Учений твоих гласом поражен был в сердце Арий и богословскими твоими сетями был связан язык Евномия. Троицу безначальную - Отца, Слово, Духа Соединосущного - пространно ты проповедал и сих осудил во глубину молчания, к твари сопричисляющих Создавшего. Источник этого тропаря очевиден: это 159 послание святителя Василия Великого: «Ибо природой свят Отец и природой свят Сын, и мы не принимаем ни тех, кто разделяет и разлучает божественную и блаженную Троицу, ни тех, кто легко сопричисляет Сына твари» . Свидетельство песнопения подтверждают и прозаические источники. Приведем пример из энкомия св. Андрея Критского: «Ты мечом веры одушевленное разделение Ария вместе со смешением Савелия срубил под корень» . Сходную мысль мы находим и у архимандрита Михаила: «Он ниспроверг скверные пустословия безбожных Ариеманов и Савеллиан» . Ни в древних песнопениях, ни в древних житиях ничего не говорится о том, что святитель Николай физически заушил Ария, однако то, что он сделал это морально и словесно, сказано предостаточно. Есть примеры из Октоиха - каноны, написанные св. Иосифом Песнописцем (+880) в честь святителя Николая. В остальных 6 канонах Октоиха слышна громозвучная проповедь о борьбе свт. Николая с Арием и арианством: «Изощрен меч духовный явился еси, мудре, лукавыя плевелы еретичествующих посекая и добродетелей стези спасительныя верным углаждая, отче Николае» (канон 3 гласа, песнь 3, тропарь 1). «Витийствуя божественная, Николае, беззаконнующих незатворенная уста явственно заградил еси и от Ариева губительства многия избавил еси...» (канон 4 гл., п. 8, тр. 1). «Силою Божиею, преблаженне, еретичествующих полки попрал еси, и от тех прелести стадо твое спасл еси, Николае» (канон 6 гл., п. 7, тр. 1). «Пажить горькую злочестия Ариева потребил еси, Николае, растворением (собств.: целительным питьем) словес твоих...» (канон 7 гл., п. 6, тр. 3). «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (Арий представлен здесь под образом хищного волка, в приступе бешеной ярости бросающегося на пастуха, защищающего стадо; пастух душит его при помощи тетивы своего лука, закручиваемой вокруг головы зверя) (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). |
Св. Иоанну Дамаскину принадлежит также один канон свт. Николаю. В 60-х или 70-х годах IX столетия св. Иосиф песнописец и творец канонов (умер в 883 г.) составляет не менее 8 канонов в честь свт. Николая, которые и помещает в Параклитике, то есть в богослужебной книге, соответствующей нашему Октоиху. Возможно, что каноны 1-го и 2-го гласов, находящиеся в Октоихе, а также 1-й канон, помещенный в службе 6 декабря с надписью «творение Феофаново», представляют собой лишь переработку канонов, незадолго до св. Иосифа составленных св. Феофаном Начертанным, еп. Никейским, исповедником (умер в 843 г.). По содержанию они очень сходны с рассмотренной выше древнейшей группой песнопений, но содержат в себе отдельные выражения, приближающие их к похвальному слову св. Андрея Критского и к стихирам св. Иоанна Дамаскина («светозарная звезда», «лучами чудес просвещаеши подсолнечную всю», «светильник благочестия», «Владыки искренний ученик», «священства правило», «украшение святителем честное» и т.