Иона благодарил Господа за свое спасение, и Господь опять повторил свое повеление идти ему в Ниневию с проповедью о покаянии. На этот раз Иона исполнил волю Божию и, придя в Ниневию, обходил улицы этого города со словами: «Еще 40 дней – и Ниневия будет разрушена». Жители города поняли, что Господь дает им время на покаяние; все они от мала до велика стали усердно каяться, наложив на себя пост и молясь о прощении грехов. Даже их царь снял с себя порфирные одежды, оделся во вретище и сидел в пепле, каясь вместе со всеми. Бог помиловал Ниневию, и город остался цел; пророку же Ионе Господь сказал, что Он отменил Свое определение о разрушении Ниневии и пощадил грешников ради их покаяния и милосердствуя о невинных младенцах, которых много в таком огромном городе. Пророк Иона вернулся в свое отечество и там оставался вплоть до своей смерти. Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал им, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12, 39–40 ). Из этих слов Господа становится ясным прообразовательное значение Книги пророка Ионы по отношению к Крестной смерти, сошествию во ад и Воскресению Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы ( Мф. 12, 41 ). Преподобный Иона пресвитер (IX в.) жил в Палестине, проводя добродетельную и богоугодную жизнь. Он состоял в браке и имел двух сыновей, прославленных Церковью, как доблестных исповедников и борцов за православную веру во время разгара иконоборческой ереси,– Феодора (память 27 декабря) и Феофана (память 11 октября) Начертанных. Начертанными святые братья именуются потому, что они перенесли следующее истязание: им на лицах раскаленными иглами начертали позорящие слова. После смерти своей супруги святой Иона пресвитер удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного, где еще раньше приняли монашество оба его сына; приняв и сам иноческий постриг, святой Иона подвизался в Лавре вплоть до своей смерти. Господь послал ему благодатный дар врачевания. Кончина его была мирной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каким путем слово Господне достигло Ионы (1:1)? Как мог бежать Иона от Бога, зная Его могущество (1:3)? Почему Иона решил, что это Бог воздвиг сильный ветер (1:4)? Почему море утихло сразу, как Иона был брошен (1:15)? Подобные вопросы задавать критикам невыгодно потому, что они ведут к рассуждению о неограниченности Божия всемогущества. А разве тот же Всемогущий Бог не мог сделать так, чтобы кит проглотил Иону даже, если бы он в обычной физической природе своей был к этому неприспособлен? Разве есть что-нибудь невозможное для Бога? Впрочем, Бог никогда не действует вне естественных законов, когда это действие производится в пределах разума человека. Так было и в данном случае. Кит, проглотивший Иону, был китом со всеми естественными и физическими возможностями к этому. В других переводах (английском, немецком и пр.) и в оригинале слово, переведенное в русской Библии словом «кит», означает «большую рыбу», которую Бог приготовил для Ионы. Значит, какое-то морское чудовище было специально приготовлено на пути Ионы, чтобы проглотить его. Может ли встретиться какое-нибудь затруднение довериться такому пониманию, если во всех других случаях мы вполне склонны допускать Промысл Божий? В жизни каждого человека, если бы он мог внимательно проследить все детали, можно сколько угодно найти положений, которые подтвердят Промысл Божий. В жизни Ионы это более выпукло представлено, но кто может сказать, что такого положения совершенно не может быть? Вещи исключительные, незаурядные всегда вселяют сомнение у тех, кто их не пережил. Однако у всякого человека есть свои переживания, и как он с доверием относится к опыту своему, так у него нет права пренебрегать и не доверять опыту других. Для верующих, конечно, наиболее сильным удостоверением всего относящегося к Ионе служит заявление Господа Иисуса Христа: «Иона был во чреве кита три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Господь признал этот факт, что же тогда могут значить мнения людей? Однако Христос не только подтвердил случай с Ионой, но и взял этот случай за прообраз Своей собственной смерти, погребения и воскресения. Это более поразительно, – т, к. еще более подтверждается чудо Ионы чудом Христа. «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Оба события ставятся в одну плоскость: человек, не допускающий возможности первого, не может допустить второго, и наоборот, верующий в воскресение не может не верить в возвращение пророка из чрева кита. Провидению угодно было первое сделать прообразом второго. Иона был обмотан водорослями, подобно тому, как Христос был обмотан пеленами; Иона пребывал в молитвенном созерцании Бога, хотя и находился в «темнице», Христос в свою очередь устремлен был к Отцу, хотя и спускался в преисподние места земли (Сравните Ионы 2 гл. и I Nem. