14 ноября – Св. апостола Филиппа, праздник с знаком крест; праздник замечателен тем, что в этот день бывает мясопуст (заговенье) пред постом Рождественским, начинающимся 15-го ноября, днем памяти св. апостола Филиппа. Пост иногда называют Филипповым постом. В Типиконе находится такое указание о посте: Всегда творим мясопуст в 14 день непременно, кроме двух дней, среды и пятка. Аще ли случится мясопуст в среду или в пяток, в 14 день, в память святого апостола Филиппа, тогда творим мясопуст в 13 день, в память святого Иоанна Златоуста , а в сроду и пяток никакоже дерзнем мясопуст творити (Тип., послед. 13 ноября). 19 февраля служба с полиелеем в благодарственное воспоминание освобождения крестьян (см. далее о службе царских дней). 24 февраля первое и второе обретение честные главы Предтечевы. По отсечении, по повелению Ирода, главы св. Иоанна Крестителя. тело его было тайно ночью погребено учениками в Севастии, Самарийском городе. Голова же Предтечи была скрыта Иродиадою в месте бесчестном. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, – домоправителя Ирода, -упоминаемая в Евангелии ( Лк.8:3 ). Она тайно взяла честную главу, заключила в сосуде и погребла в поместье Иродовом, на горе Елеонской (Четь-Минеи 24 февр.). В первый раз обретена глава Предтечи двумя иноками, приходившими в Иерусалим на поклонение святым местам, при Константине Великом . От них она перешла к одному гражданину Емесы; преемственно от сего дошла до инока Евстафия, арианина. Гонимый из Емесы, он скрыл главу в земле. Спустя несколько лет, она была обретена вторично, в 452 г., Маркеллом, настоятелем той обители, где жил некогда Евстафий. Из Емесы она перенесена в Константинополь. При иконоборцах тайно отнесена была в Комары и скрыта в землю. Там, при Императоре Михаиле и Феодоре, по восстановлении православия, она в третий раз обретена и опять принесена в Царьград (Месяц. Прот. Вершинскаго). Третье обретение празднуется 25-го мая. В Царьграде глава Предтечи сперва положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском монастыре, другая часть главы была в Петре, в монастыре, именуемом Продром (т. е. Предтечи). Отсюда, по взятии в 1204 году крестоносцами, она перенесена в Амиен, в северной Франции. От этой части главы св. Предтечи, при папе Клименте VIII (1592–1605), отделена была, в свою очередь, часть, которая доставлена в Рим и положена в церкви во имя св. Сильвестра (Влад. Мордвинова путеводитель правосл. поклонников по городу Риму. Спб., 1875 г., стр. 354 и Месяц. Архиеп. Сергия). |
главу 33-ю). Наконец, разрешается вкушение рыбы во вторник и четверг в случае полиелейного праздника или великого славословия (например, 11, 19 июня); если же славословие или полиелей случится в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушение «вина и елея». Как и в Рождественский пост, в пост святых апостолов по Уставу полагаются в некоторые седмичные дни службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина (30, 31 мая, 15, 16 июня и др.). В эти дни литургия отменяется, а все богослужения суточного круга совершаются по чину, близкому к богослужениям седмичных дней Великого поста. Заметим, однако, что в настоящее время «аллилуйные» службы не совершаются, так что в приходской практике пост святых апостолов совершенно не оказывает влияния на богослужение. Успенский пост длится 14 дней (с 1 по 14 августа) и в церковном просторечии называется «пост-лакомка», так как приходится на период изобилия овощей и фруктов. Название поста связано с тем, что он завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. По строгости Успенский пост превосходит Рождественский и пост святых апостолов: в понедельник, среду и пятницу предписано «сухоядение», во вторник и в четверг – «варение» (то есть вареные овощи и фрукты без употребления елея), лишь в субботу и воскресенье – вкушение «вина и елея». И только на праздник Преображения Господня (то есть один день в течение всего поста) Устав разрешает вкушение рыбы (см. Типикон, главу 33-ю). В Успенский пост, как и в другие посты, присутствуют службы с пением на утрене «Аллилуиа» и поклонами с молитвой преподобного Ефрема Сирина , однако по Уставу им отводятся всего два дня (3 и 4 августа; если же один из этих дней случится в субботу или воскресенье, то «аллилуйная» служба отменяется). Впрочем, в современной практике и в эти два дня «аллилуйные» службы не совершаются (как в посты Рождественский и святых апостолов), так что и Успенский пост совершенно не оказывает влияния на богослужение. Большая же часть данного поста приходится на период праздника Преображения (который вместе с предпразднством и попразднством длится 9 дней), так что можно заключить, что в богослужении в целом преобладает мотив праздничной радости. |
Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 6 декабря). По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то читается 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 6 декабря). Стихиры на «Хвалите...»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен, то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» на 8: 3-я песнь канона святого на 4 и 6-я песнь канона на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен – святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или грядущий 353 день). Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. §2.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства Каждый двунадесятый праздник имеет как период предпразднства (период приготовления к празднику, который для большинства праздников состоит из одного дня – но Рождество Христово – 5 дней, Богоявление – 4 дня), так и период попразднства, который длится от 1 дня (Благовещение Пресвятой Богородицы) до 8 дней (Успение, Богоявление, Вознесение). В этот период песнопения праздника поются вместе с песнопениями в честь святого. |
Хор исполняет канон по Уставу (как на Великом повечерии). «Достойно есть...» Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец читает тропари по Уставу (см. 52-ю главу Типикона). Однако если случится полиелейный или славословный праздник (святой), то читается только кондак праздника (святого) 306 . Также в период пред- или попразднства двунадесятого праздника читается только кондак праздника 307 . Чтец: «Господи помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время и на всякий час...» «Господи помилуй» (3 раза). «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...» «Именем Господним...» Священник: «Молитвами святых отец наших...» 308 Чтец: «Аминь». «Нескверная, неблазная...» «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим...» «Преславная Приснодево...» «Упование мое Отец...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне». «Господи помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст, затем говорит, приклонив колена: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит тя, отче святый». Священник: «Помолимся о Великом Господине...» Во время чтения этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи помилуй». По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них». Хор: «Господи помилуй» (трижды). Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...» Хор: Аминь». Полунощница вседневная Полунощница – служба суточного круга, совершаемая после ночного сна. Совершается в притворе храма (иногда в келиях), при этом завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Идейное содержание полунощницы В службе полунощницы содержатся три темы: – воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду (см. Служебник, «Известие учительное...»); – подражание Небесным Силам, непрестанно славословящим Господа (см. тропари на субботней полунощнице); – ожидание второго пришествия Христа ( «Се, Жених грядет в полунощи...» ). Виды полунощницы. В Православной Церкви существует 3 вида полунощницы: |
311 Некоторые священнослужители неправильно считают, что завесу необходимо отверзать в начале 6-го часа. На самом деле, отверзание завесы связано только с началом каждения и бывает сразу после отпуста проскомидии, независимо от того, какой час (3-й или 6-й) читается в это время. 312 В 52-й главе Типикона, например, говорится: «Идеже несть Литургии, глаголем на часех по «Ослаби, оста-ви...» и по «Отче наш...» кондак храма Христова» и т. д. Но молитва «Ослаби, остави...» входит в последование Изобразительных, и, таким образом, последование Изобразительных продолжает службу часов. 313 Если в этот день не совершается Литургия Преждеосвященных Даров, то после поклонов чтец сразу начинает вечерню (т.е. читает «Аминь», «Приидите, поклонимся...» и 103 псалом). 314 В богослужебных книгах не говорится, какой необходим отпуст (малый или дневной) на Изобразительных. Однако, хотя последование Изобразительных относится к службе часов, но в то же время оно завершает богослужение уходящего дня. Поэтому здесь более уместен дневной отпуст. 318 На двунадесятые праздники и в их попразднство вместо последних двух тропарей на «Слава, и ныне» поется кондак праздника. 319 При этом особое внимание следует обратить на 26 сентября (день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова), так как устав богослужения, изложенный здесь, является образцом для праздников бденным святым. При совершении всенощного бдения на храмовый праздник, случившийся в седмичный день, Типикон предписывает руководствоваться чинопоследованием службы на 26 сентября (см. 4-ю храмовую главу). 320 Интересно, что чинопоследования служб некоторым полиелейным святым, обозначенных в Типиконе знаком †, начинаются с примечания: «Аще хощет настоятель, творим бдение» и представляют собой, в сущности, чинопоследование всенощного бдения (см., например, 26 октября, 8 ноября, 21 декабря, 25 января и т. д.). 321 Иногда в Минее можно встретить 2 седальна святому по одной кафизме (См., например, 13 ноября). В таких случаях 1-й седален читается один раз; «Слава» – 2-й седален; «И ныне» – богородичен Минеи. Это же замечание относится и седальным по полиелеи. |
