Деревянная Ильинская церковь уже упоминается в летописных повествованиях о славных битвах и победах русского войска в 1612 года. В августе того страшного и судьбоносного для России года войско князя Пожарского расположилось у Арбатских ворот. А рядом с Ильинским храмом находился его штаб - отсюда князь с воинами переправились в Замоскворечье и там бились насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле и Китай-городе польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраам Палицын совершил у храма молебствие " о побеждении на враги " . В деревянном Ильинском храме любил молиться и царь Алексей Михайлович, останавливаясь по пути в Новодевичий монастырь. Молились здесь и патриархи - с крестным ходом из Кремля они шли в скромную московскую церковь просить о даровании дождя в засухи. И только в 1702 году с благословения митрополита Стефана Яворского, будущего местоблюстителя патриаршего престола петровских времен, думный дьяк Г.Ф. Деревнин построил здесь первую каменную Ильинскую церковь с семиярусным иконостасом - редкий памятник архитектуры петровского барокко. Этот стиль появился в начале XVIII века и выразил в себе новые веяния, которые несла в Россию эпоха Петра I: с одной стороны, ясность, правильность, рациональность, логичность, а с другой - романтика. Создавался образ скромного, практичного, а вместе с тем нарядного здания. В это время появляются церкви типа " корабля " , отдаленно схожие с базиликальной композицией храма: колокольня, удлиненный притвор и сам храм помещаются на одной вытянутой оси. До нашего времени не сохранился изначальный облик каменной Ильинской церкви: известно, что она была очень маленькая, и в ней помещалось немного народу, поэтому в 1866 - 1868 г.г. архитектор А. Каминский, зять знаменитых братьев Третьяковых, значительно перестроил ее и расширил, соорудив трапезную и новую изящную колокольню. А Третьяковы сделали крупные пожертвования на благоустроение Ильинского храма - брат коллекционера, городской голова Сергей Михайлович Третьяков сам жил неподалеку от церкви на Пречистенском бульваре и не раз посещал ее.

http://pravoslavie.ru/24.html

Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского)  и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение… 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства). Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор. В 1947 г. Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божией Матери, ибо все пророчества, переданные владыкой Ливана, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь ?». Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще раз приветствую всех вас, мои дорогие, и благословение Божие пусть пребывает над сим градом, над Подмосковьем нашим и над всеми православными людьми, которые хранят веру в сердце». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону великомученика Димитрия Солунского. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма мучеников Адриана и Наталии пос. Дубовицы городского округа Подольск Московской области были награждены: Затем Святейший Патриарх Кирилл и А.Ю. Воробьев в сопровождении митрополита Павла и архиепископа Аксия посетили главную достопримечательность усадебного комплекса — церковь Знамения Пресвятой Богородицы. У врат храма гостей встречал настоятель Воскресенского храма г. Подольска, благочинный Подольского церковного округа иерей Серафим Покатилов. Святейший Владыка поклонился мощам священномученика Николая Порецкого, пребывающим в храме, и чтимой иконе Божией Матери «Знамение». О реставрации храма Его Святейшеству рассказал архиепископ Аксий. В завершение в доме причта Знаменского прихода состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым. Святейший Владыка поздравил А.Ю. Воробьева с 10-летием пребывания на посту главы региона. 8 ноября 2012 года президент России В.В. Путин назначил А.Ю. Воробьева на должность временно исполняющего обязанности губернатора Московской области. На территории городского округа Подольск расположена бывшая усадьба князей Голицыных, а ныне — поселок Дубровицы. В настоящее время усадебный комплекс включает в себя княжеский дворец, конный двор с готическими воротами, липовый парк, три флигеля, некоторые хозяйственные постройки, колокольню и главную достопримечательность Дубровиц — старинную белокаменную Знаменскую церковь. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы была заложена в 1690 году. Храмоздателем церкви стал владелец усадьбы князь Борис Алексеевич Голицын, воевода Казанского и Астраханского ханств, воспитатель Петра I. Торжественное освящение храма совершил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I и царевича Алексея 11 февраля 1704 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5974875.ht...

