Основная часть прочитана. Дополнительная часть по составу напоминает “междочасия”. Два псалма, говорящих о недремлющем Оке Божием: «Возведох очи мои в горы...» (Пс.120:1) и «Се ныне благословите Господа вси рабы Господни» (Пс.102:20), еще раз центральное Трисвятое — Отче наш, затем тропари об усопших с богородичным и заключительная молитва также об усопших. В субботней полунощнице 17 кафизма заменяется девятой. Воскресная — кратка. Вместо кафизмы поется канон ко Пресвятой Троице. Их имеется восемь, соответственно восьми гласам Октоиха. После полунощницы будничной и воскресной, испрашивается взаимное прощение и произносится ектения о всех ближних и дальних. Утреня. «К Тебе утренюю» Утреню по Уставу положено совершать к рассвету. А начало дня — особым последованием “первым часом”. На практике утреня передвигается утром позднее или же назад, на канун данного дня. К началу утрени открывается завеса царских врат: признак ее славословного содержания. На праздничной утрени в некоторые моменты тоже открываются царские врата. Если утреня служится вне всенощного бдения, она предваряется небольшим, как бы отдельным “молением о царе” с двумя псалмами, которое приложимо к каждому христианину, ибо Христос соделал «царями и священниками Богу... своему» верующих в Него (Откр.1:6). Но может быть принимаемо прямо как моление о восстановлении православной христианской власти, по завету апостола (1Тим.2:1—2). Проследим ход будничной утрени, как более простой по составу. Утреня начинается возгласом иерея, при крестообразном возношении кадила пред престолом: “Слава Святей, и единосущней, и животворящей и нераздельней Троице...” «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14), слышим троекратное славословие из уст чтеца, воспетое ангелами при рождении Сына Божия перед рассветом дня. Шестопсалмие. Это удвоенная псаломная часть: вместо трех — шесть псалмов. Псалмы отражают борьбу света со тьмой в душе и кончаются славословием: «Благослови, душе моя Господа...» После великой ектении снова славословие в пении «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:26—27) со стихами и тропарем дня. Эти слова служили народным приветствием Господу при Его торжественном входе в Иерусалим. Они взяты вместе со стихами из 117 псалма. Далее кафизмы, чтобы молящиеся вникали в свою жизнь, поступки, сознали согрешения и углубили покаяние перед Богом. В будничной утрени за кафизмами следует покаянный 50 псалом, пение и чтение канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Если два святых, то им после храмового канона обоим – на 6 по 3. По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях вместо катавасии ирмос Октоиха. По 3-й и 6-й песнях седальны и кондаки поются так, как они положены наряду в Минее. По 8-й – «Честнейшую». По 9-й песни светилен святому, «Слава» – Октоиха, «И ныне» – Богородичен. Если святому нет, то светилен Октоиха. При двух святых, имеющих светильны, светилен 1-му святому, потом 2-му, «Слава» – Октоиха, «И ныне» – Богородичен. Если святому поется славословие, то светилен святому дважды, «Слава, и ныне» – Богородичен его. «Хвалите Господа с небес», «Тебе слава подобает». На «Хвалите» стихиры Октоиха не поются. (Если есть на «Хвалите» стихиры святому или святым, то петь их со стихами 150-го псалма.) «Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу» читается. «Исполним утреннюю». На стиховне Октоиха хвалитные 1-я, 2-я и 3-я стихиры со стихами стиховными. «Благо есть» (один раз), по Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен из Октоиха отпустительный во глас тропаря святому от менших. При двух святых тропарь 1-му святому, «Слава» – 2-му, «И ныне» – Богородичен от менших во глас тропаря 2-му святому. Ектения «Помилуй нас, Боже» и после «Утверди, Боже» 1-й час и отпуст по обычаю вседневный и полный. Если рядовому святому положено славословие, то великое славословие поется, а не читается. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный настоящего гласа. Ектении обе и отпуст праздничный. На часах тропари и кондаки читаются, как и в прочие дни. На литургии Блаженны; если есть святому от канона песнь, то ему читать прежде – на 4, потом из Октоиха – на 4; если же святому песни канона нет, то читать дневные антифоны «Благо есть». По входе тропари храму Христову или Богородицы, дневные «Апостоли, мученицы и пророцы», святому рядовому; кондак рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Яко начатки естества». Храму же святого ни тропарь, ни кондак на субботу не полагаются. Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен прежде святому, а потом дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Основная часть прочитана. Дополнительная часть по составу напоминает “междочасия”. Два псалма, говорящих о недремлющем Оке Божием: «Возведох очи мои в горы...» (Пс.120:1) и «Се ныне благословите Господа вси рабы Господни» (Пс.102:20), еще раз центральное Трисвятое — Отче наш, затем тропари об усопших с богородичным и заключительная молитва также об усопших.    В субботней полунощнице 17 кафизма заменяется девятой.    Воскресная — кратка. Вместо кафизмы поется канон ко Пресвятой Троице. Их имеется восемь, соответственно восьми гласам Октоиха.    После полунощницы будничной и воскресной, испрашивается взаимное прощение и произносится ектения о всех ближних и дальних. Утреня. “К Тебе утренюю”    Утреню по Уставу положено совершать к рассвету. А начало дня — особым последованием “первым часом”. На практике утреня передвигается утром позднее или же назад, на канун данного дня. К началу утрени открывается завеса царских врат: признак ее славословного содержания. На праздничной утрени в некоторые моменты тоже открываются царские врата. Если утреня служится вне всенощного бдения, она предваряется небольшим, как бы отдельным “молением о царе” с двумя псалмами, которое приложимо к каждому христианину, ибо Христос соделал «царями и священниками Богу... своему» верующих в Него (Откр.1:6). Но может быть принимаемо прямо как моление о восстановлении православной христианской власти, по завету апостола (1Тим.2:1—2).    Проследим ход будничной утрени, как более простой по составу.    Утреня начинается возгласом иерея, при крестообразном возношении кадила пред престолом: “Слава Святей, и единосущней, и животворящей и нераздельней Троице...”     «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14), слышим троекратное славословие из уст чтеца, воспетое ангелами при рождении Сына Божия перед рассветом дня.    Шестопсалмие. Это удвоенная псаломная часть: вместо трех — шесть псалмов. Псалмы отражают борьбу света со тьмой в душе и кончаются славословием: «Благослови, душе моя Господа...» После великой ектении снова славословие в пении «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:26—27) со стихами и тропарем дня. Эти слова служили народным приветствием Господу при Его торжественном входе в Иерусалим. Они взяты вместе со стихами из 117 псалма. Далее кафизмы, чтобы молящиеся вникали в свою жизнь, поступки, сознали согрешения и углубили покаяние перед Богом. В будничной утрени за кафизмами следует покаянный 50 псалом, пение и чтение канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Л. принимал активное участие во внутристарообрядческой полемике. В сочинениях, адресованных поповцам, поднимал вопросы о времени пришествия антихриста , о таинствах. В полемике с другими беспоповскими согласиями - федосеевцами, филипповцами, странниками - защищал поморскую т. зр. на брак и моление за царей («Брачное врачевство врагам супружеской тайны, феодосианцам и прочим», «Камень брака, или Неоспоримость вечности его в Христовой церкви», «Молоток, или Истинное феодосианских и филипповской церкви основание в их злочестивом гонительстве о немолении Бога о благоденствии внешних владык мира и победе их врагов»). Особую неприязнь у Л. вызывали «грубые бракоборцы» - противники допускаемого поморцами бессвященнословного брака. В полемических сочинениях наиболее отчетливо проявились отрицательные стороны творческой манеры Л.: запальчивость, резкость выражений, прямолинейность, самовосхваление. В 1803 г. Л. составил «Устав брачный правоверного староверчества» московской Монинской моленной, который включал «Предварительные наблюдения законных браков», «Порядок законного брака», «Брачные обеты вступающих в супружество». Среди известных только по названиям сочинений Л. были и литературные произведения: «Слово на обновление Малоохтинской часовни», «Слово на день пророка Илии», а также написанные стихами эпитафии, подписи к картинам, «Поэма в ямбических стихах о московском купце Петре Матвееве». В числе созданного Л. неоднократно упоминает картины со стихотворными подписями («Символическая картина XIX века Христовой церкви, с приличными ей стихами»). Это дает основание предположить, что Л. являлся также автором неких «картин», выполненных или на отдельных листах, или в тетрадях с относящимся к ним текстом. Эти сочинения подтверждают знакомство Л. со светской лит-рой его времени. Современники, к-рых, как правило, задевала писательская манера Л., одновременно резко обличительная и панегирическая, порой нелицеприятно отзывались о его сочинениях. В 30-х гг. XIX в. со стихотворными сатирическими ответами Л. выступил друг его молодости, наставник московских поморцев Сергеев (Ист. словарь и Каталог, или Библиотека. 1866. С. 218-220).

