369 3-й Тропарь 4 песни Канона, твор. Св. Иоан. Дамаскина, см. цитов. над. стр. 54. Что Апостол представляет говорящим вместо Давида, Самого Христа, это конечно потому, что и в Давиде, как и других пророках и вообще во всем Ветхом Завете говорит Дух Христов ( 1Петр. 1:11  сл. Матф. 24:43  и парал.) и, сообразно сказанному раньше об основоположениях новозаветного толкования, не противоречит типологическому значению псалма, ибо в настоящем случае это тоже, что встречается и в других случаях новозаветного толкования, когда приводятся слова ветхозаветных св. писателей, которые как бы Христос Сам говорит о Себе каковы напр. рассмотренное место из речи св. Апостола Петра Деян. 9:22–23 с парал. Рим. 15:3–9 ; Мф. 22:46 и др. срав. так же Евр. 10:5 . 372 Срав. сказанное в статье нашей, помещенной в Мартовской книжке Чтений в Общ. люб. дух. просв. за 1879 год при рассмотрении этого опыта послания к Евреям. Остается еще лишь заметить, что Господь Иисус Христос в речи своей ( Мф. 12:3  и дал.) по поводу замечания фарисеев о нарушении учениками Его субботы, указывает на Давида в пример того, как истинно верующий, постигающий, что есть: «милости хочу, а не жертвы» (ст. 7 из Осии 6:6 ) смотрит на внешнюю сторону Богопочитания в виду внутреннего его значения для человека, а не человека для него. Господь Спаситель имеет в виду при этом случай, описанный в 1Сам. 21:1  и далее. Срав. Исход, 29:32 и Лев. 34:9 . Это очевидно более относится к толкованию Господом ветхозаветного закона о субботе, но вместе с тем показывает также и то, что Давид проникнут был уже в Ветхом Завете духом Нового Завета и, таким образом, является прообразом новозаветного верующего. 375 Св. Златоуст на Мф. бес. 43, ч. 2, стр. 243, Мотива 1843 из. 2-е срав. бл. Феофилакта благов. ч. 1 стр. 222 дат. изд. Ср. также из новых о А. Михаила, «толк. Еван.» к. 1, стр. 248 и др. Лехлера дат. статью стр. 828–29 и др. 382 Св. Златоуста на Мф. 17:10 бес. 57, ст. 474, 7:2 из. 2. Москва. 1843 и др. также срав бл. Феофилакта Благовест. 7. 2, стр. 123–124, Казань 1857, и новейших толковников этих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

также бл. Феофилакта «Благовестник» ч. 1, стр. 424. Казань, 1855. Из новых: о А. Михаила. Толк. Ев. кн. 1 стр. 476–477. С. К. Смирнова цит. соч. стр. 64 и дал. и др. из западных Мейера, (Коттепт. 1 / 4 , S. 506 и др.). Срав. сказанное при исследовании об основоположениях новозаветного толкования и именно о тесной связи типических отношений в царстве Божием – ветхозаветном, Христовом благодатном и славном. 179 Там же, стр. 218–219. В этих, по обыкновению кратких, но чрезвычайно точных и сильных изречениях почившего святителя, из которых каждое слово не лишне и вместе с тем глубоко коренится в общебиблейском воззрении, выражена вся сущность отеческого учения о том же предмете, которое смотр. в подлинных изречениях их цит. сочинения С. К. Смирнова, стр. 58–65. 183 Срав. св. Златоуста на Иоанн. 8:33 стр. 241 цит. издан., – срав. также Еп. Михаила Тол. Ев. кн. 3, стр. 305 и др. срав. еще Лехлера цит. статью и журнал, стр. 817. 