При сопровождении усопшего из храма до могилы поют не «Святый Боже», а ирмосы канона «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение».   ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК В СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ ПАСХИ   Сообразно со светлым и торжественным значением события Воскресения Христова, погребение, совершаемое в Светлую седмицу, отлагает все печальное из своей службы: Воскресение Христово есть победа над смертью. Пред этим событием сама мысль о смерти как бы исчезает, и потому само богослужение имеет более отношение к воскресшему Господу, чем к усопшему брату по вере. Отпевание в неделю Пасхи совершается следующим образом: пред выносом тела усопшего в храм совершается лития. Священник творит возглас, и поется: «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог». Затем после пения «Со духи праведных скончавшихся» бывает обычная ектения об усопшем и после обычного возгласа — песнь: «Воскресение Христово видевше». При перенесении тела поется канон Пасхи: «Воскресения день». Отпевание начинается так же, как и указанная выше лития, т. е. после возгласа: «Христос воскресе» со стихами «Да воскреснет Бог». Затем обычная на отпевании ектения об упокоении и после нее канон Пасхи: «Воскресения день». По 3-й и 6-й песни — заупокойная ектения. После 3-й песни и ектении поется: «Предварившия утро». По 6-й песни, после пения кондака «Со святыми упокой» и икоса «Сам един еси Безсмертный» , читаются Апостол, положенный в тот день на литургии, и Евангелие воскресное первое. Пред чтением Апостола поется «Елицы во Христа крестистеся». Пред чтением Евангелия поется «Аллилуиа» (трижды). После Евангелия: «Господу помолимся» и молитва разрешительная. Потом духовенство или хор поет: «Воскресение Христово видевше» (единожды) и «Воскрес Иисус от гроба» (единожды). Далее поются 7-я, 8-я и 9-я песни канона. После 9-й песни — малая заупокойная ектения и ексапостиларий: «Плотию уснув» (дважды) и затем: «Благословен еси Господи… Ангельский собор удивися». Вместо стихир на последнее целование поются стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог», и бывает прощание с покойником, во время которого продолжается пение тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых».

http://pravoslavie.ru/2305.html

По облачении диакон возглашал “Господу помолимся”, и иерей читал молитву над наклонившим голову великосхимником: “Господи Боже наш, верный в обетованиях Твоих…”. Иерей: “Мир всем”, диакон: “Главы ваша…”, и иерей: “Господи Боже, введи раба…”. Певцы в это время пели, как бы приветствуя нового схимника, тропарь, гл. 6 “Да возрадуется душа моя о Господе…” со стихами. Этим заканчивается чин. Далее братия дает лобзания схимнику в знак поздравления и христианской любви. При пострижении схимник целует Евангелие, как бы умоляя самого Господа принять его в свои объятия, и по окончании пострига снова целует Евангелие, вознося Богу свою горячую благодарность за то, что сподобился принять великий ангельский образ. Порядок лобзания такой. По окончании чтения священником молитв, диакон выносит из алтаря Св. Евангелие. К Евангелию подходит новый схимник, припадает к нему, целует его и становится около диакона. За схимником подходят к Евангелию братия во главе с игуменом и, поклонившись Евангелию, подходят к схимнику и лобзают его. В это время певцы поют тропарь, гл. 1 “Познаим, братие…” со стихами, после чего схимник входит в алтарь, где остается до окончания литургии. Какое участие принимал в литургии великосхимник? В источниках XIII в. указывается, что он идет со свечей перед священнослужителями на великом входе и приобщается Святых Таин. По окончании Божественной литургии братия с зажженными свечами шествовали вместе с новопостриженным в трапезную, причем восприемник вел его за правую руку. По монашескому обычаю, воспринявший великий ангельский образ в течение семи дней после пострига посвящал себя исключительно служению Богу: он освобождался от обычных монашеских послушаний и работ, чтобы неопустительно присутствовать при всех церковных богослужениях, а в свободное от богослужения время, уединясь в своей келии, занимался богомыслием. В эти дни уставом предписывалось “сухоядение”. По истечении семидневного срока великосхимник возвращался к обычной монастырской жизни, в завершение этого семидневного торжества совершалось особое молитвословие, называемое “Молитвой на разрешение, или снятие куколя”. В