоровое духовное зрение, чтобы воспринять свет Христа. Слушатели Иисуса должны убедиться: то, что они принимают за свет, – на самом деле свет, а не тьма (35). Затем в стихе 36 говорится о том, что человек, исполнившись света истины, способен освещать путь другим людям. В целом весь отрывок предостерегает от духовной слепоты и сердечного ожесточения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Удивительный Соломон в книге «Иов» говорит как бы от лица Божия: «Препояшь как муж чресла твои, Я буду спрашивать тебя, а ты отвечай Мне: Где ты был, когда Я основал Землю? Ответь Мне, если знаешь, что такое разум» ( Иов.38:3,4 ); «Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели» ( Иов.38:7 ); «Я заградил море воротами» ( Иов.38:8 ); «положил ему пределы» ( Иов.38:10 ); «И сказал ему: до сих пор дойдешь и не перейдешь, но в тебе сокрушатся волны твои» ( Иов.38:11 ); ответь мне: Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле? (ср. Иов.38:14 ); «По следам бездны ходил ли ты? Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?» ( Иов.38:16– 17 ). В ответ Господу Иов говорит: «Знаю, что Ты все можешь, нет для Тебя невозможного ничего» ( Иов.42:1–2 ); «Слухом уха слышал я о Тебе прежде, ныне же око мое видело Тебя» ( Иов. 42:5 ). Обрати внимание на следующее: как Давид одним броском из пращи сокрушил голову неодолимого и непобедимого варвара того, Голиафа (см. 1Цар.17:40–50 ), так и всю вашу твердыню одно это изречение разрушило. Все прочие слова, то есть: «Где ты был, когда Я основал Землю?», и «Когда появились звезды, восхвалили Меня громким голосом все ангелы Мои и воспели», и «Я заградил море воротами», и «Ты ли, взяв прах с земли, создал животное и говорящим поставил его на Земле?», – несомненно представляют все сотворившего Бога. А вот слова «Отверзаются ли тебе со страхом врата смерти, привратники же адские, увидев тебя, ужасаются ли?» к кому можно отнести, если не к распятому по плоти Богу, увидев которого, адские стражи, демоны, ужаснулись и, как воск при виде огня, по словам Давида, растаяли и, как дым, исчезли (ср. Пс.67:3 )? Ведь Он имел как будто неодолимую для них власть, и Он повелевал, а они исчезали, а те, кем они владели, от уз освобождались. Также и хозяевам ада Он нанес тяжелую рану, властно схватив их, связав и сковав неразрешимыми оковами. С этими изречениями согласуются слова Давида, поющего: «Плоть моя найдет пристанище в надежде, что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть истление» ( Пс.15:9,10 ), – слова, предсказывающие посмертное схождение Христа в ад и последовавшее затем воскресение Его со властью. Ибо у кого, кроме Христа, из тех, кто умер за все века, не растлилось тело? Его же тело, претерпев гибель, то есть отделение от обитавшей в нем умной души, нисколько не подверглось разрушению или распаду. Ибо Он восстал на третий день, как из утробы морского зверя Иона, тоже прообразующий Его погребение и тридневное воскресение (см. Мф.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

За это чудесное сохранение свое Иона обращается ко Господу с благодарственною молитвою, в которой прославляет Его за спасение от столь великой опаспости. После этого рыба, по повелению Божию, выбросила Иону на сушу (г. 2). Пророк получает за тем новое повеление идти в Ниневию, и так как он теперь узнал уже, что Господь везде имеет силу и что нельзя уклонятся от исполнения воли Его, то немедленно и возвестил угрожающую ей погибель. Ниневитяне покаялись по проповеди Ионы (и конечно в знамение Господне Ионе, ср. Лк.11:30 и Иона.3:5 ) и отвратили от себя гнев Божий ( Иона.3:1–10 ). Но Ионе было весьма неприятно это долготерпение божественное, так что Господь высказал ему порицание в словах: «хорошо ли это, что ты огорчился»? ( Иона.4:1–4 ) и вслед за тем сделал ему наставление делом, показавши, как несправедливо поступил Иона, вступивши в пререкание с Господом о Ниневии. Иона сожалеет о тыкве (клещевине), доставлявшей ему тень; он не трудился над нею, не ростил, а она сама быстро растет и быстро увядает. Как же Господу не пожалеть такого города как Ниневия, в котором 120.000 человек, неумеющих отличить правой руки от левой и множество скота? ( Иона.4:5–11 ). Прообразовательное значение Ионы Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китове имеет прообразовательное значение. На это указал Сам Иисус Христос , говоря; «как Иона был во чреве китове три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). – Господь Бог в смертных страданиях Ионы и спасении его устроил вместе прообраз смерти и воскресения Иисуса Христа во спасение всему миру. Как Иона предастся смерти, чтобы исполнить повеленное ему дело, богатое столь великими последствиями – возвестить ниневитянам суд и милосердие Господа неба и земли; так Сын Божий, подобно пшеничному зерну ( Ин.12:23–32 ), долженствовал пребыть в земле, чтобы принесть плод для всего мира. В этом прообразовательное сходство. Но Иона заслужил наказание смертью; Христос же невинно пострадал за грехи людей и предал Себя добровольно смерти, имея жизнь в Себе Самом, чтобы совершить волю своего небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Итак, какие же новозаветные события предуказаны в истории пр. Ионы? Обращаемся к истории сначала Самого Начальника нашей веры Иисуса, а потом и основанной Им церкви. Пророк Иона происходил из галилейского города, Геаховера, и Христос и по происхождению Своих родителей и по месту Своего жительства был галилеянин ( Мф.2:23 ; Лк.2:39, 51, 52; 4:16, 22–24 ; Ин.1:45 и др.). Иона на корабле, готовом сокрушиться от бури, а Христос – посреди ветхозаветной церкви, близившейся к концу. Товарищи Ионы, корабельщики, устрашённые бурей, помышляя о средствах спасения, невольно изрекают над пророком то слово, которое над Иисусом произнесли архиереи и фарисеи: уне есть, да един человек умрет за люди; да не погибнет весь народ ( Ин.11:47–50 ). Иона, добровольно обрекающий себя на смерть, действительно ввергается в море и тем спасает корабельщиков; Христос, область имевший положити душу Свою и паки прияти ю, добровольно предаёт Себя на смерть, да мы будем правда Божия о Нем, и язвою Его исцелеем ( 2Кор.5:1 ; Ис.53:5 ). Правда, Иона подвергся ужасному наказанию заслуженно за своё непослушание воли Божией; а Христос возносится на крест невинно; но 1) между прообразом и прообразуемым им, как между копией и оригиналом, и не может быть полного тождества; 2) грех Ионы в сущности был проявлением не его личного эгоизма только, а воспринятой им от других неразумной ревности его по славе Божией, a 3) и Христос, безгрешный Сам в Себе, понёс наказание и умер на кресте за грехи народа, воспринятые Им на Свои рамена, как Свои грехи, так что даже Отец Его оставил Его ( Мф.27:46 ). Правда, далее, смерть И.Христа не отвратила гибели иудеев, вопиявших: распни, распни его, но она утолила гораздо ужаснейшую бурю гнева Божия, угрожавшую погибелью всему роду человеческому ( Ис.53:5 ; Кол.1:20 ). Далее, Иона, брошенный в море, не погибает, но, выражаясь словами церковной песни, как гробом, поглощается рыбою великою и живой молится там, заключая свою молитву исповеданием спасения у Иеговы; Христос, снятый с креста и умерший по телу, полагается в новом гробе, а бессмертной душой Своей и божеством сходит в ад, проповедуя спасение сущим там духовом ( Деян.2:27 ; 1Пет.3:10–20 ). Эта проповедь, напоминая собою заключение молитвы пр. Ионы, по аналогии с этой же молитвой, началом своим должна иметь крестную молитву Господа, которая точно так же, как и молитва Ионы, началась изображением мук страдальца, оставленного Иеговой ( Ин.19 гл. ср. Пс.21 ). Яко же бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф.12:40 ), так объясняет Сам И.Христос дальнейшее прообразовательное значение трёхдневного пребывания пророка во чреве рыбы по отношению к Его собственному пребыванию во гробе с вечера пятницы до утра первого дня недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Глава 11 «Род сей род лукавый и прелюбодейный... знамения... ищет; и... не дастся ему... знамение, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так надлежит и Сыну Человеческому войти в сердце земли на три дни и три ночи» (ср. Мф.12:39–40 ). Не о числе трех дней хотел рассуждать Господь, но говорил так потому, что исцелил у них больных и воскресил мертвых. И после этих бесчисленных знамений и свидетельств, каких