Среди письменных источников большое количество сведений о строительстве и многочисленных перестройках церквей содержит Liber Pontificalis («Книга пап»), которая включает биографии пап от ап. Петра до Мартина V. Для археолога, изучающего Рим, очень важны церковные календари. В них отмечались праздники освящения больших базилик Рима, сообщались сведения о кладбище, где был похоронен тот или иной мученик или папа, дни их «рождения» (dies natalis) – т.е. даты смерти, когда они «родились в вечную жизнь» в христианском смысле. Самые важные для Рима календари – Martyrologium приписанный по ошибке Иерониму Стридонскому ; Depositio episcoporum и Depositio martyrum (336 r.), a также календарь Фурия Дионисия Филокала, знаменитого каллиграфа папы Дамаса. Большую группу топографических источников формируют путеводители, составленные не ранее VII в. паломниками из разных стран Северной Европы. Из них наиболее известен путеводитель «Чудеса города Рима» (Mirabilia Urbis Romae), который восходит к XII в. Эпиграфические памятники Рима собраны в многотомном и постоянно пополняющемся корпусе Inscriptiones Christianae Urbis Romae. Β 1937–1980 гг. Р. Краутхаймер с группой сотрудников издал пятитомный «Корпус римских христианских базилик» (Corpus basilicarum christianarum Romae) – капитальный свод всех архитектурных, археологических и литературных свидетельств о памятниках Рима и его окрестностей в вв. Огромная информация, накопленная поколениями исследователей, нашла отражение в трехтомном справочнике по топографии Рима Lexicon Topographicum Urbis Romae, который был опубликован в 1995–1996 гг. Множество сведений о раннехристианском и средневековом Риме и его исследователях содержится в специальных энциклопедических словарях. Ф. Пергола и М. Барбини рассматривают как неотъемлемую часть развития городского пространства обширные кладбища Рима, располагавшиеся за стеной, возведенной Аврелианом. Многовековую традицию, восходящую к Евангелию ( Мф. 16:18 ), имеет идея об утверждении Римской церкви на камне – апостоле Петре. В последние годы возобновились дискуссии об историчности пребывания и мученичества апостолов Петра и Павла в Риме во всех аспектах: историческом, богословском, филологическом, археологическом. Заново пересматриваются результаты раскопок под церковью св. Петра в Ватикане, которые были предприняты в 40-х годах XX в. с целью поисков могилы апостола. 3. Христианская топография: внутри городских стен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ментальные ловушки часто остаются ниже порога сознания именно таким образом. Мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений. И чтобы избавиться от них, прежде всего необходимо научиться их распознавать. Данная книга дает материалы, необходимые для овладения таким искусством. Это путеводитель натуралиста по некоему роду ментальной флоры, дающий отчетливые характеристики различных ее представителей и приводящий яркие иллюстративные примеры. Это справочник по выявлению ментальных ловушек. Научиться распознавать и идентифицировать ловушки — первый шаг. Но сами по себе выявление и идентификация не положат им конец. Мы должны быть убеждены, что они бесполезны и даже вредны. А это не всегда очевидно. Более того, ментальные ловушки часто представляются нам необходимыми видами деятельности, без которых наша жизнь стала бы хаотичной и небезопасной. Некоторые ловушки даже воспеты в известных всем изречениях и пословицах. Мы не сможем с ними бороться до тех пор, пока не будем твердо убеждены в том, что они вредоносны. Любой приличный путеводитель натуралиста содержит практическую информацию такого рода. Какой смысл научиться распознавать бледную поганку, если при этом нам не сказали, что она ядовита? Поэтому и в нашем справочнике различные советы по идентификации ментальных ловушек дополнены анализом их вредоносного влияния. Научившись распознавать ловушки и убедившись, что избавление от них пойдет нам только на пользу, мы оказываемся перед лицом банальной дурной привычки. На этом этапе человек похож на курильщика, который всерьез принял предупреждение Минздрава, напечатанное на пачке сигарет. Однако, как знает каждый курильщик, настоящее сражение с этого момента только начинается. В войне с ментальными ловушками, как и в войне с курением, решения принимаются, нарушаются и принимаются вновь. Некоторым людям удается завязать с вредной привычкой, а некоторым нет. Многие, по крайней мере, захотят свести ее к минимуму. Последняя глава нашей книги содержит советы по стратегии в сражении с ментальными ловушками.

http://azbyka.ru/zdorovie/gluposti-kotor...

