Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.). Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб. В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» ( Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

В первой книге по топонимике Подмосковья " Всё Подмосковье. Географический словарь " , изданной в 1967 году коллективом Московского филиала Географического общества СССР, указывалось, что " ...первые сведения о находившейся здесь усадьбе, принадлежавшей нескольким богатым дворянским родам, относятся к 1548 году " . В старину селение звалось Фомино (возможно по фамилии известных митрополичьих бояр Фоминых, родоначальник которых, Степан, был назначен ещё сыном Дмитрия Донского Василием в митрополичьи бояре, как племянник святителя Алексия), а также есть сведения, что Фомино упоминается ещё в 1498 году как митрополичье владение. Была поставлена здесь и небольшая придорожная часовенка, что бы каждый проезжающий мимо, мог помолиться. Более подробных сведений, до нас, к сожалению, не дошло. Также известно, что нынешнее название село получило лет триста назад по посвящению возведённого здесь храма в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Как отмечено в писцовых книгах 1584-1586 гг. Московского уезда: " В стане Радонеж и Корзенев ...за Федором да за Иваном да за Григорием за Петровыми детьми Окинфовыми, что купили у митрополичьего сына боярского Девятого Царевского село Фомино на речке на Лашюдке, а в нем церковь Иоанна Богослова, древяна клетцки без пения, пашни лесом поросли серой земли 46 четьи в поле а в дву потомуж, да сена 30 коп, да лесу дровяного 20 десятин " . Село Фомино, что на речке на Лашутке - было владение братьев Окинфовых (Фёдора, Ивана и Григория Петровичей), вероятно, старое поместье их отца Петра Окинфова, перешедшее им по наследству. Упомянутая церковь Иоанна Богослова и дала, как часто бывает, будущее новое имя селению. Первая деревянная церковь со временем обветшала (или сгорела?) и новые хозяева построили новый храм, а посвящение ему было дано по особо чтимой со дня явления в России Казанской иконы Божией Матери. Как известно, список иконы Богоматери Казанская прибыл на Московскую землю из Казани в 1611 году. Именно с этой чудотворной иконой объединённые войска князей Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого выбили в 1612 году поляков из Китай-города, заблокировав их в Московском Кремле и принудив к быстрой сдаче. А дата успешного удара казаков отряда князя Дмитрия Трубецкого по Китай-городу, дата внесения походной иконы ополчения - чудотворного Казанского образа в освобождённую Москву, стала считаться всенародным праздником и отмечаться 22 октября (4 ноября по н. ст.) как праздник иконы Казанской Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=09297

Свод основного объёма занимают четыре большие композиции: «Коронование Богоматери» (восток), «Покров» (север), «Взятие Богоматери на небо» (запад), «Успение» (юг). Росписи свода и верхней части стен выполнены в укрупнённом масштабе, фигуры выглядят монументальнее. Росписи на северной и южной стенах расположены в трёх ярусах. В центре верхних частей стен в круглых медальонах написаны изображения святителей Василия Рязанского (на северной) и Иоанна Златоуста (на южной). Под ними помещены фигурные филёнки, заполненные растительным орнаментом, с равноконечными крестами между ними. В двух основных ярусах размещены по две большие композиции. В нижнем ряду они заключены в прямоугольные рамы, в верхнем – в рамы с полукруглым завершением. Второй ярус занимают сюжеты «Благовещение», «Введение во храм» (северная стена), «Рождество Богородицы» и «Сретение» (южная). Соответственно в нижнем написаны композиции: «Прославление Казанской иконы», «Список иконы подносят царю Ивану Грозному», «Чудеса от Казанской иконы», «Обретение Казанской иконы». Иконография отличается попытками исторически достоверно изобразить костюмы, детали интерьера и утварь 16 в. На западной стене над аркой представлен многофигурная композиция «Прибытие Божией Матери на Афон», вписанная в полукруг. На внутренней поверхности широкой арки из четверика в трапезную, расположено четыре сюжета, а в центре в рост написана фигура Богоматери с Христом-младенцем на руках, стоящая на полумесяце. Данная иконография (Мадонна Апокалипсиса), восходит к западноевропейским образцам и имеет сходство с иконой «Богоматери Виленской». На северном склоне арки изображены композиции «Явление Христа святой Евгении» и «Бегство в Египет» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда), на южном им соответствуют – «Евгения поучает жен о девстве» и «Встреча Марии и Елизаветы». В трапезной до настоящего времени дошла орнаментальная гризайльная монументальная живопись и лепные розетки, к которым крепились паникадила. В храме находилось три не сохранившихся ныне иконостаса, выполненных в 1870 г.