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Пророк же Иона, явившийся с проповедью покаяния в Ниневии, был здесь чужеземцем из презренной Галилеи, ничем лично не заинтересованным в судьбах города; и такой человек, не обращая ни на кого и ни на что внимания, с полной свободой и бесстрастием открывает жителям Ниневии их нечестивые дела и стремления, и при этом с непоколебимой уверенностью от лица Бога изрекает страшный суд над городом, имеющий совершиться в строго определённое время. Такое слово постороннего человека о жизни и смерти самих ниневитян, слово с убеждением, вдохновенное слово, не могло не быть словом со властью и само по себе. В проповеди же пророка было ещё нечто, что особенно должно было заставить ниневитян покориться этой проповеди. Иисус Христос говорил искушавшим Его иудеям, что как Иона был во чреве рыбы три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Так по евангелию Мф.12:40 , по евангелию же Лк.11:30–32 , Он говорил, что как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын человеческий для рода сего. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот здесь больше Ионы. Кажущееся на первый взгляд несогласие евангельских сказаний вполне примиряется предположением об их взаимном восполнении: «и из сопоставления их, – говорит арх.Михаил 422 , – полный смысл речи Спасителя вытекает такой: как Иона, пробыв во чреве китове три дня и три ночи, стал знамением для ниневитян, вняв которому они принесли покаяние, так и Сын человеческий, пробыв в сердце земли три дня и три ночи, будет знамением для рода сего, из коего некоторые, вняв сему знамению, покаются и уверуют, другие же не уверуют». Стало быть, по словам Спасителя, Иона принят был ниневитянами, как знамение с неба, именно потому, что он рассказал им в доказательство справедливости своей проповеди о трёхдневном пребывании своём во чреве рыбы; ниневитяне поверили пророку потому, что увидали в рассказанном им событии знамение – σημεον. Этим словом в Новом Завете обозначается какое-либо событие, выходящее из ряда обыкновенных, но не по своей только необычайности или диковинности, а, главным образом, потому, что в таком виде оно является знаком божественной воли, голоса божественного 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово 05 ноября 2010, 10:35 Иерей Михаил Браверман Краткая и динамичная, непохожая на все другие ветхозаветные писания книга пророка Ионы, что это – притча, иносказание? Образный рассказ о том, как человек, не желая исполнить волю Бога, бежит от Него, а Бог через скорби и жизненные обстоятельства человека настигает? Или же действительно был Иона три дня «во чреве китове», а затем Бог спас его? Обязательно ли должно быть реальностью то, что является прообразом реального события – в данном случае Воскресения Христова? Так или иначе, всю историю мироздания и всю священную историю знает один Господь Иисус Христос, и Он указывает на чудо Ионы как на прообраз Своей смерти и Воскресения. Когда книжники и фарисеи, прекрасно видевшие на Господе исполнение пророчеств и видевшие совершаемые им чудеса, но искавшие отговорки, чтобы не принимать Его в свою жизнь и в свое сердце, просили у Господа еще знака и чуда – «знамения», то Господь, очень нелицеприятно охарактеризовав их, отвечал, что вот – «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; а знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи» (Мф: 12:39-40). То есть, самое чудесное в истории Ионы – то, как проглотил его кит, – есть образ Христовой смерти и Воскресения, а «чрево китово» есть аллегория ада – места, лишенного света, в которое Господь, умерев, сошел душой, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших. И, прославляя Христа воскресшего, Церковь утверждает, что Он «из чрева адова избавил нас» (Воскресный тропарь третьего гласа). И совершенно бессмысленно рассуждать о том, мог или нет кит проглотить Иону (с точки зрения его, кита, физиологии), или о том, какие именно китообразные обитали три тысячи лет тому назад (время, когда жил пророк) в Средиземном море (именно по нему из Иоппии (Яффы) в испанскую Киликию увозит корабль бегущего от Бога Иону). Согласно еврейскому тексту, Иону проглатывает «даг гадол» – «большая рыба», чудище морское, которое греческий, а за ним славянский и русский тексты передают словом «кит», обозначающим самое большое из обитающих в море существ.

