В крипте Смоленского храма Патриарший Местоблюститель совершил панихиду у гробницы митрополита Николая (Ярушевича), первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата († 1961). По завершении богослужения митрополит Кирилл поблагодарил всех, кто хранит память о владыке Николае. Мы должны помнить наших наставников, сказал иерарх: «Если помним наставников, то храним предание, а в предании передаются нам спасительные истины Божии, то, что теперь на современном языке называется ценностями. Подлинные ценности передаются через предания, поэтому все то, что помогает сохранять предание, традицию, имеет спасительное для всех нас значение». В домовом храме во имя святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил полиелей в сослужении наместника обители епископа Сергиево-Посадского Феогноста и монастырской братии в священном сане. 14 декабря Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В этот день отмечается престольный праздник домового храма в честь праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях обители. После чтения воскресного Евангелия о богатом юноше митрополит Кирилл обратился к присутствующим с проповедью, в которой отметил, что «всякое человеческое имущество, всякая человеческая сила есть слабость перед Богом». По завершении Литургии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную литию по почившему Патриарху Алексию. Перед началом литии владыка рассказал, что в день памяти святого праведного Филарета Милостивого священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Алексий II часто совершал здесь богослужения. Митрополит Кирилл подчеркнул, что во времена общих нестроений и потрясений Святейший Патриарх Алексий никогда не поддавался на соблазны и искушения, которым предавались многие, но «твердо, в соответствии с канонами и традициями, вел корабль русского Православия, ограждая его от внутренних потрясений и внешних вражеских наветов». «А потому имя Святейшего Патриарха Алексия навсегда вписано в историю нашей Церкви как имя созидателя и хранителя единства Русского Православия», — заключил архипастырь.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В ноябре 1925г. была арестована группа архиереев – соратников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского) . После кончины Патриарха Тихона 59 архиереев, ознакомившись с завещанием Святейшего, подписали заключение о вступлении митрополита Петра в должность патриаршего Местоблюстителя. Недолгое управление Церковью митрополитом Петром отмечено его непримиримой борьбой с обновленцами. Митрополит ответил категорическим отказом на предложение обновленцев вступить с ними в переговоры. В своем послании Церкви от 28 июля 1925 г. он предостерегал православных от каких бы то ни было переговоров с обновленцами. На предложение властей об обязательной регистрации в органах власти общины, священнослужителей он ответил решительным отказом, так как считал это недопустимым вмешательством во внутренние дела Церкви 52 . Антиобновленческая политика митрополита Петра нашла широкую поддержку у «тихоновских» епископов. В то время более пятидесяти епархиальных архиереев, смещенных со своих кафедр, находились в Москве. Часть из них нашла приют в Даниловом монастыре. Митрополит Петр неоднократно посещал монастырь, где совершал богослужения и советовался с епископами по основным вопросам церковной жизни. Собрание епископов-даниловцев негласно называли «Даниловским Синодом», который был разгромлен в конце 1925 г. В течение ноября в монастыре по «Делу митрополита Петра (Полянского) » было