Это сочинение описывает события бурного царствования Михаила VIII с его собственной точки зрения и потому представляет значительный интерес для составления суждения о его личности. Также типикон Михаила VIII монастырю Архангела на горе Авксентия содержит во введении некоторые сведения о жизни императора 987 . Попытка привести здесь обширную греческую и латинскую литературу по вопросу унии увело бы нас слишком далеко. Также здесь не могут быть детально рассмотрены документы, относящиеся к данному отрезку времени. Об императорских документах см.: Dölger . Regesten. Bd. Ill (1204–1282); о прочих см. главу об источниках следующего раздела. Специально следует упомянуть простагму Михаила VIII от ноября 1272 г., которая регламентирует права коронованного соправителем Андроника и содержит важные сведения по внутренней истории Византийской империи 988 . 1. Возникновение новой системы государств Общая литература: Gerland . Lateinisches Kaiserreich; Miller . Latins; The Empire of Nicaea and the Recovery of Constantinople//CMH, IV. 1923. P. 478–516; Greece and the Aegean under Frank and Venetian Domination (1204–1571)//Ibid. P. 432–477; Essays on the Latin Orient. Cambridge, 1921; Longnon . Empire latin; Kretschmayr . Venedig. Bd. I-II; Diehl . Venise; Heyd . Commerce du Levant. Vol. I; Gardner . The Lascarids; Андреева . Очерки; Μελιαρκης. στορα; Ρομανς Ι. Περ του Δεσποττου τς περου. Κρκυρα, 1895; Nicol D.M. The Despotate of Epiros. Oxford, 1957; Fallmerayer J.Ph. Geschichte des Kaisertums von Trapezunt. München, 1827; Miller W. Trebizond, the Last Greek Empire. London, 1926; Успенский Ф. Очерки из истории Трапезундской империи. Л., 1929; Vasiliev A. The Foundation of the Empire of Trebizond//Speculum. 11 (1936). P. 3–37; Runciman . Crusades. Vol. III. Редко в истории проводились более последовательные мероприятия, чем раздел поверженной Византийской империи. На основании договора, заключенного крестоносцами и венецианцами в марте 1204 г. под стенами Константинополя, была предпринята попытка создать новую систему государств на греческом Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалмы и библейские стихи 9-го часа представляют собой молитву христианина, выражающую его стремление к Царству Небесному, желание войти в селение Господа сил. Вечерня вседневная Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни остаются закрытыми). Служащий священник на протяжении всей вечерни по уставу должен быть облачен только в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает также и фелонь. Также на вседневной вечерне положено (в отличие от 9-го часа) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона). Идейное содержание вечерни В вечерне раскрываются следующие четыре основные темы: – творение Богом мира и промышление о нем (103-й псалом); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи воззвах...» – 140, 141, 129, 116). – пришествие в мир Сына Божия («Свете Тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Последование вседневной вечерни Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать Великую вечерню. (Дни, в которые совершается Великая вечерня, указаны в соответствующем разделе настоящей главы). Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует престол, отверзает завесу (если есть диакон, то он отверзает завесу) и выходит на амвон. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник благоговейно поклоняется 3 раза и начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...» , 103-й псалом. Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы. Чтец: Слава, и ныне, Аллилуиа (трижды). В  это время диакон выходит северной дверью, трижды поклоняется, испрашивая этим разрешение у священника. Священник, в свою очередь, тремя поклонами дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь, целуя престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В совр. Типиконе Русской Церкви распределение И. а. и вседневных антифонов регулируется главой 21-й «                », впервые помещенной в московском издании 1682 г. Данная глава предполагает исполнение И. а. в воскресные и праздничные дни (кроме тех праздников, когда положено пение праздничных антифонов), в остальные дни - вседневные антифоны. То же предполагает и Служебник в описании 3-го антифона: «                      ». В проч. главах Типикона и гимнографических богослужебных книгах предполагается ежедневное использование