Вдова охотница великая была кушать у себя за стулом щи с бараниной; только признаюсь, сколько времени у ней я ни жил, не помню того, чтоб, прошел хотя один день без драки. Как скоро она приметен свои щи любимые за столом кушати, то, кухарку, притаща люди в ту горницу, где мы обедаем, положат, на пол и станут сечь батожьем немилосердно и потуда секут и кухарка кричит, пока не перестанет вдова щи кушать, это так уже введено было во всегдашнее обыкновение, видно, для хорошего аппетиту». Племянника своего баловала она также, как Простакова Митрофанушку. Когда нужно было наказать его, опа наказывала, вместо него, товарищей его, а потом давала ему только наставления в таком напр. виде: «что дурно-де, непригоже, сударь, так делать и яблоки обивать без спросу моего», а после, поцеловав его, говорила: чаятельно ты, Иванушка, давеча испугался, как секли твоих товарищей; не бойся, голубчик, я тебя сечь не стану» 331 . 277 Очерки жизни и избранные сочинения Александра Петровича Сумарокова, изданные Сергеем Глинкою Спб. 1841. Сумароков. В. Стоюнина. 1856. Новые материалы для биографии Сумарокова. Лебедева. Библ. Записки 1858 14 и 15. Письма Ломоносова и Сумарокова к И. Шувалову. Я. II. Грота. Зап. Акад. наук 1862; т. 1. Приложение 1. Но лучшим сочинением о Сумарокове до сих пор остается книга Н. Н. Булича. Она и служила главным пособием для нашего изложения – Полное собрание всех сочинений Сумарокова, в стихах и прозе, издано Н. И. Новиковым в 10 частях. Москва 1781–82; 2-е издание 1787. 278 Письма Ломоносова и Сумарокова к Шувалову. Я. К. Грота, Зап. Акад, наук. 1869; т. 1. Приложение 1. – Русский театр в Петербурге и Москве (1749–1774) М- Н. Лонгинова. Зап. Акад, наук т. XXIII. и Сбора. 9-го Отд. Акад. наук т. XI. О театральных пьесах, представлявшихся в XVIII в. смотр, в Хронике русского театра И. Носова. 316 Сочин. Ч. IV, стр. 61– 64. Здесь же напечатано письмо Вольтера к Сумарокову, в котором выражено мнение Вольтера о новой мещанской драме 317 Письма Ломоносова и Сумарокова к И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Когда на утрени, вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа», тогда поются так называемые «светильны троичны гласа» (Тип., гл. 9. Утреня и послед. 26-го марта; 1-е, 2-е, 3-е, 8-е и 14-е – 18-е декабря); они суть те же «троичны гласа» 500 , которые поются после чтения шестопсалмия и пения «Аллилуиа». После пения светильнов поются, в прилучившийся глас, псалмы, в коих хвалится Господь. Эти псалмы называются «хвалитными». Они суть: «Хвалите Господа с небес» ( Пс.148 ), «Воспойте Господеви» ( Пс.149 ), «Хвалите Бога» ( Пс.150 ). Эти псалмы положено петь тому и другому лику по стихам. В Ирмологионе пред стихами этих псалмов печатаются попеременно буквы: а, б – для означения, которому лику следует петь стих. В Типиконе сказано: «Аще имать святый стихиры на хвалитех, тогда глаголем сии три псалма на лики (Тип., гл. 9-я). Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которыя от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, именно – за последним стихом 149-го псалма: «Сотворити в них суд написан», и со всеми стихами 150-го псалма. Эти стихи поются все со стихирами тогда, когда полагается петь шесть стихир. Пятый и шестой стихи 150-го псалма составляют один припев, один стих. Когда же поются только 4-ре стихиры, тогда они поются с последними четырьмя припевами, стихами 150-го псалма. Когда же поются 8-мь стихир, тогда с двумя последними стихирами поются особые стихи (а не из псалмов хвалитных). Так, в Недели (воскресения, Тип., гл. 2) и в субботу Лазаря (Тип., послед., субб. Лазаря), когда поются 8-мь стихир на «Хвалитех», последние две стихиры поются со следующими стихами: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуду убогих