«Уставил еси (собств.: задержал, остановил), премудре, твоего святаго языка (точнее: твоих святых словес) струями струи Ариевы хульныя (собств.: потоки Ариевых хулений)...» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2). Приведенные выдержки из творений св. Иосифа снова утверждают нас в мысли, что Церкви в его время хорошо было известно предание о борьбе свт. Николая с ересиархом Арием на Никейском Соборе, и вряд ли местная борьба с малоизвестными представителями арианства в пределах небольшой Ликийской области могла дать повод к такому широкому развитию темы. Гораздо естественнее думать, что мысли св. Иосифа, облекшиеся в столь различные и яркие образы (земледелец, истребляющий плевелы; военачальник, расстраивающий ряды неприятельских полков; пастух, удушающий хищного разъяренного волка; богомудрый проповедник, силой речей своих заграждающий уста противников), имеют в своей основе представление о великом словесном единоборстве свт. Николая непосредственно с Арием и его споспешниками. Резкий контраст между творчеством св. Феофана исповедника и св. Иосифа песнописца вряд ли можно относить исключительно за счет их личных художественных вкусов и настроений. Складывается впечатление, что устами св. Иосифа Церковь как бы внезапно, руководствуясь особым побуждением, вдруг во всеуслышание заговорила о великом вселенском значении свт. Николая как пламенного борца за Православие. Есть основание предполагать, что приблизительно в это же время, то есть во 2-й половине IX столетия, появилось в своем первоначальном виде и так называемое «Синаксарное житие» свт. Николая, первый по времени письменный источник, известный нам, где прямо говорится об участии свт. Николая в деятельности Первого Вселенского Собора. Приведем текст этого свидетельства: «Когда же великий и благочестивый Константин, волею Божиею, воспринял Римское царство, заключенные в темницах были отпущены на свободу; в их числе был и свт. Николай, возвратившийся тогда в Миры. Вскоре после того великим Константином созывается в Никее первый (вселенский) Собор; его участником становится и чудный Николай» (Ср. с латинской версией: свт. Николай «отправляется на Никейский Собор, где вместе со славными 318 отцами добивается осуждения ереси Ария»).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

3 марта. 61 С. 12 : Подробности о кончине в Бозе почившего Императора (Александра II): (Из газ. «ПВ», МВед», «Рус. вед.», «Голос», от собств. корреспондента »СИ« и др. газет); С. 2 : Москва, 2 марта: (Царь-Освободитель в узах смерти)/+ (Ф. А. Гиляров и 4 сотрудника газ. »СИ« под астронимами); С. 3 : Из Петербурга. 26 февр.: Московские издатели народных книг и Комитет грамотности. Петиция студентов юридического Демидовского лицея. Годичный акт С.-Петербургской духовной академии. Празднование столетия первого народного училища. Московский художник XVI века. Исторический очерк преподавания арифметики/Заурядный зритель (А. М. Дмитриев); Из Солигалича. 19 февр.: Общественная жизнь. Положение духовных учителей. (ВИ); С. 4 : К характеристике балтийских порядков. Переделка комедии И. С. Тургенева («Нахлебник» на нем. язык Л. Пичем). (РИ). 4 марта. 62 С. 12 : Москва, 3 марта: (Подробности убийства Александра II: от собств. корреспондента; из рус. и иностр. газет); С. 23 : (Александр II – царь-»мученик»; «нигилизм есть наше исчадие»)/(Г.-П.); С. 3 : По поводу кончины Государя Императора. (ПП); С. 34 : Стеклянный человек/Z. (РИ). 5 марта. 63 С. 1 : Первое и второе марта в столицах: (Из петерб. газет). ((Ф)); С. 2 : Москва, 4 марта: (В связи с убийством Александра II – как искоренить зло)/(Г.