И. а. (см. главы 12-13 о субботнем богослужении, уставную главу Октоиха о будничном богослужении, указания о литургии 2 сент.). С др. стороны, изложение вседневных антифонов в приложении к богослужебному Апостолу предполагает их употребление даже в воскресные дни. Противоречия в указаниях богослужебных книг объясняются тем, что они излагают различные литургические традиции: 2-я гл. Типикона - палестинскую, Апостол - к-польскую, для их примирения, во-видимому, и была создана 21-я гл. Типикона. Разногласия между книгами зачастую приводят к туманному изложению вопроса об антифонах в лит-ре, посвященной изъяснению Устава богослужения (см.: Розанов. Устав. С. 252; Никольский. Устав. С. 374-375). В частности, недоумение вызывает вопрос о пении И. а. или вседневных антифонов в субботу, если нет праздника: дореволюционные авторы назначают в субботу вседневные антифоны, что соответствует 21-й гл. Типикона ( Свирелин А., прот. Церковный устав. М., 1910. С. 66; Неаполитанский А., прот. Церковный устав в таблицах. С. 15; см. также: НКС. 1992. Т. 1. С. 61, 63); но указания на И. а. в субботних главах Типикона (12-13) сформировало мнение о том, что И. а. являются отличительным признаком субботнего богослужения ( Красовицкая М. С. Литургика. М., 2008. С. 133; Ванюков С., свящ. О субботнем богослужении в период пения Октоиха//Богослужебные указания на 2009 г. М., 2008. С. 821). В приходской богослужебной практике И. а. нередко вытесняют вседневные антифоны; данная практика получает распространение в Русской Церкви уже в XVIII в. Есть свидетельства о том, что в XIX в. на ранней литургии (к-рая воспринималась как менее праздничная по сравнению с поздней) могли исполняться вседневные антифоны, а на поздней - И. а. (см., напр.: Обиход одноголосный церк.-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря/Валаамский мон-рь. СПб., 1912. С. 231-232; Обиход нотного пения по древнему роспеву, употребляемому в 1-классном ставропигиальном Соловецком мон-ре/Соловецкий мон-рь. М., 1912. С. 86).

http://pravenc.ru/text/изобразительные ...

Указания об использовании «Б. м.» в разных редакциях Иерусалимского устава , к-рый в XII-XIV вв. был принят правосл. Поместными Церквами, сводятся к предписанию петь в субботу вечером целиком 1-ю кафизму, а накануне праздников - ее первую «славу» и различаются в основном незначительно. По совр. Типикону РПЦ, «Б. м.» поется накануне воскресных (вся кафизма) и праздничных (только 1-й антифон) дней, в к-рые положена бденная или полиелейная служба (см. ст. Знаки праздников месяцеслова) (Типикон. С. 34). После «Б. м.» произносится малая ектения; если поется вся кафизма «Б. м.», ектении должны произноситься после каждой из трех «слав» (Типикон. С. 14). На Господские праздники Воздвижения, Рождества, Богоявления, Преображения и Вознесения «Б. м.» отменяется, но если они (кроме последнего) случаются в воскресенье, «Б. м.» поется (вся кафизма), а если в понедельник - стихословится 1-й антифон. Служба праздника Вознесения Господня может соединяться со службой ап. Иоанна Богослова (8 мая), в этом случае «Б. м.» (1-й антифон) поется (Там же. С. 631). Храмовые главы 51 и 55 (если память храмового святого совпадает с Вознесением или Пятидесятницей) также указывают соединять службы со ссылкой на главу о Вознесении и ап. Иоанне Богослове (Там же. Т. 2. С. 1131, 1135). Накануне воскресных дней 1-я кафизма Псалтири отменяется только раз в году - в Великую субботу. Есть один случай исполнения «Б. м.» на неполиелейной службе - 1 сент. (начало церковного года и память прп. Симеона Столпника), когда совершается праздничная вечерня с «Б. м.» и славословная утреня. Подобные указания содержатся уже в самых ранних палестинских рукописях Иерусалимского устава XII в.; особенность службы на память прп. Саввы Освященного (престольный праздник палестинской лавры прп. Саввы), согласно этим рукописям, в отмене вечернего стихословия (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 34). Более поздние рукописи (с XIII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 154, 469, 525, 527, 752) содержат указания, тождественные принятому ныне в РПЦ Типикону, но нек-рые из них допускают соединение службы праздника Воздвижения со службой свт. Иоанна Златоуста (подобно совмещению служб Вознесения и ап. Иоанна Богослова), в этом случае на вечерне есть «Б. м.» (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 112, 468).

