396 В отдания неподвижных праздников служба рядовому святому переносится на предыдущий (см. 12 сентября, 31 декабря) или грядущий день (см. 21 сентября). Но в отдания подвижных праздников (Вознесения и Пятидесятницы) служба рядовому святому не переносится на другой день, а поется на повечерии (см. Типикон, главу 50-ю). Потому поминание рядового святого уместно только в отдания подвижных праздников. 397 Если в Минее 5 стихир, то 1-я стихира поется дважды; если 4 стихиры, то 1-я и 2-я поются по дважды, а 3-я и 4-я – по одному разу. Если всего 3 стихи­ры, то каждую необходимо спеть дважды. 398 В некоторые дни (например, 6 ноября, 11 ноября и другие) Устав назначает петь после стихир Октоиха (то есть перед стихирой «Славы») еще одну (очень редко – две) стихиру святому с ее особым припевом. В таких случаях стихиры поются по следующей схеме: 1-я стихира Октоиха, стих «К Тебе возведох…», 2-я стихира Октоиха, стих «Помилуй нас, Господи…», 3-я стихира Октоиха, стих святого из Минеи, стихира святого из Минеи. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу стихиры «Славы»; в среду же или пятницу поется Крестобогородичен Минеи на ряду. 399 В некоторые дни памяти шестеричных святых поется особая стихира на «Слава, и ныне» (см. 6 сентября, 17 декабря). 400 В храме Архангельском во вторник и в четверг и в храме Предтечи (как и в любом храме в честь пророка) в четверг тропарь храма поется перед дневным тропарем (см. Типикон, главу 52-ю). Кроме того, в понедельник в храме Небесных Сил бесплотных, во вторник в храме Предтечи и в четверг в апостольском храме или храме святителя Николая тропарь храма опускается. 401 Иногда после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» добавляются сти­хиры святому из Минеи с их припевами (см., например, 1 ноября, 17 декабря и другие дни). 402 В 21-й главе Типикона сказано, что изобразительные антифоны поются только в дни памяти святых, которым указана «песнь во Уставе на литургии», то есть которым Устав назначает «Блаженны». Однако в реальности почти всем шестеричным святым (кроме мученика Иакова Персянина, 27 ноября) в Месяцеслове назначены «Блаженны» (из 3-й песни канона на 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Устав последования изобразительных находится в 49-й главе Типикона, которая охватывает весь период Постной Триоди, а также в последованиях служб на навечерие Рождества Христова и Богоявления (см. 48-ю главу Типикона, 24 декабря и 5 января соответственно). §1. Последование изобразительных на великопостных часах Так как чаще всего изобразительны совершаются в седмичные дни Великого поста, то рассмотрим это последование в качестве образца, а затем отметим особенности, которое имеет это богослужение в другие дни. По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны» следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». 2-й лик: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» и припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». 1-й лик: «Блажени плачущии...» и припев: «Помяни нас, Господи...». 2-й лик: «Блажени кротцыи...» и припев: «Помяни нас, Господи...». 2-й лик: «Слава»: «Помяни нас, Господи...». 1-й лик: «И ныне» : «Помяни нас, Господи...». Затем хор протяжно поет: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». В начале этих 3-х последних стихов священник выходит на амвон и в конце каждого стиха вместе с наро­дом совершает земной поклон. После пения «Блаженн»: Чтец: «Лик небесный поет Тя и глаголет...», стих «Приступите к Нему и просветитеся», «Лик небесный поет Тя и глаголет...», «Слава»: «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне»: «Верую во Единаго Бога...», «Ослаби, остави...», «Отче наш...». Священник возглашает: «Яко Твое есть Царство...». Чтец говорит «Аминь» и читает кондаки по Уставу (см. 52-ю главу Типикона). Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста. В храме Господском: – в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи 242 ; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: кондак храма;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Устав службы славословному святому в седмичный день можно найти в 48-й главе Типикона в последованиях служб 23 сентября (Зачатие Иоанна Предтечи) и 23 октября (апостола Иакова, брата Господня). Также некоторые указания находятся в 8-й уставной главе Общей Минеи. По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря. Седальны по кафисмам: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. Канон: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого на 6. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи . Стихиры на «Хвалите…»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» 217 . По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. §3.2.2. Особенности утрени в случае славословного святого в субботу Если святой со славословием случится в субботу, то каноны Октоиха не поются. Также пение тропарей всегда завершается пением воскресного Богородична уходящего гласа. В остальном же богослужение имеет те же особенности, что и в другие дни седмицы. По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-я глава). Канон : – в храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8; – в храме святого: канон Богородице настоящего гласа с воскресной утрени, из Октоиха на 6 и канон святого на 8 (см. Типикон, 11-ю главу). По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего гласа (см. Типикон, 52-я глава). §3.2.3.