Со второй половины ст. 18 Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», точно передано в известном пасхальном церковном песнопении «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог…» Страдательная форма глагола Z ωοποιηθεις – собств. «будучи оживотворен» – стоит у Апостола в соответствии с обычным его словоупотреблением: спасительные действия Иисуса Христа в деле домостроительства Ап. Петр обычно представляет, как действия Бога Отца: «Бог воскресил Христа» ( Деян 2:24, 3:15 ); «Христос был вознесен десницею Божиею» ( Деян 2:33 ). По ст. 19 Христос в оживленном или оживотворенном своем духе – но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу ( φυλαχ), т. е. шеол, или ад (ср. Еф 4:9–10 ) с целью проповеди Евангелия (ср. Мф 4:23 ) находившимся там духам. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, Еф 4:6 . По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега ( Быт.6:3 и след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс 15:10 ), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола (ст. 20б-21а), где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам ( Мф.24:37 и сл.; 2Пет 2:5, 3:6–7 ; Евр.11:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк., 2:34; Мф., 21:44), хотя (в тексте «потому что»; текст в данном месте признается неисправным) во мне не было никакой зависти. За то, что я каждому делал добро (ср. Деян., 10:38), меня возненавидели. И они окружили меня, как бешеные псы (ср. Пс., 21:17), – те, которые в своем безразсудстве шли против своего собственнаго Господа. Ибо их разум испорчен и их смысл извращен. Но я держал воду в моей правой руке, и их горечь переносил я благодаря моей сладости. И я не погиб, потому что не был их брат, ибо и мое происхождение было неодинаковое с ними (собств. с «их происхождением»). И они искали моей смерти, но не достигли, ибо я был древнее, чем (простиралось) их воспоминание. И тщетно угрожали они мне». Гарнак к этому месту делает такое примечание: «отсюда можно видеть, что здесь нельзя разуметь Христа». Конечно, разуметь Христа, исповедуемаго Церковью , здесь ни в коем случае нельзя, но ничто не препятствует разуметь докетическое представление о Христе, – подобно тому, как напр., в «Актах Иоанна» (с. 101) мы читаем: «ничего из того, что обо мне говорится, я (в действительности) не потерпел; но я хочу, чтобы даже и то страдание, которое я тебе и прочим показал в хороводе, умели называть мистерией». – Если мы всю «Песнь» вложим в уста Христу «Докетов» или даже «Офитовъ», то она будет вполне понятна, – во всяком случае гораздо понятнее, чем в устах иудейского мистика 39 . В «Песни» 33-ей изображается, как Бог открыл на земле новый период благодати… «И Он привлек к Себе всех, кои Ему внимали и не явился Он (не был признан) злым. Но возвысилась (поднялась) непорочная Дева, Которая проповедовала, звала и говорила: вы, сыны человеческие, обратитесь, и вы, дочери, придите; оставьте пути этого развращения и приблизьтесь ко мне, и я вступлю в вашу среду и выведу вас из погибели; и я наставлю вас поступать по путям истины. Вы не должны развращаться и приходить к гибели. Послушайте меня и дайте спасти вас, ибо я возвещаю благодать Божию среди вас, и моими руками вы будете спасены и блаженны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/n...

Мы выехали отсюда через лощину, где были Соломоновы сады, к самой плотине крайнего водохранилища Соломонова. Отдохнув несколько в этом месте, мы прибыли к ночи в отрадный Вифлеем, под кров доброго отца Иоаникиоса. На другой день, с растроганным сердцем, с душевною молитвою на устах, расстался я с великою святынею Рождества Господа нашего Иисуса Христа и направился, с глубокою думою, по пустынной дороге Иерусалимской… 101 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 102 Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 103 «Adam maximus ibi inter Enacim situs est». См. также об этом предмете в: Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. P. 339–340 и 363. 104 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). IV. 9. 7. 106 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. См. Ч. 1. С. 34 и Ч. 2. С. 59. 107 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). V. 7. 108 Baronius Caesar. Abrégé des Annales ecclesiastiques de Caesar Baronius Composé en latin, par le R. P. Aurele Perusin … et traduit … par Me Charles Chaulmer 8 tom. Paris, 1673. T. III. sub. A. 326. