Иез.44:16 .  Они будут входить во святилище Мое и при­ближаться к трапезе Моей, чтобы служить Мне и соблюдать стражу Мою. Кроме обязанностей на внутреннем дворе храма у жертвенника Господня приношение тука и крови – ст. 15, священники садокиды будут иметь еще более высокие и почетные обязанности в самом «святилище» (в собств. смысле), у «трапезы Господней»; как назван еще в Иез.41.22 (см. об.) алтарь курений, где они будут а) служить Господу (через курение фимиама и должно быть кропление крови на этот алтарь; если же в Иезекиилевом храме предполагается стол для хлебов предложения и светильник, то здесь разумеется и служение, связанное с этими священными предметами) и б) соблюдать стражу Господню в святилище, т. е. заботиться всесторонне об этой святейшей части храма. Иез.44:17 .  Когда при­дут к воротам внутрен­него двора, тогда оденут­ся в одежды льняные, а шерстяное не должно быть на них во время служе­ния их в воротах внутрен­него двора и внутри храма. Святость прямых служителей Божиих священников виднее и рельефнее всего выражается через необычайно строгие требования даже относительно их одежды этой самой внешней и на первый взгляд неважной частности в человеке, на которую однако человек смотрит, как на продолжение во внешнем мире его существа. Главное требование относительно этой одежды, что она не должна быть шерстяною. Основание для этого требования не указывается, если не считать намеком на него замечание ст. 18: «в поту они не должны опоясываться», – что в шерстяной одежде тело скорее потеет и пот, это грязное выделение организма, сохраняется шерстью навсегда и не может быть отмыто с нее, как со льна. Вероятно основание для этого требования какое-либо другое, более глубокое и символическое (может быть: шерсть своего рода падаль, мертвечина). На служении своем как во всем внутреннем дворе, начиная от его ворот, т. е. главным образом у жертвенника, так тем более «внутри храма», в святилище, священники должны быть в льняных одеждах, за свою чистоту и белый цвет усвояемых и являющимся на земле небожителям ( Иез.9.2 ; Дан 10.5, 12.6 и д.). Льняная материя здесь названа пиште, настоящий лен (означает и лен на корню), тогда как в Пятокнижии бад (волокна). По Моисееву закону только нижнее платье («от чресл до голеней» – надраги, брюки) должны быть у священников льняное (бад), а верхнее – хитон и кидар – висонные (хлопчатобумажные), следовательно, пророк Иезекииль усиливает здесь требование Моисея об одежде священников и возвышает идею чистоты их. Переодеваться в такие, льняные, одежды священники должны у самых «ворот внутреннего двора» т. е. северных или южных (восточные были большею частью закрыты и ими не входили: Иез.46.1–2 ) может быть, в устроенных у них комнатах для певцов Иез.40.44 ; план 3 – С и D, а снимать эти одежды в комнатах Иез.42.14 (Н и Н»). Таким образом священники выходят из внутреннего двора не теми воротами, которыми входят, как то определеннее требуется от мирян в Иез.46.9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим (собств. «вырывающим волоса»); лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (4–7 ст.; 7-й ст. ср. с 29:22; 37:27 и др.). «Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне» (8–9 ст.; ср. 1:18; 3:13–14; 5:3; 34:5; 41:1). «Вот, все они, как одежда, обветшают, моль съест их. Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке без света, тот да уповает на Господа и да утверждается в Боге своем» (10 ст.). «Вот, все вы, которые возжигают огонь, идите в пламень огня вашего,., в мучении умрете (11 ст.; ср. 22:14). – «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, народ Мой, у которого в сердце закон Мой»... (ср. 29:22; 41:8). Посмотрите на Авраама, отца вашего... и призвал его одного, и благословил его, и размножил его. Так утешит Господь Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай и степь его, как сад Господа. От Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов» (51:1–4; ср. 4 ст. с 2:2–5). «Правда Моя близка, пришло спасение Мое,.. острова будут уповать на Меня... Не бойтесь поношения от людей и злословия их не страшитесь (ср. 37:23, 27; 10:8–15, 24), ибо, как одежду, съест их моль,.. ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда,... (ср. 34:4), а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет»... «Восстань, восстань, мышца Господня,.. как в дни древние, в роды давние. Не ты ли сразила Раава (Египет), поразила крокодила,.. иссушила море, чтобы прошли искупленные. