Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλον - книга и γρφω - пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно-богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг». Совр. значения: 1) область научно-практической деятельности по подготовке и передаче информации о документе (рукописном, печатном или электронном); 2) продукт этой деятельности - библиографические пособия разных типов: списки, инвентарные описи, каталоги, указатели, обзоры (в этом значении термин впервые был использован в сер. XVII в. во Франции монахом кармелитского мон-ря Л. Жакобом де Сен-Шарлем (1608-1670)). В соответствии с общественными функциями библиографию определяют по видам: национальная (гос.) библиография, научно-вспомогательная, рекомендательная; по хронологическому охвату: текущая (регулярно отражающая новые издания за объявленный промежуток времени - неделю, месяц, год), ретроспективная (учитывающая все печатные издания или наиболее существенную их часть за значительный период времени - 10-летие, 100-летие), проспективная (издательские проспекты, информация о намерениях); по др. признакам: отраслевая (охватывающая издания по целой отрасли знания, науки), краеведческая, книготорговая; библиография библиографии (справочник-путеводитель по библиографическим источникам, библиография 2-й степени) и др.; по видам изданий (книги, статьи, периодические издания, ноты, карты, изопродукция и т. д.); по форме реализации информации: рукописная, печатная и электронная. Термин «Б. б. л.» принят условно. До 1917 г. терминологическая система в области библиотечно-библиографоведческих дисциплин (вместе с книговедческими) находилась в процессе становления как в России, так и в др. странах, в т. ч. и в отношении определения комплексов изданий, к к-рым могло быть применимо понятие «отраслевая библиография». Система специализированных пособий (тематических, предметных, специальных и проч.) формировалась стихийно, а пособия т. н. «Общей библиографии» (по всем отраслям знаний или гуманитарной направленности) включали произведения печати (и информацию о них) религ. содержания.

http://pravenc.ru/text/149151.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Главное — ты стремишься к Богу, вот и доверься Ему. И если для твоей пользы нужно быть на Афоне, ты там будешь. Предисловие Принимая маслице от мощей святого Афанасия и пластмассовые иконки Иверской Божией Матери, батюшка сказал: — Вам надо обязательно написать о вашем паломничестве. — Не заметив с моей стороны никакого энтузиазма, добавил: — Стали бы вторым Зайцевым… «Да читал я Зайцева…» — отозвалось в голове, и вместо того чтобы подойти под благословение, я слегка отступил и кивнул на иконки: — В общем, раздадите тогда… — Конечно-конечно… В воскресенье после Литургии… Я ускользнул из-под благословения… Через несколько дней я был у Владыки (как и зачем я к нему попал — в своё время). В конце разговора он сказал мне: — Когда напишешь, покажи мне. Хотя я-то как раз и говорил о том, что не могу писать. Уходя, благословился, конечно, и подумал: к чему относится это архиерейское благословение — к писательству или к моему бытию вообще? Следующий раз о книге заговорила жена. Мы возвращались домой после того, как я два часа рассказывал оставшимся в храме прихожанам о паломничестве. И она спросила: а почему бы тебе не записать всё это? К вечеру слегка подморозило, ветер стих и в воздухе поблёскивали лёгкие снежинки. А я-то думал, она обиделась. Когда меня спросили о первых ощущениях на Афоне, я брякнул: «Почувствовал, что я — дома». Я попытался ей объяснить, что никогда не смогу написать правдивой книги об Афоне, потому что, чтобы ни писал, это будет книга обо мне. Все истории о монастырях, чудотворных иконах, о том, во сколько начинаются и как длятся службы, какое расстояние между Лаврой и Ивероном, что такое вселенское время, сколько стоит билет на паром — всё можно найти в справочниках, путеводителях, в интернете, в конце концов… — А сколько стоит билет? Откуда я помню? Это профессиональные писатели фиксируют детали, пришпиливая их в блокноты, как коллекционер бабочек. Меня же всегда привлекало целое и живое. Со временем обстоятельства выветриваются, меня даже частенько ловят: мол, прошлый раз я рассказывал по-другому. Так я уже и сам толком не помню, как было на самом деле, для меня важно, чтобы собеседник почувствовал то же, что тогда переживал и я, чтобы он разглядел, что там — за внешней оболочкой событий и фактов.