http://sobory.ru/article/?object=11722

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу митрополии и руководство области за труды по восстановлению Казанского монастыря. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Иоанна Рыльского. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Митрополит Феодосий преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной монастырской колокольни. Историческое здание колокольни было взорвано в 1927 году, на ее фундаменте построили школу. В настоящее время монастырская колокольня является архитектурной доминантой города. Святейший Патриарх также посетил храм в честь Казанской иконы Божией Матери и часовню-усыпальницу Преосвященного архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана). В часовне была совершена молитва о упокоении души приснопамятного владыки Евгения. Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В 1758 году епископ Пахомий (Симанский) устроил в обители архиерейскую резиденцию, которая находилась в нем до 1918 года. В конце XVIII — первой половине XIX века был заново отстроен архиерейский дом с домовым храмом, келейный корпус, здание Тамбовской духовной консистории, а также два храма обители: Казанский и Иоанно-Предтеченский. Монастырь был обнесен каменной стеной с 8 каменными башнями. В 1836 году надстроили колокольню и заменили на ней часы. В Казанском монастыре епископом Феофилом (Раевым) был рукоположен во иеромонахи преподобный Серафим Саровский. В 1918 году монастырь закрыли. В 1923 году было уничтожено монастырское кладбище, на котором покоились почетные граждане и известные люди города Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины, Рахманиновы); разрушена каменная монастырская стена с башнями. В 1927 году президиум Тамбовского горисполкома принял решение «изъять колокола из бывшего Казанского монастыря». Вскоре была взорвана и сама колокольня. На ее фундаменте построили школу. После 1945 года в Казанском соборе монастыря разместили областной архив. Внутренний интерьер храма был испорчен бетонным перекрытием и кирпичными перегородками. В архиерейском доме устроили учебно-производственный комбинат; здание духовной консистории и келейный корпус заселили жильцами; Иоанно-Предтеченский храм, лишенный пятиглавия и кровли, постепенно разрушался. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

http://patriarchia.ru/db/text/3714816.ht...

Чтимый Вышенский список с Казанской иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, в Тамбовский Вознесенский монастырь приехала московская монахиня Мирония Данкова. Она привезла с собой Казанскую икону — родительское благословение. В дороге Миронию хотел убить ямщик. Монахиня обратилась к Богородице, и от иконы раздался Голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп и только после раскаяния вновь прозрел. Икону Мирония хранила у себя в келье. Перед кончиной она завещала её в Вышенский монастырь, куда образ перевезён 7 марта 1827 года. Здесь от святой иконы совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Пречистой Матери был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом. Известно, что неисчислимые чудеса от Казанского иконы происходили и во время Великой Отечественной войны. И в наше время Заступница Усердная не оставляет нас Своим заступничеством по молитвам перед Казанским Своим образом. http://www.russdom.ru/node/1883 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Информация с таблички у церкви В 1901-1906 гг. храм был перестроен архитектором Александром Александровичем Степановым. К сожалению, до настоящего времени старинных изображений этого храма обнаружить не удалось. Сохранился лишь произвольный рисунок, выполненный в 1941 году художником Юргеном Бертельсманном, воинская часть которого была расквартирована в Тайцах. Художник погиб в 1942 году. Этот рисунок и другие, чудом сохранившиеся, в настоящее время находятся в частной коллекции его дочери в Брюсселе. Рисунок Ю. Бертельсманна, тем не менее, отражает архитектурный облик храма. По рисунку видно, что колокольня имела высокие и узкие окна-бойницы и была увенчана шатровым куполом, а на самом храме боковые главки имели особое, необычное расположение. По словам старожилов, белый деревянный иконостас храма был увенчан овальной иконой " Тайной вечери " , пилоны и своды храма были украшены росписью и орнаментом. Очень незначительные " пятнышки " росписи сохранились на колоннах до сих пор. Около десятка находившихся в церкви образов были украшены серебряными ризами (вспомним серебряные рудники Демидовых). Наиболее заметными из них были иконы св. блгв. князя Александра Невского, Казанской иконы Божией Матери, святых Петра и Евлампия, а также двухсторонний образ с изображениями Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " , свт. Григория Богослова и свмч. Парамона, украшенный массивной 2,5 фунтовой серебряной ризой, с этим образом проходили крестные ходы. К сожалению, пока не удалось установить, кто был первым настоятелем храма, и восстановить весь список служивших в нем. Более подробные сведения имеются о служивших в нем священниках Димитрии Шишове и отце и сыне Белавских. Источник: статья об истории храма на сайте Администрации Таицкого городского поселения  http://www.taici.ru/ Церковь в Александровке была закрыта не " в конце 1920-х гг. " , а на 10 лет позже - после ареста 8 марта 1938 г. её настоятеля протоиерея Николая Петровича Пруденского (расстрелян 18 марта). См.: Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 112, 207.