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Эти положения 26 стиха, высказывающие то, что должно совершиться по истечении вообще 7 и 62 седмин, далее в речи архангела раскрываются, или собственно пополняются новыми откровениями и притом с более точным указанием времени их осуществления. Архангел возвещал пророку: «и утвердит многим завет одна (70-я) седмина» 59 т. е. Помазанник Господень, который во всём откровении является главным лицом, в течение 70 седмины утвердит новый, полный славных проявлений Божией благодати (см. ст. 24 и Иер.31:31 ) завет со многими. Под этими многими нужно разуметь, прежде всего, верующих из иудеев, которые примут Помазанника Господня как истинного Мессию и которые называются многими в противоположность массе народа, отвержение и погибель которого за убиение Мессии в откровении возвещается. Основание, почему под многими нужно разуметь, прежде всего, верующих из иудеев, заключается в том, что откровение даётся Даниилу по поводу его забот и молений о судьбе народа своего. Отсюда естественно, что и ответ Господень, открываемый пророку, должен быть понимаем как откровение о судьбе не кого-либо другого, как того народа, из-за которого пророк воссылал к Богу пламенные молитвы. «А половина 60 седмины прекратит жертву (всякого рода жертвы кровавые, предписанные в законе моисеевом) и приношения (всякого рода жертвы бескровные, слав. возлияние) 61 , и на крыле 62 (храма, евр. kenaph от kanah ширмы, покрышки крыла, затем край, конец чего-либо, граница, могло быть употреблено в значении крыла церковного, Мф.4:5 , или в значении кровли храма, а потом в значении синекдохическом, а именно в значении всех вообще строений храма, или вообще храма, в каком значении это слово и понимается и переводится в древних переводах греческих, где оно переводится через ερν и латин. через memplum, Lang 184–185) мерзость (собств. мерзости, евр. Schikkûtzim – отвратительные вещи, вообще нечто полное омерзения и ближайшим образом нечто религиозно-омерзительное, мерзость идольская, res abominandae ad cultum Deorum. spectantes, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

д) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем; е) после того как младший сын И. ⇒ Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет. Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана ( Быт. 34:1 ; Быт. 35:22 ; Быт. 38:1 ). Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет ( Быт. 47:1–12 ). Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду ( Быт. 48–49 ). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия ( Быт. 49:29–32 ). Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней ( Быт. 50:1–3 ); затем И. был погребен в Ханаане; 2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом ( Мф. 4:21 ). Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иисуса ( Мф. 17:1 ; Мф. 26:37 ; Лк. 8:51 ). Однако о деятельности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем ( Мф. 4:21 ; Лк. 5:10 ). Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф. 27с Мк. 15:40 ; Мк. 16 и Ин. 19:25 ). В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возможно, как старшего из двух братьев ( Мф. 10:2 ; Мк. 3:17 ; Лк. 6:14 ; что касается Деян. 1:13 , то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище «Воанергес», «сыны грома» ( Мк. 3:17 ), вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян ( Лк. 9:54.55 ), и за их стремление к собств. славе (в Мф. 20мать просит за своих сыновей; Мк. 10:35–40 ). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме ( Деян. 1:13 ). В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить ( Деян. 12:1.2 ); вероятно, И. стал вторым христ. мучеником;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ап. Павла, существование народа иудейского продолжится до последних времен, потому что настоящее ослепление его и отвержение его за это Богом есть лишь только временное: ослепление от части (не в конец, не на всегда) израилеви бысть, дóндеже исполнение языков (все язычники) внидет ( Рим. 11:25 ), говорит апостол. Т. е. настоящее ослепление Израиля, по словам апостола, будет продолжаться до тех пор, пока не войдут в ограду церкви Христовой «все предузнанные Богом язычники» (Феофилакт). По принятии же проповеди христианской язычниками уверуют и они (блаж. Феодорит). Таким образом опорою народа иудейского остается и теперь, при рассеянии его по всему лицу земли, как прежде, во время рассеяния в плену ассирийско-вавилонском, святой Потомок: семя свято стояние его. Как прежде рассеяние иудеев в плену не могло погубить их потому, что из среды их имел произойти обетованный святой Потомок, так и рассеяние их по всему лицу земли римлянами, в котором они остаются и теперь, не погубит их национальность потому, что в конце времен 24 они имеют уверовать в своего обетованного Мессию, Которого по ослеплению отвергли и отвергают теперь. 