Иисус подтвердил непогрешимость Ветхого Завета. «Непогрешимость» подразумевает безошибочность. Эту концепцию можно обнаружить в ответе Иисуса саддукеям, которые в своём учении отрицали богодухновенность Ветхого Завета – «заблуждаетесь, не зная Писаний [где не бывает ошибок], ни силы Божьей» ( Мф. 22:29 ). Иисус, как Первосвященник, в Своей молитве Отцу подтвердил абсолютную истинность Писания: «освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» ( Ин. 17:17 ; курсив Н. Г.). Иисус подтвердил историческую достоверность Ветхого Завета. Иисус подтвердил историческую достоверность ряда наиболее спорных ветхозаветных повествований, в том числе рассказа о сотворении Адама и Евы ( Мф. 19:4–5 ), о чуде с пророком Ионой и большим китом и об уничтожении всего мира потопом в дни Ноя. О последнем из них Иисус сказал: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег [...]» ( Мф. 24:37–38 ). Иисус подтвердил, что Иона действительно пробыл во чреве кита три дня и три ночи: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). ещё Иисус говорил об убийстве Авеля ( 1Ин. 3:12 ; Мф. 23:35 ), об Аврааме, Исааке и Иакове ( Мф. 8:11 ), о чудесах Илии ( Иак. 5:17 ; Лк. 4:25 ) и о многих других ветхозаветных лицах и событиях в качестве исторических реалий, упомянув также Моисея, Исаию, Давида и Соломона ( Мф. 12:42 ), и Даниила пророка ( Мф. 24:15 ). Он подтвердил историческую достоверность главных из оспариваемых повествований Ветхого Завета. И та манера, в которой говорится об этих событиях, и то значение, которое им придаётся, а также их роль в обосновании центрального учения Иисуса о Его жизни, смерти и воскресении, доказывают, что Иисус расценивал эти события как реально-исторические. Иисус подтвердил научную правильность Ветхого Завета. Из всех глав Библии больше всего научных возражений вызывают первые одиннадцать (см. наука и Библия). Однако Иисус подтвердил рассказ этой части Книги Бытие. Он твёрдо основывал Своё нравственное наставление о браке на истинах повествования о сотворении Адама и Евы, понимаемого в прямом, буквальном смысле. Он сказал фарисеям: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» ( Мф. 19:4–5 ). После разговора с Никодимом, одним из начальников иудейских, о сугубо земных вещах, таких как рождение и ветер, Иисус указал: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» ( Ин. 3:12 ). Иными словами, Иисус указал, что те, кто не сможет поверить Ему, когда речь идёт об эмпирических, научных истинах, не сможет поверить и тогда, когда речь пойдёт об истинах небесных, – тем самым показывая, что считает то и другое неразделимым.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Вопрос V. (И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Мф.12:27–29 ). Сказал: и если Я о веельзевуле (in Beelzebub) 5 изгоняю бесов, – даже по вашему признанию, то следовательно пришло на вас царствие Божие, ибо царство диавола, которое вы признаете разделившимся в себе самом, не может устоять. Говорит о царствии Божием, которым осуждаются нечестивые и отделяются от верующих, приносящих покаяние в своих грехах. Называет его (т. е. диавола) «сильным», ибо Сам «удерживал его», так что не своими силами люди могут избавиться от него, но благодатью Божиею. Сосудами его называет всех неверующих. Если прежде не свяжет сильного: говорит: свяжет: отнимет у него власть препятствовать верующим следовать за Христом и достигать царствия Божия. Вопрос VI. (Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Мф.12:34 ). Называет их порождением ехидн, ибо прилагает к ним и название сынов диавола. Постольку всякий есть его сын, поскольку подражает ему во грехе. Вопрос VII. (Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Мф.12:40 ). Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так будет Сын человеческий в сердце земли три дня и три ночи. Часть шестого праздничного дня, в который Он был погребен, принимай, вместе с предшествующею ночью, за ночь и день, т. е. за целый день; следует ночь субботы и день; затем – ночь Господня с возсиявшим днем. Таким образом, принимая часть за целое, будешь иметь три дня и три ночи. Говорят же о десяти месяцах беременности, хотя полных месяцев проходит девять; но начало десятого принимается за целый месяц. И о преображении Господнем на горе один Евангелист повествует, что случилось оно после шести дней ( Мф.17:1 ). А другой Евангелист говорит: после восьми дней ( Лyk. IX, 28 ), причисляя к целым и полным дням и остающуюся часть первого дня, когда Господь дал обетование об этом событии, как будущем, и первую часть последнего дня, когда исполнилось обещанное, – чтобы ты уразумел, что сказавший: «после шести дней» напомнил об одних только средних днях, которые действительно прошли, как дни целые, полные. По кн. Бытия день начинается светом, а оканчивается тьмою ( Быm. I, 5 ), – для обозначения падения человека. А ныне – от тьмы к свету, как речено: из тьмы возсиять свету ( 1Kop. IV, 6 ), поскольку, освободившись от грехов, человек приходит к свету правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Они предполагали, что земные знамения Он совершал волшебством, а знамения с неба, конечно, не может совершить, не будучи Богом. И в другом случае они говорили: «несть Сей от Бога Человек» ( Ин.9:16 ), не от Бога Этот Человек. Мф.12:39 .  Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет... Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения... Пока они поносят Его, Он кротко беседует с ними, а когда льстят, отвечает сурово, так как ни побеждается гневом, ни смягчается лестью. Порицает их за лукавство предков, как достойное порождение. Лукавым назвал род их, как издревле неверный и искушающий. И Давид сказал: «и не вероваша чудесам Его» ( Пс.77:32 ), и опять: «и искусиша и преогорчиша Бога Вышняго» ( Пс.77:56 ). Назвал прелюбодейным родом за отпадение от Бога предков, которые некогда оставили веру в Бога и прилепились к демонам. Св. Писание Ветхого Завета и идолослужение называет прелюбодеянием, – что часто можно находить в книгах пророков. Мф.12:39 .  И знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Не дастся, потому что он ищет знамения не по вере, а по лукавству, искушая. Но зачем Он впоследствии сотворил знамение? Сотворил, но не для них, потому что они были ослеплены, а для пользы других. Знамением пророка Ионы называет Свое Воскресение из гроба после трех дней и трех ночей. Об этом предсказывает, чтобы после Воскресения иудеи вспомнили, что Он предсказал и Воскресение, с точностью обозначив дни и ночи Своего погребения. И действительно, впоследствии, когда Он находился во гробе, архиереи и фарисеи собрались к Пилату, говоря: «господи, помянухом, яко лстец он рече, еще сый жив: по триех днех востану» ( Мф.27:62–63 ). Воскресение Свое назвал знамением пророка Ионы – по сходству, которое и объясняет, говоря: Мф.12:40 .  Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Ветхозаветное учение о местонахождении ада подтверждено Новым Заветом. Сам Мессия свидетельствовал о Себе, что «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Примечательно, что и пророк Иона, на которого ссылался Христос, сравнивал своё пребывание во чреве кита с нахождением в аду: «к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней (из чрева адова) я возопил, и Ты услышал голос мой» ( Ион. 2:3 ). Из слов святого апостола Петра узнаём о такой детали схождения в ад, как о благовестии. Христос, – пишет апостол, – «однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя , проповедовал» ( 1Пет. 3:18–19 ). Апостол Павел, сообщая об этом событии, уточняет, что Господь «нисходил... в преисподние места земли » ( Еф. 4:9 ). Несмотря на наличие фундаментальных оснований и доводов, некоторые церковные писатели всё же считали, что схождение во ад было исполнено Мессией не пространственно, а иначе. «Дольнейшими странами земли, – пишет блаженный Феодорит Кирский , – Апостол назвал смерть... Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения , но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение» с. 412]. Впоследствии это суждение блаженного Феодорита и аналогичные ему святоотеческие утверждения были востребованы в качестве доказательных аргументов в пользу идеи о неуместности понимания рая и ада в смысле двух пространственно размежеванных мест обитания человеческих душ. Однако, эта идея не является отражением голоса всей Кафолической Церкви. «Мы не верим, – замечает церковный учитель Тертуллиан , – ни в лишенную растительности впадину преисподней, ни в некую клоаку мира под открытым небом, но верим, что в стремнинах и хлябях земли находится пустынная область, а в самом чреве ее – сокровенная пропасть, поскольку читаем о трех днях смерти, проведенных Христом в сердце земли, то есть в глубочайшей и потаенной впадине, запрятанной в самой земле, и внутри нее замкнутой, и находящейся ниже самых глубоких бездн » с. 131].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита и чудесное спасение его было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, «Книга пророка Ионы» (Ион.1-4). Беседа о пребывании пророка Ионы во чреве китовом...    «Поверхностные и неверующие критики, — говорит ученый Артур Гук, — находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.    Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет, когда Он сказал: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Здесь Христос ликвидирует — по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников — идею, что книга пророка Ионы является аллегорией (иносказанием), как это нравится предполагать критикам. Ибо ведь если сказано только в аллегорическом смысле, что Иона находился во чреве кита, тогда следует заключение, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение трех дней и трех ночей, тоже имеет значение только аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов».    Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, — отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых «научных возражений» против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки «мудрецов века сего» над св. Библией обращались против них самих. Ведь простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.    Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Проповедь Ионы сильно подействовала на язычников, спасла Ниневею от истребления, а жителей ее от верной смерти. Что означает это чудное событие? Св. Церковь отвечает нам: Водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть преображаще яве. Тем тридневен исшед, премирное Воскресение прописаше, плотию пригвожденного Христа Бога, и тридневным Воскресением мир просвещающего. Воздвиж. песнь 6). Иисус Христос также сначала проповедовал евреям, – и они не внимали Ему, предали Его на смерть и запечатали гроб Его. Через три дня Господь воскрес, послал учеников Своих к язычникам, и язычники уверовали в Иисуса Христа, получили спасение и жизнь вечную. Вот что означает случившееся с Ионою! Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. ( Мф. 12:40 ), говорить Спаситель. Св. Михей предсказал, что Иисус Христос родится в городе Давидовом Вифлееме и будет царствовать вечно. И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение от начала, от дней вечных. (5:2). От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима, говорит Пророк о всемирной проповеди св. Апостолов, получивших Святого Духа на Сионе (4:2). Св. Аввакум, проповедуя о чудном пришествии Мессии на землю и распятии Его между двумя разбойниками, говорить: Господи, услышал и слух Твой и убоялся. Господи! Господи, разумны дела Твои и ужасны. Будешь узнан посреди двух при приближении лета. Бог придет с юга и Святой с горы, покрытой чащей. (3:1–3). Для пояснения последних слов пророчества нужно прибавить разве только то, что Вифлеем, где родился наш Спаситель, лежит к югу от Иерусалима, на гористой местности и еще около времен св. Кирилла Иерусалимского окружен был частым, тенистым лесом. Св. Захария предвозвестил, что Мессия придет на землю царем кротким и спасающим, вступит в Иерусалим на ослице и осленке, не знавшем ярма; что Спаситель продан будет за тридцать серебренников, распят, прободен, а ученики Его разойдутся, как овцы не имущие пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Ничего подобного никто из пап не совершал и не мог совершать. Далее – об этом втором звере говорится в Откровении, что «он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на число их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его», то есть антихриста ( Откр. 13:16–17 ). Но мы знаем, что никакой подобной печати римские папы не имели и на правую руку католикам не полагали, и знаем, что по всему миру, и в Италии, и в самом Риме, покупают и продают не только католики, а все, кто занимается куплей и продажей, и сами адвентисты, хотя никакой печати папской на правой руке не имеют. Что касается отмены субботы и введения празднования христианами воскресного дня, то это произошло гораздо раньше 538 года. Ведь адвентисты сами утверждают, что отмена субботы и почитание воскресного дня произошли при Константине Великом , после его вердикта об этом, изданного в 321 году, хотя и это утверждение адвентистов ложно, ибо празднование воскресного дня началось с первого века христианства, о чем есть многочисленные исторические указания. (Воскресный день христиане почитали изначально с I века, а в 321 г. этот день стал праздничным в империи – Ред.). Также совершенно ложно учение адвентистов и о времени явления антихриста и продолжительности его власти на земле, какую они видят в папской власти. Прежде всего совершенно неверно и произвольно считать пророческий день за год и определять продолжительность существования антихриста на земле 1260 лет. Трехдневное пребывание пророка Иона во чреве кита пророчески прообразовало собой трехдневную смерть Спасителя, Который, упоминая об этом, тоже пророчески так говорит о