191 «Это было издревле предначертано как бы в образе: Авраам был патриархом тех и других, т. е. – не обрезанных и обрезанных. Но там только образ, а здесь истина». Св. Златоуст , на Псалом 117, стр. 125. Т. 2. Спб. 1860 г. 195 Блаженный Феодорит на Евр. стр. 632–633. Через это новозаветным толкованием, очевидно, не только не уничтожается, а, напротив, и ясно утверждается первоначальный и ближайший смысл обетования о наследовании именно самой земли обетованной – Палестины, что особенно ясно высказал в речи своей св. Стефан Деян. 7:5–7,17 срав. также Евр. 6:13–15 и на Ев. 11:13 св. Златоуста, стр. 259, цит. изд. вслед за приведенными выше изречениями этого св. отца. Но только именно в Новом Завете воспомянута, вполне согласно этому толкованию, милость, обещанная Аврааму и семени его ( Луки 1:55 ) – Мессия и Божия клятва, данная ему (ст. 73) касательно этого обетования. В это-то время получило совершенное свое исполнение данное ему обетование в обширнейшем его смысле. сн. Рим. 4:13–17 ; Гал. 3:8–9, 14,16,18,29; 4:22–31 ; Евр. 1–1, 8–19 , сн. 39–40, сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2003 Письма Филарета к Антонию, IV, 20. В 1857 году, к которому относится письмо «и Филарета о сем, монастырь был уже благоустроенным общежительным. 2004 Дело о сем см. в Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета V, 893–894. Срав. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, 154 и приложение, 125–133. 2005 В Сочинениях Филарета, V, 577 замечено, что эта речь произнесена 2 апреля 1861 года, но так как и здесь ссылка делается на упомянутое сейчас сочинение Н. В Сушкова (не точная ссылка) то, следуя самому Сушкову, мы определяем время её произнесения 8-м августа 1861 года. См. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, стр. 154. 2006 См. сейчас указанные страницы V тома Сочинений Филарета, и сочинение Сушкова о жизни и времени Филарета. 2007 Она игуменьей была с 1861 года по 1874 год и лишь после сего попала под суд. Срав. письма митрополита Филарета к ней за 1858 год по 1867 год у Сушкова там же в Приложении, стр. 125–133. 2008 Из остальных, относящихся к монашеству, проповедей святителя Филарета за рассматриваемое время, имеющих исторический характер, проповедь его в Гуслицком монастыре мы уже имели в виду при исследовании о расколе. 2009 Срав. особенно речь к преосвященному Сергию, епископу Курскому в Сочинения Филарета, V, стр. 511–512. 2010 Сочинения Филарета, V, 318 Проповедь в день тезоименитства государыни императрицы Мария Александровны 22 июля 1855 года. 2013 См. для сего, например, письмо Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода Л. П. Ахматову в Русском Архиве за 1890 год, т. III, стр. 367. Срав. Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 468. 2014 Срав. для сего Душеполезное Чтение, 1883, I, 268–269; Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 359–360; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 609, 611. 2016 По этому-то в мы в вашем настоящем исследовании подробно не станем говорить об этой стороне дела. 2020 Письма Филарета к высочайшим особам, II, 243. Речь о преосвященном архиепископе Астраханском Афанасии (Дроздове). 2021 Святителя Тихона Воронежского митрополит Филарет, как мы помним, еще за долго и до прославления его во святых предлагал для назидания, говоря, например, в 1818 году о сочинениях его: «в этой, хотя, неглубокой, реке есть золотой песок». Письма Филарета к родным, стр. 225.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

85 Письма м. Филар. к родн., стр. 193. Срав. также стр. 214, 220, 223, 227, 322 и др., где часто встречается выражение: «я беречь не умею». 88 См. о сем в Письмах м. Филар. к архим. Антон. II, 378–379. Срав. также духовное завещание м. Филарета в Собр. мнен. и отзывов его, т. II, 324–326. 98 Мы видели выше, что в этом отношении митрополит Филарет заблаговременно сделал некоторые распоряжения, чтобы не огорчить и сродников своих но плоти. 