5. Пророчество о рождении Эммануила. Глава 7:10–11 В царствование Ахаза, царя иудейского, случилось, что сирийский (Арамль) царь Раасон (Расин) вместе с Факеем сыном Ромелиевым царем израильским, пошли войною на Иерусалим, но не могли его разорить (разорити, греч. πολιορκσαι, собств. осадить, – ср. Ис. 1:8 ). Целью этого похода было между прочим то, чтобы, сговорившись с иудеями (собеседовавше с ними, – 6 ст.), недовольными правлением Ахаза (а таковые, как видно, были, – см. Ис. – 8:6), свергнуть последнего с престола иудейского и воцарить на его место некоего сына Тавеилова (5–6 ст.). Когда об этом злом умысле (совет лукавый, – 5 ст.) союзных царей сделалось известно во дворце Ахаза (возвестися в дому Давидове, тоже, что в царском доме или во дворце), то сам царь (Ахаз) и его приближенные пришли в ужас (ужасеся душа его и душа людей его) и от страха дрожали так, как дрожит дерево в лесу (в дубраве, ν δρομ) колеблемое ветром (2 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Преп. Никита Стифат в гл. 42–43 приводит сокращенную цитату: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.2(46). Об образе зачатия Слова и о божественном Его воплощении. С.193–195 (PG 94. 985В, 988В). 299 εκ δο τε και εν δυσν — «и из двух и в двух» естествах. Указание на Деяния 5 Вселенского собора (Деяния Вселенских соборов. Т.3. СПб., 1996. С.472). 300 Гл.44 это цитата: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. Гл.3(47). О двух еетествах, против монофизитов. С.195–196 (PG94. 998В). 301 Преп. Никита Стифат цитирует: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.3. гл.13(57). О свойствах двух естеств. С.224 (PG94. 1033А). 302 См. св. Григорий Богослов. Слово 21. похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому: «Начало сему бешенству положил Арий, соименный умоисступлению» (примеч. 1: " " Αρειος, Арий может означать неистового, исступленного)» (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.311). В словаре Вейсмана: " " Αρειος, собств., в пер. воинственный, храбрый; αρει–μανης, поэт., ( " Αρης, μανομαι) беснующийся от Арея, храбрый, воинственный». 303 Прит.8:22,25. 304 Ин.14:30. 305 Символ, известный под названием Quicunque. приписывавшийся (неверно) Отцу нашему Афанасию, патриарху Александрийскому (Св. Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т.4. С.479; PG 28. 1588А). 306 Еф.4:13. 307 Евр.5:13–14. 308 В греческом тексте стоит множественное число слова «рай». 309 Ин.14:2. 310 Преп. Иоанн Лествичник в Слове 25:31 называет смиренномудрие дверью Царства Небесного: «Смиренномудрие есть дверь Царствия небесного, она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью и Сам Спаситель говорит сими словами: и внидет и изыдет (Ин.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы» (Лествица… С.174). 311 Преп. Иоанн Лествичник в заключение «Лестницы» говорит: «Лествица же, виденная Иаковом, пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, наверху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник говорит: ныне же пребывают три сия: вера, надежда, любовь; больше же всех любовь (1Kop.13:13)» (Лествица… С.251–252) 312

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Орловской: 108. Преподаватель семинарии Александр Иванович Георгиевский, (Кандидат богословия); 109. И.д. епархиального миссионера священник Лев Иванович Адамов, (Студент семинарии). Петербургской: Командированные обер-прокурором Св. Синода: 110. Чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода Василий Михайлович Скворцов, (Кандидат богосл.); 111. Старший секретарь Св. Синода Петр Викторович Гурьев, (Магистр богословия). Епархиальным начальством: 112. Преподаватель семинарии Василий Аникитич Прозоров, (Кандидат богосл.); 113. Синодальный миссионер, протоиерей Ксенофонт Никифорович Крючков, (Обратившийся из раскола); 114. Священник Философ Николаевич Орнатский, (Кандидат богословия). По собств. желанию: 115. Священник Василий Васильевич Белогостицкий, (Кандидат богословия); 116. Миссионер Александр Александрович Зыбин, (Окончивший курс гимназии). Полоцкой: 117. Преподаватель семинарии Василии Константинович Тычинов, (Кандидат богословия). Епархиальные миссионеры: 118. Священник Игнатий Фомич Сченонович, (Оконч. семинарский курс); 119. Петр Мартынович Лепин, (Студент семинарии). По ообств. желанию: 120. Священник Василий Михайлович Ильин, (Из раскольников). Пензенской: 121. Преподаватель семинарии Константин Николаевич Корольков, (Кандидат богословия); 122. Епархиальный миссионер, священник Константин Ананиевич Попов, (из раскольников, домашнего образования); 123. Окружный миссионер, священник Симеон Васильевич Магнусов, (Студент семинарии). Полтавской: 124. Преподаватель семинарии Владимир Николаевич Терлецкий, (Кандидат богословия); 125. Наблюдатель церковно-приходских школ, священник Иустин Ольшевский, (Кандидат богословия), Пермской: 126. Енархиальный миссионер, протоиерей Стефан Александрович Луканин, (Студент семинарии); 127. Окружной миссионер, священник Феодор Дионисиевич, (Обратившийся из раскола). Подольской: 128. Преподаватель семинарии Сергей Павлович Киржацкий, (Кандидат богословия). Псковской: 129. Священник Георгий Петрович Лучебуль, (Из учительской семинарии); 130. Помощник епархиального миссионера, священник Симеон Иванович Попов, (Студент семинарии); 131. Священник Евгений Иванович Никольский, (Окончивший семинарский курс).