Таковы изречения: Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16:9). Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33:16—21; срав. 1 Петр. 3:12). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику (Пс. 54:23; срав. 32:18—19). Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. 14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; 15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи, 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс. 91:13—16). Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его … Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102:13,17—18). Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит (Пс. 144:18—20). Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие (Притч. 10:6). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ; (Матф. 10:29—30). Будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет (Лук. 21:17—18). Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2:9). Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28). Из многочисленных примеров особенного промышления Божия о людях благочестивых укажем на некоторые:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Что же? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший праведности закона, не достиг до закона праведности? Почему? Потому что искал не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения и камень соблазна; но всяк, верующий в Него не постыдится (Исаии 28:16, сн. 8:14) – ( Рим. 9:30–33 ). Этот-то Камень, который отвергли строители, сделался главой угла ( Псал. 117:22  сн. Мф. 21:42; Марк. 12:10 ; Луки 20:17 ; 1Пет. 2:7 ) великого, утвержденного на основании Апостолова, и пророков, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, здания ( Еф. 2:20–21 ) – Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем (– 1:22–23). Нитью же, связующей все здание в его разнородных составных частях с краеугольным камнем – тело с его Главой, служит вера. Ибо Писание говорит, всякий, верующий в Него не постыдится (Исаии 28:16). Здесь нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне спасется (Иоиля 2:32 или 3:5 по евр. Библ.) ( Рим. 10:11–13 ). Эта вера в спасающую благодать, – в богатство милости Бога к грешным людям по силе Камня – Христа предвозвещена не только выражавшими чаяния лучшего пророками, как написано: праведный верой жив будет ( Авв. 2:4  в Рим. 1:17  сн. Гал. 3:11 , Евр. 10:38 ), но и самим законом (срав. Рим. 3:21 ), говорящим о праведности от закона: исполнивши их (– правила закона) человек жив будет в них ( Лев. 18:5 ; Гал. 3:12 ; Рим. 10:5 ). Ибо в том же законе написано: не говори в сердце своем: кто взойдет на небо? То есть Христа свести. Или: кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Втор. 30:12–14 ), то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых; то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, устами исповедует ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2. Зло, существующее в мире, не служит нареканием Мироправителю. Во-первых, зло нравственное, состоящее в преступлении нравственного закона Божия (Рим. 2:23), зависит не от Мироправителя, а от самих нравственных существ, которым Он, даровав свободу, только попускает творить грех, а вовсе не содействует. Напротив, в тоже время Он употребляет все меры, чтобы удержать их от греха, воспрещает его своими законами, угрожает за него наказанием преступникам (Исх. 20:1—18 и др.), действительно наказывает их (Быт. 7и след.; 19:24—29; Исх. 17:8. 14 и др.), располагает и устрояет обстоятельства так, чтобы ограничилась и уменьшилась сила совершенного уже греха, и произошли благие последствия (Быт. 50:20). Кроме того, для постепенного ослабления и истребления зла в мире, промышляющий о мире Господь не пощадил и средств сверхъестественных, даровал людям свое Откровение, посылал к ним Пророков, предал на смерть самого Единородного Сына своего, основал на земле свою Святую Церковь, ниспосылает всем свою спасительную благодать, творил и творит бесчисленные чудеса (срав. §§ 14,21). Зло физическое, которое состоит в несовершенстве некоторых предметов, причиняющих вред и страдания существам мыслящим и чувствующим, - а) само по себе, т.е. без отношения к этим существам, не есть зло, а служит еще и к совершенству целого и, может быть, необходимо или полезно для общего блага. Таковы, например, землетрясения, бури, вредные растения. Известно, что и яд, правильно употребленный, иногда служит лекарством, и черный цвет на картинах, в согласии с другими цветами, возвышает красоту целого. Мы потому только и называем нередко какие либо явления на земле злом физическим, что рассматриваем их отдельно, или по отношению к нам одним, а не в состоянии рассматривать их в составе целого и определить их значение. Если же - б ) рассматривать зло физическое, замечаемое нами на земле, по отношению к существам чувствующим и разумным, то надобно помнить, что оно явилось и существует, как следствие зла нравственного, допущенного первым человеком: проклята земля за тебя , человека (Быт. 3:17); потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее (Рим. 8:20); а по отношению собственно к человеку — есть естественное следствие его грехов и праведное наказание за них (§ 90). С другой стороны, промысл Божий употребляет это зло, явившееся вследствие грехопадения человека, как средство для призывания грешников к покаянию и обращению на путь истины (3 Цар. 9:9; 2 Пар. 33:12. 13; Неем. 9:27; Дан. 4:30), для удержания людей от падений (Пс. 118:71; 2 Кор. 1:9), для очищения от грехов (Притч. 17:3), для усовершения в добродетели (Иак. 1:2—4; Рим. 3:3; 2 Фес. 1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

