Казанской иконе Божией Матери посвящен крупнейший русский монастырь на Святой Земле – женская Горненская обитель в Иерусалиме, на месте встречи Приснодевы Марии с праведной Елизаветой. Есть храмы во имя «Богородицы Казанской» и на Афоне – собор в большом скиту Кромица и отдельная Казанская обитель («келья», по святогорской терминологии) при Ставроникитском монастыре. Один из почитаемых списков Казанской иконы хранится в Дамаске (Сирия), а так называемый Римский или Ватиканский список признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь. Именно этот образ из Ватикана был передан в 2004 году представителями Папы Римского предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II, а 21 июля 2005 года – на празднование 450-летия Казанской епархии, – список привезен Святейшим Патриархом в Казань. Состоялся многотысячный крестный ход к месту обретения чудотворного образа – туда, где ныне вновь возрождается святая Богородицкая обитель, некогда одна из крупнейших женских в России. А о том, что произошло здесь 426 лет назад, подробно повествует очевидец, святой патриарх Гермоген, в то время еще бывший простым казанским приходским священником Ермолаем: «Итак, Богородичная икона явила себя таковым образом: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу, но явило свое честное сокровище… – юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени – Матроне; сей-то девице и явилась оная чудная и пресветлая Богородичная икона. После пожара, в то же лето и в том же месяце, вот начала являться оной девице, имя которой мы уже раньше назвали, пресветлая икона Божией Матери и велела ей пойти в город и рассказать о Богородичной иконе, которую видела, архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ Пречистой Богородицы, причем указала и место, где могут обрести честное сокровище необычайного бисера – чудную икону Богородицыну. Девица же, по юности и недомыслию, побоялась поведать о видении и рассказала только матери своей, та же не обратила внимания на ее слова.

http://sobory.ru/article/?object=06242

Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и мученическая насильственная смерть - на пороге. Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: " Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят " . Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: " Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором " . Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - УДЕЛ Божией Матери. Она являлась в ней Сама тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь, многочисленными Своими иконами, являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. Наиболее почитаемые у нас иконы Божией Матери - Казанская и Владимирская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов †1857 г.) назвал Казанскую икону " Русским Покровом " - Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. В Смутное время 1612 года дружина Димитрия Пожарского несла список чудотворной Казанской иконы в своих рядах и изгнала из Москвы польских интервентов. В память этого события в 1649 году был установлен Всероссийский праздник Казанской иконе, совершаемый 22 октября.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

После праздничного богослужения митрополит Феофан сердечно приветствовал прибывших на торжества архипастырей и поздравил всех с праздником. Затем глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом. 4 ноября, в День народного единства, в Казани состоялись молитвенные торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери, установленного в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, архиепископ Верейский Амвросий, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. На богослужение из Казанско-Богородицкого мужского монастыря был принесен чтимый список Казанской иконы Богородицы. Архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, благочинные епархий Татарстанской митрополии, настоятели храмов Казани, сопровождающие архиереев священнослужители. Песнопения Литургии исполнялись архиерейским мужским хором под управлением Дениса Рогова и смешанным хором Казанской духовной семинарии под управлением Вероники Архиповой. Среди молившихся за богослужением были монашествующие митрополии, воспитанники Казанской духовной семинарии, сестры милосердия, прибывшие на торжества из различных регионов России паломники. Помогали в организации во время торжеств казаки, члены молодежного движения «Казанские православные добровольцы», сотрудники республиканского МВД. Проповедь по запричастном стихе произнес благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. По завершении Литургии состоялся многотысячный крестный ход с Казанской иконой. Архипастыри, духовенство и верующие прошли с пением молитвословий Царице Небесной от Благовещенского собора Казанского кремля к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю. По прибытии к месту явления чудотворной иконы Богоматери было совершено праздничное молебное пение перед прославляемым образом Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/5297279.ht...

