Патриаршему Местоблюстителю был, в частности, задан вопрос о том, как членам Русской Православной Церкви следует готовиться к Поместному Собору. Отвечая на этот вопрос, митрополит Кирилл отметил, что эта тема сейчас должна присутствовать в сознании каждого православного человека в России. Хотя на Собор приедут только избранные на местах делегаты, он, тем не менее, должен в их лице представлять всю Русскую Церковь, и духовенство, монашествующие, миряне, вне зависимости от того, избраны они на Собор или не избраны, должны чувствовать свою сопричастность общему делу. Единственно правильным способом подготовки Собора является соборная общецерковная молитва. В то же время, как считает Патриарший Местоблюститель, члены Собора должны осознать и свою личную ответственность за будущее Церкви. «Мы должны избрать нового Патриарха, преемника Святейшего Алексия II. Но одновременно мы должны сохранить единство Церкви. Мы должны сохранить мир в Церкви, взаимную любовь и уважение среди епископата». 31 декабря, в преддверии празднования Нового года, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, викарии Московского Патриаршего престола, епископы Никон (Миронов) и Аркадий (Афонин) совершили в московском кафедральном Богоявленском соборе акафистное пение у раки с мощами святителя Московского Алексия, всея России чудотворца, и новогодний молебен. Перед совершением молебна митрополит Кирилл отслужил у гробницы почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заупокойную литию. 2 января состоялся визит Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Смоленского и Калининградского Кирилла в в Санкт-Петербург. См.с.... 3 января Русская Православная Церковь чествует святителя Петра, митрополита Московского, Чудотворца. В этот день Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По завершении Божественной литургии была отслужена заупокойная лития по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

13 января 2009 г. 5 января Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил московскую городскую клиническую больницу 67, которой в наступившем году исполняется 50 лет, и совершил освящение операционной в травматологическом отделении. 5 января 2009 г. Малое освящение храма в честь св. благоверного князя Александра Невского в Кожухово состоялось 6 декабря, в день памяти святого. «Это был второй день после кончины Святейшего Патриарха Алексия, но освящение было решено совершить, выполняя благословение Предстоятеля, — отметил в своем слове протоиерей Владимир Силовьев, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви и настоятель нового храма. — Для нашего храма в первых числах декабря он собственноручно подписал и свой последний антиминс». 26 декабря 2008 г. В ряде епархий Русской Православной Церкви прошли собрания духовенства. С докладами о жизни епархий выступили правящие архиереи, были выслушаны отчеты руководителей епархиальных отделов и комиссий. Главной задачей собраний стало избрание делегатов Поместного Собора Русской Православной Церкви. 26 декабря 2008 г. 22 декабря, в день празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил торжественное богослужение в московском храме во имя святого пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Митрополиту Кириллу сослужили епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), епископ Бронницкий Феофилакт, архимандрит Закхей (Вуд; Православная Церковь в Америке), клирики храма, столичное духовенство. 26 декабря 2008 г. Церковное и общественное служение Патриаршего местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.   22 декабря 2008 г. 10 декабря Священний Синод Русской Православной Церкви определил сроки проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором будет избран Патриарх Московский и всея Руси. Согласно решению Синода Поместный Собор пройдет в Москве 27-29 января 2009 года.