Требнике оно излагается как особый чин и помещается сразу за чинопоследованием великой схимы. В источниках XI в. уже указывается этот чин. Совершался он после малого входа: иерей читал молитву “Владыко Господи Боже отцев наших, иже в посте живущих…”. Затем он обращался к великосхимнику с приличным по случаю назиданием, чего нет в нынешнем чине, и призывал присутствующих к молитве: “О брате нашем (имя рек) во Христе спасении его рцем вси: Господи, помилуй”, после которой снимали куколь со словами: “Во имя Отца…” 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вечерне после стихословия рядовой кафизмы (если накануне не было бдения) на «Господи, воззвах» стихиры святому – 6, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» святому и по дню или догматик по гласу «Славы», если святой со славословием (Богородичны в конце Минеи месячной). Прокимен дню. «Сподоби, Господи». Ектения «Исполним вечернюю молитву». На стиховне стихиры Октоиха с обычными стихами, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен от менших (в конце Минеи). Если же святой, имеющий славословие, имеет стихиры, то стихиры петь со своими стихами, «Слава» – ему же, «И ныне» – Богородичен, находящийся в Минее. По «Ныне отпущаеши» тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен от менших; если святой со славословием, то «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Ектения «Помилуй нас, Боже», полная. Затем отпуст полный пред царскими вратами вне алтаря. Малое повечерие, на котором поется канон Октоиха. По Трисвятом тропарь храму Христову или Богородицы, потом дню и общие рядовые в Часослове. Если храм святого, то тропарь дню, потом храму и рядовые. Если храм Христов, то под среду и пяток храму не поется, а вместо него дневной «Спаси, Господи, люди Твоя» и прочее повечерия. Отпуст краткий и заканчивается ектенией «Помолимся о Великом Господине». Полунощница вседневная. Кафизма 17-я без стихословия и прочее наряду. На утрене во время чтения псалмов 19-го и 20-го и тропаря «Спаси, Господи» каждение алтаря, храма, ликов и народа. На «Бог Господь» тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен от менших, а если святой со славословием, то «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. По стихословия Псалтири – седальнов Октоиха и малых ектений не бывает. Если же есть седальны святому, то бывают ектении. Псалом 50-й. Канонов три: тропари Октоиха обоих канонов – по 4 без мученичнов и святому – на 6; ирмосы Октоиха по одному разу. По 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях вместо катавасии поются ирмосы Минеи. Последующая служба святому, имеющему на 6, отправляется так же, как святому малому, имеющему только на 3, без знака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великим повечерием начинается всенощное бдение на день Благовещения тогда, когда накануне его была вечерня (со входом и паремиями) или особо или пред преждеосвященной литургией. Так, если Благовещение случается во вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы, или во вторник, среду, четверток страстной седмицы, накануне которых дней совершается особо или с литургиею вечерня, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же день Благовещения случится в Недели (воскресения) и в понедельники, то всенощное бдение начинается великой вечерней. Если же Благовещение случится в Великий пяток (накануне коего, в четверток, была вечерня пред литургией Василия Великого ) или в Великую субботу (накануне коей великая вечерня совершалась особо от других служб, и когда полагается не великое, а малое повечерие), то всенощное бдение или иначе сказать, утреннее богослужение начинается утреней. В Кириопасху, т. е., если случится – в самый день Пасхи, бывает утреня с той особенностью, что с каноном пасхальным поется канон Благовещения, и полагается чтение Евангелия праздника Благовещения (по 6-й песни канона). В прочие же дни седмицы Пасхальной, именно на понедельник, вторник, среду совершается всенощное бдение на Благовещение. В эти дни на малой и на великой вечерне и на утрени, после возгласов этих служб, поется священнослужителями: «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». Иерей при пении держит в одной руке крест со свечей, в другой – кадило. На великой вечерне в день самой Пасхи настоятель облачается во все священные одежды, и Вход бывает с Евангелием. После чтения паремии и возглашения: «И о сподобитися нам» читается Евангелие воскресное (Иоанн. зач. 65 гл. 20, ст. 19 – 25). После Входа и чтения Евангелия (в вечер Пасхи) или после Входа (в понедельник, вторник) следуют: сугубая ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи» и ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» 899 . Засим – лития, благословение хлебов. После возглашения иерея: «Благословение Господне на вас» начинается утреня возгласом иерея: «Слава святей», пением: «Христос воскресе» со стихами: «Да воскреснет Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После сугубой ектении (усердного моления Господу о различных нуждах с троекратным пением «Господи помилуй») читается или поется Сподоби Господи. По мнению М. Скабаллановича этот текст трудно со всей определенностью отнести к какому-либо конкретному виду «по молебно- хвалебному содержанию «Сподоби Господи» нельзя назвать ни молитвою, ни песнью, почему оно и называется всегда только первыми своими словами. Содержанием и местом своим на Вечерне эта песненная молитва напоминает Великое славословне на Утрене, с которым буквально совпадает и большинством от дельных выражений» 156]. В просительной ектении верующие молят Бога о различных благах временных и вечных. На прошения, возглашаемые диаконом лик отвечает «Подай Господи». Литией называется усердное всенародное моление, которое на Всенощном бдении совершается в притворе. Как объясняет М. Скабалланович , смысл Литии в исхождении из храма «с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменив ея место для оживления молитвенного внимания» 163]. Притвор, где совершается Лития, открыт для всех, в том числе и для не принявших святого крещения, или отлученных от церкви. Отсюда, по словам М. Скабаллановича «всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв» 164]. Последование Литии состоит из стихир праздника и особых литийных молитв за весь мир о нуждах всего человечества. В литийных молитвах Церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых (диакон и священник поминают святых как почитаемых всей православной церковью, так и святых, особо чтимых в данной местности или храме). Молитвы Литии усиливаются многократным пением «Господи помилуй». Стихиры на стиховне поются со стихами, положенными по уставу для того или иного праздника (в отличие от стихир на «Господи воззвах», всегда поющихся со стихами «воззвашных» псалмов). Если в Неделю совершается празднование памяти какого-либо святого или Богородицы, то количество воскресных стихир не сокращается, а стихира празднуемому святому поется со стихом слава Отцу и Сыну и Святому Духу (на «Славу»), а на «и ныне» – богородичен по гласу «Славы» (в богородичный праздник поется стихира, указанная в чинопоследовании праздника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За воскресной полунощницей следует утреня . Начинается она с двух псалмов с тропарями и ектенией, которые читаются перед шестопсалмием , когда нет бдения. Затем следует шестопсалмие, то есть шесть избранных псалмов. Далее – «Бог Господь» со стихами. В течение Великого поста и в тех случаях, когда не служится литургия, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» с особыми стихами. Далее помещены Троичны тропари. Они поются в период Великого поста, начиная от понедельника и до пятницы включительно, и заменяют собой те тропари святым, которые положено петь на «Бог Господь». Троичны тропари размещены по гласам. После Троичных тропарей находятся светильны и эксапостиларии восьми гласов. Светильны читаются после девятой песни Великим постом, а эксапостиларии – во все дни недели. На девятой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую Херувим…» В Часослове этот гимн Божией Матери помещен полностью. За светильнами и эксапостилариями следуют хвалитные псалмы – 149, 150. Хвалитными они называются потому, что содержанием их является прославление Бога не только человеком, но и всей тварью. Псалмы эти положены как на праздничной, так и на вседневной службах. На праздничной службе они начинаются пением со слов: «Всякое дыхание да хвалит Господа», на вседневной – чтением со слов: «Хвалите Господа с небес». В конце последнего псалма есть указание киноварью – «на шесть», «на четыре». Это значит, что с данного стиха следует прибавлять к каждому стиху по стихире (из Минеи, Октоиха или Триоди). Пение псалмов заканчивается молитвой: «Преблагословенна еси Богородице Дево…» и великим славословием. Затем помещено вседневное славословие, которое предваряется