Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Главное сооружение Богоявленского монастыря, основанного, по преданию, в XV в. Богоявленский собор - древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. и закончен в 1565 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Однако собор не шестистолпный, а четырехстолпный, то есть в жанровом отношении компромиссный. Фасады завершаются закомарами, отделенными от стен тонко профилированным карнизом. Килевидное завершение закомар выдает руку московских мастеров, не чуждых обаяния " классики " . Но барабаны глав декорированны с некоторой игривостью, что предвосхищает архитектурную эстетику XVII в. Древнее позакомарное покрытие искажено поздней четырехскатной кровлей. Материал из книги: " Старые русские города справочник - путеводитель " Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). “Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=05166

Приволжский район. Церковь Бориса и Глеба в Плетенях. Борисоглебская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1816 г. в Плетенях. Трехпрестольная. Главный – мчч. Бориса и Глеба, приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученицы Екатерины. Церковь была построена в классическом стиле, имела круглую колокольню, каменную ограду. Над каждым приделом был свой барабан с куполом и крестом. В советские годы церковь была уничтожена, на ее месте был разбит сквер ДК меховщиков. Из книги: «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г.В. Фролов - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Борисоглебская церковь в Плетенях построена в 1816 году на средства прихожан, каменная, теплая, 3-х престольная: главный - во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, приделы - с правой стороны в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с левой во имя св. великомученицы Екатерины. Священник Петр Митрофанович Руфимский, 46 лет. При церкви два приходских училища, в которых обучаются 250 чел. Приходская деревня – Поповка. Всего в приходе 156 дворов, 583 жителя, русские православные. Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии», Казань-1904 г. Январь 1930 года для церкви был тягостным – в Рождественский сочельник заслуженный протоиерей Петр Руфимский подал заявление в НКВД о том, что с 4.01 настоящего 1930 года за слабостью здоровья службу оставляет. Дела шли крайне плохо: ни погасить налоговой задолженности, ни содержать храм община была не в состоянии. Беспомощность в разрешении сложившейся ситуации вылилась в феврале 1930 года в роковое для церкви решение: «Борисоглебская религиозная община находится в рабочем районе, состояние верующих бедное. Вышеуказанного (налога) по бедности платить не может. Ввиду чего просит ТатЦИК расторгнуть договор, заключенный осенью 1929 года религиозной общиной и Советом Рабочих, Крестьянских, Красноармейских Депутатов». У общины был шок. ТЦИК же ликовал, конечно, – такая победа над Богом, религией, Церковью – атеизм торжествует. Правительственная комиссия при ТЦИКе по рассмотрению религиозных дел, уже 5 февраля, постановляет – «действие договора, заключенного с общиной, прекратить и церковь закрыть, с передачей здания под культурные нужды». Борисоглебская община решила соединиться с Михаило-Архангельской кладбищенской религиозной общиной, о чем 6 февраля было подано заявление в ТНКВД, а церковное имущество передано в Госфонд. Относительно здания Борисоглебской церкви можно сказать следующее: недолгое время ее пытались приспособить под культурные нужды, но сочли, что лучше ее вовсе разобрать и материал использовать для советского строительства, а кладбище срыть. Поросший бурьяном пустырь глубокой душевной болью все еще напоминал местным жителям о стоявшем на этом месте храме.