арестовано девять епископов 53 , двое из них: Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский по окончании следствия были приговорены к трем годам заключения в Соловецких лагерях 54 . К «даниловской» группе примыкал и епископ Петропавловский, викарий Омской епархии Григорий (Козырев), который отбывал срок наказания в Соловецком лагере в 1925–1926 гг. 55 Сам митрополит Петр был арестован 10 декабря. За успешную борьбу с обновленчеством в конце 1923 г. были арестованы и отправлены на Соловки епископ Вольский, викарий Саратовской епархии Петр (Соколов) 56 , и Иоаким Благовидов, епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1927 г. духовенство Уфимской епархии разделилось в связи с отношением к архиерейским хиротониям, совершенным еп. Андреем (Ухтомским). 16 марта 1926 г. неск. уфимских викарных епископов подписали резолюцию «О поставлениях, совершенных епископом Андреем после смерти Патриарха для Уфимской и Златоустовской епархий», в к-рой признали неканоничными епископские хиротонии Питирима (Петра) (Ладыгина), Антония (Миловидова) и Руфина (Брехова) , совершенные [архи]еп. Андреем в ссылке в г. Теджен (Туркмения) вместе с Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) . Др. часть уфимских клириков, получившая название «андреевского течения», считала все действия [архи]еп. Андрея каноничными и вслед за ним не признавала полномочий митр. сщмч. Петра (Полянского) как Местоблюстителя Патриаршего Престола и митр. Сергия (Страгородского) как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1928-1930 гг., когда В. жил в Уфе, Уфимской епархией управлял подчинявшийся митр. Сергию еп. Иоанн (Поярков) . В. был прекрасным проповедником, пользовался уважением и любовью паствы. Боролся с обновленчеством , к-рое считал обреченным, «так как оно было основано не на соборном разуме». В дек. 1928 и в марте 1930 г. прихожанам Симеоновской ц., руководимым В., удалось не допустить закрытия храма. В. оказывал большую поддержку находившимся в заключении [архи]еп. Андрею (Ухтомскому), еп. Аввакуму (Боровкову), бедствовавшим священникам. В нач. 1930 г. В. с иером. Неофитом (Куликовым) совершил 2-недельную поездку в Рязань и Оренбург, где навестил находившихся в ссылке сестер ташкентской общины. Архиерей вместе с близкими ему уфимскими священниками был арестован 1 июля 1930 г., заключен в Башкирский центральный исправительный дом, 20 июля переведен в одиночную камеру при ПП ОГПУ БАССР. Епископу вменялись в вину «организация антисоветского выступления» и распространение «идеи подпольной церкви». В. отрицал антисоветский характер своей деятельности, на следствии заявил: «Я являюсь полным христианским коммунистом, ибо всю жизнь свою жил для других и других призываю к тому же». 1 авг. 1930 г. В. было предъявлено обвинение в том, что, «будучи идейным главарем контрреволюционной группировки церковников, примкнул к контрреволюционной организации, где, занимая руководящую роль, обрабатывал население в антисоветском направлении, организовывал контрреволюционные «пятерки», ставя себе конечной целью подготовку масс крестьянства к вооруженному восстанию против Советской власти весною текущего года… под его руководством оказывалась материальная помощь политссыльным церковникам». В графе об объявлении постановления В. написал: «Прочитал с величайшим возмущением». В знак протеста против ложного обвинения 26 нояб. епископ объявил голодовку, к-рую поддержали священники, проходившие с ним по одному делу. В. вновь поместили в одиночную камеру изолятора, через 4 дня епископ прекратил голодовку.