103 См. Письма м. Филар. к родн. стр. 40 и 113–114. Срав. Сушкова, упом. соч. стр. 36 и дал. и др. 104 Срав. слово протоиерея А. О. Ключарева (ныне преосв. Амвросия архиепископа Харьковского), произнесенное в 40-й день по кончине святителя Филарета и тогда же напечатанное в разных повременных изданиях 1868 года. 105 Из слова архим. Сергия (ныне архиепископа Владимирского) по кончине святителя Филарета. Слово это также напечатано было в свое время. 106 Но замечанию людей, сослуживших святителю Филарету или присутствовавших при его Богослужении, он особенно усердною молитвою сопровождал слова просительной ектении: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Это весьма знаменательно в отношении к его собственной жизни. Сообщено нам о. протоиереем П. М. Волхонским. 108 Из слова протоиерея П. Л. Смирнова по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения м. Филарета. См. т. II Филарет. Юбил. Сборника, стр. 45. Москва, 1883. 110 Из слова протоиерея А. О. Ключарева (ныне. преосв. Амвросия архиеписк. Харьков.) в 40-й день по кончине м. Филарета. См. Прав. Обозр. 1868, XXV. 43. Срав. слово протоиерея А. И. Соколова в II т. Филарет. Юбил. Сборника, стр. 41–42. Москва, 1883 и др. 111 См. воспоминания епископа Никодима (Казанцева) о м. Филарете в Чтениях в общ. люб. дух. просв. 1882, III, 158. 112 Из слова преосв. Леонида еписк. Дмитровского по освящении храма св. правед. Филарета Милостивого в Серпуховском Владычнем монастыре, сказанного 1 декабря 1867 года. См. Душеп. Чтение 1869, III, 92–93. 117 Автобиографические записки Фотия мы читали по рукописи, хранящейся в библиотеке Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1323 См. статью г. Романова («Рцы») там же, стр. 43, ср. Предисловие г. Шарапова к статье Η. П. Аксакова: «О браке и девстве», там же, стр. 157, ср. Сборник г. Розанова под заглавием: «Религия и культура», Спб. 1899, стр. 193. 1326 Подробнее об этом см. в «Догмат. Богосл. еп. Сильвестра», в цитов. месте, срав. «Правосл. Обозр.», 1883 г., т. I, стр. 221–222. 1327 См. признанные потом соборами «Канонич. ответы» св. Тимофея, еп. Александр., 13, срав. 3 прав. св. Дионисия Александр. О воздержании в посты см. в Требнике «Законоправильник». Иподиаконам, диаконам и пресвитерам, «прикасающимся священным таинствам», сверх того, воспрещаются такие отношения «в свои урочные времена», – см. 13 прав. VI вселен. собора (Правила свв. всел. соборов, с толков., ч. 2, Москва, 1877 г., стр. 324–325), срав. 4 прав. поместного Карфагенского собора (Правила свв. поместн. соб., вып. 1, стр. 378), срав. 34 правило и толкования на него Зонары, Аристина, Вальсамона и славян. Кормчей (ibid., стр. 458–460). – Требования касательно воздержания от плотских супружеских отношений в праздники и посты отнюдь еще не выражают взгляда церкви на эти отношения как на «грех» и «скверну», что было высказываемо некоторыми (см. наприм., статью свящ. М. И. Спасского (псевдоним), под заглавием: «Лев Толстой и христианский брак» – «Сущн. Брака», стр. 28, срав. статью прот. У-ского, под заглавием: «Брак и девство», ibid., стр. 118). Это можно видеть хотя бы из того, что по верному суждению одного ученого славянофила, «и от пищи полагается или практикуется такое воздержание, а отсюда вовсе еще не следует, чтобы есть почиталось грехом и скверной» (см. прекрасную и основательную статью Н. П. Аксакова , под заглавием: «О браке и безбрачии» – ibid., стр. 161). 1335 Compayrè, ibid. 280. Ср. Das sociale und sittliche Leben erklärt durch die seelische Entwickelung. Leipzig. 1900. S. 242 sq. 1337 Compayrè, ор. р. 282; ср. Ргеуег, Die Seele des Kindes. Leipzig. 1890. S. 287; Perez, L’éducation morale dès le berceau. Paris. 1896. Ch. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Пророчество Авдиино. Нач.: Видение Авдиино (Сказание и пророчество Авдиино те же, что и в полном списке Библии ). Л. 1029 Авдие (Житие). Нач.: Бе же Авдеи от Сухема. Л. 1030 Память святаго пророка Авдия. Нач.: Сии тълкуется оубо раб Господень (срав. л. 1025). – Святаго мученика Варлама. Нач.: Варлам мученик бысть от Антиохна Соурьскиа стар оуже образом. – Память святаго моученика Асиа. Нач.: Сен беяше при Диоклитиане цари от страны Саворъскиа (срав. л. 1025). – Память святых мученик 150 воин иже съ святым Азием скончавшимся (имен нет). Л. 1030 об Святых мученик 12 воин иже мечемъ скончашася (имен нет). – Святаго моученика Агапиа (Сказания нет). – Святаго моученика Романа (срав. л. 1025). – Притча святаго Варлама о временнемь веце (срав. л. 1025 об.). Л. 1031 Слово святаго Иоанна Златоустаг о, яко не подобает отимати чюжего имениа, ни обидети вдовицъ (срав. л. 1026)» 43 . Великие Макарьевские Четьи-Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся в результате перевода на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и другие книжные богатства, хранившиеся в доме Святой Софии, в новгородских монастырях и т. д. К числу первых следует отнести творения святителя Афанасия Александрийского , о древности списка которых говорит сохранившаяся приписка: «Сиа книгы благочестныа, наричимыа Афанасий, повелением князя нашего болгарска именем Симеона преложи их епископ Константин в словеньск язык от греческа в лето от начала мира 6414 индикта 10 ученик сый Мефодов, архиепископа Моравы, написа же их Тудор черноризец Доксов. Тем же князем повелел на устии Тыня в лето 6415 индикта идаже святая златаа церквы новаа сотворена есть тем же князем все убо лето успе раб Божии сего князя отець. Князь болгарский Борис. Сей же Борис болгары крестил есть» 44 . Эта уникальная рукопись, текст которой вошел в Макарьевские Минеи, была активно использовала на новгородском дворе еще при святителе Геннадии 45 . В Минеях имеются творения известного деятеля Болгарской Церкви – Тырновского патриарха Евфимия 46 . «Благодаря Великим Минеям-Четьям митрополита Макария, где «Книга Григорий Самвлакъ » была помещена в Успенском списке под 31 июля, сочинения балканского и восточнославянского писателя стали хорошо известны в России во второй половине XVI–XVII вв.» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

24 Срав. о. Ректора Киевской Академии преосвящ. Филарета «происхождение книги Иова» в Труд. Киев. Дух. Акад. за 1872 г. т. III, стр. 16. 27 Припомним основное положение новозаветного толкования В. Завета, что Сын Божий – второе Лице Святыя Троицы есть Образ Бога невидимого ( Кол. 1, 15 ), – Бог являющийся в творении, промышлении и искуплении мира. 29 Св. Златоуста в цит. месте стр. 45. Срав. других древних и новых, восточных и западных толкователей этого места. 32 Сравл. Делича на рассматриваемое место псалма, стр. 161 и дал. Leipz. 1874. Возможность такого перевода доказывает между прочим и пониманием этого стиха в иудейском талмуде, по обычаю оплотянившим смысл его. Поэтому пониманию стих служит доказательством того, как, по прихоти Шехины, ангелы переменяют свой вид: захочет он, – сделает их огнем, захочет – духами и под Vid. Christ. Schoeingenii «Horae hebraicae et talmudicae» in Hebr. 1, 7 , pag 924. Dresdae et Lipsiae 1733. 37 См. кроме весьма многих толкователей послания к Евреям, Еккермана. cit. Abh. B. 2. Stuck. 3, S 145 ff. – von Bleek «Einige Bemerk. u %:ber die dogmat. Benutzung etc. in Theil. St. u. Kr. 1835, S 446; – Rothe zur Dogmatik» in derselb. Zeitschr., 1860, S 74., Kahnis «huther. Dogmatik» B. 1, S. 654 Leipz. 