- Поместный Собор соберется 27 января. Как он будет проходить? - Он соберется в храме Христа Спасителя перед иконостасом. Будут поставлены столы и стулья. Точно так в храме Христа Спасителя открывался Собор 1917 года. В 1945 году Собор, избравший патриарха Алексия I, проходил в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Три последующих Поместных Собора - 1971, 1988 и 1990 годов проходили в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры. - На Поместном Соборе журналисты будут? Где поместятся 720 сидящих делегатов и 350 журналистов? - Храм вмещает несколько тысяч человек, правда, когда они не сидят, а стоят. Планируется, что журналисты будут приглашены на первое заседание, которое будет открытым. Будет читаться доклад местоблюстителя патриаршего престола. Журналисты поднимутся на хоры собора. Вообще, следует ожидать некоторого ограничения для работы прессы, поскольку соборные стены при всей их крепости всех желающих вместить не смогут. - Само избрание будет без прессы? - Да, дальше Поместный Собор будет работать за закрытыми дверями, как это было и раньше. - Когда решится, как будут выбирать - голосованием или по жребию? - Священный Синод предложил Архиерейскому и Поместному Соборам, чтобы имело место тайное голосование. Но окончательное решение относится, конечно, к компетенции Архиерейского и Поместного Соборов. Сейчас идут споры о том, стоит ли избирать патриарха жребием. Очевидно, что в прошлом такое избрание было скорее исключением, чем правилом. До XVI-XVII веков предстоятеля избирал из нескольких кандидатов великий князь, а потом - царь. В XX веке, в период крайней нестабильности, когда предпочтения собора могли стоить патриарху жизни, было совершено избрание жребием. Потом перешли к избранию голосованием. Кто сейчас может сказать, что избранный именно тайным голосованием в 1990 году Святейший патриарх Алексий не был тем самым единственным человеком, кто и был нужен Церкви в минувшие два десятилетия ее истории? Кто может сказать, что это избрание не совершилось по воле Божией?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Протоиерей Иоанн Восторгов, один из первых новомучеников, тоже несколько лет трудился в той же самой Гяндже. Он был законоучителем в гимназии, сменив в этой должности будущего митрополита Кирилла (Смирнова). Память о нем тоже жива. В соборе Рождества Богородицы почитается священномученик Иоанн Ганчев. Он был настоятелем этого храма, потом его перевели на юг Азербайджана. Сохранился храм, в котором он служил и который расписывал (к сожалению, служителей у храма нет, поэтому он просто законсервирован). Его арестовали, выслали в Казахстан и в Карлаге расстреляли. Он прославлен в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников российских. Мой непосредственный предшественник епископ Митрофан (Поликарпов) погребен у нас в кафедральном соборе. Он скончался в 1934 году. Его сначала долго мытарили: он служил в Воронежской епархии , затем в Елабуге и других местах в Поволжье, а затем его направили сюда. Здесь он был ограничен в правах, ему редко позволяли совершать богослужение. Он был прекрасный проповедник. Его посадили за то, что в день памяти святителя Митрофана Воронежского, имя которого он носил в монашестве и земляком которого был, он в проповеди сказал, что святитель Митрофан был духовником императора Петра Великого, создателя российского Военно-морского флота. За эту фразу его посадили, а поскольку он был стар и немощен, он отсидел около года и его выпустили умирать. Он умер уже совершенно больной. Когда мы в Министерстве безопасности взяли его дело, то увидели, что там сохранилось его завещание. Он просил свой труд, монографию по святителю Митрофану Воронежскому, и свою панагию после кончины передать местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию . А себя он просил похоронить под фундаментом кафедрального собора г. Баку. И вот когда нам передали собор и мы познакомились с завещанием, я обратился к Святейшему Патриарху Алексию за благословением исполнить волю владыки Митрофана и перезахоронить его под фундаментом кафедрального собора. Святейший Патриарх Алексий благословил обустроить крипту в соборе. Мы обратились к властям, нам разрешили эксгумацию. Потом была проведена судебно-медицинская экспертиза. И вот он перезахоронен в нашем кафедральном соборе. Мы всегда 16 декабря, в день его кончины, проводим молитвенные чтения в его память.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2424097...