После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно. Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек. Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: «Полярная звезда», «Вальтер Скотт», «Хинган», «Сириус». Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого флота в мире. Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, веселых рогож. Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью. Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня «Адмирал Истомин», а где «Летучий голландец»: «Истомин» грузит бананы в Сингапуре, а «Летучий голландец» разгружает муку на Фаррерских островах. Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к морю. Тогда впервые я услышал от мамы слово «менингит». – Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось менингитом. Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только усмехнулся на мамины страхи. Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю. Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Я добавлю, что «Родительский мост» недавно участвовал в благотворительном фестивале «Добрый Питер», организаторы которого создали карту с названием «Хочешь помочь, но не знаешь как?». Это что-то вроде справочника для человека, который не знает, куда ему приложить свои силы: стать волонтером, сделать пожертвование и т.д. Здесь указаны далеко не все благотворительные организации нашего города, но ведь это только начало. Думаю, подобные путеводители по «добрым местам» — не только замечательный способ рассказать людям о деятельности фондов, но и средство консолидации благотворителей города. Кредит недоверия Иерей Димитрий Симонов: Часто возникает вопрос о недоверии фондам. Некоторые считают, что в них отмывают деньги или просто воруют. Что можно возразить на это? Екатерина Воронова: Всю информацию, которую мы предоставляем, можно проверить самому: прийти в офис или в больницу, позвонить по телефонам, указанным на сайте. Елизавета Киктенко: Уже несколько лет мы проводим акцию «Петербург без сирот»: устанавливаем в кафе и супермаркетах копилки по сбору пожертвований. Это могут быть совсем небольшие суммы, пусть пять или десять рублей, но человек, опустивший монетку в копилку, ощущает свою причастность к хорошему делу. О том, как фонд тратит средства, собранные в рамках акции, любой человек может прочитать в годовых отчетах фонда. Ольга Лупилина: Да, чем дольше стоит такая копилка, тем больше доверия к фонду, тем больше денег она собирает. Раз в несколько лет мы нанимаем внешний аудит. Фонд существует почти 20 лет, и мы с недоверием сталкиваемся уже редко. Но, конечно, всегда найдутся люди, которые ни за что не поверят в бескорыстную помощь других. Протоиерей Лев Большаков: Что ж, такое недоверие неудивительно. Мое поколение умеет собрать и потратить деньги на добрые дела, а вот молодое поколение научилось отчитываться. Церкви разрешили заниматься благотворительностью совсем недавно, поэтому за столь короткое время мы еще не смогли преодолеть все стереотипы. Протоиерей Александр Степанов: Это не только наша проблема. Недоверие к фондам существует и на Западе. Но там люди все чаще отдают предпочтения маленьким благотворительным организациям. Дело, конечно, не в размере, а в «прозрачности» финансовых передвижений. Люди могут сами состоять в правлении или участвовать в собраниях таких небольших организаций.

http://old.aquaviva.ru/news/2011-03-12/2...

Я вообще люблю библиографию, даже не как научную дисциплину или науку. У меня имеется много библиографических списков, указателей. Допустим, одна из интересных мне тем – архивная россика. Я собираю все, что касается архивной россики. Список растет – было 200 названий, а потом уже 1 тысяча, 2 тысячи. Он нуждается в классификации, систематизации. Уже выделяются какие-то разделы. Сначала идет самое простейшее деление – по виду издания. Допустим, книги и статьи. Это помогает, когда ты хотя бы разграничиваешь свой список на 2 части, это уже что-то. А дальше уже идет более узкая классификация. Допустим, то, что касается зарубежного православия в истории, то, что касается даже просто истории православия. Дело в том, что в истории Русской Православной Церкви есть все, что есть и в истории России, – те же самые классификации, темы. А ведь есть еще церковная археология, церковная архитектура, церковное искусство, которое в себя включает ту же архитектуру православного храма, иконопись, декоративное искусство. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша исследовательская деятельность в отношении Русской Зарубежной Церкви. Исследовательская деятельность заключается в подготовке статей и книг по истории российского зарубежного православия и его архивного наследия, в подготовке справочников и путеводителей по архивам Русской Православной Церкви. Также я работаю в Историко-архивном институте РГГУ, где читаю курсы лекций «История Русской Православной Церкви за рубежом», «Архивы Русской Православной Церкви в России», «Архивы Русской Православной Церкви за рубежом», «Проблемы зарубежной архивной россики», «Россика во Франции», «Документальное наследие русского зарубежья» и др. Что в истории Русской Зарубежной Церкви вас привлекает и что отталкивает? Привлекает верность православной вере, верность традициям и любовь к России. Отталкивает… Ничего не отталкивает. Иногда вызывает сожаление неспособность к компромиссам и очень часто – преобладание политического начала над христианским и духовным.