http://isihazm.ru/?id=2077

В рамках Рождественских чтений прошла секция «Православная журналистика» Москва, 29 января 2004 г. Круглый стол «Православная журналистика» состоялся 28 января в Издательском отделе Русской Православной Церкви в рамках XII Рождественских чтений. В этом году организаторы решили не посвящать встречу журналистского сообщества какой-либо одной теме, а обсудить широкий круг вопросов, касающихся деятельности православных СМИ, сообщает «Благовест-инфо». Заседание открыл председатель Издательского отдела Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, который сообщил собравшимся о начале регулярной работы по подготовке к I Фестивалю православных СМИ, который будет проходить в ноябре этого года. В начале заседания выступили главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев и лидер думской фракции «Родина» Сергей Глазьев. Депутат рассказал о своем видении социально-экономических процессов, церковно-государственных отношений и политики в области СМИ и сообщил, что на пост заместителя председателя думского Комитета по информационной политике выдвигается ведущий телепередачи «Русский дом», депутат Александр Крутов, который попытается «ввести нравственный контроль в СМИ». Ведущий «круглого стола» - ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин рассказал о подготовке Фестиваля и, в частности, о планах учреждения Ассоциации православных журналистов. «Мы не считаем необходимым соединяться с существующими профессиональными журналистскими союзами, которые решают свои корпоративные задачи, но мы будем с ними сотрудничать», - заявил С. Чапнин. Он сообщил также о вышедшем во втором издании каталоге православной прессы и подготовке к изданию справочника-путеводителя «Православие в интернете». Православные журналисты и издатели поделились друг с другом актуальными профессиональными проблемами. Так, обсуждался вопрос о соотношении светских и православных СМИ. Декан факультета журналистики Российского православного университета священник Владимир Вигилянский утверждал, что православные СМИ на фоне светских выглядят как «маргинальные» и не могут конкурировать в профессиональном смысле.

http://pravoslavie.ru/8788.html

Представлено перший науковий присвячений та сучасному стану церковнослов " мови 1 лютого 2019 р. 11:00 28 января 2019 года в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась презентация научного интернет-портала «Церковнославянский язык сегодня». «Основной идеей было создать нечто и традиционное, и современное, адресованное разной аудитории», — отметил в ходе презентации интернет-проекта, посвященного истории и современному состоянию церковнославянского языка, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка А.Г. Кравецкий. На портале выложены словари, лекции, а также справочник-путеводитель по историческим периодам. Например, можно узнать о древнейшем этапе существования церковнославянской письменности (Кирилло-Мефодиевская проблематика) или каким был церковнославянский язык в императорской России. Внутри каждой рубрики даны ссылки на материалы. «Филологи смогут найти здесь аннотированные ссылки на научную литературу, студенты — на учебные материалы, заинтересованный читатель — информацию о научно-популярных публикациях по церковнославянскому языку», — поясняют организаторы проекта на сайте деньсловаря.рф . «Появилась хорошая научная площадка для тех, кто интересуется, учит, преподает церковнославянский язык. На портале теперь можно встречаться, смотреть лекции, давать и получать советы», — отметил кандидат филологических наук, преподаватель кафедры филологии и журналистики Российского православного университета св. Иоанна Богослова Н.В. Шалыгина. В РПУ на кафедре филологии и журналистики готовится к изданию учебное пособие по церковнославянскому языку. Пособие снабжено таблицами, словарями, методическими рекомендациями, рассчитано на использование как в светских, так и в духовных учебных учреждениях, на филологических и нефилологических специальностях от начальной до высшей школы. В пособии наглядно показана преемственность современного русского алфавита и церковнославянской азбуки. «Русский язык без церковнославянского — как дерево без корней», — подчеркивает автор учебного пособия Н.В. Шалыгина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5365559...

