Это был плод и результат более чем 200-летнего развития нашей страны, нашего общества, внутри которого росли культурные, духовные противоречия, и нельзя все сводить только к экономической оценке ситуации, что, мол, были богатые и бедные. Палитра этих противоречий была куда более разнообразной. И, к сожалению, Церковь, лишенная Патриаршего возглавления и подчиненная государству, была лишена всякой возможности давать свою оценку происходящему в стране. Священники могли говорить о личной, семейной жизни человека, но никто из священников, включая высшее духовенство, не имел права давать оценку происходящему в стране, потому что главой Церкви был государь император, и только он мог давать эти оценки. Это привело к тому, что, когда разнонаправленные политические силы начали действовать на разрыв страны, Церковь не могла сделать ничего, потому что она была полностью лишена этого права. В этом смысле отсутствие канонического управления Церковью привело в определенной мере к катастрофическим последствиям. И когда не очень доброжелательные по отношению к Церкви критики говорят, что и вы виноваты в том, что произошло, мы сознаем: да, здесь есть вина Церкви, но она происходит не от природы Церкви, а от тех совершенно неправильных условий, в которых более двухсот лет находилась Церковь.  И вот под гром орудий, как я уже сказал, произошло избрание Патриарха. Еще до избрания появились жертвы, стали убивать священников, грабить и разрушать храмы. Стало ясно, что Церковь входит в тяжелейшую годину испытаний. И личность Патриарха Тихона, человека, исполненного смирением, мудростью, спокойствием, любовью к людям, была сильнейшим объединительным началом. И даже когда Патриарх Тихон в 1925 году скончался, институт Патриаршества не был ликвидирован. Не было Патриархов, но были Местоблюстители Патриаршего престола, то есть была некая личность, которая несла окончательную ответственность за то, что происходило в Церкви. И мы знаем, что их трудами, особенно трудами митрополита Сергия, который в 1943 году стал Патриархом Московским и всея Руси, во многом сохранилось историческое бытие нашей Церкви.  Мы провели Архиерейский Собор.

http://patriarchia.ru/db/text/5078854.ht...

Посвящение главного престола собора в честь Тихвинской иконы Богоматери не случайно. Дело в том, что Тихвинская церковь в городе Макарьеве уже существовала ранее и была построена в XVIII веке в монастырском селе Коврове (сейчас Ковровская улица) рядом с ныне существующим собором Рождества Христова. Заложена она была 11 октября 1715 года в память чудесного явления преподобного Макария в Тихвине. Святой явился в Тихвинском монастыре в 1623 году 25 июня блаженному Никите и велел объявить игумену того монастыря и братии, что если они не оставят своей порочной жизни (пьянство), то Божия Матерь накажет их пожаром обители. Никита исполнил данное ему повеление, но иноки не исправились, и Тихвинский монастырь вскоре сгорел к общему ужасу и удивлению всех, как предсказал преподобный. Монахи Макариево-Унженского монастыря пожелали создать вблизи своей обители Святую церковь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы чтобы не забыты были Божественные чудеса Царицы Небесной и милосердие и наказания к роду человеческому, и это славное чудо явления преподобного Макария в Тихвине «да будетъ приснопоминаемо же и ведомо во стране сей Галичстей». Посоветовавшись с окрестными жителями, которые изъявили готовность принять участие в постройке деревянной церкви своими пожертвованиями и трудами, игумен Леонтий и братия монастыря исходатайствовали в Москве разрешение на постройку и получили «благословенную грамоту». Специально для этого храма «убедиша написати» икону Тихвинской Богоматери «благоговейнаго зографа» игумена Юрьевецкой Кривоезерской пустыни бывшего придворного иконописца Корнилия Уланова, который отправился в Тихвинский монастырь и сделал список с чудотворного образа. Икона торжественно была перенесена сначала в Макарьевский монастырь, а затем в село Коврово во вновь устроенную церковь. 14 февраля 1717 года последовало освящение церкви, которое совершал, по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского, игумен Леонтий при участии других священнослужителей. Икона, написанная Корнилием Улановым, впоследствии прославилась чудесами и стала многочтимой святыней Христорождественского собора и города Макарьева.