http://pravenc.ru/text/2561052.html

Ефрем Сирин. В вост.-сир. богослужении используются мемра Нарсая Нисибинского. На основе его гомилий в средние века были составлены особые песнопения - кальта (   букв.- песенка), исполняемые 2 хорами со стихами псалмов. Такие же свободные по форме произведения имеются и в западно-сир. традиции. Др. распространенным гимнографическим жанром в сир. традиции является тропарь, исполняемый со стихами псалмов (в западно-сир. традиции -  , в восточно-сир.-  ) или отдельно (в западно-сир. традиции -    , в восточно-сир.-  (букв.- хвала)), к-рые обычно поются антифонно. К числу древнейших произведений такого типа относится восточно-сир. гимн «Тебя, Господи» (    ), к-рый, по мнению нек-рых исследователей, мог возникнуть в III в. Составление т. н. гимнов света (начинаются со слова «свет») приписывается прп. Ефрему (этот гимн имеет акростих «Иисус Мессия») и Нарсаю. В западно-сир. традиции в качестве автора подобного рода песнопений известен Севир Антиохийский (его произведения перевел на сир. язык Павел Эдесский). В VII в. гимны Севира отредактировал и дополнил Иаков Эдесский. В Церкви Востока кодификацией корпуса гимнографических текстов занимался патриарх Ишояв III (649-660). Большое число песнопений составили в IX в. католикос Мар Савришо II, в XII в. католикос Илия III Абу Халим, в XIII в. Георгий Варда, Шлемон, митр. Басрский, католикос Явалаха II. Для Г. яковитов характерны согита - произведения, сопоставимые с визант. кондаками. Они состоят из вступления-проимия, ряда строф и славословия и обычно имеют акростих. По содержанию - это диалог между библейскими или историческими персонажами. Среди авторов согита известен Иаков Саругский. В восточно-сир. традиции произведения этого жанра не прижились и поются только один раз в год, на Пасху, после гимнов света. В IX в. в обиход яковитов стали входить мелькитские переводы визант. канонов. Близкими по жанру к канону являются оригинальные сир. произведения эньянэ - группы стихир, к-рые в отличие от визант. традиции относятся не к библейским песням, а к псалмам.

http://pravenc.ru/text/165013.html

1-я часть: Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный...» по «Отче наш...», «Господи; помилуй» (12), «Приидите, поклонимся...», псалом 4-й, 6-й, 12-й, 24-й, 30-й и 90-й 97 . «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3). Хор: «С нами Бог , разумейте языцы...» (громко и со сладкопением) со стихами и припевом: «Яко с нами Бог». Чтец читает тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи...», «Слава» – «День прешед, славословлю Тя, Владыко...», «И ныне» – «День прешед, славословлю Тя, Святый...», «Верую...». Священник (перед царскими вратами) возглашает: «Пресвятая Владычице Богородице...», «Вся небесная сила святых Ангел и Архангел...» и прочие тропари (с поклонами). Хор повторяет. (Эти тропари помещены в великом повечерии наряду.) 98 Чтец: Трисвятое по «Отче наш» и тропари: в понедельник и среду вечера – «Просвети очи мои...» и пр., во вторник и четверг – «Невидимых враг моих» и проч. Субботнее великое повечерие в пятницу вечером имеет особые тропари 99 . После тропарей – «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, Отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...», и читается молитва св. Василия Великого : «Господи, избавлей нас...». 2-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 50-й, 101-й и молитву Манассии, затем Трисвятое по «Отче наш...». Хор: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...», «Слава» – «Господи, помилуй нас...», «И ныне» – «Милосердия двери отверзи нам...» 100 . Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...». И молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». 3-я часть: Чтец: «Приидите, поклонимся...», псалом 69-й и 142-й, затем вседневное славословие в каноны Богородицы и святого Минеи (если нет канона св. Андрея Критского ) 101 . После канона поется «Достойно есть...», а затем, по Трисвятом и «Отче наш...», – «Господи сил, с нами буди...» со стихами 102 . Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Честнейшую...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». Величание блж. Матроны и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален блж. Матроны по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мощи твоя...»; седален блж. Матроны по 2-м стихословии, глас 6-й: «Приидите, верных множества...». «Слава» – седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука Господня…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ныне, радуйся, Тебе зовем...»). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и блж. Матроны на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Триоди: «Яко по суху…». По 3-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й; седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Изгнан бысть...» или «Ныне время...» (по выбору). По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен блж. Матроны, «И ныне» – светилен Триоди: «Заповедь Твою...» или «Изгнана бывша...» (по выбору). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 4, и блж. Матроны, глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и стихира Триоди, глас 6-й: «Адам из рая…». «Слава» – Триоди, глас тот же: «Приспе время…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Господь решит окованныя,/Господь умудряет слепцы»; 2-й – «Возведох очи мои в горы,/отнюдуже приидет помощь моя», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-06/