http://e-vestnik.ru/news/page/124/

Вот почему, считает митрополит Кирилл, способность благодарить — это некий показатель нашего внутреннего религиозного чувства, силы веры: «Если мы благодарим Господа, то точно знаем, что это Он нам помог». «Бог не манипулирует нами, не совершает никаких фокусов, но через людей дает Свою благодать, например, врачу или вразумляет начальника, смиряет сердце мужа, жены. Он, действуя через физический мир, ниспосылает нам Свою милость», — отметил Патриарший Местоблюститель, напомнив, что так же и Господь Иисус Христос спас нас: «Сын Божий стал Сыном Человеческим, говорил человеческим языком, и в нем роду человеческому телесно явилась вся полнота Божества». По словам Владыки Кирилла, «способность благодарить Бога — это способность видеть руку Божию в своей жизни, быть по-настоящему верующим, религиозным человеком, сохраняя живую связь с Господом». «Благодарение — это выражение и проявление нашей веры, закрепление силы нашего религиозного чувства. Вот почему в благодарении мы должны проливать слезы не менее, чем в прошении, которое вырывается из самой глубины нашего отчаянного сердца. Если мы именно так строим свои отношения с Богом, то мы замыкаем эту связь с Создателем», — подчеркнул архипастырь. «Господу не нужно наше «спасибо», Он, как учит нас Слово Божие, Вседоволен и ни в чем не нуждается. Он — полнота, наполняющая все. Ему не нужна наша благодарность. Она нужна нам. И для того, чтобы благословение Божие изливалось на нашу жизнь, мы должны быть подобны самарянину-иноплеменнику, который в ответ на молитву — просьбу слезную — получил дар исцеления, сохранил связь со Спасителем, выразив Ему сердечную благодарность, и обрел дар жизни вечной», — сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. За богослужением в сан священника был рукоположен диакон Владимир Баринов, в сан диакона — сотрудник Сектора загранучреждений Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Игорь Абрамов. По окончании Божественной литургии Местоблюститель Патриаршего Престола совершил заупокойную литию по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

http://patriarchia.ru/db/text/512994.htm...

«Мы привыкли за последние два десятилетия, — сказал митрополит Ювеналий, — что на этом святом месте в праздники и юбилеи мы приветствовали Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Алексия. Мне вспоминается его поездка в Белоруссию, когда мы отмечали 1020-летие Крещения Руси.  И мне тогда показалось, что он сказал что-то знаменательное, видя возрождающиеся из руин и строящиеся новые храмы. Мало нам строить церкви, нам надо обратить внимание на души людей». «И вот сейчас мы стоим на пороге Поместного Собора Русской Православной Церкви, Вашему Высокопреосвященству Господь вручил через волю церковную подготовку этого Собора. И церковные люди с глубокой надеждой взирают на предстоящий Поместный Собор». В своем ответном слове Патриарший Местоблюститель, поблагодарив митрополита Ювеналия за поздравления, отметил ту важную роль, которую сыграл Святейший Патриарх Алексий II в деле возрождения порушенных храмов и монастырей и, самое главное, в возрождении духовной жизни в нашей стране. Так же митрополит Кирилл отметил, что еще многое предстоит сделать в духовной жизни нашего общества, чтобы храмы и обители были наполнены народом, в том числе и молодежью. «Мы прославляем этот день, — сказал владыка, — как явивший нам особую надежду на спасение. Господь Сам о Себе сказал, что Он Путь, Истина и Жизнь. А значит, нет другого пути, который ведет к истине и к жизни, кроме как Путь Христов». «Не существует многих истин, есть только одна истина и одна Божия правда. Кто-то может делать вид, что этой истины вовсе не существует, кто-то надменно взирает сверху вниз на тех, кто эту истину разделяет, кто-то со снисходительной улыбкой относит эту истину к прошлому и никак не связывает с ней будущее. Но есть и те, кто с открытым сердцем и открытым умом воспринимает эту истину, зная, что это Божия истина», — сказал митрополит Кирилл. Владыка Кирилл особо подчеркнул, что если все граждане нашей страны, если люди всего мира осознают жизненную необходимость этой Божией истины и будут к ней стремиться, то жизнь на нашей планете кардинально измениться в лучшую сторону.

http://patriarchia.ru/db/text/521996.htm...