http://sobory.ru/article/?object=03652

В ответ на это убийство Собор постановил совершать ежегодное молитвенное поминовение " всех усопших в нынешнюю годину гонений исповедников и мучеников " в день смерти митрополита Киевского Владимира. Кроме того, опасаясь за жизнь Первосвятителя Русской Церкви, Собор обратился к нему с просьбой оставить распоряжение о Местоблюстителе Патриаршего Престола и самому избрать на это место несколько кандидатов, которые смогут в случае невозможности соборного избрания воспринять его полномочия по завещанию. Первые заседания второй сессии Собора были посвящены событиям, происходившим в стране. Начало эпохи гонений было еще раз подчеркнуто особым соборным постановлением о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти. В документе говорилось, что " новые условия церковной жизни требуют от церковных деятелей чрезвычайного внимания и напряженных усилий для того, чтобы надлежаще и с добрым успехом совершать духовное делание, невзирая на... гонения " . В 1918 году сообщения об арестах, ссылках и расстрелах звучали почти на каждом заседании Поместного Собора. Для поддержки и помощи арестованных Собор предпринимал значительные усилия, организовывались делегации Собора к местам заключения и ссылки. Было решено образовать специальную Комиссию для разработки вопросов, связанных с гонениями на Церковь. Эта комиссия стала первым собирателем и хранителем сведений о крестном пути Русской Церкви в XX веке. Гонения на Церковь и расправы над священниками являются темой почти всех заседаний и третьей сессии Собора. Сессия начинается панихидой по убиенному царю Николаю II и оканчивается чтением мартиролога новомучеников, имена которых были известны к моменту закрытия Собора. Сравнение этого списка с современными данными показывает, как мало знала соборная Комиссия по гонениям о подлинных масштабах репрессий. Патриарх Тихон. Фomo: wikimedia.org Кроме физической расправы над духовенством и верующими новая власть делала все возможное, чтобы уничтожить Церковь и юридически.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Всегда важно смотреть в корень явления. Давайте вспомним историю возникновения так называемой Православной церкви Украины. От ветвей этого дерева перейдем к стволу и корням. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет становится Местоблюстителем Патриаршего престола. По его заказу был сшит Патриарший куколь. Уезжая на Поместный Собор, он торжественно попрощался с украинской паствой. Но его кандидатуру отклонила полнота Церкви — он получил наименьшее количество голосов. Потеряв шансы возглавить Русскую Православную Церковь, Филарет меняется. Я прекрасно помню его проповеди, в которых он говорил о страшной пагубе национализма и расколов, громил с амвона УАПЦ («Украинскую автокефальную православную церковь»). И вот этот человек, который не стал Московским Патриархом, вдруг разворачивается на 180 градусов и решает возглавить движение за национальную украинскую Церковь и ее автокефализацию. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года он перед крестом и Евангелием обещает уйти на Черниговскую кафедру и прекратить раскольническую деятельность, однако потом совершает клятвопреступление. Будучи после этого лишен всех степеней священства, он «рукополагает» своих ставленников, «совершает богослужения», согрешая тягчайшим грехом святотатства и увлекая в раскол своих заблудших последователей. Анафема (на Архиерейском Соборе 18-23 февраля 1997 года) не останавливает его. Он создает самочинную структуру «Киевский патриархат», непризнанный никем в православном мире. Глава ПЦУ Епифаний — один из тех, кто получил «рукоположение» от расколоучителя. Каждому, даже слабо осведомленному в канонах человеку ясно, что из прогнившего корня анафемы не может произрасти древо благодати. Все, что породил Филарет, является мертворожденным, в том числе ПЦУ. Еще один создатель этой структуры, бывший президент Украины Петр Порошенко, когда-то был нашим прихожанином. Политика изменила его. Под нажимом своих западных кураторов он стал гнать и преследовать Церковь, духовно взрастившую его. Он говорил о ней, что это пятая колонна, враг Украины, подлежащий уничтожению. Катастрофическое поражение Порошенко на президентских выборах стало результатом, в том числе, и его войны с Православием, человеконенавистнической риторики в адрес верующих Украинской Православной Церкви. Фиаско экс-президента всем дало понять, что не надо воевать с народом Божиим, ведь мы — реальная сила. Недавние события в Черногории наглядно продемонстрировали всему миру, что Церковь и народ могут заставить политиков считаться с собой. Мы не позволим людям, далеким от Православия, решать нашу судьбу без нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5818280...

