Третий крестный ход в честь Владимирской иконы 21 мая до 1722 г. совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской улице. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 г., а также в память спасения Москвы в 1521 г. от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было; жители стеклись в Кремль в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель, и искали спасения в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела во сне, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты св. Петр и св. Алексий вместе с другими святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они встречены были преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Существовавшая ранее часовня Владимирской Божией Матери находилась на Никольской улице, у Владимирских ворот, пристроена с севера к алтарю церкви Владимирской Божией Матери. Часовня существовала здесь до 1692 г., когда была построена заменившая ее церковь. Постоянное посещение богомольцами было причиною, что и при церкви в 1805 г. оказалось нужным построить часовню, с новым списком святой иконы. Этот список украшен богатою ризой в 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=34372

И я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, и всему клиру этого храма неустанно трудиться во славу Божию. В те самые трудные годы этот храм играл очень важную роль, потому что всего 13 открытых храмов было на весь Ленинград, и множество людей притекало сюда — и к блаженной Ксении, и в храм, — чтобы помолиться. Поэтому с этим местом связана особая традиция — хранение веры в тяжелейшее время гонений на нашу Русскую Православную Церковь». В дар храму Предстоятель передал список Казанской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил северный придел Смоленского храма, освященный в честь иконы Божиеи Матери «Милующая». Это список особо чтимои стариннои иконы Божиеи Матери «Милующая», или «Достоино есть». Образ привезли в Санкт-Петербург с Афона для церкви Милующей Богоматери в Галерной гавани, освященной в 1898 году. После закрытия храма в 1932 году икона чудом сохранилась и с 1950 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) находится в Смоленской церкви. Из Смоленского храма Святейший Патриарх Кирилл прошел в часовню, возведенную над местом погребения блаженной Ксении Петербургской. В часовне у гробницы святой Ксении Святейший Владыка совершил славление и прочитал молитву, после чего обратился к многочисленным верующим, собравшимся у места погребения блжанной Ксении: «Очень теплые воспоминания связаны с этой часовней. Помню, как в 1950-е годы, когда здесь служил мой отец, множество людей стояли в очередях; помню, с каким благоговением совершались здесь панихиды, потому что блаженная Ксения еще не была прославлена. Светская власть очень ревниво воспринимала это почитание блаженной, выставлялись наряды милиции, а иногда людей средних лет или молодых милиция даже забирала. Но тем не менее верующие стояли в очереди, чтобы попасть под своды этой часовни. Конечно, я как петербуржец очень радовался, когда произошла канонизация святой блаженной Ксении. Ее молитвами да хранит Господь град Петров, Церковь нашу и всех, кто с верой и любовью к приходит в это святое место и обращает к блаженной свои молитвы!»

http://patriarchia.ru/db/text/6072731.ht...

Возрождение Казанского собора инициировал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, как только стал правящим архиереем Казанской епархии. После этого проходили интенсивные переговоры и консультации с Минтимером Шаймиевым, первым президентом Татарстана, занимающим сегодня должность Государственного советника, и нынешним президентом республики Рустамом Миннихановым. Пять лет назад, в праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2015 года, Рустам Минниханов издал указ о воссоздании Казанского собора (одновременно тем же документом он распорядился построить в республике Бóлгарскую исламскую академию). Сегодня собор в центре Казани уже выстроен, в разгаре работы по убранству. Великое освящение намечено на следующий год - предварительно на день памяти явления иконы 21 июля. Основную часть работ финансирует благотворительный Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, который возглавляет Минтимер Шаймиев. Сюда перечисляют пожертвования физические и юридические лица. Ранее, помимо возведения Бóлгарской исламской академии, эта организация провела масштабные работы на острове-граде Свияжск. Ныне свияжский Успенский собор и монастырь входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году в день празднования обретения чудотворного образа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева и спикера Госдумы Сергея Нарышкина совершил чин освящения закладного камня на месте воссоздания Казанского собора. Строительно-монтажные работы заняли два года и завершились пару лет назад. Уже сейчас, несмотря на продолжающиеся отделку и благоукрашение интерьеров, воссозданный из небытия Казанский собор стал одним из важных символов древней столицы Татарстана. Предлагаем паломникам и туристам обратить особое внимание на пять элементов этого храма. Фасады. Фасады - творение Ивана Старова. Казанский собор отнюдь не выглядит массивным и тяжеловесным. Работавшие над проектом зодчие достигли этого эффекта в основном двумя приемами: белокаменными стенами и пышным - и одновременно эстетически утонченным — наружным декором.

