элементами), для Пасхи с чином Крещения, в к-ром имеется обряд омовения ног, а также с мессами на Светлую седмицу, пасхальный период, Вознесение и Rogationes. В составе месс присутствуют епископские благословения галликанского типа. Также заметно влияние кельт. и амвросианской традиций. К «Готскому Миссалу» близок Сакраментарий «Фрагмента Андерсона» (ркп. Lond. Wilfred Merton Collection. 21, VIII в.; в наст. время утеряна), к-рый содержит воскресную мессу, мессы на Рождество Иоанна Предтечи и на праздник апостолов Петра и Павла. Сохранилось также множество поздних фрагментов формуляров галликанских месс VIII-IX вв. (напр., месса за усопших с богатой ангелологией в Contestatio (ркп. Paris. BNF. Lat. 256, VIII в. Fol. 103v - Mohlberg. 1958. P. 96-97), на Рождество Христово с эпиклезой в Post secreta (ркп. Camb. Gonville&Caius College. 820[k], VIII в.- Idem. P. 95-96), проч. см.: CPL, N 1918). К докаролингским Сакраментариям смешанного романо-франк. типа относится «Франкский Миссал» (Missale Francorum) (Vat. Reg. lat. 257, 1-я пол. VIII в.- Mohlberg. 1957). Его происхождение не вызывает сомнений, поскольку в молитвах часто упоминается Regnum Francorum (Королевство франков), а в рим. каноне мессы вспоминаются святые Иларий и Мартин; палеографические особенности указывают на регион Париж-Корби-Суасон. В этом памятнике часто используется рим. терминология (напр., название молитв - Super oblata). Из типично галликанских элементов выделяются коллекты Ad prophetiam (после песни прор. Захарии или ветхозаветного чтения на мессе). «Франкский Миссал» близок к древнему Сакраментарию папы Геласия (Gelasianum Vetus), испытавшему англосакс. влияние. Сакраментарий начинается с чинов рукоположения и поставления (в т. ч. посвящения дев и вдов), освящения престола, сосудов и покровцов. В нем также имеются 10 месс (за правителей, на память св. Илария, 4 общие на памяти святых, 4 общие для рядовых дней) и рим. канон мессы с характерными «островными» элементами (напр., с удвоением диптихов).

http://pravenc.ru/text/161580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ [греч. Γρηγριος Μπονης Αλυτης] (сер. XV в.), иером., визант. мелург. Вероятно, мирское имя Г. Б. А.- Георгий (Ath. Dionys. 401, 1434 г.). В нек-рых рукописях есть указания на его происхождение из Силимврии (побережье Мраморного м.) (Brux. IV. 515. Fol. 18r, XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 27 об.). Сохранились автографы Г. Б. А. 1433-1447 гг., к-рые, судя по ремаркам, относятся к времени его пребывания на Афоне (указаны афонские мон-ри Эсфигмен, Ватопед и Великая Лавра; см.: Sinait. gr. 1262, 1437 г.). Согласно Хрисанфу из Мадита , Г. Б. А. был последним протопсалтом собора Св. Софии до падения К-поля ( Χρσανθος κ Μαδτων. Θεωρητικν Μγα τς Μουσικς. Τριστε, 1832. Αθναι, 1995r. Σ. 35). Кроме того, во мн. рукописях он упоминается как «монах из Константинополя» (см. подзаголовок ркп. Sinait. gr. 1262, ремарки в ркп. Athen. Bibl. Nat. 710, 1817 г.). Из его автографов наиболее важные - калофонический Кондакарь 1437 г. (Sinait. gr. 1262) и некалофонический Стихирарь 1445 г. (Dionys. 564). Деятельность Г. Б. А. относится к периоду развития калофонического стиля. Из песнопений суточного круга ему приписываются стихи «Блажени непорочнии», вероятнее всего, 1-го плагального гласа (Пс 118. 26: Vatop. 1495, XV в.), стихи антифонов на Преображение на глас βαρς (Athen. Bibl. Nat. 2406, 1453 г.) и стихи полиелея на глас βαρς (Пс 134.16: Xeropot. 273, кон. XVI в.). Именем Г. Б. А. надписаны также ирмосы 4-й песни канона на Рождество Богородицы «Пою Тя, слухом бо Господи» 2-го гласа ξω (Ath. Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; 130, нач. XVIII в.; 564, нач. XVIII в.; Lesb. Leim. 245, 1649 г.; Ath. Xeropot. 329, 1-я пол. XVIII в.) и ирмосы канона Пасхи 1-го гласа - песни 3 (на 1-й глас τετρθωνος), 4 (2 варианта, 2-й - 1-го гласа ξω), 5 и 7 (Ath. Ivir. 991, кон. 1670 г.). В прокимне вечерни «Господь воцарися, в лепоту облечеся» 2-го плагального гласа (Атнеп. Bibl. Nat. 2406) использован прием эпифонимы (фраза калофонического мелоса в виде анаграмматизма , повторяющаяся неск. раз).

