Моисеева законодательства до вавилонского пленения Иоанн Креститель в своей проповеди покаяния говорил фарисеям и саддукеям: «не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф. 3, 9 срав. Лк. 3. 8 ) Предтеча Господень не был учителем нового, но толкователем ветхого завета. По его толкованию, получение обетований, дарованных Аврааму, обусловливалось не физическим происхождением от отца верующих, а верою и делами веры. Но как во дни Крестителя многие не хотели понять этой истины, так ее многие не хотят понять и теперь. Повествование Библии о даровании закона еврейскому народу и о судьбах евреев представляется им содержащим то утверждение, что лишь евреи были народом Божиим и что другие народы были пренебрежены и отвергнуты Богом. Мы не будем исследовать, путем каких соображений исследователи приходят к таким ложным выводам, но мы постараемся посильно показать, что эти выводы ложны. Никто, без сомнения, не станет оспаривать двух истин относительно закона Моисеева: 1) что исполнение его было делом трудным и 2) что за неисполнение его полагалась строгая кара (Иис. Нав. 23 и 24 особен, послед. 19–20 ст.). Таким образом, закон для состоящего под законом являлся, прежде всего, игом, которое было неудобоносимо и которое нельзя было сбросить, не погубив себя. Закон имел и другую сторону: исполнителям его обещалась награда, давались великие обетования. Но только исполнителям ( Рим. 2, 13 ). Здесь выражается та правда, по которой тот, кто подъял большую ношу, или получит большую награду, или падет под оказавшеюся непосильной тяжестью. Евреи были народом, который был способен много поднять, хотя нередко и падал. На этот народ и было возложено иго закона. Закон повидимому привязал религиозную истину к нации и земле. Палестина – святая земля и Израиль – святой народ. Но идеальная задача для еврейского народа состояла в том, чтобы весь мир сделать землею обетованною и всех людей Израилем. Эта задача могла быть выполнена Израилем тем в большей мере, чем выше в духовном отношении был он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

По делу виден художник, и всегда художник бывает совершеннее своего дела. И так поскольку в человеке есть разум есть доброта: то можно знать, что Бог , Творец его, премудр и преблаг. Поскольку в мире есть красота: то можно знать, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая. Поскольку Бог сотворил все то можно знать, что Он всемогущ». 40 В Богословии Платона читаем: «Доказательства что есть Бог. Входя познанием в самих себя, первее всего узнаем, что мы сами себя создать не могли. Почему по необходимости заключаем, что должен быть и есть некто всемогущий и не созданный, от которого я, следовательно, и другая всякая тварь создана. А сего по общему всех понятию разумеем мы Бога. Кроме того, доказывает бытие Божие прилежное рассматривание мира сего. Мир сей есть на подобие театра, славу Божию нам представляющего; на подобие книги Создателя своего проповедующие; на подобие зеркала, в котором усматриваем ясные премудрости Божия изображения». 41 Срав. также доказательство бытия Божия от свидетельства совести и желания высочайшего блага, подтверждение той же истины свидетельством из Священного Писания ( Рим.1:20 ) и другие. 42 Кроме отдела «о Богопознании естественном и Богопочтении, и в других отношениях катехизис Филарета примыкает более к Богословию и катехизисам Платоновским, нежели к катехизису Петра Могилы , именно: а) в нем, как и в богословии и катехизисах Платоновских, в учении о первом члене мы не находим учения о предопределении, а в учении о девятом члене – учения о заповедях церковных, из первой части: б) во второй части катехизиса Филарета, как и в богословии и катехизисах Платоновских, нет учения о блаженствах евангельских: в) в третьей части катехизиса Филарета, также как и в богословии и катехизисах Платоновских, не встречаем особого учения о добродетелях и грехах. Но, как и само собою понятно, и как ожидалось от нового катехизиса и притом составляемого таким лицом, как святитель Московский, этот катехизис должен был представлять собою усовершенствование предшествовавших ему катехизисов. Находим ли мы такое усовершенствование в катехизисе Филарета, представляющем собою, по-видимому, лишь урезки одного и некоторое видоизменение другого типа катехизисов? Да, находим, и весьма значительное усовершенствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– Так, начат будет этот вопрос положительными доказательствами, успокоивающими дух православного читателя, и закончен ими же. 1.