На Пасху Его Святейшество в сослужении сонма архипастырей и пастырей совершил первое богослужение в восстанавливаемом Храме Христа Спасителя — пасхальную вечерню. Создан церковно-научный центр РПЦ «Православная Энциклопедия». Принят новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Святейший Патриарх неоднократно обращался в высшие органы власти, заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религиозной жизни, в то же время учитывал особую роль Православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль Русской Православной Церкви в судьбе России. 18–23 февраля проходили заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Приняты решения о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского). Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета. В особом акте Собор отлучил от Церкви также Г. П. Якунина. Создан Официальный сайт Русской Православной Церкви www.mospat.ru. В 1997 году Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Элистинскую, Мурманскую, Виленскую, Ярославскую, Казанскую, Одесскую, Венскую и Владимирскую епархии, а также Святую землю, где возглавил торжества по случаю празднования 150-летия Русской духовной миссии в Иерусалиме. Патриарх Алексий стал одним из инициаторов встречи в Софии Предстоятелей и иерархов Поместных Церквей (30 сентября–1 октября) для всеправославного обсуждения и уврачевания церковного раскола в Болгарии. На встрече представителей всех Поместных Православных Церквей в Салониках в апреле—мае,   состоявшейся по инициативе Русской Православной Церкви и Сербского Патриархата, было принято решение о кардинальных преобразованиях в существующей структуре ВСЦ, которые позволили бы Православным Церквам осуществлять свое свидетельство неправославному миру, избегая экклезиологических и канонических коллизий, весьма болезненно воспринимаемых значительной частью православного духовенства и верующих.