«Процокала пара патрулей эсэсовцев-кавалеристов в коротких чёрных бурках – казаки или горцы. Ну, и местные полицаи прогнали с сотню гражданских на какую-то подёнщину. Солнце набрало высоту, и прогревшийся ветерок принёс со стороны садов нежнейший запах цветения. Неужели это алыча? Она же первая распускается». Очень динамичное повествование с множеством подробных реалий, яркое, детальное описание боевых действий, солдатского быта и весенней южной природы заставляет читателя буквально кожей почувствовать время и место действия повести. Но главная задача Дворцова – рассказать о человеке, поставленном войной в нечеловеческие условия. По советским военным книгам мы знаем, что на фронт шли люди сугубо мирных профессий – журналист Синцов, герой Константина Симонова, врач Владимир Устименко из трилогии Юрия Германа, неунывающий деревенский парень в солдатской шинели – Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского… Но не помню, чтобы когда-нибудь в произведении о Великой Отечественной войне героем стал священник. Казалось, такого не может быть: совершивший убийство, даже ненамеренно, лишается сана. Однако, вот он, перед нами: главный герой «Ковчега», Дмитрий Васильевич Благословский, с прозвищем, или как сейчас говорят – позывным Дьяк… Заслуга и новаторство Дворцова как писателя, не только в удивительной достоверности изображения военных действий на Кубани, ужасов оккупации и героического подвига вышедшей навстречу смети разведгруппы, а прежде всего в том, что он первым среди писателей раскрыл новую тему в современной русской литературе: «Священник на войне». С первых дней, едва враг переступил границы нашей Родины, православные священники, забыв жестокости и обиды, нанесенные советской властью, призывали к борьбе против фашистских захватчиков. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) первым обратился к своей пастве 22 июня, и затем писал послания всему православному русскому народу, в котором призывал встать на защиту Отечества, вспоминал святых вождей Руси – Александра Невского, Дмитрия Донского и благословлял на ратный труд, предрекая, что " Господь дарует нам победу».

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/22/...

Работа собора началась с прочитанной патриаршим местоблюстителем митрополитом Кириллом молитвы об упокоении почившего предстоятеля Русской церкви Алексия II. Открытая часть заседания архиереев (по завершении которой журналистов удалили из зала) включала в себя речь владыки Кирилла, также посвященную покойному патриарху и его трудам на благо РПЦ. В частности, местоблюститель заметил, что ухудшение здоровья предстоятеля церкви во многом было вызвано каноническими раздорами на Украине. «Необходимо было разъяснить предстоятелям поместных православных церквей сложившуюся непростую ситуацию, предотвратить их искусственное втягивание в поддержку усилий по разделению церкви, -- вспоминал владыка Кирилл о последнем визите Алексия II на Украину, где тот встречался с Констатинопольским патриархом Варфоломеем.—Соответствующие шаги были предприняты, и планы раскольников сорвались. Однако переживания тех дней тяжело отразились на здоровье Святейшего Патриарха. Врачи не рекомендовали Его святейшеству предпринимать поездку на Украину, но, посовещавшись с членами Священного синода, Святейший все же принял твердое решение посетить Киев». Большой удачей церковной политики патриарха, по словам митрополита Кирилла, следует считать встречу с делегацией Грузинской православной церкви 6 ноября 2008 года, «на которой обсуждались совместные усилия, направленные на восстановление дружеских отношений между Грузией и Россией и на разрешение проблем пастырского окормления православных верующих на территории Абхазии и Южной Осетии». «И, конечно, исполнено глубокого смысла то обстоятельство, что одно из последних богослужений Святейший патриарх Алексий совершил 30 ноября 2008 года в кафедральном храме Русской православной церкви за границей в Мюнхене, -- напомнил владыка Кирилл.