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над главою их, они найдут радость и веселие, а печаль и вздохи удалятся» (ст. 1–11; ср. 35:11). «Что ты боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава», «каждый день страшишься ярости притеснителя 242 , и забываешь Творца твоего, распростершего небеса и основавшего землю, возмущающего море, так что волны его ревут: Господь Саваоф имя Его?» (12–13, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Они основываются на указании того же Епифания, что преподобный умер 78-ми лет, год же смерти его, 1392, не возбуждает сомнений. По Казанскому, гораздо прочнее опираться на этот факт: Сергий,  наверно,  не раз говорил  старцам о том,  сколько ему  лет. Епифаний  жил  при  Сергии последние годы  и мог лично это слышать. Таким образом, Епифаний противоречит себе: исходя из него, с одинаковым правом можно принять и 1313—14 и 1319—22. Защитники 1319-го  сомневаются  в подлинности упоминания  о  78-ми  годах жизни Сергия, Ключевский и архим. Леонид считают это место позднейшей вставкой (анализ стиля). Но Голубинский думает, что сама вставка все же взята Пахомием из текста Епифания и лишь неловко сделана, при сокращении. Положиться на Епифания в хронологии вообще довольно трудно, т. к. он делает, например, явную ошибку, относя рождение Сергия ко времени патр. Каллиста (а тот был от 1330 по 1363). Так что вопрос, в сущности, не решен, но в лице проф. Голубинского новейшее исследование склоняется довольно упорно к 1314 году, смело исправляя дальнейшие указания и Епифания, и Никоновой летописи. 3 О жеребятах: " на взыскание клюсят " — очень старинное слово, собств. " лошадей " . Епифаний любил такие архаизмы, иногда щеголял даже знанием греческого языка. О медведе, например, выражается: " зверь, рекомый аркуда, еже сказается медведь " . 4 Переселение родителей преподобного в Радонеж, по Епифанию,— 1330—31 гг. Еще в Ростове, уговаривая мальчика не поститься чрезмерно, мать Сергия говорила: " Тебе нет еще двенадцати лет от роду, а ты уже рассуждаешь о грехах " . В Радонеж перебрались позже, следовательно, в 1330—31  Сергию не могло  быть меньше 14—15 лет. Если  же  принять год его рождения 1319—22, то выйдет, что из Ростова он уехал 8—10 лет — косвенное подтверждение взгляда о 1314 годе. 5 Прямого свидетельства, что Кирилл и Мария ушли в Хотьковский монастырь, нет. Но они там погребены, из чего заключают, что в Хотькове они жили. Древность знала монастыри для монахов и монахинь, общие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

Когда ап. Павел, незадолго до своей кончины, давал последние наставления ученику своему Тимофею, он внушал ему неизменно пребывать в том, чему он научен и что ему вверено, и наконец присоединил: «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса», давая видеть каждому важность раннего воспитания в Божественных писаниях, и в заключение о самом Писании сказал, что все оно богодухновенно и полезно для наставления и совершенствования человека во всем добром ( 2Тим. 3:14–17 ). Когда св. ап. и ев. Иоанн Богослов оканчивал свое Евангелие, в заключение его, свидетельствуя об истине писанного в нем, он присоединил; «сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живота имате во имя Его» ( Ин. 20:31, 21:24, 25 ) (См. «Опыт библ. слов. собств. имен» – прот. П. Солярского – т. III, стр. 500–502).   О значении слова завет. Слово завет означает союз, взаимный договор между лицами или сторонами. Вот роды завета Божия, упоминаемые в Библии: а) Завет послушания, известный также под именем завета дел, который установлен между Богом – Творцом и невинным человеком. В этом завете священным, таинственным символом, или знамением служило древо жизни ( Быm. II:9, III:22–24 ). б) Завет примирения, который установил Бог с Ноем, когда сказал: «не приложу ктому прокляти землю за дела человеческие» ( Быm. VIII, 21 ). Как на знамение сего завета Господь указал на радугу ( Быm. IX, 13 ). в) Завет наследия, или умножение потомков, обладание землею, происхождение Мессии и даров, какие имел Он принести на землю, – завет с Авраамом и семенем его, несколько раз повторенный Аврааму, Исааку и Иакову и сынам Израиля при Синае. Видимым знаком сего завета было обрезание ( Быm. XVII, 1–13 . Ucx. XIX, 18 . Вт. IX, 6–11, 32, 52), а за ним и другие обряды В. Завета ( Евр. Х, 1–18 ). г) Завет царства – с Давидом ( 2Цap. VII . Пс. 88:19–37, 130:12 ). д) Завет спасения и благодати Иисус-Христовой. О сем завете говорит ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