Сколько было у отца Леонтия детей, неизвестно. Сведения сохранились о двух сыновьях: кроме уже упомянутого Иакова, будущего тосненского священника, подрастал и Самуил, впоследствии служивший при Казанской церкви дьячком. На момент прибытия иерея Леонтия Титова на Тосненский ям Иакову было 12 лет, а Самуилу – 2 года . При знакомстве с документами петровской эпохи, да и всего XVIII века в глаза бросается, отметим еще раз, вопиющая бедность как тосненских ямщиков, так и священников. И невольно вызывают глубокое уважение люди, которые в таких сложных обстоятельствах жизни построили храм, заботились о его благолепии, всеми силами сохраняли духовный очаг на Тосненской земле. О дате постройки храма на Тосненском яму При отце Леонтии и был построен первый в Тосно храм, ведь прибыл священник на Тосненский ям, «когда церкви еще не было» . Первый тосненский храм выстроили деревянным, и стоял он на берегу реки Тосны со стороны Петербурга рядом с дорогой. Теперь это место занято хозяйственными зданиями, а, возможно, сокрыто и под тротуаром. В первые годы приход был небольшим, всего 61 человек обоего пола, считая и детей после семилетнего возраста (по данным иерейского отчета за 1720 год). В 1719 году в ямской слободе имелось 30 приходских дворов . Нетрудно объяснить, почему на Тосненском яму церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Всем известно, каким почитанием был окружен в XVII веке образ Пресвятой Богородицы из города Казани, как в самой Казанской губернии, так в Нижегородском крае, да и по всей Руси. Был еще памятен в народе подвиг Минина и Пожарского. Не забылось и небесное покровительство Царицы Небесной во образе Ее Казанском русскому воинству. Известно, что к нижегородскому ополчению по дороге на Москву присоединилось войско, собранное в земле Казанской. Эти ополченцы и принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы. Воины передали образ Божией Матери князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Данная Казанская икона Пресвятой Богородицы и была с народными ополченцами при освобождении Москвы от поляков. Для великой русской святыни князь Дмитрий Пожарский построил в Москве на Красной площади Казанский собор.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери " Нечаянная Радость " восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года. Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима. Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане... Мир праху его... Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

В 1811 г. каменный одноэтажный корпус (1752) был надстроен верхним этажом с настоятельскими кельями и теплой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1816). 4 дек. 1827 г. корпус сгорел, но вскоре был отстроен и 10 дек. 1828 г. освящен вместе с теплой церковью. В 1836 г., при игум. Макарии, к-рый род. в Волынской губ. и с детства посещал Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру , монастырский диак. Василий Симонов принес из этой обители список Почаевской иконы, прославившийся чудотворениями. 28 нояб. 1848 г. архиеп. Тобольский Георгий (Ящуржинский) переосвятил домовый Казанский храм в честь Почаевской (Междугорской) иконы Божией Матери. На средства коммерции советника тобольского почетного гражданина Н. С. Пиленкова монастырская Почаевская икона была украшена серебряной позолоченной ризой (1 фунт 28 золотников). В 1859 г. тобольский купец Н. В. Неволин выписал из Москвы новую серебряную позолоченную ризу (7 фунтов 26 золотников), а прежняя риза была передана в тобольский храм ап. Андрея Первозванного. С Почаевским образом ежегодно 14-16 июля (в память избавления горожан от холеры в июле 1848 по молитвам перед иконой) совершался крестный ход из М. м. в Тобольск. 27 дек. 1852 г. монастырский Почаевский храм вместе с корпусом пострадал от пожара; 25 окт. 1853 г. отремонтированный и расширенный храм еп. Евлампий (Пятницкий) освятил в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Решением Синода от 12 окт. 1859 г. по прошению клириков и прихожан тобольских церквей было разрешено «ежегодное приношение» Почаевской иконы из М. м. в Тобольск. Икона с 29 июня до 5 июля оставалась там «и по усердию желающих вносима была в их домы» ( Сулоцкий. 2000. С. 179-180). Насельники и хозяйство Братия М. м. была малочисленна, хозяйство скудное. В 1805 г. в обители проживали 3 иеромонаха, иеродиакон и монах. 27 июля 1818 г. находившийся при архиерейском доме иером. Митрофан был определен в мон-рь, «дабы... не могло быть остановки в славословии Богу». В 20-х гг. XIX в. игум. Филарет просил архиерея об определении в М. м. иеромонаха или вдового священника, т. к. некому было совершать богослужения. В 1825 г. в обители проживали лишь свящ. Никифор и послушник Волков.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

