14 ноября – Св. апостола Филиппа, праздник с знаком крест; праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст (заговенье) пред постом Рождественским, начинающимся 15-го ноября, днем памяти св. апостола Филиппа. Пост иногда называют Филипповым постом. В Типиконе находится такое указание о посте: Всегда творим мясопуст в 14 день непременно, кроме двух дней, среды и пятка. Аще ли случится мясопуст в среду или в пяток, в 14 день, в память святого апостола Филиппа, тогда творим мясопуст в 13 день, в память святого Иоанна Златоуста , а в сроду и пяток никакоже дерзнем мясопуст творити (Тип., послед. 13 ноября). 19 февраля служба с полиелеем в благодарственное воспоминание освобождения крестьян (см. далее о службе царских дней). 24 февраля первое и второе обретение честные главы Предтечевы. По отсечении, по повелению Ирода, главы св. Иоанна Крестителя. тело его было тайно ночью погребено учениками в Севастии, Самарийском городе. Голова же Предтечи была скрыта Иродиадою в месте бесчестном. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, – домоправителя Ирода, -упоминаемая в Евангелии ( Лк.8:3 ). Она тайно взяла честную главу, заключила в сосуде и погребла в поместье Иродовом, на горе Елеонской (Четь-Минеи 24 февр.). В первый раз обретена глава Предтечи двумя иноками, приходившими в Иерусалим на поклонение святым местам, при Константине Великом . От них она перешла к одному гражданину Емесы; преемственно от сего дошла до инока Евстафия, арианина. Гонимый из Емесы, он скрыл главу в земле. Спустя несколько лет, она была обретена вторично, в 452 г., Маркеллом, настоятелем той обители, где жил некогда Евстафий. Из Емесы она перенесена в Константинополь. При иконоборцах тайно отнесена была в Комары и скрыта в землю. Там, при Императоре Михаиле и Феодоре, по восстановлении православия, она в третий раз обретена и опять принесена в Царьград (Месяц. Прот. Вершинскаго). Третье обретение празднуется 25-го мая. В Царьграде глава Предтечи сперва положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском монастыре, другая часть главы была в Петре, в монастыре, именуемом Продром (т. е. Предтечи). Отсюда, по взятии в 1204 году крестоносцами, она перенесена в Амиен, в северной Франции. От этой части главы св. Предтечи, при папе Клименте VIII (1592–1605), отделена была, в свою очередь, часть, которая доставлена в Рим и положена в церкви во имя св. Сильвестра (Влад. Мордвинова путеводитель правосл. поклонников по городу Риму. Спб., 1875 г., стр. 354 и Месяц. Архиеп. Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

главу 33-ю). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (например, 11, 19 июня); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Как и в Рождественский пост, в пост святых апостолов по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (30, 31 мая, 15, 16 июня и др.). В эти дни литургия отменяется, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста. Заметим, однако, что в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в приходской практике пост святых апостолов совершенно не оказывает влияния на богослужение. Успенский пост длится 14 дней (с 1 по 14 августа) и в церковном просторечии называется «пост-лакомка», так как приходится на период изобилия овощей и фруктов. Название поста связано с тем, что он завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. По строгости Успенский пост превосходит Рождественский и пост святых апостолов: в понедельник, среду и пятницу предписано «сухоядение», во вторник и в четверг – «варение» (то есть вареные овощи и фрукты без употребления елея), лишь в субботу и воскресенье – вкушение «вина и елея». И только на праздник Преображения Господня (то есть один день в течение всего поста) Устав разрешает вкушение рыбы (см. Типикон, главу 33-ю). В Успенский пост, как и в другие посты, присутствуют службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина , однако по Уставу им отводятся всего два дня (3 и 4 августа; если же один из этих дней случится в субботу или воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Впрочем, в современной практике и в эти два дня «аллилуйные» службы не совершаются (как в посты Рождественский и святых апостолов), так что и Успенский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение. Большая же часть данного поста приходится на период праздника Преображения (который вместе с предпразднством и попразднством длится 9 дней), так что можно заключить, что в богослужении в целом преобладает мотив праздничной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 6 декабря). По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то читается 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 6 декабря). Стихиры на «Хвалите...»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен – святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или грядущий 353 день). Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. §2.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства Каждый двунадесятый праздник имеет как период предпразднства (период приготовления к празднику, который для большинства праздников состоит из одного дня – но Рождество Христово – 5 дней, Богоявление – 4 дня), так и период попразднства, который длится от 1 дня (Благовещение Пресвятой Богородицы) до 8 дней (Успение, Богоявление, Вознесение). В этот период песнопения праздника поются вместе с песнопениями в честь святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор исполняет канон по Уставу (как на Великом повечерии). «Достойно есть...» Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец читает тропари по Уставу (см. 52-ю главу Типикона). Однако если случится полиелейный или славословный праздник (святой), то читается только кондак праздника (святого) 306 . Также в период пред- или попразднства двунадесятого праздника читается только кондак праздника 307 . Чтец: «Господи помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время и на всякий час...» «Господи помилуй» (3 раза). «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...» «Именем Господним...» Священник: «Молитвами святых отец наших...» 308 Чтец: «Аминь». «Нескверная, неблазная...» «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим...» «Преславная Приснодево...» «Упование мое Отец...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне». «Господи помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст, затем говорит, приклонив колена: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит тя, отче святый». Священник: «Помолимся о Великом Господине...» Во время чтения этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них». Хор: «Господи помилуй» (трижды). Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...» Хор: Аминь». Полунощница вседневная Полунощница – служба суточного круга, совершаемая после ночного сна. Совершается в притворе храма (иногда в келиях), при этом завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Идейное содержание полунощницы В службе полунощницы содержатся три темы: – воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду (см. Служебник, «Известие учительное...»); – подражание Небесным Силам, непрестанно славословящим Господа (см. тропари на субботней полунощнице); – ожидание второго пришествия Христа ( «Се, Жених грядет в полунощи...» ). Виды полунощницы. В Православной Церкви существует 3 вида полунощницы:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

311 Некоторые священнослужители неправильно считают, что завесу необходимо отверзать в начале 6-го часа. На самом деле, отверзание завесы связано только с началом каждения и бывает сразу после отпуста проскомидии, независимо от того, какой час (3-й или 6-й) читается в это время. 312 В 52-й главе Типикона, например, говорится: «Идеже несть Литургии, глаголем на часех по «Ослаби, оста-ви...» и по «Отче наш...» кондак храма Христова» и т. д. Но молитва «Ослаби, остави...» входит в последование Изобразительных, и, таким образом, последование Изобразительных продолжает службу часов. 313 Если в этот день не совершается Литургия Преждеосвященных Даров, то после поклонов чтец сразу начинает вечерню (т.е. читает «Аминь», «Приидите, поклонимся...» и 103 псалом). 314 В богослужебных книгах не говорится, какой необходим отпуст (малый или дневной) на Изобразительных. Однако, хотя последование Изобразительных относится к службе часов, но в то же время оно завершает богослужение уходящего дня. Поэтому здесь более уместен дневной отпуст. 318 На двунадесятые праздники и в их попразднство вместо последних двух тропарей на «Слава, и ныне» поется кондак праздника. 319 При этом особое внимание следует обратить на 26 сентября (день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова), так как устав богослужения, изложенный здесь, является образцом для праздников бденным святым. При совершении всенощного бдения на храмовый праздник, случившийся в седмичный день, Типикон предписывает руководствоваться чинопоследованием службы на 26 сентября (см. 4-ю храмовую главу). 320 Интересно, что чинопоследования служб некоторым полиелейным святым, обозначенных в Типиконе знаком †, начинаются с примечания: «Аще хощет настоятель, творим бдение» и представляют собой, в сущности, чинопоследование всенощного бдения (см., например, 26 октября, 8 ноября, 21 декабря, 25 января и т. д.). 