http://zavet.ru/a/post_1288942504.html

Из многочисленных случаев употребления в Ветхом Завете слова “чу­деса” ( ), большая часть употреблена в прямой связке с “знамениями” ( ъъКаКдИ ), что заставляет предположить доминирую­щее (но все же не единственное!) понимание смысла чудес как особого вида знамений 15 . Однако в Новом Завете все кардинально меняется. При обилии чудес ( t¦ ), знамения ( t¦ shme‹a ) не просто отходят на второй план, их не просто становится меньше, — можно сказать, что они принципиально отвергаются. Христос отвергает предложение сатаны совершить знамение, бросившись со стены храма и оставшись невредимым (Мф 4:5–7; Лк 4:9–12). Христос неоднократно отвергает прямые требования фарисеев явить им знамение (Мф 12:39; 16:4; Мк 8:12; Лк 11:29; Ин 2:18–19), говоря: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение (Мк 8:12). Более того — даже когда Иоанн Креститель посылает своих учеников, которые не вполне понимали, Кто есть Иисус (Ин 3:25–26), спросить: ожидать ли нам другого? (а не “ожидать ли мне другого”), желая, чтобы Христос как-то лично, по-особенному убедил бы их 16 , то Господь отвечает им таким образом, что и общеизвестных совершенных Им чудес достаточно для того, чтобы уверовать тому, кто желает верить Богу (Мф 11:2–5; Лк 7:19–22). Даже для них Он отказывается совершать специальные знамения. Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:39–40); Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк 11:29–30). Каково значение этих слов? Очевидно, что в том, что Господь и так делает, уже заключено знамение. Ведь Иона — едва ли не единственный пророк Ветхого Завета такого масштаба, который не творил вообще никаких чудес (на что указывал еще преподобный Ефрем Сирин 17 )! И смысл ответа Иоанновым ученикам именно таков.

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

После визита Нафана Давид осознал глубину своего падения и искренне раскаялся во всем содеянном. Плодом его покаяния и стал 50-й псалом. Каждая строчка этого пронзительного текста наполнена печалью о собственной греховности, осознанием испорченности человеческой природы и упованием на безграничное Божье милосердие. Читайте также: Псалтирь: песнопения или тетива лука? Покаянная поэзия Давида была огромным прорывом для того времени. Впервые в Ветхом Завете поднимается тема покаяния как перемены ума и очищения сердца, а не просто признания своих грехов и их искупления с помощью традиционных жертвоприношений (евреи приводили в храм волов, овец, приносили горлиц, голубей, и те сжигались в жертву Богу). Именно псалмопевец положил основание традиции, которую затем развивали последующие пророки: Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс 50:18–19). Покаяние Давида Церковь ставит в пример всем христианам. За тысячи лет до появления психологии псалмопевец призывает пристально всматриваться в глубины своей души и внимательно испытывать желания и чувства. Изучать то самое сердце — средоточие человеческих мыслей и чувств, которое Давид так истово просил Бога очистить и как бы создать заново. Внимать себе, чтобы преображаться с помощью Божией. Пророк Иона и жители Ниневии. VIII век до Р. Х. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Иона 2:8 Историю жизни этого пророка Иисус Христос использовал как прообраз Своей Крестной смерти, трехдневного пребывания душой во аде и последующего Воскресения: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40). С именем Ионы также связана история покаяния жителей целого города, которые смогли отсрочить его гибель почти на полторы сотни лет. Столица древнего государства Ассирии (ныне территория Ирака) Ниневия была самым крупным мегаполисом из всех известных в то время. Стены этого города внушали трепет, желающие лучшей жизни стекались сюда со всех концов империи. Город был известен высоким уровнем жизни и… развращенностью его жителей. Ионе Господь повелел обличить их неправды и объявить им о грядущей каре — уничтожении города.