—Это была первая божественная литургия в храме Русской зарубежной церкви, возглавленная предстоятелем Русской православной церкви». В заключение Местоблюститель Патриаршего престола пожелал архиереям и делегатам грядущего Поместного собора, чтобы Господь «даровал дух единомыслия и любви», который помог бы избрать достойного преемника патриарха Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Священный Синод принял обращение, в котором известил епископат, клир и мирян Русской Православной Церкви о кончине Предстоятеля и призвал всех вознести усердные молитвы об упокоении души усопшего Патриарха. На этом же заседании были созданы комиссии по организации похорон и по приему имущества почившего Предстоятеля Церкви. Затем гроб с телом Патриарха был перенесен в Кафедральный соборный храм Христа Спасителя. В эти дни в храм шли люди, желавшие отдать долг памяти и проститься с почившим Патриархом. На протяжении всего этого времени иерархами и клириками Русской и других Поместных Православных Церквей совершались заупокойные богослужения. Над гробом почившего читалось Евангелие. Вечером 7 декабря в Храме Христа Спасителя митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении викарных архиереев Московской епархии совершил парастас, а утром 8 декабря – Божественную литургию и панихиду. Вечером 8 декабря Местоблюстителем Патриаршего Престола с сонмом архипастырей и пастырей был совершен парастас. Утром 9 декабря 2008 года была совершена Божественная литургия и чин отпевания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в котором приняли участие Предстоятели и представители братских Поместных Православных Церквей. На отпевании присутствовали Президент России Д.А. Медведев, Председатель Правительства России В.В. Путин, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Президент Республики Молдова В.Н. Воронин, Президент Армении С. Саргсян, Президент Сербии Б. Тадич, Президент Абхазии С.В. Багапш, Президент Южной Осетии Э.Д. Кокойты, а также делегации и дипломатические представители многих государств, главы и представители инославных церквей и общин, иных традиционных религиозных объединений. По окончании отпевания гроб с телом почившего Патриарха был обнесен вокруг Кафедрального соборного храма Христа Спасителя и доставлен в Богоявленский Кафедральный собор города Москвы, где, согласно воле почившего Патриарха, он был погребен. Вечером того же дня в трапезных палатах Соборного кафедрального храма Христа Спасителя состоялась поминальная трапеза с участием Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, других государственных, религиозных и общественных деятелей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Соборно-епископцы» захватили Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь близ Лубен. В городе имелось 5 храмов. Иоанно-Предтеченскую ц. власти передали автокефалистам-липковцам, здесь служил автокефальный «архиепископ Лубенский» Иосиф Оксиюк. Троицкий собор и кладбищенский Всехсвятский храм были заняты «соборно-епископцами». В ведении РПЦ остались Рождество-Богородицкий собор и Николаевский храм. Однако «соборно-епископцы» поставили целью захватить в Лубнах все правосл. храмы. 1 апр. 1927 г. инициативная группа раскольников из 62 чел. подала в Лубенский окрисполком заявление о создании при Рождество-Богородицком соборе общины «для проведения в жизнь соборноправности, чего не дает нам славянское (тихоновское) течение». В целях противодействия усиливавшимся лубенским раскольникам 15 сент. 1926 г. в Москве заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) и еще неск. архиереев хиротонисали архим. Аркадия (Остальского) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В окт. 1926 г. еп. Аркадий был арестован и выслан в Харьков, выезд из города ему был запрещен. Неск. раз еп. Аркадий нелегально ездил на Полтавщину, встречался с местным духовенством, в т. ч. в Лубнах. Чтобы поднять дух прихожан, еп. Аркадий тайно приехал в Лубны в апр. 1927 г., на Пасху, и отслужил литургию в Рождество-Богородичном храме. После кончины 17 марта 1927 г. Полтавского архиеп. Григория еп. Аркадий периодически служил не только в Лубнах, но и в др. частях епархии в обход запрета ГПУ. Это привело к его высылке из Украинской ССР. Еп. Леонтий (Филиппович) сообщает: «[Еп. Аркадия] схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие». Находясь на полулегальном положении, еп. Аркадий в 1927-1928 гг. сохранял связи с укр. паствой, имел духовных чад в Киеве, в Полтаве и в других городах, периодически совершал богослужения в частных домах, за богослужением поминал митр. Сергия (Страгородского). Весной 1928 г. еп. Аркадий приехал в Ленинград, где митр. сщмч. Серафим (Чичагов) предложил ему стать своим викарием. В мае 1928 г. еп. Аркадий отправился в Москву для получения разрешения на служение в Ленинграде от ОГПУ и был арестован. Впосл. Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