В Неделю, если в оную не случится праздник двунадесятый и храмовый, после пения «Помилуй мя, Боже» поется (на 6-й глас) стихира, раскрывающая плоды Христова воскресения: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». А в великие праздники Господни, Богородичны и храмовые, хотя бы они случились н в Неделю (воскресение) (Тип., послед. 8-го и 14-го сент. и друг., храм. гл. 1) и в праздники великих святых с бдением или полиелеем, случившиеся в седмичные дни (но не в Неделю), поется стихира праздника или святому (Тип., послед. 26-го сентября и другие и сн. Тип. 3-ю главу). Но в день храма в 1-ю неделю Великого поста поется стихира воскресная, а не храма (Храм., гл. 33). Затем, когда на утрени было читано Евангелие, диакон читает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя», которую читал на литии. Впрочем, эту молитву читают по стихословии и пятидесятом псалме и в те дни. в которые на утрени не читается Евангелия, в дни св. Четыредесятницы (см. послед. понед. 1-й седм. Велик. поста), кроме суббот и четвертка Великого канона (Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., л. 11 на обороте). В этой молитве просим Господа, чтобы Он молитвами Богородицы, силою честного и животвотворящего креста, предстательством честных небесных сил и всех святых услышал нас молящихся и помиловал. После пения: «Госноди, помилуй», 12-ть раз произносит священник возглас: «Милостию и щедротами». В те дни, в которые было на бдении освящение хлебов, вина и елея, подходящие к целованию Евангелия или иконы, обыкновенно, помазываются от иерея освященным елеем. Это совершается вместо того помазания, которое в Типиконе указано после утрени. Помазуются святым елеем во освящение души и тела, во имя Отца, н Сына, и Святого Духа (см. выше). После молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя, молитвословия утрени, главным образом, относятся к годовому кругу богослужения (см. выше). Устав назначает петь песни Св. Писания и с ними песни канонов 460 . И эта часть утрени есть собственно праздничная, торжественная. |
Молитвы хвалебные и жертвенные соединяются с молитвами трапезными, не сливаясь полностью. Такой тип богослужения сохраняется в римской и александрийской древних анафорах, а также у христиан Месопотамии. Четвертый этап (c IV в., в Антиохии) Элементы хвалебные, жертвенные и трапезные перерабатываются великими литургистами-богословами, создающими классические анафоры Антиохийского типа. Отвечает греческому вкусу эпохи «второй схоластики», они являются одновременно литературными шедеврами и глубокими богословскими трактатами, не теряя, однако, ни одного главного элемента древних иудео-христианских текстов. К такому типу Евхаристии принадлежат анафоры VIII книги Апостольских Постановлений, св. апостола Иакова, св. Василия Великого , св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков анафор на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках. Теория развития молитв евреев и первых христиан подробно изложена в трудах о. Λюдовика Буйе, особенно в его книге «Евхаристия» (Bouyer. 1968), и о. Λюдовика Лиже (см.: Арранц. Евхаристия; здесь же основная библиография для желающих подробнее ознакомиться с данной проблемой). Схема формирования христианской анафоры на основе еврейских берахот, предложенная этими выдающимися литургистами, – конечно же, гипотеза, имеющая не только многочисленных сторонников, но и противников. По нашему мнению, не существует серьезных научных причин подвергать сомнению ее главные положения, основанные на огромном источниковом материале. Дальнейшее уточнение вопроса возможно лишь при условии серьезного изучения самих еврейских и древнехристианских молитв. Глава 3. Еврейские благодарственные молитвы (берахи): Научная номенклатура и тексты Прежде чем обратиться к текстам еврейских молитв, сыгравших столь существенную роль в формировании христианского богослужения (прежде всего – евхаристического), представим обобщение молитвенной еврейской практики трех вышеназванных периодов, т. е. до 70-го и после 70-го и 135-го гг. (см. предыдущую главу). Каждая бераха (или их устойчивая группа) получает принятое в литургической науке буквенное обозначение (прописными латинскими буквами в квадратных скобках), используемое в дальнейшем. Классификация – по книге о. Λ. Буйе. (Bouyer. 1968; см. также: Арранц. Евхаристия, с. 16–28). Таким образом, условная номенклатура берахот представлена следующими буквенными сиглами: |