Положительные доказательства подлинности Пятокнижия Вопрос о происхождении Пятокнижия от Моисея положительно решался издавна и имеет для такого решения следующие библейские основания. Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе названия: Пятокнижие Моисея указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Здесь, очевидно, разумеется, Пятокнижие Моисея с его пророчески – прообразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде, и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых? ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятокнижие Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ). Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ). Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятокнижия от Моисея, и Моисею в них усвояются заповеди данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятокнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:13 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенною кровью ( Евр.9:19 = Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9,9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятокнижия от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

15:4; Map. 7:10; Рим. 7:7  и выше цитов. места); – 21:17 в Мф. 15:4, (сл. Мар. 7:10 ; – 22:27; в Деян. 23:5 ; Лев. 11:44 ; в 1Петр. 1:16 ; – Числ. 16:26 ; в 2Тим. 2:19 ; – Втор. 6:16: в Мф. 4:7 (сл. Луки 4:12 ): – 24:14 в Мар. 10:19 ; срав. так же заповеди заключ. в Маф. 5 г., 21:27; 31:33, 38 и 43 стих. 436 б) пророки: аа) как продолжатели нравственного учения, основание которого положено в Законе Моисеевом, сл. Исаии 52:11 в 2Кор. 6:97 ; Иеремии 9:23 в 1Кор. 1:31  и 2Кор. 10:17 ; Псал. 23 (34), 14–15 в 1Петр. 3:10–11 ; – 94 (95), 8 в Евр. 3:8  и дал. др.; (111 или 112:9 во 2Кор. 9:9 ); – Притчей 3:11–12 в Евр. 12:5,6,25,21 в Рим. 12:20 ; срав. толкователей на все эти новозаветные места. δδ) в смысле обетования –вообще, как побуждение к исполнению новозаветного закона, а именно: α) от временных благ, как напр. благоденствие и долголетие жизни на земле за почитание родителей Исх. 20:12  в Еф. 6:3 , причем Апостол говорит: это первая заповедь с обетованием (ст. 2) срав. св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на это место; срав. также «Записки на посл. к Еф.» стр. 157, Москва 1838; срав. также Псал. 33 (34). 13 в 1Петр. 3, 10 ; β) вообще от надежды на то, что Бог не оставит, услышит поможет, Иис. Навин. 1:5 в Евр. 13:5 ; срав. так же Исаии 49:8 во 2Кор. 6:2 , Псал. 33 (34). 16 в 1Петра 3:12 ; – 117 (118). 6 в Евр. 13:6 ; Притчей 3:34 в Иак. 4:6  и 1Петр. 5:5 ; (срав. также Прит. 22:8  лишь по 70-ти во 2Кор. 9:7 ). А главным образом, γ) От внушения надежды на нечто высшее, как напр., на прощение грехов, Псал. 31 (32) 1–2 сл. Рим. 4:7–8 ; срав. также Иерем. 31:31–34 в Евр. 8:8–12 , сл. 10:16,17; и как на необходимое следствие этого – получение жизни т е. возвращения общения с Богом, которому препятствуют грехи и в конце концов достижения жизни вечной, сл. Лев. 18:5  с Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  и Луки 10:28  (срав. ст. 25); конкретное, так сказать, это побуждение выражается, как обетование наследия ближе всего земли, в смысле участка, принадлежавшего прежде нечестивому Псал. 36 (37), 11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

53 Срав. толкования на эти места. Срав. также W. Nast, Kritisch-praktischer Коттептаг ber das N. T. Einleimung, s. 139–140: «Vorbereimung und Erfllung», Cincinnati: Вгетеп, 1860. 54 Срав. 1Кор. 10:1–11 и мн. др. В силу этого основоположения новозаветные священные толкователи нередко объясняют о новозаветном такие ветхозаветные места, которые судя по контексту, касаются собственно ветхозаветных событий, лиц и пр. напр. Матф. 2:15,18 и мн. др., которые мы еще увидим в частной характеристике новозаветного толкования. 