http://pravenc.ru/text/166823.html

РС 147; Beck 693; DS 11/198–203; PLP 20325 Втор. пол. XIII в. Монах-исихаст, преп. Уроженец Италии, отвергший католич. веру и принявший православие. Подвизался на Афоне. За отказ следовать пролатинской политике Михаила Палеолога VIII был в заключении и ссылке. Рассматривается как прямой предшественник Паламы и Исихастского возрождения. Учитель св. Феолипта. Сочинения Трактаты О хранении сердца, О правосл. вере, Об нахождении Св. Духа (трактат не сохранился?). Никифору же неверно приписывается рядом ученых соч. О трех способах молитвы. 430 . Διλεξις·//Laurent V., Darrouzès J. Dossier grec de l’union de Lyon (1237–1277). P. 1976. 486–507. (Archives de l’Orient Chrétien. 16). [Рассказ о заключении и изгнании и прение с легатом о православной вере. Ср. 82–88]. Слово о трезвении и хранении сердца [включая антологию]: 431 . Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 4. 18–28 [изд. с лакунами]=PG 147, 945–966. На этом дефектном изд. основаны все совр. переводы, вкл. русские: 1) ХЧ 1825. 19. 119 сл.; 2) Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 239–251. пер. [с восстановлением лакун по осн. греч. ркп]: Niceforo Athonita. Trattato colmo di utilità sulla custodia del cuore//AdQ 6 .509). 47–60. Рум. пер.: 13 .103. [Неизд. ркп времени св. Паисия]. Исследования 432 . Jugie М. Note sur le moine hésychaste Nicéphore et sa manière d’oraison//EO 1936. 35. 409–412. 433 . Rigo A. Niceforo l’esicasta (XIII sec.): alcune considerazioni sulla vita e sull’opera//AdB 7 .174). 79–119. 434 . Tatakis B. Ν. Νικηφρος Μοναχς συχαστς// Κληρονομι. 1969. 1. 325–336. Феодор Воил Музалон Beck 679–680; DThC 10, 2581–2584; PLP 19439 Вел. логофет (ум. 1294). Ученик и корреспондент св. Григория II Кипрского . Адресат Никифора Хумна. Противник унии. Соч. (большей частью неизд.): Против Векка, О догматах, Житие Афан. I, Против Влеммида, житие новомуч. Никиты (?), письма. Феолипт Филадельфийский CSGL 19618; PG 143; РМА; TLG 3214; Beck 693–694; DS 15. 446–459; DThC 15/1. 339–341; PLP 7509; ThEE 6. 249–250 Ок. 1250-ок. 1322; митрополит; св. Ученик св. Никифора Исихаста и учитель св. Григория Паламы . Друг Никифора Хумна. Духовный отец Ирины Хумнены Палеологини. Противник св. Григория II Кипрского и Иоанна Хилы. Адресат Никифора Григоры, Михаила Гавры и Григория Акиндина. Противник унии. Житие

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

и араб. богословами Чёрной Горы. Прп. Ефрем Мцире близко общался с прп. Никоном Черногорцем , Михаилом Иеромонахом , Самуилом Аданским, Василием Грамматиком, Антиохийским патриархом Иоанном V Окситом и др. Наиболее оживленные контакты были с Палестиной и Афоном: прп. Георгий Затворник направил прп. Георгия Святогорца подвизаться на Афон, между Иверским мон-рем и мон-рями Чёрной Горы осуществлялся обмен книгами. Так, в Калипосе был переписан и пожертвован Крестовому мон-рю в Иерусалиме сборник переведенных прп. Евфимием Святогорцем сочинений преподобных Григория Богослова и Григория Нисского (СПбФИВ РАН. Р 3); переписанное в Калипосе Алавердское Четвероевангелие (Кекел. А 484, 1054 г.), переписанный в Свимеонцмиде и пожертвованный мон-рю Ивирон сборник Житий святых (Ath. Iver. 55, 1042-1044 гг.) в переводе Давида Тбели и др. В XIII-XIV вв., после завоевания