п.). В них не находим ничего, относящегося к противоеретической деятельности свт. Николая. Зато в остальных 6 канонах Октоиха слышна громозвучная проповедь о борьбе свт. Николая с Арием и арианством: «Изощрен меч духовный явился еси, мудре, лукавыя плевелы еретичествующих посекая и добродетелей стези спасительныя верным углаждая, отче Николае» (канон 3 гласа, песнь 3, тропарь 1). «Витийствуя божественная, Николае, беззаконнующих незатворенная уста явственно заградил еси и от Ариева губительства многия избавил еси...» (канон 4 гл., п. 8, тр. 1). «Силою Божиею, преблаженне, еретичествующих полки попрал еси, и от тех прелести стадо твое спасл еси, Николае» (канон 6 гл., п. 7, тр. 1). «Пажить горькую злочестия Ариева потребил еси, Николае, растворением (собств.: целительным питьем) словес твоих...» (канон 7 гл., п. 6, тр. 3). «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих...» (Арий представлен здесь под образом хищного волка, в приступе бешеной ярости бросающегося на пастуха, защищающего стадо; пастух душит его при помощи тетивы своего лука, закручиваемой вокруг головы зверя) (канон 3 гл., п. 7, тр. 1). |
παρχων — доставляющий «пременены сотвори» — ναλλαξ (попеременно), πεποηκε — заменил одну руку другою. καρη — голова; древнее поэтическое слово. Быт 48:13,14. как прообразом лишь Креста даровалось благословение Греч. глаголы неодинаковы: о благословении — χαριζμενος (благодатный дар), о победе — δρηται (подарок). греч. «царю» — βασιλε. νκος позднейшая форма, особ в Новом Завете, вместо νκη Константин с помощью Креста одержал не победу в собств. смысле, т. е. над внешними врагами, а одолел внутренних врагов, претендентов на престол; но в греч. τρπαιον — «трофей», собств. памятник обращения в бегство, намек на воздвигнутый Константином памятник в честь своей победы Феофан Начертанный, еп. Никейский, исповедник за иконопочитание † 843 г.; написал довольно много канонов. Находясь в недрах земли, однако видим был на небе за благочестие. νοερς — мысленно, духовно, т е. в видении (визионерно). πογραμμς — собств «пропись», «образец»; позднейшее слово; др.-сл. пер . «подобие» С греч. это предложение буквально «и победы (вин. п ) на врагов показывая прописью мысленно». Речь о надписи на явившемся кресте: «сим победиши». γεγηθς — см прим 45. θεθεν — от Бога, свыше, по воле Божией, с помощью Божией захотев увидеть подлинный Крест Христов и для того поспешив в Палестину. λαγνων — боков λτρον — «выкуп», в Н 3 «искупление» Такое значение придается и самому воздвижению Креста. Киприан Студит IX в, инок, по другим — архиепископ; от него сохранилось только несколько стихир. Быт. 48:13,14 потому что и прообраз Креста имел силу благословения у Иакова. σμβολον — знак, примета, сигнал, значение; др.-сл. пер.: «воображение». κατχω — держать крепко, владеть, удерживать. ρραγς — несокрушимый, поздн слово. φυλακτριον — собств. «сторожка», «предохранительное средство», «защита». Через Крест мы получаем всемогущую силу самого Бога. φαλαγγα — вин. п. от φαλαγξ фаланга, боевой сомкнутый строй войска (собств. «продолговатый кусок чего-либо») |
Рижской: 132. Преподаватель семинарии, священник Владимир Игнатьевич Плисс, (Кандидат богословия); 133. Священник Трифон Миныч Прокопиев, (Из раскольников). Рязанской: 134. Преподаватель семинарии Петр Павлович Добромыслов, (Кандидат богословия); 135. Епархиальный миссионер Иван Петрович Строев, (Кандидат богословия). 136. Окружной миссионер, священник Александр Иванович Дунаев, (Студент семинарии). По собств. желанию: 137. Учитель начального училища Михаил Дмитриев, (Окончивший семинарский курс). Самарской: 138. Архимандрит единоверческого монастыря Тихон, (Оболенский), (Врач); 139. Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, священник Алексей Михайлович Матюшинский, (Кандидат богословия); 140. Епархиальный миссионер, священник Евгений Васильевич Кесарев, (Студент семинарии); 141. Епархиальный миссионер, священник Димитрий Александрович Александров, (Студент семинарии); 142. Окружный миссионер, священник Александр Александрович Казанский, (Оконч. сем.); 143. Священник Михаил Иванович Матюшенский, (Студент семинарии); По собств. желанию: 144. Окруж. миссионер, священник Михаил Маркович Алексеев, (Студент семинарии); 145. Окружной миссионер Лев Семенович Саблин, (Из раскольников). Саратовской: 146. Преподаватель семинарии Александр Яковлевич Лебедев, (Кандидат богословия); 147. Епархиальный миссионер, священник Николай Васильевич Архангельский, (Кандидат богосл.); 148. Миссионер священник Владимир Петрович Космолинский, (Кандидат богословия). По собств. желанию: 149. Окружной миссионер свящ. Памфил Григорьевич Медведев, (Домашнего образования); 150. Миссионер-священник Иван Афанасьевич Климов, (Из раскольников); 151. Миссионер-сотрудник, крестьянин Исидор Иванович Востряков, (Оконч. миссионерск. школ.); 152. Миссионер-сотрудник, мещанин Андрей Михайлович Онисимов, (Оконч. курс миссион. школы). Симбирской: 153. Преподаватель семинарии, священник Серафим Иванович Введенский, (Кандидат богословия); 154. Епархиальный миссионер, священник Алексей Петрович Сокольский, (Студент семинарии); 155. Протоиерей Андрей Ксенофонтович Арнольдов, (Студент семинарии); 156. Епархиальный миссионер, священник Василий Зотович Травин, (Студент семинарии). По собств. желанию: 157. Священник Иаков Алексеевич Благовидов, (Кандидат богословия); 158. Окружной миссионер, священник Михаил Васильевич Никольский, (Студент семинарии); 159. Единоверческий священник Георгий Андреевич Турылев, (Из раскольников). |
Московской: 83. И.д. доцента академии Илья Михайлович Громогласов, (Кандидат богословия); 84. Преподаватель семинарии Димитрий Александрович Некрасов, (Кандидат богословия); 85. Преподаватель семинарии Сергей Дмитриевич Муретов, (Кандидат богословия); 86. Миссионер гор. Москвы, священник Сергей Михайлович Марков, (Кандидат богословия); 87. Иеромонах Мина (Шустов), (Домашнего образования). По собств. желанию: 88. Секретарь москов. синодальной конторы Василий Петрович Дорофеев, (Кандидат богословия); 89. Священник Константин Алексеевич Голубем, (Студент семинарии). Нижегородской: 90. Секретарь духовной консистории Михаил Иванович Макарьевский (командирован по распоряжению Г.И. об. Обер-прокурора Св. Синода), (Кандидат богословия); 91. Преподаватель семинарии, протоиерей Алексей Александрович Порфирьев, (Кандидат богословия); 92. Епархиальный миссионер, священник Николай Васильевич Фиалковский, (Окончивший семинарский курс). Окружные миссионеры: 93. Священник Владимир Гавриилович Орлов, (В духовном училище); 94. Крестьянин Феодор Тарутин, (Домашнего образования); Сотрудники-миссионеры: 95. Мещанин Василий Иванович Ногичев, (Домашнего образования); 96. Крестьянин Иван Петрович Ломакин, (Домашнего образования). По собств. желанию: 97. Учитель церковно-приходской школы, Стефан Иванович Костров, (В сельской школе). Новгородской. Епархиальные миссионеры: 98. Иеромонах Варсонофий, (Окончивший семинарский курс); 99. Священник Михаил Васильевич Войн, (Студент семинарии). Олонецкой. Миссионеры-священники: 100. Василий Степанович Ржановский, (Студент семинарии); 101. Анатолий Игнатьевич Казанский, (Студент семинарии). Оренбургской: 102. Епархиальный миссионер, Милий Ионович Головин, (Кандидат богословия); 103. Миссионер-священник Игнатий Савич Истомин, (Обратившийся из раскола). По собств. желанию: 104. Священник Димитрий Федорович Неаполитанов, (Студент семинарии); 105. Священ. Иоанн Евстратиевич Евстратьев, (Из раскольников); 106. Священник Петр Гаврилович Самохин, (Из раскольников); 107. Священник Иван Павлович Соломин, (Окончивший сем.). |