http://sobory.ru/article/?object=32764

Псков. Церковь Анастасии Узорешительницы в Кузнецах. Церковь Анастасии Римлянки Карта и ближайшие объекты Церковь Анастасии римлянки «в Кузнецах». 1539 г.-19 в. Впервые церковь Анастасии в Полонище, на Кузнецкой улице была поставлена в 1488 г; она была «обетной» однодневкой и находилась в центральной части Полонища, недалеко от Трупеховских ворот в стене 1374-1375 г.г., недалеко от Торга, доходившего до Трупеховки (И.К. Лабутина). По преданию, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, носивших имя Анастасии. Настоящая церковь построена в 1539 г. Это крупный памятник псковского зодчества, большая приходская церковь. Она полностью, всеми своими объемами установлена на мощный сводчатый подклетный этаж, т.е. ее можно рассматривать как двухъярусную. Четверик храма четырехстолпный, трехапсидный, имеет одну главу со световым барабаном на повышенных подпружных арках. Северный придел 1639 г., с юга пристроена ризничная палатка, закрытая галерея, включающая в себя притвор и подходящая к приделам. Притвор и ярусная колокольня, скатные кровли, — перестройки 1819–1827 гг., с ориентацией на стиль классицизма. Фасады четверика и придела членятся лопатками, апсиды и завершение барабана декорированы бегунцом и поребриком, проемы барабана — бровками. Несмотря на все переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство былого интерьера. В 16 в. это была одна из красивейших церквей Пскова (Ю.П. Спегальский). После передачи епархии можно надеяться на возрождение былого великолепия храма, стоящего в историческом центре Пскова — и в сегодняшнем его административном центре: Анастасиевская церковь находится на полпути между резиденциями мэра и губернатора. Храм вмц. Анастасии Узоразрешительницы в Кузнецах. Действует. Придел храма посвящен вмц. Параскеве Пятнице (память 28 октября/10 ноября). Источник: Псковская епархия: справочник-путеводитель: 2009. СПб.: Ладан , 2009 «Сохранившееся здание построено целиком в XVI веке. Оно перестраивалось в XVII веке, когда были переделаны первоначальные приделы, и позднее. В 1819 году была уничтожена его звонница и крыльцо и построены существующая теперь паперть с лестничными всходами и колокольня. О первоначальной композиции храма ясно говорит план сравнительно хорошо сохранившегося подцерковья. Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и северной сторон к галереям недалеко от приделов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами».

http://sobory.ru/article/?object=00510

Сарны. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянная Троицкая церковь в Сарнах - один из старейших памятников деревянного зодчества Полесья. Церковь построена в приселке Доротичи в 1725 г. на средства помещика А. Прушинского. Сначала Троицкий храм имел две бани, но со временем благодаря усилиям настоятеля отца Иоанна была возведена третья - над колокольней. В том же году построили дом для священника, который и сейчас стоит у церкви. Престол в храме один - в честь Святой Троицы. Источник: сайт Путеводитель по Украине " Doroga.ua " Примечание модератора: Термин " баня " в украинской архитектуре соответствует русскому " купол " , происходит от формы сосуда, наиболее близкий аналог в русском языке - банка. Подбанье-барабан, пяти-трёх-однобанный соответственно пяти-трёх-одноглавый. Село Сарны расположено при реке Случи, местность низменная, болотистая, лесная. Деревянный храм Троицы Живоначальной построен в 1725 г., вместительный, украшен посредственно. Прихожан 2880 душ. Причт: священник и псаломщик. Причтовые помещения в 50 саж. от церкви, построены в 1893 г., ветхие и неудобные; надворные постройки тоже ветхие. Есть небольшой сад и огород в 1 версте от дома. Земли 38 дес. в 6 кусках, расположена в 1 – 5 верстах от дома: усадебной 3 дес., пахотной 22 дес., остальная сенокосная; план земли есть. В приходе имеется церковно-приходская школа, здание хорошее. Иноверцы: католики, лютеране и евреи. Ближайшие приходы: село Немовичи, село Чудель, село Стрельск и село Люхче в 5 – 10 верстах. «Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г. Деревянная Троицкая церковь была построена еще в 1725 году на средства местного мецената и помещика А. Прушинского. И хотя церковь существует уже более 200 лет, она выстояла во время артобстрелов во Второй мировой войне 1941–1945 гг., нацистской оккупации, пережила она и правление коммунистов с их гонениями на веру. И при этом смогла сохранить свой уникальный, практически первозданный, вид.