http://foma.ru/chetyre-silnyh-primera-po...

Апостол Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления ( Деян.13:37 ), и... нисходил прежде в преисподние места земли ( Еф.4:9 ). Это нисходил, как полагают некоторые толкователи, относится к сошествию Господа во ад, который определяется как «преисподние места земли». В другом месте божественный Павел говорит еще яснее, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). В другой связи Апостол Павел повторяет торжественное слово пророка о том, что смерть упразднена совершенно ( Ис.25:8 ), так что мы можем сказать, как и пророк Осия: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ; Ос.13:14 ; LXX – нет у Осии!?). Где же, о смерть, грех – твое ядовитое жало, которым ты поразила и отравила человека? Где, о ад, твоя кратковременная великая победа? У смерти нет более жала. Вознесем же благодарение Богу, даровавшему нам победу над смертью через Господа нашего Иисуса Христа. И мы не просто повторяем это апостольское слово, но включаем его в пасхальное Огласительное слово 396 и несем его как песнь и клич победы и торжества. Апостол Иоанн, свидетель неизреченных таинств и небесных видений, пишет в Откровении: «Я услышал Ветхого денми, то есть Господа Иисуса, говорящего мне: Я есмь Первый, ибо постоянно существую прежде веков, и Последний, ибо Я буду существовать во веки вечные, всегда, как бесконечный Бог . Я также Тот, Кто живет непрерывно и имеет жизнь от Самого Себя. И Я сделался мертвым, ибо умер ради спасения людей. И вот, вопреки Моей крестной смерти, Я жив во веки вечные. И в руках Моих ключи ада и смерти» 397 ( Откр.1:17–18 ). Но когда же Господь получил в Свои руки эти ключи? Когда же Христос стал Господином жизни и смерти? Именно тогда, когда тотчас после Своей смерти Он сошел в ад и разрушил смерть, Он получил власть над адом и одолел его, уничтожив все его оружие. И Сам Господь предсказал Свое сошествие во ад, сравнивая его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита. Он сказал: «...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И действительно, пророк Иона «предписал пребывание Господа во аде». 398 Иона «прообразовал Христа, имевшего сойти во ад» 399 , как говорит святитель Кирилл Иерусалимский .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Свою последнюю санкцию все указанные свидетельства получают для нас в свидетельстве самой непреложной истины, И.Христа. Если Он признавал действительно бывшим написанное в книге пр. Ионы, то и мы не можем не признавать его таковым. А Он, укорял не веровавших Ему фарисеев и саддукеев за их искусительное требование от Него чудесных знамений Его мессианского достоинства, говорил: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве рыбы три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын человеческий для рода сего. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Ионовой и вот здесь больше Ионы ( Мф.12:39–40 и Лк.11:29, 30–32 ). Как читатель видит, слова И.Христа мы привели по обоим евангелиям, составив из них одно целое; выше на основании такого сопоставления мы утверждали об И. Христе, что по Его мысли пр.Иона не только был во чреве китовом три дня и три ночи, а и рассказал об этом чудесном событии ниневитянам и через это-то именно явился пред ними, как знамение неба. Теперь же нам остаётся только защитить подлинность буквально-исторического смысла этих слов И.Христа, как подтверждающих историческую достоверность книги пр.Ионы, защитить от тех нападок, которым подвергаются они, как такое доказательство, со стороны отрицательной критики. Особенно много против них говорит Фридрихсен 448 , который прежде всего утверждает, что эти слова не могли принадлежать подлинно И.Христу, а есть позднейшее прибавление самих евангелистов; но против этого положения говорит самый контекст речи. Приведённые нами слова И.Христа стоят в тесной логической связи со всей речью Спасителя к фарисеям, изложенной в данном месте. Фарисеи не верили божественности проповеди И.Христа как Мессии; Ему нужно было доказать эту божественность каким-либо чудом, которое непререкаемо указывало бы в Нём Бога. Большинство чудес, совершённых И.Христом при Его земной жизни, по своему свойству и значению таковы, что могли казаться возможными и для человека-чудотворца, облечённого божественной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

