3 ноября 1849 года Митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы " Отрада и Утешение " был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон (автором известной книги «Письма святогорца»). Перед Афонской иконой инокини круглосуточно читали псалтырь, совершали акафисты и молитвы, панихиды о русских воинах, погибших в Крымскую, Русско-Турецкую и Первую мировую войну. Афонская церковь соединялась с монастырскими корпусами специальными переходами, имела три выхода – один центральный и два боковых. Церковь считалась келейной, из своих покоев игуменья могла выйти прямо на правый клирос. В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение второй церкви в северном корпусе – в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эту церковь, как и другие расписывали монахини под руководством Г.И.Яковлева. Одновременно он же обучал иконописи послушниц и монахинь обители. Позже живописец занимался росписью главного Воскресенского собора. Летом 1861 года состоялось освящение главного монастырского собора. При игумений Антонии (Рейнбот) 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 году и приступили к отделке. Расписать храм предложили Ф.Р. Райляну. Величественный храм, задуманный в русско-византийских традициях, создает впечатление самобытности и глубоко созвучен нашему времени. У стен этого храма в 1918 году был погребен и сам зодчий В.А. Косяков. В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). В Новодевичьем монастыре впоследствии находились покои Алексия I (Симанского) митрополита Ленинградского и Новгородского. 2-го февраля 1945 года Владыка Алексий I на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и Всея Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В местном чине иконостаса - " Нерукотворный Спас " и Казанская икона Божией Матери XVII века письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери " Нечаянная радость " - главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы " Нечаянная радость " чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым). Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан - на Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых. Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в 1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать сумятицу, панику и давку. И хотя храм чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории - на его колокольне выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при воздушных тревогах.

http://pravoslavie.ru/24.html

В сане настоятельницы матушка Пульхерия трудилась с 1849 г. по 1873 год, когда в декабре, по расстроенному здоровью, согласно ее усиленной просьбе была уволена на покой. В ее настоятельство было много сделано доброго для обители. Так, были куплены у частных владельцев три каменных дома, смежные с монастырем, из них два – двухэтажные. Построены внутри монастырской ограды четыре двухэтажных деревянных корпуса и такой же за монастырской оградой для священнослужителей. Много труда и огорчений при этом пришлось перенести ей, но и Господь не оставлял труженицу без Своего дивного содействия. Один из таких домов, где потом была устроена больница, никак не удавалось купить, как ни старалась об этом игумения Пульхерия. Владелица дома была староверка и ни за что не хотела уступить свое место монастырю. Игумения глубоко чтила преподобного Серафима Саровского , имела большую к нему веру и после смерти старца свято хранила память о нем. У нее был большой портрет подвижника, написанный в Дивееве, где он изображен во весь рост. Часто, хотя старец и не был тогда причислен к лику святых, игумения молитвенно обращалась к нему, перед его портретом изливала свою душу и просила угодника Божия устроить для обители приобретение этого дома. И что же? Старец внял ее молитвам: он неоднократно являлся в сонном видении домовладелице Шептаевой, строго приказывая ей пожертвовать свой дом монастырю, а самой принять православие, что она, наконец, и исполнила. В настоящее время этот портрет преподобного Серафима находится в церкви, и, с верой к нему притекающие, получают просимое. Заботясь о благоустройстве обители, игумения Пульхерия особенное старание прилагала к украшению св. храмов и приобретению для обители святынь. На северо-восточном углу монастыря была поставлена при ней каменная часовня. Многие иконы в храмах украшены ризами, заведена хорошая ризница, не говоря уже об истовости и благоговейном совершении богослужения при ней в обители. Большая часть святых икон, особенно чтимых ныне в обители, была устроена при игумении Пульхерии. Таковы: список с Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушницей», посланный из Афонского Андреевского скита в 1853 году в благословение игумении Пульхерии с сестрами. Риза на иконе устроена серебряная, позлащенная, венец и корона на Божией Матери и Предвечном Младенце убраны бриллиантами, пожертвованными казанской купчихой Крупениковой в благодарность за полученное ею исцеление по молитве пред этой иконой. Ценность всех камней около 1500 рублей. Празднество иконе прежде совершалось 3-го октября, в день получения св. иконы с Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон. После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист. По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала, и икона нуждается в реставрации.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