http://sobory.ru/article/?object=27935

Сидоровское. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1648 г. при князе Ф. Ф. Волконском была построена деревянная Никольская церковь. В 1680 г. тщанием владельца села кн. А.Д. Щербатова на новом месте возведен «каменный шатровый» храм, со стенной и сводчатой росписью, и превосходным вызолоченным иконостасом. В 1812 г. храм подвергся разорению и осквернению. В 1890-х гг. стараниями священника отца Иоанна и купца А. И. Болховитина, церковного старосты, храм был перестроен и расширен в своей трапезной части с устройством приделов: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В то же время в церкви установили новый иконостас с позолотой и изящной резьбой, он был украшен ценными ризами. Тогда же появилась каменная ограда с металлической решеткой. Освящение храма происходило очень торжественно: в присутствии митрополита Московского, 72 священников Звенигородского округа и многочисленных гостей. В 1937 г. храм был закрыт и разграблен. Церковное кладбище подверглось осквернению. В 1991 г. Никольский храм возвратили верующим. В настоящее время храм восстановлен, действует воскресная школа, благотворительная столовая, библиотека, выходит ежемесячная приходская газета. Особо чтимые святыни: икона свт. Николая и Боголюбская икона Божией Матери. Справочник-путеводитель " Подмоскоье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Церковь св. Николая Чудотворца в сельце Сидоровском, принадлежавшем князю Ф.Ф. Волконскому, была построена около 1648 г., деревянная, шатровая. Первое сведение о новопостроенной Николаевской церкви имеется в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1648 г. «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Матвея Облесова да старосты поповского Григория прибыла вновь церковь Николы Чудотворца в вотчине князя Федора Федоровича Волконского, в селе Сидоровском, дани 9 алтын с деньгою, десятильничих и заезда гривна». За последующие 1649-87 гг. церковь писалась в тех же приходных книгах под Загородскою десятиною.

http://sobory.ru/article/?object=04786

Успенское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенское — старинное село, упоминаемое в документах XIV в. Место это было заселено в глубокой древности, о чем говорят курганы-могильники древних славян, расположенные близ села. Успенское находится в живописной местности на крутом берегу Москвы-реки. Начиная с XVII в. селом владели Апраксины, затем Н. Н. Бекетова и С. С. Бибикова, кн. Б. В. Святополк-Четвертинский. Последним владельцем был С. Т. Морозов, директор-распорядитель товарищества Никольской мануфактуры. В его поместье бывали А. П. Чехов, художники И. И. Левитан, В. И. Соколов и многие другие. Вблизи Успенского находится известный коневодческий совхоз «1-й конный завод», занимающийся разведением лошадей орловской породы и существующий уже более двухсот лет. В начале XVII в. здесь уже стояла деревянная Воздвиженская церковь. Церковную землю взял в оброк старший брат царицы Марфы Матвеевны, Петр Матвеевич Апраксин. В 1691 г. он построил здесь новую деревянную церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1726 г. действительный тайный советник П. М. Апраксин подал прошение о построении каменной церкви. В конце XVIII в. храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В советское время его закрыли, внутреннее убранство разорили. В 1992 г. храм передали общине верующих. Началось восстановление церкви. Под руководством искусствоведа Н. Овчинникова произведена роспись по сырой штукатурке в центральной ее части в стиле XVII в. Снаружи, в нишах стен, установлены мозаичные иконы. В 1998 г. из французских городов Дюравеля и Арли привезены частицы св. мощей древних святых: прпп. Антония Великого, Илариона Великого, Агафона Египетского, Памвы Нитрийского; в 2001 г. из Италии — частица мощей прп. Макария Египетского. Справочник-путеводитель " Подмоскоье " , М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском-Вяземском. Село Успенское-Вяземское некогда было дворцовым приселком села Иславского под названием «Ирининский, Вяземск тож». В нем находился в начале XVII ст. храм во имя Воздвижения честного креста Господня. Когда и по какому случаю храм уничтожен – сведений не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=01180