http://sobory.ru/article/?object=45545

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.  — Для верующих так ли важно — та самая икона или не та? — Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль. Сохранили в России, потеряли в Китае — Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?  — Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).  Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции». Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Предметом особого почитания островитян стал чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске. Московская Патриархия не оставила островную епархию без помощи и внимания. В послании Патриарха к сахалинской пастве говорится: " Ныне мы направляем вам древний чтимый образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы как знак того, что ходатайство Заступницы рода христианского перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом за всех нас сегодня особенно насущно и необходимо… Ваша молодая епархия, образованная на краю границ Российской Федерации, переживает сейчас нелегкое время, когда практически на пустом месте необходимо безотлагательно налаживать приходскую жизнь, возрождать активную миссионерскую деятельность и устанавливать духовные связи с местным населением, которое, как и все жители России, подверглось страшному воздействию мрачных десятилетий атеизма и богоборчества… . Верю, что чтимый образ Казанской иконы Божией Матери будет для всех вас Нашим Патриаршим благословением на грядущие труды и терпеливое перенесение всяческих невзгод и испытаний " . В 1996 году на сахалинскую землю прибыли святые мощи особо почитаемых угодников Божиих - св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Пантелеимона, св. блг. кн. Александра Невского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Филиппа, митрополита Московского, прп. Саввы Сторожевского, св. мц. Анастасии Узорешительницы. Специально для этих мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне. В алтаре собора находится ковчег с частицами мощей свт. Николая Японского, переданный в дар Японской Автономной Православной Церковью. В октябре 2002 года коллекция икон Воскресенского собора пополнилась образом прп. Сергия Радонежского. Икону привез в подарок епископу Даниилу секретарь Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. Чтя память о трагедии, происшедшей 20 августа 2003 года - гибели в авиакатастрофе губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова и четырнадцати других региональных руководителей, у Воскресенского кафедрального собора воздвигнут мемориал-памятник с Поклонным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=11659

Первой настоятельницей О. М. м. архиеп. Гавриил назначил игум. Виталию из орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря, а казначеей - мон. Сусанну из Николая Чудотворца святителя Лебединского женского монастыря. 9 сент. 1841 г. на отведенном обители участке начались строительные работы. Была сооружена каменная ограда с 4 массивными башнями и небольшая ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы (упразднена ок. 1868), разбит обширный сад. Архиеп. Гавриил передал в дар сестрам список Феодоровской иконы Божией Матери, к-рый поместили в освященном им Феодоровском приделе Михаило-Архангельского храма, а также список Толгской иконы Божией Матери. В мон-ре архиеп. Гавриил заложил колокольню, 31 мая 1842 г.- келейный корпус, а также здание для «сировоспитательного заведения девиц духовного звания». 9 мая 1844 г. состоялось торжественное открытие О. М. м. и «сировоспитательного» заведения с освящением новопостроенных корпусов. О. М. м. задумывался как «училищный» с приютом для сирот. В жен. школе-училище помимо Закона Божия преподавались церковное пение, грамматика, чистописание, рисование, арифметика, основы истории, географии, а также рукоделие. Первоначально в школе состояло до 5 воспитанниц, но к авг. 1844 г. их было уже 39; на каждую монастырь ежегодно отпускал 20 р. серебром. К сер. XIX в. мон-рь и школа сирот содержались за счет «высочайше присвоенного штата» (460 р. 4 к. серебром), помощи Херсонского попечительства о сиротах духовного ведомства (до 1 тыс. р. серебром), на доходы с хуторов Новосиротского и Воскресенского, принадлежавших обители, а также на деньги, полученные от продажи рукоделия монахинь, от кошелькового и кружечного сборов, от платы за пансионерок ( Н. М. 1844. С. 361). После кончины гр. Эдлинг рядом с ее могилой, на участке близ 8-й станции Ср. Фонтана, А. Стурдза построил храм (проект архит. Ф. Моранди), освященный 4 авг. 1846 г. архиеп. Гавриилом в честь Воскресения Христова (впосл. переосвящен во имя равноап. Марии Магдалины). В фамильной усыпальнице храма погребен и сам Стурдза. Вскоре при Воскресенской ц. был устроен скит обители; в нач. 20-х гг. XX в. здесь же существовало монастырское кладбище. На средства Е. П. Демидовой (урожд. Трубецкой; 1853-1917), кнг. Сан-Донато, был приобретен колокол (100 пудов) на колокольню (1891) скитской Воскресенской ц. В иконостасе монастырской Михаило-Архангельской ц. находилась чтимая Казанская икона Божией Матери, завещанная княгине митр. Киевским и Галицким Платоном (Городецким).