608 Ср. Путеш. Курзона по мон. Востока (Ж. М. Н. Пр. 1880, LXV, 48–52); рецен. катал. Ламброса, Дестуниса (ib. 1881, 2, с. 166–171); Шестаков (Уч. зап. Казан. унив. 1897, 12); Критич. отзыв о книге Саввы Хиландарца, Хиланд. рукоп. историч. книги, И.Сырку, собств. о славян. рукоп. (Изв. Ак. Наук, 1898, 1, с. 131–141); А.Дмитриевский , Путеш. по Востоку (Тр. Киев. дух. ак. 1890, и отд., 149–168). В XIII и XIV вв на ос. Патмосе монаст. библ. обладала значительным количеством книг свет. писателей, но с конца XIV в. число последних сильно уменьшилось (Ж. М. Н. Пр. 1893, 7, с. 268–269) 609 Ж. М. Н. Пр. 1881, 2, 165. В 20 монастырях, кроме Лавры и Ватопеда, насчитывается 5766 рукоп. (164) В I- м томе опис. рук. (1895) Ламброса описано свыше 4000 рук (см. рец. Д.Шестакова, Уч. зап. Казан. унив. 1897, 12, с 1–18). Афон потерпел два жестоких разорения турками, но рукописи часто выручались за мелкую монету. Иногда и сами монахи жестоко обращались с рукописями. В 1691 г. пожар истребил библиотеку Симоно-Петровского монастыря, с довольно значительным собранием рукописей (245 рукописей) 612 Сочин, I, 377. Ватопедскому мон. принадлежала лучшая из библиотек, в которой сахранилось значительное собрание соч. отцов церкви в списках IX-XII вв., и в Синод. библ. находились рукоп. Аристотеля и его толкователей (патр. Геннадия), Плутарха, грам. Мосхопула и др., приобретен. в Ватопед. мон. и восходившие даже к началу XVI в. (по опис. Маттеи) 616 М.Корелин, Ранний итальянский гуманизм, 617, 785–815. Крайней испорченности Салютати, подобно Руссо, противопоставляет идеал естественного состояния, которое он рисует такими же красками и с таким же одушевлением (797) 617 Сочин., II, 365. Место это вызывает объяснения. Полагают, что он ходил за милостыней на острова греческих морей, находившихся под властью венецианцев, и тут имел возможность поддержать их в отеческой вере, противодействуя латинской пропаганде и вступая с латинами – миссионерами в прения, по незнанию языков, кроме греческого и латинского (Голубинский, 675); но, быть может также и в Македонию (см. текст). В печатном тексте (Солов. б.) и др. (Лавр.) усматривают пропуск после слов «вельможами глаголемых», а в Синод. сп. после них стоит слово «лях», почему допускают возможность его сношений с поляками (Приб. к Твор. св. отц.), но неправильное сочетание слов легко объясняется конструкцией речи Максима Грека , а прибавка «лях» могла явиться, как объяснение в смысле «латинян»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

VI. Житель деревни Зарубянец, виленской губерни, именем Иван, часто подвергался припадкам беснования. Желая избавиться от этой страшной болезни, он обходил много мест и святынь, которыя находились в руках латинян и униатов (напр. Сокал, Лежанск, Кальварию, Ченстохов, Жировичи и др.) и, склоняясь к их вере, часто исповедовался и причащался у их священников; но однако не получал исцеления, а напротив недуг его еще более усилился. Наконец, в 1627 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы он посетил Киево-Печерскую Лавру и с благоговением слушал литургию. Когда священнослужащий возгласил известные слова – «изрядно о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней...» вдруг мучивший больного бес возопил громко устами его: «Марие! не мучь меня, ибо я уже исхожу из него» и тотчас же вышел. Все присутствовавшие были поражены случившимся, а больной пал на землю, как мертвый. Но по окончании Богородичной песни он встал совершенно здоровым и с того времени навсегда исцелился от своего страшного недуга (Заимствовано из собств.-ручных записок П. Могилы, напечатанн. в «Архиве юго-западн. России»; сн. Воскр. Чтение 1888 г., 21). VII. Когда отступник от православия, униатский епископ (Брестский) Ипатий Поцей совершал соборне с другими униатскими епископами литургию в монастыре св. Николая, то влитое в потир вино превратилось в воду. Отступники от православной веры старались объяснить это явление недосмотром священника, совершавшего проскомидию, и поспешили опять влить в потир вино; но Бог и на этот раз изобличил нечестивых изменников св. веры; после вторичного влития вина, потир распался и вино пролилось на землю к великому ужасу всех присутствовавших при богослужении, которые ясно увидели, что епископы их (т. е. униатские и римско-католические) – еретики, и вследствие этого чуда снова возвратились в лоно православной церкви (оттуда же). VIII. Но особенно поразительный случай, ясно доказывающий превосходство православной веры пред латинскою, имел место в Молдо-Влахии. Когда воевода Михаил, после изгнания своего брата, принял власть в Молдо-Влахии, он первым делом отправился в столицу Молдо-Влахийской земли Белград и решился построить там православную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поэтому же «от Сына» нигде нельзя найти, и отчётливым образом запрещено так говорить. А высказывания (букв.: голоса.