В Москве он остановился в Богоявленском монастыре у владыки Трифона. Тот поселил его в келлии, и он прожил здесь около недели, посещая святыни Москвы. А владыка Трифон в это время хлопотал о нем перед митрополитом Макарием и скоро получил разрешение возвести игумена Варсонофия в сан архимандрита. И вот старец покидает Москву. При подъезде к Коломне стал виден из окна вагона Старо-Голутвинский монастырь. Старец, перекрестившись, сказал: «Вот здесь место моего упокоения… Мне недолго остается жить». На вокзале его ждал с лошадьми монастырский отец-эконом с золотым наперсным крестом и в шелковой рясе, – его удивил скромный вид приехавшего начальника. Обитель встретила о. Варсонофия колокольным звоном. Он прошел в храм и стал служить молебен. Утешительным для него было то, что здесь, в храме, хранился посох преподобного Сергия, покровителя его. Здесь, у слияния Москвы-реки и Оки, при жизни св. Сергия, ученик его Григорий и основал этот монастырь. Он тогда пришел сюда с посохом, данным ему преподобным. Старо-Голутвин был в большом упадке. Пятьдесят братии и из них только шесть служащих. Келлии запущены, постройки обветшали, служба идет нестройно и не всегда. В трапезной – щи из прелой капусты и тухлая рыба. А отец-эконом в шелковой рясе и держит личного повара… Начал о. Варсонофий с того, что призвал эконома в трапезную и при всей братии ел с ним вместе прелые щи, выговаривая ему при этом, чтобы он больше не приобретал испорченных продуктов. Затем запретил и эконому, и всем готовить что-либо из еды в келлиях, обязал без опоздания приходить в храм. Позаботился о лучшей одежде для иноков, благоустроил гостиницу для богомольцев, поправил иноческие келлии, приступил к ремонту храмов… Монастырь ожил. О. Варсонофий начал принимать братию и мирян. Стали приезжать скитские братия и шамординские инокини. Однако духовные чада о. Варсонофия со все большей тревогой приглядывались к нему – он таял у них на глазах, слабел и в начале февраля 1913 года, отправившись в Москву, вдруг вернулся с полпути и слег в постель. 15-го исповедался, приобщился Св. Христовых Тайн и пожелал собороваться, после чего встал как бы здоровый и даже 21 февраля совершил богослужение в кафедральном соборе города Коломны по случаю празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. Но прошло немного времени, и вот, 9 марта он опять вынужден был лечь в постель. 17 марта он составил духовное завещание, а 22-го – прошение к митрополиту Московскому Макарию, – просил перевести его из Старо-Голутвина в Скит Оптиной Пустыни. «Целый год нес я непосильный мне крест, – писал он, – ныне же изнемог до конца. Лежу на одре, может быть, уже смертном…. весь разбитый сокрушившими меня лютыми недугами». В то же время он не переставал принимать тех, кто хотел его видеть.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

С правой стороны тарелки деревянная ложка братского рукоделья и полотенце одно на три прибора. Никто не приступает к принятию пищи, пока не ударят в колокольчик и пока очередной чтец, получив установленным порядком благословение, не откроет жития дневного Святого. Каждая перемена кушанья сопровождается звоном колокольчика и известною обрядностью в чтении молитв. В воскресные и праздничные дни совершается в трапезе чин панагии. После трапезы оставшиеся куски собирает в корзины монастырский повар. Обед состоит из четырех перемен: а) холодное – ботвинье на квасу из архангельской трески со сметаной; б) щи из капусты с прибавлением моркови, репы, картофеля и рыбы – палтуса; в) уха из свежей рыбы своей ловли и г) каша, при ней пресное молоко в отдельном блюде. Такой обед готовится обыкновенно в скоромные дни: воскресенье, вторник, четверг