«Этот святой был очень близок нашей семье, его хорошо знали мои родители, и он сыграл очень большую роль в нашей жизни. Вот почему именно 3 апреля, когда совершается его память, я с радостью направляю туда свои стопы, тем более, что именно в этот день 40 лет тому назад я был пострижен в монашество», – заключил Предстоятель Русской Православной Церкви. 3 апреля 2009 года Святейший Владыка возглавит литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме поселка Вырица и совершит в домовом храме Санкт-Петербургской Духовной академии утреню с акафистом Божией Матери. 4 апреля 2009 года Его Святейшество посетит храмы Смоленского кладбища, а также Князь-Владимирский собор, собор Владимирской иконы Божией Матери, Новодевичий монастырь и возглавит в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Всенощное бдение. 5 апреля 2009 года Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Исаакиевском соборе. В этот же день Его Святейшество отбудет в Москву. Это первый визит Святейшего Патриарха Кирилла в родной город после интронизации. Три месяца назад, 2 января 2009 года, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге торжества по случаю 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. В тот же день Патриарший Местоблюститель посетил ряд храмов города на Неве, совершил молебен у мощей святого Александра Невского, встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ. С декабря 1995 года правящим архиереем епархии является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. По данным митрополии, на 1 января 2008 года количество приходов, зарегистрированных в Управлении юстиции в Санкт-Петербурге, составило 162, в Ленинградской области – 174, всего – 336. Количество приписных, домовых церквей и часовен, не имеющих гражданского устава: в Санкт Петербурге – 76 церквей и 90 часовен, в Ленинградской области – 90 церквей и 96 часовен; всего 166 церквей и 186 часовен. В епархии действуют тринадцать монастырей (восемь мужских и пять женских), четыре скита и пятнадцать монастырских подворий (из них десять мужских и пять женских).

http://pravoslavie.ru/29916.html

22 ноября 2020 года в храме святого Саввы в Белграде были совершены Божественная литургия и отпевание Святейшего Патриарха Сербского Иринея (1930-2020), скончавшегося 20 ноября. Богослужение возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабробосанский Хризостом в сослужении председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона и управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония, архиепископа Охридского Иоанна, митрополита Загребско-Люблянского Порфирия и других иерархов Сербской Православной Церкви. В числе сослужившего духовенства были клирик Антиохийского Патриархата архимандрит Прокопий (Таяр), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и заместитель председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич. В храме находились члены высшего государственного руководства Республики Сербии Президент А. Вучич, председатель Народной Скупщины И. Дачич, премьер-министр А. Брнабич, министры Правительства. Также присутствовали член Президиума Боснии и Герцеговины от Республики Сербской М. Додик и кандидат на пост премьер-министра Черногории З. Кривокапич, представители традиционных религиозных конфессий Сербии, дипломаты, общественные и культурные деятели. После надгробного слова Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Дабробосанского Хризостома председатель ОВЦС огласил соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Некрологи также произнесли настоятель Белградского кафедрального собора Архистратига Михаила протоиерей Петр Лукич, член Президиума Боснии и Герцеговины от Республики Сербской М. Додик и Президент Сербии А. Вучич, который отметил добрые отношения почившего Первосвятителя с Россией и Русской Православной Церковью. По окончании отпевания гроб с телом новопреставленного Патриарха был торжественно погребен в крипте храма святого Саввы в месте, предназначенном для упокоения Предстоятелей Сербской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_120049.html