«Как трудно жить такой религиозной жизнью! Ведь наше сознание постоянно отвлекается на другие цели, перед нами возникают иные, не духовные, ценности этой земной жизни», — отметил владыка Кирилл. По его словам, иногда и священнослужители перестают идти по выбранному пути и не знают реальной религиозной жизни — она застилается каждодневными обязанностями. «Отец Иоанн Кронштадтский помогает нам понять, что такое святость. На иконе он изображен как пресвитер — с Чашей в руках, потому что призывал людей как можно чаще причащаться, с покаянной молитвой, слезами очищая душу, подходить к Чаше Христовой. Святой Евхаристией нам даруется особая ни с чем не сравнимая по силе благодать: Бог входит в нашу жизнь, Господь Свою Божественную энергию соединяет с нашими человеческими силами, и мы становимся сильнее диавола. И грех препобеждается благодатью Божией», — подчеркнул Местоблюститель Патриаршего престола, добавив, что батюшка Иоанн Кронштадтский силой этой благодати Божией, которая не только испепелила его человеческие грехи, но и изливалась на всех, кто был рядом с ним, совершал чудеса при жизни и после смерти. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поделился с богомольцами своим опытом соприкосновения с чудодейственной силой молитвы кронштадтского пастыря. Пятилетним ребенком будущий владыка Кирилл заболел пневмонией, и долгое время болезнь не оставляла его. «Мы жили в послевоенном Ленинграде очень стесненно, практически в одной комнате коммунальной квартиры, где было совсем мало мебели и не было никаких украшений, — рассказал владыка Кирилл. — Лишь на стене висела фотография отца Иоанна Кронштадтского — совсем небольшая, выполненная в цвете. Это была скорее старинная гравюра, где праведный был изображен в малиновой бархатной рясе с отворотами. В детстве я любил рассматривать этот портрет. И вот, когда мне стало совсем плохо, мама дала фотографию батюшки. Я не помню, что говорил, и как молился, только помню, что портрет был постоянно со мной. А через несколько дней я был совершенно здоров. И тогда я попросил маму поехать на Карповку. Сначала она меня отговаривала, потому что я был еще слаб, а потом сказала: «Поехали». Мы приехали сюда и у всем хорошо известного окошечка под пристальным взглядом дежурившего рядом милиционера благодарили отца Иоанна Кронштадтского за посетившее нашу семью чудо».

http://patriarchia.ru/db/text/518728.htm...

Краткое «Положение», единогласно утвержденное Собором, заменило развернутые определения Собора 1917/18 годов, касавшиеся отдельных инстанций церковной власти. Новое «Положение» резко подчеркивало иерархический строй церковного управления, возвышая в сравнении с «Определениями» предыдущего Собора полномочия Патриарха, епархиальных архиереев и настоятелей приходов. Сроки созыва Поместных и Архиерейских Соборов «Положением» не регламентировались. Созыв Поместного и Архиерейского Соборов предоставлялся Патриарху или Синоду под председательством Местоблюстителя. По Положению Собора 1945 года Местоблюститель Патриаршего Престола не избирался, а им становился после кончины Патриарха старший по хиротонии постоянный член Синода. По 24 статье «Положения» епархиальный архиерей назначался указом Патриарха, само же избрание, о котором «Положение» умалчивает, совершалось на практике Синодом. Вместо епархиального собрания и епархиального совета, предусмотренных «Определениями» Поместного Собора 1917-1918 годов, по «Положению» при епархиальном архиерее мог состоять епархиальный совет «там, где таковой будет архиереем образован», - иными словами, учреждение его предоставлялось усмотрению архиерея. В «Положении» ничего не говорится о благочиннических собраниях и о благочиннических советах, упразднялась и введенная на предыдущем Поместном Соборе выборность благочинных. Настоятель прихода, по «Положению», должен был стоять во главе приходского собрания, являясь председателем и приходского собрания, и приходского совета. Назначался он архиереем и был ответственным перед ним. На настоятеля возлагалось попечение не только о религиозно-нравственной жизни общины, но и о ее хозяйственной деятельности, ответственность за правомерный расход приходских средств. Второе и последнее заседание Поместного Собора состоялось 2 февраля. На нем управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Н.Ф.Колчицкий огласил телеграмму от Патриарха Константинопольского Вениамина: «Радостно приветствую начало деяний Священного Избирательного Собора. Великая Церковь Христова благословляет, желает полного успеха. Да совершит Господь Бог святое дело Собора для блага и славы сестры - Российской Церкви». Протоиерей А.К.Станиславский выступил с приветствием от лица членов предыдущего Поместного Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Летом следующего, 1969 года Патриарх Венедикт приглашался предстоятелем Русской Церкви вновь посетить пределы Русской Церкви, поправить здоровье в советских здравницах . В 1970 году данное приглашение уже после кончины Патриарха Алексия было подтверждено от имени Священного Синода местоблюстителем московского патриаршего престола митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом . Однако Патриарх Венедикт не решился на новую поездку в Москву. Во второй половине мая 1972 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен в сопровождении церковной делегации совершил мирный визит в Иерусалимский Патриархат. Поездка во многом носила паломнический характер: состоялись посещения святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, совместные с Патриархом Венедиктом и другими иерархами Иерусалимского Патриархата богослужения. Патриарх Пимен имел встречи с министром религий Израиля З. Вархавтигом, министром юстиции Я. Шапиро, губернатором Иерусалима Р. Леви, мэром Иерусалима Т. Колеком, главами христианских общин. По возвращении в Советский Союз предстоятель Русской Церкви сделал жест ответного гостеприимства и пригласил Патриарха Иерусалимского Венедикта в 1973 году посетить Русскую Церковь . В апреле 1966-го и в ноябре 1970 года в Иерусалиме находился митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим во главе группы паломников из Русской Церкви. В ноябрьской поездке 1970 года в числе сопровождавших митрополита Никодима лиц был молодой преподаватель Ленинградской духовной академии иеромонах Кирилл (Гундяев). Частью программы пребывания на Святой Земле были встречи с Блаженнейшим Патриархом Венедиктом, богослужения у святынь Старого города, в храмах миссии и Горненском монастыре, посещения мест, связанных с евангельской историей. В ходе паломнических поездок председатель ОВЦС встречался с высокопоставленными государственными деятелями Израиля, в частности с министром религий, властями Иерусалима. Русская духовная миссия в Иерусалиме в честь митрополита Никодима устроила приемы, на которых присутствовали иерархи Иерусалимской Церкви, представители христианских церквей, дипломаты и представители израильской общественности. Вклад митрополита Никодима в развитие отношений Русской и Иерусалимской Православных Церквей был отмечен Патриархом Венедиктом, удостоившим ленинградского иерарха ордена Святого Гроба Господня.