Особенности утрени в случае отдания двунадесятого праздника Последний день попразднства двунадесятого праздника называется отданием праздника. В этот день Устав назначает совершать вседневную вечерню и утреню с великим славословием. Само богослужение состоит из песнопений, которые пелись в сам праздник, потому и служба на отдание праздника во многом дублирует службу в день самого праздника, за исключением тех частей, которые отсутствуют на славословной службе (паремий, литии, полиелея и др.). Служба рядовому святому переносится на другой день, за исключением 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

377 Однако в некоторые дни (21 декабря, 11 января, 9 августа) Типикон указывает петь на стиховне стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. 378 В Типиконе в последовании 20 декабря сказано: «Яко от двадесятого дне декемвриа до 14 ианнуариа, дóндеже отдастся праздник Святых Богоявлений, Октоих не поется, кроме единых недель… Не поется же и междочасие, и канон Богородицы на повечерии». Это указание, хотя буквально касается частного случая – периода от 20 декабря до 14 января, можно смело распространить и на все периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, так как аргументация («не поется Октоих») действительна для всех седмичных дней указанных периодов. Потому мы полагаем, что пение канона Богородицы на повечерии в периоды пред- и попразднства всех праздников отменяется. Кстати, это мнение отражается и в «Настольной книге…» (см.: Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 79). 382 См.: Лукьянов В., протопресв. Богослужебные заметки. С. 209; Настольная книга священнослужителя. Т. 1. С. 78. 385 Если отдание праздника случится в субботу, то догматик уходящего гласа поется (см. 12 сентября). Однако в Марковой главе 25 мая нет такого указания, но говорится о пении стихиры праздника. Такое молчание Марковой главы можно объяснить тем, что в отдание праздника Пятидесятницы догматик действительно не поется, в Триоди его пение даже не предусмотрено, так как в саму Неделю Пятидесятницы и ее попразднство Октоих не употребляется. Но в воскресные дни периода попразднства остальных двунадесятых праздников Октоих поется, потому в отдания этих праздников в субботу необходимо петь догматик уходящего гласа. 386 В данной Марковой главе Типикона 25 мая не конкретизируется, какой кондак следует прочитать на 1-м часе, сказано просто: «…кондак праздника и святаго пременяем». Однако мы уже неоднократно приводили следующее правило: на 3-м часе читается тот кондак, который на утрене полагается по 6-й песни канона (Типикон, 3-я глава, также см. Маркову главу 8 сентября «Аще ли случится Рождество Богородицы в неделю», 1-ю храмовую главу и прочие). Потому в данном случае мы считаем правильным чтение на 1-м и 6-м часах кондака святого, а на 3-м и 9-м – кондака праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон: Богородице 223 на 6 и канон святого на 8. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 6 декабря). По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи, см. 6 декабря). Стихиры на «Хвалите…»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа) 224 . Если в Минее указаны только начальные слова Богородична 225 , то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи. Если же в Минее вовсе отсутствует Богородичен 226 , то поется стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. §4.2.4. В случае бденного или полиелейного святого в субботу Если полиелейный или бденный святой случится в субботу, то богослужение имеет такие же отличительные черты (в сравнении со службой того же праздника в другие седмичные дни), как и в случае святого со славословием в субботу. По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Канон : – в храме Господском или Богородичном: канон храма на 6 и канон святого на 8; – в храме святого: канон Богородице настоящего гласа с воскресной утрени, из Октоиха на 6 и канон святого на 8. По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего гласа (см. Типикон, 52-ю главу). §4.2.5. В случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели). Также ее особенности можно найти в Типиконе в последованиях 25 мая (Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи), 30 апреля (апостола Иакова Зеведеева) и 9 августа (апостола Матфия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