аа) оправдание и освящение людей: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11; срав. 1 Петр. 1:2); бб) усыновление Богу Отцу: все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8:14—16); вв) раздаяние им духовных дарований: дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12:4—6); гг) содействие им во всех добрых делах: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22—23). в) Совершение чудес. Касательно этого вот как богословствует святой Василий Великий: «Тот перст Божий (Исх. 8:19), который в Египте претворял прах в животных, указывая сим на первоначальное произведение животных, был Утешитель, Дух истины. Ибо, по свидетельству трех Евангелистов, Господь сказал Иудеям: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Матф. 12:28), а Лука говорит, что Он сказал: если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Лук. 11:20). Поэтому как знамения, бывшие в Египте через Моисея и произведенные перстом Божьим, так дивные знамения самого Бога совершены действием Духа.» И вслед за тем святой Василий указывает на то, что Дух Святой есть полновластный раздаятель и других чудесных дарований — 1 Кор. 12:8—11. 5) Божеское почтение. Ибо - а) все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19), и следовательно, обязываемся исповедывать и прославлять как Отца и Сына, так и Святого Духа; б) все мы составляем храм Святого Духа, который обитает в каждом из нас (1 Кор. 6:19); следовательно, должны служить Ему, как Владыке храма, как Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

( Рим.7:4–6 ; срав. Кол.1:10 ). Выражение ες δξαν κα παινον Θεο мы поставляем в связь с πεπληρωμνοι 138 , а не с δι ησο Χριστο 139 , хотя есть основание и к последнему: и дело Христа рассматривается, как совершающееся во славу Божию (так Флп.2:11 ; 1Пет.4:11 ; Еф.1:6, 12:14 ; Ин.12:27 ). Но по контексту нам кажется за лучшее соединять эти выражению с πεπληρωμνοι, потому что Апостол говорит здесь, собственно, о людях, о их деле, хотя бы совершаемом в них благодатью Св. Духа, а не о деле Христа, как таковом. А нравственное совершенство людей Апостол не только мог, но и должен был, в силу христианского мировоззрения, рассматривать, как совершающееся во славу Божию. Сам Господь Иисус Христос сказал своим ученикам: тем прославится Отец мой, если вы принесете много плода, и будете моими учениками ( Ин.15:8 ). Апостол Павел особенно настойчиво научает христиан делать все во славу Божию: прославляйте Бога и в телесах ваших и в душах ваших ( 1Кор.6:20 ; едите ли, пьете ли, или ино что делаете, все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 ). Δξα Бога то же, что Его величие в себе; παινος – восхваление (противоположное παινος Рим.2:23 : τιμζειν τν Θεν). В послании к Ефесянам ( Еф.1:6, 12, 14 ) Апостол вместо этого выражения ες δξαν κα παινον Θεο употребляет выражение ες παινον τς δξης. Весть Апостола о себе: изображение своего положения в узах Римских и тогдашнего своего душевного состояния (Флп.1:12–26) Γινσκειν δ μς βολομαι, δελφο, τι τ κατ’ μ μλλον ες προκοπν το εαγγελου λλυθεν. Размти же хощ вамъ, к же мн паче во успхъ ( Флп.1:12 ). Первое, к чему Апостол переходит после рассмотренного нами выше вступления, есть извещение о себе. Быстрый, отмеченный только частицей δ, переход от речи о Филиппийцах к речи о себе, дает право предположить, что это извещение его о себе есть ответ на запрос Филиппийцев. Да и возможно ли предположить чтобы церковь , являвшая Апостолу такую глубокую преданность, не высказала через своего посланного, Епафродита, желание получить от Апостола извещение о нем и о его деле? 140 И Апостол дает им это извещение, ибо “свойство любящего – объяснить свои обстоятельства, когда любимые беспокоятся из-за них” 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