молитвой: «Тебе слава подобает, Господи Боже наш…». Таким образом, на вседневной утрени, когда великое славословие не поется, надо прочитать хвалитные псалмы со слов: «Хвалите Господа с небес, Тебе подобает песнь Богу…» до конца («Всякое дыхание да хвалит Господа») и сразу переходить на «Тебе слава подобает…» и вседневное славословие. Далее в Часослове положены стихи к утренним стиховным стихирам: «Исполнихомся заутра милости Твоея Господи…», «И буди светлость…». Далее – «Благо есть исповедатися Господеви…». Стиховные стихиры и «Благо есть…» читаются на утрени в тех случаях, когда славословие читается, а не поется. В конце чинопоследования утрени по Часослову имеется чин великопостного окончания.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

эксапостиларий; Слава: светилен М.; И ныне: Б воскр. 15_Всякое дыхание и хвалитные псалмы (148,149,150)_Л_Ч_2_Псалмы поются. _Стихиры на Хвалитех _Л_О М_2, 48_О: 4Вск, 4Вост (если у шестеричн. или славословн. св. есть стихиры на Хвалитех, то О: 4Вск, М: 4 со славником). Последние две стихиры поются со своими стихами. Слава: стихира Ев.; И ныне: Преблагословенна еси… 16_Великое славословие_С Л_Ч_2_ 17_Тропарь_Л_Ч_2_Гласы 1, 3, 5, 7:Днесь…; гласы 2, 4, 6, 8:Воскрес… 18_Сугубая ектения_Д Л С_С_2_ 19_Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения_Д Л С С_С С_2 2_ 20_Окончание утрени_Д С Л_С_2_Великий отпуст. 21_Исхождение в притвор_Л_М_2_С пением самогласна храма (иногда опускается). 22_Оглашение Студитово; тропарь прп._С (Ч) Л_Ф_2_В приходских храмах обычно опускается. 1 час 23_Первый час_Ч С_Ч О М_2,48_Тропарь Вск гласа (О); Слава: М. Кондак Вск гласа (О) (если св. славосл. — кондак М). В конце — малый отпуст.   Ектения великая, опять первая ектения в службе. Бог Господь со стихами. Не все из нас имеют счастье слышать стихи к Бог Господь на службе. Есть традиция очень невнятного, поспешного и небрежного произнесения этого текста, когда подряд возглашаются стихи, а хор, не обращая внимания, поет, что ему положено. А ведь эти стихи мессианские: «Бог Господь и явися нам» — это не повелительное наклонение, не «явись нам», а «явился нам», это прошедшее время. Литургическая тема утрени — явление Мессии, пришествие Сына Божия на землю, и начальные слова шестопсалмия «Слава в вышних Богу…» — это песнь Ангелов на Рождество Христово. Затем Бог Господь со стихами — это стихи мессианского 119-го псалма. Бог Господь пришел на землю, мы встречаем Его, благословляем: «Благословен Грядый во имя Господне». Эти стихи должны звучать как победная песнь, как радостный гимн, но мы их не знаем и не слышим. Затем тропари на Бог Господь, и кафизмы. На воскресной утрени должны всегда читаться 2-я и 3-я кафизмы (по порядку: на вечерне первая, на утрени — вторая и третья). Ектений малые по каждой кафизме, седальны чтец читает из Октоиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Это пение является подготовительным к чтению Евангелия, увеличивает его торжественность и не должно было бы опускаться или исполняться с небрежными сокращениями, как это утвердилось на практике. " Аллилуиа, — как говорит Скабалланович, — есть, по Апокалипсису, песнь вечности (Апок. 19:1-4). Кроме " аминь " , это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической таинственности " История аллилуария такова. На Западе был он введен при Папе Дамасе (IV век) для пения только в пасхальный период; со времени Папы Григория Великого (VI век) его стали петь и в другие дни праздников. Теперь аллилуарии поются перед Евангелием, состоят из двукратного аллилуиа, одного стиха и снова аллилуиа. Устав Римской церкви предписывает его петь всегда, кроме Великого поста и подготовительных к нему недель, в будни адвента и в посты четырех времен. В это время поется у католиков вместо аллилуария так называемый tractus [протяженность, течение], состоящий из нескольких стихов псалма, иногда даже и одного псалма целиком. По мозарабскому церковному уставу, аллилуиа, называемая " lauda " [хвала], поется после Евангелия и тоже переменно со стихами псалма. На Востоке аллилуиа перед Евангелием поется также попеременно со стихами псалмов: у абиссинцев — 9 раз, у несториан — 3 раза и возглашается читавшим Апостол диаконом, — копты перед Евангелием не поют аллилуарии, но читают 50-й псалом. Древнейшее упоминание об аллилуарии в православном богослужении находим в иерусалимском грузинском канонаре VII века. Нынешние воскресные аллилуарии утвердились в