Прокимен, Аллилуиа и причастен – праздника и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Задостойник праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и празднуемого святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы). §3.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в отдание двунадесятого праздника Основным и единственным источником для совершения такой службы является Маркова глава 25 мая «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы в пяток 7-я Недели по Пасце, во отдание Вознесения Христова, или в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятидесятницы». По этой главе совершаются не только богослужения на полиелейные праздники, случившиеся в отдание подвижных двунадесятых праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы), но и службы равноапостольной Нине (14 января, отдание Богоявления) и святителю Димитрию Ростовскому (21 сентября, отдание Воздвижения Креста Господня). Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры праздника – 6; стихиры святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа 385 . Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого (в отдания Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы). Повечерие Канон: так как Октоих не поется, то канона нет вовсе (то есть после Символа веры сразу читается Трисвятое). По Трисвятом: кондак святого, «Слава, и ныне»: кондак праздника (см. Типикон, главу 52-ю). Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на «Хвалите...»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» 394 . По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два кондака), «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два тропаря), тропарь храма, тропарь святого, кондак дня (в четверг – два кондака), кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Отпуст вседневный. §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае святого с великим славословием в субботу Если святой со славословием случится в субботу, то каноны Октоиха не поются (в связи с этим не поются и дневные тропарь и кондак; см. Типикон, главу 52-ю). Также пение тропарей на вечерне и утрене всегда завершается пением воскресного Богородична уходящего гласа. Эти особенности субботней службы указаны в 11-й и 52-й главах Типикона. В остальном же богослужение имеет те же особенности, что и славословная служба в другие дни седмицы. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры святого на 6 (если в Минее всего 3 стихиры, то каждую необходимо спеть дважды); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Устав службы бденному святому в седмичный день можно найти в 6-й уставной главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение, аще прилучится в седмичные дни кроме недели»), а также в Месяцеслове Типикона в последованиях служб бденным святым. При этом особое внимание следует обратить на 26 сентября (праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова), так как устав богослужения, изложенный здесь, является образцом для праздников бденным святым. В частности, при совершении всенощного бдения на храмовый праздник, случившийся в седмичный день, Типикон предписывает руководствоваться чинопоследованием службы на 26 сентября (см. 4-ю храмовую главу). Также ряд полезных сведений по совершению службы бденному святому можно обнаружить в храмовых главах Типикона и чинопоследованиях служб некоторым полиелейным святым 348 . Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы» из Минеи на ряду. Если в Минее указаны только начальные слова Богородична (например, 6 декабря), то следует искать текст этого Богородична во 2-м приложении Минеи, а если Богородичен в Минее отсутствует (например, 26 сентября), то поется Богородичен малой вечерни Октоиха («малый догматик») по гласу стихиры «Славы». На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы» (26 сентября). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична (25 сентября, служба преподобному Сергию Радонежскому), то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи, а если Богородичен в Минее вовсе отсутствует (2 сентября, служба преподобным Антонию и Феодосию Печерским ), то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение Минеи) по гласу тропаря святого. Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы» 349 . В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу – тропари: «Ангельский собор удивися...». В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды в чин выноса совершается так, как и в праздник Воздвижения) – вынос Креста, произносится «Премудрость, прости» перед царскими вратами. На литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему...», читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Мк., зач. 37). Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопоклонной Неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу – по отпусте часов 147 . Поклонение Кресту в понедельник в среду: на 1-м часе, во время чтения Богородична: «Что тя наречем...», из алтаря царскими врагами выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды: «Кресту Твоему...». То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: «Приидите, вернии...». После поклонения чтец читает Трисвятое и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются 148 . На всех часах и изобразительных: кондак «Не ктому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди. (См. Типикон. В Неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу). В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице...», открываются царские врата, и иерей с кадилом и диакон со свечей выходят ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест, и, в предшествии диакона с кадилом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на Престоле и кадит его крестообразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Пятница 4-й седмицы . При окончании изобразительных после поклонов во время чтения молитвы: «Всесвятая Троице...» открываются Царские врата, иерей с кадилом и диакон со свечой выходят через Царские врата к аналою, на котором лежит Крест. Совершается каждение Креста с четырех сторон. По каждении священнослужители поют: «Кресту Твоему...» (трижды). То же поют певцы (трижды). И совершается целование Креста. Певцы в это время поют стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и другие. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест и, в предшествии диакона с кадилом и свечой, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит его крестообразно (см. Типикон, 21 сент.). Закрываются Царские врата. Затем возглас – «Премудрость», «Достойно есть...» и прочее отпуста (на амвоне). По отпусте изобразительных начинается вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. Среда 5-й седмицы вечера 30 Вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Кафизма рядовая, 7-я. На «Господи, воззвах» стихиры, глас 8-й. Припевы от стиха: «Впадут во мрежу свою...» Самогласен дня (дважды), мученичен и подобны – 3. 24 покаянные стихиры великого канона преп. Андрея Критского . Вход. «Свете тихий...» 1-й прокимен, глас 4-й: «Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть». 2-й прокимен, глас 4-й: «Воспойте Господеви песнь нову». И прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Повечерие малое , без поклонов («в келлиях»). Четверг 5-й седмицы Утреня с Великим каноном. Начало утрени обычное. Шестопсалмие, великая ектения, Аллилуиа и Троичны текущего гласа. Кафизма одна – 8-я. Седальны – Октоиха, 7-го гласа. Псалом 50-й, и тотчас начинается пение Великого канона преп. Андрея Критского, глас 6-й: «Помощник и Покровитель...» 31 (Молитва: «Спаси, Боже...» не произносится.) К тропарям припевы: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». К тропарям канона преп. Марии припев: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». К тропарям преп. Андрею припев: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». На Великом каноне положен трипеснец, который состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. Ирмосы у трипеснца не поются. «Слава», «И ныне» на них не глаголем. Припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас». Так на всех песнех трипеснца. Читает тропари трипеснца чтец перед соответствующей песнью Великого канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого; кондак дня, кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня, тропарь храма, тропарь 1-го святого Минеи, тропарь 2-го святого, кондак дня, кондак храма; кондак 1-го святого Минеи, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого (если есть). Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если указано чтение святому). Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). В случае святого без знака (одного или двух) в субботу Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона. «Блаженны» Октоиха на 6. Однако в случае двух святых, если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святых Минеи (одного или двух); кондаки святых Минеи (одного или двух), «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). В случае шестеричного святого, святого без знака или двух святых в седмичный день в период предпразднства двунадесятого праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

210 Произнесение священником возгласа «Яко Твое есть Царство…» на амвоне – современная практика, тогда как Типикон содержит иное предписание: «Долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи: “Яко Твое есть Царство”: быти ему посреде храма» (см. Типикон, главы 7-ю и 9-ю). 211 «Шестопсалмие нельзя читать скороговоркой или невнятно где-нибудь в углу клироса, но громко и молитвенно перед церковным амвоном» ( Афанасий (Сахаров) , еп. О шестопсалмии//Богослужебные указания для священно-церковнослужителей на 2008 год. М., 2007. С. 766). 212 Чтобы закончить чтение утренних молитв к концу шестопсалмия, священник может начать их читать, еще находясь в алтаре во время чтения 1-й части (то есть псалмов 3, 37 и 62). Если же священник служит один, без диакона, то ему также следует начать чтение утренних молитв заблаговременно. 214 В некоторые дни сразу после стихир Октоиха перед стихирой на «Слава» поется стихира святого с ее припевом; эта особенность возможна как в дни памяти святых без знака, так и в случае святого шестеричного или двух святых (например, 2 ноября, 3 ноября, 11 ноября и т.д.). 215 В редких случаях по 6-й песни назначается кондак 2-му святому, а по 3-й песни – кондак 1-му святому (см., например, 2 ноября). 216 Однако если 1-й святой является шестеричным (например, 24 ноября, великомученица Екатерина), то его кондак и икос читаются по 6-й песни, тогда как по 3-й следует кондак и икос праздника. 218 Если совершается всенощное бдение, то утреня начинается с этого момента, то есть с чтения шестопсалмия. Перед этим по традиции хор поет «Слава в вышних Богу…». 219 По современной практике, в начале пения полиелея всегда открываются царские врата и духовенство всегда выходит на середину храма. Однако Типикон (см. главу 2-ю, последнее «зри») различает пение полиелея на всенощном бдении и на полиелейном богослужении, когда всенощное бдение не совершается. В первом случае (то есть на всенощном бдении) следует открыть царские врата, духовенство должно выйти царскими вратами в центр храма и совершать каждение, начиная с середины храма. Однако если бдение не совершается («поется величание кроме бдения»), то царские врата остаются закрытыми, каждение храма начинается с алтаря и священник с диаконом при совершении каждения выходят из алтаря северной дверью и возвращаются южной дверью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

