—462— 1885 г. Н.Д. Горемыкин состоя, во время судебного процесса об Андрониковской иконе Б. Матери, чиновником особых поручений при главном начальнике III отд. собств. Его Императорского Величества Канцел. генерал-адъютанте. Н. Вл. Мезенцове. Мезенцов, как человек благочестивый, намерен был доложить Государю о прекращении этого процесса, оскорбительного для православной святыни и об оставлении иконы Богоматери в петербургском Троицком соборе; но он не хотел этого делать без предварительного сношения с петербургским Митрополитом и без согласия на то со стороны Его Высокопреосвященства. С этой целью он отправил к митрополиту своего чиновника Горемыкина: но Митрополит с равнодушием отнесся к этому важному делу. Таким образом дело окончилось тем, как описано в помянутом выше сочинении. 1 мая. Встретивши после литургии в городском Вышневолоцком соборе Андроникову икону Божией Матери и водворивши ее в Казанском женском монастыре, в тот же день, в 6 часов вечера, я совершил в монастырском соборе всенощную с литией и величанием в честь предстоящего на другой день праздника Вознесения Господня и во славу Божией Матери, пришедшей в иноческую обитель в древней чудной иконе Андрониковой. 2-го числа. Праздник Вознесения Господня. В 9 часов началась литургия, после которой совершен был благодарственный молебен за дарование обители великой святыни. На молебне возглашено было многолетие благочестивому благотворителю обители и виновнику священного дара, Ефрему Никифоровичу Сивохину. 3-е число. Выслушавши в монастыре литургию и осмотревши все монастырские заведения, я отправился в сопутствии начальника губернии А.Н. Сомова, в Тверь, куда прибыл в 4 часа по полудни. 4-го числа получил я из Петербурга от священника адмиралтейского собора, Альбицкого, телеграмму с извещением, что в Вильну, на место умершего архиепископа Александра 544 переведен епископ Таврический Алексий, —463— 1885 г. который получив назначение на эту кафедру, 9 марта, в Симферополе не успел даже побывать. 7-го числа получено было мной письмо из Петербурга от Обер-Прокурора Св. Синода, К.П. Победоносцева . Он писал от 5-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Антония арх. Новгородского», стр. XLIII. СПБ. 1899 г. 6 Вообще теперешнее пение Греков, как мы потом еще больше убедились, очень неблагозвучно, по крайней мере на наш слух. Невольно спрашиваешь себя: где-то слакозвучие в пении, которое восхитило послов. Владимировых в Софии во время богослужения? И давно ли оно стало худозвучным? Должно быть давно. Ведь недаром, про древне-русских, паломников, возвращавшихся из Царь-града и певших в подражание грекам: κριε λησον, говорили в России, что они куро-лесят, – каковое выражение служит синонимом нестройности вообще. Впрочем, в описании путешествия Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII в. читаем: «Ничто меня так не восхищает в церквах Константинополя и окрестных стран, как пение мальчиков, пение ими «Святый Боже» пред чтением апостола, «Аллилуия» после евангелия (?) и «Господи помилуй» во все время ектении, и прелесть их сладкозвучных напевов» (Вып. I, стр. 31). 7 Константин V родился в 1833 году, на о. Хиосе, от священника Николая Валиадиса и жены его Марии. Первоначальное школьное воспитание получил под руководством тогдашнего митрополита Хиосского Софрония, скончавшегося в сане патриарха Александрийского, который отдал его в местную гимназию, затем в Халкинскую богословскую школу, по окончании которой он поступил на богословский факультет Афинского университета, где и пробыл до 1862 г. Впоследствии, в 70-х годах, он слушал лекции в Страсбургском и Гейдельберском университетах. Служебное положение его связано с личностью покровителя его патриарха Софрония, при котором он долгое время, в сане иеродиакона и иеромонаха, находился в качестве секретаря. В 1876 году он возведен был в сан митрополита Митиленского, каковой епархией управлял 18 лет. В 1893 году перемещен на кафедру Эфесскую, а в 1897 году избран вселенским патриархом на престол Златоуста и Фотия. Читать далее Источник: В стране священных воспоминаний/под. ред. епископа Арсения (Стадницкого) – Свято-Троицкая Лавра, собств. тип., 1902. – 503, V с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По-видимому, не должно бы быть никаких затруднений в разумении именования Духа Святого Утешителем: 2 столь непосредственно ясен смысл сего слова и столь точно в сознании верующих соответствует