в) ненавидит в тварях зло и любит одно добро: Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути (Притч. 11:20); мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит (Притч. 15:9). ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие (Пс. 5:5,6). Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать (Ис. 59:2). Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло (Ис. 1:16; срав. Пс. 14:1—5; 23:3—6). У святых Отцов и учителей Церкви находим: а) точнейшее объяснение понятия о святости Божией. Бог свят не так, как святы сотворенные существа: Он свят по самой природе, свят от Себя, и чрез Себя, и служит источником святости для всех; а прочие существа могут соделываться святыми только при Его содействии, чрез освящение от Него. Следовательно, он только и есть истинно святой, единственно святой. б) защиту святости Божией от еретиков, которые называли Бога виновником зла, существующего в мире. Злом надобно почитать один грех, который есть преступление воли Божией; все же прочее, что мы называем злом физическим, чем Бог наказывает нас за грехи, не есть зло: ибо заключает в себе силу добра, содействуя нашему исправлению и возбуждая к добру. Но грехи все происходят от злоупотребления свободы разумных тварей, которую Бог создал доброй, и, даровав им однажды навсегда, нарушать уже не желает. А сам Он даже не может согрешать, потому что неизменен во всем, не может идти против самого Себя и своей воли, и есть высочайшее благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму, бытие — небытие. в) объяснение некоторых мест Писания, в которых Бог представляется, по видимому, творцом зла. «Когда слышишь: бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы (Амос. 3:6), то знай, что здесь под именем зла разумеются скорби, посылаемые на грешников для исправления их беззаконий.» « Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (Ис. 45:7) — в тебе особенно творит мир , когда спасительным учением успокаивает дух твой, и укрощает страсти, воюющие на душу твою; производит бедствия , т.е. преобразует зло и обращает на лучшее, так что оно получает свойства добра.... Впрочем если миром назовем состояние, свободное от войны, а злом бедствия войны..: то мы скажем, что Бог, по праведному суду своему, посылает в войне наказание на тех, которые достойны наказания.» Равным образом — «изречения: всех заключил Бог в непослушание (Рим. 11:32); и еще: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат (Рим. 11:8), надобно понимать не так, как бы сам Бог производил все это, но так, что Он только попустил, потому что человеку дана свобода, и доброе дело должно быть не принужденно.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Из всего сказанного ясно, что оба анастасических направления, в сущности, отождествляются: восприявший в себя Тело Христово «воскреснет», но именно лишь потому, что живущий в нем Христос «воскресит его в последний день». II Апостол Павел в числе других Божественных истин дал и своеобразное развитие тесно соприкасающихся доктрин: об евхаристическом восприятии Тела Христова и о воскресении мертвых. При этом в обоих вопросах он занял вполне ясное, определенное положение. Своим мистическим реализмом он прочно скрепил в одно неразрывное целое обе истины, приложив к ним оригинальное и в то же время евангельское учение о Церкви как о Теле Христовом. Излагая свои взгляды в Посланиях, апостол Павел прямо и решительно стал на провиденциальную точку зрения о воскресении мертвых Божественной волей. И даже Христово Воскресение он рассматривал как акт, непосредственно произведенный Богом Отцом. Это подтверждается многочисленными местами как Посланий, так и Деяний Апостольских, куда этот взгляд введен их автором – верным последователем и сотрудником Апостола ( Рим.4:24, 8:11, 10:3 , 1Кор.6:14, 15:15 ; 2Кор.4:14, 13:4 ; Гал.1:1 ; Еф.1:20 ; Кол.2:12 ; 1Фес.1:10 ; Евр.13:20 ; ). Тем более несомненно для Апостола, что носящее явно космический характер воскресение мертвых, как неизбежное следствие глубокого изменения самой природы человека (срав. 1Кор.15 ), является результатом Божественного воздействия. Так, уже исходное положение всех дальнейших анастасических откровений этой замечательной 15-й главы теснейшим образом связывает самую возможность воскресения мертвых с воскрешением Христа Богом Отцом: «Мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, (если бы) свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:15–16:20 ). Таким образом, самая действительность акта воли Божией, воскрешающей Христа, поставляется в прямую связь вообще с космической возможностью воскресения мертвых, Первенцем из которых был Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