116 «Место ног Моих прославлю». Конечно, в духовном смысле эти слова могут прилагаться и к ветхозаветному Иерусалиму как месту храма и ковчега Завета, но в собственном смысле они приложимы к Иерусалиму лишь теперь, когда действительно Иерусалим – место, где ходили ноги Господа. 117 Андрей Иерусалимский † ок 712 г, названный так потому, что подвизался неподалеку от иерусалимской лавры св Саввы Освященного, затем был протонотарием иерус патриарха, диаконом и сиропитателем храма Софии в Константинополе и, наконец, архиеп Критским, автор великого канона, трипеснцев страстной седмицы и мн др песнопений 119 γιφθογγος – от γιος святой и φθγγω – звучать. Слово, составленное самим песнописцем (неологизм) 126 Нередкое в Библии образное выражение для обозначения неодолимости, победы, залогом которой служить Крест. 128 τς ντως – действительно (жизни). Крест заменил собой на земле райское древо жизни, действительно дав людям ту жизнь, которую райское древо не дало, хотя могло дать. 129 εργσατο – у классиков глагол означает преимущественно телесную и ручную работу ( ποιω – вообще работу). 133 т. е. храм Воскресения (в Иерусалиме), освящение которого было одновременно с воздвижением Креста по его обретении. Таким образом, освящению («обновлению») храма Воскресения придается такое же мировое значение, как и воздвижению Креста; последнее в первом получило восполнение и завершение (Крест и воскресение) 136 В греч. «свят» и это сказуемое к «подаяй» (миру), которое в слав. остается без сказуемого, так и в греч. Псалтири «яко свят», т. е. Господь, но в евр «свято» может относиться и к «подножию», куда оно отнесено и в русской Библии. 141 как прообразом лишь Креста даровалось благословение Греч. глаголы неодинаковы: о благословении – χαριζμενος (благодатный дар), о победе – δρηται (подарок). 144 Константин с помощью Креста одержал не победу в собств. смысле, т. е. над внешними врагами, а одолел внутренних врагов, претендентов на престол; но в греч. τρπαιον – «трофей», собств. памятник обращения в бегство, намек на воздвигнутый Константином памятник в честь своей победы |
«Уставил еси (собств.: задержал, остановил), премудре, твоего святаго языка (точнее: твоих святых словес) струями струи Ариевы хульныя (собств.: потоки Ариевых хулений)...» (канон 5 гл., п. 8, тр. 2). Приведенные выдержки из творений св. Иосифа снова утверждают нас в мысли, что Церкви в его время хорошо было известно предание о борьбе свт. Николая с ересиархом Арием на Никейском Соборе, и вряд ли местная борьба с малоизвестными представителями арианства в пределах небольшой Ликийской области могла дать повод к такому широкому развитию темы. Гораздо естественнее думать, что мысли св. Иосифа, облекшиеся в столь различные и яркие образы (земледелец, истребляющий плевелы; военачальник, расстраивающий ряды неприятельских полков; пастух, удушающий хищного разъяренного волка; богомудрый проповедник, силой речей своих заграждающий уста противников), имеют в своей основе представление о великом словесном единоборстве свт. Николая непосредственно с Арием и его споспешниками. Резкий контраст между творчеством св. Феофана исповедника и св. Иосифа песнописца вряд ли можно относить исключительно за счет их личных художественных вкусов и настроений. Складывается впечатление, что устами св. Иосифа Церковь как бы внезапно, руководствуясь особым побуждением, вдруг во всеуслышание заговорила о великом вселенском значении свт. Николая как пламенного борца за Православие. Есть основание предполагать, что приблизительно в это же время, то