и субботу. В постные: понедельник, среду и пятницу – те же кушанья, только без сметаны и молока. В великий пост трапеза полагается из овощей и грибов. Рыба постом разрешается в Благовещенье, Вербное воскресенье и в день Похвалы Пресвятой Богородицы по случаю местного празднования чудотворной иконе и храма ее. В Успенский пост кроме овощей ничего не полагается; рыба готовится, согласно уставу, только в один день этого поста – в Преображение Господне. За ужином подаются три перемены: холодное, щи и уха или творог с молоком, смотря по тому – какой день: постный или скоромный. Одежда зимняя и летняя и рабочая для послушаний всем живущим в обители дается из монастырской рухлядной. От послушаний никто не освобождается, особенно хозяйственных: полевых, огородных, сенокосных и т. п., так что все в монастыре работают, начиная с Иеромонахов и кончая послушниками, за исключением не способных к физическому труду. Кроме очередных и полевых работ, в обители в числе братии есть специалисты по разным ремеслам: портные, сапожники, маляры, столяры, кузнецы, плотники, печники. При них обучаются ремеслам мальчики, проживающие временно в Монастыре, год и два, из усердия по обещанию, так называемые обещанники, по примеру того обычая, какой установился в населении северного поморья по отношению к Соловецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После сведения Серапиона новгородская кафедра пустовала целых 17 лет. Не случайно посох – символ власти – становится столь значимой деталью иконографии креста и текстов Жития Варлаама Хутынского, создававшихся в ту эпоху 602 . Художественные особенности креста соответствуют предлагаемой нами атрибуции, он был создан в Новгороде. Литая фигура Христа не буквально, но по характеру моделировки и орнаментальному пониманию разделки близка литой фигуре Христа на напрестольном кресте 1617–1618 годов из новгородского Юрьева монастыря (НГМ 1363): полуфигуры предстоящих Богоматери и Иоанна на этом кресте моделированы параллельными складками, как и фигура Варлаама на нашем. Второй крест из Новгородского музея – серебряный золочёный, с килевидными трёхлопастными концами, виртуозно выполненными резными изображениями на лицевой стороне и профессиональными резными же записями о многих вложенных мощах, был отнесён к произведениям новгородских серебряников по происхождению из Антониева монастыря и датирован XVII столетием 603 . Крест этот имеет одну иконографическую особенность: слева от Распятого не традиционный образ евангелиста Иоанна Богослова, а пророка Иоанна Предтечи, в милоти и с длинными ниспадающими на плечи волосами; погрудное изображение юного апостола Иоанна, видимо, тезоименитого владельцу креста, помещено на его нижнем конце. На фигурном оглавии – Спас Нерукотворный, над которым, под титлами, вырезаны две буквы: К и Ж , это эпитеты креста (Крест Животворящий). На обороте креста по иерархии перечислены вложения, сначала – новозаветные святыни, затем мощи пяти вселенских святых, части жезлов двух ветхозаветных пророков, части облачений пятерых русских преподобных, мощи двух святых жён и неведомых святых, причём миро великомученицы Варвары попало во второй чин, а кровь – в предпоследний. Наименования святынь разделены точками. Это: ДРЕВО ЖИВОТВОРЯ(Щ). МЛЕК(О) ПРЕ(Ч)[ИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ]. КРОВ(Ь) ПРЕ(ДО)[ТЕЧИ]. ГУБА. МО(ЩИ) СТЫ(Х). ПЯ(Д)НИ(Ц) МЕ(Р)КУ(Р)Я. ФЕО(ДО)РА ТИ(Р)[ОНА]. ЗУ(Б) АНТИ(П)И. МИ(Р) М(Ч) ВА(Р)ВАРЫ. ЖЕ(З)ЛЪ АРОНО(В). ЖЕ(З) МОИ(С). РИЗЫ СТЫ(Х). АЛЕ(К) СВЕ(Р)[СКАГО]. НИКИ(Т) ЧЮ(ДО) НО(В). ИОА(Н) ЧЮ(ДО). НО(В). ПА(Ф)НО(Т) БОРО(В). АЛЕ(К)СЕЯ ЧЮ(ДО). КРО(В) ВЕЛИ(К)М(Ч) ВАРВА(Р). КО(С)ТЬ МА(Р)И МА(Г)ДА(Л). МО(ЩИ) МНОГИ(Х) СТЫ(Х) ИМЕНА