– Прим. переводчика) западных наставников, которые Сына делают причиной, я не знаю, и не принимаю, потому что удостоверился (собств.: опознал по приметам.– Прим. переводчика), что эти высказывания испорчены и искажены многими приписками 88 . Вот вчера нам они принесли книгу, содержащую определение Седьмого Вселенского Собора, в котором было прибавление в Символе Веры 89 . Какой это позор для тех, которые эту книгу зачитали, знают все на этом заседании присутствовавшие. Ведь западные отцы не могли писать что-либо враждебное Вселенским Соборам и их общим догматам, и вообще не могли иметь разногласий с восточными учителями и расходиться с ними, что явствует из множества их высказываний. Поэтому и нужно отвергать столь опасные высказывания об исхождении Святого Духа и пребывать в согласии со святым Иоанном Дамаскиным : «Дух от Сына – не говорится», хотя бы кто-нибудь другой и допускал такое говорить. Я не называю Сына причиной или испускающим Духа, потому что тогда будет вторая Причина в Троице и будут познаваться две причины и два начала. Но ведь причина сущностно может быть только общей для трёх Лиц Святой Троицы, и поэтому и латиняне никогда и нигде не говорили о двух причинах в Божестве до тех пор, пока не стали говорить, что Сын – причина Духа. Ведь начало в Троице личностное и различает Лица. Итак, я следую во всём святым Вселенским семи Соборам и на них воссиявшим богомудрым отцам и «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимых же всех и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа». И далее произносим этот священный Символ первого Собора, изложенный вторым Собором и подтверждённый всеми последующими. От всей души его принимаю и храню, и принимаю и лобызаю, помимо названных Семи Соборов, и после них созванный при благочестивом Царе ромеев Василии и святейшем Патриархе Фотии Собор, наименованный Восьмом Вселенским, на котором присутствовали и представители блаженного Иоанна, Папы Старейшего Рима: Павел и Евгений епископы, Петр пресвитер и кардинал 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

К вопросу о значении наименования Духа Святого Утешителем Во второй апрельской книжке журнала «Вера и Разум» за 1896 год помещена статья ректора Казанской Духовной Академии, архимандрита Антония, под заглавием «Нравственное содержание догмата о Святом Духе», – представляющая ответ графу Толстому на его упрек Церкви в подмене веры Христовой – «святодуховской». Обозревая действия Духа истины в Церкви, досточтимый автор подробно рассматривает вопрос о значении наименования Его Утешителем и решает его в том смысле, что Утешителем Дух Святой именуется, как источник «нравственного удовлетворения правдою Христовой» в борьбе христиан с миром. По-видимому, не должно бы быть никаких затруднений в разумении именования Духа Святого Утешителем: 173 столь непосредственно ясен смысл сего слова и столь точно в сознании верующих соответствует оно действиям Духа Святого в Церкви и полно определяет их. Несколько иначе, однако, представляется дело, если обратить внимание на то обстоятельство, что и Себя Самого Спаситель именовал Утешителем, как именуют Его потом и Апостолы Его: 174 значение сего именования в отношении Христа Самого уже не столь ясно. Главное же затруднение возникает тогда, когда требуется определить отношение имени «Утешитель» к тому греческому слову, переводом которого оно является; это именно отношение столь трудно поддается определению, что не без причины часто и у нас Дух Святой называется Параклитом, – т. е. греческое именование (Παραχλητος), каким обозначил Господь Духа Святого, по подлинному тексту Евангелия Иоаннова, и какое обычно переводится чрез слово Утешитель, часто совсем остается без перевода, и ему придается только внешняя форма русского слова, – именно изменяется только по-русски его окончание. Трудно установить, прежде всего, безотносительно значение слова «Параклит» (Παραχλητος); в Новом Завете оно употребляется еще только однажды, именно – в первом послании Иоанна же Богослова: чадца моя, сия пишу вамъ, да не согрешаете; и аще кто согрешитъ, ходатая (собств.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

