– если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи (24 июня); – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен Октоиха («малый догматик») по гласу стихиры «Славы» (например, 26 сентября). На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен (например, 26 сентября); – если в Минее указаны только начальные слова Богородична (25 сентября, служба преподобному Сергию Радонежскому), то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична (2 сентября, служба преподобным Антонию и Феодосию Печерским ), то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение Минеи) по гласу тропаря святого. §3. Вседневная вечерня Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом и со­вершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни оста­ются закрытыми). Служащий священник на протяже­нии всей вечерни по уставу должен быть облачен толь­ко в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает еще и фелонь. Также на вседнев­ной вечерне положено (в отличие от полунощницы и часов) возжи­гание светильников (см. 25-ю главу Типикона). §3.1. Последование вседневной вечерни Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать великую вечерню. (Дни, в которые совершается великая вечерня, будут указаны при рассмотрении этого вида вечерни.) Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В последовании вечерни есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты вечерни находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди (разумеется, Триодь на вседневной вечерне употребляется только на сырной седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы и Пятидесятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Псалмы и библейские стихи 9-го часа представляют собой молитву христианина, выражающую его стремление к Царству Небесному, желание войти в селение Господа сил. Вечерня вседневная Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни остаются закрытыми). Служащий священник на протяжении всей вечерни по уставу должен быть облачен только в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает также и фелонь. Также на вседневной вечерне положено (в отличие от 9-го часа) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона). Идейное содержание вечерни В вечерне раскрываются следующие четыре основные темы: – творение Богом мира и промышление о нем (103-й псалом); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи воззвах...» – 140, 141, 129, 116). – пришествие в мир Сына Божия («Свете Тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Последование вседневной вечерни Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать Великую вечерню. (Дни, в которые совершается Великая вечерня, указаны в соответствующем разделе настоящей главы). Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует престол, отверзает завесу (если есть диакон, то он отверзает завесу) и выходит на амвон. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник благоговейно поклоняется 3 раза и начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...» , 103-й псалом. Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы. Чтец: Слава, и ныне, Аллилуиа (трижды). В  это время диакон выходит северной дверью, трижды поклоняется, испрашивая этим разрешение у священника. Священник, в свою очередь, тремя поклонами дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь, целуя престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святых (по выбору). «Слава, и ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й. На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святых. Кондаки Преполовения и святых читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 3-я (или 6-я) – 4. Примечание. В службе благоверных князей в Минее указаны блаженны святых, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Преполовения). По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святых; кондак храма святого. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святых. Апостол и Евангелие – дня и святых. Задостойник Пасхи. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы блаженному Василию Кадомскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731362.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/554 ). 2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 3 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 714, 716. 5 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 6 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 7 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи. 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-15/

15 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89. 16 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новомученицы...», и икос новомучеников: «Красный личе...»; седален новомучеников, глас 2-й. «Слава» – седален Триоди, глас 4-й: «Смирение вознесе...», «И ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле...». 17 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»). 18 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323). При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве...», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче...» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-05/

1. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по главе Типикона под 1 августа: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю») . Примечание. Перед началом малой вечерни («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Креста, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й (см. на хвалитех утрени). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккавеи собравшуюся рать…» (см. славник хвалитных стихир), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

Также см. в  Типиконе : «[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]». Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25. Подробнее: О поклонах . Поклоны в Православной Церкви имеют, в том числе, символическое значение, поэтому в периоды когда Церковь за (и самим) богослужением говорит о “сыновстве” и нашем спасении земные поклоны оставляются, когда мы скорбим и молимся о грехах они возвращаются. 20 правило Первого Вселенского собора прямо предписывает не совершать земные поклоны в пасхальный период (ему вторит и Трулльский собор), поэтому от них следует воздерживаться даже при великом моменте Преложения Святых Таин на Литургии, тем более при остальных молитвах богослужения. Земной поклон на “Святая святым” также нововведение последних десятилетий, он не положен по церковному Уставу даже в обычные и постные дни. Вместе с тем, по моему мнению, не стоит придавать принципиальное значение этим правилам, и порицать тех молящихся или, тем более священников, кто их не придерживается. Лучше придерживаться их самому, а если нас спросят “ дать ответ с кротостью и благоговением ” ( 1Пет.3:15 ). Существует ряд церковных правил, говорящих, что не следует делать коленопреклонения в воскресные дни, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления. Так, например, 20е правило Первого Вселенского Собора гласит: «Поскольку есть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Однако здесь не все так однозначно, так как буквально речь идет не о земных поклонах, а о коленопреклонении при молитве, т.е. стоянии на коленях во время чтения ектений и молитв, что было распространено в Церкви в первом тысячелетии. Именно этого не одобряет Собор, предписывая стоя произносить молитвы в указанные дни.

http://azbyka.ru/vopros/dopuskayutsya-li...

18. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 19. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 20. Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 21. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 22. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 23. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 24. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропарь воскресный. «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 25. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 26. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 27. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный и святителя Григория. «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). 28. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, Триоди. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак воскресный. 29. Похвала Пресвятой Богородице (суббота Акафиста): «Повеленное тайно…»; «Слава, и ныне»: «Взбранной Воеводе…». 30. Воскрешение праведного Лазаря (суббота Лазарева): тропарь «Общее воскресение…»; «Слава, и ныне»: кондак Триоди («Всех радость Христос…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

в) Порядок пения кондаков почти всегда совпадает с порядком пения соответствующих тропарей, за исключением одного кондака Господского или Богородичного, который полагается на «И ныне». Перед предпоследним кондаком всегда поется «Слава...», а перед последним – «И ныне...». Если по Уставу полагается только один кондак, то перед ним поется «Слава, и ныне». г) На «И ныне» в случае Господского или Богородичного праздника, а также в предпразднство и попразднство двунадесятых праздников всегда поется кондак данного праздника (или предпразднства). В остальных случаях в Господском и Богородичном храмах зачастую поются кондаки храма, а в храме святого – кондак «Предстательство христиан…». Важно отметить, что никогда не поется на «И ныне» кондак, посвященный святому (исключением является дневной кондак субботы «Яко начатки естества…», так как в нем содержится молитвенное обращение к Господу и Богородице). д) Под святым, «егоже есть храм», Церковный Устав имеет в виду святого, которому посвящен алтарь, где совершается данное богослужение, а не того, которому посвящен главный алтарь храма и именем которого называется самый храм. Так что если в храме несколько приделов, то тропари и кондаки по входе поются в соответствии с тем, кому (или какому празднику) посвящен алтарь, где совершается богослужение. е) Тропарь и кондак дня седмицы поются только тогда, когда на утрене поются каноны Октоиха (см. главу 52-ю Типикона, суббота, со слов «ведомо буди и о сем»). Следовательно, дневные тропарь и кондак поются только в случае вседневной службы (если святой шестеричный, без знака или два святых), кроме периода пред- и попразднства двунадесятых праздников. Также дневные тропари поются в случае святого с великим славословием, но за исключением субботы, так как в случае славословия в субботу на утрене каноны Октоиха не поются. ж) «Со святыми упокой...» поется только в случае службы шестеричной или святому без знака в Уставе (см. главу 52-ю Типикона, «зри» 33-е, 40-е, 42-е, 43-е). В то же время в воскресенье заупокойный кондак никогда не поется (см. главы 2, 3, 4, 5-ю Типикона). Не поется «Со святыми упокой…» и в обычные дни, в том числе и в субботы, если случится бдение или полиелей или великое славословие. Никогда не поется «Со святыми упокой…» в предпразднство, попразднство и в период пения Цветной Триоди (кроме Троицкой субботы) (см. главу 52-ю Типикона, «зри» 40-е, и службы Триоди Цветной).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Народ: «Бог простит ти, отче святый». Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время чтения этой молитвы хор многократно не­спешно поет «Господи, помилуй». По окончании молитвы священник провозглашает: «Рцем и о них» 203 . Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». §2.3. Особенности малого повечерия §2.3.1. Особенности малого повечерия в пятницу вечером (накануне субботы) Каноны: Богородице и заупокойный из Октоиха (см. Типикон, 12-ю главу). По Трисвятом: – в храме Господском и Богородичном: тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы...»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы); – в храме святого: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (тропарь дня), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы). §2.3.2. Особенности малого повечерия в случае полиелея или святого со славословием По Трисвятом: кондак святого (см. Типикон, 23 сентября или 52-ю главу). §2.3.3. Особенности малого повечерия в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Канон: так как Октоих не поется, то канона нет вовсе (то есть после Символа веры сразу читается Трисвятое). Однако если на повечерие выносится служба святому, то поется канон Минеи (см. 9 сентября). В предпразднства Рождества Христова и Богоявления поются особые трипеснцы праздника (20 декабря). В этом случае ирмосы поются дважды и по каждой песни поется катавасия (ирмос данной песни). По 9-й песни «Достойно есть…» не поется. По Трисвятом: кондак праздника (предпразднства). Если в указанный период случится память полиелейного святого, то читается кондак святого, «Слава, и ныне»: кондак праздника (предпразднства) (см. Типикон, главу 52-ю). §2.3.4. Особенности малого повечерия в Неделю сыропустную и все недели Святой Четыредесятницы вечером Малое повечерие совершается с поклонами согласно указаниям 49-й главы Типикона (см. раздел «В Неделю сырную вечера»). Канон не поется, так как накануне совершалось бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8 или на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы» 367 . В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: 3 стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» (например, 24 февраля). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи (например, 20 января) 368 . По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. В субботу поется воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: кондак святого (см. Типикон, 52-ю главу). Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница без особенностей. Однако если совершается полиелей в честь святого, которому Типикон предписывает служить бдение 369 , то полунощница совершается по праздничному чину (см. 8 сентября, 1 января, 2-ю храмовую главу) и имеет следующие особенности: – 1-я часть: по 1-м Трисвятом поется тропарь святого; – 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак святого; а молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи). Величание и избранный псалом святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010