Антифоны степенны поются на утрени перед чтением Евангелия. Каждый стих антифона указано петь тому и другому лику. По своему содержанию это суть песнопения во славу Пресвятой Троицы. Они находятся в воскресной службе Октоиха. Антифоны называются степенными потому, что составлены применительно к 15-ти псалмам (от 119 до 133), называемым «песнями степеней». Псалмы же так названы оттого, что были петы евреями на ступенях храма Иерусалимского. Чаще других поется на утрени 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея». В седмичные дни он поется всегда, когда бывает полиелей и читается Евангелие, будет ли праздник Господень, Богородичен или святого, в недели (воскресения) этот 1-й антифон 4-го гласа поется только тогда, когда в недели бывают праздники Господни: Воздвижение Креста, Рождество христово, Богоявление, Преображение, также в неделю ваий, в неделю апостола Фомы и в Пятидесятницу, в другие недели (воскресения) всегда поются «степенны гласа», т.е. того гласа, который следует по порядку в ту неделю (воскресение). Блаженны. Словом «Блаженны» обозначаются в богослужебных книгах: во-первых, евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за разные добродетели ( Мф. 5:3–12 ); во-вторых, те песнопения (тропари канонов), которые поются на литургии за сими стихами – имеют перед собой стихи о блаженствах. В Уставе церковном слово «Блаженны» чаще всего употребляется во втором значении. И выражения Типикона: «Блаженна осмогласника на 8», «Блаженна гласа на 6 и святаго – песнь 3-я на 4», «Блаженна праздника – песнь 4-я на 6» и подобные – указывают на то, из каких канонов Минеи или Триоди, из каких их песней и сколько тропарей следует читать или петь с евангельскими стихами о блаженствах. «Блажен муж». Сими словами обозначается первый антифон 1-й кафизмы (см. Антифоны кафизм). Блаженны тропари на литургии из Октоиха, в Октоихе находятся для литургии особые тропари – «Блаженны», которые назначено петь на литургии со стихами евангельскими о блаженствах, в седмичной службе Октоиха Блаженны числом 6, в воскресной – 8. В Минее и Триодях нет особых тропарей на «Блаженны», но из Минеи и Триодей поются на «Блаженны» тропари песней канона утрени, большей частью песней 3 и 6, а иногда и других (в попразднство песнь рядовая). В некоторые дни в году положено петь на литургии «Блаженны» из Октоиха и Минеи, в другие дни какие-либо одни из них: или Октоиха, или Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По 6-й песни кондак и икос, краткий синаксарий праздника со стихами перед ним 51 . Нет припевов к 9-й песни. Наших ексапостилариев нет, а вместо них один (трижды), упоминаемый древними уставами, подобен «Жены услышите» 52 : «Радуются концы вселенныя днесь в рождестве Твоем, Дево Богородительнице ( Θεοκητος) Мария и неискусобрачная Невесто, в немже и прозябших Тя горестное разреши неплодия поношение, и праматере Евы юже в рождении клятву» 53 . По греческому константинопольскому уставу (для приходских церквей) служба имеет следущие особенности по сравнению с нашей. На Господи воззвах стихиры на 6; литии на вечерне нет; лития перед утреней, которая совершается отдельно от вечерни, как и в другие великие праздники, при пении тропаря; на утрени псалтирь (кафисмы) и полиелей Богородицы «Отрыгну сердце мое»; по 3 песни канона ипакои (так назван седален). На литургии антифоны, составленные из стихов нашего избранного псалма к величанию, именно из стихов: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 (см. ниже) с присоединением между 7 и 8 стихами: «Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник» ( Пс. 131:17 ) и между 9 и 11 стихами: «Зде вселюся, яко изволих и» ( Пс. 131:14 ). Припев к 1 антифону: «Молитвами Богородицы...»; ко 2-му: «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен...»; к 3-му – тропарь; на входе: «Приидите поклонимся... во святых дивен сый» 54 . По старообрядческому уставу, на Господи воззвах удваиваются стихиры 2 и 3; по Евангелии стихира гл. 6 «Днесь неплодная врата»; на 9-й песни нет припевов; по 9-й песни катавасия «Таин еси» и вместо Достойно ирмос «Чужде матерем», светилен праздника трижды (очевидно, тот же, что в греческой Минее) 55 . Представленная история службы в честь рассматриваемого праздника ясно дает видеть, с какой осторожной медлительностью и осмотрительностью составлялась эта служба. Авторами ее были святые подвижники и исповедники VIII-IX веков, и это, равно как высокие художественные достоинства их произведений, были причиной того, что их песнопениям уступили место в службе более ранние, и, несомненно, более простые и безыскусственные произведения этого рода V-VII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