  разделы   рассылка  распечатать Издан справочник «Православный Интернет» В рамках фестиваля православных СМИ «Вера и слово» вчера прошел мастер-класс «Интернет-журналистика», на котором вниманию присутствующих был представлен справочник-путеводитель «Православный Интернет». Справочник выпущен Издательским советом Русской Православной Церкви. Система православных интернет-ресурсов быстро развивается, Церковь успешно использует новые коммуникационные технологии. В помощь православным (и не только) пользователям и выпущен данный справочник. Сюда вошли размышления о Рунете священников и мирян. Епископ Венский и Австрийский Иларион придает большое значение Интернету в церковной жизни. Епископ считает, что миссионерский аспект православного Интернета будет развиваться и расширяться. А пока в нем не хватает сайтов, «которые давали бы возможность прямого диалога между мирянами и духовенством, включая епископат». Диакон Андрей Кураев чувствует острую нехватку «позитивной церковной публицистики». А священник Андрей Лоргус, создатель одного из старейших сайтов православного Рунета «Русское Православие» ( www.ortho-rus.ru), сожалеет, что «отсутствует новостная информация о том, что происходит в епархиях». В раздел «Лучшие сайты» вошла информация о сайте Службы коммуникаций ОВЦС (www.mospat.ru), информационном портале Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.ру» (www.sedmitza.ru), интернет-журнале Сретенского монастыря «Православие.ру». Лучшими названы также сайты: форум диакона Андрея Кураева, «Россия Православная», «Издательский совет Русской Православной Церкви», «Милосердие.ру». Далее в справочнике представлены обзоры сайтов, посвященных богослужению, образованию, православным газетам и библиотекам. Тема семьи и брака, воспитания детей, а также духовного и физического здоровья относятся к самым популярным в православном Интернете. Такие материалы можно найти, например, на сайтах «Завет.ру», «Православная беседа». Аннотации к этим и другим сайтам по семейной тематике можно также найти в справочнике-путеводителе.

http://religare.ru/2_12028.html

VII. Справочная литература Атлас библейской истории. РБО, М., 1995. Бакхаус Роберт. Библейский путеводитель по Иерусалиму. РБО, М, 1999. Бакхаус Роберт. Люди Библии. РБО, М., 1997. Библия в гравюрах Гюстава Доре, РБО, М., 1994. Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Изд. «Свет на Востоке», 1991. Библия лицевая, 145 иллюстраций. РБО, М., 1995. Библейский словарь, составил Эрик Нюстрем. Изд. «Библия для всех», СПб., 1997. Библейская энциклопедия. Труд и издание архим. Никифора. М., Типография А. И. Снегиревой , 1891. Даули Тим, доктор. Библейский атлас. РБО, М., 1995. Даули Тим, доктор. Библия в цифрах и фактах. РБО, М., 2003. Даули Тим, доктор. Жизнь в библейские времена. РБО, М., 2000. Даули Тим, доктор. История Библии. РБО, М., 2001. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, под общей редакцией д-ра Л. Каценельсона. Изд. Общества для Научных Еврейских Изданий и Изд-ва Брокгауз-Ефрон, СПб. Католическая энциклопедия, т. 1, А-3. Изд. Францисканцев, М., 2002. Книга правил... М., В синодальной типографии, 1893. Мейчен Дж. Грешем. Учебник греческого языка нового Завета. РБО, М., 1995. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 1, АИ. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 2, КП. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 3, РЯ. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мифологический словарь, гл. редактор Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. Мифы народов мира, т. 1, А-К. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1980. Мифы народов мира, т. 2, К-Я. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1982. Пейн Дэвид Ф. Библейская хронология. РБО, М., 1998. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь, т. 1, Изд. П.П. Сойкина, Переиздано М., 1992. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь, т. 2, Изд. П.П. Сойкина, Переиздано М., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Белебей. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Михаило-Архангельский собор города Белебея При основания города Белебея была построена в селе Белебее в 1757 году церковь Архистратига Михаила для утверждения в православии перовых поселенцев новокрещённых чуваш. Во время пугачёвского бунта в 1774 году возмутились против православных и Белебеевские чуваши и сожгли означенную церковь. В 1828 году освящается новопостроенный каменный, однопрестольный Михаило-Архангельский собор, возведённый на средства прихожан. Причт, состоящий из протоиерея, двух священников и двух псаломщиков, получает 329 рублей 28 копеек в год казённого жалования. Приход состоит из города Белебея и 12 деревень с 5962 душами обоего пола (2965 мужского и 2997 женскаго), в том числе до 450 чуваш и 136 душ раскольников. В приходских деревнях Дмитриевке, Инькиной, Глумиловке и Алексеевке есть земския школы. Из книги И.Е. Златоверховникова «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно – исторический и статистический очерк». Уфа, 1899 год. Библиографический список. Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочникпутеводитель. – М.: Уфимская епархия РПЦ: Общество сохранения лит. наследия, 2005г.  Город основан в царствование Елизаветы Петровны в 1757 г., первопоселенцами стали новокрещённые чуваши, по имени одного из которых и получил название город. Вскоре в Белебее была построена первая деревянная церковь во имя св. Архангела Михаила, но в пугачёвщину чуваши примкнули к бунту и сожгли свою церковь год). В 1781 г. Белебей утверждён уездным городом Уфимского наместничества Оренбургской губернии, и на месте сожжённой была построена вторая деревянная Михаило-Архангельская церковь. Через 35 лет уездный город созрел для каменного храма. Дело о его построении началось в 1815 г. В том же году из Оренбургской Духовной консистории была выдана шнуровая книга для сбора добровольных пожертвований поверенному от жителей города отставному вахмистру Александру Мальзеву. В связи с постройкой церкви упоминается имя протоиерея Димитрия Дмитриева, определённого в г. Белебей в 1820 г. Сооружение каменной церкви на средства прихожан несколько затянулось. В 1822 г. приступили к заготовке материала. Окончание строительства последовало только к 1828 г., и в ноябре того же года однопрестольный храм также во имя св. Архистратига Михаила освятил архиепископ Амвросий II (Морев).