В настоящее время г-жа Дубровская все ясно видит и может читать и работать. Глава 43. О. Иоанн исцеляет возложением руки на больного В г. Архангельске, после молебна в часовне св. Николая, жена одного состоятельного человека осталась стоять на коленях и стала грызть лежавшую на аналое икону Святителя Николая. Ее стали уговаривать, но она не унималась, тогда ее оттащили и свезли домой. Состоятельный человек ее муж не жалел денег на врачей, но больная не получила от них решительно никакой помощи. Случайно приехал в Архангельск о. Иоанн. Муж больной просил о. Иоанна приехать к больной. О. Иоанн спросил его: «умеешь ли молиться?» и заставил его молиться вместе. Затем прошел к больной, положил ей руку на голову, прочел молитву и уехал. Больная заснула и, когда проснулась, была совершенно здорова. Здесь исполнилось пророчество Спасителя в последней главе Евангелия от Марка (гл. 16, ст. ст. 17 и 18): «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Рассказ домовладелицы г. Орла Евдокии Николаевны Пастуховой, проживающей в Сербии, в г. Белграде в Профессорской колонии по Венизелосовой ул. в собств. доме 34 Много лет я страдала головными болями; лечилась, но врачи не помогали. Я постоянно носила с собой фенацетин, чтобы, как только голова заболит, сейчас же его принять. Однажды, когда о. Иоанн был в моем доме, у меня заболела голова, но я была занята по хозяйству и не думала о себе и лишь, когда о. Иоанн уже собрался уходить, я ему сказала про головную боль. О. Иоанн спросил меня: «часто ли у тебя болит?» Я объяснила. Тогда о. Иоанн положил мне руку на голову и головная боль прошла и больше не повторялась. Глава 44. О. Иоанн исцеляет запойного пьяницу Рассказ автора: Когда я был совладельцем дома в Петербурге, на углу Английского просп. и Екатерининского канала 35/154, у Аларчина моста, в доме этом был трактир, принадлежащий трактирщику Волкову, который изредка запивал запоем. Он поехал в Кронштадт к о. Иоанну и, по молитвам последнего, не пил больше до самой смерти. Глава 45. О. Иоанн возложением руки облегчает страдания умирающей и предсказывает ей царство небесное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Исх.25:22: «И познанъ буду тебе оттуду, и возглаголю тебе съ верху очистилища между двема херувимы, иже суть надъ кивотомъ cbuдehiя...» (ц.-сл.); «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым» ( синод. пер. ). Никифор, свт. Опровержение третье, 56. Указ. соч. С. 216–217. Перевод исправлен по греч. оригиналу: PG 100, 481 B. Никифор, свт. Опровержение третье, 28. Указ. соч. С. 167. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение первое, 24. Указ. соч. С. 1–96. С. 44. PG 100, Col. 261 B–C. Никифор, свт. Опровержение третье, 26. Указ. соч. С. 164–165. δνμις – сила, мощь; могущество, власть; чудотворная сила (Н.З.) (см.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991). Никифор, свт. Опровержение первое, 22. Указ. соч. С. 36. Никифор, свт. Опровержение первое, 41. Указ. соч. С. 76. PG 100, Col. 304 B, C. Никифор, свт. Опровержение первое, 48. Указ. соч. С. 93–94. PG 100, 324C–325B. Перевод исправлен нами по греч. оригиналу: δυνμει переведено как «возможность» (а не «сила», как в указанном издании) в соответствии с философским значением термина – «возможность, потенция» (см.: Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1/Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958). О божественной и тварной силе свт. Никифор рассуждает в следующем 49-м параграфе. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение первое, 49. Указ. соч. С. 94. PG 100, Col. 325 C, D. Никифор, свт. Опровержение третье, 61. Указ. соч. С. 220. Никифор, свт . Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам, 23//Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского: В 2 ч. Ч. 1. – Св.-Троицкая Сергиева Лавра: собств. тип. – 1904. – 442 с. – С. 138–378 с. (Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 65). С. 183. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт . Слово в защиту непорочной, чистой и истинной…, 66. С. 318.

http://bogoslov.ru/article/6193123

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010