Сирии турками, мон-ри были разрушены и грузины покинули эти места. Книгохранилища Чёрной Горы не сохранились, рукописи были перенесены в Иерусалим, Грузию и др. (напр., ркп. Vatic. iber. I по манере исполнения декора считается созданной на Чёрной Горе, аналогична ей ркп. Кекел. A 484). Литературно-богословская школа была сформирована во 2-й пол. XI в. прп. Ефремом Мцире и развила эллинофильское направление груз. лит-ры. Достижения школы в наиболее полном объеме проявились в творчестве груз. богослова, переводчика и филолога прп. Ефрема Мцире, ученика подвижников Чёрной Горы Ефрема Ошкели и Сабы Тухарели, Иоанна Паракнели, Квирике Александрийского и др. Переводческая деятельность прп. Ефрема Мцире представляет собой переходный этап от афонских традиций книжности к эллинофильским традициям Чёрной Горы, продолженным в Грузии прп. Арсением Икалтойским (на базе его методов была основана гелатская философско-богословская школа). Грузины пользовались б-кой мон-ря св. Симеона (Свимеонцмида), к-рой Антиохийский патриарх Феодор III (Ласкарис) в 40-х гг. XI в. пожертвовал ок. 420 томов книг, составленных из сочинений духовного и светского содержания.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Е. , свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. СПб., 19034. Т. 2. С. 290-312; Балтрамайтис С. Сб. библиогр. мат-лов для географии, истории, истории права, статистики и этнографии Литвы. СПб., 19042; Виноградов А. Правосл. Вильна: Описание Виленских храмов. Вильна, 1904; ЖПодв. Т. 11. С. 580-697; Шавельский Г., прот. Последнее воссоединение с Правосл. Церковью униатов Белорусской епархии: (1833-1839 гг.). СПб., 1910; Радостный юбилей: (К 75-летию со дня воссоединения западнорус. униатов с правосл. Церковью)//Рус. паломник. 1914. 12. С. 181-186; 1863 год на Меншчыне. Минск, 1927. С. 144; Шабатин И. Из истории воссоединения белорусских униатов//ЖМП. 1951. 2. С. 35-47; 6. С. 59-63; 10. С. 47-54; 11. С. 51-61; Самбук С. М. Политика царизма в Белоруссии во 2-й пол. XIX в. Минск, 1980; Сенько П. Е. Рус. церк. деятели - члены Академии наук. СПб., 1995. С. 127-128, 216, портр.; Смолич. История РЦ. 1997. Ч. 2; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999. С. 174-189. (МИЦ; Кн. 26); Носко М. Униатская Церковь в нач. XIX в. и подготовка к воссоединению с Православием: Дис. Жировичи, 2000. Ркп.; Утрата С., иер. Восстание 1863-1864 гг. и церк. жизнь в Белоруссии: Дис. Жировичи, 2000; Романчук А., иер. Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский: Церк. деятельность в 40-60-е гг. XIX в.: Дис. Жировичи, 2001. Ркп.; Яноуская В. В. Xpыcцiяhckaя Царква у Бeлapyci у 1863-1914 гг. Mihck, 2002; Новинский В., прот. Очерк истории Православия в Литве. Вильнюс, 2005; Комзолова А. А. Политика самодержавия в Северо-зап. крае в эпоху Великих реформ. М., 2005. С. 29, 98, 283, 348; Зап. окраины Российской империи/М. Д. Долбилов и др. М., 2006. С. 109, 110, 121, 140, 233, 243; Шлевис Г. Правосл. храмы Литвы. Вильнюс, 2006. С. 4, 22-23, 43-44, 96; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи. М., 2010. С. 166-168, 533. Свящ. Александр Берташ, прот. Александр Романчук Иконография Сохранилось несколько живописных портретов И., наиболее значительный из которых, хранящийся в собрании ГРМ, был написан худож.