http://pravenc.ru/text/149353.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Расписание Храм Святителя Николая в Пыжах. Расписание 28 февраля Неделя о блудном сыне Божественная Литургия 7:00 и 10:00 Акафист Иисусу Христу 18:00 1 марта Понедельник Вечерня, утреня, полиелей 18.00 2 марта Вторник Божественная Литургия 8:00 3 марта Среда Акафист святителя Николаю 18.00 4 марта Четверг Вечерня, утреня 18.00 5 марта Пятница Заупокойное всенощное бдение18.00 6 марта Суббота Божественная Литургия, панихида 9:00 Всенощное бдение 18:00 7 марта Неделя мясопустная, о Страшном Суде Божественная Литургия 7:00 и 10:00 Save Save Save Save Save Save 39 комментариев " Расписание " Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, по каким дням и во сколько в храме совершается исповедь. А также есть ли расписание клириков храма. Заранее спасибо! Ответить Исповедь совершается обычно перед Литургией. Попробуйте уточнить по телефону 8 (495) 951-34-70. Ответить Елена : Подскажите, пожалуйста, будет ли завтра исповедь перед поздней литургией? Если да, то во сколько? Ответить Наталия : Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где на сайте храма можно увидеть раздел Духовенство храма? ( Фотографии святых отцов, служащих в вашем храме, с кратким описанием/биографией) Ответить Ирина : Наталия! Приходите в Храм на Богослужение и увидите наших Батюшек. Настоятель Храма протоиерей Александр Шаргунов. Я попала в Храм года 3 назад и после этого больше не ищу других приходов. Проповеди Александра Шаргунова можно найти на сайте moral.ru и в youtube. Приходите. С Прощенным Воскресением. Ответить Елена : Владимир : антон : Екатерина : Ольга : Добрый день! Скажите, пожалуйста, в какие даты в августе-сентябре будет служить отец Александр (Шаргунов)? Ответить Ольга : Добрый день! Пожалуйста, сообщите даты богослужений в августе-сентябре, когда будет служить отец Александр (Шаргунов). Ответить Мария : Посмотрите, пожалуйста: евангельское чтение на завтра должно быть про ловлю рыб. О Воздвиженской отступке евангельских чтений С этого дня, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.

http://moral.ru/church/about/расписание/

Итак, одновременно с исихазмом, распространяется по всему Востоку и Типикон Св. Саввы: в 1375 г. в Болгарии через патриарха Евфимия; в Сербии через контакты с афонским Хиландарским монастырем и стараниями монаха–паламита Исаии, переводчика Дионисия Ареопагита; через епископа Анфима и игумена Никодима в Румынии; в России через митрополита Алексия и св. Сергия Радонежского (+1392), который был в переписке с патриархами Филофеем и Каллистом 1–м (хотя в самой Лавре Иерусалимский Типикон не сразу заменит Студийский), а также через митрополита Киприана (+1406). С этого времени в России наблюдается постепенный переход от Студийского монашеского образа жизни, к более строгому исихастскому. Можно считать, что этот момент сыграл некоторую роль в духовно–социальном конфликте между св. Иосифом Волоколамским и св. Нилом Сорским в начале XVI века. По мнению Алпатова, сама иконография Феофана Грека и св. Андрея Рублева носит исихастский характер. Третий том «Описания» Дмитриевского (ДМИ-3) посвящается целиком Иерусалимскому Типикону (не считая 3–х последних страниц дополнительного характера). Дмитриевский распределяет все рукописи на два главных раздела: палестинские Типиконы Св. Саввы и Типиконы Афонской горы. 2–й раздел содержит всего 20 рукописей, не очень древних. 1–й раздел — самый интересный; он разделяется опять- таки на несколько глав или редакций: а) Иерусалимская редакция: 5 рукописей XII-XIII вв.; б) Иерусалимо- 116 рукописей XIII-XVI вв.; Константинопольская: в) Синайская: 3 рукописи XIV-XV вв.; г) Трапезундская: 4 рукописи XIV-XV вв.; д) Сербо–болгарская: 7 рукописей XIII-XVII вв.; е) Старопечатная венецианская: 8 изданий (без 1–го) 1546–1738 гг. Классификация Дмитриевского усовершенствуется работой Упенского («Чин всенощного бдения.»). Изучая первую главу Иерусалимского Типикона, посвященную описанию «Агрипнии», т. е. всенощного бдения, которое во время Никона Черногорца являлось якобы различительной чертой между Студийскими Типиконами (не имеющими всенощной) и Савваитским (имеющими ее), Успенский разбирает весь собранный Дмитриевским материал и уточняет по нему историю редакций, определенных Дмитриевским. Там же реконструирует довольно вероятный исторический процесс становления самого чина всенощного бдения и распространения его по всему Востоку. Четыре последних главы работы Успенского могут, безусловно, считаться самой лучшей историей Иерусалимско–Савваитского Типикона, до сих пор существующей. Успенский не пользуется только материалом Дмитриевского (греческими и сербо–болгарскими рукописями), но прибавляет грузинские и русские списки Савваитского Типикона. См. также: МАН: 75, 168, 197, 222, 249, 265, 269, 311, 323; и СКА:410, 418, 480, 488.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