Божественная литургия, в отличие от вечерни и утрени, имеет немного изменяемых частей, причем большинство их относится к литургии оглашенных, тогда как литургия верных имеет почти неизменяемое последование (за исключением причастных и (иногда) задостойника и некоторых других песнопений). §4.1. Антифоны Пению антифонов на литургии посвящается 21-я глава Типикона. Антифоны бывают трех видов: 1. Изобразительные антифоны поются большинство дней года: в воскресные дни, на Господские недвунадесятые и во все Богородичные праздники, в праздники бденные, полиелейные и святых с великим славословием, а также в дни памяти всех шестеричных святых и некоторых малых святых (см., например, 3 сентября, 22 января), которым в Типиконе указано петь «Блаженны». Кроме того, изобразительные антифоны поются по субботам в течение всего года (даже в дни памяти малых святых, не имеющих «Блаженн», см. главу 12-ю), а также в периоды пред- и попразднства двунадесятых праздников и в период пения Цветной Триоди. Изобразительные антифоны состоят из 102-го, 145-го псалмов и заповедей блаженства ( Мф. 5:3–12 ). Текст их можно найти в Ирмологии, Псалтири Следованной (часть II) и Часослове. Стихи 3-го антифона поются с тропарями, которые называются «Блаженны». В седмичные дни «Блаженны» поются на 8 (редко на 6), а в воскресные – на 8, 10 или 12. Перед предпоследним тропарем хор поет «Слава», а перед последним – «И ныне». 2. Праздничные антифоны поются в двунадесятые Господские праздники (в сам день праздника), а также на Пасху и во все дни Светлой седмицы. Тексты антифонов для каждого праздника можно найти в последовании службы данного праздника в Минее (или Триоди), а также в Типиконе и в богослужебном Апостоле. Каждый антифон состоит из избранных стихов определенного псалма (например, на Пасху стихи для антифонов берутся из псалмов 65, 66, 67), которые поются с припевами: – 1-й антифон – всегда с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; – 2-й антифон – для каждого праздника особый припев (например, на Пасху поется «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа» ); |
– в храме Богородичном: тропарь храма (в среду и пятницу сначала поется тропарь дня, затем – тропарь храма), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»; – в храме святого: тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропарь храма 407 , тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...» (см. Типикон, глава 52-я). Полунощница Вседневная полунощница без особенностей. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Кафисмы по Уставу (2 – в период летнего расписания, 3 – в период зимнего расписания; см. 17-ю главу Типикона). Седальны по кафисмам – из Октоиха. Канон: 1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого из Минеи на 4. Катавасия – ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду или пятницу – Крестобогородичен) Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого). По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха (в четверг читается эксапостиларий апостолам, «Слава»: эксапостиларий святителю Николаю, «И ныне»: Богородичен Октоиха); – если имеется светилен в Минее, то читается эксапостиларий Октоиха (в четверг – два дневных эксапостилария); «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу – Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»). «Всякое дыхание...» и стихиры на «Хвалите...» не поются. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас...») 408 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха. |
Чтец: «И ныне». Кафисмы по Уставу. При этом всегда читаются только 2 кафисмы, а если славословная служба совершается в период зимнего расписания, то 3-я кафисма переносится на вечерню грядущего дня. Чтец (по совершении кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Твоя Держава...» (возглас по 2-й кафисме – «Яко Благ и Человеколюбец...» ). Хор: «Аминь». Чтец читает седальны по Уставу. Хор: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» . Чтец: «И ныне» , 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»). Хор поет ирмос первой песни канона. Канон . Ирмосы берутся из канона, который по Уставу следует первым. Затем читаются тропари канона, которые по Уставу соединяются со стихами соответствующих библейских песней (причем используется праздничный вариант «Поем Господеви», см. Ирмологий). На практике же тропари канона читаются с припевами. Перед предпоследним тропарем читается «Слава» , перед последним – «И ныне» (на практике, однако, допускается чтение «Слава, и ныне» по окончании всех тропарей данной песни). Катавасия рядовая (см. Типикон, 19-ю главу), поется по каждой песни. По 3-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Яко Ты еси Бог наш ...». Чтец читает седальны по Уставу. По 6-й песни канона хор исполняет катавасию. Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...». Священник (возглас): «Ты бо еси Царь мира...». Чтец читает кондак и икос по Уставу. На 8-й песни диакон совершает каждение алтаря. В конце 8-й песни вместо «Слава» чтец говорит: «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа» . По 8-й песни канона хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…» и исполняет катавасию . Диакон (стоя на амвоне с кадильницей пред иконой Богоматери): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор запевает песнь Пресвятой Богородицы ( «Величит душа Моя Господа…» и припев «Честнейшую...» ), в это время диакон совершает каждение храма. По 9-й песни канона хор исполняет катавасию. |
| |