Совсем иначе воспринял неизбрание бывший Киевский митрополит Филарет — на тот момент местоблюститель Патриаршего престола, человек, о котором многие, в том числе власть имущие, говорили как о будущем Патриархе. Человек, который, возможно уже примерял на себя мысленно Патриарший куколь. В первом туре он набрал 66 голосов — гораздо меньше, практически в два раза меньше, чем митрополит Владимир и митрополит Алексий. Его состояние, как можно было тогда видеть, было очень и очень тяжелым. И мы знаем, что вскоре после того, как не состоялось его избрание Патриархом Московским и всея Руси, он пошел по другому пути и до сих пор находится в разделении с канонической Православной Церковью. Реакция двух этих людей тогда меня поразила. И она очень много говорит о том душевном устроении, которое было у Блаженнейшего митрополита Владимира все годы его жизни. И годы ректорства, и годы работы управляющим делами, и непростые годы служения на Украине, которое началось в 1992 году, когда раскол, отнятие храмов, стычки между греко-католиками и православными, между раскольниками и сторонниками канонической Церкви стали обычным явлением и внесли очень серьезную боль, очень серьезное разделение не только среди верующих людей, но и среди всего украинского народа. Владыка приехал в Киев в очень непростой обстановке: ему угрожали, против него высказывались в прессе, устраивались пикеты, говорили, что ему не нужно приезжать открыто, что нужно прятаться, ехать окольными путями. Но новоизбранный Киевский митрополит сказал тогда очень ясно и просто: «Яповернувсядо дому» (перевод с украинского — «Я вернулся к себе домой»). И многие это тогда поняли. 22 года служения Блаженнейщего на украинской земле, конечно же, не были простыми. Конечно, они доставляли митрополиту серьезнейшие душевные страдания, подточили его здоровье. Он, уже, когда работал в Москве управляющим делами, испытывал серьезные трудности со здоровьем, но это не мешало ему иметь оптимистичное, доброе, светлое расположение духа. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 июля, совершая заупокойную молитву о Блаженнейшем митрополите Владимире, сказал, что это был «светлый человек, который с легкостью объединял многих вокруг себя».

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Совсем иначе воспринял неизбрание бывший Киевский митрополит Филарет — на тот момент местоблюститель Патриаршего престола, человек, о котором многие, в том числе власть имущие, говорили как о будущем Патриархе. Человек, который, возможно уже примерял на себя мысленно Патриарший куколь. В первом туре он набрал 66 голосов — гораздо меньше, практически в два раза меньше, чем митрополит Владимир и митрополит Алексий. Его состояние, как можно было тогда видеть, было очень и очень тяжелым. И мы знаем, что вскоре после того, как не состоялось его избрание Патриархом Московским и всея Руси, он пошел по другому пути и до сих пор находится в разделении с канонической Православной Церковью. Реакция двух этих людей тогда меня поразила. И она очень много говорит о том душевном устроении, которое было у Блаженнейшего митрополита Владимира все годы его жизни. И годы ректорства, и годы работы управляющим делами, и непростые годы служения на Украине, которое началось в 1992 году, когда раскол, отнятие храмов, стычки между греко-католиками и православными, между раскольниками и сторонниками канонической Церкви стали обычным явлением и внесли очень серьезную боль, очень серьезное разделение не только среди верующих людей, но и среди всего украинского народа. Владыка приехал в Киев в очень непростой обстановке: ему угрожали, против него высказывались в прессе, устраивались пикеты, говорили, что ему не нужно приезжать открыто, что нужно прятаться, ехать окольными путями. Но новоизбранный Киевский митрополит сказал тогда очень ясно и просто: « Я повернувся до дому» (перевод с украинского — «Я вернулся к себе домой»). И многие это тогда поняли. 22 года служения Блаженнейшего на украинской земле, конечно же, не были простыми. Конечно, они доставляли митрополиту серьезнейшие душевные страдания, подточили его здоровье. Он, уже, когда работал в Москве управляющим делами, испытывал серьезные трудности со здоровьем, но это не мешало ему иметь оптимистичное, доброе, светлое расположение духа. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 июля, совершая заупокойную молитву о Блаженнейшем митрополите Владимире, сказал, что это был «светлый человек, который с легкостью объединял многих вокруг себя».