– в седмичные дни Рождественского и Петрова постов (кроме суббот), когда на утрене по Уставу поется «Аллилуйя». Последование Изобразительных совершается непосредственно за 9-м часом (в Рождественский и Петров посты – после междочасия 9-го часа), а молитвословия и песнопения, находящиеся в последовании Изобразительных, составляют продолжение и окончание великопостных или царских часов 312 . Последование Изобразительных всегда совершается в храме, при открытой завесе. Священник должен быть облачен только в епитрахиль, но на практике надевает и фелонь (если же после Изобразительных совершается Литургия в соединении с вечерней, то священник во время Изобразительных облачается полностью). Устав последования Изобразительных находится в 49-й главе Типикона, которая охватывает весь период Постной Триоди; а также в последовании служб на Рождество Христово и Богоявление (см. 28-ю главу Типикона, 24 декабря и 5 января соответственно). Последование Изобразительных на великопостных часах По окончании молитвы 9-го часа отверзается завеса и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны» следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твоем». 2-й лик: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство небесное», и припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». 1-й лик: «Блаженны плачущие...» и припев: «Помяни нас, Господи...» 2-й лик: «Блаженны кротцыи...» и припев: «Помяни нас, Господи...» – и таким образом до окончания " Блаженн». 2-й лик: «Слава» – «Помяни нас, Господи...» 1-й лик: «И ныне» – «Помяни нас, Господи...» Затем протяжно хор поет: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «По-мяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». В начале этих 3-х последних стихов священник выходит на амвон и в конце каждого стиха вместе с народом совершает земной поклон. После пения «Блаженн» чтец читает: «Лик небесный поет Тя и глаголет...», " Слава» – «Лик святых ангел и Архангел...», " И ныне» – «Верую во Единаго Бога...» «Ослаби, остави...», «Отче наш...» Священник возглашает: «Яко Твое есть Царство...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Это действие диакон совершает так: сначала полагает орарь поперек нижней части груди, затем оба конца его скрещивает на спине, поднимая их на противоположные плечи. Через плечи концы ораря спускаются на грудь, пересекаются здесь также крест-накрест и проходят под ту часть ораря, которая изначально простирается поперек нижней части груди. 24 См.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 161. 25 Дмитриевский А. Чинопоследование хиротоний и хиротесий с объяснениями их особенностей//Руководство для сельских пастырей. Киев, 1901. 49. С. 350. 27 Строго говоря, право освящать миро в каждой Поместной Православной Церкви принадлежит только ее предстоятелю. 28 То есть даже если за литургией присутствует несколько архиереев, все равно хиротонию во пресвитера совершает один. 29 Во все одежды священник всегда облачается перед совершением литургии, а также в следующих случаях: 1) на пасхальную утреню («во весь светлейший сан», см. Типикон); 2) на пасхальную вечерню; 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и в конце утрени Великой Субботы (крестный ход с Плащаницей); 4) в конце утрени перед выносом Честного Креста три раза в году: 14 сентября, в Неделю 3-ю Великого поста и 1 августа. 30 См.: Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. С. 357. 31 В современном словоупотреблении существительное епитрахиль – женского рода, хотя в Типиконе слово епитрахилий – мужского рода («епитрахилий, сущий у царских врат», см. главу 9-ю). 33 В церковной литературе существительное «фелонь» в именительном падеже согласуется с прилагательными и глаголами мужского рода (см., напр., «Настольную книгу священнослужителя», т. IV), однако в косвенных падежах вместо соответствующих мужскому роду окончаний 2-го склонения имеет окончания, присущие существительным женского рода 3-го склонения. В разговорном обиходе и вовсе это существительное употребляется как слово женского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихира храма, стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа) 350 . Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Седальны по кафисмам: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 13 ноября). Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 6 декабря). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон: а) все дни седмицы, кроме субботы: канон Богородице 351 на 6 и канон святого на 8; б) в субботу: – в храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8; – в храме святого: канон Богородице настоящего гласа с воскресной утрени (то есть поется 3-й канон воскресной утрени Октоиха) 352 на 6 и канон святого на 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По «Благо есть...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 2-го святого. На 3-м и 9-м часе: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак 1-го святого. Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. Однако если одному из святых указаны в Типиконе «Блаженны» (очень редко, например, 3 сентября, 22 октября, 22 января), то читаются «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4. В случае двух шестеричных святых «Блаженны» читаются на 8 следующим образом: из 3-й песни канона 1-го святого на 4 и 6-й песни канона 2-го святого на 4 (см. 15 и 18 января). По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари: дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), 1-го святого и 2-го святого; кондак 1-го святого, кондак 2-го святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.6. Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010