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

Наше изложение развития Церкви в течение синодального периода должно показать, сколь нелегким для Церкви было бремя всех этих новых трудностей и что петровская реформа высшего органа церковного управления была важным, но вовсе не единственным фактором, повлиявшим на жизнь Церкви. Церковь — это часть общей жизни народа. Следовательно, прежде всего необходимо обрисовать те главные черты внутренней истории России синодального времени, которые оказали воздействие на жизнь Церкви, избрав при этом в качестве исходного пункта ситуацию накануне преобразований Петра I. Разумеется, совершенно недопустимо идеализировать церковную жизнь конца XVII в., как то часто делали, например, русские славянофилы и другие критики синодального периода. Время русского патриаршества (1589–1700) не составляет, собственно говоря, отдельного периода в истории Русской Церкви: его отличие от предшествовавшего времени, когда Русская Церковь находилась под управлением митрополитов, носит чисто формальный характер  . Когда Русская Церковь стала автокефальной и место митрополита (который уже с 1446 г. не назначался более патриархом Константинопольским, а избирался русскими епископами) занял патриарх, это отнюдь не повело к какому–либо расширению властных полномочий главы Церкви. Неизменной осталась и вся структура церковного управления — начиная с верхушки и кончая низшими органами. Единственным новшеством было увеличение числа приказов при патриаршей кафедре, которые, однако, почти не имели отношения к общему церковному управлению  , а явились, главным образом, следствием богатых земельных пожалований со стороны царей в XVII в., в особенности при патриархе Филарете (1619–1633). Это привело к значительному расширению прежней митрополичьей области, получившей теперь название Патриаршей области. Она состояла из обширных земельных владений, представляя собой существенную часть общецерковного имущества. И во время управления патриаршего престола местоблюстителем, равно как и после учреждения Святейшего Синода, церковный аппарат управления тоже обнаружил большую инертность. Многие старые ведомства существовали под иными названиями еще долгое время после 1721 г. Петр I переоценил значение коллегиальной системы в деле высшего управления, думая, что, создав коллегиально работающий Святейший Синод, он нашел наилучшее средство для борьбы с недостатками в жизни Церкви. Как во всех областях государственного управления, Петр и церковную реформу начал сверху, а позже уже не имел времени для планомерного преобразования всей организации в целом и для необходимых с его точки зрения улучшений. Отдельные же мероприятия в этой области были проведены в связи с прочими реформами государственной и народной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками». Как впосл. вспоминал архиеп. Василий, в частных беседах согласие с его позицией выразили митр. Алма-Атинский Иосиф (Чернов) , архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий) , Уфимский Иов (Кресович) . А. п. с. подтвердило намерение принять на Поместном Соборе изменения 1961 г. В докладе митр. Никодима от имени Предсоборной Комиссии был предложен порядок избрания нового Предстоятеля РПЦ - открытое голосование по одному кандидату. «Осуществление этого предложения,- сказал митр. Никодим,- выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия». Против открытого голосования возражал архиеп. Василий (Кривошеин). Его мнение не было принято участниками А. п. с., утвердившими открытое голосование при избрании Патриарха. При обсуждении кандидатуры Патриарха выступившие на совещании высказались за митр. Крутицкого Пимена, имя к-рого в канун совещания называлось на приходских и епархиальных собраниях, созывавшихся для избрания членов Поместного Собора от клириков и мирян. В соответствии с предложением митр. Никодима на совещании решено было выдвинуть единственного кандидата в Патриарха Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого Пимена, к-рого и избрал Поместный Собор 1971 г. На А. п. с. возникла полемика по вопросу о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) . Митр. Никодим предложил дать в соборном постановлении жесткую характеристику деятелям РПЦЗ как раскольникам. Сурожский митр. Антоний (Блум) высказался за более мягкий подход, за то, чтобы постановление лишено было компрометирующей Собор политической окраски.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Но для жителей нашей страны более характерен другой опыт, когда к Богу приходят люди, которые получили воспитание в неверующих семьях. Они ищут Господа через размышления, чтение, работу ума. «Этот невероятно важный и полезный опыт борьбы, внутреннего интеллектуального напряжения сегодня обретает абсолютное большинство людей, приходящих в Церковь», – добавил владыка Кирилл. Однако, несмотря на то, что знание – это сила, нужно также помнить слова Спасителя: «Сила моя в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9). Под этой немощью нужно понимать в том числе и немощь интеллектуальную. «Некоторые говорят, что чем больше книг читаешь, тем вреднее для души, – все это от лукавого. А в интернет вообще заглядывать нельзя, и телевизор лучше не смотреть, мобильными телефонами пользоваться не надо, деньги и паспорта нельзя брать в руки… Здесь речь идет о серьезной проблеме – о соотношении знания и силы человеческой веры. Сегодня через знание мы становимся очень сильными, но в то же время знание не должно надмевать», – отметил владыка Кирилл. Однако для того, чтобы уметь проповедовать, необходимо иметь личный реальный опыт религиозной жизни. Необходимо сочетание высокоинтеллектуальной работы с очень глубоким и интенсивным духовным деланием. Именно это позволит начать плодотворный диалог с современным обществом. Опыт отца Иоанна Кронштадтского чрезвычайно важен сегодня. Пастырь призывал причащаться как можно чаще святых Христовых таин. «Если приобщение Тела и Крови происходит всего четыре раза в год, то тогда это не жизнь христианина, потому что без благодати Божией никакими мыслями нам не справиться с искушениями, никакими личными подвигами не стяжать добродетели, ибо человека спасает только благодать Божия», – напомнил Местоблюститель Патриаршего престола. «Духовническая работа в наших учебных заведениях должна быть направлена в первую очередь на формирование подлинного религиозного образа жизни и образа мыслей», – подчеркнул владыка и привел слова святого Ефрема Сирина: «Вера требует чистого и простого образа мыслей». Даже если человек занимается наукой, имеет высшее образование, он должен стремиться к простому образу мыслей, полагает архипастырь.

