Дютьково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1879 г. стараниями купца Трофима Мурашова и при содействии прихожан в Дютькове была построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней. В храме было два придела: во имя св. пророка Илии и прп. Саввы Сторожевского. В 1940 г. службы в храме прекратились. После войны здание использовали как зернохранилище, в 1960-х гг. хотели взорвать. В настоящее время храм передан верующим. С 2003 г. совершаются регулярные богослужения и ведутся восстановительные работы. Справочник-путеводитель " Подмосковье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Дютькове. Село Дютьково с деревянною церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1583 г. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря. В писцовых книгах 1624-25 гг. значится: «церковь древяна, стоит пуста от литовских людей; у церкви двор вдового попа Остафья… в селе двор крестьянский и двор бобыльский, людей в них 6 человек». В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» за 1628 г. под Звенигородскою десятиною написано: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Саввы-Сторожевского монастыря в селе Дютькове; дани 4 алтына 2 деньги, в корм и в Московской проезд гривна, и 30 января нынешнего года взято». В той же форме эта церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа по 1748 г. с обозначением дани: в 1678 г. – 29 алтын 4 деньги, заезда гривна, в 1739 г. – рубль 9 алтын 4 деньги. В 1678 г. в селе Дютькове числилось 5 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских, в них всего 46 человек. По переписным книгам 1705 г. значится: «село Дютьково, на речке Песочне, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы; у церкви во дворе поп Микита Елизаров, у него сын пономарь Потап, во дворе дьячок Аника Никитин и 14 дворов крестьянских». В 1715 г. при церкви был священник Андрей Никитин. Село это состояло в вотчине за Савво-Сторожевским монастырем по 1765 г.

http://sobory.ru/article/?object=07365

Закрыть itemscope itemtype="" > Рождение легенды 09.01.2020 759 Время на чтение 10 минут Источник: Отрок.иа «Кто был в Италии, тот скажи “прости” другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю», — писал Николай Васильевич Гоголь. 150 лет прошло с тех пор, но Италия не стала менее привлекательной. Наоборот, набирает всё большую популярность. Этот край ассоциируется преимущественно с католической культурой, однако Православная Церковь не прекращала свою жизнь на итальянской земле. «Отрок» предлагает прогуляться по главным достопримечательностям восточнохристианского наследия вместе с историком и литератором Михаилом Талалаем. Собеседник «Отрока» — Михаил Григорьевич Талалай, историк, публицист, автор многочисленных путеводителей и справочных изданий о православных святынях Европы, переводчик. Участник общественного движения за спасение памятников ( Ленинг рад, 1980 е), автор ряда статей «Православной энциклопедии». С 1992 года живёт в Италии. — Михаил Григорьевич, после похода крестоносцев на Константинополь в 1204 году многие реликвии православного мира перекочевали в Европу. Какие особенно знаковые святыни из византийского наследия оказались тогда в Италии? — Важнейшая святыня — мощи святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя Византии. Для крестоносцев это была самая ценная «добыча» — главная реликвия всей павшей империи, олицетворение византийской славы. В стане крестоносцев из разных стран долго велись дискуссии, кому её доверить. В итоге по благословению Папы Римского мощи передали папскому легату кардиналу Петру Капуанскому, который спустя 4 года, в 1208 м, торжественно перевёз их в Амальфи — столицу морской республики. Часть мощей после падения Константинополя увезена в Рим, откуда в 1960 е передана в Патры — город, где был распят апостол. В православном мире эта страничка церковной истории мало известна, хотя по значимости сопоставима с перенесением мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Но если мощи святого Николая перенесли в XI веке, когда разделение Церквей только произошло и ещё не столь ощущалось, то мощи апостола Андрея — в начале XIII века. На тот момент раскол значительно усугубился, и данное событие воспринималось уже как прямой грабёж (наряду со всем Четвёртым крестовым походом).

http://ruskline.ru/opp/2020/01/09/rozhde...