-П.); С. 23 : Подробности о кончине в Бозе почившего Государя Императора; С. 3 : Кто виноват. По поводу восшествия на престол Государя Императора. (ПП); Из Петербурга. 2 марта: Преступление 1 марта/Ф. Сч (Ф. Ф. Серно-Соловьевич). (ВИ); С. 4 : Русская история в народном сказании (в записях Е. В. Барсова ; из газ. «Земство»). (РИ). 6 марта. 64 С. 12 : Подробности о злодействе: (Из петерб. газет). ((Ф)); С. 2 : Москва, 5 марта: (Как «истребить крамолу»; об А. И. Желябове)/(Г.-П.); К известиям о злодеянии 1 марта; С. 3 : Ответ на статью в 45 (о «Братском дворе»)/Сурогина. (ИСМ); По поводу кончины Государя Императора. (ПП); Из Петербурга. 2 марта: Преступление 1-го марта/Ф. Сч (Ф. Ф. Серно-Соловьевич); Из Твери. 2 марта: По поводу кончины Государя. Панихида. Присяга; Из Ярославля. 2 марта: Ужасная весть. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Горыни) волости Степанской, от Житомира 220 вер., от Ровно 80 вер., от ближ. почт. ст. Клевани 72 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Степаня 12 вер., от ближ. приход. с. Великого-Вербче 4 вер., с. Городца (Луцкого узда) 4 вер. и м. Степаня – 12 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1885 г. (заложена 11 апреля 1877 г.) на средства прихожан (на место дерев. старой церкви, которая неизвестно кем и когда была построена). Деревянная, совместно с такою же колокольнею. Утварью, ризницею и богослужебными книгами достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1885 г. Упомянутая дерев. старая церковь вместе с колокольнею, на основании резолюции местного Архиепископа от 8 мая 1885 г., подлежит сломке и употреблению на печение просфор. Земли: под церк. погостом 589 саж., усад. с огородн. 4 дес. 1,124 саж., пахотн. 21 дес. 850 саж., сенок. 12 дес. 870 саж., неудобной 294 саж. – всего 38 дес. 1,328 саженей. Сверх того, церкви принадлежат два рыбных озера, а также право вольного, без меры и черги (очереди), помола хлеба в местных мельницах. На эту землю имеются план от 1870 г. и проект от 1849 года, межевой же книги нет. Кроме того, имеется эрекция, данная 3 января 1816 г. помещиком графом Станиславом Ворцелем По смыслу этой эрекции, как сказано в проекте, причту предоставлено право пользоваться бортями для пчеловодства на островах «Заполье» и Задеревье. Всеми этими угодьями, кроме помола хлеба и пчеловодства, причт пользуется спокойно. По качеству грунта земля самая песчаная, и потому малоплодородна. Она находится в разных местах за р. Горынью, в расстоянии от церкви до 9 вёрст и менее. Причт: 1 свящ. – 303 руб., псаломщ. – 50 руб. 70 к. и просф. – 16 руб. Для свящ. дом и хоз. постройки новы, построены в 1886 году Степанскою экономией; для псаломщ. дом и хоз. постройки новы; для просф. дома и хоз. построек нет, а живёт она в собств. доме на собств. земле. Сельская школа существовала с 1860 г. по 1877 г. на средства крестьян; учеников было около 50 человек муж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

395 Христос назван чудом в соответствии с чудом рождения Богоматери от неплодной. Он был еще большим чудом и вообще самым великим чудом в мире. 400 Δημιουργς – собств. работающий для народа, ремесленник, художник; было названием высшего правительственного лица в дорических государствах; у христианских писателей это слово в творческой деятельности Божией оттеняет ее устроительную сторону подле собственно творческой ( κτστης). 406 Греч. и др.-слав, «жезл», в нынешнем тексте естественнее ход мысли: после образной речи – прямая. 408 Другая, по сравнению с описанной в начале предыдущего тропаря, сторона творчески-вседержительной силы Божией; там власть и сила над вещественной природой, здесь – над духовной. 