http://sobory.ru/article/?object=01193

18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. У Троицкого собора состоялась беседа Патриарха Кирилла с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя. 20 июля, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию. По окончании богослужения в храм прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в сопровождении духовенства прошел в придел мученика Уара, где почивают мощи святой преподобной княгини, перенесенные сюда 28 мая 2008 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святой Евфросинии. 20 июля, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Во время пения полиелейных псалмов Святейший Патриарх вынес из алтаря на середину храма чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. Во время чина наречения архимандрит Лазарь произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

— Ваше Святейшество, в прошлом году произошло очень много знаков — мне кажется, добрых, но я хочу знать Ваше отношение к ним. Конечно, это возвращение иконы Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Рака князя Александра Невского теперь установлена на историческом месте в Петербурге. Вами обретена чтимая икона Казанской Божией Матери, теперь ей можно поклониться в Казанском соборе. Вот, мне кажется, добрые знаки. А на Ваш взгляд? И есть ли в этом какой-то тайный смысл? — Эти события настолько значимы, что, конечно, важно попытаться понять, почему это произошло именно сейчас. Почему это не могло произойти раньше? Почему Патриарх, постоянно проходя мимо этой иконы, не задавал себе вопрос, что это никакая не копия, но лик настолько древний, что эта икона не могла быть написана сейчас. Но ведь проходил! — А что и как произошло в какой-то момент? Проходили, как раньше проходили, — и что произошло? — Да-да. А вот тут прохожу, смотрю на икону и думаю: как все-таки научились подделывать под старину, — не понимая, что передо мной подлинник. Беру эту икону в руки, поворачиваю и понимаю, что это старинная икона. И вспоминаю историю о том, что московский список Казанской иконы Божией Матери был якобы похищен из храма на Красной площади. Причем никто не мог объяснить и толком рассказать, как это он был похищен. А что, воров не схватили, или была погоня, и кто вообще сказал, что он был похищен? Нет этой информации. И тогда мне приходит мысль: так может, никто его не похищал, а просто спрятали? Время такое было — спрятали образ; и то, что он оказался в Патриаршей ризнице, тоже неслучайно. Куда же принести этот образ, чтобы его никуда не дели и ни в какой музей не передали? Передали моим предшественникам, по всей вероятности, это был Патриарх Алексий II , и образ находился в Патриаршей ризнице. Вот так произошло мое соприкосновение с этой святыней, и я очень рад, что это произошло не только келейно и образ не остался там, где молится Патриарх, но что появилась возможность вернуть его на то историческое место, где он и находился, на Красной площади.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6091173...

Завершился праздник совместной братской трапезой. В тот же день в здании Казанского епархиального управления митрополит Казанский и Татарстанский Феофан принял митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. Предстоятель Православной Церкви Казахстана тепло поблагодарил главу Татарстанской митрополии за возможность посетить монастыри и храмы Казанской земли и совершить молитву перед древними святынями. Митрополит Феофан ознакомил митрополита Александра с основными направлениями деятельности Татарстанской митрополии, в том числе с религиозным образованием и работой с молодежью, а также рассказал о совместных проектах митрополии с общественными и государственными организациями. Архипастырь особо указал на многовековые принципы гармоничных взаимоотношений между проживающими в Татарстане людьми разных национальностей. В свою очередь глава Митрополичьего округа отметил, что Татарстан и Казахстан весьма похожи в отношении исторически сложившихся традиций межнационального и межконфессионального согласия и особой роли ислама и Православия в жизни общества. Участники встречи обсудили актуальные вопросы возрождения исторических святынь. Митрополит Александр рассказал о полномасштабной научной реставрации Вознесенского кафедрального собора в Алма-Ате и закладке храма в честь Всех казахстанских святых в Нур-Султане. Митрополит Феофан проинформировал собеседника о процессе воссоздания собора в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана. Высокий гость показал главе митрополии точный список с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы, освященный в этот день у древнего лика Царицы Небесной в храме Ярославских чудотворцев. Образ пополнит собой духовную сокровищницу Митрополичьего округа. Митрополит Александр высоко оценил деятельность митрополита Феофана по развитию отношений между Православной Церковью Казахстана и Татарстанской митрополией, вручив архипастырю высокую награду Митрополичьего округа — орден «Енбек шih» («За труды»). Казанский архипастырь удостоил главу Православной Церкви Казахстана высшей награды Татарстанской митрополии — медали Казанской иконы Божией Матери I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5464539.ht...

Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви. У левого клироса в передней части храма - чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. - Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря - икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного.

http://sobory.ru/article/?object=08647

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010