6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

http://pravenc.ru/text/155570.html

Установление самого праздника Казанской Божией Матери, как известно, связано с тем, что список с Казанской иконы, который ныне хранится в Елоховском соборе города Москвы, сопровождал Народное ополчение, и русские воины были убеждены, что именно Матерь Божия предводительствовала им, поэтому они и одержали победу над превосходящими силами противника. Никому в голову не приходит сегодня праздновать день Казанской иконы Божией Матери по григорианскому календарю, т.е. 1 ноября, – тогда, в XVII веке, Юлианский и Григорианский календари расходились на 10 дней. Но почему мы должны эту правильную логику искажать в вопросе утверждения даты провозглашения Российской империи? Российская империя была провозглашена в день Казанской иконы Божией Матери и праздновать День Российской империи нужно в этот день и в День народного единства, который мы отмечаем сегодня как государственный праздник. И это совпадение двух дат является весьма символичным! Очевидно, что и царь Пётр выбором этого дня хотел подчеркнуть преемственность русской истории. Стоит ещё раз поблагодарить депутата Государственной Думы Константина Затулина за то, что он обратил внимание Владимира Путина на этот юбилей. И выразить надежду, что после его обращения на государственном уровне как-то будет отмечена эта судьбоносная важнейшая дата нашей истории – 300-летие провозглашения Российской империи. Редакция русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Чудес не бывает... Как и единства... Насчёт дат — не знаю... Не принципиально... А вот не допустить в " ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА " , в " ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ " молитвенного единства ВСЕХ православных друг с другом в Боге на 10-15 сек. в любом месте — это важнейшая задача церкви и государства..! Представьте себе, вдруг случится чудо и священство с администрацией призовет в Такой День ВСЕХ христиан одновременно в 12 ч мысленно и осознанно обратиться ко Господу простенький, посильной ВЗАИМОМОЛИТВОЙ друг о друге:

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/ro...

В 1684 году от государей великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в сребро-позлащенном окладе с повелением боярам и воеводам тот список носить с собой в походы. В 1687 году, по грамоте тех же царей, икона была носима к оберегателю боярину и наместнику Новгородскому князю Василию Голицыну. Сверх того, в 1689 году, по грамоте последовавшей от государей: Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, с нее снят был список для полков, отравлявшихся в поход. Между тем, и в достопамятный 1812 год Курское градское общество, по усердию своему к отечеству пожертвовав значительную денежную сумму и списав с чудотворной иконы список с украшением оного позлащенной ризой, отправила с депутацией сей список в действующую армию к князю Кутузову Смоленскому для защиты от врагов, за что Главнокомандующий князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября того же года на имя Курского градского главы, изъявил гражданам свою признательность с полным уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности. Наконец, нельзя не обнаружить и того, что при совершении этого величественного крестного с чудотворной иконой хода в Коренную пустынь, богомольцы сопровождают ее на 27 верст расстояния в таком множестве, что подобного стечения народа не встретишь не только в России, но и во всей Европе, и по особенному вдохновению к Св. Вере, выражается на лицах всех благоговейное умиление, а в сердцах – чистая преданность к святыне. Церемониал 1. Полицейские жандармы на лошадях. 2. Взвод пикинеров квартирующего в Курске Кавалерийского Казанского Драгунского полка. 3. Часть богомольцев простого звания. 4. Хоругвии и в середине оных два церковных фонаря с зажженными свечами, несут оные дьяконы. 5. Киот с списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка. 6. Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

8. В 1880 году в Зимнем дворце народовольцы устроили чудовищный теракт: взорвано 30 кг динамита, в результате чего разрушено перекрытие между первым и цокольным этажами. Комната, где находился список с иконы, полностью уничтожена, но сам он не пострадал. 9. Очевидна помощь Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне. Маршал Жуков возил Казанскую икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, Мария Георгиевна в своей книге «Маршал Жуков: сокровенная жизнь души».  10. В 2005 году учреждена новая праздничная дата в гражданском календаре: 4 ноября – День народного единства, который совпадает с днем почитания Церковью Казанской иконы Божией Матери. Так отмечено окончание еще одного смутного периода жизни России и ее вступление в новый век. 11. Список Казанской Божьей Матери есть даже в космосе. В 2011 году он был отправлен на Международную космическую станцию. Детективная история: святыня похищена и уничтожена В ночь на 29 июня 1904 года бандой вора-рецидивиста Варфоломея Чайкина (Стояна) было совершено дерзкое ограбление. Из Казанского Богородицкого монастыря была похищена величайшая российская святыня – явленная икона Казанской Божьей Матери. Преступники соблазнились богатыми ризами. Позже в печи квартиры Стояна были обнаружены следы сожжения икон. Следствие предположило, что явленная икона уничтожена. Но существует и другая версия. По рассказам современников, игуменья монастыря, опасаясь воров, имела привычку на ночь заменять икону. Вполне возможно, что вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список. Московский список иконы, тот, с которым Дмитрий Пожарский въехал в Московский Кремль, вместе с драгоценным окладом был похищен из Казанского собора Москвы в 1918 году. Ее следы были сразу потеряны, и месторасположение неизвестно и ныне.  Был еще один чудотворный список, сделанный по заказу Петра Великого, так называемый «петербургский» – чудом уцелел. В 1922 году, когда большевики изымали ценности, настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков убедил чекистов, что это лишь копия, которая не имеет особой ценности. Благодаря этому в настоящее время она хранится в Казанском соборе Петербурга.  Надежда на чудо и свидетельства чудес

http://pravmir.ru/kazanskaya-istorichesk...