И(Х) БГЪ ВЕ(Д)Е . Сам состав святости, без сомнения, указывает на Московский Кремль. Примечательно, что в кресте, помимо части Животворящего Древа, находится и другая святыня Страстей – губа. Частицы риз различных русских преподобных, обретенные после «освидетельствования» и переоблачения мощей, вкладывались в московские мощевики со второй половины XVI века, являя собой лик святых, просиявших в Московском царстве. Запись о мощах есть и на обороте оглавия креста, что встречается достаточно редко и, кажется, только на крестах, связанных с Москвой 604 . Это КРО(В) ДМИ(Т) СЕЛУ(Н); МО(Щ) СТГ ПРАВЕ(Д)НАГО ЛАЗАРЯ БРАТА БЖИЯ . Возможно, эти святыни имели для владельца креста особое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Праздничная Пятидесятница проходила быстро, и вновь братия оказывалась на пороге поста. Неделя от Троицы до Петрова поста была сплошной. В Волоколамском монастыре во вторник, среду и пятницу за ужином подавали блины: одни пшеничные «с припекою», другие – гречневые с кашей и с молоком, кроме того, яйца всмятку и другие блюда. А на Соловках всю неделю ели яйца, рыбу и сыр (Устав. Л. 9 об.). На заговенье, то есть в воскресенье перед постом, в Волоколамском монастыре за обедом подавали перепечи ржаные (привозные), караваи битые (желающие меняли их на яйца), щи с яйцами и хороший ячневый квас, а на ужине монахи заговлялись лапшой, сырами, яйцами, пирогами (одни были с яйцом, другие с сыром) и ячневым квасом. Петров пост относится к числу трудных постов, его продолжительность может меняться от двух до четырех–пяти недель. В последнем случае он по сложности приближается к Великому посту. Тяжесть Петрова поста усугубляется тем, что проходит он в начале лета, когда овощей и ягод нового урожая еще нет, а старые уже съели за зиму. Единственными «витаминными» продуктами в это время оставались традиционная квашеная капуста и квас. Как некое послабление во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешалась рыба, но в это время года еще нет «доброй » хорошей рыбы (это легко можно заметить, сравнив рыбные блюда Рождественского и Петрова постов), поэтому братия довольствовалась в основном снетками и всякой сушеной рыбой. В понедельник, среду и пятницу на трапезе Волоколамского и Кирилловского монастырей варива не подавали. Братии предлагалось по половине мягкого хлеба, по блюду соленой капусты, толокно, борщ и ячневый квас. Если в этот день случался праздник какомунибудь святому со славословием, то разрешалось два варива с маслом: щи и «цыженый горох» или лапша, или капуста, кроме того, по чети калача, ячневый квас, а горох и капусту, при желании, можно было сменять на огурцы. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье ели рыбу и вариво с маслом, во вторник и четверг – один раз в день, как обычно, постом, а в субботу и воскресенье дважды: в обед и ужин. Ужин кирилловской братии состоял из щей, ячного кваса и братского хлеба. В Соловецком монастыре по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям постились так же, как и в Волоколамском, а вот в понедельник, среду и пятницу пост был не таким строгим: в понедельник разрешалось два варива и одно «ястие студеное», а в среду и пятницу, наоборот, одно вариво и два «студеных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мясные кушанья были вареные или жареные. Вареные подавались в щах, ухе, рассоле и под взварами; щи забеливались сметаной во время варения, а не при столе. Обыкновенный приварок к щам была кочанная и крошеная, свежая и кислая капуста. К щам подавалась гречневая каша. Ухой назывался суп или похлебка. Огромное количество разных пряностей составляло принадлежность русской ухи в разных видах: уха с гвоздикой называлась черной ухой, с перцем – белой, а без пряностей – голой. Рассол был вид солянки: варилось мясо в огуречном рассоле с примесью пряностей. Взваром назывался всякого рода соус. Жареные мясные кушанья были верченые, шестные, печеные, сковородные. Баранина составляла самый обычный вид мясных кушаний в скоромные дни с весны до поздней осени. «Домострой» учит, как поступать с бараньим мясом: купив целого барана, следовало разделать его мясо и распределить на несколько дней части; грудинка подавалась на уху или щи; лопатки и почки на жареное; крюки подавались под взваром; ножки начинялись яйцами; рубец кашей; печенку иссекали с луком и, обернув перепонкой, жарили на сковороде: легкое готовили со взболтанным молоком, мукой и яйцами; из головы вынимали мозги и делали из них особую похлебку или соус с пряностями, а из густосваренной с бараньим мясом ухи, ставя ее на лед, готовили холодный студень. Для говядины служили яловые коровы, поэтому говядина носила в старину название яловичины. Яловиц покупали осенью и убивали; мясо солили впрок, а потроха, к которым причисляли губы, уши, сердце, ноги, печень, языки, служили для обычной пищи и подавались под студнем, под взварами, с кашей, на жареное. Свежей говядины русские ели мало, а употребляли гл. обр. соленую. Многие содержали во дворах свиней и откармливали их в течение года, а перед праздником Рождества кололи. Свиное мясо солилось или коптилось, и ветчина употреблялась на зимние щи, а голова, ноги, кишки, желудок подавались свежими в разных видах: голова под студнем с чесноком и хреном; из кишок делали колбасы, начиняя их смесью мяса, гречневой каши, муки и яиц. Зайцы подавались душеные (духовые), рассольные (в рассоле вареные) и под взварами, особенно сладкими. Были люди, которые считали зайцев нечистыми животными. Стоглав запрещал продавать на торгах зайцев без «испущения крови». Такое же предостережение было от Московского патриарха в 1636; но нигде не видно, чтобы Церковь была против употребления зайцев в пищу. Наравне с зайцами некоторые остерегались оленины и лосины; но мясо этих зверей составляло роскошь царских и боярских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.Ф. Фёдоров Рабочая трапеза Наемные рабочие относительно питания находятся на положении мирских людей, употребляющих в скоромные дни мясо в виде солонины. Солонина эта дается, конечно, не из гигиенических, а исключительно из экономических соображений. Благодаря тому обстоятельству, что монастырь каждый год получает массу жертвованного скота и собирает со своих лугов определенное количество сена, каждую осень решается такой вопрос: сколько нужно убить скота, чтобы наличного количества сена достало до лета? На этом вопросе я остановлюсь в главе «экономическое состояние», а теперь только скажу, что каждый год убиваются все овцы, часть рогатого скота и даже часть лошадей. Мясо (конечно, не лошадиное) крепко засаливается на весь год, так что летом употребляется обыкновенно солонина прошлогоднего соления. Для приготовления кушаний такую солонину вымачивают 2–3 суток в Святом озере в дырчатом ящике. И даже после такой вымочки она очень солена и часто издает запах. В общем солонина плохого качества, главным образом от слишком скопидомнического способа её расходования: выдаются только самые старые бочки, чтобы содержимое их не пришлось выбрасывать; всякое же свежее мясо засаливается в запас и ждет своей очереди по времени засола. Исключения делаются только для больших праздников, когда солонина выдается посвежее и получше, есть же свежее мясо приходится наймитам только в исключительных случаях. Рабочая кухня находится на самом берегу Святого озера, рядом с