15 мая 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию по приснопамятному Патриарху Сергию (Страгородскому) по случаю 76-летия со дня его кончины. Заупокойное богослужение было совершено в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. Перед началом литии Святейший Патриарх Кирилл произнес Первосвятительское слово: " Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, 15 мая, мы отмечаем очередную годовщину со дня смерти Святейшего Патриарха Сергия, который скончался в этот день в 1944 году. Патриарх Сергий сыграл совершенно особую, историческую роль в сохранении нашей Церкви в тяжелейшие 20-е, 30-е и 40-е годы XX столетия. Он столкнулся с вызовом, с которым не сталкивался ни один глава Русской Православной Церкви, – он столкнулся лицом к лицу с властью, которая поставила своей целью уничтожение Русской Церкви. Конечно, первым, кто принял этот вызов, был Святейший Патриарх Тихон, но он скончался в то время, когда власть еще не приняла решение, направленное на полное уничтожение Церкви. Именно в 1930-е годы Советский Союз должен был стать полностью атеистическим государством, и митрополит Сергий, в то время Местоблюститель Патриаршего престола, лицом к лицу столкнулся с этой страшной реальностью. У него не было ни власти, ни иных возможностей вступить в непосредственный конфликт с государством, потому что такой конфликт завершился бы просто его физическим устранением. Ему нужно было оставаться в некоем диалоге с государством и максимально использовать самые малые возможности для того, чтобы остановить руку гонителей. Святейший Патриарх, конечно, должен был идти на какие-то компромиссы. Но эти компромиссы никогда не простирались на веру, на церковное устройство, то есть на те фундаментальные истины, на которых и зиждется жизнь Православной Церкви. Он защищал эти истины и эти принципы. Ну, а что касается отношений с властью, то, конечно, в тех условиях не было другого пути, чтобы сохранить Церковь. Люди, которые со стороны наблюдали за деятельностью Святейшего Патриарха Сергия, в то время Патриаршего местоблюстителя, особенно те, кто наблюдал издалека, в условиях полной личной безопасности, нередко направляли в адрес Местоблюстителя грозную, сокрушительную критику, обвиняя его в предательстве, в измене Православию. Но жизнь показала, что это не так, что это были ложные наветы. Святейший Сергий не поступился ничем, что имело принципиальное значение для дела спасения, которое призвана совершать Церковь, и его компромисс с властью распространялся на ту сферу, которая для власти считалась важной, но которая не являлась таковой для дела человеческого спасения.

http://religare.ru/2_119389.html

В эти страшные годы репрессий и гонений больше было печалей и трагедий. В 1937 году и те, которые разделяли позицию Митрополита Сергия, и те, которые не разделяли ее, пострадали за веру Христову, за принадлежность к Русской Православной Церкви. После блаженной кончины святителя Тихона Русская Православная Церковь была обезглавлена. Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий Петр был арестован, другие кандидаты - сосланы. Митрополиту Сергию как заместителю Местоблюстителя Патриаршего Престола пришлось взять на себя бремя устройства церковной жизни. В эти тяжелейшие для Церкви годы труды Митрополита Сергия разделял новообразованный Священный Синод. Пришла тяжелая пора испытаний Великой Отечественной войны. Митрополит Сергий первым обратился ко всей полноте народа русского с призывом встать на защиту Родины. Когда пришла беда на нашу землю, были забыты все обиды, нанесенные Церкви, и главная из них – задача, поставленная государством перед обществом, чтобы Имя Божие даже не произносилось бы в Советском Союзе. Патриотическая деятельность Церкви началась с первых же дней Великой Отечественной войны. Оценивая роль и служение Блаженнейшего Митрополита Сергия Собор архиереев Русской Православной Церкви избрал его Патриархом. Но, к сожалению, не долго пришлось ему занимать Патриарший Престол, и вскоре Господь призвал его в Свои вечные Небесные Обители. Сегодня, когда мы вспоминаем 60-ю годовщину его кончины, мы молимся, чтобы Господь упокоил его душу там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Мы молимся о том, чтобы Господь простил его вольные и невольные согрешения. В то же самое время мы отдаем дань уважения и благодарной памяти Святейшему Патриарху Сергию за то, что он в тяжелейших и труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы вел корабль церковный и сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря. Вознесем же наши молитвы об упокоении души приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия в Обителях Небесных. Да сотворит ему Господь вечную и благодарную память.

