На «Господи, воззвах» стихиры воскресны – 3 и святому – 3, «Слава» – святому, «И ныне» – догматик гласа. Вход. «Свете тихий». Прокимен Пасхе со стихами его; паримии святому – 3. Ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи» и «Исполним вечернюю молитву». На литии, если нет праздника храму, 1-я стихира храму, а потом святому; если же храм празднуемого святого, то все стихиры храму, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен по гласу святого. На стиховне стихира воскресна – 1 и стихиры Пасхе со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – «Воскресения день», «Христос воскресе» (трижды). На благословении хлебов тропарь святому (дважды) и «Богородице Дево» (единожды). По возгласе «Благословение Господне» иерей начинает петь начало утрени по-пасхальному, затем «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен 1-й по гласу тропаря святому. Ектения великая. Полиелей. Седален святому с Богородичном его. «От юности моея». Прокимен и Евангелие святому, «Воскресение Христово» (трижды). Псалом 50-й не читается, но тотчас «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы» и стихира святому. «Спаси, Боже, люди Твоя», «Господи, помилуй» (12 раз). Канон Пасхе с ирмосом – на 8, ирмосы по два раза, и святому – на 6, без ирмосов его; катавасия Пасхе. Елеопомазание. По 3-й песни седален святому (дважды), «Слава, и ныне» – ипакои Пасхе. «Предварившия утро»; по 6-й песни кондак и икос святому и «Воскрес Иисус от гроба» (трижды); на 9-й песни обычное каждение всего храма и припевы Пасхе к ирмосам и тропарям канона Пасхе, а к тропарям святому припев: «Святый (имя рек), моли Бога о нас». Светилен Пасхе, «Слава» – святому, «И ныне» – Пасхе. На «Хвалите» воскресные стихиры – 3 и святому – 3 с припевами их и стихиры Пасхе со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – «Воскресения день», «Христос воскресе» (трижды), «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен 1-й по гласу святого. Ектении и отпуст. Часы Пасхе. На литургии антифоны Пасхе; входное Пасхе и затем тропарь «Христос воскресе» (трижды), тропарь святому, «Слава» – кондак ему, «И ныне» – кондак Пасхе, «Елицы во Христа». Прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие дню и святому. Задостойник Пасхе. Причастен Пасхе и святому. б) Служение в Неделю о Фоме со службой святому с бдением или храмом

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Службы очень близки к нынешним. Так вечерня (τ σπεριν) состоит из 103 пс., 18 кафизмы с 3 славами, 140 пс. со Слава и ныне на конце, Свете тихий, Аллилуиа со стихами различными для разных дней (сначала стихи из нынешнего прокимна Господь воцарися), Сподоби Господи, Ныне отпущаеши и Трисвятое. Служба каждого часа состоит из псалмов, число которых различно для разных часов, для первого — 8, для третьего — 7, для шестого — 6, для девятого — 4, аллилуиа со стихами, тропари (такого, как ныне для каждого часа, исключая 1-й), пред которым и после которого написан конец его, должно быть служивший ему припевом; затем стих часа, такой как ныне (т. е. для 10-го часа «Стопы моя» и т. п.) с утроением его первой половины (как ныне на 1 часе в Великий пост), и наконец — Трисвятое; следовательно части часа, следующей за Трисвятым, еще не существовало. Служба на причащение (=изобразительные) состоит из блаженств с припевом Помяни нас Господь, егда приидеши, Лик небесный, Верую, Отче наш, Господи помилуй 3. Един свят, Вкусите и видите, пс. 33 — Благословлю Господа, молитвы по причащении с промежуточным стихом: Буди имя Господне. Сохранившаяся часть повечерия имеет такой состав: Приидите поклонимся, День прешед благодарю Тя, Пс. 4, 12, 26, Слава 30, 90, 6, Слава, С нами Бог, аллилуиа со стихами (например Призри, услыши мя Господи Боже) и тропарями, меняющимися по дням, Господи помилуй, 3, Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе. Инославное богослужение В период VI–VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах — несториан, монофизитов и монофелитов, а также во всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнее имело много сходного в разных церквах и в мало культурных странах Востока могло сохраниться неизменнее чем наше. Несторианское богослужение Несторианское богослужение почти не имеет неизменных элементов.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

