В 1915 году отец Николай был возведен в сан игумена, а в 1916 году назначен настоятелем Князе-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школы. В 1917 году он был назначен ректором Черниговской семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. 20 октября 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. С августа 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С октября 1923 года он управлял Тульской и Одоевской епархиями. Владыка занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность этого пути. В 1924 году владыка приехал в Москву, где вместе с группой епископов, в числе которых был архиепископ Феодор (Поздеевский), подвергся аресту органами ГПУ и был посажен в Бутырскую тюрьму. Просидев там две недели, владыка был выпущен. В мае 1925 года вновь арестован. Проведя в заключении более двух лет и освободившись в сентябре 1927 года, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле епископ Николай служил до следующего своего ареста в июле 1932 года. В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря. Но не получив назначения на кафедру, он проживал сначала в городе Егорьевске Московской области, а затем в городе Киржаче Ивановской области. В этот период по вызову Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии. И в дальнейшем, когда после следующего ареста, тюрьмы и ссылки владыка Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, он ежегодно 25 мая, в день кончины патриарха Сергия, совершал заупокойные панихиды, со слезами молясь о упокоении его души. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. Весть о начале Великой Отечественной войны застала владыку перед служением Божественной литургии. 27 июня владыка был арестован и помещен в тюрьму города Саратова по обвинению в антисоветской деятельности, где пробыл шесть месяцев, затем сослан в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. До глубокой осени 1942 года владыка влачил нищенское существование в Челкаре. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Когда иссякли последние силы, владыка потерял сознание. Очнулся он в больнице. Поправлялся владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же стал стараться принести пользу окружающим. Кому воды подаст, кому судно принесет, кому постель поправит, кому скажет доброе слово. В больнице полюбили этого доброго старичка. Все стали называть его ласково: «Дедушка». Когда владыку Николая выписали из больницы, его принял в свой дом добрый богобоязненный человек, татарин, который и привез его в больницу, найдя умиравшим на улице.

http://pravoslavie.ru/97072.html

В 1920 г. переведен в Ярославль настоятелем Иоанно-Златоустовской ц. в Коровниках. Среди прихожан пользовался авторитетом, в первые годы после революции участвовал в устраиваемых властями диспутах, часто выступал с проповедями. После закрытия храма служил в пригороде Ярославля за р. Которослью в оставшейся у православных часовне при Никольской ц., захваченной обновленцами. В маленькой часовне помещалось только 15-20 молящихся, но желавших послушать о. Владимира было так много, что верующие стояли службу на улице. Был возведен в сан протоиерея. В 1938 г. овдовел. В 1941 г. участвовал в организации Фонда обороны, занимавшегося сбором средств и материальных ценностей, добровольно вносимых населением для нужд фронта. В авг. 1942 г. получил от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) предложение об архиерействе. 20 нояб. 1942 г. определен быть по пострижении в монашество епископом Можайским. Постриг, наречение и хиротония во епископа должны были состояться в Москве по ближайшему усмотрению митр. Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) . 22 дек. 1942 г. по ходатайству архиеп. Ярославского и Ростовского Иоанна (Соколова) награжден митрой с возложением панагии. 22 янв. 1943 г. пострижен в монашество с именем Димитрий, 24 янв. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Москве возглавил митр. Николай (Ярушевич). Д. был назначен викарием Московской епархии. С 6 сент. 1943 г. епископ Ульяновский. Участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г. 12 сент. Д. присутствовал на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Сергия. С дек. 1943 по февр. 1944 г. временно управлял Орловской епархией, освобожденной от нем. войск. Входил в состав комиссии по чиноприему обновленческих архиереев. Д. был в числе принимавших 4 дек. 1943 г. покаяние обновленческого митр. Корнилия (Попова) , 2 марта 1944 г.- бывш. первоиерарха обновленческой церкви митр. Виталия (Введенского) . С 26 мая 1944 г. епископ Рязанский и Шацкий, с 6 окт. 1944 г. епископ Рязанский и Касимовский. Участник Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. В нояб. 1946 г. был вызван на зимнюю сессию Свящ. Синода. Управляя Рязанской епархией, Д. добился возвращения верующим Борисоглебского собора г. Рязани, закрытого в 1935 г. 22 июня 1946 г., накануне дня памяти свт. Василия Рязанского, Д. получил разрешение начать в храме богослужения и благословил сделать в соборе придел во имя свт. Василия. 27 янв. 1947 г. освятил главный престол Борисоглебского собора и совершил торжественный благодарственный молебен. Собор вновь получил статус кафедрального. Опубликовал в ЖМП статьи: «Памяти Патриарха Сергия», «Жребий св. Кукши», «Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы», «Гордость Рязани - митрополит Стефан Яворский», «Послания Патриарха Сергия (Патриарх Сергий и его духовное наследие)» и др.