http://pravoslavie.ru/9783.html

Последние годы патриаршества провел в К-поле, оставив на Александрийской кафедре местоблюстителя. В К-поле К. участвовал в обсуждении важных церковно-политических проблем. В 1860, 1863 и 1871 гг. был одним из 3 кандидатов на К-польский Патриарший престол. В 1860 г. К. принимал участие в обсуждении 4 патриархами просьбы сирийских униатов о воссоединении с Антиохийской Православной Церковью. При К. активно обсуждался вопрос о союзе правосл. и копт. Церквей. Еп. Порфирий (Успенский) , с которым К. встречался в К-поле, свидетельствовал о его намерении уступить Александрийский престол копт. патриарху Кириллу IV при условии принятия копт. духовенством всех чинопоследований и канонических постановлений Грекоправославной Церкви. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, т. к. в 1861 г. Кирилл IV скончался. В том же году К. отрекся от престола по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Митилини, где получил звание почетного гражданина. К. был одним из инициаторов строительства храма сщмч. Ферапонта, занимался вопросами образования и здравоохранения. Совершил паломничество в Иерусалим, бывал на родине. Во время землетрясений 1867 г. на Лесбосе и 1881 г. на Хиосе принимал активное участие в организации помощи пострадавшим. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. 1898. Т. 1. С. CXV-CXVI; Соколов И. И. Избрание Александрийских патриархов в XVIII-XIX вв. Пг., 1916. С. 189-202; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Православной Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Т. 21. Вып. 2(62). С. 1-86. Лит.: Κλεμβροτος Ε. Γ. Καλλνικος Μητροπολτης Μυτιλνης μετπειτα Πατριρχης Αλεξανδρεας (1800-1889): Μελτη στορικ. Μυτιλνη, 1934; Τσαροχας Α. Ι. Ο Πατριρχης Αλεξανδρεας Καλλνικος Κυπαρσσης (1800-1889): Συμβολ στον βο και στο ργο του. Σκοτνα, 2011. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/1320031.html

1 нояб. в телеграмме Патриарху Пимену и Свящ. Синоду Б. объявил о своем выходе из РПЦ. Его неоднократно уговаривали одуматься, но после того как Б. дважды отказался прибыть на заседание Свящ. Синода РПЦ, Синод 13 нояб. 1989 г. вынес определение о лишении еп. Иоанна (Боднарчука) архиерейского сана и монашества. Первые «архиерейские хиротонии» в качестве главы укр. автокефалистов Б. совершил вместе с «епископом Яснополянским Викентием (Чекалиным) Истинно православной церкви», в числе первых был «хиротонисан» брат Б. (ныне «митрополит Тернопольский и Бучачский Василий» УПЦ (КП)). 5-6 июня 1990 г. в Киеве прошел «Всеукраинский собор УАПЦ», на к-ром была провозглашена автокефалия, «патриархом Киевским» избран (заочно) Мстислав (Скрыпник), Б. назначен «местоблюстителем патриаршего престола» с титулом «Блаженнейшего митрополита Львовского и Галицкого». Вскоре после «собора» выяснилось, что «Викентий» Чекалин является бывш. диаконом Тульской епархии Виктором, к-рый в 1986 г. был лишен сана за двоеженство, а в 1987 г. осужден по ст. 120 УК РСФСР «за развратные действия в отношении несовершеннолетних». После выхода из заключения Чекалин объявил себя катакомбным епископом, побывал в Канаде и США, где поначалу был принят епископами РПЦЗ, но впосл. изобличен как самозванец и вор. После этих разоблачений Мстислав категорически запретил «хиротонисать новых епископов» без своего ведома, ранее «поставленные» епископы были «перерукоположены». Лжепатриарх Мстислав, пытаясь укрепить свою власть в УАПЦ, решил удалить от управления «церковью» тех, кто стоял у ее истоков. Вопреки принятому ранее уставу он назначил из числа своих ближайших сотрудников «патриарший совет», учредил в Киеве «патриаршую канцелярию», «местоблюститель патриарха» лжемитр. Иоанн в эти органы не вошел. После своей «интронизации» 17 нояб. 1990 г. «патриарх» Мстислав упразднил должность «местоблюстителя», вместо к-рой ввел должность управляющего делами УАПЦ и назначил на нее «еп.» Антония (Масендича ; впосл. принес покаяние и вернулся в РПЦ). Б. еще нек-рое время оставался в УАПЦ в качестве «митр.» Львовского, позднее был переведен на Дрогобычскую и Самборскую кафедру. Однако его отношения с управляющим делами УАПЦ не сложились, и 29 апр. 1992 г. «синод епископов» УАПЦ принял решение об исключении «митр. Иоанна (Боднарчука)» из состава «епископата» УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/149635.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010