http://patriarchia.ru/md/db/text/3690069...

Судьбы Русской и Румынской Церквей в ХХ веке были схожи: они прошли через времена голгофских испытаний и достигли Воскресения. Почивший Патриарх говорил об этом в Москве, когда в 2000 году Мы вместе с Предстоятелями и представителями других Поместных Церквей торжественно совершили освящение возрожденного Храма Христа Спасителя . Мы были солидарны и в скорби, и в радости, и в нашем единении черпали силу. Если внешние, нецерковные силы и стремились когда-либо омрачить братское согласие, Мы знали: в сердце Нашего дорогого Брата и Друга такие мысли не находят места. Провожая сегодня Блаженнейшего Феоктиста в путь всея земли, не усомнимся, что столь преданный и усердный служитель Господа обретет обильное воздаяние в Царствии Божием. Да упокоит душу его Господь в селениях праведных, а Мы мысленно даем возлюбленному Собрату и Сослужителю последнее целование. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] та Церков звершили в Гробу Господнього Церкви представив у про румунського священика Кирила Румунському з днем : та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами – Румунська Церква –   Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова Кирила у зв " язку загибеллю людей на в Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Моравичского Антония Кирила у зв " язку з кончиною голови Верховного суду В.М. у зв " язку з кончиною у зв " язку з кончиною голови Синодального з тюремного Раменського Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной иерарха Болгарской Православной Церкви митрополита Сливенского Иоанникия Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной народного артиста СССР Ю.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205427...

Таковы плоды политического проекта под названием «Томос об автокефалии СЦУ». Вспоминаются слова Спасителя: «По плодам их узнаете их» (Мф.7,16). Если плоды – это церковная смута, раскол, гонения на Церковь – то как охарактеризовать само дерево, дающее такие плоды? «Нет воли Божией на автокефалию» - сказал недавно один из самых уважаемых архиереев УПЦ митрополит Тернопольский Сергий о сегодняшней церковной ситуации на Украине. Да, не может быть воли Божией на то, что приносит плоды злые. Не может быть благодати там, где попраны церковные каноны, царит лукавство, гордость, ненависть, агрессия, и разрушается единство христиан. Варфоломей, Порошенко, и те, кто за ними стоит, совершили злое дело. Бог им Судья. Но мы, христиане, обязаны искать добра, и обличать зло, называя его тем именем, которое оно заслуживает. Церковь наша уже назвала все своими именами в недавних соборных документах, обсуждающих тему украинской автокефалии. И теперь церковность человека будет проверяться не только хождением в храм, регулярностью исповеди и причастия – но и послушанием Церкви, в том числе и в данном вопросе. И кто как себя дальше поведет, нам в недалеком будущем еще предстоит увидеть.   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 28.01.2019 - 18:15 На мой взгляд Священный Синод : На мой взгляд Священный Синод РПЦ МП совершил тяжкую ошибку ещё тогда, когда после смерти Патриарха Пимена допустил Филарета (Денисенко) до Местоблюстительства Патриаршего престола, а потом и до выборов Патриарха Московского, хотя всем (особенно на Украине) было известно, что он находится в блудном сожительстве с женщиной, которая родила от него двоих детей. Уже тогда за это вопиющее нарушение монашеских обетов следовало его лишить сана и все должностей в церкви, а не дожидаться, пока от создаст на Украине бесчинное сонмище. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2019/01/09/tomos-polu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010