http://pravenc.ru/text/150323.html

19 января 1926 г. членам ВВЦС во главе с архиепископом Григорием разрешили встретиться в тюремной камере с первоиерархом митрополитом Петром. Тучков и его помощники надеялись стать свидетелями новой церковной смуты, и «григорьевцы» вольно или скорее невольно подыграли им. Во время свидания они настойчиво требовали от митрополита Петра передачи им власти, уверяя, что только они, получившие признание советской власти,– чего не удавалось сделать ни Патриарху Тихону, ни митрополиту Петру, не удастся и митрополиту Сергию,– сумеют до конца нормализовать отношения с гражданской властью и обеспечить Церкви спокойное существование. В конце концов им удалось убедить Местоблюстителя, которого тюремщики держали в полном неведении о ходе церковных дел, издать новое распоряжение об управлении Церковью: «В глубокой скорби осведомились мы из настоящего доклада, что в Православной Церкви начались разделения, могущие вызвать новый раскол, что высокопреосвященный митрополит Сергий проживает не в Москве, а в Нижнем Новгороде... и что высокопреосвященный митрополит Михаил совершенно отклонил от себя наше поручение по исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя, а высокопреосвященный архиепископ Иосиф не может принять его, так как он совсем неизвестен советской власти. Признаем полезным временно, до выяснения нашего дела, поручить исполнение обязанностей патриаршего Местоблюстителя коллегии из трех архиереев: высокопреосвященного Николая Владимирского, высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Томского, и высокопреосвященного Григория, архиепископа Екатеринбургского... Эта коллегия является выразительницей наших, как патриаршего Местоблюстителя, полномочий по всем вопросам, кроме вопросов принципиальных и общецерковных, проведение в жизнь которых допустимо лишь с нашего благословения. Означенная коллегия по соглашению с властями пользуется правом пригласить для совместной работы потребное количество других архипастырей. Со своей стороны предлагаю им архиепископов Сильвестра Вологодского и Серафима Орловского и преосвященных епископов: Николая Тульского и Сергия, управляющего Самарской епархией. Преосвященным епископам Виссариону, Тихону и Иннокентию благословляем отправиться в свои епархии» 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В происшедшем весной-летом 1926 г. споре митрополитов Агафангела и Сергия (Страгородского) о Местоблюстительстве Патриаршего Престола В. поддержал митр. Агафангела, но активных действий не предпринимал. 13 июля 1927 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием В. был возведен в сан архиепископа и назначен на Пермскую кафедру, к месту назначения не поехал, 24 нояб. того же года уволен на покой. В кон. дек. 1927 г. митр. Сергий по представлению митр. Агафангела вновь назначил В. временно управляющим Любимским вик-ством. 6 февр. 1928 г. в составе группы ярославских архиереев во главе с митр. Агафангелом В. подписал обращение к митр. Сергию, в к-ром говорилось об отделении ярославских архиереев от митр. Сергия и учрежденного при нем Временного Патриаршего Свящ. Синода с сохранением подчинения находившемуся в заключении Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) . 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Священный Синод отстранили В. от управления Любимским вик-ством и временно запретили в священнослужении с требованием в месячный срок подать письменное отречение от обращения 6 февр. В. запрещению не подчинился. Вскоре, как впосл. свидетельствовал В., ярославские епископы поняли, что, хотя «обращение его [митр. Сергия.- Авт.] вводит в заблуждение верующих, но... открытая борьба приведет к разгрому. В данных исторических условиях... раскол, вызванный нашим обращением, ведет к ослаблению Церкви». 10 мая 1928 г. митр. Агафангел, В. и викарный Ростовский еп. Евгений (Кобранов) направили письмо митр. Сергию с разъяснением своей позиции: «Мы... не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием... Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религ. совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». В Ярославской епархии вплоть до кончины митр. Агафангела богослужебное поминовение митр. Сергия и прошения на ектеньях о властях не совершались. 30 мая 1928 г. запрещение в священнослужении с В. было снято.

http://pravenc.ru/text/154207.html

Само начало этого разделения затруднительно датировать однозначно. Оно углублялось постепенно и поэтапно: в 1922 г. Святейший Патриарх Тихон дезавуировал решения Карловацкого собора и издал указ о роспуске образованного им Высшего церковного управления. Во исполнение этого указа Высший церковный совет был упразднен, но сохранился Зарубежный Синод. В 1927 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя потребовал от заграничного духовенства дать подписку о лояльности советскому правительству. Зарубежный Синод отказался выполнить это требование и одновременно заявил о прекращении административных отношений с Патриархией, но при этом каноническая связь между церквами внутри России и в диаспоре сохранялась возношением имени Местоблюстителя Патриаршего престола священномученика Петра как в приходах, подчиненных Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, так и в приходах, подведомственных Зарубежному Синоду. Ложное известие о смерти митрополита Петра, поступившее на исходе 1936 г. (в действительности он был расстрелян в 1937 г.) прервали эту ниточку канонического общения, заключавшуюся в возношении его имени как одинаково признаваемого всеми православными Предстоятеля Русской Церкви. Зарубежный Синод не признал митрополита Сергия Местоблюстителем Патриаршего престола, а потом, в 1943 г., Патриархом. За этим последовали заявления о непризнании патриархами и его преемников. При этом, однако, кроме отдельных экстремистских высказываний, на официальном уровне ни в той, ни в другой юрисдикции не отрицалась благодатность другой стороны, не ставилась под вопрос каноническая действительность поставлений епископов и клириков в параллельных юрисдикциях, несмотря на то что риторический пафос взаимных обличений и обвинений порой зашкаливал. Залогом совершенного на днях воссоединения явилось то обстоятельство, что самоидентификация Зарубежной Церкви как составной части единой Русской Церкви оставалась всегда неизменной, хотя юрисдикционная связь с Московской Патриархией признавалась неприемлемой до тех пор, пока у власти в России остаются большевики.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/324/...