http://pravenc.ru/text/578547.html

Над четвериком до сих пор сохранилось небо с отверстием под крепление восьмигранного барабана. На гранях неба кое-где еще можно увидеть тканевые полотна с росписью, но определить, что конкретно на них изображено, не представляется возможным. По рассказам местных жителей, в 30-х г.г. прошлого века эти росписи намеренно оскверняли и срывали воинствующие богоборцы. На местах крепления неба с четвериком (на парусах) хорошо сохранились декоративные росписи. Часовня входила в состав Чушевицкого прихода. Закрыта не позже 1930-х годов. В советское время использовалась под хозяйственные нужды, в ней размещался склад зерна. Проведено полное обследование часовни. Сделана фотофиксация часовни в целом и отдельных элементов. Демонтирована кровля над четвериком. Произведена вычинка стропильной системы кровли. Установлена консервационная кровля над четвериком при помощи дюймовой доски. Установлена мягкая кровля с использованием рубероида РКП-350 и дюймовых реек. Установлен конек поверх кровли. Демонтированы остатки кровли над трапезной и притвором. Произведен ремонт верхнего венца в южной стене трапезной. Установлена стропильная система над трапезной и притвором. Установлена консервационная кровля поверх новой стропильной системы с использованием дюймовой доски. Установлена мягкая кровля с использованием рубероида РКП-350 и дюймовых реек. Произведен ремонт входной двери. Отремонтирован пол в центральной части трапезной. Зафиксирована южная часть перегородки между четвериком и трапезной при помощи полуметрового отрезка бревна. Северная часть перегородки также зафиксирована при помощи бруса. Вставлены рамы со стеклами в оконные проемы. 14 июля 2013 г., впервые за более чем 70 лет, в часовне был отслужен молебен. Молебен совершил иерей Дмитрий Ефимовский, настоятель храма Воскресения Христова в д. Сметанино. На молебне присутствовали как местные жители, так и жители поселков Верховажье и Чушевицы. Тогда же было решено возобновить празднование дня деревни - 2 августа, в день памяти Пророка Илии. Первое такое празднование и состоялось уже через 3 недели. В этот день вновь был совершен молебен, на который приехал из поселка Верховажье дьякон о. Александр.

http://sobory.ru/article/?object=23331

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ [Греч. Παχμιος Μγας; греч. форма древнеегипетского и коптского имени с определенным артиклем p - axwm - Пахом, т. е. «сокол»] (ок. 292 - ок. 346), прп. (пам. 15 мая; пам. копт. и зап. 9 мая). Основатель общежительного монашества в Египте. Жизнь и труды Основным источником сведений о жизни и трудах П. В. является анонимное Житие П. В. (далее: VP). Сочинение дошло в многочисленных рукописях и редакциях как на греческом (древнейшая, т. н. G1 или Vita prima (BHG, N 1396-1396а), сохранилась в неск. рукописях, самые ранние из к-рых (F и B) датируются X-XI вв.; G2 или Versio vulgata (BHG, N 1400-1400b); G3 и др. второстепенные поздние изводы), так и на коптском на 2 диалектах: саидском (S) примерно в 20 фрагментарных изводах (S1 - S21; S1 в ркп. VI в.) и бохайрском (Bo, с лакунами; ркп. 1-й пол. XI в.), а также на латинском (пер. G2 с добавлением материалов из «Лавсаика») и арабском (перевод одной из версий Bo) языках. Есть и 2 др. греч. сочинения, происходящие из Пахомиевой среды: «Паралипомена» («Пропущенное»; BHG, N 1399-1399а; далее: Par.), где содержится житийный материал, не вошедший ни в одну из версий VP (с добавлением греческого фрагмента из несохранившегося Жития П. В.: Fr. 1), и «Послание Аммона» (Ep. Ammonii; BHG, N 1397-1398; отождествить автора с известным историческим лицом не удается). Критический разбор этих источников см.: Lefort. 1943. P. XIII-XCI; Veilleux. 1968. P. 16-114; Хосроев. 2004. С. 9-32. В связи с такой обширной лит. традицией при ее анализе необходимы коррекция данных, учет наличия агиографических клише и разнобоя в порядке и отборе событий в различных версиях. Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Прп. Пахомий Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: А. Захарова Согласно источникам, П. В. род. в Фиваиде в номе г. Латополь (ныне Исна) в семье египтян-язычников (G1. 2; Bo. 3) и в отличие от прп. Антония Великого , чьи родители были христианами, принял христианство самостоятельно (христ. имена брата и сестры П. В.- Иоанн и Мария, возможно, были получены ими в монашестве). Родители П. В. были состоятельными людьми (Bo. 5), он участвовал с ними в языческом культе (G1. 3; Bo. 4). О его детстве почти ничего не известно. По всей вероятности, сведения о том, что П. В. получил начальное образование, т. е. умел читать (ср.: G1. 29 и Bo. 25 о том, что он был чтецом в церкви г. Тентира (ныне Дендера)) и писать по-коптски, но греч. языка не знал, и свидетельства о том, что он начал учить греческий в преклонном возрасте и преуспел в этом (G1. 95; Bo. 99; ср.: Par. 27: П. В. «не знал греческого языка», но, помолившись, «научился говорить на всех языках»), не заслуживают серьезного внимания; в любом случае, уже являясь главой «общежития», свои проповеди П. В. произносил по-коптски (ср.: Ep. Amonii. 4).

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Известны также неск. вариантов служб, к-рые могут быть как остатками оффиция, так и дополнительными службами покаянного характера. В Базельской Псалтири (ркп. Basil. A VII 3, Fol. 1v - 3v, IX в.; факсимильное изд.: Psalterium Graeco-latinum. Amsterdam, 1960) встречается чинопоследование, включающее: гимн «Cantemus in omni die», коллекту, гимн «Alta audite», гимн «Christus in nostra insula», молитву «Deus meus et pater», молитву с заглавием «De conscientiae reatu ante altare», которая представляет собой священническую апологию или покаянную молитву (в ркп. Angers. Bibl. municip. 18 (14). Fol. 180v, IX/X в., она называется «Confessio S. Patricii episcopi», а в Book of Cerne (Fol. 48-50) - «Alma confessio»; отрывок из нее есть и в Book of Nunnaminster (Fol. 34)). На л. 98 этой рукописи находятся 2 амвросианских гимна и Пс 151. В Книге Молинга имеется такое последование (ряд текстов обозначен по последнему стиху): Magnificat, неизвестный текст (вероятно, Benedictus), гимн св. Колумбы (Noli Pater), чтение Мф 5 («Блаженны»?), гимн под именем св. Секундина «Audite omnes amantes», 2 стиха, дополняющие этот гимн («Memoria aeterna» и «Patricius episcopus»), гимн «Celebra Juda», связанный с ним антифон «Exaudi donec dicis peccata plurima», гимн «Hymnum dicat», антифон «Unitas in Trinitate», Апостольский Символ веры, «Отче наш», молитва «Ascendat oratio». Похожая по структуре служба встречается в составе «Второго видения Адамнана», к-рое обычно датируют 2-й пол. XI в. Оно сохранилось на ирл. языке в составе «Пестрой книги», описание чина находится в гл. 31 (Adamnan " s Second Vision/Ed. and transl. W. Stokes//Revue Celtique. 1891. Vol. 12. P. 420-443). Этот чин носит покаянный характер и совершается во время 3-дневных постов. Он состоит из 100 коленопреклонений, Beati, Magnificat, Benedictus (возможно, имеется в виду гимн св. Колумбы «Noli Pater»), Пс 50 с простираниями ниц в форме креста, гимнов св. Патрикия, апостолов, «Hymnum dicat», арх. Михаила (после каждого гимна - 3 коленопреклонения и 3 удара в грудь со словами «Да придет милость на нас, Боже, и да обретем Царство Небесное, и да избавит нас Бог от всякого бедствия и смерти»; см. также: Lawlor. 1899).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Иконостасы монастырских храмов - Крестовоздвиженского собора и ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня - были выполнены в 1659-1661 гг. артелью иконописцев под рук. Михаила Алексеева. В ее состав входили мастера из монастырских деревень: иконописец онежской Порожской вол. Иван Никонов, Ортюшка Добрынин, Артемий Афанасьев. Алексеев проживал в дер. Огрушинской Чекуевской вол. Артель работала преимущественно по заказам К.