http://pravenc.ru/text/178153.html

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

В них Стефан является восторженным панегиристом Петра: прославляет его победы и подвиги, восхваляет его распоряжения, порицает недовольных ими, громит и проклинает его врагов. Он не находит достаточно слов для прославления Петра и его побед. «Высокого надобе ума, высоких словес на похвалу высокопарного птенца» (Петра), говорил он в 1702 году, по случаю победы над шведами. «Но что зде словеса пользуют, идеже клич, вопль и шум марсовый, военный, скудоумного и косноязычного глагольника заглушает. Не риторских зде гласов, но многошумных пушек, литавров, труб и всея марсовыя музыки требе есть на торжественную радость. Мало пользует тамо остроречие, и ум остр, идеже острое железо триумфует». Г. Самарин в своем рассуждении говорит о Яворском: «он занимал верховную кафедру в те годы, в которые совершались в государстве важные события; на все, что делалось в России, ему должно было отзываться от имени церкви; между тем много ли в его проповедях таких слов, в которых бы виден был современник, которые бы принадлежали тому времени и отражали его в себе? Понятно, что Стефан, воспитанный в понятиях XVII столетия, принадлежал к той партии, которая, по словам самого Петра, не во авантаже обреталась, не мог искренно сочувствовать преобразованию; военная слава исчезала для него пред судьбой церкви; обогащение России перенятыми у иностранцев ремеслами и искусствами не вознаграждало в его глазах пагубного влияния протестантских понятий. Но в таком случае, почему не вырвалось из его груди слова, звучащего негодованием? По крайней мере, хотя бы выразилась искренняя душевная скорбь. Ничего подобного, за исключением весьма немногих мест, мы не находим в его проповедях» 5 . Мы увидим, как несправедлив такой взгляд на Стефана и на его отношение к явлениям современной ему жизни. Нет! Он не безучастно и не холодно смотрел на совершавшиеся пред его глазами события; он нередко отзывался на то, что делалось в России. Доказательством служат эти торжественные проповеди . В этом отношении особенно замечательно его «похвальное слово Петру» или три сени.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В результате начавшихся в городе волнений был убит 2-й казанский воевода Б. Я. Бельский, протестовавший против присяги «тушинскому вору», торжественное погребение Бельского совершил Е. По-видимому, под давлением большей части дворянской и городской общин Е. принял у казанцев присягу Лжедмитрию II (к-рого в это время уже не было в живых). 12 июня 1611 г. Е. отправил с казанским отрядом воеводы В. П. Морозова в Первое ополчение список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери . После гибели Бельского и ухода Морозова Е. остался во главе гражданской власти в Казани и крае. В нач. сентября казанцы во главе с Е. осудили убийство казаками одного из предводителей Первого ополчения, П. П. Ляпунова, и отказались присягать сыну Лжедмитрия II. Грамоты Е., направлявшиеся в разные города, способствовали формированию Второго ополчения во главе с К. М. Мининым и кн. Д. М. Пожарским . Венчание на царство Михаила Феодоровича. Миниатюра из «Книги об избрании...». 2-я пол. XVII в. (ГММК) После гибели патриарха Ермогена в польск. плену 17 февр. 1612 г. Е. стал 1-м по чести архиереем Русской Церкви. Земское правительство Минина и Пожарского, сформированное в Ярославле, рассматривало Казанского митрополита как временного главу Церкви. В марте-апр. 1612 г. «по боярскому указу» Е. возглавил хиротонию Герасима , игум. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря , во епископа Суздальского и Тарусского. 29 марта 1612 г. земское правительство направило в Казань игумена Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаию и просило Е. о хиротонии его во епископа Крутицкого. По мнению митр. Макария (Булгакова) , Е. не исполнил этой просьбы. Др. историки полагали, что Исаия был хиротонисан, но из-за смерти или болезни не занял кафедру. По мнению С. Ф. Платонова , Е. не был приглашен в Ярославль для участия в земском правительстве потому, что своим присутствием он сдерживал в Казани сепаратистские силы. В кон. 1612 г. имя Е. перестает упоминаться в грамотах, по-видимому, он был отстранен от участия в управлении Казанским краем дьяком Н. Шульгиным, выступавшим против избрания царем Михаила Феодоровича и не допустившим поездки Казанского митрополита в Москву на Земский собор. В Казани произошел переворот после получения известия об избрании царя: Шульгин был арестован и 26 апр. 1613 г. Е. в Троице-Сергиевом монастыре встречал Михаила Феодоровича и его мать царицу-инокиню Марфу. Подпись Е. стоит 1-й на соборной грамоте об избрании царя, датированной 21 февр. 1613 г. (грамота была составлена и подписывалась в мае 1613). 24 мая церковные иерархи во главе с Е. подписали грамоту Строгановым с призывом уплатить налоги и дать взаймы денег, хлеба и товаров на содержание войска (ААЭ. Т. 3. 4). В кон. мая в Москве на Крутицкую кафедру был хиротонисан Иона (Архангельский) с возведением в сан митрополита. В последствии он стал местоблюстителем Патриаршего престола.