— Отец Александр, по какому праву патриарх Варфоломей принимает это решение, учитывая, что он не главный, он не глава, как у католиков, который имеет полноту власти – он всего лишь первый среди равных? — Абсолютно. — На каком основании он принимает решение таким образом? — Никакого мандата на принятие  единоличного решения со стороны всего мирового православия никогда не было отдано Константинопольскому Патриарху. Это та функция, которую Константинопольский Патриархат самостоятельно присваивает себе, эта та функция, которая не свойственна, в принципе, никакому православному Предстоятелю. Это всё то, что отдаляет от православия, от православного понимания Церкви и иерархии Константинопольский Патриархат. — Отец Александр, к сожалению, ситуации раскола были в истории православной Церкви. Обычный механизм в ситуациях, возникших сейчас, он каков? — Все же мы не можем говорить об обычности механизма, потому что ситуация, с которой мы сейчас сталкиваемся, абсолютно беспрецедентна и абсолютно для всех нова, и здесь нет каких-то схематических решений, и нструкций, каких-то действий, которые можно предположить. Но совершенно точно, что это легализация раскола, совершенно точно, что это полный разрыв с традицией и с восприятием церковности. Это все, что делает сейчас, предпринимает сейчас Константинополь, нанесет катастрофический вред, в первую очередь для православных на Украине, потому что сейчас начнется что-то страшное. — Мы понимаем, что когда было объявлено о том, что была снята анафема с Филарета, мы можем еще раз напомнить, кто такой Филарет, и почему на него была наложена анафема. Напомним, отец Александр? — Да, конечно, давайте. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Филарет был и также митрополитом Киевским, который, разорвав все отношения со своей матерью Русской Православной Церковью, поддавшись политическому давлению со стороны новообразованных властей на Украине, вынудил Собор Русской Церкви сначала лишить его сана, затем предать его анафеме. Эти действия были ответом на те отвратительные антицерковные действия, которые предпринимал тогда еще митрополит Филарет, представитель Украинской Церкви, для того чтобы создать некоторую самостоятельную церковную структуру, неканоническую структуру на Украине. Результатом, следствием этих действий стала его анафема. Теперь Константинопольский Патриархат как бы возвращает обратно его из схизмы, из раскола, но абсурдность такого рода действий очевидна любому человеку, даже находящемуся вне контекста  церковного, религиозного. Это вне контекста нормальных логических представлений, потому что некое запрещение, которое было наложено одним, не может быть возвращено другим.

http://pravmir.ru/press-sekretar-patriar...

Проститься с новопреставленным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II прибыли представители Маланкарской Церкви (Индия), Англиканской церкви, Евангелической церкви Германии, Евангелической церкви Норвегии, Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Конференции европейских церквей, российских и зарубежных протестантских общин, представители других религий. Среди них — глава Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин, главный раввин России А.С. Шаевич и другие. В конце отпевания митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прочитал разрешительную молитву над гробом Святейшего Патриарха Алексия, а затем вложил грамоту с текстом молитвы в руки почившего. Священнослужители, а также государственные и общественные деятели простились с Предстоятелем Русской Православной Церкви. По окончании траурная процессия с гробом Патриарха Алексия совершила крестный ход вокруг Храма Христа Спасителя, затем у Западных врат собора была совершена лития, по окончании которой гроб был доставлен к катафалку. Затем траурный кортеж проследовал по улицам Москвы в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Храм Христа Спасителя провожал своего настоятеля — Святейшего Патриарха Алексия — погребальным звоном. Колокола звонили и в других храмах Москвы по пути следования погребальной процессии. На улицах столицы собрались тысячи москвичей, чтобы проститься со своим Патриархом. После прибытия траурного кортежа в Богоявленский собор гроб с телом почившего Первосвятителя перенесли в главный придел храма и установили на Патриаршей кафедре перед главным иконостасом. У гроба Святейшего Патриарха Алексия была совершена последняя заупокойная лития, служение которой возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. После литии гроб с телом Святейшего Патриарха Алексия II с пением Трисвятого был перенесен в Благовещенский придел Богоявленского собора, где, в соответствии с последней волей Его Святейшества и решением Священного Синода, был погребен в специально устроенном склепе.

http://e-vestnik.ru/reports/pohorony_svy...