К ним подошла также благочестивая пророчица Анна, говорившая всем о Христе как Освободителе. В событии принесения Богомладенца в Иерусалимский храм произошла встреча (сретение) и соединение двух Заветов – подходившего к концу Ветхого и имевшего открыться более совершенного Нового Завета. Стихарь ( греч. στιχριον) – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, длинная одежда с разрезами по бокам, с отверстием для головы и с широкими рукавами. С. обычно шьется из материи светлого цвета, т. к. символизирует чистоту души священнослужителей всех степеней (священнический и архиерейский С. – см. подризник), в него облачаются также иподиаконы; право ношения С. может быть дано и прислуживающим в храме мирянам (псаломщикам и др.). Стихира ( греч. σττχηρν – то, что написано стихами) – песнопение, предваряемое стихом одной из ветхозаветных книг, обычно Псалтири (первая половина этого стиха возглашается канонархом, а вторая поется хором, после чего поется С.). От предшествующих стихов С. и получили свои названия, различаясь на три основных вида: С. на «Господи воззвах» (поются на вечерне после Пс. 140 , начинающегося словами: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя»); С. «на стиховне» (предваряются различными стихами из книг Священного Писания соответственно празднику дня, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени); С. «на хвалитех» (предваряются стихами из так называемых хвалитных псалмов ( Пс. 148–150 ), поются на утрене перед Великим славословием. Число С. зависит от праздничности богослужения. Кроме указанных, существуют также евангельские С. (поются в воскресные дни после С. «на хвалитех» и посвящены Евангелию, читаемому на утрене), С. на литии и др. Столпник ( греч. στυλτης от στλος – колонна) – отшельники, избравшие для себя особый подвиг стояния на столпе (башне или другом возвышении) в непрестанной молитве. Основателем столпничества является преп. Симеон С. (Сирия, † 459 г.), из С. известны также препп. Даниил (V в.), Иоанн и Симеон С. Младший Дивногорец (VI в.), Алипий (VII в.) и др. Из русских подвижников С. были препп. Никита Переяславский († 1186 г.) и Савва Вишерский († 1461 г.). Стояние – обычное положение тела верующего во время личной молитвы и общественного богослужения. Апостолы и первые христиане приняли эту позу как молитвенную по преимуществу в соответствии с ветхозаветной традицией и словами Спасителя: «когда стоите на молитве...» ( Мк. 11,25 ). В определенные моменты православного богослужения (при чтении святоотеческих толкований Священного Писания, пастырских поучений, прологов, синаксарей, житий святых) присутствующим священнослужителям и мирянам разрешается сидеть. В Западной Церкви мирянам разрешается сидеть в продолжение большей части богослужения (во время Евхаристического канона и пения молитвы Господней их приглашают встать звоном особого колокольчика).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Прежде всего, нужно, заметить, что слова этого отзыва приводятся о. Моревым не по книге Максимовича, в которой они находятся, а по статье «Н. Тихонравова», помещенной в «Русском Вестнике» 1871 года. О. Морев книги Максимовича не видел, а относительно автора статьи, вероятно, не подозревал, что это известный московский ученый, покойный проф. Н. С. Тихонравов, сочинения которого,– а в числе их и статья из «Рус. Вести»,– несколько лет тому назад (в 1898 г.), вышли в отдельном и прекрасном издании, с позднейшими дополнениями и примечаниями. Книга Максимовича, о которой идет речь, носит заглавие: «Богомыслие в пользу правоверным. Трудолюбием архиепископа Черниговского, Новгородского (Новгород-Северского)», и пр. (Чернигов, 1711 г.). По бокам заглавия изображены св. ап. Петр (с ключом в руках) и св. Алексий (имена которых носили – отец Петра В. Алексей М. и Петр В.),– вверху–изображение св. Троицы, а внизу представлено рождение дивного младенца, в обстановке, указывающей на будущее величие и славу императора Петра Великого; на обороте этого первого выходного листа книги (есть и другой выходной лист) – рисунок государственного герба, в виде орла, в большом лавровом венке, парящего над поверженным на землю львом, служащим символом шведского короля, побежденного Петром Великим, и – подпись силлабическими стихами, поясняющая рисунок 13 ). После заглавного листа – панегирическое, прозой и стихами, «приношение» книги Петру Великому, восхваляющее и прославляющее его превыше всего на свете, затем – второй выходной лист с заглавием книги и рисунки, по композиции сходные с помещенными на первом листе, но относящееся уже к Стефану Яворскому , потом – также прозой и стихами такое же риторически-витийственное и высокопарно-цветистое «посвящение» ему этой книги, причем, конечно, и Стефан Яворский восхваляется до небес. Приведенный у о. Морева хвалебный отзыв о нем представляет лишь свод отдельных выражений, взятых Тихонравовым с разных страниц этого посвящения (стр. 3, 5 об., 6 и 6 об.), но подобными выражениями украшено и приукрашено почти все посвящение, от начала до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