http://pravoslavie.ru/29105.html

Но неприязнь многократно усиливается тем, что этот богослов-сотериолог промышлением Божиим был Местоблюстителем патриаршего престола, а затем и Патриархом во времена самых тяжелых бедствий, выпавших на долю Русской Православной Церкви, точнее – самых тяжелых, выпадавших за всю двухтысячелетнюю историю Церкви, столь богатую гонениями. Если посмотреть на это обстоятельство трезво и непредвзято, как подобает христианам, можно увидеть в нем несомненное действие благой воли Божией, Его надмирной Премудрости: хранить Церковь , в которой спасение, выпало тому, кто исследовал спасение; к тому же вряд ли можно всерьез отрицать, что Патриарх Сергий это свое предназначение выполнил. Но почему-то (может быть, именно потому?) его жизнь и деятельность снова и снова судят по разумению человеческому, и при этом осуждают его с такой степенью недоброжелательности, которую и скрыть невозможно, а наблюдать даже неловко. Здесь сказываются и извечное неприятие миром Церкви, и тот древний грех , которым «несмысленные галаты» настолько огорчили святого апостола Павла, что он опустил приветствия в своем Послании к ним, а именно – неуважение к духовному авторитету (см. Гал.1:1 ) 1 , коренящееся в нежелании различать то, что спасительно, и то, что приятно, и тяжкое психологическое последствие жестоких гонений, подобное тому, которое в свое время породило ересь донатизма: желание утвердиться в мысли, что именно ты и твои единомышленники вели себя совершенно правильно, а другие – неправильно и должны быть наказаны 2 …Эти строки написаны в начале Великого Поста, а к читателю придут в дни Святой Пасхи, и мы надеемся, что Господь, проведя нас этим спасительным путем, поможет нам очиститься от недоброжелательства и предвзятости. Задача христианского нравоучения должна состоять не столько в том, чтобы дать человеку подробное описание его обязанностей, описание его делания, сколько в том, чтобы выяснить ему прежде всего понятие о нем самом, показать самую суть его жизни, чтобы таким образом дать ему такое руководящее начало, такую норму, которая сама собою бы определяла его во всех случаях его жизни, – выяснить человеку его назначение, цель жизни, – его summum bonum 3 , к которому он естественно должен стремиться, если хочет жить нормально и если бы существующая ненормальность его природы не вводила его в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Новомучеников действительно очень много, и сейчас прославляются, и будут прославляться новые имена. И охватить всех, то есть совершать память каждого из них в каждом храме, невозможно. Кстати, это касается и древних святых тоже. Во всех храмах должны поминаться те мученики и исповедники, имена которых были известны всей Церкви, те, на которых она держалась в годы гонений. Это Патриарх Тихон, Местоблюститель Патриаршего престола после смерти святителя Тихона митрополит Петр (Полянский), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) и многие другие... А вот священномученик Косма Саратовский - это был безвестный сельский священник, и невозможно, чтобы его богослужебная память совершалась всей Церковью, таких, как он, просто слишком много. Но в Саратовской епархии, и уж тем более в его родной Рыбушке его память должна совершаться неукоснительно. - Есть такое мнение: мы слишком маловерны, малодушны, теплохладны... Или - слишком благополучны и эгоистичны, чтобы почитать новомучеников. - Я с этим согласен. Мы хотим спокойствия, стабильности, комфорта и не хотим задавать себе тревожащих вопросов: а что будет, а что мы все будем делать, если придет новая беда?.. Христиане первых веков находились в совершенно иной ситуации: они не могли рассчитывать на комфортную жизнь. Небольшие периоды затишья сменяли новые гонения, и подвиг их современников-мучеников очень много значил для них. Вот почему, кстати, он так хорошо документирован: мартирологи, мученические акты, известны с первых веков христианской эры. У христианских авторов много слов на память мучеников, и они достоверны, ведь речь идет о совсем недавних событиях. «И доныне живы некоторые из слышавших это»,- пишет святитель Василий Великий об исповедании святого мученика Гордия (Беседа 18). В то же время святитель говорит, что уже он находится в положении художника, пишущего копию с копии,- уклонение от подлинника практически неизбежно. И в позднейшие времена, когда мученические акты стали превращаться в жития святых, в них волей-неволей появилось множество легендарных напластований типа «из ран мученицы вместо крови потекло молоко».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Обитель возрождалась как духовный центр Русской Церкви, возрождались древние традиции русского монашества, старчества, восстанавливались тонкие нити духовного преемства. После войны сюда пришли подвижники, своей жизнью явившие идеал христианина, о котором говорит апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35). Преподобный Сергий, в своей земной жизни совершивший чудо пробуждения души русского народа для победы над Ордой, вновь в ХХ веке «привел в движение нравственное чувство народа, поднял его дух выше его привычного уровня»7. Источник этого чуда — вера в Бога и Его Промысл, позволивший в тяжелом испытании обрести силы для постепенного возрождения Русской Православной Церкви. ПРИМЕЧАНИЯ 1 К тому моменту Патриарх Сергий уже почил. Согласно его завещанию, Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Алексий (Симанский), которого 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избрали Патриархом Московским и всея Руси. 2 Иларион (Удодов Иоаким Христофорович; 20.09.1863–15.03.1951), схиархимандрит; в период с 1941 по 1946 г. был хранителем главы преподобного Сергия Радонежского. Она находилась в алтаре под престолом Владимирского храма. В 1946 г. по благословению Патриарха Алексия I отец Иларион был принят в братию открывшейся Лавры, назначен помощником наместника и братским духовником. В Сергиевой обители отец Иларион пробыл чуть больше года и в 1947 г. вернулся в Виноградово. 3 См.: Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918–1946 гг. М., 2008. С. 225. 4 Сергий Боскин (27.06.1907–19.01.1992), протодиакон; с 1968 г. служил в Ильинской церкви Сергиева Посада. В 1980-х гг. собирал материалы и записывал воспоминания о Троице-Сергиевой лавре и ее скитах, о жизни Сергиева Посада в послереволюционные годы. В последние годы жизни (с 1990 по 1992) служил в Гефсиманском скиту. 5 Архимандрит Гурий (Егоров; 1891–1965), впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский, первый наместник Троице-­Сергиевой лавры после ее открытия.