http://bogoslov.ru/article/6025138

И отец Глеб, и зарубежники, и студенты из Франции, и лютеране из Виттлое – это были знаковые встречи. Мир вокруг нас стремительно терял привычные очертания. Было трудно, даже голодно (помню американскую гуманитарную помощь — бесконечные мешки с рисом, чечевицей и сухим молоком), но «советского» в нашей жизни становилось все меньше и меньше. В редакции ЖМП Прощание со СМИ В эти годы журналистика потеряла для меня привлекательность, центром жизни стал приход, я без тени печали внутренне попрощался с работой в СМИ и совсем не думал, что когда-либо снова буду заниматься журналистикой профессионально. Многие их тех, кого Господь собрал в наше маленькое братство, служат Церкви. Несколько человек окончили семинарию, четверо приняли сан, четверо — монашеский постриг, один окончил иконописную школу… Дима Румянцев стал священником и служил в «Малом Вознесении» на Никитской (+ 3 июля 2006), Леша Куренков сейчас протоиерей, проректор Белгородской семинарии, Валя Глазовская окончила Иконописную школу при МДА, писала иконостас, в частности, для кафедрального собора в Токио. Игумен Тихон (Полянский) служит в храме под Клином, преподает в православной гимназии Плесково. Нас было человек пятнадцать-двадцать, но мы были очень энергичными, жаждущими ясных и конкретных дел. И все нашли свое место в Церкви. Оглядываюсь на те годы и думаю: какая Божья милость на всё тогда была… 2007. Крещальная Литургия Из руин вырос храм, помойка превратилась в благоустроенную церковную территорию, казалось, можно жить такой общинкой всегда. Братство занималось большинством тех дел, которые непосредственно не касались богослужения – церковно-певческой школой, детскими и молодежными лагерями, издательскими проектами, мастерской золотного шитья, организацией общения с многочисленными гостями. Возникла молодежная группа при храме Илии Обыденного, которую мы стали называть «московским филиалом братства». В нем были Витя Судариков , Юля Бредун, Леша Беглов, Игорь Гарькавый и другие. Во многом с их помощью я составил в 1992 году первый справочник-путеводитель «Православная Москва», который Петр Паламарчук, автор «Сорока сороков», назвал долгожданным «пятым томом» своего знаменитого исследования о московских храмах.

http://pravmir.ru/sergej-chapnin-massmed...