22 января 2010 г. на заседании Архиерейского Собора в Белграде в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом Сербской Православной Церкви, избран на Сербский Патриарший престол. 23 января 2010 г. в белградском кафедральном соборе Святых Архангелов состоялась первая интронизация 45-го Патриарха Сербского Иринея. Церемония официальной интронизации состоялась 3 октября 2010 г. в Печской Патриархии (Косово). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Серьезная тревожность периода времени сохраняется. Ещё один иерарх Сербского патриархата - митрополит Крушевацкий Давид - госпитализирован с коронавирусом Митрополит Крушевацкий Давид госпитализирован в Клинический центр в Белграде после заражения коронавирусом. Как пишет «Балканист.ру», иерарх оказался в больнице сразу после похорон 22 ноября патриарха Сербского Иринея, где проводил отпевание. Весной у митрополита подозревали заболевание вирусом COVID-19, но тогда тест показал негативный результат. В этом году от последствий заражения коронавирусом скончалось пять сербских клириков: митрополит Валевской епархии Милутин, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, лишённый сана епископ Рашско-Призренский Артемий, монахиня Нина из Печской Патриархии и глава Сербской Церкви Ириней, напоминает ИА «Новый день». Опубликовано: 23.11.2020 в 12:45 3. Избран Местоблюститель Патриашего Престола СПЦ. Погребение Патриарха Саввы назначено на 22 ноября 2020 года в крипте Собора Святого Саввы Митрополит Дабробосанский Хризостом (Евич) избран Местоблюстителем Патриаршего Престола Сербской Православной Церкви. Такое решение принял Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви на заседании 20 ноября 2020 года, состоявшемся в Патриархии в Белграде по случаю кончины Патриарха Сербского Иринея, сообщает Spc.rs. «В соответствии со статьей 62 Устава СПЦ, до избрания нового Патриарха Сербского, обязанности патриарха возьмет на себя Священный Синод под председательством митрополита Дабробосанского Хризостома», – сказано в сообщении. Решено также, что тело блаженнопочившего Патриарха Сербского Иринея будет находиться в Кафедральном соборе Святого Архангела Михаила в Белграде во время Святой Литургии на храмовый праздник, 21 ноября 2020 года, а затем перенесено в Храм Святого Саввы на Врачаре, где верующие смогут попрощаться с новопреставленным Предстоятелем. «Святая заупокойная Литургия будет отслужена в воскресенье, 22 ноября 2020 года, в храме Святого Саввы на Врачаре (начало – в 9:00). В продолжение Святой Литургии будет совершено отпевание, и тело Патриарха будет похоронено в крипте храма Святого Саввы», – сказано в сообщении.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/20/sk...

2. Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским, главой Екатеринбургской митрополии быть епископу Бронницкому Евгению, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы и с сохранением за ним должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. 3. Временное управление Серовской епархией поручить Преосвященному епископу Нижнетагильскому и Невьянскому Алексию. 4. Временное управление Алапаевской епархией поручить Преосвященному епископу Каменскому и Камышловскому Мефодию. 5. Наместником Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы назначить Преосвященного архиепископа Каширского Феогноста, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в погребении Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Справка: 20 ноября 2020 года в результате осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, преставился ко Господу Святейший Патриарх Сербский Ириней. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в погребении почившего Предстоятеля Сербской Православной Церкви принял участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. 21 ноября митрополит Иларион встретился с Местоблюстителем Сербского Патриаршего Престола митрополитом Дабробосанским Хризостомом и членами Священного Синода Сербской Православной Церкви, а также совершил литию над гробом покойного Патриарха Сербского. 22 ноября в храме святого Саввы в Белграде председатель Отдела внешних церковных связей вместе с архиереями Сербского Патриархата, а также митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием, духовенством Антиохийской, Русской и Сербской Православных Церквей, принял участие в Божественной литургии и чине погребения Святейшего Патриарха Иринея, во время которого огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/5730334.ht...