http://e-vestnik.ru/history/pervaya_pash...

Переживая острый духовный кризис, Свенцицкий странствовал по территории Российской Империи. Он смог переосмыслить всю свою предыдущую жизнь, преодолеть внутренний разлад. Летом 1914 года Свенцицкий ездил на Кавказ. Под впечатлением от встреч с монахами-отшельниками он пишет в 1915 году книгу «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор». Подлинным откровением для Валентина Павловича явилось общение с великим оптинским старцем, иеросхимонахом Анатолием (Потаповым), ставшим с 1898 года его духовным отцом. По благословению старца будущий пастырь творит непрестанную молитву и другие духовные делания, свойственные в основном монашеству, а впоследствии принимает священный сан и тем самым добровольно встает на путь исповедничества. В годы гражданской войны отец Валентин примкнул к Белому движению, проповедовал на фронтах. В 1919 г. он пишет брошюры «Общее положение России и задачи Добровольческой армии» и «Война и Церковь», где открыто призывает к сопротивлению злу большевизма силой. По окончании Гражданской войны отец Валентин остался в разоренной России. Горячий сторонник Патриарха Тихона, он бросает все силы на борьбу с обновленческим расколом. После проповеди в Крестовоздвиженском храме, обличающей связь обновленчества и советской власти, отец Валентин был выслан на несколько лет в Среднюю Азию, где продолжил трудиться на пастырском поприще. В конце 1924 года он вернулся в Москву и служил сначала в храме сщмч. Панкратия на Сретенке, а потом был переведен в храм свт. Николая на Ильинке, где стал настоятелем. Вокруг него сплотилась небольшая, но крепкая община. Отец Валентин ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн и наставлял своих чад на особый путь духовного совершенствования, который назвал «монастырем в миру». В январе 1928 года отец Валентин, на протяжении многих лет боровшийся с безбожной властью, не смог признать декларации заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и порвал каноническое и молитвенное общение с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Получив вскоре по­слание Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Алексий сразу же сделал его достоянием всех пра­вославных города. А 26 июля и сам написал обраще­ние к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины», в котором отмечалось: «...война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идет вслед мученикам к нетленно­му и вечному венцу. Поэтому Церковь и благослов­ляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества... Церковь неумолчно зовет к защите Матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над вра­гом» . Отмечая горячий отклик ленинградцев на послание митрополита Сергия, владыка поддержал инициативу приходских советов и многих верую­щих по оказанию помощи обороне страны. Почти весь период войны, в 1941—1944 гг., вплоть до момента своего восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. Авторитет и влияние Ленинградского владыки в это время были настолько велики, что 12 октября митрополит Сергий в завещательном распоряже­нии именно его назначил своим преемником. По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвова­ний в фонд обороны и в Советский Красный Крест. Владыка поддержал желание верующих от­дать на эти цели имевшиеся в храмах запасные сум­мы, порой весьма значительные. Повсеместно для солдат собирали теплые вещи, прихожане жертвова­ли продовольствие для больных воинов и т. д. Об­щина Николо-Богоявленского собора, согласно по­становлению президиума «двадцатки» от 14 августа 1941 г. внесла в Ленинградский городской комитет Общества Красного Креста на помощь раненым в первые месяцы войны 355 тысяч рублей, а к середи­не января 1942 г. — еще 60 тысяч. С наступлением вражеской блокады Церковь разделила с ленинградцами все ее тяжелейшие испы­тания. Богослужения в действовавших православ­ных храмах совершались ежедневно (в Николо-Богоявленском соборе дважды — с 8 до 10 часов утра и с 16 до 18 часов вечера). При каждом из них были созданы из прихожан и церковных служащих группы противопожарной и противовоздушной обо­роны. Так, президиум «двадцатки» Никольского со­бора 15 октября 1941 г. назначил постоянных от­ветственных дежурных ПВО для охраны храма. Первоначально по сигналу тревоги молящиеся ухо­дили в бомбоубежища, но затем привыкли, и служ­бы зачастую не прерывались, только дежурные МПВО занимали свои места. Особенно тяжело бы­ло вести богослужения зимой 1941/42 г. Храмы не отапливались, порой замерзало масло в лампадах, все больше прихожан умирало от голода. Однако церкви продолжали функционировать, давая ленинг­радцам духовное утешение и поддержку. Весь пери­од блокады наблюдался значительный рост религи­озного чувства горожан. Богослужения проходили при переполненных храмах.