Челябинск. Собор Рождества Христова (старый). Христорождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1748 и 1767. Год утраты:1932 (снесён) Адрес: Челябинская область, г. Челябинск, пл. Искусств (площадь возле театра оперы и балета) Координаты: 55.167485, 61.402836 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор — главный православный храм Челябинска до 1931 года. Первый в городе Кафедральный собор и главный православный собор Исетской провинции. Снесён большевиками по приказу Е. М. Ярославского в 1932 году. Христорождественский собор находился на Соборной площади (ныне — площадь Ярославского), на пересечении улиц Симбирской (ныне — Труда) и Христорождественской (ныне — Цвиллинга). Собор в честь Рождества Христова был заложен 23 марта 1748 года немного южнее деревянной церкви Святого Николая Мирликийского, на территории Челябинской крепости. Христорождественский собор стал первым каменным храмом Челябинска. Строительство велось на средства и силами прихожан, также активно помогал строительству храма отец местного бургомистра А. В. Боровинский. В связи с тем, что население Челябинской крепости составляли преимущественно казаки, которые не имели опыта подобного строительства, местная канцелярия обратилась к настоятелю Далматовского монастыря с просьбой: " ...для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой необходимо мастеров достойных прислать... " Из Далматовского монастыря в Челябинск был прислан каменщик Денисов для начала работ. Храм, названный в честь Рождества Христова, имел два основных придела: в честь Святого Николая и апостола Иоанна Богослова. Известный уральский краевед В. А. Весновский в своей книге-справочнике «Путеводитель по Уралу» так описывал убранство Христорождественского собора: " В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура Святого Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы... "

http://sobory.ru/article/?object=35980

Arhiva A ieit de sub tipar cel de-al 3-lea volum al ediiei tiinifico-academice a documentelor Soborului Local din întreaga Rusie din anii 1917-1918 17 decembrie 2014 12:11 В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 3-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В него вошли все протоколы Священного Собора. Протоколы — документы не такой степени информативности и подробности, как деяния Собора. Ссылки на них участниками Собора делались гораздо чаще, чем ссылки на полные стенографические тексты соборных деяний. Лаконичные протоколы помогут читателю и исследователю гораздо быстрее ориентироваться в ходе заседании Собора. Протокол — это фактически канва деяния, путеводитель по нему. В книге собраны документальные памятники, которые являются важнои составляющей канонического наследия Русскои Православной Церкви. Хронология протоколов соответствует времени пленарных заседании Священного Собора — с 15 августа 1917 г. до 7 (20) сентября 1918 г. Ответственными редакторами третьего тома и авторами вступительной статьи стали доктор церковной истории священник Алексий Колчерин и кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов. Том вышел по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, предварительно пройдя экспертизу Научно-редакционного совета при Новоспасском монастыре и Издательского Совета Русской Православной Церкви. Рецензентом тома выступил доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Ю. Андреев. Внутреннее рецензирование тома осуществлено членом Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей протоиереем Николаем Балашовым . Третий том научного издания документов Собора, так же как и предыдущие тома документов Собора снабжен справочными материалами, именным указателем, примечаниями к документам и цветной вклейкой с фотокопиями наиболее характерных документов. Тираж третьего тома изготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3880883...