Ивантеевка. Церковь Георгия Победоносца в Новосёлках. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о церкви Георгия в Новоселках появилось в 1585 г. и было это упоминание о том, что она развалилась. К концу 1590-х годов церковь была выстроена заново. В 1664 г. Московская патриархия дала Бирдюкину-Зайцеву Ивану Ивановичу и его брату Киприану разрешение на владение селом, его землями и на строительство новой деревянной церкви. В 1678 г. церковь освятили, и в ней уже совершались богослужения. К концу 1720-х годов Георгиевская церковь обветшала. 3 июля 1730 года Ирина Федоровна Шереметева подала в Казенный приказ прошение о строительстве новой церкви, тоже деревянной, которое было одобрено, и храм был построен. С той поры церковь больше не перестраивалась. В советское время храм не закрывался, и в нем регулярно совершаются богослужения. По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/ Из таблички, висящей на фасаде церкви следует, что она была построена в 1737 году, однако на самом деле нынешнее здание гораздо более позднее - конца XIX века. В каталоге " Памятники архитектуры Московской области " (1999 г., под ред. Е.Н. Подъяпольской) указано, что " ...общая объемно-пространственная композиция и художественные формы памятника с чертами псевдорусского стиля позволяют датировать его концом XIX в. " На сайте храма (http://pobedonosec-georgy.ru/) приводятся воспоминания старожилов и прихожан о строительстве церкви в конце XIX века и называются вероятные даты начала строительства - 1886-1887 гг. и освящения храма - 1892 г. Церковь Георгия Победоносца в с.Новоселки (Ивантеевка) является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). В советское время не закрывалась. В 1957-1959 гг. храм расширен обширной пристройкой с севера. Кресты на главах - XVII в. Иконостас современен постройке. Роспись потолков - сер. ХХ в. Имеется чтимая икона Черниговской Божией Матери. Источник: Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники. - М., УКНО " Духовное преображение " , 2008 г.

http://sobory.ru/article/?object=03504

Красная Грива, урочище. Знаменский женский монастырь. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1598 и 1679. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Гороховецкий район, г. Гороховец, Знаменский участок Координаты: 56.21205, 42.67613 Проезд:с центральной площади Гороховца 300 м до реки Клязьма. Летом понтонный мост, зимой по льду на другой берег. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Церковь Иоанна Богослова Приписные приходские церкви: Быстрицы. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Свято-Знаменский женский монастырь прежде был мужским. Основан в 1670 г на средства Гороховецкого купца Симона Ершова. В 1678 г в монастыре была Знаменская церковь с приделами Иоанна Богослова, Зосимы и Савватия Соловецких. На территории размещалось пять келий, где проживало восемь человек братии («питались милостыней»). С 1723 г. Гороховецкий Знаменский Красногривский мужской монастырь был приписан к Флорищевой пустыни. Храм в обители был один - в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом во имя св.Иоанна Богослова. Прежде в храме существовали «оригинальные клиросы, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы» с соответствующими изображениями. Из памятников церковной старины замечательны: царские врата 18 века; 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах» (Денисов … Православные монастыри, 1908). Монастырь закрыли в 1923 г. Во второй половине 20 в. на его территории был совхоз, в Знаменской церкви – конюшня. Монастырь возобновлен в 1999 г. как женский. В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо.Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908. Знаменский монастырь расположен на левом берегу реки Клязьмы, в ее пойме, на так называемой Красной гриве (поэтому монастырь называется Красногривский). Это самый древний в Гороховце монастырь. Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его в начале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле. В 1670 году Семен Ершов уже построил каменную церковь Знамения Богородицы. Позже была пристроена колокольня (после 17ЗЗ года) и теплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=01071