http://pravenc.ru/text/182117.html

В то же время было отмечено, что Церковь не застыла во времени, в ней происходят перемены. Разве Церковь в XIX веке была такой же, как в XX столетии, задал митрополит Кирилл вопрос участникам беседы. Он напомнил, сколь многие перемены произошли за время Первосвятительского служения на Московском Патриаршем престоле Святейшего Патриарха Алексия.  «Церковь сегодняшнего дня мы сравниваем с Церковью конца XX века или, лучше сказать, с послевоенным периодом, —  отметил иерарх. —  Ныне у Церкви совершенно иное лицо. Произошли огромные перемены. Почему они не вызвали никакого протеста у людей? Да потому, что явились результатом естественного роста, естественного движения. И то, что происходило в Церкви на организационном уровне, лишь только фиксировало это внутреннее движение, и эта фиксация помогала сделать новый шаг на пути церковного развития». Он напомнил, что в далеком XVII веке Русской Церкви была навязана реформа. Это тоже был некий интеллектуальный проект церковного лидера. Людям предлагалось подчиниться его проекту, и многие не подчинились. Эту рану Церковь несет на своем теле на протяжении всех последующих столетий. «Мы дважды научены своей историей тому, сколь бережно следует относиться к традициям, особенно же к богослужебному укладу, который люди воспринимают как часть священной традиции, —  считает Владыка. —  Первый урок — это старообрядческий раскол, а второй — это пресловутое обновленчество 1920-х годов. И то, и другое разделило людей, при этом цели, которые ставили реформаторы, не были достигнуты». Реформы не достигают цели, если они не исходят из глубин народной жизни, отметил иерарх. «Я полагаю, что сила нашей Церкви заключается в способности сохранять веру, христианскую нравственную парадигму, передавать эти ценности из поколения в поколение. Уверен, что в чистоте сохраненная вера и христианская нравственность сегодня являются единственной силой, которая может изменить мир к лучшему», —  заявил он. «Сохраняя и защищая чистоту Православной веры, мы должны делиться ею с каждым вопрошающим, оставляя дальнейшее воле Божией»

http://patriarchia.ru/db/text/517822.htm...