25. Среда Светлой седмицы. Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Цареградской иконы Божией Матери. Пасхальная служба Триоди совершается в соединении со службой апостола и евангелиста Марка (по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели») . Великая вечерня. Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 4-й – 3, и апостола, глас 1-й – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Излияся благодать...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...» (см. в Цветной Триоди) . Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Гласом моим ко Господу воззвах...», со стихами. Паримии апостола – 3. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 4-й: «Господи, возшед на Крест...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедника...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). Затем – тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (трижды); «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...» (но не по гласу «Славы») . По исполнении стихир и тропарей – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит пасхальный отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш...» (с упоминанием имени апостола и евангелиста Марка), и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-08/

Гоголю не простили не Байрона, а того, что он, будучи автором «Мертвых душ», заговорил о путях спасения этих мертвых душ ... В конце 40-х годов Жуковский, вслед за Гоголем, подготовил к изданию свою переписку с друзьями, но книга не прошла ни через светскую, ни через духовную цензуру. Жуковский сам отказался от ее публикации, записав: «Я хотел делиться со своими соотечественниками теми мыслями, которые жизнь развила в голове и сердце. Это не нужно; гораздо вернее, покойнее и смиреннее думать и выражать искренно свои мысли про себя». Из этой последней книги Жуковского сохранилось лишь три статьи, появившиеся в конце 40-х годов в «Москвитянине», – два письма к Гоголю и письмо к Петру Вяземскому о его стихотворении «Святая Русь». Вернемся к пушкинскому завету, проследим его дальнейшую судьбу после «Землетрясения» Николая Языкова и крылатой фразы Жуковского «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В начале 1840 года, еще до издания «Москвитянина», Михаил Погодин передаст на прочтение Гоголю «желтую тетрадь» со стихами своего студента и пансионера Афанасия Фета, возвращенную со словами: «Это несомненное дарование». Будущий жрец «чистого искусства» дебютировал в первых же номерах «Москвитянина» 1842 года. Вслед за фетовскими стихами «Мадонна», молитвой «Ave Maria» на страницах «Москвитянина» увидели свет «Священный благовест» студента Якова Полонского, «Нет, за тебя молиться я не мог» студента Аполлона Григорьева, в начале 50-х годов возглавившего «молодую редакцию» «Москвитянина». «Москвитянин» с первого номера противостоял петербургским «Отечественным Запискам» с «неистовым Виссарионом», точно так же как «тройственный союз» поэтов «чистого искусства» – «Современнику» с Чернышевским и Добролюбовым. Петр Вяземский, принимавший участие почти во всех, по его выражению, журнальных подранках и 20-х и 40–50-х годов, писал в стихотворении 1861 года: ...Всем лжепророкам я не верю и не верил, И поклоненье им мне кажется смешным. Так что ж? Белинский ваш, хоть будь сто раз Белинский, Весь Русский журнализм нельзя ж за ним признать.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди на 6 и праздника на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Триоди: «Помощник и Покровитель...». Примечание. Катавасия Сретения Господня: «Сушу глубородительную...», не поется. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й (см. 2 февраля). «Слава» – седален Триоди, глас 6-й (по выбору) : «Помышляю день страшный...» или «Во юдоли плача...», «И ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради...» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского). По 6-й песни – кондак Триоди, глас 1-й: «Егда приидеши, Боже...», и икос, глас тот же. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен Триоди (по выбору) : «Страшный день Суда...» или «Се день грядет...», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3-й – 4, и праздника, глас 2-й – 4 (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне утрени, со славником и припевами своими); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и стихира Триоди, глас 8-й: «Даниил пророк...». «Слава» – Триоди, глас 1-й: «Предочистим себе, братие...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами: 1-й – «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/по глаголу Твоему, с миром»; 2-й – «Свет во откровение языков/и славу людей Твоих Израиля», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». (Отпуст «Иже во объятиих...» не произносится.) Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 3-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-19/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010