413 Междометие восклицания впервые в троичнах; это потому, что 8-я песнь, как песнь трех отроков, наиболее подходящее место для троична, который бывает на этой песне и в канонах, совсем не имеющих троичное; поэтому прославление Пресв. Троицы в этой песне должно быть особенно восторженным. 416 Не «поют» и «трепещут» ( τρμει), как ангелы, а только «ужасаются» φρττουσι (такой страх, когда поднимаются волосы). 421 φωστρ (от φσκω светить, φς свет) светило, звезда; слово позднейшее, употребляемое в Н.З. Редкое наименование Бога, обычно называемого «Светом», «Солнцем». 423 λαγνων – из боков, поэт. образное выражение, имеющее целью указать на уничижение Бога, ограничение Его более необъятного и тонкого, чем свет, небольшим пространством при рождении, и на происхождение Его из самого тела Девы (то же выражение и в 9 ирм. канона на Преображение). 426 κροτμου – собств. остро отрезанный, о скале у позднейш. греч. писателей; отвесная, крутая, слав. обычно: «краесекомаго»; поэтическое название камня на языке церковных песней 428 θυεσι – обычное название в Библии язычников в противоположность избранному народу λας «люди»; тем резче выступает противоположность эпитетов: «непокорным» и «покорный» ( πειθοσι – επειθοσι). 433 οκεισεως – присваивание – конечно, в хорошем и одухотворенном смысле: родственного сближения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

    προκρνει — выбирать предпочтительно перед другими (также: предпочесть, судить, решать); др.-слав.: «разсуди».    Числ. 17:1—9.    См. прим. 176.     στερωμα — твердыня, опора. Соответственно идее жезла (посоха) и содержанию песни Анны, по образцу которой составляется 3-я песнь канона Др.-слав. «вопреки», греч. «неплодящая же прежде церковь ныне процвете древо Креста»     ς — как, как бы, когда.     κρτομος — собств. остро отрезанный, о скале у позднейш. греч. писателей: отвесная, крутая, слав. обычно: «краесекомаго»; поэтическое название камня на языке церковных песней.    απιζομνη (от απς ­ αβδος — жезл, палка) — бить палкой, розгой, ударять (и о пощечине).     παφκε — пускать или бросать в кого-либо. Вода представляется брызнувшей с силой из скалы в народ.     σκληροκαρδω — жесткому, черствому сердцем. Ср. Иез. 2:4. Сердце такое, как воля («непокорному»)    Как удар жезла извлек из скалы воду, так Крест, опора церкви, извлекает из нее потоки благодатной воды, от питья которой непокорные и черствые сами становятся богозванной церковью.    В греч. ед. ч.    Как Ветхий Завет был заключен через кропление кровью и водой, так должно было быть и с Новым Заветом: Исх. 24:8. Евр. 9и далее. Посему такое значение придает ев. Иоанн истечению крови и воды из прободенного ребра Христова.    υπτικν — очистительный.    на котором произошло это обновление завета    Царям это особенно нужно, и нужно для «славы верных».    Разумеется евхаристия.    Наиболее сораспинающихся Христу.    См прим. 352.    Так называет устроение Богом нам спасения ап. Павел (Еф. 3и др.), имея в виду, должно быть, сравнение св. Церкви с домом Божиим. Отсюда это слово стало специальным богословским термином.     κατενησα — замечать, узнавать, понимать, обдумывать.     πικρογνους — производящие горечь (горькую воду), позднейшее очень редкое слово Др -слав . «горесть родящыя»    Исх. 15:23—25     προφανων — см. прим. 356.     κολπωσαμενος — глагол у классиков означает: образовать углубление, складки, вздыматься, пухнуть (от κλπος — лоно, пазуха); здесь, очевидно, прятать за пазуху. Др -слав.: «во глубине погрязшу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