По-видимому, взамен утрени стоит в начале Часослова первая кафизма. Затем следуют службы в 1 час дня, в 3, 6, 9, на причащение преждеосвященными Дарами (соотв. Изобразительным), вечерня и служба в 2 час ночи (соотв. повечерию), на которой Часослов обрывается. Службы очень близки к нынешним. Так вечерня ( τà σπερινà) состоит из 103 пс., 18 кафизмы с 3 славами, 140 пс. со Слава и ныне на конце, Свете тихий, Аллилуиа со стихами различными для разных дней (сначала стихи из нынешнего прокимна Господь воцарися), Сподоби Господи, Ныне отпущаеши и трисвятое. службы каждого часа состоит из псалмов, число которых (с. 332) различно для разных часов, для первого – 8, для третьего – 7, для шестого – 6, для девятого – 4, аллилуиа со стихами, тропари (такого, как ныне для каждого часа, исключая 1-й), пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне (т.е. для 10-го часа «Стопы моя» и т.п.) с утроением его первой половины (как ныне на 1 часе в великий пост), и наконец – трисвятое; следовательно, части часа, следующей за трисвятым, еще не существовало. Служба на причащение (­ изобразительные) состоит из блаженств с припевом Помяни нас Господь, егда приидеши, Лик небесный, Верую, Отче наш, Господь помилуй 3. Един свят, Вкусите и видите, пс. 33 – Благословлю Господа, молитвы по причащении с промежуточным стихом: Буди имя Господне. Сохранившаяся часть повечерия имеет такой состав: Приидите поклонимся. День прешед благодарю т, Пс. 4, 12, 26 , Слава 30, 90, 6, Слава, С нами Бог , аллилуиа со стихами (например, Призри, услыши мы Господи Боже) и тропарями, меняющимися по дням, Господи помилуй, 3, Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе. Инославное богослужение В период VI-VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах – несториан, монофизитов и монофелитов, а также во всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнее имело много сходного в разных церквах и в мало культурных странах Востока могло сохраниться неизменнее чем наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На Литургии – антифоны Пасхи, и прочее, как в 1-й день. Прокимен, глас 8-й – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол: Деян., зач. 2. Евангелие: Ин., зач. 2. Причастен «Тело Христово приимите». Отпуст, как в первый день Пасхи. Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. В большинстве случаев он совершается в конце Литургии по заамвонной молитве с пением канона Пасхи и чтением воскресного Евангелия (от Мф., зач. 116 или Лк., зач. 114). При совершении крестного хода вокруг храма нужно заранее сделать указания звонарям, чтобы звон совершался только во время шествия, а на время остановок прекращался. О служении в один из дней Светлой седмицы с полиелейной службой великомученику. Георгию или другому святому или с бдением святому или храму святого см. том 1, с. 108–110. Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по тому же чину, который указан в понедельник Пасхи. Не читается только Евангелие на вечерне, и меняются стихиры и прокимны. В понедельник (вечером) на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхотé, сотвори», со стихами. Вторник Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Стих «Яко призрé на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Апостол: Деян., зач. 4. Евангелие: Лк., зач. 113. Во вторник вечером на вечерне прокимен великий, глас 8-й – «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми», со стихами. Среда Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 6-й – «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». Стих «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Апостол: Деян., зач. 5. Евангелие: Ин., зач. 4. В среду вечером на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Внуши, Боже, молитву мою и не прéзри моления моего», со стихами. Четверг Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й – «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царéви нашему, пойте». Стих «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Апостол: Деян., зач. 6. Евангелие: Ин., зач. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день памяти избиенных от персов и мавров отцов лавры последние поминались поименно. С возвращением литии в храм рассматриваемые памятники указывают пение стиховных стихир, после чего следуют «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш» и по возгласе иерея – трижды «Богородице Дево, радуйся». В части порядка отправления стиховных стихир в памятниках есть расхождения. Рукопись 1096 Синайской библиотеки указывает воскресную стиховную стихиру, затем – стихиры «Алфавита» со стихами «Исповемся Тебе, Господи» и «Воскресни, Господи, Боже мой», добавляя при этом, что если случится праздник празднуемого святого или Владычный и имеем самогласен, говорится и другой стих «Господь воцарися» и поются три стихиры «Алфавита», на «Славу» же – особая, «И ныне», Богородичен по гласу этого самогласна 335 . Рукопись 1047 той же библиотеки указывает стихиру сти-ховную и две стихиры «Алфавита» со стихами «Исповемся Тебе, Господи» и «Возвеселихся и возрадовахся». Относительно добавления третьей стихиры «Алфавита» в случае совпадения Господского праздника или святого с воскресеньем, как это указывает рукопись 1096, данный памятник ничего не говорит: он в таком случае указывает на «Славу», самогласен и на «И ныне», Богородичен гласа из «Анатолиевых» 336 . Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 говорит кратко: «Начинаем воскресные стиховные стихиры и входим в храм, стихи же говорим: „Господь воцарися " " 337 . Рукопись Шио-Мгвимского монастыря ничего не говорит об отправлении стихир при совпадении с воскресным днем Господского праздника или чтимого святого и указывает две стихиры «Алфавита» петь со стихами, а третью – на «Славу»: «После „Аминь» и воскресных стихир мы входим в Великую церковь , поя следующие стихи: „Господь воцарися», „Ибо утверди вселенную». Затем после стихиры по «Алфавиту» св. Иоанна – „Слава», третья стихира, „И ныне», Богородичен» 338 . Относительно чтения «Ныне отпущаеши» предстоятелем, как указывает современный Типикон, памятники ничего не говорят. Рукопись Синайской библиотеки 1097 о пении стихир говорит, что они исполняются всей братией сообща, и добавляет затем «Ныне отпущаеши», давая этим полагать, что это песнопение исполнялось всей братией 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Оглашение Студитово; тропарь прп. В приходских храмах обычно опускается. Первый час Тропарь Вск гласа (О);Слава: М. Кондак Вск гласа (О) (если св. славосл. – кондак М). В конце – малый отпуст. Ектения великая, опять первая ектения в службе. Бог Господь со стихами. Не все из нас имеют счастье слышать стихи к Бог Господь на службе. Есть традиция очень невнятного, невнимательного, небрежного произнесения этого текста, когда подряд возглашаются стихи, а хор, не обращая внимания, поет, что ему положено. А ведь эти стихи мессианские: «Бог Господь и явися нам» – это не повелительное наклонение, не «явись нам», а «явился нам», это прошедшее время. Литургическая тема утрени – явление Мессии, пришествие Сына Божия на землю, и начальные слова шестопсалмия «Слава в вышних Богу...» – это песнь Ангелов на Рождество Христово. Затем Бог Господь со стихами – это стихи мессианского 117-го псалма. Бог Господь пришел на землю, мы встречаем Его, благословляем: «Благословен грядый во имя Господне». Эти стихи должны звучать как победная песнь, как радостный гимн, но мы их не знаем и не слышим. Затем тропари на Бог Господь, и кафизмы. На воскресной утрени должны всегда читаться 2-я и 3-я кафизмы (по порядку: на вечерне первая, на утрени – вторая и третья). Ектений малые по каждой кафизме, седальны чтец читает из Октоиха. Затем указаны псалмы 134-й и 135-й. По Типикону не во все воскресные дни должны петься 134-й и 135-й псалмы, хотя к их постоянному слышанию на воскресном всенощном бдении мы привыкли в наших приходах. Тропари по непорочнех. Это очень знакомый нам текст, который начинается словами: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися...» Это тропари со стихами. «По непорочнех» – значит, после непорочных. А что такое непорочны? Непорочны – это 17-я кафизма, которая начинается словами «Блажени непорочнии в путь...». Эта кафизма является первым приложением в современной редакции Часослова и должна употребляться на богослужении каждый день: на воскресной утрени, на вседневной полунощнице и на субботней утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

АЛЛИЛУИА, АЛЛИЛУАРИИ, КАЖДЕНИЕ И ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ Чтение Евангелия на литургии предваряется пением аллилуиа со стихами из псалмов, каждением и тайной молитвой священника. 1 . Как перед чтением Апостола всегда произносится прокимен, так к слушанию чтения из Евангелия Церковь приготовляет нас пением аллилуиа и соединенными с ним псаломскими стихами 42 . Еврейское слово аллилуиа значит: хвалите Господа . Возглашение аллилуиа в христианском богослужении освящено употреблением его в Ветхозаветной Церкви, судя по многим псалмам с присоединением к ним аллилуиа , в их начале и в конце ( Пс. 103 ; Пс. 104 ; Пс. 111–117 ). Также примером Самого Иисуса Христа и Его апостолов, певших по окончании Тайной Вечери. Псалмы, известные у евреев под именем Великого аллилуиа ( Пс. 114–117 ), – те же самые, какие пели евреи на пасхальной вечери. Наконец, примером самой Небесной Церкви, как это открывается из свидетельства апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе. Во время одного из описанных тайнозрителем видений, аллилуиа было возглашаемо небожителями в честь Агнца, сидящего на престоле, до четырех раз, и в последний раз так громогласно, что слышался как бы глас многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы глас громов сильных ( Откр. 19, 1–6 ). Весьма благоприлично на литургии аллилуиа провозглашается в то время, когда верующие готовятся узреть Иисуса Христа в образе книги Евангелия и услышать Его слово при чтении Евангелия. Как подданные приветствуют громогласными восклицаниями своего царя, к ним приближающегося и готового обрадовать их милостивым царским словом, так и мы приветствуем громогласным аллилуиа Господа Иисуса Христа, нашего Царя, перед тем мгновением, как Он с высоты престола предстанет перед нами в Своем Евангелии и изречет Свое Божественное, радостотворное слово. При пении аллилуиа чтецом произносится стих из Писания, который в богослужебных книгах называется аллилуарием , или также словом аллилуиа (Типикон, гл. 35, 53 и 55). Аллилуарий, как и прокимен перед Апостолом, имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или к службе праздника и потому называется аллилуиа дне, аллилуиа гласа (в воскресные дни), аллилуиа праздника . И как за прокимном следует стих, ему соответствующий, так и вслед за аллилуарием следует стих, тоже ему соответствующий по содержанию. Аллилуарии со стихами обыкновенно берутся, как и прокимны, из псалмов. В доказательство их соответствия дневным и праздничным службам приведем два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...»; седален Триоди (свт. Григория), глас тот же: «Прелесть попалил еси...