ркп. Вместо «клирицы же поют» груз.: «народ то же самое»; древнейшие греч.: «когда мы поем»; поздн. греч., печ. греч. и слав. ркп. – ничего, т. е. они говорят о пении прокимна и его стихов только канонархом. Греч. и слав. ркп. пред «согбене руце» – «обратившись к западом». Старообрядческий – все как наш, только пред «согбене руце» – «обращься к западу» 2253 . Прокимен воскресной вечерни Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и следовательно, 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет прокимен в вечерни двунадесятых Господних праздников, в Светлую седмицу и в вечерни самых воскресных дней Четыредесятницы. В этом отношении субботне-воскресная вечерня поставлена выше вечерни и двунадесятых Богородичных праздников, не имеющей великого прокимна, и уравнена с Господскими праздниками. Разница с последними только та, что великий прокимен там поется на вечерне не накануне праздника, а в самый праздник (за исключением того случая, когда праздник случается в субботу); это потому, что вечерня считается относящеюся к следующему дню только от Сподоби Господи (см. Тип., Неделю сырную); на воскресной же вечерне иначе, потому что часть ее до Сподоби Господи падает на такой полупраздничный или предпраздничный день, как суббота; праздничное же торжество самого воскресенья, не имеющего попразднства, должно прекращаться ранее, чем в двунадесятые праздники. Великие прокимны усвоены вечерне, а не утрене, по древней связи ее с литургией и агапой. Уже Студийский устав имел великие, т. е. с 3 стихами, прокимны, – но только для Пасхи, Рождества Христова, Крещения, да еще на утрене Великой субботы – первый пред паремией; второй на этой утрене с 2 стихами 2254 . Все же другие прокимны по этому уставу с одним лишь стихом, в том числе и Господь воцарися на воскресной вечерне 2255 . Так и груз. ркп. Иерусалимского устава XIII в.; греч. же и слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Троицы и учение о Ней. Они помещаются на утреннем Богослужении Октоиха, напр., в понедельник, и при них прибавляются тогда слова: «предстательствы безплотных твоих, помилуй нас». Эти троичны поются по гласу седмицы и имеют место после шестопсалмия и ектении, когда поется не «Бог Господь», а аллилуия. и) Мученичны – (μαρτιρικν [μαρτυρικ]). Песни, поемые в честь мучеников. Они имеют место на вечерни во все дни седмицы – на стихирах на стиховне, – а в субботнюю службу – на стихирах и на Господи воззвах, в седальнах – на утрени в канонах (кроме Четверга), в стихирах на стиховне и на Литургии – в блаженных. i) Покаянные и умилительные – (μετανοικν [μετανοικς]). Это песни, в которых содержится исповедание грехов пред Богом, сердечное сокрушение о них и моление об отпущении их. В службах понедельника и вторника они встречаются в изменяемых песнях Октоиха. к) Мертвенные и покойные – (νεκρσιμον). Это песни, содержащие в себе моление об упокоении душ усопших. Их место на службе в субботу, когда церковь воспоминает усопших. Б) Вторую категорию песнопений составляют те из них, которые называются смотря потому или другому их объему. а) Стихиры – (στιχηρ, многостишие). Слово: «стихира», название общее для многих песнопений христианского Богослужения, непосредственно примыкающих к стихам Ветхозаветных священных книг и часто развивающих их мысли. 432 Первые опыты стихир, дошедших до нас с именем их составителя св. Анатолия, патриарха Цареградского (458), – а о других более ранних нам неизвестно, – составлены по образцу Ветхозаветных поэтических произведений, к числу которых отцы церкви относят книги, писанные стихами, как-то: псалтирь, притчи Соломоновы, песнь песней и книгу Иова. Песнописцы употребили слово «стихира» для обозначения великого множества многосложных песней, постоянно следующих при Богослужении за стихами Псалмов. Отсюда стихиры называются: стихирами «на Господи воззвах», потому что впереди христианских песней стоят стихи из 140 псалма: «Господи возвах», 141 и 129; эти стихиры поются в начале вечернего Богослужения; – стихирами «на стиховне», который отличаются от 1-х стихир тем, что для этих христианских песней стихи берутся из разных других псалмов, соответственно воспоминаемому событию того или другого дня, или памяти празднуемого; эти стихиры поются в конце вечернего и утреннего Богослужения; наконец, – стихирами «на хвалитех», которые поются, как видно из самого названия, вместе с стихами, взятыми из псалмов 148, 149 и 150, в которых часто встречается слово «хвалите».