Др. не менее важной и насущной задачей являлась необходимость вынести церковный суд действиям Патриарха Никона, в июле 1658 г. из-за личного конфликта с царем оставившего Патриаршую кафедру, и избрать нового Всероссийского Патриарха. После отъезда Никона из Москвы Местоблюстителем Патриаршего престола по воле царя стал Новгородский митр. Питирим, однако Никон, живший в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре , не считал возможным уступить к.-л. управление Русской Церковью. В 1659 г. Никон анафематствовал митр. Питирима, совершившего в Вербное воскресенье «шествие на осляти», что, по мнению Никона, было прерогативой Патриарха (хотя сам он совершал этот обряд будучи Новгородским митрополитом). Последовала короткая сердитая переписка между Патриархом и царем, в результате к-рой Никону было запрещено вступаться в архиерейские дела. После этого события впервые было принято решение о созыве Собора для избрания нового Патриарха. Собор открылся 16 февр. 1660 г. До 27 февр. составляли выписки из канонических правил, к-рые могли послужить обоснованием для лишения Никона Патриаршего сана. Отцы Собора предложили считать его чуждым архиерейства, чести и священства. Соборный акт поручили написать Епифанию (Славинецкому) , но он заявил, что не согласен с решением Собора, поскольку российские архиереи, как стоящие ниже Патриарха, судить его не могут. Единственное, что они вправе сделать,- это выбрать нового Патриарха при условии добровольного ухода Никона с престола. Никон же посчитал неканоничным как сам факт созыва Собора, так и его постановления. Он основывался на том мнении, что Патриарх не подлежит суду своих епископов, а сами епископы, собравшись по приказу царя, нарушили данную ими при поставлении присягу ничего не совершать без согласия Патриарха. Решительная позиция Никона, аргументы в его пользу, изложенные Епифанием, колебания части епископов и самого царя заставили отложить принятие соборного решения. Началось изучение вопроса, и 14 авг. 1660 г. было принято сложно сформулированное постановление о необходимости избрания нового Патриарха.