321 Иногда в Минее можно встретить 2 седальна святому по одной кафизме (См., например, 13 ноября). В таких случаях 1-й седален читается один раз; «Слава» – 2-й седален; «И ныне» – богородичен Минеи. Это же замечание относится и седальным по полиелеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Неделю, если в оную не случится праздник двунадесятый и храмовый, после пения «Помилуй мя, Боже» поется (на 6-й глас) стихира, раскрывающая плоды Христова воскресения: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». А в великие праздники Господни, Богородичны и храмовые, хотя бы они случились н в Неделю (воскресение) (Тип., послед. 8-го и 14-го сент. и друг., храм. гл. 1) и в праздники великих святых с бдением или полиелеем, случившиеся в седмичные дни (но не в Неделю), поется стихира праздника или святому (Тип., послед. 26-го сентября и другие и сн. Тип. 3-ю главу). Но в день храма в 1-ю неделю Великого поста поется стихира воскресная, а не храма (Храм., гл. 33). Затем, когда на утрени было читано Евангелие, диакон читает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя», которую читал на литии. Впрочем, эту молитву читают по стихословии и пятидесятом псалме и в те дни. в которые на утрени не читается Евангелия, в дни св. Четыредесятницы (см. послед. понед. 1-й седм. Велик. поста), кроме суббот и четвертка Великого канона (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., л. 11 на обороте). В этой молитве просим Господа, чтобы Он молитвами Богородицы, силою честного и животвотворящего креста, предстательством честных небесных сил и всех святых услышал нас молящихся и помиловал. После пения: «Госноди, помилуй», 12-ть раз произносит священник возглас: «Милостию и щедротами». В те дни, в которые было на бдении освящение хлебов, вина и елея, подходящие к целованию Евангелия или иконы, обыкновенно, помазываются от иерея освященным елеем. Это совершается вместо того помазания, которое в Типиконе указано после утрени. Помазуются святым елеем во освящение души и тела, во имя Отца, н Сына, и Святого Духа (см. выше). После молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя, молитвословия утрени, главным образом, относятся к годовому кругу богослужения (см. выше). Устав назначает петь песни Св. Писания и с ними песни канонов 460 . И эта часть утрени есть собственно праздничная, торжественная.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молитвы хвалебные и жертвенные соединяются с молитвами трапезными, не сливаясь полностью. Такой тип богослужения сохраняется в римской и александрийской древних анафорах, а также у христиан Месопотамии. Четвертый этап (c IV в., в Антиохии) Элементы хвалебные, жертвенные и трапезные перерабатываются великими литургистами-богословами, создающими классические анафоры Антиохийского типа. Отвечает греческому вкусу эпохи «второй схоластики», они являются одновременно литературными шедеврами и глубокими богословскими трактатами, не теряя, однако, ни одного главного элемента древних иудео-христианских текстов. К такому типу Евхаристии принадлежат анафоры VIII книги Апостольских Постановлений, св. апостола Иакова, св. Василия Великого , св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков анафор на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках. Теория развития молитв евреев и первых христиан подробно изложена в трудах о. Λюдовика Буйе, особенно в его книге «Евхаристия» (Bouyer. 1968), и о. Λюдовика Лиже (см.: Арранц. Евхаристия; здесь же основная библиография для желающих подробнее ознакомиться с данной проблемой). Схема формирования христианской анафоры на основе еврейских берахот, предложенная этими выдающимися литургистами, – конечно же, гипотеза, имеющая не только многочисленных сторонников, но и противников. По нашему мнению, не существует серьезных научных причин подвергать сомнению ее главные положения, основанные на огромном источниковом материале. Дальнейшее уточнение вопроса возможно лишь при условии серьезного изучения самих еврейских и древнехристианских молитв. Глава 3. Еврейские благодарственные молитвы (берахи): Научная номенклатура и тексты Прежде чем обратиться к текстам еврейских молитв, сыгравших столь существенную роль в формировании христианского богослужения (прежде всего – евхаристического), представим обобщение молитвенной еврейской практики трех вышеназванных периодов, т. е. до 70-го и после 70-го и 135-го гг. (см. предыдущую главу). Каждая бераха (или их устойчивая группа) получает принятое в литургической науке буквенное обозначение (прописными латинскими буквами в квадратных скобках), используемое в дальнейшем. Классификация – по книге о. Λ. Буйе. (Bouyer. 