В Москве прошла онлайн-конференция «Просвещение через книгу. Итоги года» 3 декабря 2021 г. 20:53 3 декабря 2021 года в МИА «Россия сегодня» в Москве состоялась онлайн-конференция «Просвещение через книгу. Итоги года», организованная Издательским Советом Русской Православной Церкви.  В мероприятии приняли участие: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент ; начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.Н. Воропаев; директор Российского государственного архива древних актов В.А. Аракчеев; писатели-лауреаты конкурса «Просвещение через книгу» К.П. Ковалев-Случевский и Т.Г. Бартова-Грозовская. В ходе конференции митрополит Климент рассказал о лауреатах конкурса «Просвещение через книгу», отметив, что больше всего заявок в этом году было подано в номинациях «Лучшая духовно-просветительская книга», «Лучшее художественное произведение», «Лучшая книга для детей и юношества». География участников конкурса охватывает Россию, Белоруссию, Украину и Польшу. Многие издания этого года были посвящены 800-летию благоверного князя Александра Невского, в том числе иллюстрированные альбомы и путеводители. Специальный приз конкурса получил уникальный десятитомник собрания творений святителя Иннокентия Пензенского. А.Н. Воропаев отметил, что книжная отрасль постепенно восстанавливается после падения в 2020 году, вызванного пандемией. Он подчеркнул, что культура чтения в настоящее время идет в ногу с цифровыми технологиями: люди все больше используют электронные носители, очень востребованными стали аудиокниги. А.Н. Воропаев озвучил ряд предложений по развитию конкурса «Просвещение через книгу». Директор Российского государственного архива древних актов В.А. Аракчеев представил сообщение о работе Российского государственного архива древних актов, рассказал о проведении масштабной выставки, посвященной Александру Невскому и о каталоге, изданном по случаю 800-летия благоверного князя. Книга, изданная при участии В.А. Аракчеева «Александр Невский и его образ в исторической памяти», отмечена в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание».

http://patriarchia.ru/db/text/5869192.ht...

Владимир Семенович Новочадов (27.03.1881–20.12.1937) Апологетика Святоотеческая энциклопедия Владимир Семенович Новочадов Ученый, богослов, составитель Святоотеческой энциклопедии — фундаментального труда по творениям святых отцов и учителей Православной Церкви. Биография Родился 15 (27 по н.с.) марта 1881 года, в семье священника, в деревне Лопатино (Носины) Спасского уезда (Шацкого р-на) Тамбовской губернии. Окончил Тамбовское духовное училище (1895) по I разряду и был направлен в Тамбовскую семинарию, которую окончил в 1901 году. В том же году он поступил в Московскую духовную академию и закончил ее со званием кандидата богословия (1905). Кандидатским сочинением его был «Апологетический очерк православного учения о почитании святых мощей в связи с недавними событиями в Сарове». Работа В. С. Новочадова получила высокую оценку такого авторитетного рецензента, как заслуженный ординарный профессор МДА В. А. Соколов. В своем отзыве он отметил, что «работа г. Новочадова с начала до конца проникнута духом глубокой веры и искреннего религиозного настроения». В 1906 году был направлен в Оренбургскую духовную семинарию, где до 1912 года преподавал гомилетику, литургику, практическое руководство для пастырей и французский язык. Не позднее 1909 года Владимир Семенович начал работать над созданием Святоотеческой энциклопедии. Эта работа целиком захватила его. В 1914 году он стал преподавателем Священного Писания в Псковской духовной семинарии, после чего переехал в Ленинград и поселился на Литейном проспекте (с 1918 по 1944 год проспект Володарского), продолжая трудиться над воплощением своего грандиозного замысла. В конце 1925 года женился на Наталье Васильевне Шелковой. Венчание происходило в Ленинграде в церкви свв. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (на углу ул. Володарского и Белинского, бывшей Симеоновской ул.). В условиях небывалых гонений на Церковь, в 1930-е годы, шла к завершению работа над составлением Святоотеческой энциклопедии. В предшествовавшие аресту годы, Новочадов занимал должность делопроизводителя канцелярии Ленинградской епархии. Но на его иждивении была мать, приехавшая к нему из Тамбовской губернии после кончины отца, дочь Наталья и четырнадцатилетний племянник, сын брата — арестованного священника Сергия. Чтобы содержать близких, Владимир Семенович, несмотря на плохое здоровье (к пятидесяти годам он уже имел инвалидность) подрабатывал счетоводом в местном ЖАКТе. К осени 1937 года монументальный труд 56-летнего богослова был почти окончен. Он завершал одиннадцатый дополнительный том, представлявший собой алфавитный справочник-путеводитель по Энциклопедии. Многолетняя титаническая работа ученого была оборвана на слове… «Святыня». После этого Господь призвал его на крестный подвиг…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010