Твоих до конца». – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». Об этих стихах ( Пс.9:2, 33 ), сказано в Типиконе, что «совокупльшимся обоим ликом припеваем припевы сия» (Тип., гл. 2). Если в Неделю (воскресение) случится святой с бдением (Тип., гл. 3) или полиелеем (Тип., гл. 4), то поются стихиры святого с припевами его вечерними. В некоторые Недели (воскресения) пения Постной Триоди, до Недели ваий, поется 10-ть стихир; пред двумя последними стихирами, 9-ю и 10-ю, поются особые стихи, положенные в Триоди наряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

православной вере послужити. Еще же и ин тамо обретается, человек мирский, зельный благочестивые нашея веры поборник, Терновский» (рукоп. Моск. Дух. акад. 68). б) Вероятно им же писан «Довод, яко учение и язык Еллино-Греческий наипаче нужно-потребный, нежели Латинский язык и учение», писанный пред открытием Греческого училища в 1681 г. Сочинитель указывает на св. Владимира, приводит свидетельства Поссевина, Липсия, Епифания Славеницкого; выставляет в пример Европейские университеты – Падуанский, Лондонский, Лейденский, Парижский, Пражский. «Хотя белоруссы и учатся латинским языком, скудости ради греческого, кроме Львова, что учатся гречески; однакож припоминати надобно, что малая часть из тех в унию не падают, а и те, что не падают, познаваются в них останки езувические; понеже езувиты не учат их высокими науками, покамест пред Богом не обещаются держати латинской религии» (рукоп. Моск. Дух. акад.). 187. Иоанн Максимовичь , воспитанник Киевской коллегии, в 1680 г. Печерский иеромонах, приезжавший в Москву с древними грамотами Лавры для утверждения их (Черткова Библ. II, 436); с 1697 г. Черниговский архиепископ, открывший в Чернигове первую семинарию; с 1712 г. митрополит Тобольский, благочестивый архипастырь. Скончался в 1715 г. Его Латино-Русский словарь в рукоп. (Толстого II, 405). Прочие сочинения его нравственного содержания и почти все писаны стихами. Прозой писаны: «Нравоучительное зерцало», или изложение обязанностей начальников, напеч. в Чернигове 1703, 1708 г.; Духовные мысли, изд. в М. 1782 г.; Объяснение приветствия: Богородице Дево, стихами, изд. в Черниг. 1707 г.; Размышления о молитве: Отче наш, стихами, напеч. в Черниг. 1709 г.; Осмь евангельских блаженств, изъясненные в стихах, изд. в Черниг. 1709 г.; Алфавит святых, стихами, напеч. в Черн. 1705 г. Вероятно им же сочинен Синаксарь о победе под Полтавою, писанный стихами и напечатанный в Чернигове 1710 г. Переводы с латинского: Царский путь креста, изд. в Черн. 1709 г.; Богомыслие, изд. в Черниг. 1710, 1711 г.; Илиотропион, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если настоятель хочет, то может служить всенощное бдение заупокойное . Состав заупокойного богослужения в этом случае следующий: Пред всенощным бдением – малая вечерня. На ней стихиры на «Господи, воззвах...» мертвенны, или покойны (заупокойные), на 4. «Слава, и ныне», Богородичен. Вместо прокимна – «аллилуиа» на 8 глас со стихами: «Блажени, яже избрал...», «Души их во благих водворятся...» Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...» «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» На великой вечерне , с которой начинается всенощное бдение, стихира на «Господи, воззвах...» на 6; 3 из Минеи, или из Октоиха и 3 покойны. «Слава, и ныне», Богородичен покойный одного гласа с покойными стихирами, а накануне субботы Догматик настоящего гласа. Вход. Прокимен дня. Три паремии из Премудрости Соломона: «Праведных души в руце Божией...», «Праведницы во веки живут...», «Праведник, аще постигнет скончатися...» На литии стихира храма и стихира покойна. «Слава», покоин. «И ныне», Богородичен покоин. «Спаси, Боже, люди твоя...» Ектения: «Еще молимся...» с прошением: «Еще молимся о упокоении блаженныя памяти...» после которого «Господи, помилуй» (100). Возглас: «Яко Ты еси воскресение...» «Мир всем». «И духови твоему.» «Глава наша Господеви приклоним». «Тебе, Господи». Молитва: «Боже духов...» и возглас: «Яко Ты еси воскресение...» Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...», «Слава, и ныне», Богородичен покойный, а накануне субботы «Слава» святого когда есть, «и ныне», Богородичен гласа. По Трисвятом тропарь: «Глубиною мудрости...» (2), «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» «Буди имя Господне...»(3) Пс.: «Благословлю Господа...» до: «Не лишатся всякого блага», «Благословение Господне на вас...» Шестопсалмие. Вместо «Бог Господь...» – «аллилуиа» на 8 глас по 3 со стихами: «Блажени, яже избрал...», «Память их в род...», «Души их во благих..,» Тропарь: «Глубиною мудрости...» (2) «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» Стихословие двух рядовых кафизм. После первой кафизмы заупокойная ектения и по возгласе: «Яко Ты еси воскресение...» седальны мученичен и заупокойный, последний со стихом: «Блажени яже избрал...» «Слава, и ныне», Богородичен. После второй кафизмы заупокойная ектения и по возгласе седальны мученичен и заупокойный со стихом: «Души их во благих...» «Слава, и ныне», Богородичен покойный. Если же будет суббота, то вместо двух рядовых кафизм одна 16-я. После нее обычная ектения и седальны мученичны 2 и 3, стих: «Дивен Бог во святых...» и мученичен 4-й, стих: «Блажени, яже избрал...» и покоин гласа. «Слава, и ныне», Богородичен второй. Затем как

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

νλαβος, Αρος, Παλλον, Σανδλια. Облачение происходит при пении обычного тропаря со стихами: νδσασθε χιτνα... и богородична: χοντες σε, Θεοτκε... В конце облачения священник возглатает: δελφς μν δενα λαβε τ γγελικν κα γιον σχμα ες τ νομα, κ. τ. λ., а затем читает две заключительные молитвы чина Великого пострига: Κριε Θες μν, πιστς ν τας παγγελαις σου... и Κριε, Θες μν, εσγαγε τν δολν σου... При лобзании евангелия и новопостриженного, певцами поется тропарь, χ. πλ. β’: γαλλισθω ψαχ μου... со стихами; на славу и ныне – богородичен: Μεγλων χαρισμτων... Приведя указанные песнопения, Схиматологий 396 замечает, что при лобзании поется иногда и другой тропарь (ψλλεται κα τ παρν τροπριον): πιγνμεν, δελφο..., со стихами: γαπσατε τν Κριον... γαλλισονται τ χελη μου... Δετε κοσατε... На славу и ныне к этому тропарю полагается богородичен: Χαρε, Θεοτκε πρθενε... После обряда лобзания, новопросвященный ( νεοφτιστος) великосхимник входить в алтарь, где и стоит до окончания литургии. При великом входе он сопровождает св. Дары. В алтаре великосхимник и приобщается св. Таин. Процессия в τραπεζαρεον совершается в обычном порядке и с пением обычных же тропарей: χ. δ». Κριε, Κριε, πβλεψον... со стихами и богородична: λαμπς σβεστος... При возвращении с трапезы в церковь снова поется тропарь Κριε, Κριε, πβλελφον со стихами и богородичен: κ παντοων κινδνων... Схиматологий 396 указывает совершать торжественную процессию в трапезу после литургии ежедневно, в течение семи дней. Новопросвещенный ( νεοφτιστος) проводит эти семь дней в церкви. Снятие кукуля происходить на 8-ой день, но в случае тяжкой телесной болезни (σωματικ σθνεια) можно разрешить кукуль и в 5-й день, а в случае крайней нужды (κατ μεγλην νγκην) и на 3-й день. XLII В чинопоследовании великой и ангельской схимы по Схиматологию XIII века Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 396 отменяется, как мы видели 458 , пострижение в диаконике, или в нартексе, в том случае, если принимающий великий постриг принадлежит к числу монахов – малосхимников 459 . По этому памятнику, оставлено одно пострижение рукою священника.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