житель г. Романова (ныне левобережный Тутаев) Герасим находился по торговым делам в селе Тетюши близ Казани, где попал под влияние местных жителей, ведших беспутную жизнь. Однажды на волжском берегу Герасим был повержен молнией из неожиданно появившихся туч. В результате у него отнялась правая рука. Тут же Герасим услышал голос, повелевший ему идти в Казань и рассказать там живущим, что если они не прекратят бесчинства, то в наказание им будет послан великий голод. Опомнившись от страха, Герасим увидел в той стороне, откуда исходил голос, в необыкновенном свете Пресвятую Деву Богородицу. Однако Герасим не решился сразу выполнить Её волю. В следующую ночь Богородица вновь явилась Герасиму, и на утро он отправился к епископу Казани и передал ему пророчество. В третью ночь Герасим получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке в Казани Ея икону, принести икону в Романов и построить в честь неё храм. Купив икону в указанном месте (это был список с Казанской иконы, явленной в 1579 г.), Герасим сразу исцелился. Вскоре он принёс икону в Романов, где её поместили в Никольский храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. Но романовцы не выполнили завет Богородицы и храм в честь иконы не построили. 20 лет спустя, в марте 1609 г. Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, ярославцы стали просить Любского продать святыню. Он сначала отказывался, но затем отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 г. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, чтобы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа.

http://sobory.ru/article/?object=00582

Митрополит Кирилл, в свою очередь, выразил признательность Минтимеру Шаймиеву за его заботу о верующих людях. В завершение глава Татарстанской митрополии еще раз поздравил верующих с праздником и рассказал о возможности принять посильное участие в восстановлении храма Николы Тульского, расположенного на территории Казанского Богородицкого мужского монастыря: По окончании праздничного богослужения на территории Богородицкой обители прошла благотворительная акция «День белого цветка» в поддержку тяжелобольных детей, организованная епархиальной службой помощи нуждающимся «Милосердие — Казань». Верующие жертвовали средства на нужды детей с ограниченными возможностями здоровья, участвовали в работе благотворительной ярмарки и творческих мастерских. Участникам торжеств на память были подарены открытки с изображением обретения Казанской иконы и с видом Казанского собора. Содействие в организации торжеств оказали Казанские православные добровольцы. После богослужения состоялось общение Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева с архипастырями, прибывшими на молитвенные торжества в Казань. Собравшиеся возложили цветы к могиле владыки Феофана (Ашуркова), находящейся за алтарем Казанского собора. Вечером 21 июля в парке «Черное озеро» рядом с Казанским Богородицким монастырем состоялся концерт хора Сретенского монастыря. Чтимый список Казанской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию из Ватикана, постоянно пребывает в иконостасе правого придела Казанского собора. Рядом со святыней хранится серебряная риза, в которой до 1904 года находилась подлинная икона Пресвятой Богородицы, явленная в Казани в 1579 году. В этом году верующие Татарстана молитвенно вспоминают 443-летие явления чудотворного Казанского образа Царицы Небесной, десятилетие образования Татарстанской митрополии и первую годовщину великого освящения воссозданного Казанского собора на месте явления святыни. По материалам сайта Татарстанской митрополии Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2022/07/22/v-stolice-...