Господь предлагает нам идти узким путем, имея в виду, в первую очередь, необходимость человека преодолевать свои собственные внутренние проблемы и побеждать в себе грех. Но этот путь привлекает к себе очень немногих. Он непростой, но благодатный и светлый. И он радостный, этот путь. Представляю, какую радость в сердце Вы, отец Франциск, испытывали, когда, несмотря на очень большие трудности, построили этот храм и собрали свою общину. Я рад обрести здесь, в Бразилиа, в этом замечательном храме верующих людей. Всем вам хочу пожелать сильной, крепкой веры, способности преодолевать внутренние и внешние трудности, хранить веру в сердце и помнить, что с верой и с Богом мы способны преодолеть любые трудности». Во внимание к трудам на благо Церкви Святейший Владыка вручил епископу Аргентинскому Леониду панагию, изготовленную в память о 1000 -летии преставления святого равноапостольного князя Владимира. «Хотел бы поблагодарить владыку Леонида в том числе за то, что произошло здесь, в городе Бразилиа. Вы поверили в отца Франциска, Вы поддержали и рукоположили его. И я знаю, что Вы близко к сердцу приняли эту общину», — отметил Святейший Патриарх.  Отцу Франциску и матушке Нунси в благодарность за труды Предстоятель Русской Церкви вручил список Казанской иконы Божией Матери. В дар приходу Святейший Владыка передал икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» — единственный храм Русской Православной Церкви в столице Бразилии — был построен несколько лет назад на средства священника Франциска де Ассиз да Крус Фейтосы. Отец Франциск родился в Бразилии в католической семье. В 1994 году принял Православие. В 2014 году епископом Аргентинским и Южноамериканским Леонидом рукоположен во пресвитера. Многие иконы для храма написаны самим отцом Франциском. Храм также украшают иконы, выполненные местным иконописцем Мариной Сессо. Вечером 19 февраля Святейший Патриарх Кирилл прибыл в г. Рио-де-Жанейро, где Его Святейшество встречали генеральный консул Российской Федерации в Рио-де-Жанейро В.Г. Токмаков и другие официальные лица.

http://patriarchia.ru/db/text/4380086.ht...

По благочестивому желанию тогдашнего царя Иоанна Васильевича Грозного снят был список с новоявленной иконы и прислан в Москву. С того времени и установлено было церковью празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля в честь её явления. Когда в 1612 году, было нашествие на Москву поляков и когда все сыны русского отечества ополчились против врагов, тогда все обратились с молитвой к Божией Матери и о помощи и заступления; причём заповедан был трёхдневный пост. Чрез несколько времени, греческий архиепископ Арсений удостоился в сонном видении получить извещение свыше, что Господь по молитве Божией Матери, низложит врагов, а первопрестольный град российский Москва будет возвращён православным христианам. Ободрённые таким утешением, русские воины мужественно встали против врагов. Поляки, потеряв надежду, оставили Кремль и Москву. В следующий воскресный день совершён был крестный ход с Казанской иконой Богоматери на лобное место, для благодарственного Господу Богу молебствия, за избавления Москвы от врагов. В память сего избавления Москвы от поляков, 22 октября каждогодно празднуется церковью Казанской иконе Богоматери и совершается крестный ход в Казанский собор. До построения Казанского собора , чудотворная икона Богоматери находилась в доме князя Пожарского, близ церкви Введения, что на Лубянке, поэтому и крестный ход совершался первоначально из Кремля в эту церковь . Когда же устроен был Казанский собор, то сюда перенесена была и чудотворная Казанская икона Богоматери. С тех пор и крестный ход начал совершаться в этом соборе 82 В Казанском соборе находится придел, во имя святого равноапостольного Аверкия епископа Иеропольского. Иверская часовня 83 (У Воскресных ворот, близ Кремля) Вблизи Казанского собора находится Иверская часовня, устроенная для Иверской иконы Богоматери, принесённой из Афонского монастыря в Москву в 1648 году. Она поставлена была первоначально в Никольском Греческом монастыре, потом в 1669 году перенесена была в устроенную для неё часовню, названную по имени иконы, Иверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