http://bogoslov.ru/article/6195260

Митрополит Пимен был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Алексия I. Всю свою жизнь он посвятил ревностному служению Церкви, и Церковь высоко оценила его выдающиеся заслуги. После блаженной кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. 3 июня 1971 г. в Богоявленском соборе состоялась интронизация избранного Поместным Собором Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В своем Первосвятительском служении Святейший Патриарх Пимен явил себя достойным преемником и продолжателем церковного делания Святейших Патриархов Московских Тихона , Сергия и Алексия I. Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о вверенной ему многочисленной православной пастве, о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия. Осуществляя высокую миссию в сфере межправославных отношений, Патриарх Пимен отмечал: «Мы стремились, и, по нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских отношений Русской Православной Церкви с возлюбленными Поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной вселенской семье — вот та святая задача, которой мы себя посвящаем». В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала время решительных исторических перемен. Русская Православная Церковь не могла оставаться в стороне от свершающихся судеб русского народа. В Предъюбилейном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 1000-летию Крещения Руси говорится: «Каждый из нас, чад церковных, ныне призван своим гражданским и религиозным долгом ревностно участвовать в развитии и совершенствовании нашего общества. Нас воодушевляет процесс укрепления духовных и нравственных основ в личной, семейной и общественной жизни нашего народа, стремление нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1151959.ht...