http://sobory.ru/article/?object=22374

Вахитовский район. Храмовый комплекс Николо-Ляпуновского прихода. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Баумана, на месте д. 20. На этом месте находится здание Академии наук Республики Татарстан (Дом политпросвещения). Координаты: 55.79492, 49.10676 Проезд:Станция метро " Кремлёвская " , северный выход. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты На одной из старых фотографий, выполненной с Кремлевского холма, Николо-Ляпуновская церковь, занимает центральное место. Строго говоря, на самом деле это комплекс из двух храмов Николо-Ляпуновского прихода - Обновления храма Воскресения Христова (большой, первоначально называвшийся Ильинским) и собственно Николо-Ляпуновский (или Никольский, слева небольшой). Уже в XV-XVI веках на этом месте располагался казанский посад. Деревянная церковь Николы Мирликийского-чудотворца с приделом в честь святых Зосимы и Савватия была построена на средства стрелецкого атамана Истомы Ляпуна (Димитрия Степанова Ляпунова), переселившегося из Пскова. Точное время постройки неизвестно, но в писцовой книге 1566-1568 годов церковь уже упоминается. Никольская деревянная церковь, получившая в народе название в честь основателя Ляпуновской, или Стрелецкой, в 1695 году была заменена каменной. При этом Зосимо-Савватиевский придел был заменен приделом Михаила Архангела. Рядом с храмом располагались богадельня, знаменитая городская Даирова баня и пороховой завод. Вскоре значение церкви настолько выросло, что при ней был открыт девичий монастырь. Источники указывают, что он действовал до середины XVIII века. При этом одни справочники ссылаются на 1749 год как дату закрытия монастыря после пожара, а известный историк и член Санкт-Петербургской Академии наук, автор первого печатного путеводителя по Казани П. Рычков указывал на существование девичьего Никольского монастыря и в 1767 году. Одно время Никольский монастырь был самым населенным девичьим монастырем в Казани. По количеству сестер христовых он превосходил даже широко известный Казанский девичий Богородицкий монастырь, в котором хранилась всероссийская святыня - Казанская икона Божией матери. Так, в 1743-1745 годах в девичьем Никольском монастыре, кроме одного попа и казначея, числились 88 монашек (в Богородицком монастыре - 79) и 14 новопостриженных.