оно действиям Духа Святого в Церкви и полно определяет их. Несколько иначе, однако, представляется дело, если обратить внимание на то обстоятельство, что и Себя Самого Спаситель именовал Утешителем, как именуют Его потом и Апостолы Его: 3 значение сего именования в отношении Христа Самого уже не столь ясно. Главное же затруднение возникает тогда, когда требуется определить отношение имени «Утешитель» к тому греческому слову, переводом которого оно является; это именно отношение столь трудно поддается определению, что не без причины часто и у нас Дух Святой называется Параклитом, – т. е. греческое именование ( Παρκλητος), каким обозначил Господь Духа Святого, по подлинному тексту Евангелия Иоаннова, и какое обычно переводится чрез слово Утешитель, часто совсем остается без перевода, и ему придается только внешняя форма русского слова, – именно изменяется только по-русски его окончание. Трудно установить, прежде всего, безотносительно значение слова «Параклит» ( Παρκλητος); в Новом Завете оно употребляется еще только однажды, именно – в первом послании Иоанна же Богослова: чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешить, ходатая (собств. – параклита, παραχλητον) имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника ( 1Ин 2:1 ). Но приведенное место из послания Богослова не уясняет, а скорее затрудняет понимание слова Параклит, поскольку здесь оно, относясь к Иисусу Христу, имеет, очевидно, другое значение, чем в Евангелии – в приложении к Духу Святому. Ибо Господь обещал ниспослать Иного Параклита – взамен Себя Самого (как это непосредственно ясно из самого обетования Его и из общей последовательности мыслей в прощальной беседе Его с учениками, где находится это обетование 4 ), – здесь же Сам Он представляется пребывающим Параклитом для верующего человечества: зачем же ниспосылается иной Параклит – Дух Святой?.. Ясно, что Он является Параклитом не в том смысле, в каком пребывает, по скончании земного служения Своего, Господь Иисус Христос . Вот почему и наши – славянский и русский переводы, как мы видим, в разбираемом месте из послания Богослова перевели Параклит – не Утешитель, как в Евангелии, а – Ходатай; достойно всякого внимания это последнее обстоятельство: в нем мы имеем отражение разумения самой Церкви Православной различия в значении имени Параклита по отношению к Духу Святому и – к Самому Иисусу Христу. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Под. Рим.13:13 ; Еф.4:19 ; 1Петр.4:3 . 2Петр. 2:7 . Далее, – идолослужение и волшебство, – особые виды разврата (см. выше). Вражда (χθραι). К этому разряду относятся все специальные виды этого греха: ссоры, зависть (ζλος см. Рим. 13:13 ); или ревность (1 Kop.3:3; 2Кор.12:20 ; Иак.3:16 ). Гнев θυμς отличается от гнева – ργ тем, что ργ – гнев в себе, внутренний гнев, θυμς гнев, обнаруживающийся во вне – буйство, разбой. Распри (ριθεαι), тο есть эгоистические междоусобные распри из житейских, материальных разсчетов. (Lex. Grimm’a p. 174: ριθεα торговля, нажива, не стесняющаяся никакими средствами). Разногласия, ереси (αρεσις см. выше). Ненависть, убийство, пьянство. Безчинство – κμοι (от κμος – пирушка, гулянье; аналогично с κμη – деревня и κεμαι лежу. См. Лексик. Вейсмана, стр. 743. Grimm. Lexic. in N. Т. p. 285) собств.: пьяная загородная оргия. Угрозу апостола: «поступающие так царствия Божия не наследуют», выраженную в отрицательной форме, можно понимать и в положительном смысле. Лишенные царствия небесного, будут подвергаться вечным мукам, будут наследниками царства сатаны. «Предварял прежде – προεπον». – Это слово доказывает, что ап. Павел был в Галатии два раза и что во время второго посещения он «предварял» Галат от зла. Стихи 22 и 23. «Плод же духа – καρπς το πνεματος». Св. Иоанн Златоуст спрашивает: «почему добрые дела апостол называет плодом духа? поскольку, отвечает на свой вопрос св. Златоуст, злые дела от нас одних происходят, потому и называет их делами. A добрые требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия». Добрые дела суть плод двух деятелей: человеческого духа и Духа Божия. Дух Божий, воздействуя на ваш дух, производит то, что мы начинаем творить добрые дела. Вера, поставленная в числе «плодов духа» означает здесь доверчивость, детское доверчивое отношение к другим. Стих 24. Здесь ап. Павел при изображении того, что духовная жизнь отражается в жизни христиан особенным образом, рисует идеал христианина. Стих 25. «По духу и поступаем» – «πνεματι κα στοιχμεν».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