Сведений о скульптуре в церковном архиве не нашлось. Но в дореволюционных изданиях удалось обнаружить немало упоминаний о художественной и исторической значимости деревянной скульптуры. Серебренников уже не сомневался: пермскую деревянную скульптуру необходимо тщательно изучать. Дореволюционные справочники и путеводители позволили продумать и маршруты будущих экспедиций. В период с 1923-го по 1926 гг. их было предпринято шесть: Чердынский и Соликамский уезды, села и деревни Пермского, Коми-Пермяцкого и Верхнекамского округов. Об обстановке, в которой происходили эти экспедиции, свидетельствуют воспоминания самих участников. Исследователей обычно «охраняли» сельские комсомольцы, представители милиции и местных органов Советской власти. Председатели сельсоветов и волостных исполкомов присутствовали и при осмотре храмов. Дело в том, что «научный интерес» участников экспедиций не ограничивался только деревянной скульптурой. Старинные ценные иконы, кресты, фелони, покрова, церковные сосуды… Источник лаконично констатирует: «неохотно расставались с ними церковники». Семен Хромой. «Рождество Иоанна Предтечи» Конец XVI в. (Из церкви с. Орла Усольского района) Истома Савин Конец XVI — начало XVII в. (Из церкви с. Орла Усольского района) Складень трехстворчатый: Богоматерь Владимирская, с праздниками в 18-ти клеймах и 10-ю ликами святых на створках.1603 г. (Из церкви Похвалы Пресвятой Богородицы с. Орла Усольского района) Экспедиции эти, по сути, стали практическим воплощением декрета 1918-го года. В литературе 70-х годов упоминается о «недружелюбном приеме экспедиций местным населением», о случаях сопротивления реквизициям и о попытках «сокрытия» наиболее ценных святынь. Среди прочего, простодушно говорится и о том, что А.К. Сыропятову приходилось «усмирять» своих «темпераментных помощников», «разъясняя крестьянам и членам церковного совета суть декрета об отделении церкви от государства». Успех экспедиций в этих случаях не определялся достижением взаимопонимания: ценности, среди которых были и имеющие богослужебное значение, изымались в

http://pravmir.ru/xristos-v-temnice-perm...

Однако зачем Беде показалось необходимым создавать собственное переложение труда своего старшего современника, сократив его почти на две трети? Слова самого Беды помогают нам разобраться в этом. В конце своей версии De locis sanctis Беда описывает стиль Адомнана словом laciniosus 12 , что может означать «многословный» или «запутанный», и в этом случае, по всей видимости, означает и то, и другое. Также в «Церковной истории» Беда, говоря о сочинении Адомнана, цитирует свою собственную версию De locis sanctis, добавляя, что выдержки из его сочинения лаконичнее передают смысл текста Адомнана (breuioribus strictisque sermonibus) 13 . Таким образом, как, по всей вероятности, считал сам Беда, главная ценность его текста состояла в ясности и простоте его латинского стиля, в противовес длинным сложноподчиненным предложениям Адомнана, отягощенным необычным и зачастую нарушающим все мыслимые правила порядком слов 14 . Англосаксы, для которых латынь не была родным языком, попав в монастырь, были вынуждены с большими трудами осваивать чужой язык, так не похожий на древнеанглийский 15 . Основой обучения в монастырской школе всегда было Священное Писание . Поначалу ученики заучивали наизусть отрывки из Псалтири, затем постепенно начинали читать библейские книги, и их стихотворные переложения, составленные раннехристианскими авторами, а также другие нравоучительные сочинения 16 . В достаточной мере овладев латынью, монах посвящал всю свою жизнь вдумчивому чтению Писания и комментариев отцов Церкви. Однако кроме этих авторитетных текстов всегда существовала потребность в справочной литературе, содержащей, помимо всего прочего, и топографическую информацию, которая бы облегчала чтение, понимание и толкование священного текста. В среде ученого монашества такие топографические справочники становились своеобразными «экзегетическими инструментами» 17 . Важно заметить, что в раннесредневековой варварской Европе, в ситуации дефицита вообще каких бы то ни было книг, сочинение любого жанра, так или иначе касавшееся Палестины, могло использоваться экзегетами для получения топографической информации, будь то отчет о паломничестве, «рекламный» путеводитель по святым местам (итинерарий) или просто частное письмо 18 . По этой же причине монастырские преподаватели и ученые целенаправленно стремились создавать библейские справочники, собирая в них топографическую информацию из всех источников, доступных им в монастырской библиотеке. Кроме того, на Западе был хорошо известен трактат блж. Августина «O христианском учении» (De doctrina Christiana 19 ), в котором он прямо говорит о необходимости такого рода литературы 20 , побуждая христианских авторов следовать примеру Евсевия 21 и составлять свои библейские справочники 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В справке об одних монастырях все иноки (или инокини) перечислены поименно, о других — указано их общее число, о третьих — не указано ничего. Часто сведения по истории обители избыточны, тогда как о ее современном состоянии — минимальны. Составитель не жалеет места в справочнике для всем известных сведений (подробный рассказ о житии великомученицы Анастасии Римляныни, с. 504) и в то же время не находит возможным дать хотя бы минимальный комментарий сообщению о том, что строительство в городе Орше Богоявленского Кутеинского монастыря «благословил патриарх Иерусалимский Феофан» (с. 569), словно у нас на Руси возведение монастыря по благословению Предстоятеля другой Поместной Церкви — дело обыденное. Между тем одна из важнейших задач редактора, тем более когда речь идет о книге-справочнике, — обеспечить единообразие представляемой информации. В рецензируемой книге нарушение этого принципа мы видим повсеместно. Так, слово «владыка» в ряде случаев почему-то начинается с прописной буквы (с. 340, 434, 495; при этом речь отнюдь не идет об именовании Патриарха Святейшим Владыкой). Часто по-разному пишутся одни и те же географические названия: то село Волго-Верховье и монастырь Волго-Верховский (с. 421–423), то — Волговерховье и Волговерховский (там же); второ-афонский и второафонский монастырь (с. 400); Новоторжский монастырь назван Борисо-Глебским (с. 411), а Аносин — Борисоглебским (с. 208); на с. 154 и город Л.-Кузнецк , и Ле-нинск-Кузнецкий . Нет единообразия в информации о настоятелях или наместниках монастырей, она то излишне краткая: «И.о. настоятельницы — монахиня Вера » (с. 315), то излишне подробная, например: «Наместник — архимандрит Кирилл (Епифанов Евгений Александрович)» (с. 46); непонятно, для чего указывать мирское имя и тем более отчество монаха, учитывая, что обращаться «по имени-отчеству» ни к монахам, ни к людям с саном не принято (в официальном «Православном церковном календаре» эти данные не приводятся даже для архиереев и Предстоятелей Церквей); а то вдруг поставлен творительный падеж: « Наместником — игум. Климент (Кривоносов)» (с. 41).