http://sobory.ru/article/?object=48976

Выборг. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери 7-го Финляндского стрелкового полка. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь находилась в предместье Папула (ударение на втором слоге; название теперь неофициальное). Район Папула расположен к северу от железной дороги. Он вошел в черту города в 1868 г. Отдаленная часть Папулы, по меньшей мере, до конца 1930-х гг. сохраняла характер дачного поселка, а ближе к железной дороге, в восточной части района в конце XIX в. были построены тюрьма (действующая и в настоящее время) и казармы. Деревянная гарнизонная церковь Тихвинской иконы Божией Матери находилась на Папульской улице (ныне ул. Кривоносова, 9Б). Она была построена в 1905-1906 гг. по проекту архитектора Н.С. Петрова. В 1918 г., когда Выборг принадлежал независимой Финляндии, в казармах разместился полк Карельской гвардии, православная церковь за ненадобностью была закрыта. В здании разместился юношеский Христианский союз с кружками и секциями. Здание церкви погибло, видимо, в период финской и Великой Отечественной войн (1939-1944 гг.). Теперь на этом месте стоят новые жилые дома. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, " Лики России " , 2006, А.А. Смирнов, О.К. Смирнова. Выборгские усадьбы XVIII - XIX веков. Алаборг, СПб, 2009, с. 80. Выборг. Архитектурный путеводитель. Петри Неувонен, Туула Пёюхья, Типани Мустонен. Выборг, " СН " . Отпечатано в типографии БЕЛЛ, СПб. 2008, с. 123-125. 20 декабря 1901 г. 7-й Финляндский стрелковый полк сформирован из половины 3-го Финляндского стрелкового полка. Полковой праздник 26 июня. Кроме епархиальной церкви, в городе имеются три военных церкви. Церковь 7-го Финляндского стрелкового полка названа в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Походная (при полку) церковь учреждена в 1902 году. Помещается церковь в собственном здании, находящемся рядом со станцией железной дороги, в лучшей части города, называемой " Папула " . Дело построения полковой церкви явилось совершенно неожиданным событием для полка. Первоначально, при сформировании 7-го Финляндского стрелкового полка, предполагалось устроить полковую церковь в одной из столовых батальона. Виновником же построения отдельного для полка церковного здания оказался прапорщик запаса А.Г. Александров. Поступив, по случаю мобилизации некоторых воинских частей в России для войны на Дальнем Востоке, на службу в 7-й Финляндский стрелковый полк в звании прапорщика запаса, А.Г. Александров на первых порах возымел в сердце своем намерение построить для полка на собственные средства полковую деревянную церковь вместимостью до 400 человек. План церкви был составлен и детально разработан частным архитектором Н.С. Петровым, который безвозмездно строил и саму церковь.

http://sobory.ru/article/?object=39768

Дмитров. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская и Пятницкая церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Рождества Пресвятой Богородицы , Параскевы Иконийской Год постройки:Между 1767 и 1773. Адрес: Московская область, г. Дмитров, Советская ул, 12 Координаты: 56.341083, 37.516212 Проезд:Из Москвы по Дмитровскому шоссе, в г.Дмитрове всё время прямо, после второго светофора (первый светофор возле вокзала, второй светофор на ул. Школьная, перед кинотеатром) примерно 50 метров, церковь с левой стороны, после кинотеатра. От ж. д. ст. Дмитров (Савёловское направление) 400 м на север до храма. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте Спасской (Пятницкой) церкви в 17 веке был монастырь. Известен с 1628 года. В монастыре тогда был один деревянный храм великомученицы Параскевы Пятницы. В 1764 г. монастырь был упразнен, а его церковь обращена в приходскую. В 1767-1773 гг. вместо деревянной церкви на средства прихожан был выстроен каменный храм Спаса Нерукотворного, дошедшего до нас в сильно искаженном виде. Храм имел два придела, которые были освящены в честь Рождества Богородицы и великомученицы Параскевы. По этому приделу весь храм в народе обычно называли Пятницким. В начале 1930-х гг. церковь закрыли, сломали колокольню и купол. В 1944 г. пленные немцы сделали к зданию южную пристройку, впоследствии была добавлена северная пристройка. В бывшем храме в настоящее время находятся разные учреждения, и лишь общие контуры здания напоминают о его былом назначении. Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. М.: Твердислов, 2005. Церковь Спасская строилась прихожанами с 1767 по 1773 гг. на месте упраздненного в 1764 г. Пятницкого монастыря. Созданное в стиле барокко кирпичное оштукатуренное здание характером подчеркнуто материальных, несколько грубоватых декоративных форм типично для дмитровского строительства третьей четверти XVIII в. Памятник обладает трехчастной продольно-осевой композицией. В полном объеме сохранились граненый алтарь и четырехстолпная трапезная, перекрытая системой коробовых сводов. Бесстолпный одноглавый двусветный четверик храма и трехъярусная колокольня лишились верхних ярусов, отчего сильно пострадал выразительный силуэт постройки. Основную роль в нарядном внешнем убранстве здания играли плоские с развитым навершием наличники окон и пилястры на пьедесталах. На стенах храма сдвоенные, расположенные в два яруса пилястры делили их на три равные прясла, среднее из которых в нижнем ярусе завершалось фронтоном. Раскрепованные карнизы выполнены напуском рядов кирпича, лишь базы пилястр тонко вытесаны из белого камня. Контрастная двухцветная окраска фасадов восходит к традициям XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=03051

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010