В этот же день в московском Зачатьевском монастыре Предстоятель Русской Православной Церкви Москвы совершил краткую заупокойную литию по Патриарху Диодору. Патриарх Алексий подчеркнул, что " этой молитвой мы как бы приносим благодарность почившему первосвятителю от всей Русской Церкви, к которой он всегда относился с большой любовью " . Глава Русской Церкви говорил о Патриархе Диодоре как о мужественном и сильном человеке, который терпеливо сносил мучившую его в течение пяти лет тяжелую болезнь, исполняя все возложенные на него первосвятительские обязанности. Патриарх Алексий напомнил, что по приглашению Блаженнейшего Диодора на Рождество Христово в юбилейном году собрались Предстоятели Православных Поместных Церквей совершить Божественную Литургию на месте рождения Спасителя мира. С особой заботой, напомнил Патриарх, духовный глава Иерусалима относился к паломникам из России. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru СПРАВКА: Блаженнейший Диодор (в миру Дамиан Каривалис), грек по национальности, был 139-м Патриархом Иерусалимским. Он родился на острове Хиос в Греции 14 августа 1923 года в многодетной семье священника. В 1938 году прибыл в Иерусалим, где с 1944 года нес монашеское послушание в Братстве Святого Гроба. В 1947 году рукоположен во иеромонаха. Богословское образование получил на богословском факультете Афинского университета, где учился с 1952 по 1956 год. По возвращении в 1957 году в Иерусалим состоял архивариусом и библиотекарем в Патриархии. 27 ноября 1962 года был хиротонисан во епископа с титулом " архиепископ Иерапольский " . В начале 1963 года был назначен патриаршим эпитропом (наместником) в Амман и Восточную Иорданию. Избрание архиепископа Диодора Предстоятелем Иерусалимской Церкви состоялось 16 февраля 1981 года, чин интронизации - 1 марта того же года. Официальный титул: " Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины " . ПРЕДЫДУЩИЕ СООБЩЕНИЯ: СКОНЧАЛСЯ БЛАЖЕННЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ИЕРУСАЛИМСКИЙ ДИОДОР Иерусалим, 21 декабря, 2000 г., 1:56 Отпевание Блаженнейшего Патриарха Диодора состоялось 22 декабря в патриаршем храме свв. Константина и Елены. В 8:00 началась Божественная Литургия, в 10:00 траурная процессия направилась в Малую Галилею, где и был похоронен Патриарх Диодор. От Русской Православной Церкви на отпевание прибыл митрополит Коломенский Ювеналий, который в свое время присутствовал на интронизации Иерусалимского Предстоятеля. Ожидается, что от Элладской и Сербской Церквей прибудут сами Предстоятели. Местоблюстителем Патриаршего Престола Священным Синодом Иерусалимской Патриархии избран митрополит Петрский Корнилий. Обстановка в Святой Земле в настоящее время относительно спокойная, но все же нестабильная. Однако есть надежда, что она не помешает последней процессии Патриарха Диодора.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Весь двор монастыря был уже полон народом. Мы пробрались от ворот к собору. Здесь нас остановил батюшка в епитрахили (один из распорядителей) и сказал: «Вот и хорошо, что вы сюда пришли, облачайтесь, сейчас выйдет преосвященный служить панихиду». Вышел епископ Афанасий (Сахаров) , и началась панихида» 48 . Во время погребения было вскрыто и оглашено завещательное распоряжение покойного патриарха относительно кандидатуры местоблюстителя патриаршего престола. Этот документ, составленный патриархом еще в самом начале 1925 года, гласил: «В случае нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то Наши патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Петру (Полянскому) » 49 . Строго говоря. Патриарх не имел права сам назначить себе преемника, поскольку это было прерогативой Собора. Однако он прекрасно понимал, что власти запретят созыв нового Собора. Единственным способом предотвратить борьбу за власть и избежать хаоса было назначить преемников таким нетрадиционным способом. Поскольку власти могли арестовать любого из предложенных местоблюстителей, Патриарх назвал трех кандидатов. Собравшиеся в Донском монастыре 60 архиереев решили, что посмертная воля Патриарха Тихона в данных условиях совершенно законна. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел в тот момент находились в ссылках и не могли руководить церковной жизнью, патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр Полянский . Епископ Афанасий безоговорочно признал права митрополита Петра и, вернувшись во Владимир, постоянно поддерживал с ним связь. Первое время ситуация не особенно отличалась от той, с которой он сталкивался до Зырянской ссылки. В городе по прежнему были враждовавшие между собой «тихоновские» и «обновленческие» приходы. В 1925 году во Владимире проходил обновленческий епархиальный съезд. Многие священники решили принять участие в его работе, только потому, что опасались репрессий со стороны властей. Съезд направил к епископу Афанасию делегацию из грех старейших протоиереев, которые просили его явиться на это мероприятие. Участвовать в работе съезда владыка отказался, но все же пришел к обновленцам и выступил с обличительной речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Война началась в воскресенье, когда Церковь совершала память всех русских святых, праздника, установленного в 1918 году, когда открылось гонение на верующих. Подвиг мученичества и подвиг православных воинов всегда рядом. «Нет больше той любви, чем кто душу свою положит за друзей своих», говорит Христос. Размышляя об особом участии Царя-мученика в этой победе, мы не можем не вспомнить его Последний Приказ по войскам после насильственного отрешения его от власти: «Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга. Да поможет Бог и Вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага. Кто думает о мире, кто желает его тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так мыслит. Исполняйте же ваш долг, защищайте доблестно нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь Ваших начальников. Твердо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине». Это же святое благословение на русских людей, несомненно, призывал он и в Великую Отечественную войну, предстоя в мученической славе пред Престолом Божиим. Несмотря на то, что в 1917 и в 1941 у власти были его враги и узурпаторы России. Интересно, что Сталин в своем первом выступлении по радио обратился к народу со словами: «Братья и сестры» (и дело здесь вовсе не в его семинарском прошлом). И сказал: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» А в речи на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года провозгласил: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» По всей стране гремела песня начала первой мировой войны: «Идет война народная, священная война». Советская власть вспомнила о Церкви, которую Сталин обещал окончательно уничтожить к 1 мая 1937 года. В лице патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Церковь призвала православных и весь народ к жертвенному подвигу «ради защиты священных границ нашей Родины».