1861 und. Aud. 38 Veritas hebraica, по выражению блаженю Иеронима смю в сочю Якимова «Отношение греческого текста LXX толковников к еврейскому мазоретскому тексту в книге пр. Иеремии» стр. 68. Спб. 1874. Срав. Слова записки покойного митроп. моск. Филарета, поданной 28 февр. 1842 г. тогдашнему Обер-прокурору Св. Синода графу Протасову. См. Христ. чт. 1872 г. ч. II, стр. 113 в статье Чистовича: «История перевода Библии на русский язык». 39 Об этом срав. между прочим Hartmann’s «Die enge Verbindung des A. T. mit. d. N.» S. 125 v. Hamburg 1831 Keil’s «Einleit. in d. A. T.» S. 543 v Leipz-1873. u. And. 40 Contra haeres. lib. IV, cap. XVII, 1 Комментаторы догадываются, что здесь ошибка переписчиков должна быть исправлена чтением: perforasti. Срав. также о. А. Амфилохия «Замечания на древне-славян. перевод Псалтири и пр.» в Чтениях Общ. Любит. дух. просв. 1874 г. 4 1 стр. 1037.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

52  Блаженный Иероним в своем «Письме к Павлину» указывает на «сынов пророческих» именно как на носителей некоторого рода подвижничества, именуя их «нашими» начальниками и руководителями, которые жили в полях и пустынях и делали себе кущи у потоков Иордана (II т. 134 стр. Русск. перев. Киев. 1864). 53  Твор. св. Григор. Богосл. V, 138 стр. (О смиренномудр., целомуд. и воздерж.). VI, 14 стр. (De vita sua). Срав. Нил. Син. II, 3 стр. (Слов, подвиж.) Блаж. Иерон. (Письмо к Павл.) II, 134 стр. 55  «Иоанн в пустыне обитал,– говорит св. Златоуст,– как на небе, строго исполняя правила философии, и оттуда, подобно ангелу с неба, исходил во грады – подвижник благочестия, удостоенный венца вселенной, и философ философии, достойный неба» (Бес. на Еванг. от Мф.в рус. пер. X; I т. стр. 186) 57  Твор. св. Афанас. Александр. III, 212 стр. (Житие преп. Антония). Срав. Григор.Богосл. V. 139 стр. (О смир., цел. и воздерж.), VI, 303 стр. (Письм. к Омофронию). Епиф. Advers. haeres. Contr. Valesios, cap. V. Григ. Нисск. (О девстве – гл. VI) т. VII, 319–321 стр. Блаж. Иерон. (Жизн. Павла Пуст.) IV, 3 стр.; (Письмо к Деметриаде) III, 105 стр.; (Две книги прот. Иовиниан) IV, 168 стр. 60  Твор. св. Григор. Богосл. V, 187 стр. (Сравнен, жизни духов. и жизн. мирской.) Срав. Ibid. стр. 56–57 (Похвала девству). 61  О нравственном влиянии ветхозаветных подвижников на общество – см. Нил. Син. II, 24–28; 30 стр. (Слово подвижнич.) 66  Блаж. Иероним. III (письмо к Деметриаде) – 105 стр. Срав. IV (кн. перв. прот. Иовиниан), 184 стр. 67  Св. Кирилл Иерус. Катихиз. X, 19: «свидетельствует о Нем (Христе) пророчица Анна благоговейнейшая постница и подвижница». 68  Вот свидетельство Евсевия об этом подвижнике: «Он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному только позволялось входить во святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. В храм вступал он один, и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От беспрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели, как у верблюда» (Церк. Истор. II кн. 23 гл.). Срав. блаж. Иерон. (Книг. о знаменит. мужах) V, стр. 288–290.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Тоже должно сказать и о связанных с исполнением закона обетованиях. Таким образом, в отношении этом новозаветный закон и обетование является уже как восполнение (αναπλρωσις) ветхозаветного закона и уславливаемого исполнением его обетования. 402 Срав. относительно всестороннего значения обоих понятий в Новом Завете у Вилькия ad. vocc. 404 Срав. св. Златоуста на Мф. ч. 1 стр. 308, бес. 16. Москва, 1843 г. изд. 2, так же бл. Феофилакта в др. 413 Срав. там же на вопрос: «Рай, в котором пребывали первые человеки, вещественный был или духовный? стр. 34 в связи с ответом на вопрос: «почему смертоносно было человеку вкушение от плода древа познания добра и зла?», стр. 42. 