-О. м. и в его вотчинах. Патриарх Никон высоко оценил работу онежских крестьян в обители. В 1661 г. 3 иконописца были отпущены для работ в подмосковный Новоиерусалимский монастырь. Во 2-й пол. XVII в. Алексеев «со товарищи» выполнял все наиболее крупные и значительные иконописные заказы в вотчинах К.-О. м.: в Турчасове, В. Мудьюге, Усть-Кожве. В 1672-1673 гг. представители артели трудились в Холмогорах и Архангельске, а в 80-х гг. XVII в. писали иконы для Успенской ц. Пертоминского в честь Преображения Господня монастыря. Алексеев сделал иконопись семейным ремеслом: 4 его сына работали в артели и стали иконописцами ( Кольцова. Северные иконописцы. 1998. С. 82-87, 59-60, 92-93). Иконостас собора на Кий-острове был уничтожен в 1928 г. (ГААО. Ф. 4097. Оп. 1. Д. 159. Л. 6). Вторую артель, работавшую в вотчинах К.-О. м. в XVIII в., возглавил иконописец Иван Иванович Богданов-Карбатовский . Сохранились многочисленные подписные произведения этой артели, где мастера именуют себя иконописцами вотчины К.-О. м. Этот статус они сохраняли и после секуляризации монастырских земель 1764 г. Артель на протяжении почти столетия была ведущей в иконописной культуре бассейна р. Онеги, в бывш. вотчинах К.-О. м. ( Кольцова. 2005. С. 39-88). Во 2-й пол. XVII-XVIII в. по заданию К.-О. м. иконописцы монастырских вотчин разрабатывали иконографию и неоднократно повторяли образ «Поклонение Кийскому кресту», который являлся живописной копией главной святыни обители (Там же. С. 94-108). Арх.: Гемп А. Г. Вотчины и вотчинные крестьяне Онежского Крестного мон-ря: (2-я пол. XVII в.). Архангельск, 1966. Маш.//ГААО. Ф. Р-5952. Оп. 1. Д. 298; Кольцова Т. М. Ист. справка «Архитектурный ансамбль Крестного мон-ря». Т. 1-3. Маш.//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1, 2; Оп. 1. Д. 448; Шилов Н. И. Крестный мон-рь: Ист. очерк. Ркп.//Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг. XVI в. Возведение кирпичных храмов в эпоху Иоанна IV Грозного связано исключительно с Муромом. В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города ( Сухова. 2004. С. 12). Прямое указание на причастность царя к созданию каменного Благовещенского собора имеется в Пространной редакции «Повести о водворении христианства в Муроме»: под 1552/53 г. указано, что «прислал государь царь в Муром каменщиков» (Житие св. блгв. кн. Константина и чад его, блгв. князей Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев по ркп. 1-й пол. XIX в. МИХМ. инв. М-2325// Сухова О. А. Житийная икона св. блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: Александр Казанцев, 1714 г. М., 2006. С. 255-256). Писцовые документы 1623/24 и 1636/37 гг. фиксируют неск. построек в камне: городской собор, 5 храмов в 3 мон-рях и одну приходскую церковь, к-рые могли быть построены в грозненское время или неск. позже. А. Г. Мельник приводит перечень этих церковных сооружений Мурома: Благовещенский собор (заложен в 1552/53) Благовещенского мон-ря; городской собор Рождества Пресв. Богородицы (50-60-е гг. XVI в.); приходская ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского) (50-60-е гг. XVI в.); шатровая ц. святых Космы и Дамиана (1564); постройки Спасского мон-ря: Спасский собор (60-е гг. XVI в.), колокольня (60-е гг. XVI в.?), Покровская ц. с трапезной (2-я пол. XVI в.?), надвратная ц. прп. Кирилла Белозерского (2-я пол. XVI в.?; Мельник. 1994. С. 182). Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. обрушился каменный шатер. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. XVII в. его облик приобрел типичные черты сер. XVII в. Николо-Можайский храм простоял недолго; в писцовой книге 1636/37 г. он зафиксирован разрушенным после пожара ( Сухова. 2009. С. 193-194). В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др. первоначальные каменные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010