Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною; и се боле Ионы зде ( Мф.12:38–40 , ср.16:4; Лк.11:29, 30 ). Так определил пророческий смысл и значение истории пр. Ионы Сам Иисус Христос в Своём ответе книжникам и фарисеям, требовавшим от Него знамения Его Мессианского достоинства. В этих словах И. Христа, для Которого и о Котором весь закон и пророки, указаны исходный и конечный пункты пророческого смысла книги пр.Ионы. Так всегда понимала это и церковь христианская в лице своих Отцов и учителей, которые в объяснение этого смысла книги Ионы всегда ссылались на приведённые сейчас слова Спасителя, не углубляясь в дальнейшее их развитие, обоснование и разъяснение 450 . Но это-то последнее обстоятельство и было причиной того, что люди, не стоящие на высоте отеческого понимания божественных вещей, хотя и желающие стоять на истинно-православной точке зрения, не вникнув глубоко в смысл слов Христовых, ограничили пророчественно-прообразовательный смысл и значение книги пр.Ионы лишь тем, что прямо и непосредственно даётся этими словами Спасителя, или, точнее, даже только первой их половиной. Сюда принадлежат не только те в простоте сердца верующие, богословы и не богословы, которые всё пророческое значение книги пр.Ионы видят только в том, что Иона своим трёхдневным пребыванием во чреве рыбы прообразовал трёхдневное пребывание Спасителя в сердце земли, а и те западные учёные, которые, при выяснении пророческого смысла книги Ионы, что, мимоходом сказать, между ними большая редкость, не на единичный только факт из истории Богочеловека обращаем своё внимание, а и на нравоучительное значение книги пр.Ионы и для иудеев Ветхого Завета 451 . Нельзя сказать, что такое понимание пророческого смысла книги пр. Ионы несправедливо; за справедливость его говорят уже слова И.Христа, на которых оно основывается; но оно всё-таки слишком узко и поверхностно. В самом деле, если пророческий смысл книги пр.Ионы заключается лишь в том, что Иона своим трёхдневным пребыванием во чреве рыбы великой прообразовал смерть и воскресение И.Христа; то для чего всё остальное содержание книги, кроме второй главы, в которой говорится об этом чуде? Особенно это должно сказать о третьей и четвёртой главах книги, которые не имеют непосредственного отношения к рассказу о чуде: не объясняют его, не доказывают, а даже наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/150073.html

2 глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (стр. 211, Ион. 2,1 ) (в евр. тексте «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и ночи, и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни, с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу. В 3 главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе -идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. На этот раз Иона не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч. Библии через три дня разрушении). Ниневитяне во главе со своим царем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом. В 4 главе списывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произростил над ним растение» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросами: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множества скота?» (4,10–11). 3. Прообразовательное значение книги Ионы Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее – прообразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трехдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его: ибо она проходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф. 12, 39–42 ; ср. Лк. 11, 29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе – идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. Иона на этот раз не осмелился ослушаться, он идёт в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч.Б через три дня) разрушении. Ниневитяне во главе со своим царём, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом. В четвёртой главе описывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросом: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» 3 . Прообразовательное значение книги пр.Ионы Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее – прообразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трёхдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:39–42 ; ср. Лк.11:29–32 ). Проповедь Ионы язычникам-ниневитянам прообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

18 По Писанием – ср. 1 Кор. 15, 3 –4: Я (т. е. ап. Павел) первоначально преподал вам... что Христос... воскрес в третий день по Писанию (букв. в греч. по Писаниям). Речь идет о предсказаниях из Священного Писания Ветхого Завета. Вот некоторые из них: Пс. 15, 10: Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Иона 2, 1: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (В Новом Завете на это место ссылается Сам Господь – Мф. 12, 40). 19 Седяща одесную Отца – ср. Мф. 26, 64: ... отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Пс. 109, 1: Сказал Господь г осподу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Вообще, сидение одесную (т. е. справа) царского престола означает равенство чести и, следовательно, царской власти. Таким образом, о Сыне говорится, что Он равночестен и равен Отцу. 20 Паки грядущаго – намеревающегося прийти вновь. Ср. Мф. 16, 27: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его; Деян. 1, 10–11: И когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 21 Егоже Царствию не будет конца – Его Царство, т. е. Царство Небесное, будет вечным. 22 Иже от Отца исходящаго – Который (Дух Святой) исходит от Бога Отца; см. Ин. 15, 26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне . 23 Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки – (и верую в Духа Святого,) Которому покланяемся и Которого прославляем наравне с о тцом и Сыном (как Бога, как Третье Лицо Пресвятой Троицы), и Который (ранее, в Ветхом Завете) говорил через пророков. Ср. Мф. 28, 19: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; 1 Ин. 5, 7: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино; а также 2 Пет. 1, 21: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Вторая глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (в еврейском тексте – «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и ночи, и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни, с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу. В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. На этот раз Иона не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греческой Библии – через три дня по разрушении). Ниневитяне во главе со своим вождем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом. В четвертой главе описывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (по-славянски – «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросами: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120-ти тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множества скота» (4:10–11). 3. Прообразовательное значение книги Ионы Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее преобразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трехдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как он был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его: ибо она проходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:39–42 ; ср. Лк.11:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Мф.12:37 . «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» " 37. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Если слово доброе, назидательное, то оно оправдает нас; а если худое, гнилое, то осудит» 70]. «С словом – этим драгоценным сокровищем разумносвободного духа и нашим отличием от бессловесных мы так зазнаемся и так к нему привыкаем, как к маловажным каким вещам в доме нашем, и как те употребляем и повергаем как попало: так и слово. Но слово важная вещь: Господь говорит, что от слов своих человек оправдится на Суде и от словес же своих осудится (Ср.: Мф. 12:37 ). Особенно на молитве надо глубоко ценить слово: этот образ Творческого, Ипостасного Слова, явление мысли и покоище духа» 429]. Мф.12:38 . «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.» Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;» Мф.12:40 . «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» Мф.12:41 . «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.» Мф.12:42 . «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.» Мф.12:43 . «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;» «Ст. 38–43. Книжники и фарисеи просят знамения. Но роду лукавому и прелюбодейному Иисус Христос выставляет на вид только знамение Ионы пророка. Укоряет их примером Ниневитян, покаявшихся от проповеди Ионы, и говорит, что здесь – больше Ионы, следовательно, скорее бы надо раскаяться; заранее делает Ниневитян судиями книжников и фарисеев. Примером царицы южской, приходившей издалеча слушать премудрость Соломонову, говорит, что здесь больше Соломона, поэтому царицу юга назначает им прежде Своего второго пришествия в судьи им» 70].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОНА, ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иона. Из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста Иона ( VIII в. до н.э. ), пророк из числа малых , преемник пророка Елисея Память 22 сентября Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской , к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия , и у нее не истощались мука и масло. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима , кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии ( Иона 3, 3 - 10). Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии . Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой. Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: " Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " ( Мф. 12, 40 ). Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: " Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы " ( Мф. 12, 41 ).