Престол утвержден на каменном фундаменте и сооружен из дуба. Высота его 24 вершка, широта 22 вершка, длина 32 вершка. Внутри престола находится деревянный крест, на котором с одной стороны написано: «Престол сей освящен во имя Сретения Господня по повелению высокопреосвященнейшего митрополита Амвросия, 1803 года ноября 17 дня, на память св. Григория Неокесарийского и св. преподобных отец Никона и Лазаря», на другой стороне: «по возобновлении сего храма, престол сей освящен 1860 года ноября 13 дня на память отца нашего Иоанна Златоустого и мученика Никифора». Старожилы утверждают, что храм сооружен по плану местного дьячка Дмитрия Васильева, но письменных доказательств на это нет. Внутренние стены храма обтянуты холстом и окрашены в алтаре – палевою, в церкви – голубою, а в притворе – перлового цвета краскою. Иконостас высотою в 2 сажени двухъярусный, выкрашен белою краской, с резною позолотою, и окаймлен золочеными карнизами. На вершине иконостаса крест, с стоящими по обе стороны его золочеными из дерева архангелами. Царские врата также резные из дерева и позолоченые, имеют высоты 3 аршина и 2 четверти, а ширины 1 ¾ аршин. В нижнем ряду иконостаса находятся 4 иконы: Спасителя, Казанской Божией Матери, Сретения Господня и Николая чудотворца. Над царскими дверьми – Тайная вечеря. Во втором ряду шесть икон дванадесятых праздников. Все иконы хорошей живописи и лики украшены серебряными позолоченными венцами. Икона Сретения – в серебряной ризе. В куполе, на стенной штукатурке помещены лики 8 пророков; на потолке образ Господа Саваофа, писанный на холсте. Из священных предметов храма особенно замечательна запрестольная икона Тихвинской Божией Матери, писанная в 1800 г. в Тихвине. Она есть точный список с чудотворной иконы, высота ее 1 аршин, ширина 8 вершков. Нарисованная весьма отчетливо икона украшена серебряною вызолоченною ризою с таковыми же венцами и тремя звездами, сделанными из восточного хрусталя и аметистов. Эта икона есть дар строителя храма Богаевского. День 26 июня особенно чтится прихожанами потому, что этот день, как говорят старожилы, особенно чтил строитель храма и после литурии всегда просил причт совершить молебствие; просил и крестьян участвовать с ним в молитве. И доныне ежегодно, 26 июня совершается панихида об усопшем рабе Божьем Иоанне, создателе святого храма сего.

http://sobory.ru/article/?object=39770

Файл 30703.jpg:   Размер: 753x977, 0.74 MPix, 500 Kb. Дата: 2017-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (2) . Описание: Богоматерь Владимирская. Список. Нач. XVI века. Храм Христа Спасителя, Москва. " В марте 2007 года в Москву вернулась Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из России в 1920-е годы и в течение многих лет находившаяся за рубежом. " Файл 31315.jpg:   Размер: 653x1000, 0.65 MPix, 465 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (100) , (2) . Описание: Чебоксарский Введенский собор История собора начинается с 26 мая 1555 года. Именно эта дата стоит в наказной грамоте царя Ивана Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию Согласно историческим данным, в двадцатых числах июля 1555 года архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать город Чебоксары. Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери. По одному из преданий здесь [...] Файл 32166.jpg:   Размер: 770x593, 0.46 MPix, 415 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (1) . Описание: Согласно преданию, двух старцев Московского Сретенского монастыря, основавших Тешевский монастырь, звали Кирилл и Герасим. Они прибыли сюда – в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, – имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – копию чудотворной иконы Богоматери Владимирской. На полях этой иконы изображены образы святых: слева – Царевича Димитрия, канонизированного в 1606 году. Справа – святителя Василия Великого, который являлся небесным по[...] Файл 32168.jpg:   Размер: 1200x843, 1.01 MPix, 260 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (108) , (3) . Описание: Владимирская Икона Божией Матери. 2018 год. Степанов Г.А. Материалы: Иконная доска с ковчегом. Торцевые дубовые шпонки. Паволока. Левкас. Твореное золото. Масло. Темпера. Натуральный янтарный лак. Размеры: Ширина 24 см. Высота 30 см, Толщина 2,5 см.