175 бож е ственне, νθως – по божественному вдохновению, духовно; в противоположность ветхозаветному пророку Давиду, выражавшему свою радость телодвижениями. 176 плоть воскрес и вшаго, σρκα νιστσαν – собств. плоть, поднимающую (воскрешающую) падшего Адама. 177 Господь Иисус Христос воскрес во «едину от суббот», т. е. в первый день после (от) субботы, который у нас на богослужебном языке называется неделей, а обычно днём воскресным, воскресеньем. По-греч. слово «суббота» употребляется часто во множ. числе; поэтому – от суббот, вместо от субботы. 179 Под Сионом (гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида) в Новом Завете, по толкованию блаж. Иеронима, разумеются, между прочим, святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собою Сион, о котором сказано: «Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлевых» ( Пс. 86:2 ). 181 Жены-мироносицы увидели у гроба Господня Ангела, сказавшего им: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых... И вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» ( Мф. 28:7–8 ). Таким образом, мироносицы сделались благовестницами воскресения Христова. 182 просвет и мся; по-греч.: λαμπρυνθμεν, что значит не только сиять (просвещаться), но и умиляться. 184 возд е ржницы и лен и вии; θυμοι – легкомысленные; а в противоположность возд е ржным – невозд е ржные. 187 бывшим относится к извещенным (здесь дательный самостоятельный), по-греч.: βεβαιωθντων ατν=после того как они были утверждены. 189 Мысль ирмоса ясна. В Ветхом Завете пророки исполнялись Духа Святого, как бы воспринимали Его чревом своим, и затем рождали, проявляли на земле в своих пророчествах о грядущем спасении (Спасителе). Поэтому – «Дух спасения», говоривший через пророков. В Новом Завете Он видимо нисходит на Апостолов, очищает их сердца и через них, «теми» (см. тропарь 2-й Недели по Пасхе) сообщается верующим. Обяснение нашего ирмоса мы находим и в предшествующем ему 1-м тропаре 4-й песни Канона (та же мысль, но выраженная яснее): «Во пророцех глаголавый и законом проповеданный, первее несовершенным, Бог истинный, Утешитель, Слова служителям и свидетелям познавается (открывается) днесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

(См. Историю Российской Иерархии, стр. 459–472.) Два года спустя (в 1623), Патриарх Александрийский Герасим, извещенный Патриархом Феофаном, и по поводу грамоты Патриарха Московского Филарета о исправлении требника, написал грамоту к Царю Михаилу Феодоровичу о том, что в молитве на освящение воды не следует прилагать, к призыванию Духа Святого, неправильное слово огнем, как не сходное с преданиями отеческими и не обретающееся в древних рукописных книгах. Он предостерегал Царя убегать, как оглашенных, нарушающих предание Св. Отец, и желал ему, как второму державному Константину, мир и благополучие и победу, в род и род, для духовной радости всех православных на Востоке. О себе же и братиях своих Патриархах отзывался таким образом: «что поскольку они, благодатию Духа Святаго, суть верные кормчие Святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однакоже подобает им и не много дерзать и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во Святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры.» При такой деятельной заботе Патриархов Восточных о православии нашей Церкви и при той обильной милостыне, которая от нас текла во все пределы и обители бедствующего Востока, могут ли еще, по совести, утверждать Римляне, будто нарушено древнее общение веры и любви между всеми православными Церквами? По возвращении Патриарха Феофана, с 1624 года особенно часты сделались сношения нашей Церкви с Востоком, и здесь будет изложено сколько духовных лиц Греческих посетило Россию в течение XVII века, сколько милостыни было разослано во все пределы четырех Патриарших престолов, и какие грамоты засвидетельствовали сию взаимную любовь Церкви Восточной и Русской. Сношения России с Востоком Читать далее Источник: Сношения России с Востоком по делам церковным : Ч. - Санкт-Петербург : тип. 3 Отд-ния собств. е. и. в. канцелярии, 1858-1860./[Ч. 1]. - 1858. - XII, 369 с.; Ч. 2. - 1860. - 364 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