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Вот список названий их и время издания в свет: 1.  " Нравоучительное зерцало " (Чернигов. 1703 и 1707 г.). 2.  " Алфавит святых " (Стихотворение. Чернигов. 1705. г.). 3.  " Богородице Дево " (Тоже стихами. Чернигов, 1707 г.). 4.  " Толкование на 50-й псалом, " посланное в 1708 году с письмом к царю вместе с двумя предыдущими сочинениями. 5.  " Размышление о молитве " Отче наш " (Стихами. Чернигов. 1709 г.). 6.  " Осьмь Евангельских блаженств " (Сочинение обширное стихами. Чернигов. 1709 г.). 7.  " Царский путь Креста " (Чернигов. 1709 г.). 8.  " Богомыслие " (Чернигов. 1710–1711 г.). 9.  " Илиотропион " (Чернигов. 1714 г). Не можем пройти молчанием о двух событиях в жизни Архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, произвевших на него большое впечатление относительно совершенного предания себя в волю Божью. Из них последствием первого было открытие входа в гробницу блаженного Феодосия Углицкого, а последствием второго — спасение чести и жизни Максимовича от позорной казни за мнимую измену царю и отечеству. Первым событием была тяжкая долговременная болезнь святителя Максимовича, доведшая его до совершенного изнеможения продолжать жизнь. В последнюю ночь своего страдания обратился он мысленно к усопшему своему благодетелю блаженному Феодосию Углицкому, который немедленно явился болящему объявить милость Божью, дарующую ему чудное исцеление, говоря: не скорби, брат, Господь услышал молитву твою и дарует тебе здравие — встань с одра и приготовься к утру отслужить благодарственную литургию — это тебе знамение! Болящий, очнувшись от чудного видения, встал с постели и позвал своего келейника, сказав: " сходи к наместнику и скажи, что я сегодня буду служить литургию, чтоб было готово все к служению. " Все изумились, полагая, что преосвященный говорит в горячечном бреду, пока на деле не уверились, что он в здравом уме и совершенной памяти. Второе. Пастырь-патриот едва не пострадал во время открытия (в 1708 году) измены Мазепы Петру I, по милости клеветы и злости. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно — послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   При сопровождении усопшего из храма до могилы поют не «Святый Боже», а ирмосы канона «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение».   § 8. Чин погребения мирских человек в Светлую седмицу Пасхи    Сообразно со светлым и торжественным значением события Воскресения Христова, погребение, совершаемое в Светлую седмицу, отлагает все печальное из своей службы: Воскресение Христово есть победа над смертью. Пред этим событием сама мысль о смерти как бы исчезает, и потому само богослужение имеет более отношение к воскресшему Господу, чем к усопшему брату по вере.    Отпевание в неделю Пасхи совершается следующим образом: пред выносом тела усопшего в храм совершается лития. Священник творит возглас, и поется: «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог». Затем после пения «Со духи праведных скончавшихся» бывает обычная ектения об усопшем и после обычного возгласа — песнь: «Воскресение Христово видевше». При перенесении тела поется канон Пасхи: «Воскресения день».    Отпевание начинается так же, как и указанная выше лития, т. е. после возгласа: «Христос воскресе» со стихами «Да воскреснет Бог». Затем обычная на отпевании ектения об упокоении и после нее канон Пасхи: «Воскресения день».    По 3-й и 6-й песни — заупокойная ектения. После 3-й песни и ектении поется: «Предварившия утро».    По 6-й песни, после пения кондака «Со святыми упокой» и икоса «Сам един еси Безсмертный», читаются Апостол, положенный в тот день на литургии, и Евангелие воскресное первое. Пред чтением Апостола поется «Елицы во Христа крестистеся». Пред чтением Евангелия поется «Аллилуиа» (трижды).    После Евангелия: «Господу помолимся» и молитва разрешительная.    Потом духовенство или хор поет: «Воскресение Христово видевше» (единожды) и «Воскрес Иисус от гроба» (единожды).    Далее поются 7-я, 8-я и 9-я песни канона.    После 9-й песни — малая заупокойная ектения и ексапостиларий: «Плотию уснув» (дважды) и затем: «Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися».    Вместо стихир на последнее целование поются стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог», и бывает прощание с покойником, во время которого продолжается пение тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