http://pravicon.com/icon-58-photo

17 икон, написанных в конце XIX – начале XX века, передали Русской Православной Церкви сотрудники Шереметьевской таможни. Все эти образы были спасены таможенниками от вывоза за рубеж туристами без декларирования и предоставления разрешительных документов еще в начале 2000-х годов, сообщает сайт Федеральной таможенной службы. «После изъятия иконы длительное время не были востребованы, а впоследствии по решению Химкинского суда обращены в собственность государства», – отмечается в сообщении. Теперь же, спустя десятилетия, все спасенные образы вернутся в храмы. Восемь икон, в т.ч. четырехчастная икона с образами Богоматери («Умягчение злых сердец», «Утоли моя печали», «От бед страждущих», «Взыскание погибших») и распятием Христовым, а… 13.02.2024 18 февраля на ж/д вокзалах Москвы в десятый раз пройдут молебны о Святой Руси и путешествующих По благословению духовника Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина) 18 февраля 2024 года, уже десятый год подряд, состоятся ежегодные молебны о Святой Руси и путешествующих в храмах и часовнях на железнодорожных вокзалах Москвы. Главными образами молитвенного шествия станут: специально принесенная из зоны конфликта икона Божией Матери «Августовская»; чудесным образом принесенная дельфинами по морю в Сочи икона Пресвятой Богородицы «Знамение»; список иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Донецкая), «Успокоительница»; икона Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, со святынями из Музея Иоанна Чудотворца, сообщили в православном общественном движении «Христианское доброделание». Молебны начнутся с молитвы о Святой Руси и путешествующих в храме Казанской иконы… 09.02.2024 Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»? Церковь празднует память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Специально к прославлению этих святых была написана икона. Кто ее написал, по какому образцу и чьи лики изобразил? 03.02.2024 Во Франции находится более десятка древних икон, тайно вывезенных с Украины

http://foma.ru/themes/ikony

В советское время монастырь упразднен, снесены стены и изящная колокольня (1828 г.) - одна из самых высоких в городе. Покровская церковь была переоборудована под планетарий. В настоящее время обитель передана церкви и возрождается как приписная к Свято-Введенскому Толгскому монастырю . Казанский монастырь, 3 класса, в Ярославле. Основан в 1610 году. Настоящий монастырский каменный соборный храм в честь Казанской Богоматери построен в 1845 году. Здесь находится чудотворная Ярославская — Казанская икона Богоматери, обретенная, по особому указанию свыше, иноком Галактионом (в мире Герасимом), родом из города Романова-Борисоглебска, получившим от нее исцеление и принесшем ее в 1588 году из города Казани в город Романов-Борисоглебск; в 1609 году, при нападении на город поляков и литовцев, святая икона перенесена была в Ярославль (а на ее месте, в Казанской церкви города Романова-Борисоглебска, в 1611 году поставлен точный список с нее, хранящийся там доныне) и в том же году прославилась здесь чудесным избавлением города от осады его поляками и литовцами, которые представительством Царицы Небесной 23 мая, после длившейся 24 дня осады, отступили от стен Ярославля; в чувстве горячей благодарности жители Ярославля дали обет устроить женскую обитель; в том же году заложенный ими близ городской насыпи храм во имя Казанской иконы был освящен в 1610 году, и в нем поставлена была святая чудотворная икона, как залог вечного покрова Божией Матери и благоденствия всего города. Ежегодно из монастыря со святою чудотворною иконой совершаются крестные ходы в Рыбинск (после 12 июля) и Романов-Борисоглебск (после Вознесения). При монастыре церковно-приходская школа и школа иконописи. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». История Ярославского Казанского женского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 г. в Казани. Согласно «Сказанию о явлении Казанской иконы Богородицы в Тетюшах и о построении Казанского девичьего монастыря в Ярославле», в 1588 г.

http://sobory.ru/article/?object=00582

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010