§2.2.1. В случае святого без знака (малого святого) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и т.д.). По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Кафисмы по Уставу (2 – в период летнего расписа­ния, 3 – в период зимнего расписания; см. 17-ю главу Типикона). Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого из Минеи на 4. Катавасия – ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. По 3-й песни: седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого). По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если светилен в Минее указан, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха: «У Креста предстоящи...»). «Всякое дыхание...» и стихиры на «Хвалите…» не поются. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас...») 214 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». §2.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (например, 5 сентября, 6 сентября, 24 сентября и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор: «Свят Господь Бог наш» (обычно поется тем же распевом, что и прокимен настоящего гласа на утрене). Диакон: «Яко свят Господь Бог наш» (см. Типикон, 2-ю главу). Хор: «Свят Господь Бог наш». Диакон: «Над всеми людьми Бог наш». Хор: «Свят Господь Бог наш». Затем читается воскресный эксапостиларий , который находится в приложении Октоиха. Этот эксапостиларий называется евангельским, так как по содержанию он связан с прочитанным на утрене евангельским чтением. Евангельских эксапостилариев также 11 (как и Евангелий), и «порядковый номер» читаемого эксапостилария соответствует номеру утреннего Евангелия. Стихиры на «Хвалите…» поются, начиная со стиха «Сотворити в них суд написан…». Однако поется не 6, а 8 стихир, для чего перед двумя последними стихирами поются особые стихи. Обычно (если нет полиелейного праздника) этими стихами являются воскресные припевы: «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…». После стихир на «Слава» поется евангельская стихира, которая, как и воскресный эксапостиларий, своим содержанием связана с воскресным утренним Евангелием. Эти стихиры находятся в том же приложении Октоиха, что и эксапостиларии. При этом для стихир с 1-й по 8-ю «порядковый номер» совпадает с гласом стихиры, 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я – на 6-й глас, 11-я – на 8-й глас. На «И ныне» на воскресной утрене всегда поется Богородичен «Преблагословенна еси Богородице Дево…». По славословии поется один из двух конечных воскресных тропарей: – в недели 1, 3, 5, 7-го гласов: «Днесь спасение миру бысть…»; – в недели 2, 4, 6, 8-го гласов: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада…». Отпуст священник начинает со слов «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш…». §4.4. Особенности воскресной утрени §4.4.1. Особенности воскресной утрени в случае малого святого По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при отсутствии тропаря святого или при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святому, что случается относительно редко), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Итак, одновременно с исихазмом, распространяется по всему Востоку и Типикон Св. Саввы: в 1375 г. в Болгарии через патриарха Евфимия; в Сербии через контакты с афонским Хиландарским монастырем и стараниями монаха–паламита Исаии, переводчика Дионисия Ареопагита; через епископа Анфима и игумена Никодима в Румынии; в России через митрополита Алексия и св. Сергия Радонежского (+1392), который был в переписке с патриархами Филофеем и Каллистом 1–м (хотя в самой Лавре Иерусалимский Типикон не сразу заменит Студийский), а также через митрополита Киприана (+1406). С этого времени в России наблюдается постепенный переход от Студийского монашеского образа жизни, к более строгому исихастскому. Можно считать, что этот момент сыграл некоторую роль в духовно–социальном конфликте между св. Иосифом Волоколамским и св. Нилом Сорским в начале XVI века. По мнению Алпатова, сама иконография Феофана Грека и св. Андрея Рублева носит исихастский характер. Третий том «Описания» Дмитриевского (ДМИ-3) посвящается целиком Иерусалимскому Типикону (не считая 3–х последних страниц дополнительного характера). Дмитриевский распределяет все рукописи на два главных раздела: палестинские Типиконы Св. Саввы и Типиконы Афонской горы. 2–й раздел содержит всего 20 рукописей, не очень древних. 1–й раздел — самый интересный; он разделяется опять- таки на несколько глав или редакций: а) Иерусалимская редакция: 5 рукописей XII-XIII вв.; б) Иерусалимо- 116 рукописей XIII-XVI вв.; Константинопольская: в) Синайская: 3 рукописи XIV-XV вв.; г) Трапезундская: 4 рукописи XIV-XV вв.; д) Сербо–болгарская: 7 рукописей XIII-XVII вв.; е) Старопечатная венецианская: 8 изданий (без 1–го) 1546–1738 гг. Классификация Дмитриевского усовершенствуется работой Упенского («Чин всенощного бдения.»). Изучая первую главу Иерусалимского Типикона, посвященную описанию «Агрипнии», т. е. всенощного бдения, которое во время Никона Черногорца являлось якобы различительной чертой между Студийскими Типиконами (не имеющими всенощной) и Савваитским (имеющими ее), Успенский разбирает весь собранный Дмитриевским материал и уточняет по нему историю редакций, определенных Дмитриевским. Там же реконструирует довольно вероятный исторический процесс становления самого чина всенощного бдения и распространения его по всему Востоку. Четыре последних главы работы Успенского могут, безусловно, считаться самой лучшей историей Иерусалимско–Савваитского Типикона, до сих пор существующей. Успенский не пользуется только материалом Дмитриевского (греческими и сербо–болгарскими рукописями), но прибавляет грузинские и русские списки Савваитского Типикона. См. также: МАН: 75, 168, 197, 222, 249, 265, 269, 311, 323; и СКА:410, 418, 480, 488.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010