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

54.Россия перед Вторым Пришествием. М. 1996. 55.Государственное учение Филарета митрополита Московского. М. 1888. 56.Духовник Царской семьи святитель Феофан Полтавский. М. 1994. 57.Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб. 1906. 58.Призрение и благотворительность в России. Летопись благотворительных учреждений Петербурга. СПб. 1915. 59.То же. Справочные сведения о благотворительных заведениях Петербурга. СПб. 1916. 60.Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-мученик. Пекин. 1920. М. 1997. 61.Е.Е. Алферьев. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль. 1983. 62.Священник Александр Чесноков. Глинская пустынь и ее старцы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. 63.Три слова о монашестве. СПб. 1888. 64.Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Архив Святейшего Синода. 1 отделение. Алфавиты к ф.79б. книга 40. 65.Адресный указатель Санкт-Петербургского Апраксина Двора. СПб.1907. 66.Ефрем, иеромонах Иверский, что на Выксе, женский монастырь и его основатель иеромонах Варнава. Сергиев Посад. 1912. 67.Миловидов Иоанн. Избранные письма отца Варнавы. М. 1879. 68.Санкт-Петербургские епархиальные ведомости 1–17. Издания с 1990 по 1997 год. 69. Серафим (Роуз) , иеромонах. Святое Православие. 20 век. М. 1992. 70.Ярославское благотворительное общество в Санкт-Петербурге. СПб.1898. 71.Отчет Ярославского благотворительного общества и список членов общества за 1898 год. СПб. 1899. 72.То же за 1899 год. СПб. 1900. 73.То же за 1900 год. СПб. 1901. 74.То же за 1901 год. СПб. 1902. 75.То же за 1902 год. СПб. 1903. 76.То же за 1903 год. СПб. 1904. 77.То же за 1904 год. СПб. 1905. 78.То же за 1906 год. СПб. 1907. 79.То же за 1907 год. СПб. 1908. 80.То же за 1908 год. СПб. 1909. 81.То же за 1909 год. СПб. 1910. 82.То же за 1910 год. СПб. 1911. 83.То же за 1911 год. СПб. 1912. 84.То же за 1912 год. СПб. 1913. 85.То же за 1913 год. СПб. 1914. 86.Свод товарных цен на главных рынках России за 1890–1896 годы. СПб. 1896. 87.Сведения о ценах на хлеб и некоторые другие важнейшие товары, составленные статистическим отделением Канцелярии Министерства Торговли и Промышленности за 1906–1915 годы. СПб. 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010