http://moral.ru/священная-война/

Вселенский III Собор , подтвердив автокефалию Кипрской Церкви (III Всел. 8), не имевшей статус патриархата, не оставил церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах 5 первых престолов христ. мира. С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают в нем последующие места. В полной мере это относится и к Поместной Церкви, первенствующей в диптихе: она обладает первенством чести, но не власти, и оно выражается лишь в первенстве перед Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных офиц. собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. На рубеже I и II тыс. появляются новые Патриаршие престолы. Во 2-й пол. X в. предстоятелям автокефальной Грузинской Церкви, ранее титуловавшимся католикосами, усваивается также и патриарший титул. В 927 г. К-польская Церковь признала автокефальный статус Болгарской Церкви и патриаршее достоинство ее предстоятеля Дамиана . В 1346 г. Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан П. ( Иоанникий II ). В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон (Кристя) был возведен в сан П. В 1589 г. Патриаршество учреждено в Русской Церкви. Первый патриарх Московский - св. Иов , поставлен при участии К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) ; в связи с этим актом была составлена Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России (подробнее см.: ПЭ. Т. РПЦ. С. 77-79). П. управляли Русской Церковью до 1700 г.: после кончины патриарха Адриана избрание П. долго откладывалось, затем последовало упразднение Патриаршества и создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода . Восстановление Патриаршества произошло по решению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ; 5 нояб. 1917 г. П. был избран митрополит Московский св. Тихон (Беллавин) . Во время тюремного заключения патриарха Тихона и после его кончины в 1925 г. Русскую Церковь возглавляли местоблюстители и заместители местоблюстителя Патриаршего престола (митрополит сщмч. Петр (Полянский) , митр. Сергий (Страгородский) , митр. Иосиф (Петровых) и архиеп. Серафим (Самойлович) ). В сент. 1943 г. был созван Архиерейский Собор, в к-ром приняли участие 19 находившихся тогда на свободе архиереев. Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). После его кончины в 1944 г. первосвятительское служение совершали патриархи Алексий I (Симанский) , Пимен (Извеков) , Алексий II (Ридигер) . На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2579748.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010