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Скоро приими, Владычице, моления наша...». По 6-й песни – кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный...». Икос, глас тот же: «Ангел явился еси...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Триоди (свт. Григория): «Радуйся, отцев похвало...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Владычице, всех Владычице...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди (свт. Григория), глас 1-й – 3 (со своими стихами); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 6-й: «Во тьме согрешений ходящим...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя 2-я святых постов»): 1-й – «Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд»; 2-й – «Услышите сия вси языцы,/внушите вси живущии по вселенней», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный...». Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Блаженны гласа – 6 и Триоди (свт. Григория), песнь 3-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

Вечерня в 1-й день Пасхи. Поется 9-й час по пасхальному чину, по окончании которого иерей, облаченный во все священнические одежды, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает «Благословен Бог наш». Певцы – «Аминь». Иерей – «Христос воскресе из мертвых» (трижды), певцы – то же (трижды). Иерей – стихи «Да воскреснет Бог, и расточáтся врази Его» и прочее, как в начале Литургии. Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры воскресные на 6. Во время пения «Господи, воззвах» один или два диакона с диаконскими свечами совершают обычное каждение всего храма. На «И ныне» – догматик «Прéйде сень законная». Вход с Евангелием. Прокимен великий, глас 7-й – «Кто бог велий, яко Бог наш», со стихами. По исполнении прокимна иерей, став в царских вратах лицом к западу, читает Евангелие. Чтение предваряется возглашением «И о сподобитися нам», и прочее. Евангелие – Ин., зачало 65: «Сущу позде в день той». По прочтении Евангелия – ектения сугубая «Рцем вси». «Сподоби, Господи». Ектения просительная. По возгласе поется одна стихира воскресная, глас 2-й – «Воскресение Твое, Христе Спасе», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами «Да воскреснет Бог». По исполнении стихир – «Премудрость». Певцы – «Благослови». Иерей – «Сый благословен». Певцы – «Утверди, Боже». Иерей поет – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Иерей, с Крестом в руке, глаголет отпуст: «Христос, воскресый из мертвых», и прочее, как в конце утрени. Затем иерей возглашает «Благословен Бог наш», и поем последование пасхальных часов за повечерие. См. Царские врата во всю Светлую седмицу не закрываются, даже и во время причащения священнослужителей. Глава 2. Светлая седмица Понедельник Светлой седмицы Утреня. Сначала поются пасхальные часы за полунощницу, по отпусте которых предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом «Слава Святей, и Единосущней». Поется тропарь «Христос воскресе» с обычными стихами. Ектения великая. Канон «Воскресения день». Ирмосы – дважды, тропари Пасхи на 10, с припевом «Христос воскресе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Утреня (ρθρος, matutina) следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои к Богу, хранящему и милующему его грешного, затем воспоминает и созерцает благодатные дела Божии, по приличию дня, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец, просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей...», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142. Вторая раскрывается: а) в каноне, который содержит 8-мь песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветный, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; б) – в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большею частью со стихами псалмов: 89:14, 17 и 91:2, 3, а иногда и с иными стихами, по приличию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь воссылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, а особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира. Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии – «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви такой: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20-й, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, 1449 о Царе, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает это моление. Между тем как священник в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. 1450 Далее следует возглас: – «слава святей»..., и шестопсалмие, в котором выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010