Красноярск. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский храм в Красноярске построен в 1804-1822 гг. Каменный, с колокольней, 3 этажный, имеет 4 престола. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери Иверская (1866 г.). Восстановление храма начато в 1990г. При Благовещенском храме открыт монастырь - Благовещенский женский, 5 мая 1995 г. Сразу был заложен 2-этажный монастырский корпус, достроен в 1998 г. Всего сейчас здесь живет 40 насельниц.  Справочник-путеводитель Монастыри русской православной церкви, 2001 г. Благовещенская церковь (церковь Благовещения Пресвятые Богородицы) — первая церковь в Красноярске, построенная по чертежам, третий каменный храм в городе. Строили церковь енисейские каменщики, возглавляемые иркутским мастером Иваном Прохоровым. В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось. В 1811 году «строителем» церкви вместо Пороховщикова был выбран купец П.Ф. Ларионов. В начале 1812 года взамен не понравившегося горожанам И. Прохорова был приглашен мастер из Енисейска И.И. Огрысков. Основные строительные работы были завершены в 1812 году. Строительство продолжалось до начала 1820-х годов. Двухэтажный храм имел четыре придела на двух этажах и каменную часовню в честь Иверския Иконы Божией Матери (1866 г.). Храм имел библиотеку и церковно-приходское попечительство. Один придел посвящался Александру Невскому. Александр I в 1820 году подарил церкви образ св. гнязя Александра Невского, написанный академиком Егоровым. В 1829-1831 годах красноярские мастера Е. Ушаков и Ф. Быкасов пристроили к западному фасаду церкви четырёхколонный портик и возвели вокруг здания кирпичную ограду. Позднее с южной стороны был возведен придельный храм Зосимы и Савватия, а к северному фасаду пристроили помещения ризницы и сторожевской с часовней Иверской богоматери. Одна из центральных улиц города, идущая от храма, стала называться Благовещенской, ныне улица им. Ленина. В советские времена были разрушены купольные завершения, а в церкви размещался пушно-меховой склад. Проект реставрации и воссоздания Благовещенской церкви выполнялся в 1983 году. Само же восстановление было выполнено уже в 21-м веке.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими с православною Церковью Источник Предисловие С широким и свободным распространением ныне различных сект штундо-баптизма, молоканства, адвентизма, духоборчества, и многих других разветвлений «свободного евангелизма», обильно сеющих среди православного населения лжеучения, теперь необходимо стоять всегда на страже святой веры не только пастырям Церкви, но и православным мирянам, дабы волки еретических дебрей не распудили стада Христова. Но невооруженному стражу трудно и себя самого отстоять, не говоря уже о защите других. Затруднительное положение испытывает и пастырь церковный и его пасомые, если враг внезапно нападет на них и осыпает градом вопрошений, требуя ответа о нашем уповании. Сектанты свои вопрошения основывают, главным образом, на Слове Божием, превратно ими истолковываемом, поэтому и всякому православному христианину нужно не только знать, что отвечать на основании Слова Божия о своем «уповании», но и уметь «заграждать уста» совопросникам века сего. Чтобы прийти на помощь этому делу, мы задались целью составить и выпустить в свет «КРАТКИЙ ТОЛКОВАТЕЛЬ» мест Священного Писания , извращаемых сектантами в защиту своего лжеучения, в порядке книг, глав и стихов Нового и Ветхого Заветов. Места Писания, превратно понимаемые сектантами, деятелям миссии давно известны, но более или менее полного свода их, а тем более систематического, в порядке книг, глав и стихов, хотя бы и краткого объяснения их, в книжную миссионерскую сокровищницу еще не внесено. Цель настоящего труда – восполнить этот пробел. При составлении «Толкователя», мы не упустили из виду ни одного из более крупных миссионерских пособий. Кроме ранее выпущенных нами в свете «Миссионерского Щита веры», «Путеводителя по св. Библии» и «Симфонии па Новый и Ветхий Завет », мы руководились: 1) Примечаниями к подчеркнутым сектантами текстам Нового Завета, напечатанными в 1896 году преподават. Киев. Духов. Семинарии С. Кохомским , 2) Указателем сектантских пометок в Новом Завете, составленным в 1899 году Ставропольским Епархиальным миссионером, протоиереем С. Никольским, 3) Миссионерскою Библиею известного деятеля миссии В. М. Скворцова, 4) Толкованиями на Новый Завет епископов Михаила и Феофана и др. 5) Миссионерскими пособиями: а) Протоиерея Иустина Ольшевского, б) свящ. И. Стрельбицкого , в) П.