Митрополиту Стефану Яворскому принадлежит весьма почетное место в сонме иерархов отечественной церкви. И время, и общественное положение и личные высокие качества ума и характера возвели его на степень выдающейся и замечательной личности начала XVIII века. По времени своей жизни и деятельности митрополит Стефан Яворский стоит на рубеже двух периодов нашей истории – древнего и нового: он жил в ту знаменательную пору, когда оканчивала свое существование древняя Русь и начинала создаваться новая; когда под действием преобразований Петра I разрушался старинный склад общественно-государственной жизни русского народа и совершался переход к новым ее формам, переносимым с западных стран Европы. А в виду того, что реформаторская деятельность Императора Петра Великого относилась не только к общественно-политическому народному быту, но и касалась православной русской церкви, ее управления и духовно-просветительного влияния на русскую жизнь, положение представителя этой церкви, каковым был митрополит Стефан Яворский, было насколько важное и высокое, настолько же и трудное, и ответственное пред потомством. Он призывался к участию в преобразовательных работах царя, должен был сочувствовать его нововведениям в области религиозно-церковной жизни, но в то же время и стоять на страже интересов православной церкви, быть защитником ее прав, охранителем чистоты и целости ее учения, в виду усилившегося иноземного влияния на умственно-религиозное сознание русских людей. И митрополит Стефан Яворский с честию занимал высокий пост место – блюстителя патриаршего всероссийского престола, ревностно оберегал благо русской церкви, вооружался против врагов ее всеми силами своего ума и науки. Современники с полным уважением относились к Стефану; высоко ценили его богословские познания, его твердость в защите православия от враждебных движений иноверия и его пастырскую мудрость в управлении делами русской церкви. «Столп церкви восточной, истины ревнитель… пастырем добрым образ, честь и богословом» – именуется он в надписи под портретом, приложенным к «Камню веры» (М. 1729). А. Максимович, архиепископ черниговский, так отзывался о митрополите Стефане: «на тверди российской пребывая в главе, он сиял как утренняя звезда посреди облаков; русская церковь напаялась и орошалась росой благодатною, многопотными трудами, учениями благоразумными, изливавшимися от уст его; корабль церкви российской, врученный богомудрому управлению Стефана, не устрашался под его управлением тысячи Сцилл и Харибд; все в России, единым сердцем и устами, почитали добродетели, честь и достоинство местоблюстителя» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Многие из верующих москвичей помнят его первое вхождение в храмы Замоскворечья. Он был тогда юным священником, полным сил духовных, энергии и здоровья. Около него группировались многие верующие, жаждущие духовного наставления. Жизнь этого пастыря стала пламенным служением Богу. О. Александр любил народ, любил свои святой храм; всегда заботился, чтобы он был чистый, уютный и теплый; чтобы производился своевременно и должным образом ремонт храма, наружный и внутренний. Одним из последних дел его по этой линии была позолота иконостаса у главного алтаря, и ныне этот иконостас сияет во всей своей благолепной красоте. Почивший настоятель любил прекрасное церковное пение, большое внимание уделял церковному хору, преодолевая всякие препятствия к наилучшей работе очень хорошего хора в Николо-Кузнецком храме. Он любил церковный музыкальный колокольный звон и осуществил его в Николо-Кузнецком храме. О Александр любил художественно благоукрашать храм, особенно к великим праздничным дням Святой Пасхи и Рождества Христова. Это был мудрый администратор и рачительный хозяин. За свое свыше чем 37–летнее пастырское служение о Алек­сандр являлся непрестанным пламенным проповедником слова Божия, умевшим зажигать своими вдохновенными поучениями с церковной кафедры сердца слушателей. В дни Великой Отечественной войны ему пришлось фи­зически разлучиться с Николо-Кузнецким храмом и приходом, быть в эвакуации вместе с Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием. Но и из места эвакуации о.Александр давал советы и указания, духом соприсутствуя в своем приходском храме. После возвращения из эвакуации о. Александр продолжал ревностно выполнять свои обязанности приходского пастыря. Неся с 1943 г. другие высокие обязанности в порядке послушания, наряду с пастырством в храме, о .Александр не забывал своих духовных чад, усиленно заботясь об их религиозно- нравственном просвещении. В продолжение последних пяти лет, а особенно в нынешнем году, он дал возможность прихожанам и всем другим желающим верующим провести в храме много прекрасных вечеров, посвященных изучению Закона Божия, Ветхого и Нового Завета. Он совершил немало паломничеств с большим количеством прихожан в Троицс-Сергиеву Лавру к раке преподобного Сергия. Подчас о Александру не хватало дня для труда и его трудовой день кончался глубоко за полночь. Прихожане на духовную любовь своего пастыря отвечали со своей стороны любовью и во множестве стекались, чтобы получить у него духовное утешение и научение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vospom...

– Можно ли сказать, что новопреставленный Святейший Патриарх благоволил московской единоверческой общине? – Несомненно! За годы моего служения мне неоднократно доводилось общаться с Патриархом, проявлявшим воистину отеческую заботу о нашем приходе, однако посетить нас ему удалось лишь единожды – в Великую субботу 1999 года. Немного позднее, 27 ноября 2000 года, в год 200-летия единоверия, Святейший благословил меня совершить богослужение по старому чину в Успенском соборе Московского Кремля – впервые более чем за три столетия, отделяющих нас от начала церковной реформы. Эту службу я, как и многие староверы самых разных согласий, посетившие в тот день этот величайший русский храм, не забуду никогда. Стоит отметить, что богослужение завершилось замечательной проповедью нынешнего Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Также одним из наиболее запоминающихся моментов для меня остается то, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия мне довелось отслужить древлеправославный молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. Ну и, конечно же, я не могу не вспомнить о том, что три года тому назад, в канун праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, в храме Святителя Николы в Звонарях Святейший Патриарх Алексий возвел меня в игуменский сан, отметив мои скромные труды «по попечению о людях старой веры». – Расскажите о самой общине, богослужебных особенностях вашего прихода. Можно ли постороннему человеку попасть к вам на службу? – Как я уже отметил, нашей общине около 15 лет. Среди нас значительная часть – выходцы из различных старообрядческих согласий, хотя и немало людей, который пришли к вере недавно и воцерковились именно в нашем храме, а также тех, кто пришел к нам из обычных православных приходов, желая молиться по-старообрядчески, не разрывая с Русской Православной Церковью. Значительную часть общины представляют деятели науки, так, среди наших прихожан 3 доктора наук, один из которых является действительным академиком РАН.

http://e-vestnik.ru/interviews/edinaya_v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010