СТИХИРЫ – (στιχηα) – «многостишие», от слов (στιχος – «стих» и αεpεω – «беру», «выбираю». Песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов – ветхозаветными поэтическими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называются стихирами; по их образцу и начали составляться христианские стихиры. Первым составителем стихир является Анатолий , патриарх Константинопольский , живший в V веке, – первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: «На Господи воззвах» (на вечерне); «на стиховне» (на вечерне и утрени); «на хвалитех» (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно. Стихиры на «Господи воззвах» называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами «Господи воззвах». Стихиры «на стиховне» поются в конце вечерни и утрени. От стихир на «Господи воззвах» они отличаются тем, что сочетаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на «стиховне» – это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в будние дни к стихирам «на стиховне» на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха: 1) «К Тебе возведох очи мои…»; 2) «Помилуй нас, Господи…», а на утрени: «Исполнихомся заутра милости Твое…»; «И буди светлость Господа Бога…» Стихиры на «хвалитех» или «хвалитные» поются в конце утрени и предваряются стихами из псалмов 148, 149, 150, называемых но их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова «хвалите». Кроме этих стихир, есть еще стихиры литий, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на «и ныне и присно…». ТРОИЧНЫ – песнопения, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона – особое прославление Пресвятой Троицы – Троичны святителя Григория Синаита . В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения «Аллилуиа», когда оно поется вместо «Бог Господь» (в настоящее время только в Великий пост).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Говорят 1788 , что после отсечения язык был снова чудестно восстановлен Богом 1789 и ясно говорил дотол, пока 1790 он был жив. А 1791 из двух его 1792 учеников – старший Анастасий, одинаково с учителем подвергшийся урезанию руки и языка 1793 , был отправлен в далекую ссылку, – младший же, сосланный в одну из Фракийских крепостей, скончал (там свою) жизнь 1794 . Славянские синаксарии Просмотренные нами славянские пролога по отношению к синаксарю св. Максима разделяются так: I. В одних содержится перевод выше помещенного греческого синаксаря, начинающийся словами: «Сей бяше во времена Константина Брадатаго», при томе в некоторых есть стихи или 1 или 2,–II. Другие представляют иную, от первой независимую редакцию, по различию начал распадающуюся на две подредакции, из коих одна (а) начинается словами: «Тъ святой Максимъ или Максимъ святой въ царство Константина Брадатаго философъ до конца», другая (б): «Блаженный (отецъ наш) Максимъ Исповдникъ истинныя вры», но в дальнейшем начиная со слов: «се увидвъ царь» и даже частью несколько ранее: «Максимъ разжегся» – обе подредакции сходствуют, – III. Во многих делается только краткое указание св. Максима, в виде заглавия, причем в одном помещен перевод стихов 1. IV. Четвертый класс составляют пролога, в коих совсем нет памяти св. Максима (неполные). I. К первой редакции принадлежат следующие рукописные и старопечатные пролога 16–17 столетия: 1. Хлудов. Библ. 192 янв. 1541 г. л. 367 с стихами M 2,– 2) Хлуд. 193 авг. 16 в. л. 181 об. с стихами 1,–3) Хлуд. 194 авг. 17 в. л. 158 с стихами M 1,–4) Хлуд, церк. печ. 142 янв. Моск. 1641 с стихами 2,–5) Моск. первоп. 1660 г, Библ. Моск. Дух. Акад. – с поправками Евфимия август и январь с заметкою св. Димитрия Ростовского (см. выше в греч. синаксаре), – 6) Моск. Никол. Единов. монастыря, 78 янв. по монаст. каталогу, – 7) Хлуд. 188 авг. 1370 г. Память преподобнаго отца нашего Максима 1795 . мощемъ стого Максима исповдника 1796 . Двигоша 1797 Максиме врнии тво тло 1798 ревноующе 1799 qko живоу ти соущоу 1800 от мсть 1801 1802 Максима мртва 1803 преслиша 1804 въ третинадесятыи 1805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