1) наряду с сообщениями, имеющимися в посланиях и Деяниях апостолов, мы располагаем свидетельствами евангелистов. В посланиях прежде всего следует обратить внимание на свидетельство Павла, основанное на преданиях и его собств. опыте ( 1Кор. 15:3–8 ), а также на гимн в Флп. 2:6–11 . Хотя свидетельства евангелистов не тождественны, это не ставит под сомнение их достоверность. Напротив, перед нами – общий сюжет рассказов трех первых евангелистов о том, что увидели женщины ранним утром ( Мк. 16:1–8 ; Мф. 28:1–8 ; Лк. 24:1–11 ). Эти свидетельства согласуются в том, что пришедшие к гробу женщины находят его пустым (само В. Иисуса не описывается – в отличие от различных апокрифич. евангелий). Они слышат слова ангела о том, что «Иисус воскрес», им поручается известить учеников о предстоящей встрече с Воскресшим в Галилее (Мф и Мк). Тем не менее рассказы всех евангелистов отличаются некоторыми деталями. Только Матфей сообщает о страже у гроба ( Мф. 27:62–66 ), о подкупе стражей ( Мф. 28:11–15 ), о явлении Самого Иисуса двум женщинам и об откровении Воскресшего на горе в Галилее, в котором повелевалось идти и учить все народы. Марк же ( Мк. 16:9–20 , эти стихи отсутствуют в более древних рукописях) повествует о явлениях Господа в Галилее в период от Пасхи до Вознесения. В то время как Матфею и Марку известно лишь о явлениях Иисуса в Галилее, Лука говорит о тех, что состоялись в Иерусалиме и его окрестностях. Он повествует об учениках, шедших в Еммаус ( Лк. 24:13–35 ), о явлении Воскресшего вечером пасхального воскресенья в кругу учеников и о Его прощании с ними. В Деян. 1:1–12 также упоминается о том, что Иисус «в продолжение сорока дней» после Своих крестных страданий являлся апостолам. Иоанн, сообщая о В., прежде всего говорит о пустом гробе. В том, что гроб действительно пуст, убеждаются Петр и Иоанн ( Ин. 20:2–10 ). Воскресший является Марии Магдалине ( Ин. 20:1.11–18 ). Вечером того же дня за закрытыми дверями Он открывается ученикам в отсутствие Фомы, а спустя восемь дней, опять же за закрытыми дверями, является тому же кругу учеников в присутствии Фомы, который после этой встречи избавляется от своих сомнений. В Ин. 21содержится дальнейшее откровение Иисуса Его ученикам у моря Тивериадского (Геннисаретского озера), сопровождавшееся чудесным уловом рыбы, трапезой на берегу и разговором Иисуса с Петром;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Смоленской: 160. Преподаватель семинарии Алексей Тимофеевич Никольский, (Кандидат богословия). Уездные миссионеры-священники: 161. Николай Николаевич Балашов, (Студент семинарии); 162. Николай Иванович Клитин, (Окончивший семинарский курс). Ставропольской: 163. Преподаватель семинарии, священник Константин Васильевич Кутепов, (Магистр богословия); 164. Епархиальный миссионер, священник Симеон Яковлевич Никольский, (Кандидат богословия); 165. Епархиальный миссионер, слепец Алексей Егорович Шашин, (Из раскольников). По собств. желанию: 166. Кубан. обл. единоверч. священник Михаил Калышкин, (Из раскольников); 167. Священник Петр Данилов, (Окончив. семинар. курс); 168. Окружной миссионер, священник Елисей Купин, (Домашнего образования). Таврической: 169. Преподаватель семинарии Алексей Лукич Высотский, (Кандидат богословия); 170. Епархиальный миссионер, священник Павел Петрович Тихвинский, (Студент семинарии). Тамбовской. Епархиальные миссионеры: 171. Дмитрий Иванович Боголюбов, (Кандидат богословия); 172. Священник Василий Филиппович Стеменский, (Студент семинарии); 173. Окружной миссионер, священник Иоанн Михайлович Орлов, (Студент семинарии). Тверской: 174. Преподаватель семинарии Иван Александрович Виноградов, (Кандидат богословия); 175. Епархиальный миссионер, священник Павел Васильевич Шавров, (Окончившей семинарский курс); 176. Миссионер, священник Макарий Иванович Комаров, (Кандидат богословия). Томской: 177. Преподаватель семинарии Иван Петрович Новиков, (Кандидат богословия); 178. Миссионер, священник Павел Леонтьевич Соколов, (Студент семинарии). Тульской: 179. Преподаватель семинарии и миссионер Александр Иванович Бриллиантов, (Кандидат богословия); 180. Священник единоверческой церкви Дометий Ерофеевич Холопов, (Из раскольников). Уфимской: 181. Преподаватель семинарии, священник Евграф Васильевич Еварестов, (Кандидат богословия); 182. Священник Михаил Николаевич Архангельский, (Окончивший семинарский курс). Харьковской: 183. Профес. универс., протоиерей Тимофей Иванович Буткевич, (Магистр богословия); 184. Епархиальный миссионер, священник Леонид Иванович Твердохлебов, (Кандидат богословия).