57 Прот. ерес. кн. 4, гл. 7, 2 сн. 1 и др. срав. св. Феофила Антиох. к Автол. кн. 2, гл. 10, стр. 355 цит. изд.; св. Иустина 1 Апол. гл. 36. В этом основоположении нужно находить объяснение частью и тех случаев новозаветной цитации и толкования, в которых лицом, говорящим в Ветхом Завете, вводится Господь Иисус Христос (цитаты см. выше), а главным образом – тех, в которых приводятся, как сказанные от лица Самого Христа или о Нем ветхозаветные места, собственно, сказанные от Лица Иеговы или о Нем, таковы: Иоан. 19:37 ; Рим. 10:20, 21 и др. 58 Слова Деветте, см. у Гартмана в Die enge Verbindung etc. s 817. Hamburg, 1831. A. Толюка, Das А. Т. im. N. Т. S. 32, Gotta, 1868; срав. также введение в цитов. соч. С. К. Смирнова, «Предызображение Господа нашего Иисуса Христа и церкви Его в В. 3.». А. Агафангела, «Толкование на послание к Галатам», стр. 199. Спб. 1854 и др. 59 Выражения из литургии Постановлений апостольских, стр. 116 по цит. изд. в рус. перев. Спб. 1874. 65 Срав. выражение μυςτριον в Еф. 5:32  соответственно еврейскому sod, которым и передано это слово в лондонском переводе Нового Завета на еврейский язык, стр. 359, Лондон, 1867. Срав. Wilkii ad voc pag. 287 его «Clavis Novi Tesmamenmi philologica», Lipsiae, 1868, где он переводит это выражение словами: «arcanus seusus». 68 s. 1. Chrysosmomi орр. t. 10, pag. 841, ed. Montfancon, Parisiis, 1837. Блаж. Иероним: «quae sunm per allegoriam dicta; hoc est, alia exaliis flgurama», opp. t. 5, pag. 1044 ed. Parisiis, 1706. conf. s. Ambrosii ad loc., pag. 267, par. 2, t. 4, Wenetiis, 1751 и др. Из новых срав. Агафангела толкование на тоже место. стр. 198–199 примеч. А. Филарета Чернигов. «Опыт объяснения на послание ап. Павла к Галатам», стр. 119, 121. Чернигов, 1862; еп. Феофана «толкование послания к Галатам», стр. 368–369 части 3-й «Душеполезного Чтения» за 1874-й год. Из западных, в том же смысле объясняющих настоящее место послания к Галатам, можно указать на Визелера, Соттептаг ber d. Brief Pauli аи die Galater, s. 397 f. Göttingen, 1859; – Баумгартен-Крузиуса, Сот. zur st. s. 108–109. lena, 1845 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

5:21); ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие (Иов. 34:21—22); На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Прит. 15:3); нравственное состояние нашего сердца: ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27); Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (Иер. 17:9,10); Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав. Пс. 7:10; Сир. 42:18); Ты, Господи, Сердцеведец всех (Деян. 1:24; срав. 15:8); наши потребности, желания, слезы, молитвы: Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя (Пс. 37:10); Тебя исчислены мои скитания (Псал. 55:9); Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их (Пс. 33:16; 1 Петр. 3:12); помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф. 6:6). д) Бог знает все прошедшее: ибо Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15:18; срав. Сирах. 23:29; 42:19—20), и настанет некогда день, когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян. 17:31), когда осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4:5), и Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6). e) Бог знает все настоящее: Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (Притч. 15:11); он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним (Дан. 2:22). Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом (Иов. 28:24). ж) Бог знает все будущее: Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось (Ис. 46:9—10; срав. 41:23; Дан. 13:42; Прем. 8:8). И именно — аа) будущее не только необходимое, но и случайное, свободное: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя (Иер. 1:5); Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И таким образом, быв прямым прообразом Христа, в состоянии невинности, после грехопадения своего Адам уже утрачивает прямое, преобразовательное отношение к своему первообразу – Христу. «Грех человека разрушает это прямое отношение его ко Христу, и делает Адама уже не ясной тенью, противоположной по существу своему существу тела» 157 . Св. отцы церкви и учители ее называют Адама по падении по отношении ко Христу даже «forma è contrario» 158 . Таковым действительно представляет Адама как τπος το μλλοντος т. е. το Χριςο, и св. апостол Павел, сравнивая изменившийся прообраз с неизменным Первообразом его: «Адама назвал апостол прообразом Христа; ибо Его назвал будущим на том основании, что, как первый Адам, согрешив, подпал смертному приговору, и прародителю последовал весь род; так Владыка – Христос, исполнив всю правду, сокрушил владычество смерти, и первый, воскресши из мертвых, все естество человеческое возведет в жизнь. И поскольку Адама назвал прообразом Христа; то показывает Его превосходство» 159 . «Но дар благодати не как преступление, начинает св. апостол проводить прообразовательное соотношение между падшим Адамом и Христом. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» и проч. ( Рим. 5:15  и дал.). Итак, общие сходные черты между прообразом и первообразом, между тенью и действительностью, заключаются лишь в том, что 1) грехопадение совершилось через одного: и оправдание от грехов совершено благодатью Одного, – 2) грехопадение совершилось через одного человека (стих. 19 срав. 15) и благодатное оправдание даровано одним человеком – Иисусом Христом (ст. 15); – 3) следствие грехопадения первого человека (осуждение на смерть) от него, как родоначальника, простиралось на всех людей (ст. 12, 18) 160 и оправдание благодатью Христа простирается на всех (ст. 18 и др.) 161 . Но там грех , – здесь, напротив, благодать (ст. 15), там ослушание (срав. Быт. 3:11,17 ), здесь – послушание ( Рим. 5:19  срав. Филип. 2:8 ; Евр. 5:8; 10:7,9 ), там осуждение – здесь оправдание ( Рим. 5:16,18 ) – там смерть – здесь вечная жизнь (ст. 17, 18, 20 срав. 1Кор. 15:21,22 и др.) 162 . Блаженный Феодорит, здесь, как и везде, краткий, но сильный, учит в разъяснение мысли св. апостола: «в наказании, говорит апостол (на стих. 15), Владыка – Бог сохранил закон справедливости, и когда Адам согрешил и предан был смерти, последовал за ним весь род; тем конечно справедливее сохраниться правде в Божием человеколюбии, и воскресению Владыки – Христа соделаться причастным всем людям. Владыку же Христа нарек здесь апостол человеком, чтобы в точности показать в нем первообраз Адама… Тогда согрешил один, и весь род понес наказание; а теперь все люди нечестивы и беззаконны (на ст. 16), но Бог не наказанию подверг их, а даровал им жизнь» (срав. на ст. 17, 18) 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

п. (ср. Ис.1:16–17 ), и на сделанное тебе кем-либо зло, не только не отвечай злом, – что только возбуждает большую злобу и вражду, – но старайся платить добром, обезоруживая врага твоего любовью ( Мф.5:44 ; 1Петр.3:9 ), и таким образом всегда я во всем побеждай благим злое ( Рим.12:21 ): «ибо, если кто устранится от зла, а не будет делать вместе и добра, то самое неделание добра составить другое зло, как бездействие в отношении к добру» (Зигабен; ср. Мф. 25:42–45 ). в) Ищи мира и следуй за ним, – точнее с евр. гонись за ним (Никольский, Мандельштам, Пумпянский, срав. слав.– гр.-лат. пожен и), или преследуй его (Амфилохий), как охотник свою добычу ( 1Цар.26:20 ) или победитель побеждённых ( Суд.4:16 ; 1Цар.17:52 ), то есть стремись, домогайся и всеми силами старайся достигнуть мира с Богом – верою и ревностным исполнением Его заповедей ( Мал.2:5–6 ; Пс.118:165 ; Рим.5:1 ; Кол. 3:15 ), мира с ближними, пребывая с ними в единодушии и любви и тщательно устраняя все, что может нарушить взаимное согласие ( 1Петр.3:8–9 ; Рим.12:18 , Еф.4:2–3 ), и мира с своею совестью, удаляясь всего, что заставляло бы ее смущаться и свидетельствовать против тебя ( 1Петр.3:11 и 16; Деян.24:16 ); вообще старайся вести себя так, чтобы иметь «безмятежный ум, невзволнованное, невозмущенное, поколебленное страстями состояние души» (св. Василий В.), исполненное ощущения сладостного покоя в Боге, при котором только и возможно чувствовать себя счастливым при всяких внешних условиях жизни ( Филип. 4:7–12 ; 2Кор. 4:8–9 ). 16–23. В побуждение к исполнению предложенных (в ст. 14–15) наставлений для жизни в страхе Божием и вместе с тем в доказательство того, что руководствующиеся ими в своей жизни действительно могут пользоваться долгоденствием и благополучием (ср. ст. 13), псалмопевец свидетельствует, что к людям благочестивым Господь являет особенное свое благоволение, внимает их молитвам (ст. 16 и 18), скоро ниспосылает им утешение и избавление в неизбежных в земной жизни скорбях (ст. 19–20), чудесным образом хранит телесный состав их при жизни и в самой смерти (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Так типически воплощалось новозаветное семя спасения и семя погибели сперва в отдельных лицах, пока потом не воплотилось в целом народе израильском, как Израиль по плоти и Израиль по духу ( Рим. 9:6  сн. с ст. 27:29; 11:2–4, срав. 5), хотя он и весь одинаково по плотскому происхождению был семя Авраамово ( Иоан. 8:33,37 ), Исааково и Израилево, т. е. Иаковлево, – иначе – Израильтяне ( Рим. 9:4  сн. 6; 11:1 и др.). Таков закон постепенности в развитии типа. Но с одной стороны, и среди этого целого народа по временам, в силу Божественного изволения, являлись также особые лица как бы для более резкого, индивидуального, рельефного, так сказать, воплощения в себе идеи того и другого семени, и для более живого напоминания слепой большей частью массе о постоянно присущем бытии в нем этой Божественной идеи, следовательно, для постоянного напоминания ей о том, что она, как и все человечество, потеряла в грехопадении прародителя и теряет в своих грехопадениях и чего она, как и все человечество, должна искать, желать в своем таковом положении: это семени обетования отрасли праведной. Так весь народ израильский в Ветхом Завете воспитываем был Божественным Провидением в одного мужа желаний» ( Деян. 9 ), как «vir desideriorum» (Толюк). И он, как увидим далее, и в целой своей массе и в отдельных представителях своих вольно или невольно для себя подчинялся этому закону Воспитателя ко Христу ( Рим. 10:4 ; сн. Гал. 3:24 ), начиная с самого образования своего в народ именно в Египте до самого исполнения времен, когда кончилось его воспитание с пришествием Христа (сн. Гал. 3:25  с 4:1–4). С другой же стороны и еще ранее времени родоначальники израильского народа – Авраама появлялись не одни лишь отдельные личности, воплощавшие в себе идею семени спасения и семени погибели, а и в целой массе большего или меньшего объема обнаруживалось это воплощение, по крайней мере семени погибели. Так мы видели уже это на состоянии мира перед потопом, как оно представляется в речи Господа о втором Его пришествии. Таково, мы заметили также, было состояние мира и перед рассеянием народов и смешением языков при столпотворении Вавилонском после потопа ( Быт. 11:1–9 ), задумавших было воплотить в себе гордыню дьявола; но они и впали в суд диаволь ( 1Тим. 3:6 ). Подобное же (в меньшем лишь объеме) повторилось и во время жизни родоначальника израильского народа – Авраама. Разумеем историю Содома и Гоморры ( Быт. 18:20–19:29 ). 8. Судьба Содома и Гоморры Толкование Самого Господа и здесь, как в других случаях, служит основоположением апостольского толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух Слово «Дух,» действительно, понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Мы знаем только двоякого рода естества: вещественные, сложные, не имеющие сознания и разумности, и невещественные, простые, духовные, более или менее одаренные сознанием и разумностью. Допустить, чтобы Бог имел в Себе естество первого рода, никак не можем, видя во всех делах Его, как творения, так и промышления, следы высочайшего разума. Предположить, напротив, в Боге естество последнего рода вынуждаемся необходимо постоянным созерцанием этих следов. И если, точно, само откровение изображает нам Бога, как существо духовное, — в таком случае наше предположение должно уже перейти на степень несомненной истины. А откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, след., природа Его — совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая. Это видно: 1) Из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, — Бог ничем неограничен и вездесущ: может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер. 23:24; Пс. 138:7—12); б) всякое тело имеет определенный образ, и потому может быть изобразимо, — Бог не имеет никакого чувственного образа, и потому в Ветзом Завете строго было запрещено изображать Его: кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? (Ис. 40:18, срав. 25); твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, 16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Втор. 4:15—16); в) всякое тело, по тому самому, может быть видимо, — Бог называется Богом невидимыми (Кол. 1:15; 1 Тим. 1:17; Рим. 1:20), которого не видел никто никогда (Иоан. 1срав. 6:46), и в частности - Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6срав. Исх. 33:18—23); г) всякое тело может подлежать переменам, — всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17); д) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, — Бог есть царь веков нетленный (1 Тим. 1:17), и язычники осуждаются за то, что они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим (Рим. 1:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010