" Например , – говорит Катехизис, – в 53-й главе книги Пророка Исайи (которая глава вся есть изображение страждущего Мессии) многими подробными чертами изображено страдание и смерть Иисуса Христа, как то : Той язвен бысть (изъязвлен был) за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его (ранами Его) мы исцелехом« ( Ис. 53:5 ). Еще укажем: Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь ( Ис. 53:7–8 ). В этой же главе говорится и о погребении Иисуса Христа: Ему назначили гроб с злодеями (разумеются распятые со Христом два разбойника и вообще умиравшие на крестах и тут же погребавшиеся преступники), но Он погребен у богатого (Иосифом Аримафейским), потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его ( Ис. 53:9 ). " О воскресении Христовом , – читаем далее в Катехизисе, – Апостол Петр приводит слова Псалма 15 : яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления» ( Деян. 2:27 ). Св. Апостол Петр приводил и объяснял эти слова Давида народу, собравшемуся в день Пятидесятницы на шум, бывший при сошествии Святого Духа на Апостолов и изумлявшемуся сему событию. Мужи братия!, – возглашал первоверховный Апостол недоумевавшему собранию, приведя им слова Давида, – да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престола Его, он (Давид) провидя сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления ( Деян. 2:29–31 ). Есть места в Ветхом Завете, которые говорят даже о том, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. " Так , – учит Катехизис, – пророческий образ сего представлен в пророке Ионе : и бе Иона во чреве китове три дни и три нощи» ( Иона, 2:1 ). Прообраз сей отнес к Себе Сам Иисус Христос: род лукавый, отвечал он книжникам и фарисеям, ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–40). Еще ранее пророк Осия предсказывал об Иисусе Христе: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним (Осии, 6:2) 190 . Здесь говорится, что мы воскреснем в третий день, очевидно в смысле сопоставления с тридневным воскресением нашего Искупителя 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Но в море брошенный Иона поглощается большою рыбою и, когда он, пребывая невредимым в чреве ее, обращается к Богу с молитвою; то снова выбрасывается ею, по Божию приказанию, целым совершенно на берег. Это чудо спасения также имело символическое значение для Израиля. Оно показывало, что противобожественно мыслящий, плотской народ, если во время смертельной нужды, имевшей постигнуть его, обратится с молитвою к Богу; то чудом Божиим будет восстановлен из состояния окончательной, по-видимому, погибели к новой жизни. Наконец способ, каким Бог вразумляет пророка, ропщущего на помилование Ниневитян, должен был как в зеркале представить всему Израилю для его более правильного понимания и сердечного принятия то величие Божия милосердия, которое охватывает собою все человечество: «Ты жалеешь тенистого растения, – вразумляет Бог Иону, – над которым ты не трудился, и которого не растил, которое было дщерь ночи, и как дщерь ночи пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, сего большого города, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота»? ( Ион.4:10–11 ). Но одним только символическим характером глубокий смысл исторической миссии Ионы не исчерпывается. Смысл этот расширяется и вместе с тем завершается в типическом, прообразовательном характере трехсуточного пребывания во чреве рыбы. Когда Иудеи потребовали от Иисуса Христа некоторого великого небесного знамения, по которому бы они могли признать Его за Мессию; то Он в ответ им указал на знамение пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три нощи; так и Сын человеческий, – говорил Спаситель, – будет в сердце земли три дня и три нощи» ( Мф.12:40, 16:4 ; Лк.11:39 ). Таким образом, трехсуточное пребывание пророка во чреве рыбы, по учению Господа, служило типом, прообразом трехсуточного же пребывания Спасителя во гробе. Ключ к пониманию такой Богоустановленной связи прообразовательного события с противообразом его дает нам ответ Иисуса Христа, когда, не задолго до Его страданий и смерти, апостолы Филипп и Андрей сказали Ему, что из пришедших на поклонение в праздник (Пасху) находятся некоторые Эллины, которые охотно желают видеть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010