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чудо нужно преодолеть, пневматическую стихию нужно превзойти. Посему Христос явился пневматиком во всей полноте дарований Святого Духа и не только освободил человека от власти нечистых духов, но и дал ему самый полный опыт обладания стихийными дарованиями Духа, чтобы чрез этот опыт привести его к обладанию высшею формою Духа, – Духа свободного разума и самоотверженной любви, – Духа Христова Силою Христа религия внешних чудес, которыми питалась самолюбивая привязанность человека к земле, стала религией чистой духовности и святой любви. Евангельская история и история первобытной церкви образуют величайший «день» во всемирной истории, поистине день Господень: это – время перерождения стихийного духа Божия в свободный дух Христов... 196 «La faim, la rage, le desespoir, la folie habiterent Jerusalem. Ce fut une cage de fous furieux, une ville de hurlements et de cannibales, un enfer». E. Renan, L’antechrist, p. 506. 201 См. по этому вопросу Н. Gunkel Die Wirkungen des heiligen Geistes nach der jpopularen Anschauung der apost. Zeit und nach der Lehre des Apostels Paulus, Gott. 1888 и H. Weinel Die Wirkungen des Geistes und der Getster im nachapost Zdtalter bis auf Jrenaus, Freib. 1899. 202 История духовных дарований в послеапостольское время не входит в нашу задачу, потому что 1) этот предмет по своей сложности требует специального исследования (см. названное выше сочинение и 2) не может подлежать никакому сомнению постепенное ослабление и даже совершенное исчезновение в церковной жизни духовных дарований, для нашей же задачи важно указать на самый факт проявления духовных дарований в истории первобытной церкви. Если бы нам возразили, что нельзя говорить о совершенном исчезновении духовных дарований в позднейшей жизни церкви, ибо чудеса и теперь возможны, то мы ответим, что говорим это словами Иоанна Златоустог о, которые приходятся ниже. 204 Ерн. с. X; cfr. Trall. с. III, 2. Также Климента 2 ер. с. XIII, 3. Такжсе св. Иустина 1 Apol. XVI. Ср. Weinel Die Wirlcungen des Geistes und der Geister im nachapostol. Zeitalter bis auf Irenaus, Ss. 5562. Читать далее Источник: Жизнь и учение Христа/[Соч.] Проф. Михаила Тареева. - [Сергиев Посад] : Св.-Тр. Сергиева Лавра, собств. тип., 1903-./Ч. 1: Философия евангельской истории (Жизнь Иисуса Христа - Слава Божия). - 1903. - 319 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Не введи нас во искушение 1. Искушения нам бывают к добру, или к злу. Искушение к добру бывает от Бога, искушаться Которым просили Давид и дру­гие святые: Искуси мя, Боже, и у веждъ сердце мое, истяжи мя, и разумый стези моя ( Пс. 138:23 ). Не об этом искушении здесь го­ворится. Искушение к злу, или прельщение бывает или от диавола, который всячески старается уловить нас, прельстит, ко греху привести погубить, или от плоти, которая борет нас страстьми и похотьми, или от мира, который прелестию, суетою и соблазнами поощряет нас ко злу. Здесь говорится об этом искушении. 2. Бог, как Благий, ни­кого не искушает к злу. Никтоже искуша­ем да глаголет, яко от Бога искушаем есмь: Бог бо несть искуситель злым, и не искуша­ет Той никогоже. Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем ( Иак. 1:13, 14 ). Словами: не введи нас во искушение молим Бога, чтобы Он благодатию Своею сохранил нас от искушений мира, плоти и диавола. 3. А если впадем во искушение, то просим о том, чтобы Бог не попустил нам быть побежденными от них, но по­мог бы нам одолеть и победить их. 4. От­сюда видно, что мы сами по себе, без по­мощи Божией, безсильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, то не было бы повелено нам просить в этом помощи. 5. Этим мы научаемся: как только почувствуемъ находящее на нас искушение, тотчас же молиться Богу и просить у Него помощи. 6. Научаемся еще отсюда и тому, чтобы не надеяться на себя и на свою силу, но на Бога. 7. Когда молимся: не введи нас во искушение, то не должны сами себя вдавать во искушение. «Когда побуждаемся на под­виг, сказал св. Златоуст, должны муже­ственно стоять, но непобуждаемые должны молчать и ожидать времени подвига, по­кажем и нежелание суетной славы и муже­ства. Читать далее Источник: Издание Афонскаго Русского Пантелеймонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом. 1895. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва.3 Июню, 1895 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010