рожденной Бурзи, проживающей в Сербии в г. Панчево, в доме 6 по набережной Бригадира Ристича. Генерал-лейтенант И. К. фон-Бурзи, Комендант Бобруйской крепости в 1894 г. тяжело заболел третьим нервным ударом. Врачи предупреждали семью, что если случится третий удар, то он будет смертельным. Осмотрев больного, они признали положение его безнадежным. Его маленькая дочь, которая слышала в семье рассказы про исцеления о. Иоанном Кронштадтским больных, без ведома старших, гуляя с гувернанткой, попросила ее подождать на улице у почты, забежала на телеграф и на имевшиеся у нее свои маленькие деньги от правила телеграмму о. Иоанну такого содержания: «Помолитесь за папочку. Аня Комендантова». Так ее называли в городе, а фамилии своей она даже не знала. Генерал, бывший 11 суток без сознания, пришел в сознание в тот день, когда телеграмма была получена отцом Иоанном Кронштадтским . Генерал через некоторое время совершенно поправился, еще служил и прожил еще много лет. Это рассказ самой Ани Комендантовой, ныне Анны Ивановны Сперанской. Третьего удара никто не переживал, но невозможное людям возможно Богу. «Богу все возможно», сказал Христос своим апостолам. Дерзновенный великий угодник Божий о. Иоанн Кронштадтский умолил Христа, и Христос сотворил чудо. Рассказ Ивана Сергеевича Свищева, Генерального штаба генерал-майора геодезиста и профессора Белградского Университета, проживающего в Белграде, по Варшавской ул. в собств. доме. Когда я был мальчиком и жил с родителями в родном нашем городе, я дружил с товарищем по школе Мишей Ревякиным, с которым мы вместе занимались. У этого мальчика мать была очень больна и я спросил его о здоровье матери, на что он мне ответил: «Вчера был консилиум и врачи сказали, что положение мамы безнадежно». Слышавшая это моя сестра сказала мальчику: «Ты бы посоветовал твоему папе написать письмо о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться об исцеления твоей мамы, ведь рассказывают много чудес, совершенных им». Мальчик ушел и на другой день, когда он к нам пришел, то сказал, что его отец сразу же написал письмо о. Иоанну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но тогда недоставало бы объяснения относительно времени продолжительности предсказываемых событий, а между тем, судя по аналогии с видением 8 гл., где возвещено было Даниилу время продолжительности предсказанных событий, пророк мог ожидать для себя и здесь подобного же возвещения. Такое возвещение действительно и даётся в ст. 5–12 и даётся многознаменательно – торжественным образом. Картина видения несколько видоизменяется. Кроме доселе видимого пророком одного существа, подобного Сыну Человеческому, одетого в льняные одежды, Ангела Иеговы, сообщавшего ему откровения, пред его взором являются, как и в видении 8 гл. (ст. 13), ещё два существа, два ангела Божии. Одного ангела пророк увидел по одну сторону реки Тигра, где происходило видение, а другого по другую. Что же касается до существа, одетого в льняные одежды, то оно пред взором пророка, как в видении 8 гл. (ст. 16), носилось над самой рекой Тигром. Быстрая и стремительная в своём течении река Тигр, обозначенная здесь словом ior, в евр. подлиннике (ior – слово общеупотребительное собств. для обозначения реки Нил, Comm. Keil, 405, соответствующее египетскому ior мемфисскому iaro, Comm. Lang 236), служила символом бурной и стремительно-порывистой в своих боговраждебных восстаниях языческой, мировой власти, представительницей которой во времена данного откровения являлась Мидо-Персидская монархия, где и протекала река Тигр. Парение Ангела Господня над водами реки служило символом его могущества и верховного владычества над сушей и водами, равно как и над