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На основании 131-ой новеллы Юстиниана, находящейся в 5-ой книге 3 тит. Базилик, в которой, между прочим, говорится: «постановляем, согласно с определениями святых соборов, чтобы святейший папа древнего Рима был первым из всех иереев, а блаженнейший епископ Константинополя, нового Рима, занимал второй чин после Апостольского престола древнего Рима и имел преимущество чести пред всеми прочими», Зонара выводит заключение, что предлог «по» означает умаление и уменьшение. Такое понимание в настоящем случае предлога μετ, разделяемое и Вальсамоном, является более основательным, чем заимствованное из старой схолии изъяснение Аристина. В толковании на 72-е пр. Трул. соб. Аристин, стараясь устранить неточность Синопсиса, неверно передал самую мысль правила или, выражаясь точнее, мысль приведенного в правиле текста из Апостольских посланий. В Синопсисе оно редактировано так: «Брак с еретиками не имеет силы, но заключившие оный прежде присоединения к вере могут оставаться в браке, если пожелают.» Аристин, желая, очевидно, передать мысль правила точнее, выразил его следующим образом: «Не должно быть дозволено православному сочетаться с женой еретической, или обратно. Если же некоторые, будучи неверными, соединились законным браком, а потом один присоединился к вере, а другая остается еще в заблуждении и верный благоволит жить с неверной или обратно (кα εδοκε πιστς συνοικεν τ πστ νπαλιν), они не должны быть разлучены, по божественному Апостолу Павлу 43 ). Но апостол Павел говорит совершенно противоположное: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, не должна оставлять его.» ( 1Кор.7:12–13 .) Эта мысль изложена в полном тексте правильно. Комментируя 15-е пр. Лаодик. соб., Аристин дает весьма неудачное значение слову διφϑα (собств. кожа), думая, что оно употреблено здесь для обозначения священной одежды – фелони. Вот толкование Аристина в этом месте: .. . μ λλως ψλλειν π» μβωνος, ε μ μετ διφϑας, τοι φελωνου 44 . Более удовлетворительное значение этому слову дают другие толкователи – Зонара и Вальсамон, полагая, что διφϑα в данном случае обозначает книгу, написанную на коже (пергаменте); с ними согласен и новейший толкователь канонического кодекса, уже упомянутый нами арх. Иоанн 45 . Если бы Аристин, комментируя Синопсис этого правила, обратил внимание на то обстоятельство, что в полном тексте правила перед словом διφϑα стоит предлог π 46 , то он, конечно, не дал бы слову διφϑα указанна значения (что, наоборот, могло случиться, когда перед его глазами быль Синопсис, где это правило сокращено так: «Ε μ μετ διφϑας οδες μβωνζεται –».Употребленный здесь предлог μετ, вероятно, и послужил причиной истолкования слова διφϑα в значении фелон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

735 Ближайшим образом здесь говорится об «обновлении» (освящении) храма Воскресения, совпавшим с первым воздвижением Креста (ср. 2 стих литии); но в этом историческом событии и в таком совпадении песнописец усматривает нечто знаменательное: что и воздвижением Креста обновляется, т.е. как бы повторяется само воскресение Христово (отсюда пение «Воскресение Христово» на утрени Воздвижения после Евангелия и вторая половина тропаря «Кресту Твоему поклоняемся»). 746 Вместо одежды, которая носится на плечах, раны на них от бичевания. Посему здесь «одевающий небо», а выше, где противоположение терновому венцу – «покрывающий небо». 769 Принятые на себя Христом грехи людей удаляют от Него (делают невозможным) избавление («спасение») от страданий (бл. Феодорит, св Афанасий и др.). Евр. dabar означает и слово, и дело, и предмет, вещь, поэтому «слова грехопадений» – греховные дела. С евр. все. «далеки от спасения моего слова вопля моего». 771 «Во святом» – в храме, или на небе. С евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 777 λαο – см прим 73: во мн. ч. это слово может означать «люди», «толпа» С евр. все: «Господь царствует да трепещут народы; Он восседает на херувимах да трясется земля» 782 μωρα – глупость (происходящая от ослепления желаниями), безумие (в несобств. смысле, в собств. – νοια) 784 Настоящее время или вместо будущего в знак уверенности, или потому, что спасение указывается в периоде развития, или чтобы показать, что сюда определения времени не приложимы 787 σημεου – знамение, чудо, у класс. – небесное явление, преимущ. световое, на котором основывается предсказание (чудо – в другом смысле – см. прим. 656). 791 К Пилату. Понтий Пилат – шестой прокуратор (наместник) римский (с 26 г по Р X ) Крайне жестокий по природе, он питал особенную ненависть к иудеям, к их религии и обрядам; за свою несправедливость, жестокость и своенравие он был прозван «человек-копье». В Иудее он действовал с насилием и крайней жестокостью, особенно в виду нередких бунтов евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010