«Завершив общестроительные работы и придя поутру в храм, бригада обнаружила внутри маленький аналой с Казанским образом Божией Матери, - излагает устное предание об обретении Курбской иконы священник Иоанн Лозан, настоятель храма Всемилостивого Спаса в соседнем селе Васильевское , фактически сросшемся с Курбой. – После этого освящать новостройку решили в честь Казанской иконы, а обретенный образ стал одной из чтимых святынь Ярославской земли».   Когда храм закрывали в советское время, позолоченную ризу с иконы варварски содрали. Сам образ селяне спасли, перепрятав на местном кладбище, где она несколько лет лежала между могилами под толстым слоем лапника. С возрождением Церкви жители села передали ее в открывшуюся церковь в Васильевском.   «Икону вернули в киот и долго не предпринимали никаких попыток реставрации, пока в 2017 году меня не благословил на это управлявший нашей епархией митрополит Пантелеимон (Долганов), – продолжает отец Иоанн. – У специалистов иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры работа заняла два года. Конечно, если бы нам сразу сказали, что общая смета потянет на 900 тыс. рублей, мы бы отказались. Но теперь договорились об оплате в рассрочку. Главное, дело того стоило: научные сотрудники Третьяковской галереи датировали этот уникальный памятник сороковыми годами XVI века и убедились, что она писана на серебре. Они высказали гипотезу, что это прямой список с оригинала чудотворного образа, явленного в Казани. В соответствии с условиями хранения, копию ризы, изготовленную по подобию дореволюционного оклада, на икону помещать мы не стали: ученые считают, что лучше всего она будет чувствовать себя в киоте без контакта с металлом. Так что теперь ничто не мешает наслаждаться видом этой уникальнейшей иконы в нашем храме».   К сожалению, родной дом Казанской иконы – каменный храм в Курбе – до сих пор пребывает в запустении. Еще в довоенное время его переоборудовали в стоянку тракторов, и с тех пор он фактически разрушался. В последние годы советской власти пытались начать ремонт, даже заменили разрушившиеся главки – но на том дело и заглохло.  

http://e-vestnik.ru/society/skazanie_o_k...

Предстоятель Русской Церкви приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Папы Римского Франциска, а также Председателя Государственного Совета, Председателя Совета министров Республики Куба Рауля Кастро Рус. Обращаясь к главе кубинского государства, Святейший Патриарх Кирилл пожелал народу Кубы «процветания и мира, возрастания духовного и материального». По словам Его Святейшества, состоявшаяся в аэропорту кубинской столицы первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси «создает особую уникальность» этого пространства. В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил прихожан храма с праздником и пожелал помощи Божией участникам богослужения. В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Владимирской иконы Божией Матери и предметы церковной утвари. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Храм Казанской иконы Божией Матери в Гаване является самым большим храмом Русской Православной Церкви в Америке. Это единственная церковь, построенная при активном участии государства, не входящего в каноническое пространство Московского Патриархата. Белоснежный пятиглавый храм возведен согласно традициям древнерусского зодчества. Его украшает шатровая колокольня в стиле XVII века. Храм удачно вписался в облик центральной части кубинской столицы — Старой Гаваны. Здание церкви находится на набережной напротив порта, и с судов, которые подходят к Гаване, издали виден купол православного храма. Высота церкви — около 30 метров, размеры главного помещения 18x18 метров. Храм рассчитан на 500 человек. внутри храма установлен трехъярусный иконостас. Близ Казанской церкви находится небольшая православня церковь святителя Николая (Константинопольский Патриархат) и знаменитая древняя католическая базилика Франциска Ассизского. Выходцы из России посещали Кубу и жили в этой испанской провинции еще в XVIII и XIX столетиях. В 20-е годы XX века на Кубу прибыли представители первой волны российской эмиграции. В конце 1950-х годов в Гаване был возведен греческий православный храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, после победы кубинской революции переданный русскоязычной общине. В 1971 году храм освятил исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Центральной и Южной Америки архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак).

http://patriarchia.ru/db/text/4374174.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010