народами, которые как воды нередко волнуются а бурно восстают против Господа, но усмиряются им и во всей своей судьбе управляются его всемогущей волей. Теснее, это парение Ангела показывало, что как в древние времена Господь поразил воды Нила, чтобы спасти свой народ из-под власти Египта, так и теперь, когда возвещённое в откровении угнетение Израиля со стороны боговраждебных князей достигнет до своей цели, т. е. когда народ через страдания вполне очистится, тот же Господь сокрушит в лице антихриста в конец боговраждебную власть и спасёт истинных членов своего общества, даровав им вечную жизнь, полную славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Таким образом, еврейская музыка, рассчитанная не на разнообразие, а на силу звука, имела характер громящий и пронзающий. Талмуд говорит, что когда играли в храме, было слышно до Самарии 29 . Климент Александрийский сопоставляет еврейскую музыку с греческой, именно с дорическим напевом 30 , который лег в основу нашего 1-го гласа. Во всяком случае пение было диатоническим, но не энгармоническим или хроматическим 31 . Высокие голоса, может быть, назывались halomoth, «по-девичьи» (soprano), как надписываются некоторые псалмы (слав. «о тайных»), низкие – «по восьмой» (октавой, слав. «о осмей»); первые тоны выражали радость, а вторые печаль: большей частью псалмы с первым надписанием радостного характера (например, Пс.45 ), а вторые – скорбного (например, Пс.6 «Господи да не яростию» и Пс.12 «Доколе Господи»). Псалмы восхождения должно быть, соединяли в себе все тоны, начиная от самого низкого и оканчивая громким forte 32 . Светильники и каждение Одновременно с ежедневной утренней и вечерней жертвой в первой части храма, на его дворе, не оставлялись без богослужения и две другие части храма – святилище и святое святых, только богослужение здесь было благоговейно-безмолвным. В святилище утром первосвященником или священником совершалось приготовление (евр. hetiv. собств. благоукрашение, слав. «устрояет») светильников 33 для вечернего возжжения их, а вечером самое возжжение их на всю ночь 34 . Возможно, что отсюда христианская вечерня получила название «светильничной» службы, λυχνικòν (название усвояемое ей уже памятниками IV в.) 35 . В то же время совершалось каждение фимиамом на алтаре кадильном, стоявшем пред самой завесою святого святых и потому принадлежавшем скорее этому последнему, чем святилищу 36 . Происходя, таким образом, в святейшей части храма, это каждение считалось такой же жертвой, как жертва кровавая 37 . Отсюда, может быть, наша утреня и вечерня получили каждение в начале. Обряды праздника Кущей Не останавливаемся на еврейских праздниках, достаточно известных каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Киев. 31) Паломник Киевский, или путеводитель по монастырям и церквам Киевским для богомольцев, посещающих святыню Киева. В тип. Киевопечерской Лавры. 1842. (8) 106 стр. (Составлен И. Максимовичем.) Издание 2-е, исправленное и дополненное. Киев. В тип. Гликсберга. 1845. (12) (См. реестр Ольхина, 6030.) Издание 3-е. Киев. 1849. В тип. Гликсберга. (8) 130 стр. 32) Указатель святыни и священных достопамятностей Киева, как в самом городе, так и в его окрестностях, для поклонников, посещающих святые места киевские. Киев. В тип. Киевопечерской Лавры. 1850. (8) 8, 2 (непом.) и 200 стр. В начале описаны святыни Киевопечерска, старого Киева и Киево-Подола и потом окрестностей. В конце – краткий перечень местных церковных обычаев и хронологический перечень достопамятных церковных происшествий в Киеве. 