http://pravenc.ru/text/149721.html

Ровно в полдень в храм чинно вошли архиереи в торжественном облачении: архиепископы и епископы в фиолетовых мантиях, митрополиты—в синих. За каждым из представителей высшего духовенства следовал иподиакон в позолоченном облачении и поддерживал полы длинной мантии. Последним—не через основной вход, как остальные участники собора, а из алтаря—вышел митрополит Кирилл. Местоблюститель патриаршего престола совершил краткий, 35-минутный молебен перед Феодоровской иконой Божией Матери, по завершении которого огласил грамоту Архиерейского собора о созыве собора Поместного. Заседание началось с чтения (точнее, пения) «Символа веры» -- в общей молитве приняли участие все клирики и миряне. Президиум собора был избран единогласно—в него вошли два епископа и 11 митрополитов, в том числе все три соискателя патриаршего престола, чьи кандидатуры были предложены Архиерейским собором, -- митрополиты Кирилл, Климент и Филарет. Кроме того, в руководящий орган были включены: первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Иларион, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Токийский и всея Японии Даниил, а также управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Кроме делегатов от мирян и журналистов в зале присутствовал еще один «светский человек» -- глава администрации президента Сергей Нарышкин. После того как соборяне закончили решать процедурные вопросы, он подошел к микрофону и зачитал послание Дмитрия Медведева. «Уверен, что решения собора послужат дальнейшему развитию плодотворного сотрудничества Русской Православной Церкви и государства, сохранению в России межрелигиозного согласия, утверждению идеалов добра, мира и справедливости, окажут позитивное влияние на духовную жизнь граждан России, православных христиан всего мира», -- передал слова президента г-н Нарышкин. По завершении протокольной части ведущий заседания владыка Кирилл начал свой доклад о жизни церкви в межсоборный период, который длился почти два десятилетия—с 1990 года (тогда на Поместном соборе патриархом был избран Алексий II).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Последняя паремия, которую мы сейчас с вами слышали, заканчивалась пророчеством Исаии, который, предвидя пришествие в мир Спасителя, сказал дивные слова: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся» (Ис.8. 10)», – продолжил архипастырь, особо подчеркнув, что в этих строках открывается смысл праздника: во Христе явился людям Бог, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3. 16). По мнению митрополита Кирилла, перед этим дивным свидетельством нужно открыть ум и сердце. Ведь если с нами Бог, то кто же против нас? «Нет силы сильнее Бога», – убежден он. Вот почему, если в мире торжествует зло, неправда, человеческое чванство, убожество, гордыня, которые иногда желают подчинить себе весь мир, верующие, помятуя, что Бог – это сила, на подобные вызовы должны с кротостью и смирением отвечать: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся». В заключение Местоблюститель Патриаршего Престола напомнил, что праздник Рождества Христова открывает все величие Божия замысла о мире и человеке, всю высочайшую мудрость и простоту этого замысла, всю красоту и величие человеческого ответа на этот замысел – ответа через мудрость и чистоту сердца. Вот почему верующие должны быть с мудрецами и пастырями, с теми, кто желает иметь Господа и разделять с ближними и дальними свою веру, провозглашая всеми силами своей души, что Бог явился во плоти. По окончании Божественной литургии была совершена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. «Пусть свет разума, который пришел вместе со Спасителем в мир, никогда не покидает нас, верующих людей; пусть Он помогает нам устраивать свою жизнь ко спасению, преодолевая все искушения и соблазны нынешнего века. И да сохранит нас всех Господь Своей милостью», – пожелал Владыка Кирилл богомольцам по завершении богослужения. Далее к Патриаршему Местоблюстителю обратился архиепископ Орехово-Зуевский Алексий: «Мы благодарны Вам за то, что Вы нашли возможность совершить службу в нашей обители. Знаю, что 6 января – один из памятных дней для Вас, а богослужения Рождественского сочельника – одни из самых любимых».

http://pravmir.ru/bog-otkryvaetsya-lyudy...

Через все годы своего архипастырского и Первосвятительского служения он пронес попечение о единстве Церкви. В трудное время он защищал Церковь от грозных волн штормившего житейского моря. В новейший же период истории, когда в церковную среду пытались внести раскол по национальному и политическому признаку, когда оживились силы, стремившиеся превратить разномыслия в распри, — Святейший Патриарх делал все, чтобы Тело Христово, в котором необходимы разные члены, жило как единый организм. Уже в своей интронизационной речи в 1990 году он сказал: " Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства Святой Православной Церкви " . Служение примирения и объединения почивший Первосвятитель пронес до конца своего Патриаршего поприща. Церковному единству был посвящен состоявшийся в прошлом году Архиерейский Собор. Слово, сказанное на нем Святейшим Патриархом Алексием, и соборные решения, принятые под его руководством, стали духовным завещанием Первосвятителя. И пусть лучшей данью его памяти, почитаемой верующим народом, будет твердое хранение нашего единства. Всечестные участники Собора! Минувшие восемнадцать лет стали для миллионов людей, живущих на пространстве от Белого моря до Черного и от Калининграда до Тихого океана, временем приобщения к неизменным истинам Христова Евангелия, временем возвращения к подлинным духовным и культурным традициям своих народов. Все большее число верующих приобщается к таинственной и духовной жизни Церкви, совершается духовное просвещение миллионов людей, ширится свидетельство внешнему миру о Православии. Средоточием жизни Церкви Христовой являются святые Таинства. Участвуя в них, человек вступает в самое тесное общение с Господом, духовно обновляя собственное естество. И этот дар, эту преображенную жизнь Церковь предлагает всем «ближним и дальним», созидая храмы, где присутствует Божия благодать, и выходя из них навстречу людям, к чему многократно призывал Святейший Патриарх Алексий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010