есть во 2-й половине IX столетия, появилось в своем первоначальном виде и так называемое «Синаксарное житие» свт. Николая, первый по времени письменный источник, известный нам, где прямо говорится об участии свт. Николая в деятельности Первого Вселенского Собора. Приведем текст этого свидетельства: «Когда же великий и благочестивый Константин, волею Божиею, воспринял Римское царство, заключенные в темницах были отпущены на свободу; в их числе был и свт. Николай, возвратившийся тогда в Миры. Вскоре после того великим Константином созывается в Никее первый (вселенский) Собор; его участником становится и чудный Николай» (Ср. с латинской версией: свт. Николай «отправляется на Никейский Собор, где вместе со славными 318 отцами добивается осуждения ереси Ария»). |
Сведения об основании пустыни и первоначальнике ее, иеросхимонахе Иоанне. Сведения о строителях ее. О жительствовавшем в пустыне Валаамской игумене Назарии и его духовное наставление. Черты из жизни и наставления иеромонаха Илариона. Воспоминание об иеромонахе Евгении. Взгляд на состояние пустыни под управлением нынешнего игумена Исаии. Об иночестве вообще. Нижний Новгород. 76) Описание Троицко-Макарьево-Желтоводского второклассного монастыря. Составил П. Пискарев. Нижний Новгород. В тип. Губернского Правления. 1846. (8) 53 стр. Основание монастыря, стр. 3. Обогащение, стр. 11. Архиереи, жившие в нем, стр. 15. Наводнение, стр. 19. Церкви, стр. 22. Здания монастырские, стр. 39. Привилегии, стр. 41. Список настоятелей, стр. 46. Пребывание Петра Великого, стр. 49–53. 77) Описание Оранской Богородицкой пустыни, составленное профессором иеромонахом Макарием. (В пользу бедных духовного звания.) М. В тип. Готье. 1851. (8) 108 стр. 1. Местоположение, стр. 7. 2 Основание, стр. 9. 3. Бедствие в пустыни и 6ывшие в ней чудеса, стр. 20. 4. Обогащение пустыни и крестные ходы, стр. 38. 5. Строение пустыни и достопримечательные вещи, стр. 60. 6. Внутреннее устройство и список настоятелей, стр. 78. Новгород. 78) Путешествие по св. местам русским. Новгород. Спб. 1846. В тип. III Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии (8) 184 стр. Отрывок из сочинения А. Н. Муравьева. (См. ниже, Сборники.) 79) Историческое описание святыни Новгородской, заключающейся в Софийском Соборе, церквах и окрестных монастырях, с кратким сказанием о святых чудотворных древних иконах и достопамятных вещах, хранящихся в ризнице Новгородского Софийского Собора. (Андрея Павлова.) Спб. В тип. К. Жернакова. 1847. (8) 40 стр. Другое издание, там же, 1848. (8) 68 стр. (См. Библиографич. прибавления к журналу Мин. Нар. Просв. 1848 года, стр. 145.) 80) Краткое историческое описание святыни Новгородской. Спб. В тип. 2-го Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии. 1850. (8) 93 стр. Краткое историч. введение. Храм св. Софии 1) Городские монастыри и церкви, стр. 43. 2) Обозрение обителей загородных и окрестных исторических местностей, стр. 46. 3) Церкви Новгородские, стр. 81–93. |
προκρνει — выбирать предпочтительно перед другими (также: предпочесть, судить, решать); др.-слав.: «разсуди». Числ. 17:1—9. См. прим. 176. στερωμα — твердыня, опора. Соответственно идее жезла (посоха) и содержанию песни Анны, по образцу которой составляется 3-я песнь канона Др.