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Ленинградский митрополит остался в осажденном городе и разделил с паствой ужасы всех девятисот блокадных дней и ночей. В храмах города ежедневно совершались богослужения. Митрополит Алексий служил литургии, часто по священническому чину, молебны, отпевания, панихиды, проповедовал, беседовал с каждым, кто к нему обращался, ободрял, утешал, напутствовал умирающих. Часто выступал с патриотическими посланиями. 15 мая 1944 года скончался патриарх Сергий (Страгородский). В этот же день Священный Синод в соответствии с завещанием почившего назначил на должность Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). А 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви он был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о своей первой встрече с патриархом Алексием: «Крестовая церковь Патриарха; краткое ожидание и внезапно — его присутствие: старец, тонкий, даже хрупкий, невысокого роста, но который нигде не мог бы пройти незамеченным. Очень сдержанный в обращении, очень простой, по внешности — чистый монах, держащийся в тени, он выделялся из своего окружения, приковывал к себе взор и как бы требовал к себе внимания своим спокойным величием, излучаемой им уверенностью: “Все от Бога, все в руке Божией, поэтому все без исключения может быть, должно быть поводом, ниспосланным Господом, для христианского делания, для дела Божия”…» В 1970 году исполнилось двадцать пять лет патриаршества Алексия (Симанского), здоровье маститого старца слабело. 17 апреля 1970 года, в ночь под Лазареву субботу, Святейший скончался. В своем завещании патриарх Алексий I обращался к пастве с просьбой: «Самая главная просьба ко всем, с кем мне приходилось иметь общение, это просьба о молитве за меня, да приимет Господь дух мой в Свои светлые обители, простив мне вольные и невольные грехи Своим Божественным милосердием». Книгу можно приобрести:

http://pravoslavie.ru/100504.html

Архипастыри заграницей с самого начала своего заграничного пребывания чаяли духовного возрождения России. Это чаяние прозвучало на Первом Всезарубежном Соборе в Сербии в 1921 г.: «духовное возрождение может совершиться только под благодатным воздействием Церкви» . Более точное определение дано Архиерейским Собором 1927 года. Требование митрополита Сергия (Страгородского) о принятии заграничным духовенством его декларации 1927 года, и выражении лояльности советской власти вызвало следующий ответ: «Зарубежная Церковь по-прежнему хранит верность своей Матери Церкви Российской и взяла на себя высокую, но и тяжелую, ответственную миссию хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по всему миру от имени порабощенной Матери Церкви и изнывающего в неволе русского народа и других населяющих Россию народов» . Более того, Собор 1928 года открыто раскритиковал деятельность и молчание Московской Патриархии и призвал всех русских людей сбросить с себя иго коммунизма. Уникальность положения Русской Зарубежной Церкви четко прозвучала в соборном послании Архиерейского Собора 1933 года: " Никто из нас не решится конечно утверждать, что действующий ныне заграницей порядок Русского Церковного Управления подходит под обычные нормы церковного права. Ни свв. каноны, ни последующее церковное законодательство не могли конечно предвидеть великой войны, произведшей глубокие потрясения во всем мире и спутавшей повсюду не только прежние политические, но часто и церковные отношения. Еще более тяжкую катастрофу вызвала в России революция, разрушившая почти весь нормальный строй церковной жизни. Последняя вероятно долго еще не сможет войти в спокойное устойчивое русло. Разве существующую ныне там организацию церковного управления, даже православной или так называемой " Тихоновской " церкви можно вполне оправдать с точки зрения канонов и определений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.? Разве не раздаются там справедливые возражения против законности нынешнего Синода, подобранного митрополитом Сергием по его личному усмотрению (по крайией мере в лице наиболее влиятельных его членов), и разве не подвергаются сомнению канонические полномочия самого нынешнего Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола " ? В приведенной цитате особый интерес вызывает осознание нерегулярной ситуации церковной администрации как зарубежом, так и в России, в силу трагических событий первых десятилетий XX века. Несмотря на то, что отношение к церковной администрации митрополита Сергия явно настороженное, осутствует прямое осуждение оной.

http://pravoslavie.ru/515.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010