не могут обнять никакие книги ( Ин.21:25 ), ослепленные люди сказали: «хотим видеть от Тебя знамение» (ср. Мф.12:38 ). Итак, оставив пророков и царей, свидетелей Своих, начал указывать на Ниневитян, которые, так как они не видели знамения от Ионы, осудят в конце (мира) тех, которые после множества виденных ими знамений, отвергли Виновника знамений. Иона возвещал Ниневитянам погибель, вселил страх и трепет и всеял в них ужас, и они возвратили ему жатву 169 сокрушенного духа и плод покаяния. Язычников избрал Господь и необрезанных привел в свидетели. Идолопоклонники получили жизнь и грешники обратились, дабы постыдить обрезанных. Итак, они осудят тех, которые упорно не веровали. «Знамение не дастся им, кроме знамения Ионы пророка» (ср. Мф.12:39 ). Ибо знамение Ионы в двояком отношении было для Ниневитян вестником и увещевателем. Если пренебрегут словом Ионы, то живые сойдут во ад, как и он во чрево кита; если же покаются, то возвратятся от смерти к жизни, как возвратился к жизни и пророк. Так и Господь – на падение и восстание; ибо люди чрез смерть Его или живут, или умирают. Говорит: «мужи ниневийские» (ср. Ион.3:5 ),– каковыми словами и на иное нечто обращает их ум. Ибо кто искал знамения с неба, подобного грому Самуила ( 1Цар.12:18 ), тем отвечает: из ада явилась та проповедь , какую вы хотите слышать с неба. Поскольку, слыша знамения с неба, они не уверовали, то из преисподней открылась проповедь, как и Иона вышел из преисподней. И как Иона, выйдя (из преисподней), был для Ниневитян знамением бедствий, потому что возвещал их городу погибель, так и апостолы после воскресения Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В повествовании о сотворении мира упомянуты птицы, которые полетят «по тверди небесной» ( Быт. 1:20 ). Но это оказалось бы невозможно, если бы небеса были твёрдыми. Итак, правильней переводить слово raqia существительным expanse, «простор» (как в NASB и в NIV). И в этом смысле никакого конфликта с современными научными представлениями о приземном пространстве не возникает. Даже если его понимать буквально, высказывание Иова ( Иов 37:18 ) не является утверждением, будто бы «небеса» есть «металлическое зеркало»; говорится просто, что они – как зеркало (похожи на зеркало). Это поэтическое сравнение, которое не следует понимать буквально, точно так же, как фразу из Пр. 18:10 о том, что «имя Господа – крепкая башня». Более того, источником сравнения у Иова выступает не свойство непроницаемости «небес» и зеркала, а общее для них свойство долговечности, прочности (chazaq). Иона 1–2 . Многим людям очень трудно поверить в то, что кто-то мог жить внутри кита три дня и три ночи. Проблемы с дыханием, не говоря уже о процессах пищеварения, наверняка привели бы к фатальному исходу задолго до истечения трёх дней. И ещё раз, это событие описывается как чудо ( Иона 2:1 ; ср. Мф. 12:40 ). Бог, Который сотворил и Иону, и кита, мог поддерживать жизнь Ионы внутри кита. Во-вторых, Иона и его пророческое служение упоминаются в исторической книге 4 Царств ( 4Цар. 14:25 ). Есть и археологические подтверждения реальности пророка Ионы, могила которого находится на севере Израиля, откуда Иона был родом. Известны даже достаточно правдоподобные сообщения, относящиеся к истории нового времени, о людях, которым удавалось выжить внутри китов без специального божественного вмешательства. Сильным доводом в пользу исторической достоверности пророческого служения Ионы является то, что о нём упоминает Иисус, Сын Божий (см. Христос: божественная сущность). В Мф. 12:40 Иисус предрекает Своё погребение и воскресение в качестве знамения для сомневающихся книжников и фарисеев, подобного знамению Ионы. Иисус говорит: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Если бы рассказ о пребывании Ионы в чреве большого кита был вымыслом, это не могло бы стать пророческим свидетельством о провозглашаемых Иисусом истинах. Что касается Иисуса, исторические факты Его смерти, погребения и воскресения имеют такую же историческую основу, как и пребывание Ионы в чреве большого кита. Отрицать одно – означает бросать тень сомнения на другое (ср. Ин. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010