http://pravenc.ru/text/2578189.html

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время - 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). Служба В. и. на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря - находится в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и. Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. 14 июля 1992 г. правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю был подарен список В. и., выполненный в 1992 г. иконописцем С. Павловым. В 1995 г. этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье мон-ря, где в наст. время находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список В. и., с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 г. Юлией Боголюбовой. В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

http://pravenc.ru/text/153887.html

Святейший Патриарх Алексий II также заявил, что считает неправильным, когда список Казанской иконы Божией Матери, переданный Русской Православной Церкви Ватиканом, называют «ватиканским». «Этот список имеет к Ватикану такое же отношение, как к США или Португалии. Это отечественный список, перед которым молились наши предки», — сказал Святейший Патриарх. По его словам, икона была вывезена из России после революции, когда за бесценок продавались и вывозились из страны многочисленные православные святыни. Отвечая на вопросы корреспондентов СМИ, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подчеркнул, что после событий в Лондоне лидеры многих стран пришли к выводу о необходимости объединяться в борьбе с терроризмом. В то же время М. Шаймиев считает необходимым также объединяться и в вопросах изучения причин появления и роста этого зла. М. Шаймиев согласился с мнением Святейшего Патриарха Алексия о том, что «террористы используют факторы ислама для оправдания своих поступков». В то же время он осудил «навязывание сильными развитыми странами своего образа жизни другим странам, у которых есть свои крепкие традиции». «Не думаю, что вторжение и бомбежки приводят к миру и согласию», — отметил М. Шаймиев. Глава Республики Татарстан призвал в мировом масштабе поддержать идею, высказанную руководством Ирана, — о диалоге культур и цивилизаций. Отвечая на вопросы журналистов, М. Шаймиев отметил, что его очень радует согласие и взаимопонимание людей разных национальностей и конфессий, которое существует в Татарстане. Политик должен служить, прежде всего, людям, не разделяя их по какому-либо признаку, считает Президент Татарстана. Отвечая на вопросы журналистов, М. Шаймиев не исключил возможности одновременного преподавания в республике Основ христианства и ислама. «Возвращение веры, возрождение духовной жизни невозможны без знания основ религии», — отметил Президент Татарстана. Вместе с тем М. Шаймиев заметил, что для Татарстана этот вопрос непростой, так как в республике в равных пропорциях проживает православное и мусульманское население. М.Шаймиев сказал, что его «устраивает название учебника «История мировых религий», но «название должно быть подкреплено содержанием». Президент Татарстана выразил надежду, что учебник с достойным содержанием «должен появиться».

http://patriarchia.ru/db/text/29501.html

24 марта 1812 г. И. был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. При вступлении на кафедру он особое внимание обратил на нравственное состояние и уклад жизни духовенства, применял к клирикам как строгие наказания, так и средства увещевания, часто прибегал к штрафам, выделив часть из них на обеспечение вдов и сирот. Стремясь повысить уровень образования среди духовных лиц, И. первый в Тамбове ввел обязательное обучение для всех детей духовного сословия, открыл Темниковское (1814), Елатомское (1815), Шацкое, Тамбовское, Липецкое, Лебедянское ДУ. По благословению И. воспитанник Шацкого училища Дмитрий Конобеевский переменил фамилию на Гумилевский (впосл. архиеп. Черниговский Филарет (Гумилевский) ). Во время Отечественной войны 1812 г. И. активно проповедовал и поддерживал создание народного ополчения. Так, 25 июля 1812 г. на заседании Тамбовского Дворянского собрания рассматривался вопрос о создании ополчения, И. в полном архиерейском облачении вошел в зал и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить скрежещущего врага». И. первым в открытой для пожертвований книге «подписал» 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок епископа, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию» (РГИА. Ф. 797. Оп. 1. Д. 4419. Л. 33). В день Бородинской битвы, 8 сент. 1812 г., И. вместе с еп. Дмитровским Августином (Виноградским) молился в Успенском соборе Московского Кремля, а затем совершил крестный ход вокруг Китай-города с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. В 1813 г. одним из первых Тамбовских архиереев И. осуществил длительную поездку с целью обозрения епархии. 3-5 сент. 1817 г. встречал в Тамбове вел. кн. Михаила Павловича, подарил ему список Казанской иконы Божией Матери. 29 мая 1816 г. И. вместе с проживавшим в Тамбове католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) (1788-1811) присутствовал при закладке каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в тамбовском в честь Вознесения Господня женском монастыре. 5 сент. 1820 г. И. освятил основной, Всехскорбященский алтарь церкви, 6 и 7 сент.- боковые приделы, во имя прор. Илии и прп. Алексия, человека Божия. Строительство монастырского храма осуществлялось на средства архиерея. Трудами И. были возведены загородный архиерейский дом, колокольня при Преображенском храме, а также каменные церкви на Успенском и Воздвиженском кладбищах. В сент. 1832 г., будучи уже экзархом Грузинского Экзархата, И. посещал Тамбов, общался с помнившими его клириками и монахинями. По благословению И. был возведен Знаменский храм, положивший начало Сухотинскому в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырю . В 1820 г. И. был командирован обозревать Казанскую епархию, во время его отсутствия Тамбовской епархией управлял архиеп. Рязанский Сергий (Крылов-Платонов).

http://pravenc.ru/text/578300.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010