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Баронец, настоятель строящегося храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Москворечье г. Москвы. На запричастном в алтаре храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с архимандритом Спиридоном (Катрамадосом). По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у чудотворного Державного образа Пресвятой Богородицы и вознес молитву ко святым Царственным страстотерпцам. От лица духовенства и прихожан Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма епископ Гурий (Шалимов), который преподнес Его Святейшеству список Державной иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующим были розданы иконки Божией Матери «Державная» с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы " Богоматерь Державная " », которая открылась в выставочных залах Сытного двора в Коломенском 1 марта и будет проходить до 25 июня 2017 года. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель выставочного проекта, директор музея-заповедника С.И. Худяков, епископ Гурий (Шалимов), автор выставки, главный хранитель музея-заповедника О.А. Полякова. История иконы «Богоматерь Державная» и ее почитания представлена на выставке с момента ее обретения до наших дней. В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в 1990 году возвращена в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери. Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, в том числе реликвии Царской семьи — шашка императора Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны, а также уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года. Представлены материалы о Первой мировой войне, восстании в Петрограде и свержении монархии. Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Отдельный раздел выставки составляют древние иконы Пресвятой Богородицы по большей части из Московского государственного объединенного музея-заповедника,  которые экспонируются впервые, а также из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Также подготовлена визуальная электронная экспозиция с использованием кадров кинохроники, документов и фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

В заключение митрополит Феофан выразил глубокую признательность за содействие процессу включения архитектурных памятников Татарстана в Список Всемирного наследия Ирине Боковой, Минтимеру Шаймиеву и Владимиру Мединскому. «Любите эти места, передавайте детям культуру нашего народа и самое главное — храните мир и согласие», — подытожил свое выступление архипастырь. Далее состоялся осмотр участниками церемонии объектов монастыря, включенных в список ЮНЕСКО — Успенского собора, Никольской церкви и расположенного в нем музея Православия Казанского края. Позже генеральный директор ЮНЕСКО посетила древний город Болгар, Болгарскую исламскую академию и ознакомилась с ходом работ по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Вечером того же дня в КРК «Пирамида» в столице Татарстана состоялся торжественный прием по случаю включения Успенского собора и монастыря острова-града Свияжск в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На церемонии присутствовали президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, представители Министерства иностранных дел России, руководители министерств и ведомств РТ, муниципальных образований РТ, священнослужители Татарстанской митрополии. Открывая мероприятие, Р. Минниханов отметил, что правительство Татарстана осознает ответственность перед ЮНЕСКО за дальнейшую сохранность уникальных исторических объектов Татарстана. «Девятого июля 2017 года в польском городе Кракове состоялось историческое для Татарстана и России событие. Решением 41-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск были включены в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, — сказал глава республики. — Это подтверждает исключительную мировую ценность собора и монастыря, которые подлежат сохранению. Мы с вами долго шли к тому, чтобы Болгар и Свияжск приобрели мировое признание. Мы гордимся тем, что на территории Татарстана сейчас находится три объекта Всемирного наследия — это Казанский кремль, Болгарский историко-архитектурный комплекс, Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск».

http://pravoslavie.ru/105914.html

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

http://patriarchia.ru/db/text/29526.html

– Сейчас в монастыре два восстановленных действующих храма: в честь Казанской иконы Божией Матери (основная церковь) и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (церковь, в которой совершаются будние богослужения). Также в обители есть одна восстановленная часовня – во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также к монастырю относится домовый храм в честь Введения во храм Богородицы, который расположен за оградой. До революции этот храм принадлежал нашему монастырю. Он находился в церковной школе. Тогда это была церковно-учительская школа, в которой готовили преподавателей закона Божиего и учительниц провинциальных и сельских церковно-приходских школ. Сейчас у нас там просветительский и благотворительный православный центр. Во время богослужений в этом храме поют, читают часы и церковничают дети. Кроме того, у нас там находится первый и второй классы общеобразовательной школы, и дети каждое утро перед уроками молятся в этом храме. История храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» связана с редким для России образом. До революции настоятельница игумения Феофания (Готовцева) хотела заказать для монастыря икону на Афоне. Особенно ей хотелось иметь в обители Иверский образ. Известный духовный писатель Серафим Святогорец, письма которого издавались до революции и переиздаются сейчас, состоял в переписке и духовной дружбе с матушкой Феофанией. И он прислал как благословение от Святой горы именно эту икону, написав: «При ваших скорбях и ваших переживаниях вам нужна именно эта икона». В названии этой иконы заключается смысл того, что подает Матерь Божия через этот чудотворный образ. Храм восстановили несколько лет назад, установили купола, заново расписали. Храмовая икона – это список с чудотворного афонского образа, написанный отцом Арсением, современным святогорским иконописцем. Главная святыня Казанского храма – чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который до революции находился в некоем монастыре. При советской власти икона очень пострадала: она находилась в выгребной яме, потемнела от небрежения. Перед тем как нашему монастырю должно было открыться, эта икона обновилась. Нам ее принесли уже обновившуюся, с просветлевшим ликом. Были случаи исцеления от этой иконы. И был на моей памяти очень трогательный случай: у священника, который приходил к нам в монастырь служить молебны с акафистами, дома стала мироточить фотография нашей иконы. Это произошло перед тем, как у него умерли родственники. Они умерли по-христиански, причастившись святых таин. Так Матерь Божия подавала ему знаки, укрепляла и утешала перед предстоящей скорбью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают. Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников) . Чтут прихожане и икону Божией Матери " Умиление " - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан. Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют " Романовской " . Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя. Про эту икону написана книга " Икона великого князя " , автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010