456 В Типиконе (во 2-й главе, см. 4-е, зри) сказано: «По сем обычном пении (т. е. величании с избранными стихами псалмов Давидовых) малая глаголется ектения от диакона и седальны поются, и входят вси священнослужители во святой алтарь и изобличаются священных одежд, точию держан чреду остается в облачении к прочитанию Евангелия. Обыкновенно же при чтении Евангелия, так как пред ним не бывает так называемого «чтения» (толкования), полагаемого Уставом (Тип., гл. 2), остаются на средине храма все священнослужители. В праздники, в которые на всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, полагается после утрени пред 1-м часом поклонение иконе праздника, целование ее и помазание всех святым елеем (Тип., послед. 26-го сент., 15-го августа). В приходских церквах, по причине множества молящихся, целование иконы и елеопомазание начинается во время самой утрени, при пении канона. Целование иконы бывает таким же образом, как и Евангелия (Тип., гл. 2); сперва делают два поклона, потом целуют, затем поклоняются однажды (Тип., послед. 26-го сентяб. См. выше). О поклонах пред Евангелием в Неделю (воскресение) сказано в Типиконе: «не до земли творит (каждый) поклоны, но малые, преклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли». В Неделю бо и Владычный праздник и в Пятидесятницу всю колена не преклоняют (Тип., гл. 3, утреня). 457 В храмовые праздники, случившиеся в Неделю (воскресение), указано в Типиконе читать на утрени Евангелие храма. Это ясно, прямо обозначено в храмовых главах: 1, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 44. Между тем в некоторых храмовых главах, именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное. Но в этих главах нет прямого, особого указания о чтении Евангелия, а пишется вообще о службе, что если праздник храма случится в Неделю (воскресение), то службу следует совершать так-то. В 3-й храмовой главе о празднике читаем: «Аще случится храм святаго, или святыя в Неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившагося святаго, имущаго бдение в Неделю, глава третья», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

405 Пение катавасии по каждой песни на вседневной утрене может показаться странным. Однако это связано с тем, что в период предпразднства и попразднства используется вариант библейских песней «Поем Господеви…» (Типикон, глава 18-я), который как раз и предполагает пение катавасии по каждой песни. Именно по этой причине также не поется по 9-й песни канона «Достойно есть…». 413 В редких случаях по 6-й песни назначается кондак 2-му святому, а по 3-й песни – кондак 1-му святому (см., например, 2 ноября). 414 В Типиконе нигде не говорится о том, следует ли читать в четверг 2-й эксапостиларий Октоиха (святителю Николаю Чудотворцу) в случае двух святых. С одной стороны, может показаться, что раз отменяется канон святителю Николаю, то возможен и пропуск эксапостилария святителю. Однако мы считаем, что эксапостиларий святителю Николаю следует читать при любом раскладе, так как, во-первых, служба святителю в случае двух святых полностью не отменяется, ведь ему поется тропарь и кондак на литургии, а также тропарь на повечерии. Во-вторых, и это также важный аргумент, сама история светильнов как песнопений никак не связана с историей канона, так что отправление светильнов по 9-й песни не зависит напрямую от пения канонов на утрене. В нашем Уставе есть немало примеров, когда на утрене поется определенный канон, но соответствующий светилен опускается (в частности, в случае святого с великим славословием на утрене поются каноны Октоиха, однако эксапостиларии Октоиха отменяются). С другой стороны, что особенно важно в анализируемом примере, есть случай пения светильна при отмене соответствующего канона. Так, если бденный или полиелейный святой случится в Неделю святых отец в период предпразднства Рождества Христова, то канон предпразднства опускается, однако светилен предпразднства поется (см. 16-ю храмовую главу Типикона, а также 21 декабря, главу «Аще случится Петра митрополита в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец»). 416 Мы излагаем порядок чтения кондаков на часах, следуя правилу, согласно которому на 3-м часе читается тот кондак, который писан по 6-й песни канона на утрене (Типикон, 3-я глава, Маркова глава 8 сентября «Аще ли случится Рождество Богородицы в неделю», 1-я храмовая глава и другие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

§2.1. Общее последование вседневного часа Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. « Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). «Слава»: тропарь по Уставу, «И ныне»: Богородичен часа. Если два тропаря, то «Господи, помилуй» (трижды), 1-й тропарь. «Слава»: 2-й тропарь , «И ныне»: Богородичен часа. Чтец: библейские стихи часа. Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Чтец: «Аминь» . Кондак по Уставу. Очень интересно то обстоятельство, что по Уставу в тех случаях, когда полагается попеременное чтение двух или трех кондаков, на 1-м часе читается второй по важности кондак, который на утрене читается по 3-й песни канона (если по 3-й песни несколько кондаков, то первый из них). Это связано с тем, что 3-й час открывает дневную группу служб, и потому на 3-м часе следует читать самый «главный» кондак, то есть тот, который был прочитан по 6-й песни канона на утрене. В частности, если в воскресный день случится бденный или полиелейный праздник, по 6-й песни канона читается кондак воскресный, потому чередование кондаков воскресного и святого на часах начинается с кондака святого, так что на 1-м и 6-м часах читается кондак святого, а на 3-м и 9-м – кондак воскресный (см. Типикон, главу 3-ю). В то же время если в воскресенье случится двунадесятый Богородичный или храмовый праздник, то по 6-й песни канона читается кондак праздника, и потому на 3-м и 9-м часах также полагается кондак праздника, а кондак воскресный, как меньший по статусу, назначается на 1-м и 6-м часах (см. 8 сентября, «Аще ли случится Рождество Богородицы в неделю», также 1-ю храмовую главу). Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз). Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» , «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Священник: на 1-м и 9-м часах – «Боже, ущедри ны...» , на 3-м и 6-м часах – «Молитвами святых отец наших ...». Чтец: «Аминь» и читает молитву часа. §2.2. Частные особенности часов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами: «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Великая вечерня Поется «Блажен муж...» Стихиры на «Господи воззвах...» Для малой вечерни стихиры праздника можно брать из чинопоследования службы данному празднику. на 8: стихиры праздника 348 – 3 и стихиры святого на 5; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (в субботу – догматик воскресный уходящего гласа). Совершается вход, поется прокимен дня. Паремии святого – 3 (если совершается празднование апостолу и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата на время чтения паремий остаются открытыми). Стихиры на литии (если служится бдение) – стихиры праздника (со стиховни данного дня без припевов) и стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника Стихиры на стиховне: стихиры святого 349 с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: Если совершается служба бденному святому – тропарь святого (дважды) и тропарь праздника (предпразднства) единожды 350 , а в службе полиелейному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Малое повечерие (если не совершается бдение) Канон не поется, кроме периода предпразднства Рождества Христова и Богоявления, когда поется трипеснец предпразднства (см. 20 декабря). По Трисвятом – кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (см. 52-ю главу Типикона). Полунощница (если не совершается бдение) В праздники полиелейных святых совершается вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину без особенностей. Однако в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение, служится праздничная полунощница со следующими особенностями (см. 2-ю храмовую главу): По 1-м Трисвятом: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). По 2-м Трисвятом: кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (предпразднства). Затем «Господи, помилуй» (12 раз), после чего сразу следует молитва «Преславная Приснодево...» (т. е. молитва «Помяни, Господи, в надежди...» опускается).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Часы 1-й час: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь праздника; кондак праздника. 3-й час: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому; кондак воскресный. 6-й час: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь праздника; кондак святому. 9-й час: тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому; кондак праздника. Литургия «Блаженны» на 12: воскресные – 4 тропаря; праздника (рядовая песнь канона) – 4 тропаря; святому (канон, 6-я песнь) – 4 тропаря; Тропари и кондаки по входе: В храме Господском и святого – во всех случаях, в храме Богородичном – в попразднство (предпразднство) Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святому; кондак воскресный; «Слава» – кондак святому; «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородичном в попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма, святому; кондаки: воскресный, храма; «Слава» – кондак святому; «И ныне» – кондак праздника. Задостойник праздника (если попразднство). О полиелейном святом, случившемся в неделю Богослужение полиелейному святому в неделю почти не отличается от празднования бденному святому в неделю. Поэтому, рассматривая также два возможных случая (в период пения Октоиха и в период предпразднства и попразднства), будем отмечать лишь те немногочисленные особенности, которыми богослужение полиелейному святому в неделю отличается от богослужения бденному святому в неделю. Этому случаю посвящена 4-я глава Типикона, которая почти дублирует 3-ю главу Типикона (о бденном святом в неделю) и имеет следующие отличия. Вечерня По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятом: «Богородице Дево...» (трижды; тропарь святому не поется). Утреня Канон: воскресный – 4 тропаря; крестовоскресный – 2; Богородице – 2; святому – на 6. Если святой имеет два канона, тогда крестовоскресный канон опускается, и читаются следующие каноны: воскресный – 4 тропаря; Богородице – 2; святому на 8 (из 2-х канонов). Отпуст: дневной (поминается святой храма, местные святые и празднуемый святой 367 – см. Служебник). Литургия Тропари и кондаки по входе:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010