С богословской точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего-либо стропотного. Другое дело, что мы можем просить Бога, чтобы Он отделил, «отженил» от нас то, чему не подобает в нас возрастать. Правда, есть другой пример: «Не введи нас во искушение» в молитве Господней. Это тоже условно понимаемое место: не допусти до того, чтобы искушения возобладали над нами. Так же надо понимать и «не даждь ми» в молитве Ефрема Сирина . Утреня (без полиелея) Это служба обширная, так что мы вправе ожидать многих особенностей. Утрени, как известно, бывают разные: будничные, со славословием и с полиелеем. Так что когда мы говорим об утрени, нужно конкретизировать, о какой именно великопостной утрени идет речь: без славословия, со славословием или с полиелеем. Скажу сразу, что утрени со славословием в дни Великого Поста быть не может. По будням Великого Поста Великое славословие никогда не поется – даже на праздник Благовещения. А вот полиелей может быть, хотя и крайне редко. 1 . Начальное Трисвятое. По возгласе «Благословен Бог наш» на утрени вне Великого Поста чтец сразу начинает: «Аминь. Приидите, поклонимся...» и двупсалмие. Великим Постом добавляется Трисвятое по Отче наш . Затем – возглас священника и продолжение общего начала до двупсалмия. Далее все идет обычным порядком: двупсалмие с каждением, тропари, малая и сугубая ектения, шестопсалмие. Согласно уставу, священник исходит на чтение утренних молитв не в начала 4-го псалма шестопсалмия, а в начале 5-го. Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что успевают прочитать 12 утренних молитв во время чтения всего лишь двух последних псалмов. Далее – великая ектения, как обычно. А дальше – важнейшая особенность. 2 . Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилуиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5-й пророческой песнью, которую, согласно уставу, положено соединять с 5-й песню канона всякой утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

P. 89-90). Чин Крещения начинается со вступительных обрядов у дверей храма (Initiation chrétienne. Р. 42-77); затем совершается чин отречения от сатаны и исповедания веры (если крещаемый - младенец, то за него на вопросы священника отвечает восприемник ; в ААЦ восприемником может быть только мужчина) (Ibid. P. 76-93). Вслед за этим возглашается псалом 117, и священнослужители вместе с крещаемым входят в церковь для совершения таинств Крещения и Миропомазания. Их порядок (Ibid. P. 98-163): 1) освящение елея ; вливание воды в купель и освящение ее (чтения: Пс 28, Иезек 36. 25-28, Гал 3. 24-29, аллилуиарий со стихами Пс 23, Ин 3. 1-8; ряд прошений диакона, аналогичных ектении на освящение воды в визант. обряде; молитва священника, сопровождаемая дуновением священника на воду и осенением ее знаком Креста (прошения и молитва могут опускаться); вливание св. мира в купель с пением «Аллилуия»); 2) Крещение (помазания елеем нет, хотя указание на него присутствует в молитве освящения елея; Крещение совершается через троекратное погружение крещаемого в купель со словами: «Сей раб Божий (имярек), пришедший от младенчества ко Крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь Кровью Христовой от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного, чтобы быть сонаследником Христу и храмом Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь»; в униатском арм. чине 1-я часть древней формулы искажена в духе католич. учения о совершении таинств (не «крещается», а «я крещаю»), в это время священник возливает воду на голову крещаемого (т. е. фактически совершает Крещение по рим. обряду); погружение происходит только во время 2-й части формулы (начинающейся со слов «искупясь Кровью Христовой») - Raes. P. 139); 3) омовение новокрещеного водой (с пением стиха Гал 3. 27 и антифона со стихами Пс 33; эти тексты могут опускаться) и вручение его восприемнику; 4) чтение Евангелия (Мф 3. 13-16); 5) Миропомазание (помазываются св. миром: чело, глаза, уши, ноздри, уста, руки, грудь («сердце»), спина, ноги крещаемого с особой формулой на каждую часть тела, общим для всех формул является именование помазания «печатью»); 6) облачение новокрещеного в крещальные одежды; 7) обряд поклонения, совершаемый у св.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010