976 Но – аа) Дух Святой пребывает в Сыне, почивает на Нем потому же, почему Сын пребы­вает в Отце и Отец в Сыне ( Иоан. 14:10 ), т.е. по единосущию, по совершенной нераздельности Их естества, а отнюдь не по происхождению от Сына: иначе и из слов Спасителя: Я в Отце и Отец во Мне – надлежало бы заключать, будто Они взаимно Друг от друга происходят; бб) в частно­сти говорится, что Дух почивает на Сыне, как на Богочело­веке, сообразно с словами пророка: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис. 11:2–3 ); вв) Дух приемлется от Сына верующими, по­тому что Сын есть наш Искупитель и Ходатай, примиривший нас с Богом ( Еф. 2:14–16 ) и своими заслугами приобретший право подавать нам от Божественной силы Его… все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр. 1:3 ; срав. Иоан. 7:37 ), изливать в сердца наши благодать Духа ( Тит. 3:6 ), которая потому и на­зывается благодатью Христовой ( Рим. 16:20 ); гг) если иногда го­ворится у Отцов, что Дух есть образ Сына, отсюда еще не следует заключать, будто Дух от Сына происходит, ибо мно­гое, рождающееся или происходящее от другого, не бывает образом того, от чего происходит (как плод, рождающийся от древа), и можно быть образом другого вследствие единства только природы, а не вследствие происхождения (как встречаются иногда два человека, совершенно похожие друг на друга, хотя и не состоящие в родстве). Сын есть образ Бога невидимого, как единосущный Ему и как явивший и являющий Его в Себе и через Себя тварям равенством могущества, власти и прочих Божеских свойств ( Кол. 1:15 ; Евр. 1:1–3 ); равно и Дух может быть назван образом Сына по единосущию с Ним и потому, что открывает Сына, как Сын Отца, своей премудростью, святостью и прочими действиями в мире. С другой стороны, Духу приличествует такое название и в соответствие тому, что Он соделывает нас – верующих быть подобными образу Сына Своего ( Рим. 8:29 ). 977 4) Есть, наконец, свидетельства (не станем скрывать этого), которые и правильно приводятся из писаний учителей Церкви, и действительно прямо выражают мысль, что Дух Святой от Отца и Сына исходит (procedit).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но среди этой массы плотского Израиля постоянно хранилось святое семя общество избранных, истинная ветхозаветная церковь верующих в грядущего Мессию (Сн. Рим.9:27–29; 11, 5 и др.), долженствовавшая дать собою основание к созданию церкви нового, благодатного Израиля ( Рим. 9:6 Гал. 6:16 ) 54 . Это общество, хотя и не было вполне свободно от заблуждений массы (срав. даже относительно апостолов в Мф. 20, 21 и др.), хотя вместе со всею массою и подчинялось игу закона (номизм), однако же и не было вполне увлечено в поток чувственных мечтаний иудейства и возвышалось над массою в своих мессианских чаяниях. Доказательством этого служат напр. вдохновенный изречения Захарии ( Лук.1:67–79 ), старца Симеона ( – 2, 29 – 32) и др. Среди членов этого общества хранилось семя истины ветхозаветного Божественного откровения, и они с благоговейною радостью, с беззаветною доверчивостью приняли истинного Мессию. На этой-то доброй почве потом и могла быть оплодотворена и взращена идея новозаветного толкования В. 3. в духе взаимоотношенья обоих заветов. Казалось бы, этим можно было бы и закончить наши исследования об иудейском толковании именно в отношении к новозаветному толкованию. Но одна часть сторонников воззрения теории аккоммодации побуждает. нас, по предположенному, к рассмотрению и иудео-александрийского толкованья В. 3. 55 . II. Иудео-александрийское толкование Ветхого Завета Источниками для суждения об иудео-александрийском толковании В. 3., его возникновении и развитии, свойствах и видах, могут служить: а) следующая из неканонических и апокрифических книг, происшедшая, по исследованиям учёных 56 на иудео-александрийской почве: книга Премудрости Соломоновой, 3-я и 4-я кн. Маккавейскии, кн. Варуха, посланье Иеремии, греческие прибавления к книгам Есфирь, пр. Даниила и кн. Иова 57 б) отрывки из Аристовула – александрийского иудея 58 , в) отрывок из драмы александрийского иудея Иезекииля ξαγωγ» 59 , г) – древнейшие части из Сивилл 60 и наконец главнейший источник – д) сочинения Филона – александрийского иудея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Наконец, Церковь Свята по своему устройству. Глава ее есть Всесвятой Господь Иисус ( Евр.7:26 ); в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами ( Рим.8:14–27 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые приняли от Него силу «к совершению святых» ( Еф.4:12 ); преподает святое и «освящающее» людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ); совершает святые и освящающие нас таинства ( Еф.5:26 ; Ин.6:48–58 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением ( Гал.1:6–9 ; 1Кор.11:20–22 ); состоит из членов, омытых банею водною, и освященных ( 1Кор.6:11 ; Евр.10:10 ; Деян.20:32 ). «В чем же непогрешимость Церкви?» спрашивает митрополит Елевферий, и отвечает: «Обещая Своим апостолам послать Духа Святого, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо, заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их.., уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять); срав. ( Мф.23:3 ; 2Пет.2:4,9,3:7 ; Иуд.1:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19,20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами Премудрости Божией, через которые она сообщалась миру, верующим, были святые апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святого; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», то есть точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез апостолов, и состоит непогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010