Своей смерти: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ). Если адвентисты считают пророческие дни за годы, то должны принять тогда нелепую мысль, что Христос был во гробе целых три года и только потом воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Первое указание на факт сошествия Иисуса Христа во ад, хотя и не вполне ясное, можно видеть в словах Самого Господа: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли (ν τ καρδ τς γς) три дня и три ночи (Мф.12:40). Текст этого места может указывать и на пребывание во аде, и на трехдневное пребывание во гробе. ν τ καρδ τς γς не имеет для себя аналогичного выражения в Новом Завете, в Ветхом же можно указать на слова пр. Ионы во чреве кита: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря – LXX καρδα θαλσσης – Ион.2:4 ). Но как в этом месте, так и в других – еврейское – не строго обозначает средину чего-либо, а указывает вообще на внутренность предмета 178 . По аналогии с приведенными примерами ν τ καρδ τςγς скорее может значить просто в земле, чем в средине земли. Но, с другой стороны, нельзя не обратить внимания на то, что Иона, молясь из чрева кита, говорит: из чрева преисподней ( ) я возопил ( Ион.2:3 ), сближая, таким образом, свое положение с пребыванием в мрачном шеоле. Это обстоятельство дает право и в словах Господа видеть пророчество о тридневном пребывании Его во аде, а не в могиле. Параллель была бы слишком слаба, если бы поглощение Ионы китом прообразовало только трехдневное пребывание во гробе тела Иисусова, а не то, что Иисус Христос, подобно всем людям, будет поглощен смертью, но чрез три дня разрушит ее узы. В последнем, должно полагать, и заключается сущность сравнения, которое проводится между пророком Ионоюи Иисусом Христом 179 . «Смерть поглотила краеугольный камень, говорит св. Иоанн Златоуст , но не могла переварить его и изрыгнула его вместе с остальною пищею» 180 . Поэтому, хотя по своему грамматическому выражению слова Господа и могли бы быть изъясняемы в смысле указания на Его тридневное погребение, но, в виду указанного сопоставления пребывания в сердце земли с пребыванием Ионы во чреве кита, они необходимо должны иметь более широкий смысл и включать в себе указание на пребывание Иисуса Христа в царстве смерти – аде. Это тем более возможно, что, по ветхозаветному воззрению, понятия могилы и царства мертвых настолько тесно примыкали друг к другу, что на первых порах обозначались одним словом – шеол. Другое более ясное место о сошествии Иисуса Христа во ад читаем в книге Деян.2:27, 31 . Апостол Петр, приводя слова псалма: ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тления ( Пс.15:10 ), прибавляет, что Давид говорит не о себе, потому что он и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня ( Деян.2:29 ). Но, будучи пророком, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления ( Деян.2:30–31 ) 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: « ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф 12:40). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни (Иона 2:7 – « снидóхъ въ зéмлю, еяже вереи ея заклéпи bъчhiu » по-славянски, « до основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня » в русском синодальном переводе, « я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают » в переводе П. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших. Впрочем, преподобный Никодим в своём толковании связывает сокрушение адовых уз не столько с пророчеством Ионы, сколько с пророчеством Исаии: « Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства » (Ис 45:2–3). Объясняет это он тем, что в пророчестве Ионы говорится о самих оковах преисподней, но не говорится об их сокрушении, о котором сказано в пророчестве Исаии. Таким образом, справедливо видеть в ирмосе соединение образов двух пророчеств подобно тому, например, как в ирмосе 4-й песни канона Космы Маюмского на Рождество Христово образы пророческой песни Аввакума соединяются с образами пророчества Исаии о Жезле от корня Иессеева и Даниила о камне нерукосечном. Песнь 6, тропарь 1 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Сохранив цела знамения Христе,/воскресл еси от гроба,/ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем,/и отверзл еси нам райския двери. Сохранив печати целыми, Христе,/Ты восстал из гроба,/заключенного чрева Девы/не повредивший при рождении Твоем,/и открыл нам райские двери. Сохранив печати нетронутыми/целыми/неповрежденными, Христе, Ты восстал из гроба, ключи Девы не разрушивший во время Своего рождения, и открыл нам райские врата/двери.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010