дрововозкой и соединена с последней коридором. Для уборки, отопления и приготовления кушаний в дрововозке состоит 5 человек даровых трудников, из которых один, самый пожилой, много лет проживший в монастыре, исполняет обязаность эконома-смотрителя, выдающаго провизию и следящего за всем ходом дела. Наймиты зимой завтракают между 3 и 4 час. утра, обедают в 8 час. утра и ужинают после 6 час. вечера; летом обедают в 8 час. утра, паужинают в 2 час. пополудни и ужинают в 7 час. вечера (а богомольцы в 6 час). Кушанья наймитов в скоромные дни на обеде: 1) щи с солониной, с мучной подболткой и прибавкой овсяной и ячменной крупы, без капусты (это кушанье по нашему не щи; а суп); щи готовятся сразу на три, на четыре дня, причем с них во время кипячения снимается жир. Такой суп имеет сильно соленый вкус и для каждого приема разбавляется водой с прибавлением жира, снятого при приготовлении первого супа; 2) каша с коровьим маслом, иногда в прихлебку с кислым молоком (с которого, конечно, предварительно снята сметана).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матушка Галина Соколова: «Люди страдают, потому что не знают Бога!» Часть 2 Мы бедно жили и белый хлеб просто так никогда не кушали, только в Рождество и на Пасху — мама пекла. Наша обычная еда: черный хлеб, молоко, бульба( картошка) и щи. Пшенная каша с молоком давалась только по воскресеньям, и это считалось самым вкусным! 28 января, 2008 Мы бедно жили и белый хлеб просто так никогда не кушали, только в Рождество и на Пасху — мама пекла. Наша обычная еда: черный хлеб, молоко, бульба( картошка) и щи. Пшенная каша с молоком давалась только по воскресеньям, и это считалось самым вкусным! Записала Надежда Антонова Матушка Галина Филипповна Соколова — поистине удивительный человек. Имя ее знакомо многим православным верующим и всегда при его произнесении в сознании возникает образ очень доброго, светлого и мужественного человека. Вдова известного московского священника Феодора Соколова, вот уже 7 лет она одна растит 9 детей. Старшие ее дочери уже замужем, растят своих детей, старший сын служит в армии. Наверное, немного было легких дней в жизни матушки: при жизни о.Феодора, поднявшего не один большой приход, все его силы уходили на созидание храма Божия, в доме часто не было денег. С уходом батюшки осиротел приход, но и в самые тяжелые дни матушка находила силы утешать, помогать, одобрять. Подробнее о жизни семьи Соколовых, о том, как познакомились матушка Галина и будущий отец Феодор можно прочитать в статье « Отец Феодор Соколов » и « Ради одного человека «. На нашем сайте можно прочитать и другие беседы с матушкой Галиной: Воспитание детей в большой семье: самое главное — это отношения между мужем и женой , В ожидании Пасхи . Сегодня мы продолжаем знакомиь читателей с рассказом матушки Галины о своем пути к Богу и к Церкви Христовой. Ваши отзывы и письма мы будем рады передать матушке Галине. Пишите ! Матушка Галина Соколова: «Люди страдают, потому что не знают Бога!» Часть 1. У мощей Иова Почаевского Однажды паломницей поехала к мощам Иова Почаевского: от нас это не так далеко, всего несколько часов на поезде проехать. Меня мама одну без старших отпустила – я уже в седьмой класс ходила.. И еще двух соседских девочек со мной: одна на два года младше, а другая на четыре. Мамы нас благословили, и мы с легкостью поехали одни на вокзал. Там примкнули к паломникам-женщинам. Помнится, как мы шли после поезда пешком по полю. И потом, поймав попутную машину, сидя на кузове уже мчались через пшеничные поля, луга. И вот, вдалеке увидели гору, а на ней зеленый  монастырь. В Почаевском монастыре были мы неделю.

http://pravmir.ru/matushka-galina-sokolo...