И вдруг — вот радость! — входит Горкин. Василь-Василичу Косому и ему — харчи особые. Но сегодня Святки, Василь-Василич в Зоологическом саду, публику с гор катает, вернется поздно. Одному-то скучно, вот и пришел на кухню, к людям. Его усаживают в угол, под образа, где хлебный ящик. Он снимает казакинчик, и теперь — другой, не строгий: в ситцевой рубахе и жилетке, на шее платочек розовый. Он сухенький, с седой бородкой, как святые. «Самый справедливый человек», но только строгий. А со мной не строгий. При нем, когда едят, не смейся. Пальцем погрозится — и затихнут. Меня усаживают рядом с ним, на хлебный закромок, повыше. Рядом со мной Антипушка. Потом Матреша, горничная, «пышка», розы на щеках. Дворник Гришка, «пустобрех-охальник». Гаврила-кучер, нянька. Старая кухарка, с краю. Горкин не велит щипать Матрешу, грозится: «беса-то не тешь за хлебцем!» – Сама щипается, Михал Панкратыч… — жалуется Гришка. — Я, как монах! Матреша его ложкой по лбу — не ври, брехала! Хлеб режет Горкин, раздает ломти. Кладет и мне: огромный, все лицо закроешь. – С хлебушка-то здоровее будешь, кушай. И зубки болеть не будут. У меня гляди, — какие! С хлебца да с капустки. Я не хочу бульонца, а как все. Горкин дает мне собственную ложку, кленовку, «от Троицы». У ней на спинке церковки с крестами, а где коковка — вырезана ручка, «трапезу благословляет», так священно. Вкусная, святая ложка. Щи со свининой — как огонь, а все хлебают. Черпают из красной чашки, несут ко рту на хлебце, чтобы не пролить, и — в рот, с огнем-то! Жуют неспешно, чавкают так сладко. Слышно, как глотают, круто. – Носи, не удавай! — толкает Горкин. — Щи-то со свининкой, Рождество. Вкусно, а? То-то и есть. Хлебушком-то заминай, потуже. Отрезывает новые ломти. Выхлебали все, с подбавкой. Горкин стучит по чашке: – Таскай свининку, по череду! Славно, по порядку. И я таскаю. На красном деревянном блюде дымится груда красной солонины. Миска огурцов солевых, елочки на них, ледок. Жуют, похрустывают, сытно. Горкин и мне кладет: «поешь, с жирком-то!» Я стараюсь чавкать, как и все.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Во все праздничные и воскресные дни каждая четверка получает сверх обычного меню пшеничную булку, весом от 1 1/2 до 2 ф., или пшеничный пирог с творогом. В праздники, вместо холодного из трески, приготовляется иногда холодное из семги или пшеничный пирог с палтусом, или же студень из тресковых внутренностей. В большие праздники к каше подается в отдельной чашке молоко, которое прихлебывается вместе с масляной кашей. Третье кушанье иногда заменяется ухой из свежей рыбы – летом обыкновенно из сельдей, а зимой из наваги или камбалы. Вот и все модификации кушаний в упомянутые 278 дней. Конечно, самый лучший обед в году в первый день Пасхи: тогда каждому в отдельности предварительно дается кусок сдобной булки, сыра, чухонского масла, одно яйцо и чарка водки. Затем обычное меню обеда: 1) холодное из семги со сметаной, зеленым луком и квасом; 2) щи с палтусом, капустой и сметаной; 3) уха из свежей рыбы; 4) пшенная каша с молоком и маслом (пшенную кашу ставят в монастыре выше гречневой; пшенная – это праздничная каша). Рыбы совсем не полагается: в 45 дней Вел. поста; в 12 дней Успен.; в пон., среды, пятн., и во всю последнюю неделю Рождественского поста, иначе сказать, в 20 дней; по понд., сред, и пятниц. Петровского, а так как Петровский пост в разные годы длится от 2 до 6 недель, то в нем безрыбных