П. Оболенского, г) Справочной книгой протоиер. С. Попова и друг. Тексты, извращаемые сектантами, показаны в одних цитатах с левой стороны текста «Толкователя» и в заголовке каждой его страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського   20 жовтня 2006 р. 17:23 Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Интернет дает нам безграничные возможности для проповеди» [Ihmepb " ю] Интервью епископа Саратовского и Вольского Лонгина, для второго издания справочника-путеводителя «Православный Интернет». Справочник готовится к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. 16 жовтня 2006 р. 19:43 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Раны, нанесенные телу Церкви в Великобритании, постепенно затягиваются» [Ihmepb " ю] В ходе визита в Великобританию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский Кирилл 14 октября 2006 года дал интервью корреспонденту РИА «Новости». 10 жовтня 2006 р. 17:31 Епископ Панкратий: «Для истинного возрождения монастырей в России важно перенять эстафету духа из монастырей Афона» [Ihmepb " ю] По благословению Святейшего Патриарха Алексия на минувшей неделе в Москве проходила Международная научно-богословская конференция «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства». На вопросы пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из организаторов форума настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев). 5 жовтня 2006 р. 14:17 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Главный вклад в дело воспитания детей по-прежнему вносит семья» [Ihmepb " ю] Москва, 5 октября. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент прокомментировал учреждение новой церковной награды — «Патриаршего Знака Материнства». 20 вересня 2006 р. 13:12 Возвращение останков императрицы Марии Феодоровны в Россию — своего рода акт покаяния нашего народа [Ihmepb " ю] Накануне перенесения праха императрицы Марии Феодоровны Романовой из Дании в Россию настоятель Александро-Невского прихода Московского Патриархата в Копенгагене игумен Феофан (Лукьянов) дал интервью российскому корреспонденту.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Санкт-Петербург. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор Карта и ближайшие объекты К концу 19 века возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны, и в 1906 году рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница (архитекторы Д.И. Гримм, А.О. Томишко, Л.Н. Бенуа). Под полом усыпальницы устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой бетонный склеп глубиной 3,2 м. В восточной части усыпальницы был установлен алтарь с иконостасом. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии. 5 ноября 1908 года здание усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение – был погребен сын Александра П, великий князь Алексей Александрович. Всего до 1917 года в усыпальнице упокоено 13 членов императорской фамилии. После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных мраморных плит, а также решетки алтарной части отправлены в переплавку. Позднее в усыпальнице располагалось книгохранилище, затем склад бумажной фабрики, а в первой половине 60-х годов –выставка «История Петропавловской крепости», демонтированная лишь в 1992 году. С того же времени начались работы по восстановлению декора старых захоронений По книге: Петербург православный. Справочник-путеводитель. СПБ. WELCOME. 2002 Каменный собор в крепости официально заложили 30 мая 1714 г.Строительство велось по проекту архитектора Доменико Трезини. К 1720 году строительство храма было снаружи в общих чертах завершено. В 1723 году на соборной колокольне установили новый шпиль, работа эта выполнялась пленными шведами. В 1733 году была окончена внутренняя отделка,а 28 июня 1733 года состоялось его торжественное освящение. Стройная многоярусная колокольня плавно переходит в золоченый шпиль, который завершается крестом и флюгером в виде летящего ангела. Купол собора, возвышающийся на легком барабане и увенчанный небольшой главкой довольно скромен. Здание собора прямоугольное в плане, в его архитектуре сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Трезини по существу заложил основы того стиля, который позднее назвали «петровским» барокко.