http://bogoslov.ru/article/2520765

Поместный Собор подчеркнул, что Украинская Православная Церковь, обладая широкой самостоятельностью, сохраняет законную каноническую связь, как с Московским Патриархатом, так и со всеми другими Поместными Православными Церквами. «Образование независимой Украинской Православной Церкви, говорится в Определениях Собора открывает возможность, избегая раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» Собор призвал всех уклонившихся в раскол к покаянию и возвращению в лоно Матери-Церкви. Решением Собора была создана специальная Комиссия Священного Синода по Западной Украине, деятельность которой должна была быть направлена на скорейшее преодоление конфликта между православными и униатами, а также на уврачевание церковного раскола К дальнейшей судьбе автокефалистского раскола косвенно имело отношение и избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. После кончины Патриарха Пимена Местоблюстителем Патриаршего Престола 3 мая 1990 года стал в ходе голосования митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины. Митрополит Киевский считался вторым по значению после Патриарха архиереем Русской Церкви и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. По традиции полагали, что Местоблюститель является наиболее вероятным кандидатом в будущие Патриархи. Однако, в прессе все чаще и настойчивее стала появляться информация о далеко не безупречном нравственном облике митрополита Филарета. Не нравился многим, особенно украинскому духовенству, и стиль управления Экзархатом, выбранный митрополитом, властный и грубый, присущий скорее партийному начальнику, нежели архиерею. Крайне неумело повел себя Экзарх и в отношении униатской проблемы, делая неосторожные заявления, которые только способствовали росту популярности унии. Многие уклонившиеся в раскол также свидетельствовали, что единственным мотивом их действий было желание уйти из той удушающей атмосферы, которую насадил в Украинской Церкви митрополит Филарет 4; 7]. В то же время было заметным стремление митрополита Филарета стать Патриархом Московским и всея Руси. На Поместном Соборе 1990 года Экзарх Украины фигурировал в избирательных бюллетнях на первом месте. За него при выборах Патриарха было подано 66 голосов. Однако, новым Предстоятелем Русской Церкви Промыслом Божиим стал не Филарет, а митрополит Ленинградский Алексий. Можно предположить, что это обстоятельство также отразилось на дальнейшей деятельности митрополита Филарета.

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010