1968; см. также: Арранц. Евхаристия, с. 16–28). Таким образом, условная номенклатура берахот представлена следующими буквенными сиглами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Божественная литургия, в отличие от вечерни и утрени, имеет немного изменяемых частей, причем большинство их относится к литургии оглашенных, тогда как литургия верных имеет почти неизменяемое последование (за исключением причастных и (иногда) задостойника и некоторых других песнопений). §4.1. Антифоны Пению антифонов на литургии посвящается 21-я глава Типикона. Антифоны бывают трех видов: 1. Изобразительные антифоны поются большинство дней года: в воскресные дни, на Господские недвунадесятые и во все Богородичные праздники, в праздники бденные, полиелейные и святых с великим славословием, а также в дни памяти всех шестеричных святых и некоторых малых святых (см., например, 3 сентября, 22 января), которым в Типиконе указано петь «Блаженны». Кроме того, изобразительные антифоны поются по субботам в течение всего года (даже в дни памяти малых святых, не имеющих «Блаженн», см. главу 12-ю), а также в периоды пред- и попразднства двунадесятых праздников и в период пения Цветной Триоди. Изобразительные антифоны состоят из 102-го, 145-го псалмов и заповедей блаженства ( Мф. 5:3–12 ). Текст их можно найти в Ирмологии, Псалтири Следованной (часть II) и Часослове. Стихи 3-го антифона поются с тропарями, которые называются «Блаженны». В седмичные дни «Блаженны» поются на 8 (редко на 6), а в воскресные – на 8, 10 или 12. Перед предпоследним тропарем хор поет «Слава», а перед последним – «И ныне». 2. Праздничные антифоны поются в двунадесятые Господские праздники (в сам день праздника), а также на Пасху и во все дни Светлой седмицы. Тексты антифонов для каждого праздника можно найти в последовании службы данного праздника в Минее (или Триоди), а также в Типиконе и в богослужебном Апостоле. Каждый антифон состоит из избранных стихов определенного псалма (например, на Пасху стихи для антифонов берутся из псалмов 65, 66, 67), которые поются с припевами: – 1-й антифон – всегда с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; – 2-й антифон – для каждого праздника особый припев (например, на Пасху поется «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа» );

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу сначала поется тропарь дня, затем – тропарь храма), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропарь храма 407 , тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...» (см. Типикон, глава 52-я). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложе­ния Минеи по гласу тропаря. Кафисмы по Уставу (2 – в период летнего расписания, 3 – в период зимнего расписания; см. 17-ю главу Типикона). Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого из Минеи на 4. Катавасия – ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого). По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха (в четверг читается эксапостиларий апостолам, «Слава»: эксапостиларий святителю Николаю, «И ныне»: Богородичен Октоиха); – если имеется светилен в Минее, то читается эксапостиларий Октоиха (в четверг – два дневных эксапостилария); «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»). «Всякое дыхание...» и стихиры на «Хвалите...» не поются. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость Гос­пода Бога нашего на нас...») 408 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец: «И ныне». Кафисмы по Уставу. При этом всегда читаются только 2 кафисмы, а если славословная служба совершается в период зимнего расписания, то 3-я кафисма переносится на вечерню грядущего дня. Чтец (по совершении кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Твоя Держава...» (возглас по 2-й кафисме – «Яко Благ и Человеколюбец...» ). Хор: «Аминь». Чтец читает седальны по Уставу. Хор: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» . Чтец: «И ныне» , 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»). Хор поет ирмос первой песни канона. Канон . Ирмосы берутся из канона, который по Уставу сле­дует первым. Затем читаются тропари канона, которые по Уставу соединяются со стихами соответствующих библейских песней (причем используется праздничный вариант «Поем Господеви», см. Ирмологий). На практике же тропари канона читаются с припевами. Перед предпоследним тропарем читается «Слава» , перед последним – «И ныне» (на практике, однако, допускается чтение «Слава, и ныне» по окончании всех тропарей данной песни). Катавасия рядовая (см. Типикон, 19-ю главу), поется по каждой песни. По 3-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Ты еси Бог наш ...». Чтец читает седальны по Уставу. По 6-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Ты бо еси Царь мира...». Чтец читает кондак и икос по Уставу. На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря. В конце 8-й песни вместо «Слава» чтец говорит: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа» . По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и исполняет катавасию . Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы ( «Величит душа Моя Господа…» и припев «Честнейшую...» ), в это время диакон совершает каждение храма. По 9-й песни канона хор исполняет катавасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010