Спят дети на отдельных койках. Постелью служат старые тюфяки, покрытые белыми коленкоровыми простынями. У каждого по подушке. Одеяла и шер­стяные, и ватные. Конечно, по средствам и обста­новка. Хотелось бы видеть всё поновее и почище, но можно мириться и с тем, что есть. Во всяком случае, и эта обстановка лучше обыкновенной крестьянской, где детям приходится валяться чуть не на голом полу и одеваться лохмотьями. В столовой чисто. Дети два раза в день пьют чай с хлебом, которого дается вдоволь. Едят щи со снетка­ми и кашу с постным маслом, а в скоромные дни – щи с мясом, кашу и картофель. К чаю дается белый хлеб и баранки. По осмотре приюта прошли на скотный двор. Скота оказалось крупного и мелкого 21 штука. Скот обыкновенный, крестьянский. За недостатком кор­ма он несколько заморен. При нас давали скоту уже покупное сено. А еще три месяца предстоит кормить его. Расход по этой статье предвидится весьма значи­тельный. При разговоре с отцом Николаем о средствах содер­жания приюта выяснилось, что приют живет в долг, которого накопилось до трех тысяч рублей и который с каждым днем нарастает всё больше и больше». Комиссия пришла к выводу, что следует под­держать детский приют, и обратилась к обществу с призывом помочь приюту в трудную для него ми­нуту своими пожертвованиями и не дать погибнуть доброму и полезному начинанию отца Николая. В 1909 году правление Власьевского общества трезвости опубликовало в «Тверских епархиальных ведомостях» отчет о поступивших пожертвованиях. Члены правления писали: «Правление Власьевского общества трезвости считает долгом довести до сведе­ния епархиального духовенства и других доброволь­ных жертвователей, что детский приют Общества с Божией помощью, при содействии добрых отзывчи­вых людей продолжает переживать тяжелые испыта­ния, ниспосланные ему Провидением. В настоящее время в приюте призревается 35 детей. С 1 ок­тября 1908 года по 1 февраля 1909 года на содержа­ние приюта израсходовано 1634 рубля 25 копеек... на приход в течение означенного времени поступило 891 рубль 39 копеек, в числе коих добровольных по­жертвований от причтов и церквей епархии, а также других частных лиц 549 рублей 32 копейки. Никаких пособий ниоткуда, кроме добровольных пожертво­ваний, приют за это время не получал. Не имея воз­можности, во избежание расходов, лично уведом­лять отцов настоятелей церквей епархии и других частных благотворителей, приславших свои пожерт­вования на приют, каждого в отдельности, правление Общества печатает список жертвователей в " Твер­ских епархиальных ведомостях " . – Как отрадно видеть и сознавать, что некоторые отцы настояте­ли церквей и другие лица с должным христианским вниманием и серьезностью отнеслись к великому и святому делу призрения несчастных беспризорных детей, близко приняли к сердцу великое горе приюта и детей его и оказали свое горячее содействие в деле братской ему помощи.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

Мясные кушанья были вареные или жареные. Вареные подавались в щах, ухе, рассоле и под взварами; щи забеливались сметаной во время варения, а не на столе. Обыкновенный приварок к щам была кочанная и крошеная, свежая и кислая капуста. К щам подавалась гречневая каша. Ухой назывался суп или похлебка. Огромное количество разных пряностей составляли принадлежность русской ухи в разных видах: уха с гвоздикой называлась черной ухой, с перцем белой, а без пряностей – голой. Рассол был род нынешней солянки: варилось мясо в огуречном рассоле с примесью пряностей. Взваром назывался всякого рода соус. Жареные мясные кушанья были верченые, шестные, печения, сковородные. Баранина составляла самый обычный вид мясных кушаний в скоромные дни с весны до поздней осени. «Домострой» учит, как поступать с бараньим мясом: купив целого барана, следовало облупить его и распределить на несколько дней части его мяса; грудинка подавалась на уху или щи; лопатки и почки на жареное; ребра подавались под взваром; ножки начинялись яйцами; рубец кашей; печенку иссекали с луком и, обернув перепонкой, жарили на сковороде; легкое приготовляли со взболтанным молоком, мукой и яйцами; из головы вынимали мозги и делали из них особую похлебку или соус с пряностями, а из густосваренной с бараньим мясом ухи, ставя ее на лед, приготовляли холодный студень. Для говядины служили яловые коровы, поэтому говядина вообще носила в старину название яловичины. Яловиц покупали осенью и убивали; мясо