http://sobory.ru/article/?object=03750

Чистополь. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский городской собор – главное украшение и доминанта центра Чистополя. Он стоит на высоком берегу Камы прямо над рекой – подобно тому, как очень похожий на него Спасо-Преображенский собор Рыбинска – на берегу Волги. Неслучайна такая параллель между этими двумя шедеврами классической архитектуры русской провинции: их даже построили-то одновременно – в 1838 г. был освящен собор в Чистополе, и в том же году начато возведение собора в Рыбинске. С рыбинским шедевром мы уже сравнивали собор в Елабуге. Чистопольский еще более похож на него. Но если и было заимствование, то разве что обратное: и елабужский, и чистопольский соборы построены все-таки чуть раньше. «Одним из лучших церковных сооружений классицистической эпохи на территории нашего региона» назван величественный чистопольский храм в академическом справочнике РТ. Но подробно описывать его здесь нет особого смысла: достаточно вновь открыть главу про елабужский собор… Только здешний храм по пропорциям чуть более приземист, а обилие коринфских колонн на барабане центрального купола отличает его навершие. Автор проекта Никольского собора – Пятницкий: зодчий, навсегда прославивший свое имя возведением главного здания Казанского Императорского Университета. А ограду и ворота строил не менее известный в Казанской губернии архитектор Петонди, тоже уже не раз упоминавшийся в нашем путеводителе. Вообще целое созвездие имен мастеров связано с историей сооружения и благоукрашения собора. При его обновлении в 1870-е годы, великолепный иконостас сработал мастер Тюфилин (см. о нем в главах про Петропавловский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и др.). Сами иконы написал известный петербургский художник Пошехонцев, а стенной живописью украсил интерьер храма Померанцев. Много средств пожертвовали на собор купцы Григорий и Дмитрий Поляковы – из самой знаменитой династии местных предпринимателей: в 1880-х годах сын второго из них Иван Дмитриевич основал чистопольский чугунолитейный завод.

http://sobory.ru/article/?object=07901

Я. Н. Рабинович. О начальной истории Святогорского Успенского монастыря     Святогорский Успенский монастырь находится в Псковской области, в 4 км от древнего городища Вороноча, в 40 км от города Опочки и в 120 км к югу от Пскова. В различных справочниках и путеводителях говорится, что монастырь построен по повелению царя Ивана IV Грозного в 1569 г. на месте прежней часовни по случаю явления икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление». Монастырь находится на живописном холме, в старину называвшемся Синичьей, а после устроения обители – Святой горой. Начальная история Святогорского монастыря, хорошо известного поклонникам творчества А. С. Пушкина, практически не изучалась. Пожар в Святогорском монастыре 5 марта 1784 г., когда сгорела Никольская церковь, уничтожил все монастырские документы, старинные грамоты, указы, поэтому исследователям приходилось по крупицам собирать материал, случайно сохранившийся в других архивах. Первым историком Святогорского монастыря можно назвать митрополита Евгения (Болховитинова), который в 1821 г., будучи архиепископом Псковским и Изборским, кратко написал о первых чудотворениях на Синичьей горе, которые привели в дальнейшем к основанию обители. Из письма архиерея тогдашнему игумену Святогорского монастыря Ионе известно, что первоначально о. Евгений попросил настоятеля представить сведения об обители, однако они его не удовлетворили: «Вместо присланного Вами в консисторию необстоятельного описания вашего монастыря я сочинил обстоятельнейшее» . В своем произведении историк ссылался на древнюю монастырскую летопись, которая хранилась здесь в начале XIX в. Позднее эта рукопись затерялась, но сохранились несколько поздних рукописных повестей различных редакций, протографом которых, вероятно, она являлась. Название их видоизменялось. Одно из таких названий: «Повесть и сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии во Псковской области, в Вороначе, иже на Синичьи горе». Обычно исследователи приводят сокращенное назание: «Повесть о явлении икон на Синичьей горе».

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010