http://drevo-info.ru/articles/3972.html

Если будем искать на это свидетельства, то Сам Господь Иисус дает в Евангелии, говоря: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). А если исследуем сказание об Ионе, то откроется сильное сходство. Проповедать покаяние послан Иисус; для того же послан был и Иона. Но тот бежал, не зная будущего, а Иисус добровольно пришел на проповедь спасительного покаяния. Иона уснул на корабле, и «крепко спал, когда бурно волновалось море» (Иона, 1:5); и вовремя сна Иисусова, по домостроительству, восстало море, чтобы познать потом силу Почившего. Тому сказали: «Что ты спишь, встань, воззови к Богу твоему, может быть Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (6); здесь говорят Владыке: «Господи, спаси нас» ( Мф. 8:25 ). Там говорили: «моли Бога твоего», а здесь: «спаси». Но Иона говорит: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас» (Иона, 1:12); а здесь Сам «запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» ( Мф. 8:26 ). И Иона ввергнут во чрево китово, а Иисус добровольно снисшел туда, где мысленный кит смерти снисшел добровольно, чтобы смерть изблевала поглощенных ею, по написанному: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» ( Ос. 13:14 ). 18. Поскольку к этому привело нас слово, то рассмотрим, что труднее – восстать ли от земли человеку погребенному, или не согнить человеку во чреве кита, вошедши во внутренность животного, где столько жара? Кто из людей не знает, что внутри чрева бывает такой жар, от которого согнивают и поглощенные кости? Как же Иона не согнил во чреве кита, быв там три дня и три ночи? И когда таково свойство всех людей, что без сего дыхания воздухом не можем мы жить, как жив был он в течение трех дней, не дыша сим воздухом? Иудеи ответствуют на это и говорят: на Иону, томимого в аде, снизошла Божия сила. Что же из сего? Ниспосылая силу рабу Своему Господь дарует ему жизнь, а Сам Себе даровать ее не может? Если достоверно одно, то достоверно и другое. Если то не достоверно, недостоверно и это.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Корабельщики, прежде чем исполнить просьбу Ионы, обратились с молитвой к Богу, Которого исповедует Иона. Они бросили Иону в море, и буря сразу же утихла. Моряки устрашились и дали обеты Господу. Иона во чреве кита      Господь повелел киту проглотить Иону. В еврейском тексте книги говорится о большой рыбе ( даг гадол ). Переводчики на греческий язык поставили слово кэтос , которое может означать не только большую рыбу, но и всякое большое морское животное. Точно так же в церковнославянском языке кит — большое морское существо (рыба или животное). Иона был во чреве кита три дня. Сам Спаситель указывает на событие как на прообраз Своего трехдневного погребения и воскресения (см.: Мф 12, 40). Пророк Иона вознес Богу горячую покаянную молитву. По Божественному повелению кит изверг Иону на берег. После этого было вторичное повеление Господа Ионе идти в Ниневию и проповедовать там. Бог установил для жителей сорок дней. Если они не покаются и не оставят нечестие, то город погибнет. Миссия, которая предстояла пророку Ионе, могла быть исполнена только с помощью Божией. Город был обширный и многолюдный. Это подтверждается трудами древних историков (Геродота, Ктезия и других). Из одного конца в другой можно было пройти за три дня. Пророк Иона под растением. Россия, XV в., Космография Козмы Индикоплова      Грозное слово пророка о приближающейся гибели города поразило сердца царя и народа. Они раскаялись в нечестии и наложили строгий пост на себя и на свой скот. Господь пощадил город и его жителей. Иону постигла человеческая немощь: он огорчился, что не исполнились его угрозы, и скорбел. Ожидая исполнения приговора, он вышел из Ниневии, сделал себе кущу и скрылся в тени от солнца. Господь вразумил его, сотворив чудо. По особому действию Божию над головой Ионы в одну ночь выросло тенистое растение. Иона очень обрадовался. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение. Оно засохло. Солнце палило голову Ионы. Он изнемог и просил себе смерти. Господь сказал ему, что он жалеет растение, над которым не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой (Иона 4, 11).

http://pravoslavie.ru/104084.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010