-слав. «вопреки», греч. «неплодящая же прежде церковь ныне процвете древо Креста» ς — как, как бы, когда. κρτομος — собств. остро отрезанный, о скале у позднейш. греч. писателей: отвесная, крутая, слав. обычно: «краесекомаго»; поэтическое название камня на языке церковных песней. απιζομνη (от απς αβδος — жезл, палка) — бить палкой, розгой, ударять (и о пощечине). παφκε — пускать или бросать в кого-либо. Вода представляется брызнувшей с силой из скалы в народ. σκληροκαρδω — жесткому, черствому сердцем. Ср. Иез. 2:4. Сердце такое, как воля («непокорному») Как удар жезла извлек из скалы воду, так Крест, опора церкви, извлекает из нее потоки благодатной воды, от питья которой непокорные и черствые сами становятся богозванной церковью. В греч. ед. ч. Как Ветхий Завет был заключен через кропление кровью и водой, так должно было быть и с Новым Заветом: Исх. 24:8. Евр. 9и далее. Посему такое значение придает ев. Иоанн истечению крови и воды из прободенного ребра Христова. υπτικν — очистительный. на котором произошло это обновление завета Царям это особенно нужно, и нужно для «славы верных». Разумеется евхаристия. Наиболее сораспинающихся Христу. См прим. 352. Так называет устроение Богом нам спасения ап. Павел (Еф. 3и др.), имея в виду, должно быть, сравнение св. Церкви с домом Божиим. Отсюда это слово стало специальным богословским термином. κατενησα — замечать, узнавать, понимать, обдумывать. πικρογνους — производящие горечь (горькую воду), позднейшее очень редкое слово Др -слав . «горесть родящыя» Исх. 15:23—25 προφανων — см. прим. 356. κολπωσαμενος — глагол у классиков означает: образовать углубление, складки, вздыматься, пухнуть (от κλπος — лоно, пазуха); здесь, очевидно, прятать за пазуху. Др -слав.: «во глубине погрязшу». |
Но тогда недоставало бы объяснения относительно времени продолжительности предсказываемых событий, а между тем, судя по аналогии с видением 8 гл., где возвещено было Даниилу время продолжительности предсказанных событий, пророк мог ожидать для себя и здесь подобного же возвещения. Такое возвещение действительно и даётся в ст. 5–12 и даётся многознаменательно – торжественным образом. Картина видения несколько видоизменяется. Кроме доселе видимого пророком одного существа, подобного Сыну Человеческому, одетого в льняные одежды, Ангела Иеговы, сообщавшего ему откровения, пред его взором являются, как и в видении 8 гл. (ст. 13), ещё два существа, два ангела Божии. Одного ангела пророк увидел по одну сторону реки Тигра, где происходило видение, а другого по другую. Что же касается до существа, одетого в льняные одежды, то оно пред взором пророка, как в видении 8 гл. (ст. 16), носилось над самой рекой Тигром. Быстрая и стремительная в своём течении река Тигр, обозначенная здесь словом ior, в евр. подлиннике (ior – слово общеупотребительное собств. для обозначения реки Нил, Comm. Keil, 405, соответствующее египетскому ior мемфисскому iaro, Comm. Lang 236), служила символом бурной и стремительно-порывистой в своих боговраждебных восстаниях языческой, мировой власти, представительницей которой во времена данного откровения являлась Мидо-Персидская монархия, где и протекала река Тигр. Парение Ангела Господня над водами реки служило символом его могущества и верховного владычества над сушей и водами, равно как и над народами, которые как воды нередко волнуются а бурно восстают против Господа, но усмиряются им и во всей своей судьбе управляются его всемогущей волей. Теснее, это парение Ангела показывало, что как в древние времена Господь поразил воды Нила, чтобы спасти свой народ из-под власти Египта, так и теперь, когда возвещённое в откровении угнетение Израиля со стороны боговраждебных князей достигнет до своей цели, т. е. когда народ через страдания вполне очистится, тот же Господь сокрушит в лице антихриста в конец боговраждебную власть и спасёт истинных членов своего общества, даровав им вечную жизнь, полную славы. |
| |