солили впрок, а потроха, к которым причисляли губы, уши, сердце, ноги, печень, языки, служили для обыденной пищи и подавались под студнем, под взварами, с кашей, на жареное. Вообще свежей говядины русские ели мало, а употребляли более соленую. Многие содержали во дворах своих свиней и откармливали их в течение года, а перед праздником Рождества кололи. Свиное мясо солилось или коптилось, и ветчина употреблялась на зимние щи, а голова, ноги, кишки, желудок подавались свежими в разном приготовлении, как-то: голова под студнем с чесноком и хреном; из кишок делали колбасы, начиняя их смесью мяса, гречневой каши, муки и яиц. Русские в старину любили свинину, кажется, больше, чем теперь. Зайцы подавались душеные (духовые), рассольные (в рассоле вареные) и под взварами, особенно сладкими. Были люди, которые считали зайцев нечистыми животными, как и теперь, но другие объясняли, что зайца есть не грешно, только надо смотреть, чтобы он не был задушен во время травли. Стоглав запрещает продавать на торгах зайцев без испущения крови. Такое же предостережение издано было от московского патриарха в 1636 году; но нигде не видно, чтобы Церковь вооружалась против употребления зайцев в пищу вообще. Наравне с зайцами некоторые чуждались или по крайней мере остерегались оленины и лосятины; но мясо этих зверей составляло роскошь царских и боярских торжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Как советский советскому, по=товарищески, - не выпендривайтесь. По-товарищески, так по-товарищески - отдаю Вам свою порцию щей с курой. 18. Ответ на 15., Потомок подданных Императора Николая II: Здесь сложность (с) - какие-то особи могли завершить свою деятельность, минуя ощип? Или же, все еще продолжая ее, попадали во щи? ) Как советский советскому, по=товарищески, - не выпендривайтесь. Отщепенцы вполне смогли миновать ощип. Это по-советски. Остальные, выпендривайся-не выпендривайся, пожалуйте в щи. 17. Ответ на 14., alexandr: Карпов всё " понимает " , в отличии от автора, однако в данном случае его суждение спорно. Да, пословицы,поговорки - плод коллективного творчества, и каждый волен вносить в них свои нюансы, но зачем искажать, выворачивать наизнанку то, что народом отшлифовано до буковки? Это ведь не от мудрости. Что особенно видно в извращении афоризмов. Вот сейчас многие козыряют фразой " власть предержащие " , выказывая безграмотность. ибо в церковно-славянском оригинале написано " власти предержащие " . Это устойчивое словосочетание не подлежит " ремонту " . Понятно, alexandr. Должно быть: " власти предержащие " – в волостях властвующие (управляющие), (от ст.слав. дрьжава – власть), а на деле " власть предержащие " с функцией управления, по ходу дела, плохо ознакомлены. 16. Ответ на 14., alexandr: зачем искажать, выворачивать наизнанку то, что народом отшлифовано до буковки Да нет никакого " до буковки " . Язык - живой. Жизнь в нём продолжается ежесекундно. В фольклоре нет и не может быть никакого академизма, никакого конечного значения. И как прежде совершались языковые ошибки, так они и сегодня совершаются. " Власть предержащие " это контаминация со " Власть имущие " . И изначально правильно, конечно, было власти предержащие, то есть те, кто держит во власти некоторую область. Но мы же говорим сегодня, например, " гонять лодыря " . Вас же не смущает, что лодырь произошло от фамилии доктора Лодера, предложившего методику лечения в виде прогулки быстрым шагом. Вы же не кричите, что слово " лодырь " - неправильное. Так и тут мы видим некий семантический сдвиг, соответствующий духу времени и требующий морфологического смещения. В современной культуре типично бороться за власть и её удерживать, поэтому устаревшее слово " предержащий " , нигде более не использующееся, кроме этого оборота, сформировало новый фразеологизм " власть предержащие " . Вы можете его 10 раз объявить неправильным, а он всё равно употребеляется, потому как смысл его читается (а у " власти предержащие " - уже и почти и нет). Такова языковая стихия, которая плохо управляется. Мой любимый пример - слово " ихний " . Уж как советская школа с ним боролась. А не победила. Потому как с языковой точки зрения личные местоимения и притяжательные должна иметь разные формы. И омонимия род. падежа личного местоимения и притяжательного местоимения 3 лица мн.числа недопустима. Когда-нибудь грамматики сдадутся...

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010