33) Путешествие ко святым местам русским. Киев. Спб. В тип. III Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии. 1844. (8) 291 стр. Отрывок из сочинения А. Н. Муравьева (см. ниже, сборники). В Прибавлении (стр. 201) находятся 4 статьи: 1) Святая София Новгородская. 2) Благовещенский собор. 3) Архангельский собор. 4) Вознесенский монастырь. 34) Описание Киевопечерской Лавры, с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов Лавры и обеих пещер. Киев. В тип. Киевопеч. Лавры. 1826. (4) 131, 191 и 7 (неполн.) стр., с 4 гравир. видами и 3 планами. Сочинение Евгения, митрополита Киевского и Галицкого. Имя его стоит под посвящением Е. И. В. Государю Императору Николаю Павловичу. Издание 2-е, исправленное и умноженное. Там же. 1831. (4) 366 и 5 (неполн.) стр. С теми же приложениями, без имени составителя. Издание 3-е, исправленное и умноженное. Киев. В тип. Киевопеч. Лавры. 1847. (4) 340 и 5 (неп.) стр. Оглавление третьего издания: Глава I. О местоположении Лавры, стр. 1. Гл. II-VII. История Лавры Гл. VIII. Описание нынешних зданий, стр. 27. Гл. IX. О новейших преимуществах и правах Лавры и устав, стр. 42. Гл. X. Типография, стр. 51. Гл. XI Владения, стр. 67. Гл. XII Описание святыни, утварей, украшений, достопамятностей, стр. 75. Гл. XIII. О покровителях, благодетелях, вкладчиках и строителях, стр. 92. Гл. XIV. Пещеры. Гл. XV. Утвари и украшения пещерных церквей, стр. 115. Гл. XVI. О преславлении печерских угодников Божиих и о чудесах, явленных в Киевопечерской Лавре, стр. 117. Гл. XVII. О патерике Печерском, стр. 120. Гл. XVIII. О настоятелях, с хронологией замечательных происшествий, бывших при каждом, стр. 126. Прибавление (акты, списки, надписи), стр. 161.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

При объяснении 1Цар. 21:7  говорит: «еврейское слово neczar есть и в сирском и собственно означает действие топчущих в точиле масличные плоды или виноград», (ibid. р. 376). В толковании 3Цар. 18:44  читаем: «еврейское слово переведенное словом: море, можно перевести запад» (ibid. 498). При объяснении Нав. 25:28  пишет: «Сирские переводчики, не поняв еврейского слова bizijotheth, думали, что это собственное имя города и перевели: Biziothieth», (16, р. 305). 395 При объяснении имени Навал ( 1Цар. 25:25 ), говорит: «Навал означает ругателя, поносителя; простой народ и теперь употребляет это слово в сем смысле, так, что кто рассердится на кого обыкновенно говорит: Mnal el. noloch, покрою тебя поношением, бесславием» (Op. Syr. 1, 383). Объясняя 1Цар. 3:14 . Слово tzetzillenach, говорит: Очевидно, что этим словом намекается на кимвал. Кимвал у Сирийцев называется Sislo, словом, происходящим от того же корня, какой в сем месте представляет текст еврейский и сирский», (16 р. 340). При помощи отечественного языка объясняет слова Даниила 8:2 (Т. 2, р. 217). Подобные примеры видны и в других случаях, Op. Syr, I, 308. 346, 461. 399 Ibid. р. 274. Так еще объясняет он запрещение насаждать рощу близ алтаря Иеговы. Ibid. р. 277. Объясняя слова: ниже дах от них умершему, ( Втор. 26:14 ) говорит: «Здесь указывается на обычай язычников устраивать трапезы умершим». Ibid. р. 283. Из обычая евреев объясняет: почерпаху воду и проливаху пред Господем. ( 1Цap. VII в.), ibid. ρ. 345. Пр. Ефрем приводит предания иудейские, когда говорит о сокрушении идолов Авраамом (ibid р. 156), о Мелхиседеке (ibid. р. 61). 401 В Месопотамии при прп. Ефреме было несколько школ иудейских. (Флавий Antigo. 15, 22–18. Assem. В О. Т. I, prol. р. 2–3. Кассиодор Instit. Т. 2, р. 537. 407 Op. Syr. Т. 1, р. 6. И в других случаях осуждает он излишнюю наклонность к аллегоризму. См. adv. haeres. Т. 2, р. 441. 481. 483. 558. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010