нашей практике уже в XII веке Во время пения аллилуария священник про себя читает молитву " прежде Евангелия " . В этой молитве он просит Бога дать ему и народу разумение евангельских слов и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь. Эта молитва читается еще раз священником на утрене (на всенощной) во время чтения шестопсалмия, как 9-ая утренняя молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Яко милостив... Аминь. Сподоби. Господи... Ектения: Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава... Выход в притвор и литийные стихиры праздника: Во пророцех возвестил еси... Слава, и ныне – праздника: Егда Духа твоего... Спаси, Боже, люди твоя... Еще молимся о благочестивейшем... Услыши ны, Боже... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Владыко многомилостиве... Вход во храм и стихиры на стиховне: Не разумеюще языцы... с праздничными припевами. Слава, и ныне – праздника: языцы иногда... Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь праздника: Благословен еси... 3. Благословение хлебов с молитвою: Господи Иисусе Христе. Буди имя Господне... 3. Пс.: Благословлю Господа... до: Не лишатся всякого блага. Благословение Господне на вас... Чтение из Деяний св. апостолов. Молитвами святых отец... Шестопсалмие. После первых трех псалмов утренние молитвы перед царскими вратами. Ектения великая: Миром Господу помолимся. Яко подобает тебе... Аминь. Бог Господь во гл. 8-й 4-ды со стихами. Тропарь праздника 3. Стихословие кафизмы. Малая ектения. Яко твоя держава... Аминь. Седален праздника 2. Чтение толкования на Евангелие Иоанна. Слово 8, первая половина. Стихословие кафизмы. Малая ектения. Яко благ и человеколюбец... Аминь. Седален праздника 2. Чтение второй половины предыдущего Слова. Полиелейные псалмы. Величание: Величаем тя, живодавче Христе, и чтем всесвятого Духа... с избранными стихами: Небеса поведают славу Божию... Слава, и ныне. Аллилуиа 3. Каждение при пении величания. Малая ектения. Яко благословися имя твое... Аминь. Седален праздника 2. Чтение в Богослове. Степенна – 1 антиф. 4 гл. Вонмем. Премудрость. Прокимен, гл. 4: Дух твой благий... со стихом. Господу помолимся. Господи, помилуй. Яко свят еси, Боже наш... Аминь. Всякое дыхание... со стихом. И о сподобитися нам слышанию св. евангелия...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

За антифонами следовали чтения: прокимен из Пс 146, Апостол (Кол 3. 12-16), аллилуиарий со стихами из Пс 64 и Евангелие Н. (Лк 4. 16-22а), причем Евангелие читал сам патриарх, а за ним те же стихи повторял диакон - очевидно, для большей громкости. После Евангелия возглашали сугубую ектению и пели тропарь индикта, и процессия покидала форум Константина, разделяясь - часть ее участников направлялась в Халкопратию, а др. часть возвращалась в Св. Софию. В обоих храмах совершалась Божественная литургия: в Св. Софии - с обычными антифонами (на к-рых в качестве припева исполнялись тропари прп. Симеона и индикта), прокимном и аллилуиарием прп. Симеону (из Пс 63 и 91 соответственно), но чтениями Н. (1 Тим 3. 13-4. 5; Лк 4. 16-22а); а в Халкопратии - без антифонов, начиная сразу с Трисвятого (Дрезденский Апостол уже предписывает петь антифоны и здесь, но заранее, до прибытия основной процессии), с апостольским чтением прп. Симеона (Гал 5. 22-6. 2), но богородичными прокимном (из Пс 44), аллилуиарием (со стихами из Пс 71) и Евангелием (Лк 1. 39-56). Традиция совершения крестного хода в день Н. 1 сент. сохранялась до поздневизант. времен не только в К-поле (так, известна молитва Н., составленная патриархом К-польским свт. Филофеем Коккиным (1353-1354, 1364-1376) - см: Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 147), но и, напр., в Фессалоникийской Архиепископии, как следует из Типикона Athen. Bibl. Nat. 2047, составленного между 1416/17 и 1429 гг. при непосредственном участии свт. Симеона Солунского (Fol. 75 ff.). Не позднее кон. XIII в. эта традиция стала известна и на Руси: так, в ответах на вопросы еп. Сарайского Феогноста от 1276 г. среди 4 дней года, когда Евангелие должен читать лично архиерей, перечислено и 1 сент., описанное как «день… егда ходять съ кресты» (РИБ. Т. 6. Стб. 131; по ср. со списком из 7 дней, содержащимся в Патриаршем Евангелии НБУВ ИР. Ф. 301 23Л, в ответах еп. Феогносту опущены памяти 2 землетрясений и дня освящения К-поля, как имевшие, очевидно, сугубо локальное значение).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010