дней бывает от 6 до 18 дней; наконец, не едят рыбы в канун Казанской, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, на Воздвиженье и в канун Крещенья – одним словом, всех безрыбных дней в году от 87 до 99, смотря по длине Петровского поста. И в такие безрыбные дни обед все равно состоит из 4 кушаний, а ужин из 3 со следующими, уже довольно резкими изменениями. В Вел. пост вместо рыбного холодного подается редька с подсол. маслом и квасом, или овсяное толокно и редька, или капуста с подсолнечным маслом и квасом, на обед обыкновенно шинкованная, на ужин рубленая, или соленые волнухи с картофелем. А в воскресные дни приготовляется винегрет из картофеля, огурцов, лука, свеклы, подсолнечного масла и кваса; в Успенский пост – винегрет из салата, зеленого лука, свеклы и кваса с подсолнечным маслом, иногда с добавлением свежих огурцов из своего парника. Второе кушанье в Великий пост – щи из капусты, картофеля с мучной подболткой, овсяной и ячменной крупой и прибавкой белых грибов для вкуса. Третье кушанье – грибовница, т. е. суп из местных сухих грибов, а в Успенский пост из свежих, с ячменной и овсяной крупой и подболткой; нередко, вместо грибовницы готовят похлебку из мятого или крошеного картофеля с подболткой, или гороховый кисель из одной гороховой муки, или, наконец, просто варят горох, причем последний сначала мочат, потом растирают, толкут и уже в таком виде варят – это так называемая «горошница». Четвертое кушанье – какая-либо каша с подсолнечным маслом. Ужин по-прежнему состоит из первых трех обеденных кушаний без каши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всем своим неискушенным, почти детским сердечком откликнулась она на любовь Федора Лаврецкого, но, узнав, что брак между ними невозможен, не стала искать своих объяснений, своих слов, целиком положилась на волю Божию: ведь «счастье на земле,— знала она,— зависит не от нас…» Без долгих размышлений, очень естественно и просто переселилась она из своей «келейки», небольшой комнатки во втором этаже дома ее матери — «чистой, светлой, с белой кроваткой, с горшками цветов по углам и перед окнами, с маленьким письменным столиком, горкою книг и распятием на стене»,— в монашескую обитель: она «постриглась в Б…… м монастыре, в одном из отдаленнейших краев России». Тургенев сознавал, что значит веровать по-настоящему, всем существом (характер Лизы — тому порукой), и страдал оттого, что сам лишен этой всепоглощающей, безусловной веры. «Имеющий веру — имеет всё и ничего потерять не может; а кто ее не имеет — тот ничего не имеет,— и это ячувствую тем глубже, что сам принадлежу к неимущим!» — писал он своей давней советчице, женщине подлинной веры и большого сердца графине Елизавете Георгиевне Ламберт. Но так ли уж это верно, справедливо ли числил себя Иван Сергеевич среди «неимущих»? Не в русских ли праведниках, пришедших к нам со страниц романов, повестей и рассказов, частицы его бессмертной души, устремленной к высшему, горнему? Простая вроде бы история из крестьянской жизни: у вдовицы Татьяны умер единственный двадцатилетний сын Василий, первый на селе работник. Помещица пришла навестить осиротевшую мать в самый день похорон. И что же увидела? Стоя посереди избы, у стола, баба не спеша «черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой. Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви. “Господи! — подумала барыня.— Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!”» —Неужели ты сына своего не любила? — обратилась барыня к осиротевшей матери.— Как ты можешь есть эти щи? «— Вася мой помер,— тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.— Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые».

http://pravoslavie.ru/49209.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010