414 Срав. толкование этого изречения у Высокопреосвященнейшего Филарета Черн. и его «Православном Догматическом Богословии» ч. 1 стр. 356–357, Чернигов, 1874. Срав. об этом внесении в мир через грех смерти диаволом, как первовиновником зла, кроме специальных толкователей Ветхого и Нового Завета, касающихся этого места, св. Иустина «Разг. с Триф.» г. 124 стр. 317 цит. изд. и др.; св. Григория Богослова «Слово на Пасху» стр. 160, 4 т. творений по изд. в рус. пер. Москва 1844 и мн. др. срав. для этого также о конечных причинах «именно 3 в Прибав. к Тв. Св. Отцов» ч. 10 г. 1851 и особенно с стр. 626–771. 417 Дело касается вопроса: почему, вслед за жертвоприношением Каина и Авеля и вследствие «призрения» Бога на жертву Авеля и не призрения на жертву Каина, «поникло лицо его» т. е. последнего. 419 Новое свидетельство, что не толкование иудейства было источником новозаветного. Ибо оно (иудейство) не знало или не хотело знать даже того, что прямо выражено было в Писании. 422 О А. Михаил, Толк. Ев. кн. 1, стр. 432 и др. срав. других новейших толкователей на Мф. 5:19  и 22:36 срав. также цитов. раньше статью «О законе» ветхозав. в срав. с новозаветным в «Православном Собеседнике» и др. 425 Св. Златоуст, цит. месте, стр. 218 срав. бл. Феофилакта «благовест. ч. 1 стр. 389, Казань, 1855; и часть 2, стр. 184, Казань 1857 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Старательно» – БО 210 переводит «поспешне» словом «скоро». Следует предположить, что в греческом тексте здесь было употреблено vεο. «Временные лишения» – Срезн. (т. II, стр. 1218) переводит «в порукыих временных» словами «в бедственные времена». «Жестокой... муке». Греческим эквивалентом славянского «иностранный», несомненно, является Sao o v.o ;. БО 211 переводит: eine fremde Pein. " Благотворность... трудов». Слав, «благонравие» передает смысл греч. « ι(Срезн., т. I, стр. 102). У БО 211 переведено: Tugend. " Но известные нам» – перевод предположительный, основанный на чтении славянского текста «нами же ведома» вм. «нами неведома» (срав. БО 211–212). «Страдая от болезней» – для удобства передачи смысла славянского текста на русский язык следует предпочесть чтение «боляще» вм. болеесте», предлагаемое у БО 211. «Помощь» – такой перевод возможен, если читать в слав, тексте «поспешие» Μv´θιιΤ. вм. «поспешне». «Борец» – в славянском тексте «мученик». «угодно и Ему» – перевод, основанный на чтении «и Оному люба» (срав. БО 212). «восстанавливают» - " бывают пакы». «не своевременно» – «бесчастна», греч. вероятно awf. БО 213 предлагает перевод «безучастно» (или «незадачливо»). См. Срезн., т. 1, стр. 80. Расстановка знаков и перевод не совпадают с БО 213. «Премудрость» (Промысл); слав. «ум», возможно, соответствует греч. ττο.ου. См. Срезн., т. 11, " стр. 1213. «в бедствии будут скорбеть» – «требующей... печаль подимуть». БО 214 переводит: begehrend – «требуя». «Требовати» – быть в нужде, бедствовать, скорбеть. Орав. Срезн., т. Ill, стр. 1023. «печалиться» – «попеченна» от глаг. попечися» – греч. ιτεv Βτ,. См. Срезн., т. II, стр. 1191. «попускаемое» – «еже и простися». См. Срезн., т. II, стр. 1575. «имеют лишь по видимости» – БО 214 предлагает чтение «яко не приемлюще» вм. «яко и приемлюще» – nicht empfangend. «как истинно сущее» -«яко и суща»; вероятно, греч. «призрачность» – «мнение». «добродетельную... жизнь»- «благожизненное»; вероятно, ­­ греч. ы-гргу.:. См. Срезн., т. I, стр. 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010